Упражнение это хорошо потому что это плохо потому что

Упражнение «И это хорошо, и это плохо»

Инструкция. Предлагаю сейчас считать эту ручку палочкой с двумя полюсами. Этот колпачок ручки — белый, он будет означать «хорошо». Эта сторона у ручки черная, поэтому этот колпачок будет означать «плохо». Если ручка повернута белым колпачком кверху, нуж­но говорить «хорошо», если черным — «плохо».

Например, у меня ручка повернута белым колпачком вверх. Я говорю: — Мы подошли уже к техникам вербализации, и это хорошо, пото­му что они важны для понимания партнера.

Теперь я передаю ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна повторить окончание моей фразы после слова «потому», а затем объяснить, почему это плохо. Например:

— Они важны для понимания партнера, и это плохо, потому что я ими не владею.

Теперь Аня поворачивает ручку белым колпачком кверху и передает ручку Инне. Та может сказать:

— Аня не владеет техниками вербализации, и это хорошо, потому что учиться этим техникам интересно.

Теперь Инна поворачивает ручку черным колпачком кверху и передает ее Александру, а он, например, скажет:

— Учиться этим техникам интересно, и это плохо, потому что начи­наешь увлекаться игрой и забываешь суть.

Инструктируя участников, тренер не должен скупиться на такого рода иллюстрирующие репетиции. Нужно переворачивать ручку и передавать ее следующим участникам, произнося слова за них до тех пор, пока они не уловят ритм и логику этого упражнения. Тренер должен также подчеркнуть, что в упражнении не стоит использовать фраз в сослагательном наклонении: потому что мы могли бы. нам следовало бы. и т. п. Лучше говорить о фактах и своем отношении к ним: Я хочу.. У нас получается. У нас не получается. Мы грустим. Мы веселимся. и т. п.

Затем тренер начинает игру уже с другой фразы, не с той, какая ис­пользовалась в инструкции, например: «В этот яркий солнечный день, мы находимся здесь, и это хорошо, потому что. »

Упражнение требует изобретательности и часто используется в тре­нинге креативности. Однако оно прекрасно работает и для целей по­вторения. Необходимо внимательно и тщательно воспроизвести слова партнера, чтобы отреагировать на них заданным образом.

При подведении итогов упражнения тренер задает тот же вопрос: «Что было труднее — сочинять свою фразу или повторять чужую?»

В этом упражнении участникам становится ясно, что повторение помогает сконцентрироваться на словах партнера и выиграть время для собственного ответа.

«Сухой остаток» упражнения (в значительной степени зависит от того, как прошло упражнение). Повторение сказанного парт­нером помогает понять, что он имеет в виду. При этом повторение слов партнера вовсе не означает, что мы с ним согласны.

Эксперимент с техникой Б —

Перефразирование

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими сло­вами.

Дополнительная цель тренера: развитие взаимодействия участников тренинга между собой, введение элемента игры.

Инструкция. Предлагаю объединиться в четыре команды. (Тренер объединяет участников в команды. Лучше, чтобы это были новые команды. Нужно следить за тем, чтобы на протяжении тренин­га каждый участник поработал в командах самого разнообразного со­става.) Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или сло­восочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собою», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п. Нужно будет записать текст, перефразирующий выбранную строфу, и затем прочитать его вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Есть ли какие-нибудь вопро­сы? На эту работу дается 10 минут. Начинаем.

ПРИМЕР _____Эксперимент с перефразированием

Институт тренинга, Санкт-Петербург, 2000

Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере перемещения пешком: «Скоро, ох скоро, жердочка обо­рвется, и аз немедленно будет повержен».

Как правило, упражнение проходит весело — и во время подготов­ки перефразирующих текстов, и во время их презентации группе. После каждой презентации часто возникают спонтанные аплодисменты. Это стоит поддерживать, как неписаную норму группы. Не дожидаясь воп­роса тренера (Какое стихотворение было представлено?), обычно кто-нибудь из участников начинает выкрикивать название стихотворения или скандировать строфу-прототип. Тренеру стоит предложить повто­рить каждую презентацию «на бис». Команды работали, готовились, и их труд должен быть оценен по достоинству. Кроме того, это поможет перейти от игры к «сухому остатку».

После всех презентаций тренер должен задать вопрос: «Каким дол­жно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста?» Скорее всего, участники укажут на совпаде­ние ритмов в первоначальном и перефразированном тексте, на соответствие «уровней пафоса», близость синонимов и др. Однако при этом наверняка кто-нибудь воскликнет: «Зато чем дальше используемые выражения от прототипа, тем смешнее!»

«Сухой остаток» упражнения. В русском языке все можно передать своими словами. При этом можно изменить первоначальный текст до неузнаваемости. Поэтому.. может быть, лучше передавать суть сказанного партнером его, а не своими словами.

Источник

Упражнение «И это хорошо, и это плохо»

Инструкция. Предлагаю сейчас считать эту ручку палочкой с двумя полюсами. Этот колпачок ручки — белый, он будет означать «хорошо». Эта сторона у ручки черная, поэтому этот колпачок будет означать «плохо». Если ручка повернута белым колпачком кверху, нуж­но говорить «хорошо», если черным — «плохо».

Например, у меня ручка повернута белым колпачком вверх. Я говорю: — Мы подошли уже к техникам вербализации, и это хорошо, пото­му что они важны для понимания партнера.

Теперь я передаю ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна повторить окончание моей фразы после слова «потому», а затем объяснить, почему это плохо. Например:

— Они важны для понимания партнера, и это плохо, потому что я ими не владею.

Теперь Аня поворачивает ручку белым колпачком кверху и передает ручку Инне. Та может сказать:

— Аня не владеет техниками вербализации, и это хорошо, потому что учиться этим техникам интересно.

Теперь Инна поворачивает ручку черным колпачком кверху и передает ее Александру, а он, например, скажет:

— Учиться этим техникам интересно, и это плохо, потому что начи­наешь увлекаться игрой и забываешь суть.

Инструктируя участников, тренер не должен скупиться на такого рода иллюстрирующие репетиции. Нужно переворачивать ручку и передавать ее следующим участникам, произнося слова за них до тех пор, пока они не уловят ритм и логику этого упражнения. Тренер должен также подчеркнуть, что в упражнении не стоит использовать фраз в сослагательном наклонении: потому что мы могли бы. нам следовало бы. и т. п. Лучше говорить о фактах и своем отношении к ним: Я хочу.. У нас получается. У нас не получается. Мы грустим. Мы веселимся. и т. п.

Затем тренер начинает игру уже с другой фразы, не с той, какая ис­пользовалась в инструкции, например: «В этот яркий солнечный день, мы находимся здесь, и это хорошо, потому что. »

Упражнение требует изобретательности и часто используется в тре­нинге креативности. Однако оно прекрасно работает и для целей по­вторения. Необходимо внимательно и тщательно воспроизвести слова партнера, чтобы отреагировать на них заданным образом.

При подведении итогов упражнения тренер задает тот же вопрос: «Что было труднее — сочинять свою фразу или повторять чужую?»

В этом упражнении участникам становится ясно, что повторение помогает сконцентрироваться на словах партнера и выиграть время для собственного ответа.

«Сухой остаток» упражнения (в значительной степени зависит от того, как прошло упражнение). Повторение сказанного парт­нером помогает понять, что он имеет в виду. При этом повторение слов партнера вовсе не означает, что мы с ним согласны.

Эксперимент с техникой Б —

Перефразирование

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими сло­вами.

Дополнительная цель тренера: развитие взаимодействия участников тренинга между собой, введение элемента игры.

Инструкция. Предлагаю объединиться в четыре команды. (Тренер объединяет участников в команды. Лучше, чтобы это были новые команды. Нужно следить за тем, чтобы на протяжении тренин­га каждый участник поработал в командах самого разнообразного со­става.) Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или сло­восочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собою», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п. Нужно будет записать текст, перефразирующий выбранную строфу, и затем прочитать его вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Есть ли какие-нибудь вопро­сы? На эту работу дается 10 минут. Начинаем.

ПРИМЕР _____Эксперимент с перефразированием

Институт тренинга, Санкт-Петербург, 2000

Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере перемещения пешком: «Скоро, ох скоро, жердочка обо­рвется, и аз немедленно будет повержен».

Как правило, упражнение проходит весело — и во время подготов­ки перефразирующих текстов, и во время их презентации группе. После каждой презентации часто возникают спонтанные аплодисменты. Это стоит поддерживать, как неписаную норму группы. Не дожидаясь воп­роса тренера (Какое стихотворение было представлено?), обычно кто-нибудь из участников начинает выкрикивать название стихотворения или скандировать строфу-прототип. Тренеру стоит предложить повто­рить каждую презентацию «на бис». Команды работали, готовились, и их труд должен быть оценен по достоинству. Кроме того, это поможет перейти от игры к «сухому остатку».

После всех презентаций тренер должен задать вопрос: «Каким дол­жно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста?» Скорее всего, участники укажут на совпаде­ние ритмов в первоначальном и перефразированном тексте, на соответствие «уровней пафоса», близость синонимов и др. Однако при этом наверняка кто-нибудь воскликнет: «Зато чем дальше используемые выражения от прототипа, тем смешнее!»

«Сухой остаток» упражнения. В русском языке все можно передать своими словами. При этом можно изменить первоначальный текст до неузнаваемости. Поэтому.. может быть, лучше передавать суть сказанного партнером его, а не своими словами.

Источник

Групповое занятие «Зачем нужно знать себя»

Групповое занятие для подростков

Тема: Зачем нужно знать себя?

Цели: познакомить с возможностями самопознания, способствовать развитию самопознания и рефлексии.

— формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутрен­ ний мир и ориентация в нем;

— формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Оборудование: карандаши, фломастеры, бумага

Упражнение «Вещь (предмет на букву…)»

Участники по кругу называют предметы (которые можно увидеть, а не абстрактные понятия) на заданную букву.

Упражнение «Назови свое имя-2»

Это упражнение проводится так же, как и упражнение «Назови свое имя», только каждый последующий уча­ стник называет имена и качества всех предыдущих участников (или одного предыдущего). Кроме того, проводится еще один круг, где каждый участник снова называет свое имя и отрицательное качество на букву имени (то, что хотел бы в себе изменить или развить).

Обсуждение. Что ты чувствовал, когда называли твое качество дру­ гие? Трудно ли было назвать свое отрицательное ка­ чество?

Упражнение «Волшебная рука »

Это сложное упражнение для детей-сирот. Они часто затрудняют­ ся в определении своих хороших черт, отказываются от поиска отрицатель­ ных качеств .

После проведения беседы можно предложить следующее упражнение.

Упражнение «Хорошо или плохо »

Ведущий выбирает какое-либо качество. Это может быть то качество, которое называли чаще других, или более актуальное в этой группе, или можно записать несколько качеств из названных на листах бумаги и вытянуть одно из них, или спросить у ребят, какое ка­ чество взять для упражнения. По кругу каждый участ­ ник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что. », а следующий участник начинает со слов «плох о быть (выбранное качество), потому что. » и так далее попеременно. Например: «хорошо быть неряш­ ливым, потому что можешь бросать свои вещи, где хочешь», «плохо быть неряшливым, потому что девоч­ ки не будут любить». Проводится два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негатив­ ную сторону качества.

Ведущий помогает и поддерживает детей в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлека­ ет участников к активному обсуждению и поддержке друг друга.

Притча «Про ворону и павлина»

Ведущий: какой вывод можно сделать из этой притчи?

При обсуждении обращается внимание группы на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого есть позитивные качества, дети учатся ви­деть в себе и друг в друге не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».

Анализ работы в группе: каждый продолжает фразу» Сегодня я понял …»

Источник

«ДАВНО ХОЧУ ТЕБЕ СКАЗАТЬ. »

Детско-родительские собрания в старших классах

Цели: повышение воспитательной активности родителей, формирование мотивации учащихся и родителей к раскрытию чувств друг перед другом, формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком, развитие мотивации у родителей к посещению родительских собраний.

ЧАСТЬ I

Оборудование: вырезанные из цветного картона бабочки (по количеству учащихся); фломастеры, цветные карандаши, краски; плакаты с высказываниями о родительской любви; старые газеты и журналы; стулья по количеству участников.

Время проведения: приблизительно 1 час 20 минут.

Встреча с детьми

Подготовка к собранию начинается со встречи с детьми. Проводится беседа о том, что такое одиночество. Может ли одиночество быть приятным и полезным для человека? Случались ли в их жизни ситуации, когда они чувствовали себя одинокими? Что они испытывали в те моменты своей жизни, с кем или с чем это было связано?

Упражнение это хорошо потому что это плохо потому чтоВ рассказах детей очень часто встречаются фразы: «родители меня не понимают», «им все равно, что я испытываю», «они меня не любят». Психолог рассказывает о том, что на планете, к сожалению, очень много одиноких людей, в том числе и детей, и задает вопрос: «А что бы вы могли посоветовать вашим сверстникам?» Выслушивает ответы и предлагает из подручного материала (старые газеты, журналы, фломастеры, краски, клей) сделать газету на тему «Как справиться с одиночеством?», или «Как избежать одиночества?», или «Ты не одинок! Мы рядом!». На работу дается 8–10 минут, затем учащиеся представляют свою работу.

В ходе обсуждения выясняется, что самое главное — не чувствовать себя одиноким в семье. Психолог задает следующий вопрос: «А когда в последний раз вы говорили своим родителям, как они вам дороги?» К сожалению, почти все затрудняются ответить на этот вопрос.

Каждому ребенку раздаются готовые «бабочки» из белой бумаги и предлагается на одной из сторон написать письмо своим родителям, в котором сказать о том, как они ему дороги, может быть, попросить прощения. С другой стороны надо подписаться тем именем, которым их называют только родители (чтобы они узнали, от кого письмо). Все дети без исключения с теплотой и любовью пишут в «бабочках» признания.

Встреча с родителями

Родителям предлагается по кругу назвать свое имя, род занятий, сказать, что они любят делать в свободное время. Психолог также представляется, а затем знакомит родителей с традиционными правилами общения в тренинге:

— искренность (лучше промолчать, чем солгать),

— слушать, не перебивая.

Психолог рассказывает о целях встречи, о форме (использование элементов тренинга).

Собрание можно начать с вопроса: «Скажите, пожалуйста, что значит любить своего ребенка?» Родители высказываются в свободной форме (понимать его, заботиться, оберегать, помогать, доверять и т.д.).

Упражнение «Каталог эффектов»

Что же мешает нам, родителям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть? Возможно, родительские установки. Психолог раздает родителям «Каталог эффектов» (см. приложение). Родители и психолог обсуждают возможные приемы взаимодействия с детьми, а также эффекты, производимые этим взаимодействием.

Понять ребенка — значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Статья опубликована при поддержке центра света «Эдисон». Люстры, торшеры, бра, настольные лампы, зеркала, картины, электроустановочные изделия, а также интерьерная мебель от ведущих производителей мира. Постоянное пополнение ассортимента, гарантия качества, доступные цены. Посмотреть подробную информацию о центре света, каталог товаров, цены, контакты и получить персональную консультацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.edisonlight.ru/.

Упражнение «Принятие чувств»

Участники делятся на микрогруппы по 4–5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

• «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

• «Не бойся, собака тебя не тронет». («Симпатичный пес. Но если боишься — давай перейдем на другую сторону».)

• «Улыбнись. Всё не так плохо, как тебе кажется». («Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?»)

• «Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты. » («Да, укол — это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания», автором которого является американский психолог Т. Гордон. Слушать активно — значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, — «эмпатия»).

Ведущий говорит, что психологи рекомендуют обнимать своего ребенка не менее 12 раз в день. И обнимать его до тех пор, пока он сам не разомкнет объятий. Родителям предоставляется возможность сделать это.

Психолог приглашает детей. Они садятся около своих родителей.

Родители выполняют задание — обнять своего ребенка.

Детско-родительская встреча

Ребята представляются: имя, возраст, увлечения.

Ребенок должен представить своего родителя в образе какого-либо растения или фрукта.

Упражнение «Угадай, кто это»

Ребятам завязывают глаза. Они стоят в одну линию. Родители по очереди, молча, подходят к каждому из них. Ребенок должен по рукам угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит в сторону, если нет — родитель продолжает движение дальше. Если ребенок не остановил своего родителя, игра продолжается до тех пор, пока он его не узнает (родитель доходит до конца линии и снова начинает движение).

Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Примечание. необходимо снять все украшения с рук. Психолог тоже может принять участие в упражнении.

Все снова садятся в круг.

Шеринг. желающие могут поделиться своими переживаниями.

Инструкция: «Дорогие родители и ребята! Вы только что убедились, как важно почувствовать близкого человека. Но одних прикосновений, к сожалению, не всегда достаточно, нужны еще слова.

Уважаемые родители! Для каждого из вас приготовлен сюрприз. Как вы думаете — приятный? Конечно же, приятный! На этом столе вас ждут письма ваших детей, которые они написали с особой теплотой и любовью. Подойдите, пожайлуста, к этому столу и найдите «свой» сюрприз».

Родители подходят к столу, на котором разложены «бабочки». Задача родителей найти свою «бабочку» — письмо своего ребенка.

У многих родителей возникает желание обнять своего ребенка, поцеловать его, сказать какие-то слова.

Шеринг. желающим предложить поделиться своими переживаниями.

Упражнение «Давно хочу тебе сказать. »

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Желающие делятся своими переживаниями и впечатлениями о встрече в свободной форме:

— с каким настроением уходит каждый;

— какой опыт получил каждый участник;

— оправдались ли ожидания;

— каковы его планы, намерения?

ЧАСТЬ II

Материалы и оборудование: магнитофон, цветные карандаши, краски, листы бумаги А4.

Участники: на собрании присутствуют родители и дети.

Время проведения: 60 минут.

Каждый участник говорит о своих ожиданиях, намерениях, с которыми он пришел на встречу. Ведущий говорит о том, что сегодня продолжится разговор о взаимопонимании в семье, о том, каким образом каждый член семьи может воспринимать свою семью и ощущать себя в ней.

Выполнение упражнения происходит по кругу. Первому участнику необходимо закончить фразу «Семья — это хорошо, потому что. ». Далее развитие темы происходит по цепочке с чередованием начала фраз: конец предыдущей фразы, затем «Семья — это плохо, потому что. », конец предыдущей фразы, затем «Семья — это хорошо, потому что. » и т.д., пока круг не завершится. Ведущий делает вывод на основе тех высказываний, которые прозвучали.

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «семья», психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Упражнение «Рисунок моей семьи»

Упражнение можно начать с обсуждения ассоциаций и перейти к практической деятельности.

Психолог говорит: «Так сложилось, что почти в каждой семье есть представители разных поколений: отцов и детей. В силу индивидуальных особенностей каждый член семьи по-разному видит свою семью и ощущает себя в семье, что иногда может служить причиной конфликтов. Я хотела бы вам предложить уникальную возможность — осознать свой образ семьи, свое место в ней, а также узнать, каким образом ее воспринимают ваши родные. Возможно, это поможет вам по-другому посмотреть на членов своей семьи, ответить для себя на какие-то вопросы».

Участникам раздаются листы формата А4, по три цветных карандаша (цвет участники выбирают сами).

Инструкция: «У каждого из нас существует свое мнение, впечатление о том, чем является для нас семья и кем мы себя ощущаем в своей семье. В течение определенного времени вам нужно будет нарисовать образ своей семьи — метафору или образ себя в своей семье. Совет — прислушайтесь к своим чувствам, слушайтесь своей руки — она нарисует то, что вы действительно ощущаете».

Участникам дается 8–10 минут, звучит спокойная музыка, участники не разговаривают.

Все возвращаются в круг. Каждый из участников показывает свой рисунок. Сначала автор говорит о том смысле, который он вкладывал в свой образ (можно уточнить смысловую нагрузку элементов рисунка, цвета в рисунке — что он означает для автора). Затем остальные участники говорят о своих ассоциациях по по поводу нарисованного (не интерпретации!). Ведущий может задать вопросы членам одной семьи: «Совпадают ли ваши видения семьи, ощущения себя и других членов семьи? Хочется ли что-нибудь изменить?» Эти вопросы можно оставить без ответа, если участник не хочет на них отвечать. главное, что он ответит на них для себя!

Шеринг. Участники по желанию делятся своими переживаниями, открытиями.

Упражнение «Взрослый — ребенок»

Психолог говорит: «Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого».

Инструкция: «Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений. теперь вы — взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди. Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем). Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то. », «Если бы я был ребенком, то. ». Высказываемся по кругу.

Шеринг. Участники делятся своими мыслями.

Упражнение «Спасибо тебе за то, что. »

Родители и дети сидят рядом в круге.

Психолог: «На прошлой встрече вы осваивали правила активного слушания, которые и помогли вам сейчас услышать друг друга. Мне кажется, что каждому из вас есть что сказать друг другу. Я предлагаю вам это сделать следующим образом.

сначала родитель говорит своему ребенку, затем ребенок — родителю фразу, которая начинается так: «Мама (папа), спасибо тебе за то, что. », «Дорогой сын (дочь), спасибо тебе за то, что. ».

Примечание. если у кого-то возникнет желание что-либо сделать (обнять, поцеловать и т.д.), предоставить такую возможность.

Психолог: «К сожалению, наша встреча подошла к концу, а отношения в вашей семье во многом начнутся с чистого листа. Надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам осознать и увидеть, какая замечательная у вас семья, как вы любите друг друга и дорожите друг другом. А это в жизни самое главное — не быть одиноким в семье!»

Ведущий просит участников ответить на следующие вопросы:

— с чем вы уходите с этой встречи (открытия, переживания, мысли, настроение)?

— что вы узнали о себе и о своей семье, о своем ребенке?

— что бы вы пожелали себе и своим близким?

Участники делятся своими переживаниями и впечатлениями о встрече в свободной форме, по желанию; задают вопросы.

«Спасибо за вашу искренность, открытость, за то, что вы любите друг друга и дорожите друг другом, за то, что вы были сегодня здесь — на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!»

Примечание. как показывает опыт проведения подобных встреч, лучше проводить их с перерывом в один месяц.

Светлана КОЛЧАНОВА,
психолог
МОУ «Гимназия № 1»,
г. Тюмень

ПРИЛОЖЕНИЕ

Каталог эффектов

Приказание, распоряжение, инструктирование, командаЭффекты «Меня не волнует, что ты там хочешь делать, возвращайся домой сию же минуту!»Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства и потребности не важны, он должен соглашаться и исполнять все в соответствии с чувствами и потребностями родителей. Эти сообщения показывают неприятие ребенка таким, какой он сейчас. «Хватит суетиться!»Они вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу от того, кто больше и сильнее его. «Ступай к себе в комнату, если не пойдешь — я тебя туда отправлю!»Они могут вызывать у ребенка чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышки раздражения, противостояния родительской воле. «Не трогай эту тарелку!»
«Отойди от маленького брата!»
Они могут сообщить ребенку, что родитель не доверяет суждениям и не полагается на его компетентность. Советы, предложения, объясненияПостоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовать идеи и советы родителей, исключая развитие собственных идей. «Мы с мамой знаем, что лучше»Совет иногда транслирует ребенку родительские установки превосходства. Предостережение, предупреждение, угрозаЭти сообщения также как бы провоцируют ребенка на то, чтобы он проверил меру серьезности угрозы родителей. Дети иногда испытывают соблазн сделать то, о чем их предупреждали или что им запрещали, лишь для того, чтобы посмотреть, последует ли наказание. «Если ты так не сделаешь, то пожалеешь об этом!»Эти сообщения могут заставить ребенка почувствовать страх и покорность. «Если ты сейчас же не пойдешь спать, я тебя отшлепаю!»Они могут вызвать сопротивление и жестокость, точно так же, как приказание, команда, инструктирование. «Если ты не прекратишь стучать по барабану, я рассержусь на тебя»Они могут транслировать отсутствие у родителя уважения к желаниям и потребностям ребенка. Нотации, наставления, логическая аргументация (реакция ребенка) «Ты думаешь, я не знаю этого?»Логика и факты часто вызывают у ребенка сопротивление и защиту. «Ты не прав, прав я!
Ты не можешь убедить меня»
Детям, как и взрослым, редко нравится показывать, что они не правы. Соответственно, они бескомпромиссно защищают свою позицию. «Они говорят и говорят, а я должен здесь сидеть и слушать»Дети обычно ненавидят родительские наставления. «Ты всегда думаешь, что ты все знаешь»Попытка учить другого часто вызывает у того, кого учат, чувство собственной неадекватности, чувство, что вы стремитесь подчинить его себе. «Мне все равно. Пусть так. Со мной это не случится»Иногда дети предпочитают игнорировать факты. «Я все это знаю, и тебе вовсе не нужно мне об этом рассказывать»Часто дети уже слишком хорошо знают те факты, на которых настаивают родители, читая им наставления, и сопротивляются предположению родителей об их недостаточной информированности. Поучение, увещевание, морализирование, проповедьПодобные сообщения опираются в своем воздействии на ребенка на власть внешнего авторитета, долга, обязанностей. Дети могут ответить на «должен», «обязан», «надо» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции. Такие высказывания могут заставить ребенка почувствовать, что родитель не полагается на иное суждение, что он считает: правильно поступать — это поступать так, как поступают другие. «Ты должен поступать правильно!»Они могут стать причиной актуализации чувства вины в ребенке — чувства, что он «плохой». «Ты не должен так думать»,
«Ты всегда должен уважать своих учителей»
Могут заставить ребенка чувствовать, что родители не доверяют его способности обоснованно оценивать планы других людей.

Вариант оформления
информационного стенда

Как часто вы говорите детям.

– Я сейчас занят(а).
– Посмотри, что ты натворил!
– Это надо делать не так.
– Неправильно!
– Когда же ты научишься?
– Сколько раз я тебе говорила!
– Нет! Я не могу!
– Ты сведешь меня с ума!
– Что бы ты без меня делал?!
– Вечно ты во все лезешь!
– Уйди от меня!
– Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если ребенок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.

а эти слова ласкают душу ребенка

– Ты самый любимый!
– Ты очень многое можешь!
Упражнение это хорошо потому что это плохо потому что– Спасибо!
– Что бы мы без тебя делали?!
– Иди ко мне!
– Садись с нами.
– Я помогу тебе.
– Я радуюсь твоим успехам!
– Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
– Расскажи мне, что с тобой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *