Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Тема 2. Общая теория менеджмента

1. Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Закономерности управления различными социальными системами.

3. Принципы управления.

4. Методологические подходы в менеджменте.

Важнейшими категориями управления и менеджмента являются:

1) объект и субъект управления;

2) прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления;

3) система управления;

Объект управления – это управляемая подсистема, т. е. то, чем управляют, т. е. отрасль, предприятие, подразделение и т. п.

Субъект управления – это управляющая подсистема, т. е. то, что управляет, т. е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, как часть производственных отношений.

В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий:

§ управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность.

§ субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия, и ей должна поступать информация о состоянии объекта управления после воздействия. Т. е.в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи.

§ Любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для предприятий все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдения этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления имеет свою внутреннюю среду и связана со средой (внешней), в которой она существует.

Внутренняя среда организации составляет его хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.

Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, т. к. для любого предприятия необходимо как минимум наличие двух человек, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).

Задачи – это предписанная работы (серия работ и часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Структура организации – взаимоотношение уровней управления и ли функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.

Технологияподразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образования, квалификации, способностям и т. п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.

Внешняя (окружающая) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др.. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы и ли товары, энергоносители. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.

Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т. д.

Различают также среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Важнейшими элементами этой среды являются: поставщики, покупатели, конкуренты, органы государственной власти, местные органы самоуправления, профсоюзы. К среде косвенного воздействия относят уровень развития науки и техники, культуру, политику, религию и др.

Важнейшую роль во внешней среде играет государство. Наряду с задачами поддержания законности и порядка, обеспечения обороноспособности оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики. При этом условиях кризиса экономическая роль государства возрастает. В современных условиях в развитых странах государство целенаправленно осуществляет регулирование национальной экономики.

Источник

Основы методологии менеджмента

Важнейшие категории менеджмента. В управлении и менеджменте используются одни и те же катего­рии, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между ними», «система управления», «окружающая среда».

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управле­ния на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хо­зяйствующих субъектов.

Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно категорий.

Объект управления — это то, чем управляют, т.е. отрасль, пред­приятие, подразделение и т.п.

Субъект управления — это то, что управляет, т.е. аппарат управ­ления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении ко­манд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе — как часть производственных от­ношений.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с оп­ределенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта по­сле воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко орга­низованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономиче­ская система управления должна располагать определенными мате­риальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает осо­бенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и прие­мов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая ох­ватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в ко­торой она существует.

Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает дан­ное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие ор­ганизации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь, организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспиты­вают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития отраслей пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т.д.

Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависи­мы.

В некоторых литературных источниках выделяют также и внут­реннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, тех­нологии, структура управления и люди.

Цель — это желаемое состояние организации.

Задача— это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее опреде­ленный срок.

Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления – это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди – это главная производительная сила организации.

Закономерности менеджмента.К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции. Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов этой организации. Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения. Закон развития это социальная система управления во времени. Она имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Закон композиции отражает стремление организации к объединению с другими социальными системами.

Принципы менеджмента. Принципы менеджмента – это основные требования, предъявляемые к системе и организации управления. Принцип целенаправленности управления предполагает, что управление людьми всегда направлено на достижение определенной цели. Принцип иерархичности отражает вертикальное разделение управленческого труда и подчинение нижних уровней управления высшим. Принцип дисциплины требует безусловного выполнения полученных заданий и распоряжений. Принцип ответственности предусматривает наказание за невыполнение возложенных функций или задач. Принцип компетентности требует знания менеджером объекта управления, а каждым работником своей работы. Принцип стимулирования предусматривает вознаграждение за результаты работы.

Источник

Вопрос №3. Важнейшие категории теории управления

В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между ними», «система управления», «окружающая среда».

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, как часть производственных отношений.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на опреде­ленную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует.

Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы (см. рис.1.1).

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Рис. 1.1 Взаимосвязь основных категорий управления

В некоторых литературных источниках выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Управленческая операция— законченное и целесообразное действие, направленное на выполнение конкретной задачи техни­ческого, организационного или социального характера. Каждая операция выполняется в соответствии с определенными правила­ми, инструкциями и должна быть увязана с предыдущими и пос­ледующими операциями технологического цикла. Прохождение операций во времени и пространстве и составляет процесс управ­ления (рис. 2).

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятиема

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

б

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием
Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием
Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

в Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием Управления то что управляет т е аппарат управления отраслью предприятием

Рис. 2. Порядок выполнения операций:

а — последовательный; б — параллельный; в параллельно-последовательный

При последовательном сочетании операций каждая последую­щая начинается после окончания предыдущей, при параллель­ном — одновременно выполняются отдельные процедуры, что ус­коряет процесс и создает условия для групповой обработки инфор­мации. Системы управления должны быть динамичными и детер­минированными, т.е. обеспечивать реакцию на изменения окружа­ющей среды и взаимосвязь элементов, подразделений органов уп­равления. Если в организационной структуре есть элемент, дей­ствия которого не влияют на поведение системы и не реализуют ни одну из целей ее функционирования, то это является верным признаком ненужности этого элемента.

Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет сис­тематизировать, анализировать управленческий процесс и разра­батывать рекомендации по его оптимизации.

Управлениеобеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть техно­логическая установка, коллектив или отдельная личность. Управ­ление есть процесс, а система управления— механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в кото­ром могут участвовать и люди, состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и вза­имосвязь составляют технологию управленческого (в нашем случае) процесса. Строго говоря, технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логичес­ких операций, выполняемых руководителями и специалистами раз­личного профиля по определенному алгоритму вручную или с ис­пользованием технических средств. Технология управления — это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

Часто технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности, при неполноте исходной информации. Однако дефицит информации не является непреодолимым пре­пятствием для принятия прогнозного управленческого решения. Например, при изменении условий внешней среды предприятие, стремящееся к выживанию и достижению максимальной прибыли, будет адекватно реагировать на эти изменения и механизм адап­тации предприятия, принимаемые управленческие решения мо­гут быть многовариантными (невольно напрашивается аналогия с естественным отбором в биологической эволюции).

Содержание процесса управления зависит от вида анализируемой системы (техническая, биологическая, социальная) и может быть представлено с различной степенью детализации этапов, фаз и функций управления.

При организации управления рассматривают наиболее общие этапы процесса: (рис.1. 1):

Сбор информации и оценка обстановки. При выполнении данного этапа руководитель, с учетом отведенного времени, производит детальный сбор всех данных, необходимых для эффективного достижения поставленной цели, и оценку обстановки, в условиях которой будет осуществляться реализация последующих этапов процесса управления. При этом осуществляется сбор и оценка данных о внутренней и внешней среде, районе предстоящих действий, климатических и географических условиях, населении в районе предстоящих действий, экологических последствиях при достижении поставленной цели. Затем руководитель обобщает полученные данные, формирует предварительные выводы о замысле предстоящих действий и определяет наиболее вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели. В том случае, если руководитель после детальной оценки обстановки приходит к выводу о невозможности достижения заданной цели или к выводу о предстоящих недопустимых финансовых потерях или вредных экологических последствиях, то он также обязан обоснованно доложить свои соображения старшему начальнику.

Принятие решения. Результатом выполнения данного этапа является решение руководителя о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели. Принятие решения является наиболее сложным и ответственным этапом процесса управления и основывается на предварительной обработке полученных данных о внутренней и внешней среде, поступающих от подчиненных руководителей служб, применении методов теории выработки решений, средств вычислительной техники, опыте и интуиции руководителя.

Планирование предстоящих действийосуществляется в соответствии с принятым решением. В процессе планирования уточняются задачи подчиненным производится расчет времени решения данных задач и очередность их выполнения, определяются необходимые ресурсы, устанавливается порядок взаимодействия структурных подразделений предприятия

Доведение принятого решения до подчиненныхпроизводится в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно или с использованием средств связи. При получении соответствующего распоряжения подчиненный исполнитель подтверждает факт получения распоряжения, уясняет его, а после исполнения докладывает о результатах выполнения данного распоряжения. В том случае, если в качестве исполнителя выступает руководитель промежуточного звена управления, то полученное распоряжение может являться для него аналогом поставленной задачи (цели) управления. В соответствии с этим данный руководитель приступает к реализации всех вышеперечисленных этапов процесса управления данным промежуточным звеном, т.е. уясняет полученное распоряжение (поставленную задачу), оценивает обстановку, принимает решение и т.д.

Контроль результатов выполнения принятого решенияпроизводится на основании докладов подчиненных о результатах выполнения полученных распоряжений, лично руководителем, его заместителями или с помощью назначаемых комиссий. На основании результатов контроля принимаются меры по повышению эффективности и качества выполнения принятого решения.

В идеальном случае для несложных четко определенных задач цель управления достигается при однократном выполнении перечисленных этапов. Однако в реальных условиях с учетом постоянно меняющейся обстановки и воздействий окружающей среды процесс управления имеет итеративный характер, т.е. возникают ситуации когда требуется неоднократно возвращаться к предыдущим этапам, пока не будет достигнута конечная цель управления (например, если руководитель в результате контроля выполнения принятого решения К убедился, что оно доведено неправильно или содержит ошибки, то он должен повторить этап доведения Д или скорректировать ранее принятое решение Р и т. д.).

Источник

Персонал как объект управления

Любое предприятие может быть представлено как система управления. Система, как известно, — это определенная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Система управления характеризуется наличием субъекта и объекта управления.

Объект управления — это управляемая подсистема, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. В качестве объекта управления мы будем рассматривать персонал промышленных предприятий, как достаточно типичных, а также группы людей, образующие подразделения этих предприятий. Таким образом, в качестве объекта управления рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определенных целей.

Субъект управления — это управляющая подсистема, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Применительно к менеджменту субъект управления представляет собой совокупность определенных звеньев аппарата управления, выполняющих конкретные функции на различных уровнях управления. Каждое вышестоящее звено выступает в качестве субъектов управления по отношению к нижестоящему звену.

Между субъектом и объектом существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация об исполнении команд и состоянии объекта управления, поступающая от объекта к субъекту управления.

Наряду с привычным понятием «предприятие» в данной методической разработке употребля­ется термин «организация», так как в соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия могут быть только государственными или муниципальными, а приватизированные предприятия именуются организациями.

Характерной особенностью предприятия является то, что и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объем реали­зованной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Окружающая среда — это все то, что окружает данное предприятие (организацию): поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация, религиозные идеи и др. Окружающая среда активно влияет на любое предприятие, поставляя ему кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь и предприятие (организация) влияет на окружающую среду, производя и реализуя товары и услуги.

В нашей стране накопилось немало проблем, связанных с функционированием социальных систем управления. К таким проблемам можно в первую очередь отнести кризис доверия и ответственности, возникший во время спада производства в 1990-х г.; недостаточное материальное вознаграждение работников за результаты труда и невыплаты заработной платы; слабую перспективу роста специалистов; негативное восприятие администрацией инициативы работников и негативную оценку работниками действий администрации; некомпетентное руководство и неудовлетворительный социально-психологический климат. ак уже отмечалось, любое предприятие (организацию) можно представить как систему управления, в которой выделяются управ­ляемая и управляющая подсистемы или объект и субъект управле­ния. При этом в качестве объектов управления обычно выступают:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

• кадры, т.е. персонал предприятия.

В этом множестве объектов управления решающая роль принадлежит персоналу, так как именно работники предприятия (организации) приводят в движение все остальные объекты управления. Именно люди, работающие на предприятии (в организации), определяют качество производства и качество продукции, степень использования оборудования, проведение НИОКР. Таким образом, кадры являются важнейшей составной частью объекта управления.

Субъектом управления на предприятии является аппарат управления, который включает руководителей, специалистов и технических исполнителей. К аппарату управления относятся директор предприятия, его заместители, руководители линейных подразделений (цехов, участков, бригад), а также функциональные руководители, т.е. менеджеры специальных подразделений, руководители отделов снабжения и сбыта, бухгалтерия, службы главного механика, главного энергетика и др.

Главными функциями субъекта управления на уровне предприятия являются постановка целей, разработка и реализация стратегических решений, прогнозирование (предвидение), организация взаимодействия, мотивация (стимулирование), регулирование, контроль и оценка исполнения.

Таким образом, деятельность людей, составляющих субъект управления, в решающей мере определяет успешную работу предприятия.

Следовательно, люди, работающие на предприятии, составляют основу предприятия как системы управления и играют решающую роль в деятельности предприятия.

Расстановка кадров на каждом предприятии определяется их квалификацией, знаниями, опытом, личностно-деловыми качествами, которые в полной мере должны учитываться и наиболее рационально использоваться применительно к организации производственного процесса.

Производственный процесс принято рассматривать как совокупность действий, направленных на изготовление конкретной продукции (или оказание услуг). Каждую законченную стадию изменения предмета труда можно представить как частичный процесс производства.

В настоящее время все большее распространение в управлении персоналом получает концепция человеческого капитала. Основоположниками этой концепции считаются два экономиста Чикагской школы, получившие мировое признание, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гари Беккер. Они рассматривали инвестиции в развитие и обучение персонала как наиболее эффективное помещение капитала, которое приносит достаточно высокую прибыль.

В основу теории человеческого капитала положен экономический подход к человеческому поведению, который базируется на гипотезе рациональных ожиданий. Согласно этой гипотезе, человек при принятии решений исходит из принципа экономической целе­сообразности. Суть теории человеческого капитала в том, что люди способны воспринимать значительные объемы информации, однако сами по себе новые знания, навыки и способности еще не являются человеческим капиталом. Чтобы стать капиталом, они должны приносить доход. На уровне индивида в форме такого дохода выступает заработная плата, а на уровне предприятия — прибыль от результатов деятельности.

Теория человеческого капитала основана на следующих постулатах:

1) совокупность знаний и навыков, которыми располагает человек, становится капиталом в момент купли-продажи рабочей силы, т.е. при найме на работу;

2) рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда; целесообразное использование человеческого капитала должно вести к росту доходов работников;

3) рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, образование и т.д. с целью повышения запасов знаний и навыков, для последующего их эффективного применения (или продажи).

Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.

К общим закономерностям управления можно отнести:

• соответствие социального содержания управления формам собственности на средства производства;

• преимущественная эффективность сознательного планомерного управления;

• соотнесенность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления;

• усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Рассмотрим эти закономерности.

Соответствие социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Соотнесенность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает, что сфера управления соответствует требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось в 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, и без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

К числу общих закономерностей управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т.е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономерность изменения функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и закономерность распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, которая наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависи­мость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7—10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, при изучении управления персоналом и процесса формирования наиболее эффективных групп.

Закономерности управления, как общие, так и частные, имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

Принципы управления — это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

Важнейшими принципами управления персоналом являются:

• стимулирование.
Рассмотрим эти принципы.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей каждому предприятию и каждому подразделению. При этом цель должна быть реальной, достижимой, и она должна быть определена предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Торговому предприятию и его подразделениям в качестве целей устанавливаются обычно задания по объему товарооборота. Причем задания по этому показателю определяются, как правило, конкретным числом.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать дости­жению целей.

Принцип планомерности управления тоже связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практи­ке придает плановую организацию всей системе управления.

Одним из основных принципов управления является ответственность. Этот принцип отражает характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность. Юридическая ответственность предполагает безусловное выполнение законодательных актов, нарушение которых карается в судебном порядке.

4. Система органов управления трудовыми ресурсами РФ

Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной Думы. В Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений:

• по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

• по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

• по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

• по социальной политике.

В Государственной Думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующие комитетах:

• по законодательству и судебно-правовой реформе;

• по экономической политике;

• по бюджету, налогам, банкам и финансам;

• по труду и социальной политике;

• по образованию и социальной политике и др.

Важнейшим органом исполнительной власти, осуществляющим управление трудовыми ресурсами, является Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруда РФ). Основными задачами этого министерства являются:

• выработка социально-трудовой политики;

• координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

• подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

• регулирование рынка труда и занятости населения и др.

При Минтруде РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач. Важнейшими из этих организаций являются Институт труда, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.

Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.

Всероссийский центр производительности разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда, формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов, обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости, проводит анализ статистических показателей по труду.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.

Всероссийский центр уровня жизни проводит научные исследования по определению минимального уровня оплаты труда и дифференциации его оплаты, разрабатывает классификацию труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда, проводит социологические исследования и др.

Деятельность перечисленных органов и самого Минтруда РФ трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало еще нерешенных проблем или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, действующая система оплаты труда не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях и т.д.

Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами отраслей играют и отраслевые министерства.

Судебную власть представляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министерстве, юстиции. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. наказание нарушителей закона, разрешение конфликтов, связанны) с нарушением трудового законодательства и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *