Управление уездами это что

Управление уездами это что

Смотреть что такое «Уезд» в других словарях:

УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России. С 13 в. совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжеским наместником, с начала 17 в. воеводой. С начала 18 в. входил в состав губернии, с 1755 низшая… … Русская история

уезд — См … Словарь синонимов

УЕЗД — административно территориальная единица в России с XIII в. Делился на волости. С 1775 г. низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско административная власть осуществлялась исправником. В ходе административно территориальной … Юридический словарь

УЕЗД — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с нач. 17 в. воеводой. С нач. 18 в. входил в состав губернии, с 1775 низшая… … Большой Энциклопедический словарь

УЕЗД — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

уезд — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

УЕЗД — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

уезд — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

УЕЗД — УЕЗД, а, муж. 1. В феодальной Руси: округа, группа волостей, тяготеющих к городу. 2. В России до 1929 г. до выделения районов (во 2 знач.): административно территориальная единица в составе губернии. 3. Административно территориальная единица в… … Толковый словарь Ожегова

Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с нач. 17 в. воеводой. С нач. 18 в. входил в состав губернии, с 1775 низшая… … Политология. Словарь.

Уезд — административно территориальная единица, известная в Русском государстве с XIII в. У. начинал формироваться на основе совокупности волостей, тяготевших к определенному городу. У. управлял княжеский наместник, с начала XVIII в. воевода. С 1708 г.… … Энциклопедия права

Источник

Уезды России

Уе́зд — территориально-административная единица на Руси и в России.

Содержание

Уезды на Руси

Уезд в Российской империи

Низшая административная, судебная и фискальная единица в Российской империи (с 1775 года), а также в РСФСР и СССР в первые годы после Октябрьской революции (до советской административной реформы) и в некоторых других странах, образовавшихся после распада Российской империи, а затем и СССР. Административным центром уезда являлся уездный город. Большинство уездов делилось на волости.

С 1889 года делился на 4-5 земских участков во главе с земским начальником. Полицейско-административная власть в уезде осуществлялась исправником.

Уезд в XX веке

В результате административной реформы в 1920-х уезд, как административная категория был упразднён. Вначале вместо него был введён более крупный округ, а затем округ был разделён ещё и на более мелкие районы на всей территории России.

В 1940-е годы уездное деление применялось в Эстонской, Латвийской и Молдавской ССР.

См. также

Примечания

Ссылки

Управление уездами это что

Полезное

Смотреть что такое «Уезды России» в других словарях:

Уезды Японии — Административное деление Японии Уровень префектур Префектуры Японии (都道府県 то до: фу кэн) Единицы меньшего уровня … Википедия

История административно-территориального деления России — В X веке, когда ещё не существовало единого централизованного государства, княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате борьбы князей территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в… … Википедия

Владения России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

Колониальные владения России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

Колонии России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

Экспансия России — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

Россия. Экономический отдел: Деление России на районы по естественным и экономическим признакам — Деление России на районы по естественным и экономическим признакам. Обширная территория Р. представляет такое разнообразие как естественных, так и культурных условий, что затруднительность изучения ее без предварительного разделения на более… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Колонизация России — К. России русским племенем совершалась на всем протяжении русской истории и составляет одну из самых характерных черт ее. Древнейший период К. освещен слишком скудно источниками. Археология и лингвистика начинают в последнее время бросать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Управление уездами это что

Смотреть что такое «уезд» в других словарях:

УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России. С 13 в. совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжеским наместником, с начала 17 в. воеводой. С начала 18 в. входил в состав губернии, с 1755 низшая… … Русская история

уезд — См … Словарь синонимов

УЕЗД — административно территориальная единица в России с XIII в. Делился на волости. С 1775 г. низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско административная власть осуществлялась исправником. В ходе административно территориальной … Юридический словарь

УЕЗД — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с нач. 17 в. воеводой. С нач. 18 в. входил в состав губернии, с 1775 низшая… … Большой Энциклопедический словарь

УЕЗД — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

уезд — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

УЕЗД — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

уезд — 1. УЕЗД. см. у…2. 2. УЕЗД, уезда, муж. (ист.). 1. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу. 2. В царской России и в СССР до районирования административно территориальная единица, входившая в состав губернии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

УЕЗД — УЕЗД, а, муж. 1. В феодальной Руси: округа, группа волостей, тяготеющих к городу. 2. В России до 1929 г. до выделения районов (во 2 знач.): административно территориальная единица в составе губернии. 3. Административно территориальная единица в… … Толковый словарь Ожегова

Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с нач. 17 в. воеводой. С нач. 18 в. входил в состав губернии, с 1775 низшая… … Политология. Словарь.

Уезд — административно территориальная единица, известная в Русском государстве с XIII в. У. начинал формироваться на основе совокупности волостей, тяготевших к определенному городу. У. управлял княжеский наместник, с начала XVIII в. воевода. С 1708 г.… … Энциклопедия права

Источник

§ 43. Уездное и городское управление.

§ 43. Уездное и городское управление

Уездная и городская полиции по всем предметам, входящим в круг их действия, подчиняется непосредственно губернатору и губернскому правлению (Общ. учр. губ., ст. 694). По Учреждению 1775 г. и вплоть до именного указа 25 декабря 1862 г. уездная и городская полиции были обособлены. Во главе уездной стоял замещаемый по выбору дворянства земский исправник, во главе городской — городничий или полицеймейстер, по определению от правительства. Но в 1862 г. состоялось преобразование уездной полиции, и она теперь по общему правилу ведает весь уезд с уездным и безуездными городами, посадами, местечками и селениями. Только губернские и некоторые более значительные города, посады и местечки, имеющие свою отдельную полицию, исключаются из ведомства уездной полиции (ст. 633).

Уездную полицию составляет уездное полицейское управление, состоящее из уездного исправника и его помощника (ст. 634, 636)¹*. Существовавшие прежде общие присутствия уездного полицейского управления, под председательством исправника, из заседателей, избиравшихся от разных сословий, в 1889 г. уничтожены. При полицейском управлении состоят: канцелярия под заведованием секретаря, рассыльные и исполнительные чиновники полиции; в уезде становые пристава, заведующие отдельными столами, на которые делится уезд; в городе — участковые пристава, их помощники, городские пристава и полицейские надзиратели (ст. 640, 641). Изменение числа станов требует Высочайшего разрешения, испрашиваемого министром внутренних дел, а изменение их границ делается властью губернатора (ст. 644). Тою же властью совершается и разделение городов на полицейские части (ст. 648). Нижние полицейские чины суть: 1) полицейские урядники, 2) сотские, 3) десятские, 4) городовые и другие служители городских полицейских команд, 5) уездная полицейская и конно-полицейская стража (ст. 655)²*.

Уездные исправники назначаются властью губернатора (ст. 668). Становые пристава назначаются губернским правлением преимущественно из местных, имеющих в той губернии недвижимую собственность, дворян по списку, составляемому губернским дворянским собранием при общих выборах. Об определении и увольнении становых губернатор каждый раз доводит до сведения министра (ст. 669).

Власть и обязанности полицейского управления и подчиненных ему лиц заключаются как в самом исполнении, так и в наблюдении за скорым и точным исполнением законов (ст. 679, 722). В случае нарушения благочиния и порядка полиция приводит по мере власти, ей предоставленной, предписанное законом к непременному исполнению, несмотря ни на какое лицо; оказывающих же явное и насильственное сопротивление требованиям ее берет, в определенных законами случаях, под стражу (ст. 688). Но она не может сама собой ни на кого наложить наказания (ст. 689). Не может также ни в каком случае пускаться на сбор и прием податей (Уст. прям. нал., ст. 487)³*; чиновникам полиции запрещается принимать, а тем более требовать от сельских обывателей деньги, следующие с них на подати и другие повинности (ст. 535)⁴*.

В частности обязанности полиции представляются очень пестрыми и многочисленными. Они перечисляются в четырех статьях Общего учреждения губерний: в ст. 681 — обязанности по наблюдению за исполнением законов, охранению безопасности и делам общественного благоустройства (43 пункта); в ст. 682 — по делам казенного управления и общественного хозяйства (14 пунктов); в ст. 683 — по делам судебного ведомства (12 пунктов), и в ст. 684 — по делам военного ведомства (4 пункта).

Там, где имеется особая городская полиция, она состоит, под начальством полицеймейстера (ст. 638), из участковых приставов, полицейских надзирателей, околоточных надзирателей и городовых (ст. 641, 651). К составу городского полицейского управления принадлежат также пожарные команды (ст. 653).

Московская городская полиция имеет особенную организацию⁵*, Под главным начальством генерал-губернатора она находится в заведовании обер-полицеймейстера (ст. 949) и состоит из управления общего и управлений местных (ст. 950).

Общее управление состоит из обер-полицеймейстера, помощника его, полицеймейстера, чиновника особых поручений, канцелярии, сыскной части, адресного стола, общего полицейского архива, врачебно-полицейского комитета, брандмайора, полицейского резерва, полицейского телеграфа (ст. 951). Управления местные суть управления сорока полицейских участков и особое Петровско-Разумовское управление (ст. 953, 952). Обер-полицеймейстер, подчиняясь московскому генерал-губернатору в сношениях с равными и низшими местами, руководствуется правилами, установленными для властей губернских. Представления его высшим учреждениям восходят через генерал-губернатора (ст. 961). Обер-полицеймейстер определяется по непосредственному усмотрению Государя Императора (ст. 964)⁶*; полицеймейстеры суть инспекторы полиции (ст. 988).

Кроме того, четыре города: Петербург, Одесса, Севастополь и Керчь-Еникале, образуют т. н. градоначальства, выделенные вовсе из состава губерний⁷*. Управление градоначальством не подчиняется губернскому начальству, а занимает равное с ним положение, подчиняясь непосредственно центральным органам администрации. Во главе управления градоначальством стоит градоначальник, назначаемый Высочайшею властью и пользующийся вообще властью, равною, власти губернатора. Но при градоначальниках, по общему правилу, нет коллегиального учреждения, соответствующая губернскому правлению, а только канцелярия и чиновники особых поручений. Только при петербургском градоначальнике имеется совещательное присутствие, состоящее, под председательством помощника градоначальника, из управляющего канцеляриею, его помощника, чиновника особых поручений по судебным делам и одного из полицеймейстеров по назначению градоначальника, и, кроме того, в него приглашается с правом голоса начальник той отдельной части, до которой относится обсуждаемое дело (ст. 880). К ведению совещательного присутствия относится: 1) предание суду служащих; 2) высылка из столицы беспаспортных; 3) наложение опек на расточителей; 4) рассмотрение приговоров мещанского общества об исключении порочных членов, и 5) все вообще дела, какие градоначальник найдет нужным предложить на обсуждение присутствия. Дела первых трех категорий разрешаются по большинству голосов, остальные — властью градоначальника (ст. 881).

Кроме этого общего совещательного присутствия, образуется еще совещательное по врачебно-санитарной части присутствие (Уст. врач., ст. 156), а по вопросам техническим градоначальник может образовывать особые совещательные присутствия из состоящих при нем техников (Общ. учр. губ., ст. 882).

Кроме полицейских установлений, в уезде имеются и некоторые еще другие. Так, для попечения об охранении народного здравия, в особенности о предотвращении повальных болезней и скотских падежей образуются уездные комитеты общественного здравия, состоящие, под председательством уездного предводителя, из уездного исправника, полицеймейстера, уездного врача, городского головы и старшего в городе духовного лица. Кроме этих лиц, могут быть приглашены к участию в заседаниях и другие лица, могущие быть полезными, как-то: местные владельцы, духовные лица разных вероисповеданий, врачи, арендаторы, управляющие имениями и прочие. Письмоводство возлагается на секретаря дворянской опеки, а где ее нет — на секретаря полицейского управления (Уст. врач., ст. 602, 604, 609).

В Уставе врачебном говорится не только об уездных, но также и о губернских комитетах общественного здравия. Но губернские комитеты эти не что иное, как общее присутствие губернского правления в том усиленном составе, какой установлен для обсуждения вопросов об охранении общественного здоровья.

Для заведования опекунскими делами в уезде существуют дворянские опеки, в городах — сиротские суды.

Дворянские опеки учреждаются на один или несколько уездов и состоят, под председательством местного по нахождению опеки уездного предводителя, из определенного числа заседателей, от двух до четырех, назначаемых по выбору дворянства. Уездным предводителям подведомственных опек уездов предоставляется участвовать по делам своего уезда в заседаниях опеки с правом голоса (Общ. учр. губ., ст. 1152). Жалобы на решения опеки подаются окружному суду (ст. 1160), а надзор над нею принадлежит губернскому правлению (ст. 1173).

Сиротский суд ведает опекунские дела купцов, мещан, цеховых, а также личных дворян и разночинцев. Он состоит, под председательством городского головы, из членов, избираемых на три года частными собраниями сословий купеческого, мещанского и ремесленного (ст. 1181)⁸*. Порядок надзора за сиротскими судами и обжалования их решений тот же, что и для дворянских опек (ст. 1185).

1 * [Для охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции, образована временно, впредь до общего переустройства местного управления в губерниях, управляемых по общему учреждению, и Ставропольской уездная полицейская стража. Она состоит из урядников и стражников. Высшее заведование уездною полицейскою стражею принадлежит министру внутренних дел; в губернии она подчиняется губернатору, в уезде уездному исправнику, в стане — становому приставу. Стражники подчиняются урядникам. Стражники распределяются по губерниям министром внутренних дел, а в пределах губерний — губернатором. Передвижение стражи для временного усиления полицейской охраны из одной губернии в другую зависит от министра внутренних дел или генерал-губернатора, в пределах губернии — от губернатора и в пределах уезда — от уездного исправника. Для поступления в стражу кроме общих условий 25‑летнего возраста, подданства, здорового телосложения и неопороченности требуется: от урядников — умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и с обязанностями полиции по преследованию преступлений; от стражников — умение читать и писать и общее достаточное развитие. Прим. и прил. к ст. 634 по Прод. 1906 г.].

2 * [Нижние чины полиции суть: 1) урядники и стражники уездной полицейской стражи: 2) городовые и др. полицейские служители городских полицейских команд; 3) нижние чины состоящей в некоторых местностях конно-полицейской стражи. В губерниях, где введена полицейская стража, должности полицейских урядников и сотских упразднены. Десятские, не входя в состав чинов уездной полиции, находятся в заведовании сельского и волостного начальства, в качестве низших служителей внутренней сельской полиции. На десятских возлагается исполнение полицейских обязанностей в местах постоянного их пребывания. Вне этих мест десятские могут быть назначаемы по особому распоряжению лишь для сопровождения арестованных или для содействия к поддержанию порядка на ярмарках, крестных ходах и т. п. многолюдных собраниях. Ст. 655 и прим. 2 к ст. 656 по Прод. 1906 г.І.

3 * [Ст. 593 изд. 1903 г.].

4 * [Прим. к ст. 618 изд. 1903 г.].

5 * [Московская столица в пределах городской черты и ведения столичной полиции составляет особое градоначальство. Управление его, состоя в ведомстве министерства внутренних дел, подчиняется главному начальнику Московской губернии. В состав управления градоначальства входят: градоначальник, помощники его, чиновники особых поручений и секретарь при градоначальнике, канцелярия градоначальника, врачебно-полицейское управление, центральный полицейский приемный покой, ветеринарная часть, техническая часть, адресный стол, общий полицейский архив, полицейский телеграф и отделение по охранению общественной безопасности и порядка в Москве. Московский градоначальник назначается по непосредственному усмотрению Государя. На градоначальника распространяются общие узаконения о правах, обязанностях и ответственности губернаторов и градоначальников. Московский градоначальник делает распоряжения об обнародовании законов, указов, манифестов и повелений и прочих постановлений и распоряжений правительства. Полицейское управление в Москве составляют полицеймейстер, сыскная часть, врачебно-полицейский комитет, брандмайор, полицейский резерв и местные управления. Москва разделяется на семнадцать частей и 48 участков. Ст. 949¹-949³, 964, 961 и 953 по Прод. 1906 г.].

6 * [Права и обязанности обер-полицеймейстера переданы градоначальнику. Прим. к ст. 954 по Прод. 1906 г.].

7 * [Градоначальства состоят в городах: Одессе, Севастополе, Керчь-Еникале, Николаеве и в Ростове-на-Дону вместе с Нахичеванью. Ст. 987 по Прод. 1906 г.].

8 * [Сиротскому суду предоставлено назначение опекунов и попечителей к сиротам и имуществу умерших крестьян, приписанных к волостям, но жительствовавших или имевших недвижимое имущество в городских поселениях, а также поверка действий этих опекунов и попечителей. Прим. 2 к ст. 1181 по Прод. 1906 г.].

Источник

Органы управления в губерниях и уездах

По аналогии с российскими губерниями на присоединенных землях вводилась и система местного управления. Главным лицом в губерниях был генерал-губернатор, который считался наместником императора на этой территории. Ему были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. Он руководствовался указами императора, законом «Учреждения для управления губернии Всероссийской империи», а так же предписаниями сената, которые предоставляли ему широкие полномочия. В каждой губернии действовало губернское правление, казенная палата, рекрутская управа, межевая контора и др. На белорусско-литовские губернии также была распространена российская (введенная еще Петром І) 14-классная система чинов и рангов. Не только высшие чиновники назначались в эти губернии из центральных регионов империи, но, не доверяя местным уроженцам, царские власти нередко приглашали и более мелких чиновников из других губерний. Так, в 1795 г. в минских губернских учреждениях работало чиновников: по 8 чел. из Архангельского и Олонецкого наместничеств, 1 – из Тверского и 2 – из Могилевского. Однако чиновники из других мест не оставались надолго в крае, где все им было чуждым: язык, обычаи, вера. И в связи с их нехваткой Екатерина II разрешила назначать на административные должности в новые губернии и местных жителей, но при условии избирать их «из тех, кои непоколебимой верности, при владении собственностью и при других достоинствах имели чины польские».

Главным органом уездной власти считался нижний земский суд, который следил за поддержанием порядка, обеспечивал своевременную выплату жителями налогов и исполнения ими различных повинностей. Возглавлялся земским исправником и исполнял чисто полицейские функции. Если в России земский исправник избирался из дворян, то в Беларуси царское правительство на это не решалось. Во всех пяти губерниях земские исправники назначались Сенатом по представлению министра внутренних дел, сделанного на основании предложений губернатора. Земский исправник обязан был каждые две недели посылать рапорт губернатору о состоянии дел в уезде и выполнял указания вышестоящих чиновников. Как и в губерниях, в уездах были коллегиальные органы (почтовый дом, уездное казначейство) и должностные лица (уездный землемер, уездный доктор и др.), которые обязаны были посылать соответствующие сведения в губернское правление, которое, обобщая поступающие сведения по самым разным вопросам, готовило общую справку о состоянии дел в губернии за меся и посылало генерал-губернатору. Губернское правление – это чисто бюрократический орган при губернаторе, насчитывавший более 2 тыс. чиновников, которые вели все делопроизводство в губернии.

3. Органы управления городами. Городские реформы

В городах главными органами были городское правления во главе с городничим и городовой магистрат. Последний был выборным органом, состоящим из двух бургомистров и четырех ратманов, избираемых на три года из наиболее зажиточных купцов и мещан. Но состав магистрата часто менялся. Так, в 1798 г. По указу Сената в городах Минской губернии, имевших ранее магдебургское право, восстанавливалось прежнее число членов городского магистрата. Например в Минске городской магистрат состоял из 9 человек: 2 бургомистра, 4 ратмана и 3 лавника.

С 1801 г. На территорию Беларуси было распространено Городовое положение и Грамота, данная городам (1785 г.) С этого момента фактически отменяются все привилегии, данные городам Беларуси в правление Павла 1. Однако и в 1805 г. в составе городского магистрата г. Минска, Речицы и других городов Беларуси находились лавники, так как и в правление Александра 1 для пяти губерний Беларуси были сделаны некоторые отступления от общего штата управления губерниями. Окончательно устраняются особенности в составе городских магистратов Беларуси только после 1830 г., когда по указу императора на территорию Беларуси было полностью распространено законодательство России и прекращено действие статута 1588 года.

Городское правление, возглавляемое городничим, осуществляло полицейские функции. Но по мере введения закона «Устав благочиния или полицейский» 1782 г. Изменилась и организация охраны общественного порядка в городах Беларуси. На основе примерного штата городской милиции, утвержденного императором в 1799 г., были составлены штаты полиции конкретно для каждого города Беларуси. В городе создавалась управа полиции во главе с городничим. Город (например Минск) делился на 2 части, в каждую из которых определялось по одному частному приставу и одному квартальному надзирателю. Каждая часть города делилась настолько отделений, сколько необходимо было ночных сторожей, которых назначали поочередно от домов каждого отделения. Подобная организация полиции в городах просуществовала до полицейской реформы 1862 г.

4. Реформы 60-70-х годов, особенности их проведения на Беларуси.

Реформы Александра II потребовали перестройки старых и создания новых как центральных, так и местных учреждений. В качестве совещательного органа с законодательной инициативой возникает совет министров. Для продвижения крестьянской реформы создаются учреждения по крестьянским делам. Последовавшие за крестьянской: реформа судебная имеет характер правовой реформы, и это отражается на судоустройстве; реформа местная вызывает к жизни земские учреждения; в этих новых учреждениях уже присутствует выборный народный элемент. Реформы Александра II дали толчок экономическому развитию страны и потребовали улучшения и введения новых кредитных учреждений. При Александре III кредитно-финансовые учреждения получают дальнейшее развитие; наоборот, городовое положение 1870 года, положение о земских участковых начальниках, целая серия судебных новелл сужают компетенцию судебных и местных учреждений, из них вытесняется выборный народный элемент, и они превращаются в сословно- административные учреждения.

Совет министров, образованное указом 12-го ноября 1861 года учреждение совещательного характера по вопросам администрации и законодательной инициативы, собиралось по усмотрению Государя Императора и под Его личным председательством. В состав Совета входили министры и лица, назначаемые по усмотрению Государя. До его образования в России не существовало учреждения, которое объединило бы законодательную инициативу отдельных министерств. Как учреждение, объединяющее законодательную инициативу, Совет министров касался вопросов, предшествовавших составлению законопроекта. К числу таких вопросов относились, например, «первоначальные предположения», возникающие в отдельных министерствах об изменении или отмене какого-либо действующего закона. По вопросам администрации Совет министров рассматривал предоставляемые Государю отчеты министров, обсуждал меры, требующие общего содействия разных ведомств, дела, вносимые по особым повелениям Государя Императора. Докладывали дела министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел.

На уездные земские управы возлагаются: 1) местные, по поручениям губернской земской управы, распоряжения по устройству путей сообщения и по исполнению потребностей воинского и гражданского управления; 2) представление отчётов; 3) доставление местных сведений, необходимых для сметы губернских земских повинностей; 4) ведение земских окладных книг по определяемым для того министерством внутренних дел формам. Должности председателей и членов земских управ замещаются на выборах в земских собраниях.

В Беларуси реализация буржуазных реформ имела некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. За крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право сохранения дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели мести «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того, восстание крестьян под руководством К.Калиновского в 1863 г. Заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное положение крестьян, которое в других губерниях длилось до 1883 г., т.е. на больше части Беларусь крестьянская реформа проводилась на более льготных условиях. Система, структура и компетенция органов крестьянского самоуправления ничем не отличалась от аналогичных органов России.

Все другие буржуазные реформы были проведены на территории Беларуси значительно позднее (на 10-20 лет), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные реформы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем в России.

5. Государственная дума

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав. В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Порядок выборов в Государственную думуГосударственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов. В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало. Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

Структура и регламент работы Государственной думыДля законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов. Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной Думы».

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы. Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки.

Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного совета.

Для самостоятельного изучения: Государственная Дума 1-4 созыв, депутаты от Беларуси в Государственной Думе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *