Управление то чем управляют т е отрасль предприятие подразделение
Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации
Тема 2. Общая теория менеджмента
1. Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.
2. Закономерности управления различными социальными системами.
3. Принципы управления.
4. Методологические подходы в менеджменте.
Важнейшими категориями управления и менеджмента являются:
1) объект и субъект управления;
2) прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления;
3) система управления;
Объект управления – это управляемая подсистема, т. е. то, чем управляют, т. е. отрасль, предприятие, подразделение и т. п.
Субъект управления – это управляющая подсистема, т. е. то, что управляет, т. е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.
Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, как часть производственных отношений.
В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой.
Социальную систему управления характеризует ряд общих условий:
§ управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность.
§ субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия, и ей должна поступать информация о состоянии объекта управления после воздействия. Т. е.в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи.
§ Любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.
Специфика социальной системы управления обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.
Вместе с тем для предприятий все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдения этических норм и правил общения менеджера с персоналом.
Каждая социальная система управления имеет свою внутреннюю среду и связана со средой (внешней), в которой она существует.
Внутренняя среда организации составляет его хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.
Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, т. к. для любого предприятия необходимо как минимум наличие двух человек, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).
Задачи – это предписанная работы (серия работ и часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Структура организации – взаимоотношение уровней управления и ли функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.
Технологияподразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).
Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образования, квалификации, способностям и т. п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.
Внешняя (окружающая) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др.. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы и ли товары, энергоносители. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.
Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т. д.
Различают также среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Важнейшими элементами этой среды являются: поставщики, покупатели, конкуренты, органы государственной власти, местные органы самоуправления, профсоюзы. К среде косвенного воздействия относят уровень развития науки и техники, культуру, политику, религию и др.
Важнейшую роль во внешней среде играет государство. Наряду с задачами поддержания законности и порядка, обеспечения обороноспособности оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики. При этом условиях кризиса экономическая роль государства возрастает. В современных условиях в развитых странах государство целенаправленно осуществляет регулирование национальной экономики.
Управление то чем управляют т е отрасль предприятие подразделение
Управление предприятием: понятие, сущность, организация
Теоретические основы управления предприятием основываются на таких понятиях, как «предприятие» и «управление».
Предприятие представляет собой экономически и административно самостоятельную хозяйственную единицу, границы прав и обязанностей которой определяются действующим законодательством.
Все структурные звенья предприятия осуществляют свою деятельность (организационно-техническую, экономическую, социальную) для достижения общей цели: производства и реализации продукции, как основного источника получения прибыли.
Для успешной деятельности необходима организация управления предприятием.
В целом под управлением понимают процесс воздействия управляющей стороны на объект управления, целью которого выступает стремление к определенному результату.
Этот процесс предполагает организацию согласованной работы всех звеньев системы, а также корректировку этой деятельности в случае необходимости.
Структура процесса управления:
Предприятие, как объект управления, выступает основной организационной структурой, имеющей определенное количество подразделений.
Понятие и сущность управления предприятием
Управление предприятием представляет собой систематическое воздействие на работу всех его структурных элементов, целью которого является организация согласованной работы и, как итог, получение прибыли.
Управление деятельностью предприятия проводится на основании учредительных документов.
Они определяют права и обязанности владельца, а также компетенции всех участников производственного процесса (трудового коллектива в рамках управленческой и производственной деятельности).
Цель управления предприятием – добиться согласованной работы всех подразделений для получения максимального эффекта. Сущность управления предприятием заключается в организации этой согласованности.
Концепции управления предприятием:
Организация управления предприятием
Управление деятельностью предприятия включает в себя следующие составляющие:
Принципы управления предприятием:
Ввиду того, что предприятие представляет собой сложную производственную систему, которая основывается на таких составляющих, как основные фонды, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, задачей управления становится использование этих ресурсов с максимальной отдачей.
На выходе необходимо получить качественный конкурентоспособный продукт, который будет способствовать дальнейшему развитию производства.
Эффективность управления предприятием зависит от слаженности работы менеджеров высшего звена. Их задачей является координация деятельности работников, находящихся на более низких ступенях во всей управленческой иерархии.
Для достижения наивысшего результата следует разделять управленческую и неуправленческую работу.
Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь определённую структуру. Организационная структура – это форма руководства, определяющая состав и взаимодействие всех ее элементов.
В процессе этого взаимодействия используются следующие виды связей, или организационные формы управления предприятием:
Организационные структуры включают две группы:
Их основное различие заключается в соблюдении строгости иерархии. Первая разновидность отличается твердой иерархией и формализацией деятельности. Вторая имеет более гибкую структуру.
Управление деятельностью предприятия осуществляется руководителями высшего, среднего и низового звена.
Основные стандарты управления предприятием:
Методы управления предприятием
Теоретические основы управления предприятием используют определенную методологию.
Под методом понимается способ воздействия на коллектив в целом и работников в частности, который использует управленец с целью достижения результата.
Процесс управления предприятием осуществляется с помощью следующих методов:
Экономический механизм управления предприятием заключается в реализации материальной заинтересованности участников производственного процесса. Для этого используются различные экономические рычаги (зарплата, премии, штрафы и другие).
В реализации экономического метода управления на предприятии различают два аспекта.
Согласно первому аспекту материальная составляющая регулируется различными государственными положениями и системами (налогообложение, минимальная заработная плата, устанавливаемая на государственном уровне, амортизационная политика и др.).
Второе положение базируется на применении финансовых рычагов управления (кредиты, штрафы и так далее).
Социально-психологический метод основан на использовании мотивации трудящихся. Здесь используются такие инструменты управления предприятием, как моральное поощрение, создание условий для проявления инициативы персоналом и работниками, общественное признание и так далее.
Основой организационных методов выступает принуждение. В этом случае руководство влияет на работников, используя свою административную власть.
Эти методы бывают двух видов:
Первая разновидность основывается на создании определенной иерархической структуры, согласно которой осуществляется деление власти, полномочий, а также обязанностей.
Вторая разновидность основана на текущей деятельности предприятия, то есть разделении труда, постановке задач перед конкретными подразделениями и др.
Уровни управления предприятием
Различают следующие уровни управления предприятием.
[1]. Технический (нижний). Этот уровень осуществляет взаимодействие с непосредственными исполнителями производственного процесса.
[2]. Управленческий (средний). Это промежуточный уровень между нижним и высшим. Менеджеры этого звена осуществляют контроль за определенными подразделениями. Они управляют и контролируют управленцев технического уровня.
[3]. Институциональный (высший). Сюда относится администрация предприятия. Менеджеры этого звена осуществляют стратегическое управление предприятием: финансовые вопросы, работу на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование всей деятельности организации. В этой части трудятся не более 7% от всей численности сотрудников предприятия.
На высшем уровне решаются задачи:
Руководители этого звена: президент, генеральный директор, вице-президент и другие. Они осуществляют стратегическое и оперативное управление предприятием.
Это звено ставит задачи для среднего уровня, который, в свою очередь, определяет деятельность технического звена.
Управленцы нижнего звена состоят из мастеров и бригадиров, руководителей цехов. В их ответственности находятся трудовые и материальные ресурсы, а также технологическое оборудование.
Таким образом реализуется вертикальная иерархия в системе управления предприятием.
На небольших предприятиях используются более упрощенные модели управления предприятием. Здесь может быть пропущено среднее звено управления.
Оперативное управление осуществляется непосредственно менеджерами высшего звена.
На небольших предприятиях используется горизонтальное построение управленческих взаимоотношений. В этом случае все управленцы нацелены на решение одной определенной задачи. Это позволяет осуществлять эффективное управление предприятием.
Функции управления предприятием
Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.
Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели.
Различают следующие функции управления предприятием:
[1]. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам.
[2]. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов.
[3]. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.
Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления.
[4]. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану.
[5]. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе.
[6]. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием.
[7]. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.
Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.
Контроль включает следующую деятельность:
Контроллинг, как инструмент управления предприятием, используется всеми управленческими подразделениями.
Процесс управления предприятием
Процесс управления предприятием заключается в осуществлении следующих операций:
Процессный подход в управлении предприятием предполагает наличие иерархической структуры.
Сюда входят несколько подуровней, отражающих определенную деятельность: снабжение, производство, финансы, сбыт и так далее. В свою очередь, данные составляющие разделяются на отдельные структурные элементы.
Цели и задачи управления предприятием должны иметь конкретную формулировку и количественную оценку. Например, можно поставить цель снизить издержки на конкретный процент.
Особенности управления предприятием заключаются во всей системе управления, которая предполагает наличие объекта и субъекта управления.
В управленческой системе объект — это процесс производства, субъект — служба управления предприятием.
Деятельность управленческой системы регулируется соответствующими документами (должностные инструкции, устав и прочие).
Распространенной практикой является доверительное управление предприятием, при котором учредитель или директор передает другой стороне право распоряжения имуществом фирмы для получения максимальной прибыли.
Повышение эффективности управления предприятием
Рыночная экономика создает такие условия для деятельности предприятия, при которых возникает необходимость прилагать все усилия для максимального увеличения прибыли, чтобы иметь возможность дальнейшего развития.
Анализ результатов финансовой деятельности позволит оценить эффективность управления.
Повышение эффективности управления предприятием может быть достигнуто за счет внедрения усовершенствованных форм менеджмента.
Согласно такому подходу производство должно быть ориентировано на общество и удовлетворение его потребностей. Одно из первых мест среди приоритетов должно занимать взаимодействие с внешней средой.
Менеджер должен приложить усилия для того, чтобы повысить мотивацию персонала. Таким образом можно будет добиться выпуска качественной продукции.
За счет использования средств научно-технического прогресса можно сократить издержки и увеличить прибыль.
Усилиями управленческого персонала должны создаваться условия, при которых работники будут иметь возможность проявлять инициативу, предлагать возможные пути решения сложных задач. Активность работников должна занимать одно из первых мест в системе менеджмента.
Совершенствование управления предприятием может быть осуществлено двумя основными способами:
Согласно первому пути создается четкое распределение обязанностей работников и функций подразделений. Помимо этого, ставится задача повышения мотивации сотрудников в создании качественного товара.
Автоматизация управлением предприятия основана на применении математических методов и ЭВМ в реализации процесса управления.
Проанализировать эффективность управления можно с помощью следующих параметров:
Понятие оперативности отражает время, которое было затрачено на получение информации и его анализ. Помимо этого, сюда входит своевременность принятых решений.
Оптимальность отражает качество управленческих решений. Они должны давать эффект для реализации задач в конкретных условиях.
Эффективность показывает, какой эффект получен от принятия того или иного решения. Этот показатель можно отразить в числовом выражении.
Автоматизация управления предприятием
Автоматизация управления предприятием предполагает использование достижения научно-технического прогресса в области компьютерной техники, а также методов математического моделирования.
Автоматизация управления предприятием может быть введена в тех подразделениях, где процесс и результаты деятельности можно выразить количественно. Для этого используются информационные технологии в управлении предприятием.
Автоматизация управления предприятием решает следующие задачи (цели и задачи управления предприятием с помощью инновационных методов управления предприятием):
Таким образом, можно выделить задачи для каждого подразделения, которые решаются с помощью автоматизации управления.
Стратегическое управление предприятием
Совершенствование управлением предприятия на основе стратегического плана базируется на следующих аспектах:
Стратегии управления предприятием разрабатываются на основании определенного прогноза.
Составители прогнозов пользуются аналитическими данными, поступающими от низовых управленческих звеньев.
Задача руководителя предприятия в том, чтобы увидеть закономерности, присущие конкретному производственному процессу, и на основе этих закономерностей спланировать последовательное наращивание производственных показателей.
Закономерности управления различными социальными
Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя
Среда организации
Важнейшими категориями управления и менеджмента являются:
1) объект и субъект управления;
2) прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления;
3) система управления;
Объект управления – это управляемая подсистема, т. е. то, чем управляют, т. е. отрасль, предприятие, подразделение и т. п.
Субъект управления – это управляющая подсистема, т. е. то, что управляет, т. е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.
Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, как часть производственных отношений.
В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой.
Социальную систему управления характеризует ряд общих условий:
§ управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность.
§ субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия, и ей должна поступать информация о состоянии объекта управления после воздействия. Т. е.в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи.
§ Любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.
Специфика социальной системы управления обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.
Вместе с тем для предприятий все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдения этических норм и правил общения менеджера с персоналом.
Каждая социальная система управления имеет свою внутреннюю среду и связана со средой (внешней), в которой она существует.
Внутренняя среда организации составляет его хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.
Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, т. к. для любого предприятия необходимо как минимум наличие двух человек, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).
Задачи – это предписанная работы (серия работ и часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Структура организации – взаимоотношение уровней управления и ли функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.
Технологияподразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).
Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образования, квалификации, способностям и т. п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.
Внешняя (окружающая) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др.. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы и ли товары, энергоносители. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.
Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т. д.
Различают также среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Важнейшими элементами этой среды являются: поставщики, покупатели, конкуренты, органы государственной власти, местные органы самоуправления, профсоюзы. К среде косвенного воздействия относят уровень развития науки и техники, культуру, политику, религию и др.
Важнейшую роль во внешней среде играет государство. Наряду с задачами поддержания законности и порядка, обеспечения обороноспособности оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики. При этом условиях кризиса экономическая роль государства возрастает. В современных условиях в развитых странах государство целенаправленно осуществляет регулирование национальной экономики.
Закономерности управления различными социальными
Системами
Социальные системы управления (ССУ) могут рассматриваться на различных уровнях управления:
Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);
Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);
Ø на микроуровне (организация, предприятие).
При этом существует ряд общих законов функционирования ССУ. Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.
К важнейшим законам функционирования ССУ можно отнести:
2) закон информированности и упорядоченности;
4) закон композиции.
Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации.
Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Но по закону синергии в ССУ возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения.
Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.
Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.
В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.
Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно.
Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.
Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.
Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.
К общим закономерностям управления можно отнести:
1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.
2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.
3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
В качестве примера можно привести Китай. Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.
4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:
v с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;
v с другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности, характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:
1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.
Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.
Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.
4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.
Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.
Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.