Управление сущность управления в чем заключается управление
Сущность и роль управления.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
(ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)
Институт экономики и технологического менеджмента
Кафедра экономики и управления предприятием
Коршунова Е.Д., Дорожкин И.Н.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН», обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом»
1.Теория управления и теория менеджмента
1.3.Цели, задачи, признаки, закономерности и принципы менеджмента
1.4.Социальная ответственность и этика менеджмента
2.1.Исторические предпосылки развития менеджмента
2.3.Теория управления Никколо Макиавелли
2.5.Менеджмент в России и СССР
3.Управление социально-экономическими системами (организациями)
3.1.Понятия и признаки организации
3.3.Эффективное управление организацией
4.Стратегическое и тактическое планирование
4.2.Стратегическое планирование в организации
4.3.Тактическое планирование в организации
5.Моделирование и принятие решений в менеджменте
5.1.Принятие решений в управлении
5.2.Моделирование при принятии решений
6.1.Управленческая информация и информационные системы
6.2.Коммуникации в управлении организацией
7.1.Формы управления организацией
7.2.Подходы к построению структуры управления
7.3.Структура управления организацией
8.Мотивация деятельности в менеджмент
8.1.Мотивация и стимулирование
9.1.Лидерство и руководство
9.2.Управление человеком и правление группой
9.3.Руководство: власть и партнерство
10.Регулирование и контроль в системе менеджмента
10.1.Понятие эффективности управленческой деятельности
10.2.Оценка эффективности структуры управления
Сущность и роль управления.
В современных условиях организация не может обеспечить устойчивые темпы развития без создания и использования эффективной системы управления. Значимость системы управления возросла, так как предприятиям сегодня приходится решать принципиально новые задачи, которые раньше решались в недрах министерств и ведомств. Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.
Система управления предприятием включает: совокупность подразделений, выполняющих определённые функции; совокупность документов управления, закрепляющих эти функции за подразделениями и определяющих правила их взаимодействия, а также распределяющих права, обязанности и ответственность между сотрудниками подразделений; программные и аппаратные средства, обеспечивающие приём, обработку и передачу информации (рис. 1). Задача руководителя состоит в том, чтобы таким образом выбрать состав и организовать процесс деятельности каждого из перечисленных элементов системы управления, чтобы они обеспечили достижение организацией целей с минимальными затратами.
Вход Оборудование Выход
Администрация
Ресурсы Финансы… Готовая
Необходимо управлять: | Вид менеджмента: |
Людьми | Управление персоналом |
Оборудованием | Производственный менеджмент |
Финансами | Финансовый менеджмент |
Материалами | Логистика |
Развитием организации | Стратегический менеджмент |
Инновациями | Инновационный менеджмент |
Фундамент | Общий менеджмент |
В современной теории под менеджментом понимается система принципов, методов, средств и форм управления для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Сравнение труда станочника и труда менеджера:
Параметр сравнения | Рабочий | Менеджер |
Характер труда | Преимущественно физический и периодически повторяющийся | Преимущественно умственный |
Предмет труда | Заготовка | Информация |
Средства труда | Оборудование | Средства обработки и передачи информации |
Результат труда | Готовая деталь | Достижение цели |
Уровни управления (модель Парсона).
Промышленные предприятия представляют собой сложную иерархическую структуру. В связи с этим происходит разделение управленческого труда:
— на горизонтальное – расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;
— вертикальное – руководители вышестоящего уровня координируют и организуют работу руководителей нижестоящего уровня.
Вертикальное разделение труда образует уровни управления, которых может быть от 2 до 5. Количество уровней управления зависит от размера предприятия, сложности выпускаемой продукции, принятой системы сбыта продукции, разнообразия ассортимента и др. Однако в настоящее время существует тенденция к сокращению уровней управления, т.е. происходит переход к плоским структурам. В общем случае, независимо от числа уровней управления (если их 3 и больше), всех руководителей можно разделить на 3 категории: руководители низового звена, среднего и высшего.
Модель Парсона показывает количественное соотношение руководителей по уровням управления. По каждой сфере деятельности происходит разделение труда менеджеров.
Существует 3 уровня управления:
1. Низовой уровень. Это организационный уровень, находящийся
непосредственно над рабочими. Типовыми должностями этого уровня являются бригадиры, начальники смены, начальники группы, начальники участка. Большая часть руководителей в организации относится к этому уровню управления. Работа на низовом уровне содержит очень напряжённый труд (мастер в смену принимает в среднем около 583 управленческих решения, т.е. на принятие одного управленческого решения у него уходит в среднем менее одной минуты). Работа характерна отсутствием ритмичности, перерывами в работе, время реализации управленческих решений составляет 2 минуты. Примерно 50% рабочего времени руководители низового уровня проводят в общении.
Функции руководителей низового уровня:
— организация и контроль за выполнением производственных заданий;
— ответственность за использование выделенных им ресурсов (оборудование, сырьё, персонал).
2. Средний уровень. Руководители данного уровня координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Это начальники отделов, их заместители, начальники цехов. Характер работы в большей степени определяется содержанием работы подразделений, чем организации в целом.
Функции руководителей среднего уровня:
— контроль, координация и планирование работы сотрудников.
Примерно 89% рабочего времени руководители среднего уровня проводят в общении.
3. Высший уровень. Руководители высшего звена отвечают за принятие решений для организации в целом или для большей её части. К руководителям этого уровня управления относятся: генеральный директор, его заместитель и главный специалист. Их труд характеризуется особой значимостью для организации, так как неверное управленческое решение может привести к ликвидации предприятия, интервал реализации управленческих решений может быть достаточно длительным (год и более), т.к. основная функция – принятие стратегических управленческих решений, а они связаны с долгосрочным планированием деятельности. Темп работы очень напряжённый. Высокая ответственность в принятии решений. Работа не имеет чёткого завершения из-за постоянно возникающих стратегических целей и задач.
Управленческий цикл.
В процессе осуществления своих обязанностей каждый руководитель должен выполнять определённые действия, осуществлять реализацию управленческого цикла. Именно цикла, так как управление – это процесс, а не единовременная акция. Управленческий цикл включает: определение цели, разработку действий по выполнению цели, оценку результатов и далее – постановку новой цели и т.д. (рис. 3).
Цель | Действия | Результат | Новая цель |
Требования, которые необходимо учитывать при постановке цели:
— формулировка понятным языком;
— ограниченность во времени.
Управленческий цикл имеет замкнутый круг. При его реализации, руководитель последовательно выполняет четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль (рис. 4). Именно базовые функции управления насыщают работой управленческий цикл.
Планирование | Организация | Мотивация | Контроль |
1) Планирование.
Функция планирования представляет собой процесс подготовки решения, постановку целей и задач. Руководителю необходимо чётко ответить на 3 вопроса:
ГДЕ? (где я сейчас нахожусь).
КУДА? (куда необходимо попасть).
КАК? (постоянные ограничения: время и деньги).
2) Организация.
Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей, создание чёткой структуры. Выполняется в 3 шага:
После того как определён состав работ и назначены исполнители, менеджер должен обеспечить успешное выполнение задания. Для этого необходимо сделать так, чтобы каждый исполнитель был заинтересован в его выполнении, т.е. реализуется функция мотивации.
Мотивация.
Процесс создания у членов организации побуждения к действию для достижения целей в соответствии с делегированными им обязанностями и планом. Мотивация может осуществляться либо путём внешних воздействий на человека (материальная и моральная заинтересованность), либо через создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду (рис 5). Второй тип мотивации является более эффективным. Однако требует больших усилий и является результатом ежедневной образовательной и воспитательной работы менеджера.
Потребность – это нехватка чего-либо, которая ощущается индивидуумом в определённый промежуток времени.
Характеристика категории потребности:
1. Потребность, связанная с конкретным человеком. Она индивидуальна.
2. Отражает текущее состояние человека.
3. Реализация потребности требует определённый промежуток времени (от нескольких минут до десятков лет).
4. Потребность является тем, от чего человек стремится освободиться.
5. Большинство потребностей могут периодически повторяться.
Процесс удовлетворения потребностей:
Потребность (деньги) | Мотивы (поедут все друзья) | Поведение (пойти работать) | Результат (деньги) | ||
Цель (поехать на море) | Стимул (познакомиться с интересными людьми) |
Процесс удовлетворения потребности рассмотрен на примере желания поехать на море (рис. 6). Поставив цель, возникает потребность в деньгах. На мотив влияет стимул и в соответствии с этим человек выбирает определённое поведение, вследствие чего появляется результат. Процесс имеет замкнутый цикл, так как полученный результат может не удовлетворить потребность (к примеру, необходимой суммы человек не заработал и цель не может быть достигнута, поэтому возникает новый цикл).
Теория иерархии потребностей Маслоу:
Выявлены 5 уровней потребностей человека в зависимости от уровня развития личности (рис. 7).
К физиологическим потребностям относят: потребность в еде, пище, убежище и медицинской помощи. На этом уровне человек мало интересуется содержанием работы, концентрирует внимание на удобстве рабочего места и на оплате труда. Причём достаточным является установление минимальной заработной платы, гарантирующей выживание.
К потребностям безопасности и защиты относится стремление избегать рисков, проявление накопительства. Человек хочет находиться в стабильном состоянии, быть защищённым от страха и болезней. Исходя из этого, руководитель для повышения мотивации должен обеспечить гарантии пенсии и медицинского обслуживания.
Потребность в принадлежности к социальной группе выражается в стремлении стать членом сообщества. Для удовлетворения этих потребностей люди активно участвуют в общественной работе. Руководитель при постановке задач должен создавать условия для общения на работе, использовать групповые формы организации труда, осуществлять управление в форме дружеского партнёрства.
К потребностям утверждения относятся: желание занимать определённое положение в коллективе, стремление к уважению, самоутверждению и независимости от других. Средством удовлетворения этих потребностей является использование различных форм выражения признания заслуг, например присвоение титулов, званий, почётных наград, упоминание в публичных выступлениях, приглашение в президиум и др.
Потребности самовыражения проявляются в желании максимально использовать свои силы, способности, навыки и потенциал. Для удовлетворения этих потребностей сотрудникам необходимо поручать неординарные задания, требующие творческих усилий и изобретательности.
Согласно теории А. Маслоу индивид сначала стремится удовлетворить более насущные (первичные потребности), прежде чем перейти к удовлетворению высших потребностей (вторичных). Маслоу считал, что удовлетворённая потребность перестаёт быть стимулом. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Однако, Маслоу сам заявлял, что теория самоактуализации сама по себе недостаточна, так как предпосылки следует развивать в более полную формулу, с учётом таких факторов, как благо других людей и организации в целом. Следовательно, теория А.Маслоу не может быть рекомендована в качестве универсального инструмента прогнозирования поведения. Предложенная иерархия потребностей объясняет лишь некоторые аспекты поведения людей в обществе и на производстве.
Контроль.
Процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями. Представляет собой сложную функцию, которая включает в себя:
— учёт, т.е. измерение фактически достигнутых результатов;
— анализ, сравнение достигнутых результатов с нормативными показателями;
— выяснение причины, если возникла ситуация, которая не достигла нормативных показателей;
— регулирование, т.е. разработка комплекса мероприятий, которые позволили бы исправить возникшее отклонение.
Функции управления объединены между собой связующими процессами. К ним относятся обмен информацией и принятие решений.
Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников организации.
Существуют два вида коммуникаций: организационные и межличностные. В процессе обмена информацией могут возникнуть преграды, которые руководитель должен уметь заранее предвидеть и предусмотреть действия по их предупреждению или ликвидации.
Преграды и пути их преодоления в процессе коммуникации:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все функции управления связаны, взаимообусловлены и должны выполняться в определённой последовательности. Обратная связь реализуется через функцию контроля.
Методы управления.
Содержанием теории менеджмента являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Субъект управления – группа специалистов (работники кадровой службы) и руководители всех уровней.
Объект управления – отдельный работник или трудовой коллектив.
В менеджменте принято выделять три группы методов управления: экономические, административно-правовые и организационные, социально-психологические.
Экономические методы – оказывают воздействие на экономические интересы людей. Они используют косвенный механизм воздействия на объект управления, т.е. оказывают не непосредственное влияние, а через промежуточные ступени. Например, предприятие осуществляет производство и сбыт продукции, рабочий качественно выполняет свои производственные обязанности. В результате получается продукция высокого качества, которая хорошо реализуется на рынке. Предприятие получает прибыль, а рабочий получает не только заработную плату, но и премию. К экономическим методам относятся экономическое стимулирование и материальная ответственность. Экономическое стимулирование предполагает вознаграждение за хорошие результаты работы через систему оплаты труда (например, сдельно-премиальная система оплаты, оплата труда с учётом коэффициента трудового участия), премирование из фондов материального поощрения и др. Материальная ответственность предполагает вычеты из заработной платы за порчу имущества, оборудования и т.д. Таким образом, стимулом для выполнения управленческих воздействий при использовании экономических методов является материальная заинтересованность.
Организационные методы – относятся к пассивным и являются базой для всех остальных методов управления. Необходимость этих методов обусловлена тем, что любая деятельность, прежде чем она будет осуществлена, должна быть правильно организована: спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями. Правилами поведения персонала в различных ситуациях. Таким образом, организационные методы создают каркас предприятия. Результатом использования организационных методов являются внутрикорпоративные нормативные документы: устав предприятия, положение об организационной структуре, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.
Административно-правовые методыуправления предполагают юридическое воздействие на отношения людей в производстве. Правовые нормы выражаются в законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах, распоряжениях (они могут быть государственными, отраслевыми, документами предприятия). Применение правовых норм предполагает санкции – дисциплинарные (например, выговор).
Социально-психологические методы учитывают человеческий фактор и воздействуют в двух направлениях: формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, выявление и развитие индивидуальных способностей каждого сотрудника. К социологическим методам относятся методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы ролевых изменений. К психологическим методам относятся психологические методы профессионального отбора и обучения, методы гуманизации труда.
Понятие и сущность управления
ЛЕКЦИЯ 1.
Понятие и сущность управления
1. Управление и его элементы.
2. Закономерности и принципы управления.
3. Функции управления.
Управление и его элементы.
Управление– процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенных результатов.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, может быть физическое и юридическое лицо, а также социально-экономическая система, процесс.
Основы науки управления сформировались в современном понимании в конце Х1Х – начале ХХ в., в ответ на требования промышленности, которая постепенно приобретала такие специфические черты, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости. Мощные корпорации испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
1. осуществляется непрерывно во времени и в пространстве, охватывая все необходимое пространство, влияет на объект не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;
2. требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;
3. результат воздействия субъекта управления на объект должен соответствовать поставленной цели.
Предметом и продуктом в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средства управленческого труда – все то, что будет способствовать осуществлению операция с информацией: компьютер, телефон, авторучка и т.д.
Законы управления трактуются двояко:
— как акты, принимаемые законодательной властью:
— как выражение объективных законов природы и общества.
Из законов управления вытекают принципы управления – исходные, фундаментальные идеи управленческой деятельности; из них, в свою очередь, цели – идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Для достижения целей необходимо решить множество зада. Задачи решаются с использованием определенных методов управления – совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект. Методы реализуются с помощью функций.
Законы, принципы, цели, задачи, методы, функции и др. категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие связей субъективно-объективных отношений в управленческом процессе.
Закономерности и принципы управления.
Управление — специфический вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе разделения труда. А потому помимо общих законов и закономерностей оно подчиняется также специфическим законам и закономерностям.
Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Закономерности управления составляют контрольное звено отечественной теории управления.
1. Единство системы управления производством, то есть устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Это одна из важнейших характеристик системы, отражающая такие связи между ее элементами, которые сохраняют целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы.
Единство системы управления производством устанавливается не автоматически и проявляется не только при ее формировании. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется. Нарушение единства системы управления может проявиться либо в фактической потере объективно необходимой самостоятельности и определенной обособленности какого-либо производственного звена или, наоборот, в излишнем его обособлении.
Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.
2. Пропорциональность производства и управления — непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем как одно из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна как на уровне народного хозяйства, так и в организации, в основном и вспомогательном производстве, между цехами и участками.
Пропорциональность необходимо соблюдать не только в организации производства, но и в организации труда (между профессиями, квалификацией работников внутри отдельных профессиональных групп и т.д.)
Централизация и децентрализация управления.
Централизованное управление представляет собой непрерывную, постоянно действующую и достаточно устойчивую подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательно согласовывать управленческие решения, содержание которых определяется едиными целями развития системы, централизованно.
Функции управления
Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями, поэтому в теории управления вопрос о функциях всегда был одним из главных. Он связан с общественным характером труда и сложностью производства, необходимостью дифференциации целенаправленных воздействий, разделением и специализацией труда в сфере управления.
Слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления — относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи. Функции управления определяют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями.
Изучение содержания функций управления и их четкая классификация необходимы для разработки рациональных основ построения аппарата управления, установления объема работ по каждой функции, определения численности персонала по ней, в конечном счете — проектирования самой структуры, установления оптимального уровня централизации и децентрализации, обязанностей, прав и ответственности структурных звеньев (отделов, групп) и отдельных работников.
Необходимость выполнения той или иной функции управления определяется характером производства. В свою очередь, функция определяет необходимость в соответствующем органе управления.
Различают основные и конкретные (специальные) функции управления. К основным относят планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль. Они выполняются в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда. В перерабатывающей организации они вытекают из структуры производства, его дифференциации во времени (подготовка, производство и реализация продукции).
Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что и как делать, кому и когда. Оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование — это первая и исходная функция управления.
Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.
Координация заключается в согласовании различных процессов управления, действий исполнителей во времени и пространстве. Ее цель — найти баланс в работе отдельные служб, руководителей и специалистов организации, подчинить различные, иногда противоречивые интересы главной пели. Необходимость в координации существует всегда. Следует отметить, что при хорошо разработанных планах и оптимальной организации производства большая часть работы по координации осуществляется как бы автоматически.
Процесс управления не замыкается на функциях планирования, организации и координации. В деятельности организации неизбежно возникают проблемы сохранения и полдержания системы в работоспособном состоянии, ее усовершенствования и развития. Решение этой задачи составляет суть еще одной функции управления — регулирования.
Регулирование — это вид управленческого труда, целью и назначением которого является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, его нарушающими (возмущающими). Это процесс воспроизведения упорядоченности системы в непрерывно меняющихся условиях, на новом уровне. Регулирование необходимо не только для полдержания упорядоченности той или иной системы, но и для ее реорганизации с целью эффективного решения новых задач.
Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленными требованиями или принятыми решениями. Другими словами, он призван обеспечить реализацию поставленных целей. Процесс контроля предполагает использование стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в случае, когда они существенно отличаются от стандартов (нормативов).
Комплекс специальных (конкретных) функций управления состоит из общего (линейного) руководства организацией, ее цехами, производственными участками, а также функционального руководства.
По характеру работ функции управления можно разделить на административные, технические, производственные, экономические и хозяйственные.
К административным относятся функции общего руководства. Их выполняют, как правило, линейные руководители (директор. начальник цеха, мастер), к производственным — оперативное управление, к экономическим — функции технико- экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета, управления финансами и др. Наконец, к хозяйственным относятся функции материально-технического снабжения, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.
Применительно к организациям перерабатывающей промышленности этот список можно конкретизировать, выделив следующие функции.
1. Функции управления основными процессами:
получение, хранение, распределение средств производства, включая приемку сырья, контроль запасов, внутризаводской транспорт, хранение товаров на складах, управление запасами;
технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию, контроль качества, упаковка, техническое обслуживание оборудования;
хранение и распределение конечного продукта, предназначенного для потребителя, включая размещение его на складе, обработку заказов, доставку;
маркетинг товара — изучение потребностей клиентов, оформление товара, ценообразование, стимулирование и осуществление товарообмена.
2. Функции управления вспомогательными процессами:
снабжение — покупка сырья, ресурсов, основных и вспомогательных материалов, лабораторного оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг;
технологическое развитие — научные исследования и разработки, внедрение нововведений, совершенствование информационных систем и т.д.;
управление персоналом — подбор, расстановка, подготовка кадров, разработка систем оплаты труда.
Особое значение имеет оперативное управление производством: ежедневное распределение материальных и трудовых ресурсов; контроль и регулирование хода производства; проведение нарядов или диспетчерских совещании. Необходимы согласование оперативной работы всех служб организации, четкое и быстрое устранение разногласий, возникающих в ходе производства.
Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.
ЛЕКЦИЯ 3.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.Система методов управления.
СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления — это пути воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.
Прямого воздействия— при их использовании предполагается непосредственный результат воздействия,
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов,присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.
Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — природы, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества.
Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.
Социально-психологические методыпостроены на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяется система методов, в которой каждый из них дополняет и усиливает другой.
Понятие «система методов управления» означает, что все методы, которые могут быть применены в конкретной организации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования.
Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения определяется следующими факторами:
1. финансовое состояние организации и, как следствие, возможность широкого использования экономических методов;
2. заинтересованность работников в конечных результатах;
3. размер организации и численность персонала;
4. тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры;
5. социальный состав работников;
6. уровень квалификации работников управления и исполнителей;
7. морально-психологический климат в коллективе;
8. авторитет руководства и органов управления.
При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.
Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоятельствах при решении различных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преобладающее значение разные методы. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем.
Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования.
Все методы управления могут использоваться на различных уровнях — государственном, отраслевом, территориальном, а также на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.
Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллективов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно развитие каждого работника.
Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого рада задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и поощрительными и т. д.
Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.
Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.
Бюджетная политика выражается в определении доли внутреннего валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей покрытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.
Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Система кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитование. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование.
Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, увеличения объемов продукции, а также защитить отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.
Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего сектора экономики. Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, трактоваться однозначно.
Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в организациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование, в случае наступления заранее оговоренных случайных событий.
Аграрный протекционизм — это система государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству.
Система экономических методов управления на уровне организации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.
Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда. Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.
Экономический анализ. Необходим для эффективного управления, правильного решения экономических и социальных проблем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.
Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.
Единство интересов еще не означает их рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рычагов механизма управления.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням влияния. Так, категория заработной платы — один из важнейших экономических рычагов, действующий на уровне личности работника; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.
Лекция 3
Управленческая информация
1. Понятие упр.информации, роль в системе управления, виды управленческой информации
2. Информационные системы управления
ЛЕКЦИЯ 4.
ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основные концепции следующие:
— управления с позиций психологии и человеческих отношений;
— управления с позиций науки о поведении.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.
• Научный подбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.
• Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.
• Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.
• Важность побудительных мотивов (заработной платы).
• Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.
Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.
Концепция административного управления направленана разработкупроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:
— технической — осуществление производственного процесса;
— коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;
— финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;
— бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;
— административной — оказание воздействия на работников;
защиты жизни, личности и собственности людей.
Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.
Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.
Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности.
В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала XX в. Генри Форд.
Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:
— глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;
— четкое построение по иерархическому принципу;
— система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
— подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результатов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.
Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделения: гигантским неповоротливым предприятиям первой половицы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила управления как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.
Концепция управления с позиций науки о поведении — теория получившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эффективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлению ею.
Таким образом, все четыре концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намеченной прибыли.
Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все направления, концепции, взгляды объединяет стремление соединить научные исследования организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: достижение стабильности экономического развития, преодоление социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории менеджмента.
На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.