Управление коллективом в деятельности руководителя что почитать
Топ-10 лучших книг по управлению персоналом
Настоящие профессионалы своего дела всегда идут в ногу со временем. Они посещают различные курсы и тренинги, самостоятельно изучают информацию с помощью интернета и книг. О руководящих должностях и говорить не приходится. Такие специалисты априори должны совершенствоваться, владеть самыми последними техниками в сфере управления.
Хотя многие руководители придерживаются на этот счет абсолютно другого мнения. Они считают, что уже достигли своей цели и совсем не обязательно тратить силы на обучение, тем более, если это опытный человек, который работает в организации довольно продолжительное время.
Вот только мало кто задумывается, что эффективное управление принесет гораздо больше результатов. Если вы являетесь руководителем, даже если в вашем подчинении всего лишь пара человек, не забывайте о самосовершенствовании.
В нашей статье вы найдете рейтинг топ-10 лучших книг по управлению персоналом. Они научат вас подбирать людей в команду и вдохновлять их на новые свершения.
10. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час, Светлана Иванова
Эта книга написана экспертом по управлению персоналом, бизнес-тренером и кандидатом психологических наук. Целевая аудитория – руководители агентств по подбору персонала, предприниматели, студенты и преподаватели управленческих факультетов вузов.
Автор рассказывает о самых эффективных способах оценки и подбора сотрудников. Ее достоинства – практическая полезность и краткость. Она может стать настольной книгой, так как в ней в деталях описаны приемы оценки кандидатов.
«Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час» — это не только теория, но и практика. В книге много заданий и примеров, которые помогут читателю «разложить все по полочкам» и закрепить материал. Всем известно, что знания, которые не применяют на практике, не имеют ценности.
9. Делегирование и управление, Брайан Трейси
Брайан Трейси не понаслышке знает, что такое успех. Всего лишь за два года он из обычного менеджера по продажам вырос до вице-президента компании.
«Делегирование и управление» рассказывает об основных принципах, которые нужно использовать каждому руководителю. Читатель узнает, как правильно ставить задачи и осуществлять контроль за подчиненными. Если вы из тех людей, которые думают: «Лучше я сделаю все сам», эта книга для вас. Она поможет оптимизировать вашу деятельность и работу нижестоящих сотрудников.
8. Быть диктатором. Практическое руководство, Микал Хем
Уже по названию «Быть диктатором. Практическое руководство» читатель понимает, что перед ним необычная книга. Это юмористическая, ироничная инструкция о том, как заполучить власть.
Автор делится своими наблюдениями относительно жизни знаменитых людей, которым удалось стать диктаторами. На их примере Микал показывает, какими качествами нужно обладать, как себя вести и что делать. Книга получила неоднозначные отзывы, но в ней определенно есть вещи, которые окажутся полезными для управленцев.
7. Практика менеджмента, Питер Друкер
Это творение одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века. Книга идеально подойдет для тех, кто хочет получить представление об этой дисциплине. Здесь собраны самые простейшие понятия, в том числе менеджмент и менеджер, рекомендации по управлению бизнесом и персоналом.
Книга написана в 1954 году, но она до сих пор актуальна и пользуется большой популярностью. Друкер, как никто другой, смог рассказать о фундаментальных вещах, которые следует знать каждому руководителю.
«Практика менеджмента» написана простым языком, будет понятна не только управленцам со стажем, но и тем, кто в начале своей карьеры.
6. Мифы и правда о KPI, Марина Вишнякова
Книга повествует о проблеме, которая в последнее время стала очень актуальной, а именно – внедрение KPI (коэффициент определяющий эффективность работы). Это отличный инструмент, но мало у кого получается применять его на практике.
Многие организации создают систему экономических показателей. Она существует, но ей никто не пользуется. «Мифы и правда о KPI» поможет изменить ситуацию. Советы по мотивированию и оценке, внедрение изменений…
Эта книга – кладезь полезной информации для менеджера. Написана легким языком, есть место юмору, но самое главное – она основана на практическом опыте организаций, которые успешно используют KPI в своей работе.
5. Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат, Дэн Кеннеди
Этак книга – идеальный вариант для тех, кто решил открыть свое дело или уже успешно занимается бизнесом. Впрочем, обычные руководители тоже смогут кое-что из нее почерпнуть. Название говорит само за себя «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», то есть управленец должен иметь авторитет у подчиненных. Не нужно держать сотрудников, которые не нацелены на результат.
Кеннеди, судя по всему, противник почасовой оплаты. Он считает, что деньги нужно платить за выполненную работу, а не за время, проведенное на рабочем месте. Если вы разделяете его взгляды, книга будет для вас очень полезной.
4. Техники успешного рекрутмента, Татьяна Баскина
Эта книга подойдет скорее для менеджеров по подбору персонала, чем для руководителей. Однако последние также принимают участие в выборе сотрудников, поэтому вреда она точно не принесет.
«Техники успешного рекрутмента» — технология поиска и подбора персонала. Здесь описаны не только традиционные, но и современные поиски. Несколько глав посвящены поиску сотрудников в сети. Татьяна сама долгое время работала в этой сфере, поэтому не бойтесь использовать эти методы, они не «взяты с потолка», а проверены многими компаниями.
3. Как управлять рабами, Марк Сидоний Фалкс
Книга с шокирующим названием поможет менеджеру взглянуть на свои обязанности с другой точки зрения. Она написан от лица вымышленного автора римского патриция Марка Сидония Фалкса. Это пособие-руководство от античного топ-менеджера, которое содержит много полезных советов.
На самом деле книгу «Как управлять рабами» написал Джерри Тонер, доктор наук, который занимается изучением истории Древнего Рима. Необычная подача материала привлекает внимание читателей, и книга довольно популярна не только у управленцев, но и любителей истории.
2. Что на самом деле нас мотивирует, Дэниел Пинк
Провокационный бестселлер, который меняет привычные представления и рушит систему, функционирующую на протяжении нескольких веков. Автор дает понять, что мотивация – это не только материальное вознаграждение. Он утверждает, что с таким подходом эффективности не добиться.
Он предлагает использовать такой механизм мотивации, где акцент будет поставлен на природное стремление человека к совершенству. Пинк не только отвечает на вопрос: «Что на самом деле нас мотивирует?», он предлагает инструменты и методы для создания новой системы мотивации.
1. Неприятие перемен, Роберт Киган и Лайза Лейхи
Большинство организаций сталкиваются с трудностями внедрения новшеств. Новые правила, новая форма или что-то более грандиозное – сотрудники будут противостоять переменам. Люди хотят изменить свою жизнь, но все равно сопротивляются. Такова человеческая природа.
«Неприятие перемен» основано на исследованиях профессоров Гарварда. Основная мысль – несовпадение между способностями человека и его желаниями. Авторы дадут рекомендации, которые помогут вам полюбить перемены и показать своей команде, что новое – лучше старого…
ТОП 20 лучших книг для руководителя
Книги для руководителя имеют такое же значение, как и для рядового сотрудника. Это лучший источник информации о том, как следует действовать в различных ситуациях, как научиться принимать грамотные управленческие решения, как развивать свои профессиональные и управленческие навыки. Их пишут люди, которые уже достигли определенных высот и прошли все то, с чем многим руководителям только предстоит столкнуться. Зачем решать проблемы своими (не факт что работающими) методами, когда можно воспользоваться рекомендациями тех, кто уже нашел выигрышное решение.
Предлагаем нашу подборку книг. В ней представлена литература для начинающих руководителей и тех, кто считает себя профессионалом. В предложенных к изучению книгах содержится информация о тайм-менеджменте, секретах управления проектами и коллективом, совершенствовании себя как управленца.
Нужно ли читать профессиональные книги руководителю компании
Но сперва разберемся: так ли необходимо руководителю читать литературу. На наш взгляд, каждый, кто хочет заявить о профессионализме, должен читать профильные книги. Это касается и руководителей, которые работают в управлении десятки лет. Мир не стоит на месте, меняются и модели поведения людей. Как минимум, важно черпать актуальную информацию об управлении человеческими массами.
Кроме того, на руководителе лежит большая ответственность. Если рядовой сотрудник, допустив ошибку, отделается лишь предупреждением или штрафом, то руководитель может поплатиться делом своей жизни — лишиться клиентуры и четко работающей компании. У руководства нет права на ошибку, он не может исправить то, что было испорчено им по неосторожности. Именно поэтому стоит изучать литературу, в которой говорится о том, как избежать типичных ошибок в управлении и как выходить из сложных, кризисных ситуаций.
Книги для начинающих руководителей
Подборку мы решили начать с книг для тех, кто только начинает свой путь в управлении командой. В них рассказывается, как сориентироваться в ситуации при расстановке приоритетов, как наметить пути улучшения управления персоналом.
Несмотря на то, что предложенная литература намечена на новичков, она будет полезна и высшему руководству, и владельцам бизнеса. Информация никогда не бывает бесполезной, если она хорошо отобрана.
Предложенные книги мотивируют вас на свершение новых трудовых подвигов, возродят желание превзойти конкурентов, собрать команду мечты и поскорее внедрить в работу полученные знания.
Книги по мотивации
Теперь приведем перечень книг по мотивации. Каждая из них призвана помочь найти в себе силы на развитие компании и саморазвитие:
Книги для повышения своей эффективности
Книги для руководителей и менеджеров проектов
Заключение
Предложенные книги помогут в формировании круга интересов и поиске дополнительной литературы для личного развития. Начав читать то, что вам интересно, вы поймете, насколько тонко стоит действовать в мире бизнеса и насколько опыт автора зачастую отличается от вашего собственного. Это поможет вам мыслить шире, научит избегать типичных ошибок руководителя и повышать производительность вашей компании.
Не стоит ограничиваться только бизнес-литературой, похожей на учебники и пособия. Чередуйте ее с художественными книгами. Это поможет разгрузить голову и научит всесторонне смотреть на вещи. В художественных книгах лучше приводится мотивация, в результате чего они заряжают на новые свершения и поселяют в голову свежие идеи. Читая подобную литературу, вы невольно соотносите себя с героем книги и проецируете ситуацию на себя. Это помогает лучше усвоить информацию и найти решение вашей проблемы.
Управление коллективом в деятельности руководителя что почитать
Ставить цели, вдохновлять команду, разрабатывать стратегию, направлять, следить за инновациями — перед руководителем стоят непростые задачи. Если вы выбрали этот путь, вам пригодятся помощники — книги, в которых есть опыт других лидеров, мощные лайфхаки и ценные инструменты. Составили список из 45 бестселлеров и новинок. Выбирайте самые актуальные или читайте одну за другой.
Принципы
Рэй Далио вырос в обычной семье со средним достатком. В 26 лет он основал инвестиционную фирму Bridgewater Associates и в итоге стал одним из самых влиятельных и богатых людей планеты. В этой книге на 600 страницах Далио делится принципами жизни и работы. Все они выкристаллизовались из побед и поражений и каждый из них можно примерить на себя.
От хорошего к великому
В книге анализируется опыт компаний, которым удалось совершить прорыв и стать великими: Abbott, Circuit City, Fannie Mae, Gillette, Kimberly-Clark, Kroger, Nucor, Philip Morris, Pitney Bowes, Walgreens, Wells Fargo. Эти компании сохраняли высокие результаты в течение 15 лет. Автор рассматривает факторы и условия, необходимые для перехода «от хорошего к великому», и его механизмы.
Мышление лидера
Эта книга поможет стать лидером будущего. Расмус Хугард и Жаклин Картер опросили 30 тысяч руководителей по всему миру и выявили три характеристики, которые составляют основу успеха — осознанность, альтруизм и сострадательность. Авторы рассказывают, как применять их по отношению к себе, сотрудникам и компании, разблокировать внутреннюю мотивацию, создавать культуру, в центре которой стоит человек.
Великие по собственному выбору
Авторы задаются вопросом, почему одни компании процветают в условиях экономической нестабильности и даже хаоса, а другие гибнут. На основе многолетних исследований Джим Коллинз и его коллега Мортен Хансен вывели принципы создания великого и устойчивого предприятия в непредсказуемые и насыщенные событиями времена.
Привычки лидера
Автор этой книги уверен: эффективность руководителя определяется не врожденным даром или харизмой, а набором правильных привычек и рутин. В этой книге описаны самые полезные из них, даны упражнения для внедрения и рекомендации о том, как их закрепить.
Соединяя точки
Принципы, уроки и идеи Джона Чемберса, бывшего руководителя и почетного председателя правления Cisco — компании, которая за несколько десятилетий его работы выросла до самой дорогой в мире и лидера отрасли.
Принципы лидера
Многие считают, что выдающиеся лидеры должны руководствоваться несгибаемыми убеждениями и игнорировать всех, кто сомневается или колеблется. Джон Хеннесси демонстрирует совершенно иной подход — осторожность и скромность. Он щедро делится уроками, которые извлек, сделав головокружительную научную карьеру и состоявшись как предприниматель.
Доставляя счастье
Книга о том, как Тони Шей стал бизнесменом, начав в девять лет с… фермы по разведению червей. И о тех обстоятельствах, благодаря которым созданная им (несколько позже) компания Zappos была куплена Amazon за 1,2 миллиарда долларов.
Эффективный руководитель
Тема книги — управление самим собой. Чтобы эффективно работать, недостаточно быть умным, много трудиться или быть эрудированным. Чтобы быть эффективным, не требуются специальные навыки, таланты, склонности или подготовка. Чтобы быть эффективным руководителю нужно делать определенные — довольно простые — вещи. К ним относится набор правил, которые создал Питер Друкер.
Все начальники делают это
На протяжении 20 лет гуру менеджмента Брюс Тулган задавал руководителям один и тот же вопрос: «С какими проблемами вы сталкиваетесь при управлении людьми?». Независимо от должности менеджеры давали один из 27 ответов: потерять работника-суперзвезду, невозможность заставить двух людей работать слаженно и т.д. Для каждой проблемы автор этой книги предлагает готовые решения.
Лидер и племя
Люди сбиваются в племена. На работе тоже. Авторы анализируют связь между племенами и теми, кто ими руководит. А затем доказывают, что эта связь поднимает важные вопросы: как развиваются лидеры, как они становятся великими и какое наследие оставляют. Увлекательная и прорывная книга, которая поможет создать сильную корпоративную культуру.
Лидерство и самообман
Эта книга посвящена самообману — тому, как мы надеваем шоры и не можем увидеть подлинные причины проблем. Самообман мешает правильно оценивать себя, искажает взгляды на людей и обстоятельства, сокрушает возможности предпринимать разумные шаги и препятствует нашему счастью.
Deadline
Принципы хорошего менеджмента в форме бизнес-романа. Автор — Том Демарко — уверен — чтение этой книги добавит вам два года великолепного управленческого опыта, а захватывающий сюжет и наглядные примеры будут полезнее любого учебника.
Постигая Agile
Подробное руководство по четырем основным agile-методологиям — Scrum, XP, Lean и Kanban. Вы сможете внедрить их в свои проекты и познакомитесь с базовыми ценностями и принципами, которые понадобятся для того, чтобы это внедрение было эффективным.
Scrum
Книга основателя методики Scrum, которая поможет вам реализовывать проекты в несколько раз быстрее и эффективнее.
Руководитель проектов
Хорошо структурированное прикладное пособие по развитию всех необходимых навыков проектного менеджера. Авторы на примере кейсов из практики рассматривают все ключевые сферы работы менеджера: лидерство, личность, юмор, разрешение конфликтов, управление изменениями и т.д.
Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов
Технических навыков и знаний проектного менеджмента недостаточно для успеха. Нужно управлять эмоциями команды и развивать навыки коммуникации. Эта книга предлагает все необходимые инструменты для проектных менеджеров, которые хотят делать все точно и в срок и использовать весь потенциал своих команд.
Основы проектного менеджмента
Эта книга уже двадцать лет помогает начинающим менеджерам проектов справляться с их непростой работой. В ней есть все, что нужно знать: как управлять содержанием проекта, как формировать рабочий график, как управлять рисками т.д.
Стратегия голубого океана
Мы привыкли думать, что конкуренция — символ здорового бизнеса. Но с каждым годом она становится все более напряженной, а борьба за симпатии потребителя — все более кровопролитной. Бизнес-океан окрасился в красный цвет, и выживать в нем становится труднее. Авторы книги уверены: нужно отойти в сторону и придумать нечто новое. Тогда в спокойных водах «Голубого океана» бизнес добьется желаемого роста.
Открывая организации будущего
Бестселлер, который перевернет ваши представления о работе компаний. Под обложкой — принципиально новый взгляд на развитие организаций, который поможет перейти на следующий уровень и построить сознательную и цельную компанию будущего.
Rework
Авторы книги — предприниматели, основавшие легендарную компанию 37signals: у нее 14 сотрудников и более 3 миллионов клиентов. Вы узнаете, как начать или совершенствовать бизнес, а точнее — ваши взгляды на него, с тем чтобы обрести невиданную ранее степень свободы и получить гораздо большую эффективность.
Не сходите с ума на работе
Манифест о спокойной работе от авторов бестселлера Rework — о том, что 80-часовые рабочие недели, перегруженные календари, постоянный стресс и бесконечные совещания не ведут к успеху в бизнесе, а скорее наоборот.
Управляя изменениями
Методология Адизеса основана на базовом принципе: организация, как и живой организм, постоянно меняется и сталкивается с проблемами. На каждом этапе организационного развития ее ожидает специфичный набор изменений. Эта книга не чудесное лекарство, которое избавит от всех управленческих проблем. Но она научит эффективно диагностировать «болезни» организации и «вылечивать» их.
Измеряйте самое важное
Венчурный инвестор Джон Дорр рассказывает о созданной им системе OKR (Objectives and Key Results), которая помогла многим гигантам — от Intel до Google — показать впечатляющий рост. Это эффективная и проверенная сила для совершенствования работы.
Смерть от совещаний
«Я бы гораздо больше любил свою работу, если бы не надо было ходить на совещания», — говорят многие руководители. Автор этого бизнес-романа Патрик Ленсиони уверен: неприятное и нудное занятие можно превратить в продуктивное, захватывающее, даже вдохновляющее. Это поможет выделиться на фоне конкурентов, которые по-прежнему будут тратить время на собраниях, больше напоминающих каторгу.
Пять пороков команды
Почему в команде возникают взаимное недоверие, нетребовательность, безответственность, боязнь конфликта и безразличие к результатам? Как их диагностировать? Что с ними делать? В первой части бизнес-романа эти вопросы решает Кэтрин со своей командой, а во второй автор приводит подробное описание «пяти пороков» и методы их устранения.
Культура для каждого
Многие компании считают, что их успех основывается на поиске «правильных людей». Но что если важен не столько грамотный рекрутинг, сколько рост, использование существующих возможностей и развитие всех сотрудников, которые сейчас составляют компанию? Эта книга изменит ваше отношение к корпоративной культуре.
Пятая дисциплина
Классическая книга Питера Сенге об «обучающейся организации», которая легко лавирует в море бизнеса, адаптируется к изменениям, вовремя выявляет угрозы и распознает возможности. Руководитель такой компании должен удерживать в поле зрения 5 составляющих успеха: постоянное самосовершенствование каждого сотрудника, интеллектуальные модели, общее видение, обучение команд, системное мышление.
Клиенты на всю жизнь
Карл Сьюэлл — успешный бизнесмен, владелец одной из лучших автодилерских компаний США. Сьюэллу удалось поднять продажи до невиданных высот благодаря привлечению и удержанию покупателей. Его книга — практическое руководство по работе с клиентами (а попутно и по организации работы предприятия, маркетингу и мерчендайзингу).
Искусство действия
Опираясь на глубокое понимание стратегии ведения бизнеса и военной истории, Стивен Бангей доказывает, что создание великой организации и разработка сильной стратегии — это искусство, которое можно освоить.
Исследование действием
Исследование действием — мощный метод, позволяющий выйти из режима автопилота, привнося дух исследования и открытости в каждый момент жизни. Профессор менеджмента Билл Торберт уверен: он подойдет лидерам любого масштаба — от младшего менеджера до СЕО.
Стратегия совершенства
Вызовы времени — социальные медиа, «интернет вещей», искусственный интеллект и «большие данные» вынуждают играть по новым правилам. И единственный способ встроиться в них — это немедленно пробовать, не страшась ошибок и не пытаясь все запланировать. Автор расскажет, как добиться успеха в эпоху перемен и искусственного интеллекта.
100 ключевых моделей и концепций управления
В этой книге собраны самые важные и мощные модели менеджмента, разбитые на 9 категорий: устойчивость, инновации, стратегия и позиционирование, культурное разнообразие, клиенты, HR, бенчмаркинг, лидерство, внедрение.
Номер 1
Игорь Ман стал номером 1 в российском маркетинге. Эта книга — его собственный опыт и опыт десятков других людей, которые упорно работали над собой, чтобы стать лучшими в своем деле.
Ген директора
Сколько миллионов стоит улыбка? Стоит ли держать друзей близко, а врагов еще ближе? Зачем выращивать в себе подвиганта? Об этом и многом другом — в реальных управленческих историях российского бизнес-практика, лучшего менеджера «Ауди» в Европе Владимира Моженкова.
Бизнес на свои
Пособие для малого бизнеса России о том, как делать бизнес на свои деньги, в одиночку или с партнерами. Шаг за шагом, проверяя гипотезы. Основано на многолетнем реальном российском опыте.
45 татуировок менеджера
Татуировка — это надпись на всю жизнь. Важная надпись. Названия глав в этой книге — татуировки, оставшиеся в памяти и сердце менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это правила о том, как относиться к коллегам, каким образом действовать в определенных ситуациях: свод принципов, которым стоит следовать, если хочешь добиться успеха.
К черту все! Берись и делай
Ричард Брэнсон — легендарный британский предприниматель, один из самых богатых людей планеты, основавший корпорацию Virgin. В расширенной версии своего бестселлера автор предлагает «правила жизни», которые должны помочь каждому на пути к творчеству, духовному росту и самовыражению.
Робким мечтам здесь не место
Блестящая автобиография Шимона Переса (человека, создавшего Израиль) читается как детективный роман. Вдохновляющая книга о лидерстве и становлении лидера в экстремально турбулентной среде. Когда нет времени на взвешенные суждения, риски возрастают с каждым часом, а решения необходимо принимать в условиях тотальной неопределенности.
Переговоры без поражения
Как управлять конфликтными ситуациями? Как защититься от грязных приемов, к которым прибегают недобросовестные партнеры? Как адекватно реагировать на нестандартное поведение собеседника? Авторы, ведущие специалисты Гарвардского переговорного проекта, предлагают простой и доступный метод принципиальных переговоров. Он учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как врагов.
Эмоциональный интеллект в переговорах
Авторы показывают читателям, как использовать эмоции, чтобы превращать затруднения — слабые или существенные, личные или профессиональные — в возможности для обоюдовыгодного решения.
Как привести дела в порядок
Переработанное издание самой известной в мире книги по личной эффективности. Под обложкой вы найдете знаменитую методику Getting Things Done. Освоив ее, научитесь собирать и обрабатывать информацию, мгновенно выбирать нужное действие, планировать и контролировать работу, отделять главное от второстепенного, сохраняя сознание ясным, а мысли — упорядоченными.
Вместе быстрее
Высокая личная эффективность — лишь первый шаг к успеху в бизнесе. Главный фактор успеха на этом пути — эффективность всей команды. Как бы лидер ни превозносил личные достижения, команда всегда движется быстрее. Прочтя эту книгу, вы сможете по-настоящему оценить возможности собственной команды.
Не работайте с мудаками
Книга расскажет, как общаться с людьми, которые мешают продуктивной работе. Вы можете называть их вредителями, эгоистами, мучителями. Роберт Саттон показывает, как изменить таких коллег, расстаться с теми, кого изменить нельзя, снизить вред для компании и наладить здоровые взаимоотношения в коллективе.
Вызов лидерства
Пять практик и десять заповедей выдающегося лидера. Книга о том, как выдающимся лидерам удается претворить слова в дела, видение в реальность, препятствия в улучшения, разобщенность в сплоченность, риски в поощрение; о том, насколько важна фигура лидера для создания в компании благотворного климата, при котором любые вызовы обращаются в успех.