самые большие ледоколы в мире топ 10
Самый большой ледокол в мире
Первый ледокол, появившийся еще в 18 веке, представлял собой небольшой пароход, который осуществлял ледокольные операции в гавани Филадельфии. С момента его появления прошло не одно столетие, и за это время произошли глобальные изменения в конструкции: сначала колесо заменили турбиной, затем – атомным реактором, и вот уже сегодня корабли внушительных размеров занимаются колкой льда в Арктике. На сегодняшний день Россия и Америка могут гордиться своим большим флотом, состоящим из атомных и дизельных мощных судов, которые предназначены для выполнения ледокольных операций, но где и когда был создан самый большой ледокол в мире некоторым до сих пор неизвестно. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
«Севморпуть»
После подъема флага и начала выполнения работ суммарный путь лихтеровоза составил 302000 миль. За все время эксплуатации ледокола было переправлено свыше 1,5 миллионов тонн различного груза. Необходимость в перезарядке ядерного реактора требовалась только однажды.
Основное предназначение судна высотой с многоэтажный дом и длиной в 260,1 м – транспортирование груза в отдаленные районы Севера, однако оно способно и передвигаться во льдах толщиной 1 метр. И кто после этого скажет, что судно «Севморпуть» не заслуживает носить звание ледокола?
«Арктика»
Назван атомный ледокол в честь своего легендарного предшественника, который спустили на воду в 1972 года и проработавшего более 30 лет. Судно длиной 173,3 метра может работать в заливах и устьях рек, а также колоть океанские льды. Атомный ледокол «Арктика» спустили без секции надстройки в июне 2016 года. По технологии надстройка весом около 2400 тонн должна устанавливаться после того, как судно спустили на воду.
Ледокол «Арктика» проекта 22220 мог пройти через лед толщиной в 2,9. Благодаря современной автоматической системе управления, которой оснастили новое судно, в два раза удалось уменьшить численность экипажа.
В эксплуатацию ледокол планируется ввести в 2018-2019 годах и после того как это произойдет он побьет все рекорды по мощности силовых установок, по габаритам и высоте льдов, через которые ему доведется проходить.
«50 лет Победы»
Ледокол «50 лет Победы»
Основное отличие атомного ледокола «50 лет Победы» длиной 159,6 метров – глубокая посадка и внушительная мощь. Строительство корабля осуществлялось в период с 1989 по 2007 годы. С момента спуска на воду и начала использования судно «50 лет Победы» более 100 раз отправлялось в экспедиции к Северному полюсу.
«Таймыр»
Атомный ледокол длиной 151,8 метра в устьях рек способен колоть лед толщиной в 1,77 метра, расчищая, таким образом, путь для других судов. К основным особенностям ледокола «Таймыр» относят уменьшенную посадку и возможность осуществлять ледокольные операции в местностях с экстремально низкими температурами.
«Вайгач»
Атомный ледокол с мелкой посадкой – второе судно в серии проекта 10580, строительство которого осуществлялось в Финляндии по заказу СССР. Основное предназначение ледокола длиной 151,8 метра – обслуживание судов, направляющихся по Северному Морскому коридору в устья рек, находящихся в Сибири. Названо судно в честь гидрографического корабля начала 20 столетия, выполняющего ледокольные операции.
Строительство ледокола длиной 150 метров завершилось в 1986 году, а на воду его спустили через 3 года. Изначально судно называлось «Октябрьская Революция», а в 1992 году переименовано в «Ямал».
В 2000 году «Ямал» отправился к Северному полюсу, чтобы встретить третье тысячелетие. Всего на ледоколе было совершено 46 экспедиций к Северному полюсу. «Ямал» стал седьмым судном, которому удалось достигнуть Северного полюса. Одно из преимуществ ледокола «Ямал» – возможность двигаться вперед и назад.
«Healy»
На ледоколе длиной 128 метров, который является самым большим в Америке, американцам впервые самостоятельно удалось достигнуть Северного полюса. Произошло это событие в 2015 году. Исследовательское судно оснащено новейшим измерительным и лабораторным оборудованием.
«Polar Sea»
Строительство ледокола длиной 122 метра завершилось в 1976 году, судно до сих пор находится в рабочем состоянии, правда в период с 2007 по 2012 оно не эксплуатировалось. Дизельные двигатели и газотурбинные установки в сумме выдают мощность в 78 тысяч лошадиных сил. По мощностных характеристикам практически ничем не уступает ледоколу «Арктика». Скорость ледокола «Polar Sea» во льдах толщиной 2 метра составляет 3 узла.
«Louis S. St-Laurent»
Ледокол «Louis S. St-Laurent»
Строительство канадского ледокола длиной 120 метров завершилось в 1969 году. В 1993 провели полную модернизацию судна. «Louis S. St-Laurent» – первый в мире корабль, который достиг Северного полюса (экспедиция завершилась в 1994 году).
«Polarstern»
В 2017 году ожидается появление нового ледокола «Polarstern-ІІ», на который возложат вахтенную службу в Арктике.
Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны
Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.
Читайте «Хайтек» в
Что такое ледокол и как он работает?
Ледоколы — это особый класс кораблей, которые предназначены для преодоления даже самых толстых льдов. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — покрытые льдом воды Арктики. Чтобы корабль считался ледоколом, у него должны быть три особенности, которых не хватает большинству обычных судов: мощность, усиленный корпус и специальная форма для «ломания» льда. Это позволяет таким суднам преодолевать паковый лед, или замерзшие водные пути.
Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он раскручивает турбины, возбуждающие генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.
Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.
А чем ледокол отличается от других кораблей?
Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.
Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.
С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.
Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.
Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.
Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 мегаватт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 млн человек. Ядерные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч.
Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.
Какие страны строят атомные ледоколы?
Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.
Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.
Около 30 лет назад более 50 советских караванов кораблей застряли во льдах восточного Арктического региона. Многие населенные пункты СССР зависели от грузов и продовольствия, которые должны доставлять корабли, да сама ситуация представляла опасность для экипажа. К счастью, в составе флота был атомный ледокол «Ленин». Благодаря своей мощности и источнику ядерного топлива он спас сотни жизней в ходе одной из самых масштабных и успешных спасательных операций в истории. Корабль выведен из эксплуатации в 1989 году и оставлен на базе атомных ледоколов в Мурманском фьорде, а затем стал музеем.
Зачем нужны ледоколы?
Вообще идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.
Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.
Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.
Какой ледокол самый мощный?
Ответ однозначный — «Арктика».
Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.
Сейчас головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я» — это самый мощный ледокол в мире.
Эти ледоколы имеют двойной корпус, толщина внешнего корпуса в районах ледоколов составляет около 48 мм, а в других — 25 мм. Между внутренним и внешним корпусами находится водяной балласт, который может перемещаться для облегчения ледокольной проводки. Корабли класса «Арктика» могут ломать лед, продвигаясь вперед или назад. Хотя у них есть два реактора, обычно для подачи энергии используется только один, а другой находится в режиме ожидания.
Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.
А какой ледокол — новейший?
«50 лет Победы» — новейший из семи кораблей серии атомных ледоколов класса «Арктика». Построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации.
Корабль представляет собой модернизированный вариант ледокола класса «Арктика», имеет двойной корпус и носовую часть в форме ложки. Форма судна увеличивает ледокольные возможности, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Он имеет общую длину 160 м, ширину 30 м, осадку 11 м и глубину 17,2 м. Водоизмещение 25 840 тонн. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 метров на постоянной скорости.
В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.
«Победа» оснащена цифровой автоматизированной системой управления. Был модернизирован комплекс биологической защиты и добавлен экологический отсек. На корабле есть вертолетная площадка, подходящая для вертолета МИ-2 или МИ-8. Судовая энергетическая установка включает в себя два реактора: один для подачи энергии, а другой находится в режиме ожидания.
Какой ледокол будет следующим?
Весь мир ждет постройки атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я) — проект российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счет увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.
Строительство первого ледокола началось 6 июля 2020 года; срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год. В 2023 году планируется закладка следующих ледоколов, а сдача заказчику ФГУП «Росатомфлот» до 2033 года.
От ледоколов класса «Лидер» ожидают значительного увеличения ледопроходимости: согласно расчетам, новые ледоколы смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4,3 метра. На деле это означает «где и когда угодно, по всей Арктике».
Можно ли путешествовать на ледоколе?
Да. Но это стоит недешево.
Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.
Надстройка судовая — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.
10 самых больших ледоколов в мире
Сегодня мы расскажем о самых больших ледоколах в мире
1. «Севморпуть»
Длина
«Севморпуть» — советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.
Одно и крупнейшее из всего четырех когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.
Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился.
Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР.
В отличие от ледоколов класса Арктика, судно способно работать и в теплых водах.
Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.
2. «Сибирь» и «Арктика»
Длина
Отмечается, что осенью 2020 г. ледокол передадут заказчику.
Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» между ФГУП «Атомфлот» и БЗС подписан в августе 2012 г. Стоимость контракта составляет 37 млрд руб.
Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Сдача головного («Арктика») и первого и второго («Сибирь» и «Урал») серийных ледоколов намечена на июнь 2019 г., ноябрь 2020 г. и ноябрь 2021 г. соответственно.
3. «50 лет Победы»
Длина
«50 лет Победы» — атомный ледокол проекта 10521. Был заложен 4 октября 1989 г. под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 г.
Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств.
В 2003 г. строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 г. ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели.
Флаг поднят 23 марта 2007 г., и 11 апреля ледокол пришел в постоянный порт приписки Мурманск.
30 июля 2013 г. ледокол достиг Северного полюса (это было сотое посещение полюса надводным судном).
4. «Таймыр»
Длина
«Таймыр» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в честь ледокольного парохода начала XX века «Таймыр».
Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 г.
Эта установка развивает мощность в 50 тыс. л. с. и позволяет ледоколу идти через лед толщиной 2 м.
При толщине льда в 1,77 м скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.
5. «Вайгач»
Длина
«Вайгач» — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр» (проект 10580).
Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века «Вайгач».
Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 тыс. л. с. и позволяют ледоколу следовать через лед толщиной 1,77 м со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.
6. «Ямал»
Длина
«Ямал» — советский атомный ледокол класса «Арктика».
Ледокол был заложен 31 октября 1986 г., спущен на воду 4 октября 1989 г. Первоначальное название — «Октябрьская Революция», в 1992 г. переименован в «Ямал». Введен в строй 27 октября 1992 г.
В 2000 г. ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» — седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.
7. Healy
Длина
Healy является исследовательским ледоколом береговой охраны США.
Судно было построен на независимой судостроительной компании Avondale Shipyard, верфь которой расположена на западном берегу реки Миссисипи приблизительно в 20 милях вверх по течению от Нового Орлеана, штат Луизиана рядом c Эвондейл, штат Луизиана.
Судно названо в честь Майкла Августина Хили, капитана береговой охраны США.
Ледокол был заложен 16 сентября 1996 г. Спущен на воду 15 ноября 1997 г., в результате которого 20 человек получили ранения из-за образовавшейся волны.
10 ноября 1999 г. введен в эксплуатацию.
8. Polar Sea
Длина
Ледокол Polar Sea был построен в 1977 г.
По словам американских экспертов, Polar Star не может выполнять миссии в Арктике: он на пять лет зафрахтован National Science Foundation США для расчистки пролива Макмердо в Антарктике.
9. Louis S. St-Laurent
Длина
Судно CCGS Louis S. St-Laurent названо в честь двенадцатого премьер-министра Канады и относится к классу тяжелых арктических ледоколов.
Также является флагманом Береговой охраны Канады и крупнейшим ледоколом Канады.
Порт приписки St John’s, Ньюфаундленд.
Ледокол построен в 1969 г. на верфях компании Canadian Vickers Ltd в Квебеке.
После обширной эксплуатации судно подверглось дорогостоящей модернизации на верфи Halifax Shipyard Ltd в Галифаксе в период с 1988 по 1993 гг., после чего получило удлиненный корпус, новую силовую установку и новейшее навигационное оборудование.
10. Polarsatern
Длина
Polarstern — немецкое научно-исследовательское судно, ледокол Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера.
Построено и оснащено на верфях Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле и Nobiskrug в Рендсбурге. Судно имеет двойной корпус длиной 118 м.
Предназначено для эксплуатации при температуре до −50 °C и способно преодолевать лед толщиной до 1,5 м со скоростью 5 узлов.
Введено в строй в 1982 г. и используется в основном для изучения Арктики и Антарктики.
Самые большие ледоколы мира
Первый ледокол создали еще в 18 столетии. По внешнему виду он напоминал пароход небольшого размера и ломал лед в порту Филадельфии. Через много лет судно совершенствовали, заменив колесо турбиной. А после спроектировали и пустили в эксплуатацию мощные атомные ледоколы. Сегодня, такие страны как Россия и США гордятся флотом, состоящим из величественных кораблей, предназначенных для операций на льду.
«Polarstern» – 118 м
Два года назад появился «Polarstern-ІІ», который несет арктическую вахтенную службу.
«Louis S. St-Laurent» – 120 м
Строительство канадского ледокола завершилось в 1969 г., через 24 года провели его капитальную модернизацию. После обновления получил силовой агрегат и удлиненный корпус. Ведет дозор в составе государственной береговой охраны.
Благодаря корабельной аппаратуре, у побережья Гренландии на дне океана ученые отыскали 25 подводных вулканов.
«Polar Sea» – 122 м
Плавучий американский гигант до сих пор в рабочем состоянии, несмотря на пятилетний период бездействия. Отмечается скоростью 3 узла. Судно способно курсировать над толщей льда в 2 метра. Дизельные моторы и газотурбинные установки выдают мощность в 78 тыс. л.с. По словам конструкторов, в скором времени корабль планируют оснастить атомным оборудованием, чтобы увеличить проходимость.
«Healy» – 128 м
Название ледокол получил в честь капитана береговой охраны Августина Хили. Проектом занимались в 1996, спустили на воду в 1997. Тогда из-за образовавшейся волны травмировались 20 человек. В 2015 г. судно впервые в хронике американской навигации достигло Северного полюса. На палубах расположены 2 вертолетные площадки, а в трюмах 5 лабораторий для исследований.
«Ямал» – 150 м
Спущен на воду в 1992 году. Главное преимущество – передвигается вперед и назад. Раньше назывался «Октябрьской революцией». В 2000 г. отправился в центральную часть Северного Ледовитого океана, чтобы отпраздновать начало третьего тысячелетия. На ледоколе неоднократно происходили ЧП: гибель туристки, пожар, столкновение с танкером «Индига».
В 2009 провел миссию в архипелаге Новая земля. Вывез археологов, которые подали сигнал бедствия.
«50 лет Победы» – 159,6 м
Самый большой ледокол прошлых лет. Заложили в 1989 г. под названием «Урал», но из-за отсутствия средств долго стоял недостроенным. Только в 2007 над палубой поднялся российский флаг. При первых испытаниях показал маневренность, надежность и рекордную скорость – 21,4 узла. Для удобства пассажиров, на судне есть ресторан, спортзал, музыкальный салон, спутниковое ТВ.
«Арктика» класса ЛК-60Я – 173 м
Самый крупный и мощный ледокол современности. Спущен без секции надстройки в 2016 г., которую добавили позже. Благодаря появившейся автоматике, численность экипажа сократилась в два раза. Способен работать в заливах и устьях рек, раскалывать океанские ледяные глыбы. Ввести в эксплуатацию его планируют в 2019, после прохождении тестовых испытаний.
Три года назад В. Матвиенко стала «крестной матерью» корабля. Председатель Совета Федерации разбила бутылку шампанского о борт.
Советские атомные ледоколы
Российские ледоколы начали строиться давно по причине уникального географического положения. В 1983 году до 50-ти кораблей, включая дизельные, остались в ледяной ловушке на востоке Арктики. Благодаря ледоходу с одноименным названием, «пленники» освободились и доставили груз в населенные пункты. Произошедший случай доказывает пользу подобных лайнеров.
Ледокол «Ермак» для Российской Империи построили англичане в 1898 г., корабль отслужил до 1963.
Можно сказать, что СССР господствовал во льдах, так как в этот период истории государства создаются самые мощные по характеристикам ледоколы в мире.
«Ленин» – 134 м
В 1957 г. ввели в использование. Считается первым судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Сразу же стал демонстрировать работоспособность, благодаря чему увеличился эксплуатационный период. Отличался повышенным уровнем автономности, мощности. Преодолел 82 тыс. морских миль, освобождая пути 400 кораблям.
«Сибирь» – 147,9 м
Атомоход использовался с 1977 по 1992 г. Произвел круглогодичное мореплавание на линии Мурманск – Дудинка. На борту функционировала спутниковая связь, отвечающая за телефонию и факс, а также была отдыха, бассейн, сауна, библиотека.
В 1993 г. на корабле проходили антитеррористические учения, для отработки навыков освобождения от преступников.
«Арктика» – 148 м
С 1982 по 1986 атомный ледокол назывался «Леонид Брежнев». Передвигался с быстротой в 18 узлов, ломая ледяную пятиметровую толщу. На судне было размещено медицинское отделение, с операционной и стоматологическим блоком. Также созданы условия для базирования летной команды, вертолета. Оригинальная рыжая окраска символизировала олицетворение расцвета новой мореплавательской эпохи.
«Советский союз» – 150 м
В эксплуатацию введен в 1990 г. Спроектирован с возможностью дооборудования до боевого крейсера. Применялся для арктических путешествий. Известно, что с борта ледокола установили один буй и метеорологические ледовые станции.
«Россия» – 150 м
Непотопляемое судно пустили в плавание в 1985 г. Предназначение – охлаждать атомные реакторы. В условиях тропиков температура поднимается до 50° С, что сказывается на работе механизмов, поэтому корабль вынужден постоянно пребывать в холодных водах. В 2007 участвовал в изучении континентального шельфа на Северном полюсе.
«Таймыр» – 151,8 м
Назвали в честь парохода 20 века. Оболочку спроектировали финны, а для оборудования выбрали советскую сталь. Выполняет ледокольные действия в условиях с пониженной температурой.
«Вайгач» – 151,8 м
Строили в Финляндии по просьбе Советского Союза, отличается уменьшенной осадкой. Двигатели развивают мощность 50 л.с, что помогает следовать через толщу льда в 1,7 м. Обслуживает корабли, плывущие по Северному морскому коридору и заходящие в низовья сибирских рек. Сопровождает из Норильска суда, загруженные металлом, из Игарки – рудой, лесоматериалами.
«Севморпуть» – 260 м
Крупный ледокол был спущен на воду в 1986 г., строительство велось с 1982 по 1988 г. После начала работ корабль прошел 302 тыс. миль, переправил больше, чем 1,5 млн. груза. В перезарядке реактора нуждался лишь однократно. Остается в составе морфлота до сих пор. Считается единственным торговым судном с ядерной установкой.
Значение ледоколов
Потребность в таких судах постоянно повышается. Реализуются мероприятия по добыче природных запасов, находящихся у дна Северного Ледовитого океана. На некоторых участках судоходство длится до 4 месяцев, потому что в остальное время вода покрывается толстыми льдинами. Чтобы избежать риска и в целях экономии топлива, на разведку отправляют самолеты.
Особенность самых мощных ледоходов – автономное передвижение по водным объектам каждый год, и взламывание носовой частью льдов с толщей до 3-х метров.