Управление и манипулирование в чем разница

Разница между манипуляцией и управлением

Руководство людьми считается целой наукой, овладение которой требует немало времени и сил. То же самое можно сказать о манипуляции, которая в сравнении с первым понятием имеет скорее негативную окраску. Это своеобразный набор «грязных» приемов для достижения собственных целей посредством использования окружающих. Но насколько справедлива данная трактовка и где лежит грань между управлением и манипуляцией? Ведь, по сути, эти определения очень близки друг к другу. А одни и те же действия со стороны человека могут оцениваться весьма противоречиво.

Определения

Манипуляция – способ психологического социального воздействия. Заключается в стремлении изменить поведение или восприятие других людей посредством обманной, скрытой либо насильственной тактики. Поскольку подобные методы направлены на достижение целей манипулятора за счет окружающих, зачастую они являются нечестными, неэстетичными и эксплуатационными. По сути, любой человек выступает манипулятором в какой-либо сфере своей жизни. Однако такое социальное воздействие далеко не всегда носит отрицательный характер. Взять хотя бы врача, убеждающего пациента отказаться от вредных привычек. Или родителя, призывающего ребенка «подтянуть» оценки. Манипуляцию можно назвать безвредной, если она уважает права человека и не является чрезмерно принудительной. Стоит отметить, что в большинстве случаев психологическое воздействие носит скрытый характер.

Управление и манипулирование в чем разницаУправление

Управление – открытое воздействие на человека или группу людей для достижения выгодных для всех целей. В концепции предприятий и организаций данный термин является синонимом руководства. Это огромный труд людей, направленный на координацию и организацию деятельности коллективов или отдельных работников в процессе производства товаров либо оказания услуг. Цель управления заключается в грамотном использовании рабочей силы для достижения желаемого результата. Качество и эффективность руководства выступают важнейшими факторами развития человечества.

Сравнение

Главные отличия понятий вытекают из приведенных определений. Так, манипулятивное воздействие в большинстве случаев носит скрытый характер. Оно направлено на достижение собственных целей за счет других людей. При этом объект манипуляции не догадывается о том, что действует в чужих, а не в своих интересах. Подобное принуждение лишь создает иллюзию выбора. Управление же носит открытый, честный и прозрачный характер, подразумевая свободу воли индивида, на которого оно направлено. В этом случае человек делает выбор осознанно, а не поддается на хитрые уловки и приемы.

Еще одно отличие манипуляции от управления состоит в том, что первое понятие зачастую носит отрицательный характер. Синонимом данного термина справедливо считается принуждение. Манипуляция основана на формировании негативной мотивации. Управление же всегда направлено на созидание и достижение общей, выгодной для всех цели. Максимально близким ему по значению словом является «руководство». Управление всегда строится на позитивной мотивации. Человек действует, исходя из собственных желаний и побуждений.

Подведем итог, в чем разница между манипуляцией и управлением.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Приложения

Метки

Рубрики

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Отличие манипуляции от управления.

Чем управление людьми отличается от манипуляции

Управление людьми считается наукой. Которой много лет и которой можно учиться. А понятие «манипулировать людьми» имеет какую-то негативную окраску. И считается просто набором грязных приемов. А так ли это? Где грань между управлением людьми и манипуляцией?

Вот несколько типичных ситуаций, когда одни и те же действия могут быть как управлением людьми, так и манипуляцией. Но в обоих случаях решения людей будут осознанными и добровольными.

Выборы. Если правительство повышает пенсии, это управление государством. Если пенсии и зарплаты бюджетникам повышаются перед выборами, что сопровождается мощным пиаром, это манипуляция.

Корпоративные интриги. Можно создавать условия, когда коллективное решение будет очень высокого качества. А можно манипулировать людьми и проталкивать требуемые решения.

Ухаживание. Приемы ухаживания могут быть выражением чувств. А могут быть просто ритуалом, чтобы добиться определенной цели.

Еще больше можно запутаться, если искать манипуляции там, где есть личные цели. Потому что других целей нет. Цели бывают только у людей, а не организаций или групп. А если человек манипулирует во имя благой цели? Ведь толпа почти всегда неправа.

В результате, мы четко видим концы шкалы.

Управление людьми – организация объектов честными, прозрачными, разумными методами, вытекающими из общей цели или официальных полномочий.

Манипуляция – скрытое принуждение людей к решениям в интересах отдельной личности всеми возможными способами.

Середина шкалы покрыта туманом и сильно зависит от субъективного фактора. Однозначной классификации нет.

Как это применять в менеджменте и бизнесе? Очень просто, ведь успешный менеджер – это результативный менеджер. А значит придется применять как методы управления людьми, так и приемы манипуляции. Или как минимум, им противодействовать.

Источник

Новое в блогах

Чем управление отличается от манипуляции

1.Психология управления людьми – это управление их мотивацией (мотивирование).

2.Управление людьми – это когда другие с удовольствием и желанием делают то, что ты от них хочешь.

3. Психология управления состоит в умении делать правильный выбор для достижения поставленной цели.

4. Момент управления определяется возможностью выбора. Где нет выбора – нет управления.

5. Мой выбор – это когда я этого действительно хочу.

6. Делать правильный выбор – значит осознанно принимать своё собственное решение (при минимуме затрат и максимуме результата).

7.Психологическим критерием правильного выбора является чувство удовлетворенности и уверенности в принятом решении. Если остаются внутренние сомнения, значит, принято ошибочное решение вопреки своему подлинному желанию.

8. Управлять людьми – значит создавать возможность выбора для себя и для других в общих интересах.

9. Управление коллективом состоит в согласовании воль и гармонизация интересов.

10. Управление осуществляется под конкретную цель, чтобы было целенаправленное воздействие по достижению нужного результата. Без цели нет управления.

11. Чтобы управлять, нужно сообща сформулировать общедоступные правила, которые будут с удовольствием соблюдаться как свои собственные.

12. Управляем, значит, предсказуем.

13. Управление осуществляется через взаимовыгодный обмен людьми своими ресурсами и компетенцией (субъект-субъектное взаимодействие).

14. Любой автоматизм (привычка) есть бессознательность, любое управление (выбор) есть осознанность.

15. Качество управления людьми зависит от степени их осознанности и психологической зрелости.

Источник

Разница между манипуляцией и управлением

Главные отличия понятий вытекают из приведенных определений. Так, манипулятивное воздействие в большинстве случаев носит скрытый характер. Оно направлено на достижение собственных целей за счет других людей. При этом объект манипуляции не догадывается о том, что действует в чужих, а не в своих интересах. Подобное принуждение лишь создает иллюзию выбора. Управление же носит открытый, честный и прозрачный характер, подразумевая свободу воли индивида, на которого оно направлено. В этом случае человек делает выбор осознанно, а не поддается на хитрые уловки и приемы.

Еще одно отличие манипуляции от управления состоит в том, что первое понятие зачастую носит отрицательный характер. Синонимом данного термина справедливо считается принуждение. Манипуляция основана на формировании негативной мотивации. Управление же всегда направлено на созидание и достижение общей, выгодной для всех цели. Максимально близким ему по значению словом является «руководство». Управление всегда строится на позитивной мотивации. Человек действует, исходя из собственных желаний и побуждений.

Подведем итог, в чем разница между манипуляцией и управлением.

МанипуляцияУправление
Носит скрытый характерЯвляется открытым воздействием
Направлена на достижение собственных целей за счет других людейНаправлено на достижение общей, выгодной для всех цели
Создает иллюзию выбораПодразумевает свободу воли индивида, на которого оно направлено
В большинстве случаев имеет отрицательное значениеНосит созидательный характер
Синоним – принуждениеСиноним – руководство
Основана на формировании негативной мотивацииСтроится на позитивном побуждении

В некоторых случаях мы можем утратить контроль над ситуацией и принять непродуктивное решение, которое может создать для нас эмоциональные неудобства или трудности в будущем. Причины, приводящие к этому, могут быть различны. Иногда они связаны с некоторыми нашими собственными внутренними установками: стилем мышления, нагоняющим на нас страх, тревожностью («А что, если. »); склонностью к самообвинению, завышенными требованиями к себе («Я должен был. »);-отрицанием важности происходящего («Какая разница. »); и др. В других случаях причиной наших неудачных решений может быть то, что мы поддались давлению на нас со стороны оппонента.

Каждый из нас, наверное, когда-либо во время общения подпадал под влияние своего собеседника, а потом искренне удивлялся, как мог согласиться с ним или сделать то, что он хотел. Особенно легко поддаются давлению зависимые, нерешительные, тревожные, социально незащищенные люди, с повышенной чувствительностью, ощущением своей неполноценности и недостаточно уверенные в себе.

Иммунитет против влияний — важная составляющая искусства ведения переговоров. Именно то, насколько надежно участник переговоров иммунизирован от внешнего давления, определяет разницу между средним и хорошим уровнем мастерства в ведении переговоров. Это качество вполне поддается развитию, и, кроме того, непосредственно зависит от тактики нашего поведения в ходе переговоров.

Можно подкрепить убежденность в правильности своего мнения, если приводить не только аргументы в его пользу, но и аргументы, опровергающие мнение своего оппонента. Наименее успешно выработка иммунитета происходит, если человек рассматривает лишь аргументы «за» свою точку зрения, не учитывая мнения оппонента вообще. Как известно, иммунитет вырабатывается только в ответ на попадание чужеродных агентов. Игнорируя мнение другого и его аргументы, т. е., не делая прививку, мы упускаем такую возможность.

Иммунитет к внешнему влиянию может проявляться не сразу, а через некоторое время после влияния, иногда через несколько дней. Необходимо время, чтобы усвоить и переварить аргументы, не подпасть под их гипноз. Поэтому в случае необходимости важно взять «тайм-аут», переболеть подхваченной «инфекцией», отделить действительно разумные аспекты от «плевел».

Давление может оказываться как в открытой, так и в скрытой, неявной, замаскированной форме. В последнем случае оно приобретает характер манипуляции.

Чтобы не попасться на удочку манипулятору, необходимо отслеживать и «обезвреживать» манипулятивные приемы оппонента. К подобным приемам относятся, например, эмоциональные манипуляции партнера, задевающие нас за живое, или софистические уловки. Наиболее часто приходится встречаться с такими манипулятивными приемами:
■ ссылка на авторитет;
■ изоляция, выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;
■ изменение направления разговора, увод от неудобных тем;
■ оттягивание решения;
■ использование вопросов-капканов (например, неоднократное повторение вопроса, незаметно переходящего в утверждение, или формулировка вопроса, требующего выбора из двух альтернатив — «или-или», тогда как на самом деле есть и другие возможности);
■ лесть;
■ «выведениеизеебя»;
■ шутки-высмеивание, переход « на личности»;
■ предсказание ужасных последствий вашего несогласия.

Источник

Манипуляция и управление: сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:12, доклад

Краткое описание

Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы управления и манипулирования
1.1 Различие между манипулированием и управлением
1.2 Виды манипулирования
1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния
Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе
2.1 Манипулирование в менеджменте. Манипулирование персоналом
2.2 Манипулирование руководителем
2.3 Как противостоять манипуляции?

Вложенные файлы: 1 файл

манипуляция.docx

Глава 1. Теоретические основы управления и манипулирования

1.1 Различие между манипулированием и управлением

В этом разделе я хочу показать различие между управлением и манипулированием, так как эти понятия легко можно спутать. Я считаю, что будущему менеджеру необходимо знать и понимать эти различия для дальнейшего использования в карьере и достижении успеха.

Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.

Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Есть несколько стилей управления персоналом:

Авторитарный стиль управления. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, её трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. Отрицательным качества: снижение творческой инициативы подчинённых, ухудшение социально-психологического климата, ведёт к текучести кадров.

Либеральный стиль управления. При таком стиле руководитель предоставляет широкую свободу подчиненным, не стесняя действия, инициативы подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.

Демократический стиль управления. Распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Выбирая тот или иной стиль управления менеджер хочет добиться наилучшего успеха для предприятия.

Что же такое манипулирование?

В некоторой степени манипулирование можно отнести к управлению и назвать его как скрытое управление. Мотивы для скрытого управления могут быть разными. В отличие от управления, манипулировать можно как персоналом так и менеджером.

Рассмотрим цели скрытого управления(манипулирования):

• сделать другого орудием исполнения своих намерений;

• переложить на другого часть своей работы;

• уйти от личной ответственности, в частности, переложив ее на других;

• придать взаимоотношениям желаемый вид (например, установить дистанцию, показать степень доверительности и т.д.);

• получить выигрыш в комфортности своего положения.

Эти цели и задачи могут преследовать как руководители, так и подчиненные. Однако есть и специфические задачи, вытекающие из разницы в служебном положении руководителей и подчиненных.

1.2 Виды манипулирования

Как правило манипулирование, это чаще всего обман. В этом разделе главы я хочу рассказать про виды манипулирования и их характерные черты.

Экономическое манипулирование начинается с использования безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение.

К приемам экономической манипуляции можно отнести:

увеличение номинальной ставки заработной платы

выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности

необоснованное снижение уровня оплаты труда

задержки и невыплаты,

Также объектом манипулирования может стать и сам работодатель. В этом случае им манипулируют с помощью забастовок, притом выбирается тот момент когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Политические манипуляции заключаются в использовании политических механизмов для целей, отличных от заявляемых.

Использование поддержки политических групп, и неисполнение политических обещаний

Искожение реальной политической обстановки с помощью средст массовой информации

Искожение фактов политического значения.

Бюрократические (организационные) манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера:

затягивание сроков решения вопросов

неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью;

раздувание численности организации.

Психологические манипуляции являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование учитывает особенности психического восприятия. Но также человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. С помощью психологических манипуляций можно подготавливать сознание человека к другим. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том что это не так можно убедиться рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

Формы манипулирования: афера, махинация, мошенничество, интриги, мистификация, провокация и д.р. [8]

1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния

Очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. Рассмотрим различные виды психологического влияния, которые так же могут быть использованы в менеджменте:

Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определённым действиям.

Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеук или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Передоваться и усваиваться это состояние может как произвольно так и непроизвольно.

Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора действия.

Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того что бы добиться от адресата требуемого поведения.

Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе

В этой главе проанализируем процессы, происходящие в бизнесе с точки зрения наличия манипулятивных действий.

2.1 Манипулирование в менеджменте. Манипулирование персоналом

Управление состоит из трёх состовляющих, в которых присутствуют свои манипулятивные моменты:

В данных случаях руководитель манипулирует персоналом.

В планировании руководитель должен уметь прогнозировать дальнейшие перспективы. Кто-то может разглядеть перспективы на 10-20 лет, а кто-то с большим трудом может увидеть лишь то, что произойдет через месяц. Руководитель должен уметь создавать виденье будущего, т.к подчиненным это чаще всего сделать невозможно. При этом он будет манипулировать своими подчиненными, прогнозируя им светлое будущее если они пойдут за ним. Так же это служит мотивацией для хорошей работы. То что это была лишь манипуляция становиться понятно лишь через некоторое время, ведь всем хочеться думать что всё будет хорошо.

Эмоции вызываемые манипулированием как правило негативные. Кому может понравиться то, что его используют на пути достижения к своей цели.

Организуя и контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю в любом случае придётся прибегнуть к манипуляции. С помощью манипуляции ускоряется процесс выполнения поставленных задач. Но с другой стороны, если рассматривать точку зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам не всегда бывает понятен. Но так или иначе мы введемся на его игру.

Другие факторы связаны с условиями протекания управленческого общения. Прежде всего, это основные механизмы, с помощью которых руководитель может влиять на поведение подчиненных. Первым механизмом является формальная власть, которая дается руководителю его должностной позицией в организации, а также власть, основанная на авторитете, заработанная личными качествами, знаниями. Этот способ влияния сравнительно прост: приносит немедленные результаты, дает руководителю уверенность в себе, в своем положении. Но есть и недостатки: данный механизм влияния может спровоцировать сопротивление подчиненных, ухудшить социально-психологическую атмосферу в организации и, зачастую, не помогает в формировании желаемой организационной культуры (ценностей, норм и эмоций)

Применять этот механизм нелегко, да и результаты проявляются не сразу, но со временем сотрудничество весьма выгодно для организации.

Способов противостояния манипуляции довольно много.

психологические виды борьбы, как самбо и айкидо

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *