Упование на бога что это значит
Православная Жизнь
Предлагаем вниманию нашего читателя отрывок из творения выпускника Киевских духовных школ, святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского « Илиотропион, или cообразование с Божественной волей ».
Итак, мы жалки и весьма бедны! Сколь малое познание имеем о Боге! Мы получаем лишь малую часть света Божиего, как луч, проходящий через скважину: мы знаем то, что Бог есть величайшее добро, до того неизмеримо великое, что все то, о чем позволительно (не противозаконно) нам просить или желать, можем получить от Него смиренной молитвой в свое время, если будем терпеливы, не будем унывать (ослабевать сердцем), но, возвышенные сердечной любовью к Богу и несомненным упованием на Него, привыкнем надеяться и молчаливо ожидать спасения Божия. Долготерпение (при обидах или при ожидании помощи Божией) – драгоценный камень для надеющихся, куда ни обратятся, везде успевают они (ср.: Притч 17,8 ); Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его (Плач з, 25). В чем же состоит упование на Бога и чем оно утверждается?
Сначала заметим, что упование – выше надежды, превосходит ее; ибо упование не какая бы то ни было надежда, но надежда крепкая, совершенная, не поколебимая никакими сомнениями. Различие это выразил Сенека следующими словами: «О тебе я имею надежду, но не упование»; последнее, то есть упование на Бога, должно обнимать собой все действия человеческие; тот только уповает на Бога, кто благорассудно содержит в себе это упование во всех предметах, как важных, так и маловажных, в каждом мгновении своей жизни верит истинно, всей душою, что Бог в свое время не оставит своего возлюбленного раба. Представим этому примеры.
Царь Давид учредил училище для обучения воинскому делу и повелел учить иудеев стрельбе. Прежде же установления такого воинского обучения в нем был весьма искусен Иоанафан, который был удостоен похвалы самого Давида: без крови раненых, без тука сильных лук Иоанафана не возвращался назад ( 2Цар 1, 22 ): нелегко иногда попасть и в не прикрытые шлемом или панцирем части тела, но стрелы Иоанафановы пронзали обыкновенно самую броню. Упование на Бога есть таковой лук Иоанафанов: оно (упование) касается сердца Божия и проникает в Него, не возвращаясь без Божией милости к уповающим на Бога. Всех царей израильских и иудейских вместе было тридцать девять; но сколько же из них могли (заслуживали) пронзать сердце Божие своим упованием на Него?
Всего три или четыре из тридцати девяти: Давид, Езекия, Иосия, к ним же мог бы причислен быть и Иосафат, если бы он уничтожил нечестивые жертвоприношения на высотах. Сердца этих царей были поистине правы пред Богом и исполнены несомненным, твердым упованием на Бога.
Когда великое множество моавитян и аммонитян, объединившись, пошли войною на Иосафата, он, не в силах противиться врагам, обратился с величайшим упованием к Богу: весь предался молитвам ко Господу; объявил пост по всей Иудее. И общенародное собрание пред лицеи Господа для умилостивления Бога и для общего совета, и молитву свою заключил словами: Боже наш! Ты суди их (врагов).
Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши! И помощь Божия немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень, и он вещал: слушайте все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам (2 Пар го, 1, з, 12,14–15,17).
Войско же Иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного врага, который бы не избежал смерти. На месте вражьего междуусобного побоища Иосафат увидел множество дорогой одежды, драгоценных сосудов и велел народу своему забирать добычу: три дня собирали ее, так она была многочисленна. Смотрите, как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств – словом, оно непобедимо!
Если во всех наших делах, как сказано выше, благопотребно упование на Бога, то тем более оно необходимо, когда мы совершаем молитвы или перетерпеваем какие-либо неприятности. Об этом поговорим в следующей главе, а о молитвах скажем здесь.
Размышляя о молитве, один красноречивый учитель сказал: «Молитва у многих людей бывает или страшливой и боязливой, или нерадивой, или же безрассудной. Боязливая молитва не доходит до неба, потому что безмерная боязнь смущает ум до того, что молитва не только не восходит на небо, но даже не может быть произносима. Нерадивая молитва в своем восхождении слабеет от лености (уныния) и изнемогает до того, что совершенно теряет силу.
Безрассудная молитва хотя доходит до неба, но падает оттуда и возвращается назад, потому что встречает себе препятствие и не только не получает милости от Бога, но и раздражает Его своею безрассудностью.
Молитва же верная, смиренная и горячая восходит беспрепятственно на небо и не может быть неуслышанной». Итак, прежде всего необходимо чтобы молитва была верной. Как многие из нас, прежде чем начать молиться, начинают уже сомневаться: «Господь не услышит меня, не умолю Его о том, чего буду просить, напрасно буду взывать к Нему». О, такая молитва – бедный посланник до Бога!
Только что вышел из дому, тотчас же падает, не опираясь на упование. Каково же должно быть упование при богоприятных молитвах, тому поучает нас Христос Господь: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел ( Лк 18,2–4 ); безбожный медлитель! Наконец, побежденный безотступным беспокойством, причиняемым ему вдовой, правильно рассудил спор ее с соперником. Вот крепкое упование вдовы, постоянно твердившей: «Сегодня судья защитит меня», но когда надежды ее не оправдал истекший день, она говорила: «Не сегодня, так завтра защитит меня, или в третий день, или через месяц, в этом году дело кончится непременно». Итак, долготерпеливое упование вдовы наконец одержало победу.
Христос представил нам эту притчу как доказательство тому, что неотступное прошение (молитва) имело и у неправедного судьи такую силу, тем более оно действительно и благотворно у премилосердного Небесного Отца.
Ум наш, подобно упомянутой вдове, насчитывает множество противников себе. Зачем же он медлит? Зачем не обращается к всеправеднейшему Судии и все свои необходимые нужды и дела не откроет и не поручит Ему с совершенным упованием на Него? Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, и долготерпения их (то есть не в ту ж минуту наказывает их гонителей, если предвидит их исправление)?
Блаженный царь Давид, побуждая нас обращаться к Богу за помощью, говорит: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (то есть все приведет в порядок, поможет и защитит тебя) ( Пс 36,5 ). Что ужасаешься? Что падаешь духом неверия? Тебя оговаривает кто, ругает? Передай Господу, и Он совершит. Плоть ли твоя не покоряется духу разума? Помолись со слезами, и Он совершит.
Различные искушения, или наветы бесов, не дают тебе покоя? Призови Бога в помощь, и Он совершит. Все, что ни делаешь, уповай на Бога, и Он совершит.
Продолжим начатую нами беседу о прошении, или молитве. Иисус Христос предлагает нам еще и другой пример: если кто, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба. Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему. А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной на постели; не могу встать и дать тебе. Если (говорит Христос) он не встанет, не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему сколько просит. И Я скажу вам (слова Христовы): просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк и, 5–9).
Нет ничего приятнее Богу, когда мы к Нему прибегаем и умоляем Его о помощи себе с таким упованием, как друг к другу; ни один человек и никогда не должен думать о том, что уже не время призывать ему Бога, то есть никогда не должен отчаиваться в спасении Божием. Смотрите, как убогий бедняк, чтобы получить грош или кусок хлеба, терпеливо стоит пред дверьми или бежит за проезжающим на повозке и смиренно кланяется, прося подаяния. Что же нам нужно делать, когда просим себе милости и помилования у всещедрого и всемилостивого Бога?
Нам необходимо быть постоянными и терпеливыми, когда скоро не получаем просимого, и иметь несомненное упование, что Бог не оставит наше прошение без благотворных для нас последствий. Возлюбленный ученик Христов Иоанн так говорит об этом: вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение (уверенность) мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас во всем, о чем бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин 5,13–15 ). Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк 11, 11–13 ).
Но часто бывает, что мы безрассудно просим себе не хлеба, но камня, не рыбы, но скорпиона: ибо мы не знаем часто, о чем молиться, как должно; но Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим 8,26 ). И если Бог, остерегая нас от погибели, не исполняет наших молитв, то мы недовольны, ропщем на чадолюбивого Отца, говоря: «Он не видит и не слышит».
О безрассудные! Часто ли родители препятствуют своим детям есть несозревшее яблоко и какой-либо другой вредной пищи, хотя они приготовляют для них и завещают многотысячные наследства?
Святой апостол Павел прилежно молился Богу о том, чтобы быть свободным от искушения плоти, думая, что просит праведной и полезной вещи, но молитва его не была услышана Богом, отвечавшим ему: довольно для тебя благодати Моей против искушений ( 2Кор 12, 9 ).
Когда и мы не получаем просимого нами у Бога, то да будет нам известно, это делается потому, что или исполнение нашего прошения вовсе для нас не полезно, или же полезнее отложить его до большей благопотребности, или, наконец, что Бог предвидит и предназначает время более благоприятное для нас, в которое будет совершено наше прошение, чтобы мы между тем с большим упованием умоляли бы Его о милости.
Но просить у Бога чего-либо жестокого, бесчеловечного (например, смерти врага своего) недопустимо: во-первых, потому что Бог, как милостивый Отец наш, откажет в нашем прошении, а во-вторых, как Праведный Судия, обратит просимое для другого против нас самих и молитва наша из молитвы обратится в тяжкий грех (см.: Пс 108,7 ).
Да будет нам известно и то, что всякая молитва наша, произносимая с должной покорностью воле Божией, бывает всегда услышана, и мы получим или просимое нами у Господа, или Он дает нам другое, что для нас лучше. Это весьма укрепляет наше упование на Бога. Все, о чем молясь просим по воле Божией, Он услышит и даст нам.
Что значит уповать на Бога, доверять Ему?
Ч. В. Найлор
Во всей Библии нам указывается на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не уповали на людей, богатство и самого себя, потому что такое упование напрасно. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, т.к. из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом уповании базируются наши надежда, сила, спокойствие и защищенность.
Полное доверие Богу – что это?
Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога. Представлять все свободному течению обстоятельств – тоже не упование. Доверие – это всегда пребывать в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это определенное состояние души и равновесие духа (разума). В уповании мы можем открыть наши нужды, осознавая всемогущество Бога. Уповать – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за Него держаться.
Душа, имеющая истинную веру, не будет колеблема различными ветрами. Хотя волны высоко бьются об его жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто уповает на Бога, тот укрепил свой якорь за скалу силы Божьей.
Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их.
В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если в нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если мы имеем доверие к Богу, тогда страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в мучительном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед различными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощено сердце. Но этим я не хочу сказать, что если ты уповаешь на Бога, то тебе никогда не встретятся вещи, которые будут страшить тебя. Но в таких ситуациях именно доверие дает нам ощущение безопасности, основанное на знании того, что Бог рядом, Ему все ведомо и Он обо всем позаботится, окажет своевременную помощь и защитит нас.
Когда Джон Уэсли плыл из Англии в Америку для миссионерской работы, то корабль попал в сильный шторм. Казалось, весь корабль с пассажирами потонет. Большинство людей были в полном отчаянии и страхе, да и сам Уэсли тоже. Но тут его внимание привлекли несколько пассажиров, которые, несмотря на ужас непогоды, были спокойны и невозмутимы. На Уэсли это оказало большое впечатление, и он спросил о причине их спокойствия. Они просто и ясно ответили, что они доверяют Богу и их души сокрыты в Его присутствии и находятся под Его заботливой охраной. Они не испытывали страха, т.к. не было ничего такого, чего могли бы страшиться христиане. В это время Уэсли еще не пережил возрождения, но именно этот впечатляющий случай подстегнул его к тому, чтобы лично приобрести этот опыт.
В доверии нет озабоченности.
Если мы чем-то сильно озабочены, значит, мы не доверили это обстоятельство Богу. Доверие освобождает нас от любого беспокойства и заботы. Многие люди напрасно растрачивают большую часть своей силы и энергии в лишних заботах. Их постоянно что-то беспокоит. Их дни и ночи наполнены озабоченностью. Это стало их привычкой. В их жизни мало места для внутреннего мира, покоя и безопасности веры. Самое лучшее лекарство для таких состояний – полное упование. Тесная связь с Богом рождает доверие. Упование показывает, что Бог крепко держит руль нашего жизненного корабля. Это доверие требует от нас, чтобы мы пребывали в хорошем расположении духа, дает нам чувство безопасности, уверенность в том, что Бог наше прибежище и сила; оно дает нам понимание того, что наша жизнь, да и вообще все, находится в Его руках, и что Он желает сделать для нас все, что служит нам во благо.
О дорогой брат или сестра, оставь свои заботы и уповай на Бога! Это так облегчает жизнь! Если ты замечаешь, что обременен заботами, то прекрати заботиться. Отврати свой взор от всего, что отягощает тебя; обрати свой взгляд на Бога и не отводи его до тех пор, пока не познаешь Его вечную и верную заботу о тебе. Помни всегда о том, что если ты озабочен, то у тебя нет доверия к Богу. Но если ты Ему доверяешь, то не будешь заботиться! Заботы подавляют душу, ослабляют нас и лишают мужества, что мешает нам продвигаться вперед. Озабоченность – всегда препятствие в нашей жизни веры и упования на Бога. Бог хочет наполнить нашу жизнь мирным покоем, каким бывает покой красивого летнего вечера. Он желает, чтобы мы были бесстрашны и беззаботны точно так, как птицы или цветы на лугу. И мы можем это испытать, если доверяем Богу.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).
Доверие не знает жалоб.
Если мы все отдаем в руки Бога, то мы довольны всем, что посылает Бог в нашу жизнь. Тогда мы можем от всего сердца петь: «Твой путь, Господь мой, самый лучший…» Если мы доверяем Ему, то нам не сложно славить Его, потому что наше сердце исполнено благодарным благоволением. Но если мы склонны к жалобе, то у нас нет доверия к Богу.
Если мы доверяем Богу, то в нас не возникает горечь, если обстоятельства складываются не по нашему желанию. Там, где возникает горечь и противление (непослушание), невозможно доверие к Богу. Доверие всегда способно сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).
В доверии – мир, именно – мир Божий, который «превыше всякого разумения». Человек, уповающий на Бога, имеет покой в своей душе. В доверии нет сомнений, потому что изгоняются уверенностью в безопасности. Уверенность в безопасности в свою очередь дает мир и покой.
Условием полного доверия Богу является тесное общение с Богом. Через доверие мы получаем способность познавать истинный характер Божий. И тогда мы до глубины осознаем его любовь к нам. Мы осознаем также как велика Его власть, в которой мы укрыты под сенью Его крыл. По причине нашего доверия наши враги и подстерегающие нас опасности теряют свою силу. Доверие дает нам чувство безопасности и защищенности, а они, в свою очередь, дают нам покой. Господь сказал: «…и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Душа, доверяющая Ему, найдет этот покой. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Разве эти обетования не драгоценны? Не являются ли они реальностью в этой жизни? Реальны ли они и в твоей жизни? Бог ожидает, чтобы так было! Доверие осуществит эти обетования лично в тебе. Но они никогда не станут реальными, если ты не научишься доверять Богу.
Доверие к Богу – это корень твоего жизненного древа, питающий и укрепляющий его. Доверие к Богу позволяет этому дереву цвести и приносить плоды. Чем больше наше доверие к Богу, тем богаче и лучше будут плоды праведности в нас.
Я много вещей сказал о доверии, но теперь хочу сказать о другом, что тоже связано с нашим доверием. Доверие требует присутствия уничижения (смирения). Часто Бог не может помочь нам, потому что мы не позволяем Ему это сделать: мы сами хотим строить и претворять наши планы. Мы хотим все иметь и делать по своему пониманию, как бы ни были узки наши познания.
Доверие включает в себя послушание. Это значит, мы трудимся для- и с Богом, чтобы достичь определенных результатов. Мы не можем бессмысленно сидеть сложа руки в ожидании что все свершится само собой. Если пахарь будет молиться о хорошем урожае и при этом не вспашет и не засеет поле, то напрасна его молитва. Труд и вера неразрывны. Мы должны позволить Богу управлять нашими усилиями. Мы должны быть готовы трудиться, когда и где Бог этого пожелает. Наши попытки доверять Ему будут напрасны, если мы не готовы быть послушными; именно это является причиной затруднений, которые возникают у большинства людей. Собственно, они хотят быть послушными настолько, насколько это сообразно их собственным представлениям. Но если что-то происходит не в соответствии с их представлениями, то готовность к послушанию исчезает. Наше послушание и готовность к действию не должны быть ограничены, иначе невозможно доверие.
Доверие включает в себя и терпение. В большинстве случаев мы ожидаем немедленного ответа на свои молитвы. Если этого не случается, то мы становимся нетерпеливы и думаем, что Бог нас не слышит. Но нет никакой необходимости давить на Бога, потому что стоим у Него на пути мы сами! Он будет трудиться не по нашим представлениям и планам, а по Своим; Он сделает все в Свое время. Бог Сам распоряжается временем.
Доверие к Богу указывает на нашу активную и позитивную жизненную позицию. Пассивное отношение к возникшей проблеме или уход от нее не являются признаками доверия к Богу. Доверять Богу, уповать на Его помощь означает: полностью полагаться на Него, считаться с Ним, верить, что Он желает исполнить нашу просьбу; и терпеливо ожидать ответа. Все это приведет нас к уверенности, что исполнение нашей просьбы – ясный свершившийся факт.
Мы не оставлены в сомнении, неуверенной надежде или предположениях; но мы имеем позитивное доверие, которое даст нам положительные результаты.
Пророк Исаия говорит: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» (12:2). Бог ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом. Он хочет, чтобы мы все отдавали в Его руки. Псалмопевец говорит нам, что мы должны делать, если нас одолевает страх: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Оставайся в уповании! Бог никогда не упрекнет тебя в настоящем неизбежном страхе, более того, Он укажет тебе путь из боязни, которая исходит от твоего неверия. Уповай на Бога! Это самый верный путь, по которому мы можем идти. Бог не забудет нас, ни тем более не оставит!
Упование
Упова́ние — 1) основанная на вере надежда на Бога, доверительное отношение к Божественному Промыслу); 2) надежда на осуществление желаемого, «вера» в осуществление чего-либо в будущем.
Не является ли для христианина упование на посмертное воздаяние позицией раба или наёмника, но не сына?
На сегодняшний день на вооружении критиков христианской догматики и этики состоит и такой аргумент: все христиане — чрезвычайно корыстные люди.
Причём, (будто бы) их корысть проявляется даже тогда, когда они действуют во имя Добра на даже, казалось бы, совершенно бескорыстной основе (например, жертвуют скудные накопления на содержание лечебниц, монастырей, трудятся во Славу Божью без заработной платы, помогают бездомным и пр.), ведь в действительности даже формально бескорыстное христианское делание мотивировано сугубо корыстными интересами: стяжать блага в будущей жизни, унаследовать Царство Небесное, избежать адовых мук.
Так ли это? — Не так. Те вечные нетленные блага, к которым стремится христианин, составляют не предмет его корысти, а условия его будущего счастья. Между же греховной корыстью и стремлением к подлинному счастью лежит огромная, принципиальная разница.
Греховная корысть, как и любой грех вообще, противоречит естественным человеческим потребностям, естественным стремлениям человеческого сердца, тогда как стремление к счастью — напротив, естественно для всех без исключения людей. Ведь Бог создал человека не для вечной скорби, а для вечного блаженства. Христианское сознание соединяет понятие о высшем счастье с желанием радости богообщения и общения с ближним.
Христианин стремится к Богу как к Источнику жизни и радости, благ и блаженства. Корыстный же человек стремится не к Богу и не к Небесному счастью, но к земной выгоде.
Христианское доброделание обусловлено любовью к ближнему и связано с чувством отзывчивости. Греховная же корысть нередко зиждется на противоположной основе: на обожании земной выгоды, эгоизме, желании благ для себя в ущерб прочим людям (конкурентам, соперникам, просто нуждающимся).
Будучи сопряжено со скупостью и стяжательством, корыстолюбие способно втянуть человека в идолопоклонство — почитание маммоны, что оттолкнет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стремление же к Царству Небесному не только не отталкивает человека от Господа, но и способствует укреплению союза.
Конечно, на первом этапе приобщения человека к церковной жизни может случаться, что его рассуждения о стяжании Царства будут иметь аналогию с доводами корыстолюбца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бесспорную выгоду.
Иногда эта стадия духовного взросления христианина условно и аллегорично именуется наёмничеством. Однако по мере духовного восхождения к Богу человек, как сын Божий по благодати, совершает добро, будучи движим самой любовью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.
Может ли быть ложное упование на Бога (связанное с надеждой, что Бог спасает независимо от нашей жизни)?
Примеры надлежащего упования на Бога известны со времен Ветхого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упование испытывали, например, Божьи пророки. Со времён создания Церкви Христовой упование на Бога является одним из проявлений христианской веры.
Чем более твёрдой является вера христианина, тем более сильным бывает и его упование. Однако, следует помнить, что упование упованию — рознь. Наряду с богоугодным упованием нередко встречается ложное. Правильное бывает обусловлено верным пониманием церковного учения о Боге и Его Промысле, тогда как ложное — ложно интерпретированным учением Церкви или незнанием этого учения, ложными, субъективными представлениями и надеждами).
Одна из наиболее распространенных на сегодняшний день форм ложного упования на Бога связана с уверенностью, что в конечном итоге все без исключения люди станут причастниками Царства Славы, вне зависимости от образа их земной жизни. Такая уверенность зиждется на воззрении, что поскольку Господь человеколюбив, благ, добр, милосерден, постольку Он не предаст на вечные, бесконечные муки ни одного человека, пусть даже этот человек, живя на земле, вёл отвратительную, богопротивную земную жизнь.
В своё время подобного рода учение отстаивал Ориген, но впоследствии оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спасении всех людей вообще высказывал Григорий Нисский. Согласно этой мысли, осужденные на адовы муки грешники под действием неугасимого адского пламени, которое, будет оказывать них врачующее действие, нравственно преобразятся и рано или поздно соединятся со святыми. Длительность пребывания грешников адском огне будет зависеть от степени их греховности.
Однако, несмотря на то, что святитель Григорий Нисский почитается Церковью как один из великих отцов, эта, высказанная им мысль не имеет общецерковного признания. Боле того, против подобных идей высказывался даже родной брат Григория Нисского, святитель Василий Великий, высказывался резко, подчеркивая, что они не соответствуют духу вероучения Церкви и способствуют грешникам успешнее отваживаться на грех.
Многие, страха ради или стыда человеческого, или ради того, чтоб угодить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наоборот, которые делают добро по таким же побуждениям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целию угождение Богу и славу Его, как учит святой Апостол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ).
преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 30