Упорядочение чего либо на основании определенных классификационных критериев

Понятие о классификациях, группировках и номенклатурах и их назначение в статистическом исследовании

Классификации, группировки и номенклатуры представляют собой важный элемент изучения социально-экономических явлений и организации информации. В статистике различают понятия классификации, группировки и номенклатуры.

Классификация в статистике представляет собой систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на принципах сходства и различия. Основанием классификации служит признак (критерий) или несколько признаков (критериев).

Классификатор в статистике – это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов), каждому из которых присвоен код. Код подразумевает название объекта и служит инструментом его идентификации.

Система экономических классификаций является условием упорядочения, анализа, хранения и эффективного поиска информации. Классификатор дополняется и конкретизируется в номенклатуре – стандартном перечне объектов и их групп.

Классификационные группировки образуют иерархическую или фасетную (списочную) структуру либо же их сочетание. Каждый фасет представляет собой последовательное перечисление объектов классификации по одному признаку.

Иерархический метод классификации представляет собой последовательное распределение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Сначала множество объектов подразделяется по отдельным признакам на крупные группы, затем каждая из них – по другому признаку на ряд последующих группировок, при этом детализируется объект классификации. В результате между классификационными группировками устанавливается подчиненность – иерархия.

Группировка позволяет распределить сложные по своему содержанию совокупности на группы, однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющие одинаковые или близкие значения группиро-вочного признака.

В классификациях используются цифровые коды для группировок преимущественно по признакам назначения (или другим признакам) объекта кодирования.

Группировки объектов в основном составляются по иерархическому методу. Как правило, высшим уровнем агрегирования является раздел. За ним идут подразделы, характеризующие следующий уровень распределения группировок объектов классификации. Дальнейшая детализация производится на уровне классов, которые в большинстве случаев оказываются наименьшим уровнем группировок.

Важным средством обеспечения достоверности и сопоставимости показателей является созданная в России Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК).

Источник

Словари

Логическая система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам, классам, разрядам и т.п. на основе учёта общих признаков и закономерных связей между ними.

1. процесс действия по несов. гл. классифицировать

2. Результат такого действия; классифицирование 2..

Морфология: (нет) чего? классифика́ции, чему? классифика́ции, (вижу) что? классифика́цию, чем? классифика́цией, о чём? о классифика́ции О) что? классифика́ции, (нет) чего? классифика́ций, чему? классифика́циям, (вижу) что? классифика́ции, чем? классифика́циями, о чём? о классифика́циях

1. Классификацией называют такое действие, когда предметы или явления делятся на группы по какому-либо общему признаку.

Заниматься классификацией растений.

Между народная классификация изобретений. | Классификация звёзд.

Он потерял первое место в мировой классификации.

КЛАССИФИКА́ЦИЯ [аси], классификации, жен. (книжн.).

2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.

1. см. классифицировать.

2. Система, по к-рой что-н. классифицировано. К. наук. Библиотечная к.

1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой-л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п.

Вся философия истории сводится у них [западных философов] к физиологической классификации великих семейств человечества (Чаадаев).

2) только ед. Распределение тех или иных объектов по классам, группам в зависимости от их общих признаков.

Заниматься классификацией минералов.

классификацио́нный, классифика́тор, классифици́ровать

От латинского classic ‘разряд’ и facere ‘делать’.

Метод, основанный на дифференциации предметов или явлений и их группировке по общности каких-л. признаков в целью сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов;

Метод классификации используется во всех науках.

1. к Классифици́ровать. Заниматься классификацией минералов.

2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. по определённым общим признакам. К. товаров. К. растений. Строгая к.

(горн.), разделение частиц измельчённых полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и другие продукты (классы). Классификация производится в классификаторах.

Заниматься классификацией минералов.

2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам.

Классификация товаров. Классификация растений.

классифика́ция, классифика́ции, классифика́ций, классифика́циям, классифика́цию, классифика́цией, классифика́циею, классифика́циями, классифика́циях

сущ., кол-во синонимов: 24

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, группировать, систематизировать

КЛАССИФИКАЦИЯ, система, спец. типология

КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ, системный, типологический

несов. и сов. КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, несов. и сов. систематизировать, спец., несов. и сов. типологизировать

несов. и сов. КЛАССИФИЦИРОВАТЬСЯ, несов. и сов. систематизироваться, спец., несов. и сов. типологизироваться

Syn: классифицирование, систематизация, систематизирование, систематика, группировка, сортировка, размещение, расположение

группировка объектов по степени сходства, близости, родства;

разбиение множества на подмножества;

структура множества; систематизация соподчиненных понятий (грубая #).

классифицирование. классифицировать (# растения).

группировка. группировать. сгруппировать. перегруппировать.

отнести к какой-л. области.

КЛАССИФИКАЦИЯ и, ж. classification f.

— Распределение объектов по группам.

— Итоговый протокол гонки.

— Формализованная задача, решаемая методами искусственного интеллекта и прикладной статистики.

— Процесс разделения однородного сыпучего материала по величине его кусков.

Ф.И. Буслаевым был заложен принцип классификации второстепенных членов, учитывающий их содержательную и формальную сторону, их синтаксическое употребление и значение. На основе синтаксических отношений и синтаксических связей с поясняемым членом предложения выделяют следующие типы второстепенных членов:

По формальным способам их выражения выделяются:

1) морфологизованные второстепенные члены;

2) неморфологизованные второстепенные члены предложения.

Ф.И. Буслаевым был заложен принцип классификации второстепенных членов, учитывающий их содержательную и формальную сторону, их синтаксическое употребление и значение. На основе синтаксических отношений и синтаксических связей с поясняемым членом предложения выделяют следующие типы второстепенных членов:

По формальным способам их выражения выделяются:

1) морфологизованные второстепенные члены;

2) неморфологизованные второстепенные члены предложения.

В основе классификации звуков лежат следующие признаки:

2) степень подъема языка по вертикали по отношению к небу;

3) степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

Соответственно гласные делятся на следующие классификационные группы:

2) по степени подъема языка по отношению к небу выделяются следующие группы:

а) гласные верхнего подъема (узкие): [и], [ы], [у];

б) гласные среднего подъема [э], [о];

в) гласные нижнего подъема (широкие): [а];

3) по степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные:

а) переднего ряда: [и], [э];

б) среднего ряда [ы], [а];

2) гласный [э¬] произносится под ударением после твердых согласных;

3) гласные [иэ], [ыъ], [аъ] бывают только в безударном положении;

При их классификации учитываются следующие особенности:

Назовем более конкретные стилевые разновидности функц. стилей.

Помимо указанных внутренних разновидностей науч. функц. стиля, представляющих «чистые» формы науч. речи, имеются другие разновидности, в том числе подстилевые и жанровые, которые отражают взаимодействие разных функц. стилей (и, следовательно, соответствующих целей и задач общения). Эти разновидности, находясь на периферии функц. стиля, несут в себе черты двух (трех) взаимодействующих стилей (хотя обычно с доминированием черт того или другого), представляя собою переходные стилевые сферы в общем, глобальном речевом континууме. Напр., инструкция к пользованию каким-либо техническим прибором объединяет черты науч. и оф.-дел. речи; патент (то же самое); произведение науч.-худож. характера (в отличие от научно-популярного) сочетает в себе черты науч. и худож. стилей. В связи со сложностью картины стилевых «расслоений» (разветвлений) и взаимодействия функц. стилей удобнее представить это явление, используя принцип полевого структурирования (см. полевая структура функц. стиля).

Подстилевые и жанровые разновидности оф.-дел. ф. с. весьма заметно различаются даже по издающему органу (институту), напр., «Устав железных дорог» и «Устав внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации». В силу того что оф.-дел. ф. с. наименее изучен, не вполне решены и вопросы его стилевой внутренней дифференциации. Так, нет единого мнения о статусе дипломатического подстиля. Явно выделяются среди других и некоторые жанры судебной речи (особенно в ее устной форме). Тем не менее общие инвариантные специфические стилевые черты (см. официально-деловой функц. стиль) свойственны стилю всех текстов правовой (законодательной в широком смысле) сферы (см. жанры оф.-дел. стиля).

Специальной оговорки требует вопрос о статусе религиозного стиля (см.) в рус. лит. языке. Согласно принципу определения и классификации функц. стилей, есть все основания для его выделения. Он называется и описывается в ряде языков (и стран), напр. в польском. К изучению этого функц. стиля на российской почве ученые только еще приступают. Судьба же его в России (на русской основе) достаточно сложна, а основания для его выделения хотя и есть, но ограниченны. Во-первых, функц. стили рассматриваются в пределах одного лит. языка, тогда как многие жанры религии развивались на церковнославянском (хотя и близкородственном, но другом языке). Во-вторых, до недавнего времени (по социально-политическим причинам) сфера религиозного общения была отделена от государства и как бы изымалась (не признавалась) одной из «ветвей» рус. лит. языка (имеем в виду случаи общения в этой сфере на рус. языке). Т. о., вопрос о религиозном стиле требует специального изучения. В настоящее время религиозный стиль получает, так сказать, права гражданства и все более расширяет сферу применения (даже в СМИ) (см. Л.П. Крысин, О.А. Крылова и др.).

Оговорки требует и так называемый ораторский стиль (см.). Он представлен в различных сферах общения (ср. ораторскую публицистику или политические речи ораторов, судебное красноречие, академическое красноречие). По этой причине, точнее потому, что О. с. не имеет в своей основе прикрепленности к одному виду деятельности и форме общественного сознания, он (исходя из принципов определения функц. стиля) не может быть отнесен к функц. стилям (В.П. Мурат). Ближе всего он по своей функции (воздействия) и стилевым чертам (экспрессивности, приподнятости, эмоциональности) к публиц. функц. стилю.

Очевидно, учитывая многозначность термина «стиль», следует считать, что в номинациях ораторский стиль и эпистолярный стиль само слово «стиль» используется в значениях (манера, характер речи), не синонимичных значению термина «функциональный стиль».

Источник

Классификация

Наиме­но­ва­ние:Классификация (образовано от латинского classis — разряд, класс; facio — делаю, раскладываю).
Опреде­ле­ние:Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах.

Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Объекты, составляющие класс, называются его элементами. Основной принцип классификации состоит в том, что каждый элемент совокупности объектов, которую она охватывает, должен попасть в то или иное подмножество. Тем самым, главная цель классификации заключается в определении места в системе любого объекта и установлении между ними наличия некоторых связей, что определяет дальнейшее нормативно-мерное упорядочивание множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделённые друг от друга подмножества. Субъект, владеющий ключом (критерием) классификации, получает возможность ориентироваться в многообразии объектов. Классификация всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, задаёт его «топологическую карту». С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке классификация выступала итогом (целью) познания (например, систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и так далее), а дальнейшее развитие представлялось как её усовершенствование или предложение новой классификации. Таким образом, термин «классификация» используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения её результата.

Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о её объектах. Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладётся в её основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных, технических и тому подобных указателей. Разные классификации по-разному справляются со своими задачами. Так, искусственная классификация, в которой группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из указанных задач. В естественной классификации группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и таким образом объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Известными примерами естественной классификации в науках (см. Наука) являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе фёдоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на основе материала наблюдений и массива опытных данных той или иной области знания в результате синтеза эмпирических обобщений и теоретических представлений. В целом, естественная классификация всегда в той или иной степени является содержательно-обоснованной типологией (см. Типология), способной решать содержательные задачи и прогнозировать новые результаты.

Наряду с естественными и искусственными, различают теоретические и эмпирические классификации. Существуют и иные деления классификаций, например на общие и частные (специальные). Общие классификации содержат обзор всей области объектов определённого рода, группируют их на основании свойств, выражающих их природную общность самих по себе, и несут информацию о причине этой общности, то есть о некоторой естественной закономерности. Общие классификации имеют место в фундаментальных науках, главная задача которых состоит в объективном познании действительности через выявление доминирующих в ней законов. Тогда как частные, или специальные, классификации характерны, прежде всего, для прикладных, практических отраслей знания, целью которых является обеспечение деятельности. Предметная область частных, или специальных, классификаций более узкая, чем у общих классификаций. Они также исходят из объективных и зачастую немаловажных свойств классифицируемых объектов, но вся группировка в целом осуществляется здесь в целях удовлетворения определённых прагматических запросов. В целом, специальные классификации дополняют и расширяют то знание, которое дают общие классификации.

В логике (см. Логика) классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления. В каждом логическом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.

По своей структуре, то есть типу отношений, в которых находятся составляющие её понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания (см. Систематика), например характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями. В то же время, классификация может осуществляться не только по качественным, но и по параметрическим особенностям изучаемых объектов, имея своим основанием и результатом количественные показатели. Такая группировка широко используется, в частности, в статистике, составляя базу статистических методов, которые, как известно, применяются только к количественно выраженным данным. В таких случаях группировки производятся на основании признаков, поддающихся измерению и поэтому имеющих те или иные численные значения, а весь порядок так образованных групп наводит на некоторое распределение численностей или функциональную зависимость. Когда имеется множество (сотни или тысячи) просто зарегистрированных значений какого-нибудь количественного признака, ум не в состоянии охватить подлинный смысл изучаемого явления. Для того чтобы выявить его характерные черты, необходимо каким-то образом сжато выразить имеющиеся данные, уплотнить их посредством группировки. При этом группировка должна быть такой, при которой была бы не утрачена и не искажена значительная часть собранных данных и в итоге получена достаточно точная картина исследуемого явления. Качественные и количественные классификации не перекрывают друг друга. Даже имея своим предметом одни и те же объекты, они рассматривают их разные аспекты и сосуществуют в общем комплексе исследований этих объектов.

Классификации обычно представляются в форме деревьев или таблиц, которые в конечном итоге могут быть сведены к структуре древообразного иерархического порядка (см. Рис. № 1).

Упорядочение чего либо на основании определенных классификационных критериев
Рис. № 1. Дерево классификации.

Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин), соединённых линиями (рёбрами). Каждая вершина представляет некоторый класс предметов (объёмов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы называют таксонами (таксономическими единицами — см. Таксономия). Рёбра же показывают, на какие подвиды разбиваются данные таксоны. Вершина K0 называется корнем дерева. Она репрезентирует (представляет) исходное множество предметов. Таксоны группируются по ярусам. В каждом ярусе собраны таксоны, полученные в результате применения одинакового числа операций деления к исходному понятию. Те таксоны, которые в данной классификации уже далее не делятся на свои виды, называются концевыми таксонами. Предельной является такая классификация, все концевые таксоны которой представляют собой единичные понятия. Однако в зависимости от целей, которые преследуются при построении классификации, концевые таксоны могут и не быть единичными понятиями.

Логической основой построения различного рода классификаций является операция деления понятий, а потому при классифицировании предметов должны выполняться все правила деления, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется, но теперь разрешается, чтобы каждый акт деления осуществлялся по собственному основанию, отличному от оснований, которые использовались в других актах деления. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса (ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут). Дополнительно вводится ещё одно требование — классификация должна быть соразмерной, то есть она должна быть непрерывной, без скачков (пропусков ярусов).

При построении классификации используются обе разновидности деления — дихотомия и по видоизменению основания. Примером дихотомии может служить так называемое «древо Порфирия», в котором греческий философ Порфирий представил содержание философского понятия субстанции (см. Рис. № 2).

Упорядочение чего либо на основании определенных классификационных критериев
Рис. № 2. «Древо Порфирия», в котором представлено содержание философского понятия субстанции.

Всякая добротная классификация требует разработки соответствующей ей номенклатуры — системы однозначных наименований для всех классификационных групп. При этом номенклатура должна отличаться уникальностью, то есть каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, то есть являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных народных языках; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая (как это имеет место, например, в биологии), может регламентироваться специальными международными кодексами. Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология.

Развитие науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам. Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д. И. Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации. В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но всё же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии.

Аристотель опирался на качественную классификацию физических тел, которые он делил согласно различию их «природы», определяющей способы их действия. Аристотель был пионером и в деле описания и классификации видов животных на основании систематического рассмотрения их разнообразных отличительных свойств, которые он усматривал не только в строении частей тела животных, но и в их образе жизни и поведении. Правда, таксономическая терминология Аристотеля ограничивалась лишь терминами «вид» и «род». Первый он связывал с конкретными живыми организмами, а вторым обозначал различные степени общности между видами, в связи с чем он говорил о «малых» и «больших» родах. Аристотель разработал и классификацию форм государственного правления. В зависимости от того, кто властвует — один, немногие или большинство и какие цели правления преследуются, он различал три правильные формы правления и три искажённые. В том случае, если властвующие имеют в виду общественную пользу, будут иметь место: монархия, аристократия и полития; если же правители преследуют только своё личное благо, эти три правильные формы власти превращаются в три искажённые: тиранию, олигархию и демократию. В научно-познавательной деятельности Аристотеля метод приведения вида к роду, то есть классификация, приобретал значение универсального метода исследования, и он философски обобщил этот метод, создав теорию классификации, каковой явилась его силлогистическая логика. Классификаторскую деятельность Аристотеля продолжил его ученик Теофраст, с именем которого связаны первая систематика растений, классификация камней, а также описание и определение различных человеческих характеров.

В целом, Аристотелевская традиция и концепция классификации в тех или иных проявлениях дожила до XVIII века и завершилась развёрнутой системой К. Линнея. В «Системе природы» Линнея предлагались описательные систематики всех трёх царств природы — минералов, растений и животных, которые он стремился строить в строгом соответствии с принципами аристотелевской логики. Линней создал целостную, чёткую, практически удобную для ориентировки в многообразии растительных форм, но, как он сам считал, искусственную классификацию. К этому времени в целом ряде областей естествознания — кристаллографии, минералогии, ботанике, зоологии — был собран огромный эмпирический материал, настоятельно нуждавшийся в систематизации. Эволюционная теория Ч. Дарвина, указавшая, что причина сходства живых организмов лежит в общности их происхождения, положила начало естественной, филогенетической систематике, в которой расположение классификационных групп соответствует путям эволюционного развития. Со второй половины XIX века эволюционизм проникает в различные сферы знания и становится почти обязательным компонентом научных воззрений. Это способствует разработке генеалогических и историко-генетических классификаций и в других науках, помимо биологии, и таким классификациям придаётся более высокий научный статус, чем описательным морфологическим систематикам. Вместе с тем, этот род классификаций сразу выводит их из сферы сугубо эмпирического знания и показывает решающее значение для научной систематизации теоретического начала.

В XX веке задачи построения генетических и генеалогических классификаций, а также обращение к глубинным структурным началам как факторам, объясняющим эмпирические общности в химической, кристаллографической, минералогической классификациях, привлекли внимание к теоретическим аспектам классификации, а в последние десятилетия среди специалистов различных отраслей знания стал обсуждаться вопрос о создании теории классификации, долженствующей обеспечить эффективность классификационной работы в науке. При этом одни видели свою задачу в разработке частных теорий классификации, ориентированных на те или иные конкретные области естествознания, другие же задались целью построить общую теорию классификации, приложимую ко всем его областям. Задача первых вписывается в компетенцию тех конкретных наук, классификациями которых они занимаются, цель же вторых измеряется общеметодологическим масштабом (см. Методология) и представляет собой феномен методологии науки (см. Методология науки).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *