На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
УПД — это универсальный передаточный документ. Его особенность — многофункциональность, благодаря которой можно заметно уменьшить объем документооборота.
Бумажный УПД: применение и оформление
На бумаге его можно использовать вместо:
С помощью УПД можно оформить:
Вы сами выбираете, что вам больше подходит, исходя из своих бизнес-процессов и документооборота. УПД является основанием для налогового и бухгалтерского учета, о чем говорится в письме ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. Закон не обязывает использовать универсальный передаточный документ вместо товарной накладной, акта или пакета документов, включающего счета счет-фактуру и первичный учетный документ.
Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ предлагает использовать форму УПД, которая может быть дополнена реквизитами по вашему желанию.
Электронный УПД: универсальный формат для трех типов документов
Возможность составить УПД в электронном виде появилась благодаря формату, утвержденному Приказом ФНС от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@. Формат электронного документа применяется шире, чем бумажный УПД. Пользователь сам выбирает, какие реквизиты заполнить и какую функцию выбрать для файла электронного документа, которая и определит тип полученного документа:
Составитель документа заполняет обязательные реквизиты в зависимости от выбранной функции, ведь для счета-фактуры и первичных документов они разные.
Документы с функциями СЧФДОП (УПД) или ДОП (первичный документ) подписывают и отправитель, и, как правило, получатель. Акт по длящимся услугам часто не подписывается получателем, так как считается, что услуга принята в момент ее оказания.
Документ с функцией СЧФ (счет-фактура) подписывает только отправитель — продавец.
Электронные документы экономят ваше время и ресурсы
Как заполнять электронный файл документа, зависит от его функции
Функция — СЧФ
Реквизиты, которые необходимо заполнить, определены п. 5 ст. 169 НК РФ:
В электронном формате появляется новое обязательное для заполнения поле — название субъекта, составившего файл продавца. Если продавец и составитель — разные субъекты, то второй заполняет поле «Основание, по которому экономический субъект является составителем файла обмена счета-фактуры (информации продавца)». Это важно для аутсорсеров и агентов.
Функция — ДОП
В файле документа нужно заполнить реквизиты, названные в ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Функция — СЧФДОП
В файле документа должны быть все сведения, перечисленные выше.
Наши эксперты 24/7 помогают разбираться в вопросах ЭДО
Особенности формата УПД
Если он используется как ДОП или СЧФДОП:
Для всех типов документов
«Область полномочий» обязательна для заполнения, выбирается нужное.
Области полномочий подписанта-продавца
Области полномочий подписанта-покупателя
Поле «Статус» заполнять обязательно. Можно указать:
От выбранного статуса зависит информация в поле «Основание полномочий». Для 1, 2 и 3 это «Должностные обязанности» или другие основания полномочий. Для 4 — основания полномочий, например, доверенность, дата, номер.
Поле «Основание полномочий (доверия)» заполняется, только если статус подписанта — 3.
Обязательно указать, кто подписывает файл документа: физическое лицо, ИП или представитель юрлица. Для физического лица обязательны к заполнению лишь фамилия и имя, для ИП — ИНН, фамилия и имя, а для представителя юрлица — ИНН юрлица, должность, фамилия и имя.
Приказом ФНС России от 24.03.2016 №ММВ-7-15/155@, утвержден электронный формат универсального передаточного документа УПД. На смену формату №155 пришел формат №820, утвержденный Приказом ФНС России от 19.12.2018 №ММВ-7-15/820@
До конца 2019 года действующими являются оба формата, с 1 января 2020 года формат №155 утратит силу.
Подробнее про УПД можно прочитать здесь
Формат документа можно использовать:
Форма универсального передаточного документа, а также рекомендации по его заполнению приведены в письме ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@.
Форматы¶
В силу приказа №ММВ-7-15/820@ электронный УПД может быть в следующем формате:
В силу приказа №ММВ-7-15/155@ электронный УПД может быть в следующем формате (documentVersion=utd_05_01_05):
УПД с функцией СЧФ¶
Структуры¶
Для УПД с функцией СЧФ можно использовать следующую структуру:
Для исправления УПД с функцией СЧФ можно использовать следующую структуру:
Для корректировки УКД с функцией КСЧФ можно использовать следующую структуру:
Для исправления корректировки УКД с функцией КСЧФ можно использовать следующую структуру:
Для служебных документов, возникающих в ходе реализации порядка обмена ЭСФ, можно использовать следующую структуру:
Порядок обмена¶
УПД с функцией ДОП¶
Структуры¶
Для титула продавца УПД с функцией ДОП можно использовать следующую структуру:
Для титула покупателя УПД с функцией ДОП можно использовать следующую структуру:
Порядок обмена¶
УПД с функцией СЧФДОП¶
В случае, когда УПД используется с функцией СЧФДОП (FunctionType.InvoiceAndBasic), объединяются документообороты для FunctionType.Invoice и FunctionType.Basic.
Подписанты¶
Набор необходимых полей для подписания счетов-фактур, актов и накладных был значительно меньше, чем для подписания УПД и УКД.
Форматы УПД и УКД подразумевают расширенный набор полей для подписантов. Этот набор полей не содержится ни в сертификате, ни в данных организации.
Но логика автоматического заполнения данных о подписантах сохранилась и при подписании УПД и УКД.
Автоматическое заполнение происходит, если в Диадоке есть дополнительные данные, необходимые для подписания. Если дополнительных данных, необходимых для подписания в Диадоке нет, то будет возникать ошибка.
Для указания этих данных в Диадоке добавлены следующие структуры и методы:
Рекомендации ФНС по заполнению УПД в электронном виде
Весной 2016 года Приказом ФНС России от 24.03.2016 года №ММВ-7-15/155@ (далее – Приказ) был утвержден формат электронного универсального передаточного документа (далее – УПД). Как универсальный документ, выполняющий несколько функций, УПД может использоваться в качестве счета-фактуры, документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) и документа, совмещающего в себе эти функции.
Ваша компания до сих пор обменивается бумажными документами?
С 01.07.2017 года утвержденный Приказом формат становится обязательным при выставлении электронных счетов-фактур. Ранее мы уже писали об этом.
Аналогично связке счета-фактуры с первичным документом УПД служит для отражения факта хозяйственной жизни и числе в целях учета налога на добавленную стоимость. Несмотря на то, что УПД выполняет аналогичные счету-фактуре и первичному документу функции, новый документ имеет свои особенности заполнения в части новых обязательных и необязательных (добавочных) полей, предусмотренных приказом.
Для вашего удобства команда Synerdocs подготовила пояснения по заполнению новых или измененных полей в УПД, оформление которых может вызвать затруднение.
Рекомендации по заполнению шапки электронного УПД
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Функция, в которой может быть выставлен УПД. В зависимости от функций УПД несет три возможных значения.
СЧФ | СЧФДОП | ДОП, где:
Под отгрузкой товаров понимается в том числе передача (поставка, отпуск) товара (груза).
Выставлять УПД как счет-фактуру следует при использовании функции СЧФ или СЧФДОП. При этом, если сформирован УПД с функцией СЧФ, отдельно можно отправить УПД с функцией ДОП – как первичный учетный документ.
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Необязательное поле. По умолчанию, заполняется значением «он же», если совпадает с продавцом, в ином случае обязательным к заполнению являются:
Необязательное поле. Остается пустым, если совпадает с покупателем, в ином случае обязательным к заполнению являются:
Содержание хозяйственной операции. Указывается действие, которое определяет документ, например, «Товары переданы», «Результаты работ сдал», «Услуги оказаны в полном объеме» или другое. Как правило, для отгрузки товара используется действие «Товары переданы».
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Документ, подтверждающий договорные отношения. Обязательными являются наименование этого документа и дата его составления.
Если такого документа нет, следует указывать «Отсутствует».
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Является необязательным полем.
Дополнительная информация, позволяющая в автоматизированном режиме определять необходимый для конкретного случая порядок использования информации документа.
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Указывается организация, составившая счет-фактуру. Если составитель не совпадает с продавцом, указывается основание действий составителя счета-фактуры.
Для (Статус=1 или Статус=2 или Статус=3) указываются «Должностные обязанности» по умолчанию или иные основания полномочий (доверия).Для Статус=4 указываются основания полномочий (доверия).
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Основание полномочий (доверия) организации
Обязателен для Статус=3.
Указываются основания полномочий (доверия) организации.
Рекомендации по заполнению новых столбцов табличной части электронного УПД
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Принимает значение: 1 | 2 | 3 | 4 | 5, где:
Для передачи товаров следует использовать значение «1» – «Имущество».
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Содержит информацию, позволяющую сторонам в автоматизированном режиме обрабатывать информацию о признаке отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Корреспондирующие счета: дебет
Необязательное поле. Необходимо для автоматизации расчетов.
Наименование строки (поля)
Информация по заполнению электронного документа
Корреспондирующие счета: кредит
Необязательное поле. Необходимо для автоматизации расчетов.
Информацию по заполнению остальных полей документа вы можете найти на сайте ФНС (в приложении к приказу).
Полный переход на новые форматы первичных документов не за горами, операторы активно работают над их поддержкой. Я решила собрать как можно больше информации на эту тему и объединить всё в серии статьей: начну с описания законодательной базы, продолжу советами о применении новых форматов и закончу размышлениями о будущем.
Вспоминаем старые форматы
Какие форматы мы считаем старыми и почему?
1. Форматы первичных учетных документов, утвержденные Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ содержат соответственно формат товарной накладной ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). С 1 июля 2017 года этот формат теряет свою силу в соответствии принятием Приказа ФНС от 20.05.2016 N ММВ-7-15/329.
2. Форматы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, утвержденные Приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@. В этом приказе утрачивают силу только некоторые части:
● Абзац второй пункта 1 и приложение №1, которые содержат формат счета-фактуры. Отменяет их Приказ ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, который при этом утверждает новый формат – универсального передаточного документа (УПД), но об этом расскажем дальше.
● Абзац третий пункта 1 и приложение №2, содержащие формат корректировочного счета-фактуры. Их отменяет Приказ ФНС России от 13.04.2016 N ММВ-7-158189@, одновременно утверждающий формат корректировки универсального передаточного документа (УКД).
Разбираем новые форматы
Первичные учетные документы
Отдельные форматы первичных учетных документов теперь утверждаются двумя приказами:
1. Формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях (ДПТ), утвержденный Приказом ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@.
2. Формат представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) (ДПРР), утвержденный Приказом ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.
Оба формата заменяют старые форматы –ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг) соответственно, и в то же время являются рекомендуемыми. Такой вывод можно сделать из Приказа ФНС от 20.05.2016 N ММВ-7-15/329, который прямо говорит о том, что старые форматы отменяются в связи с принятием приказов по форматам ДПТ и ДПРР.
УПД и УКД
Как я уже писала, формат УПД и УКД заменят форматы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры. С ними надо разобраться подробнее.
Электронный формат УПД официально называется «формат счета-фактуры и формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме» и утверждается Приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@.
Формат УКД – «формат корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру» – утвержден Приказом ФНС России от 13.04.2016 N ММВ-7-15/189@.
Формат УПД выполняет 3 функции :
1. Счет-фактура – СЧФ.
2. Счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг) – СЧФДОП.
3. Документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг) – ДОП.
В данном случае первичный документ может быть аналогом как ТОРГ-12, так и акта выполненных работ.
Аналогично и формат УКД выполняет 3 функции :
1. Корректировочный счет-фактура – КСЧФ.
2. Корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав – КСЧФДИС.
3. Документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав – ДИС.
Функции электронного формата и статусы печатной формы УПД отличаются. Следующая таблица поможет вам разобраться, какие формы бумажных документов соответствуют разным вариантам электронных.
Функции электронного формата УПД/УКД
Соответствие с печатной формой
УПД с функцией СЧФ
УПД с функцией СЧФДОП
Статус 1 в рекомендуемой форме УПД, утвержденной Письмом ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ в Приложении № 1 (счет-фактура и передаточный документ или акт).
УПД с функцией ДОП
Статус 2 в рекомендуемой форме УПД, утвержденной Письмом ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ в Приложении № 1 (только передаточный документ или акт).
УКД с функцией КСЧФ
УКД с функцией КСЧФДИС
Статус 1 в рекомендуемой форме УКД, утвержденной Письмо ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@ (корректировочный счет-фактура и соглашение или уведомление об изменении стоимости).
УКД с функцией ДИС
Статус 2 в рекомендуемой форме УКД, утвержденной Письмо ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@ (только соглашение или уведомление об изменении стоимости).
Получается, что на бумаге нормативно-правовой акт, утверждающий счет-фактуру, остался прежним, а для УПД и УКД появились письма с рекомендуемой печатной формой. В электронных же форматах счет-фактура перешел в формат УПД, а корректировочный счет-фактура – в формат УКД.
Важно! Форматы УПД и УКД являются обязательными только в части счетов-фактур. То есть для обмена электронными счетами-фактурами с 1 июля 2017 года обязательно нужно будет использовать формат УПД (для корректировочных – УКД) с функциями СЧФ или СЧФДОП (для УКД – КСЧФ или КСЧФДИС). Такой вывод можно сделать из п. 9 и абз. 2 п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Вместо заключения
В этой статье я разобрала нормативно-правовые акты, которые утверждают, рекомендуют или отменяют форматы электронных первичных учетных документов и счетов-фактур. Получается, что все старые форматы нашли свое отражение в новых, а первичные документы даже несколько раз. На схеме как раз виден переход.
Часть 2. Особенности и отличия
Составные части формализованных документов
Прошлые форматы первичных учетных документов содержали в себе так называемые титулы: титул продавца и титул покупателя. В новых форматов от этого термина ушли, но сама схема работы осталась прежней: одна сторона отправляет файл информации продавца (исполнителя), а другая при необходимости файл информации покупателя (заказчика).
В таблице ниже вы можете увидеть, какие файлы формируются в зависимости от случаев применения документов.
Вид формализованного документа
Что формирует отправитель
Что формирует получатель
УПД (функция СЧФ – только счет-фактура)
Файл информации продавца
УПД (функция ДОП – только первичный учетный документ)
Файл информации продавца
Файл информации покупателя, если требуется его подпись
УПД (функция СЧФДОП – первичный учетный документ и счет-фактура)
Файл информации продавца
Файл информации покупателя, если требуется его подпись
УКД (функция КСЧФ – только корректировочный счет-фактура)
Файл информации продавца
УКД (функция ДИС – только документ об изменении стоимости)
Файл информации продавца
Файл информации покупателя, если требуется его подпись
УКД (функция КСЧФДИС – корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости)
Файл информации продавца
Файл информации покупателя, если требуется его подпись
Документ о передаче товаров при торговых операциях
Файл информации продавца
Файл информации покупателя
Документ о передаче результатов работ
Файл информации исполнителя
Файл информации заказчика, если требуется его подпись
Сформированные файлы будут отличаться в зависимости от вида документа, но суть остается прежней: все основные сведения о товарах и сторонах заполняются отправителем. Получатель же при необходимости, если от него требуется подпись, формирует файл со своей информацией: принят ли груз, есть ли претензии, данные о подписанте и доверенностях.
Кстати, это уже следующая особенность – необходимость формирования ответного файла. Как видно из таблицы, законодатель дает право не запрашивать подпись контрагента по некоторым видам документов. И действительно в ряде сделок, например, по оказанию услуг, подпись заказчика может не понадобиться. Если у вас именно такой случай, смело полагайтесь на введенные форматы.
Новые возможности исправления и корректировки
Ранее исправлять и корректировать можно было только счета-фактуры. Возможности новых форматов в этом плане шире.
Всего мы имеем три электронных формата первичных учетных документов, которые подробно разобрали в прошлой статье. Если раньше товарную накладную или акт исправлять было нельзя, то с появлением новых форматов это стало возможно. Схема работы такая же, как и со счетами-фактурами: в правильном документе нужно указать номер исходного документа и номер исправления.
Исправленный документ о передаче товаров
С корректировками ситуация немного другая, поскольку они используются для указания стоимостных изменений и влияют на расчет НДС. Выставить корректировку можно будет только к УПД.
Особенности подписания
Пожалуй, самые интересные нововведения произошли в части подписания формализованных документов и, если углубляться, по этой теме можно написать отдельную статью. Но сейчас мы коснемся самых основных изменений.
1. Теперь первичные документы, счета-фактуры и УПД можно подписывать несколькими подписями. О том, реализовано ли это технически, абонентам лучше узнать у своих операторов ЭДО, но новые форматы разрешают ставить несколько квалифицированных ЭП.
2. Просто поставить одну или несколько электронных подписей недостаточно, нужно указать информацию о подписанте, причем эту информацию нужно указывать как при подписании файла продавца (исполнителя), так и при подписании файла покупателя (заказчика), если его подпись требуется:
● область полномочий, например, лицо, совершившее сделку или ответственное за подписание счетов-фактур, имеет закрытый перечень значений в зависимости от формата;
● статус – то есть работником какой организации является подписант – тоже имеет закрытый перечень значений;
● основание полномочий (доверия) – информация о документе, на основании которого лицо имеет право подписывать документ;
● основание полномочий (доверия) организации – необязательное поле, заполняемое только тогда, когда подписант является работником иной уполномоченной организации.
Отметим, что к оформлению информации о подписанте теперь нужно относиться внимательнее. Например, в ситуации, когда за все действия отвечает одно лицо в вашей организации, подпись будет одна, область полномочий – «5», а статус – «1». Но если вы указали в УПД с функцией СЧФДОП (первичный документ и счет-фактура) в поле «Область полномочий» лицо, ответственное за подписание счетов-фактур, это значит, что должно быть и другое лицо, которое отвечает за свершение сделки и ее оформление.
Вместо заключения
В этой и предыдущей статьях мы рассмотрели теоретические основы работы с новыми форматами. Несмотря на множество изменений, суть осталась одна: по-старому можно работать как с первичными учетными документами и счетами-фактурами, так и с новым документом УПД.
Новые форматы при этом открывают более широкие возможности, дают гибкость, которой не было ранее. Кроме того, на официальных выступлениях представители ФНС обещают унифицировать еще больше документов, например, акты о расхождениях и договоры. Вероятно, это будут рекомендованные электронные форматы, а обязательными в ближайшем времени, как и раньше, останутся только счета-фактуры.
Новые форматы открывают более широкие возможности, дают гибкость, которой не было ранее.
Но все это в будущем, а сейчас нужно научиться использовать новые электронные акты, накладные, счета-фактуры и УПД, поэтому в следующей статье мы рассмотрим, как правильно встроить рассмотренные форматы в процессы вашей компании, и каковы особенности работы с ними.
Часть 3. Сквозные процессы
УПД или накладные и акты?
Перед тем как приступить к работе с документами, определимся, какими же конкретно закрывающими документами в новых форматах нужно обмениваться контрагентам.
Согласно законодательству можно выделить несколько форматов первичных документов:
● универсальный передаточный документ с функцией ДОП, который используется только как первичный документ;
● универсальный передаточный документ с функцией СЧФДОП, который, кроме первичного документа, включает счет-фактуру;
● документ о передаче товаров, который является аналогом ТОРГ-12 и используется для оформления торговых операций;
● документа о передаче результатов работ, то есть акт выполненных работ, с помощью которого оформляются оказание услуг, выполнение работ.
Подробно о новых форматах и их соответствии старым можно почитать в первой статье серии.
Никаких четких инструкций по использованию формата первичных документов в законодательстве нет, поэтому при выборе нужно учитывать разные критерии: комплектом или отдельно отправляются документы, возможности учетной системы, какая дополнительная информация должна содержаться в документе.
Поскольку УПД в электронном виде – это многофункциональный документ, то проще использовать его. Поддерживать нужно будет не несколько форматов, а один гибкий. Например, если в компании первичный документ и счет-фактура всегда отправляются одним комплектом, удобно использовать новый формат УПД с функцией СЧФДОП. Вы всегда будете знать, что у вас один документ, а не два. В ситуации, когда нужно отправить их отдельно, сначала уйдет УПД с функцией ДОП, а затем УПД с функцией СЧФ.
С другой стороны, если ваша учетная система, интеграционное решение могут выгружать документ о передаче товаров, но еще не готовы выгружать УПД, то ничего страшного в этом нет.
Как и раньше, можно использовать неформализованные акты и накладные. Главное не забывать, что представлять в налоговую нужно будет их бумажные копии.
Особенности работы с новыми форматами
Стандартный процесс выглядит следующим образом: документы формируются в учетной системе, возможно, согласовываются, оправляются контрагенту, после чего мы ждем его ответа. С приходом новых форматов все остается так же, но при автоматизации процесса следует помнить о некоторых вещах.
Как работать с учетной системой
Во-первых, все уже используемые интеграционные решения нужно переводить на работу с новыми форматами.
Во-вторых, в учетной системе (для примера возьмем 1С) разделяются счета-фактуры и реализация товаров (услуг, имущественных прав). И даже если вы формируете один УПД с функцией СЧФДОП, карточки документов в 1С все равно будут разными, это можно увидеть на следующей схеме:
А так выглядит формирование комплекта отдельных документов:
То есть необходимо учитывать следующие моменты:
● в каких случаях будут формироваться УПД, а в каких – документы о передаче товаров, если вам нужно разделять их применение;
● откуда брать номер и дату документа, подписи (кстати, в соответствии с форматом номер и дата УПД берутся именно из счета-фактуры);
● если отправляется комплект из двух документов, то они должны быть связаны между собой.
Запомните. Документ о передаче товаров должен содержать товары, а документ о передаче результатов работ – соответственно работы или услуги.
Все те же самые моменты нужно учитывать и при получении входящих формализованных документов.
Например, вариант реализации загрузки и выгрузки первичных документов из учетной системы может быть таким:
Карточки документов в 1С (исходящие)
Карточки документов в 1С (входящие)
Документ о передаче товаров
Документ о передаче результатов работ
УПД с функцией ДОП
Реализация товаров/услуг/товаров+услуг (для входящих при поступлении товаров и услуг можно определять по номенклатуре)
Поступление товаров/услуг/товаров+услуг (можно определять по номенклатуре)
УПД с функцией СЧФДОП
Реализация товаров/услуг/товаров+услуг и счет-фактура к нему
Поступление товаров/услуг/товаров+услуг и счет-фактура к нему
Не стоит забывать об исправлениях и корректировках – в учетной системе для них есть отдельные карточки.
Если говорить о визуальном представлении, то можно добавить в общие настройки и (или) в настройки карточки документа выбор, как выгружать реализацию и счет-фактуру: одним УПД или комплектом из двух документов, при этом оба из них могут быть отправлены в одном сообщении и связаны между собой.
В итоге для бухгалтера, работающего с учетной системой, ничего не изменится. Он как работал с реализацией товаров и услуг (в разных учетных системах эта сущность может называться по-разному) и счетом-фактурой, так и будет с ними работать. А те, кто обрабатывают сам документ, просто будут видеть один универсальный передаточный документ. Все преобразования сделает интеграционное решение.
Кто должен подписывать новые первичные документы?
Пропустим процесс согласования, так как он останется прежним. Сразу коснемся подписания. Раньше формализованные документы предполагали только одну электронную подпись. Теперь подписантов может быть больше – об этом мы уже говорили. Это означает, что для каждого подписанта нужно приобретать отдельный сертификат квалифицированной электронной подписи, выделять рабочее место с возможностью просмотра документов и со средством криптографической защиты информации. Это может быть как веб-клиент оператора ЭДО счетов-фактур, так и внутренняя система, например, СЭД, если сотрудник участвует в согласовании.
Но установка и настройка рабочего места для каждого подписанта могут быть нецелесообразными, если, например, нужна подпись сотрудника склада, а таких сотрудников и складов в компании много. Еще один вопрос при множественном подписании – большая текучка кадров, ведь каждый раз нужно приобретать новые сертификаты ЭП. В этом случае будет проще оставить схему с одним подписантом.
Также не стоит забывать, что использовать множественное подписание нужно корректно:
● после подписания изменять документ нельзя, так как он утратит юридическую силу, и придется создавать новый, то есть проще документ сначала согласовать, а потом подписывать;
● если, например, входящий документ подписал только ответственный за оформление, это еще не значит, что документ считается полностью принятым, ведь остались еще другие ответственные (см. таблицу 5.28 формата УПД);
Зато есть плюс для тех, кто работает с удаленными бухгалтериями или складами. Теперь их подписи можно указать отдельно и ответственность, например, за оформление свершившегося события и за саму сделку, будут разделены.
Чтобы использовать все возможности подписания документов в новых форматах, нужно уточниться у вашего оператора ЭДО, поддерживает ли он их.
Вместо заключения
Практика использования новых форматов еще не устоялась. С течением времени станет понятно, какие из форматов первичных документов будут пользоваться популярностью, а какие нет; насколько актуально множественное подписание со всеми его возможностями; действительно ли используются все нововведенные поля? А пока нужно внимательно учитывать все требования форматов и максимально использовать их возможности.