Упаковка тва что это

НАГРАДА WORLD STAR

Мечта родителей и источник энергии для детей

Упаковка Tetra Fino ® Aseptic 100 Ultra MiM кажется детям привлекательной, необычной и забавной. Эту упаковку легко складывать и можно без труда есть из нее, ничего не проливая. Упаковка позволяет производителям предлагать такое решение, чтобы потребителям было удобно есть мороженое как дома, так и на улице.

Упаковка тва что это

Новый механизм открывания

Представляем наш новый инновационный механизм открывания — новая форма Ultra с механизмом открывания MiM для упаковки Tetra Fino Aseptic. Отрывное ушко — это гигиеничный и надежный механизм открывания, которым удобно пользоваться детям от 6 лет и старше. Посмотрите видеоролик, в котором показано, как действует такой механизм.

Tetra Fino ® Aseptic 100 Ultra MiM отмечена наградой Alufoil Trophy 2018

«Асептическая упаковка Tetra Fino Aseptic 100 Ultra MiM не только позволяет длительно хранить содержимое без охлаждения, но также замораживать и получать мороженое с минимальными изменениями существующих процессов производства молочной продукции и соков».

Новый механизм открывания

Представляем наш новый инновационный механизм открывания — новая форма Ultra с механизмом открывания MiM для упаковки Tetra Fino Aseptic. Отрывное ушко — это гигиеничный и надежный механизм открывания, которым удобно пользоваться детям от 6 лет и старше. Посмотрите видеоролик, в котором показано, как действует такой механизм.

Tetra Fino ® Aseptic 100 Ultra MiM отмечена наградой Alufoil Trophy 2018

«Асептическая упаковка Tetra Fino Aseptic 100 Ultra MiM не только позволяет длительно хранить содержимое без охлаждения, но также замораживать и получать мороженое с минимальными изменениями существующих процессов производства молочной продукции и соков».

Источник

Упаковка тва что это

TBA — аббревиатура, которая чаще всего расшифровывается в английском как to be announced или to be arranged и означает соответственно «будет объявлено позднее» или «будет сообщено». Другие похожие сокращения: TBC (to be confirmed — «будет подтверждено дополнительно») и TBD (to be determined — «будет определено дополнительно»).

Применение

Это обозначение используется для продукции, выход которой ещё ожидается.

См. также

Упаковка тва что это

Смотреть что такое «TBA» в других словарях:

TBA — or tba or t.b.a. abbrev. to be announced * * * TBA abbr. to be announced. * * * … Universalium

tba — is sometimes written in announcements about events to indicate that a date, time, or event has not yet been arranged and will be announced at a later date. tba is an abbreviation for to be arranged or to be announced … English dictionary

TBA — or tba or t.b.a. abbrev. to be announced … English World dictionary

tba — to be announced used in writing to show that a time, place etc will be given or decided later … Dictionary of contemporary English

TBA — abbreviation to be announced: used for saying that you will be told something at a later time because it has not yet been decided … Usage of the words and phrases in modern English

TBA — (to be announced) yet to be announced … English contemporary dictionary

TBA — Acronym for to be announced. Most new MBS pass through bonds can be purchased on a TBA basis. American Banker Glossary See: to be announced TBA ( to be announced) A contract for the purchase or sale of a MBS to be delivered at an agreed upon… … Financial and business terms

TBA — abbreviation 1. table of basic allowances 2. tires, batteries, and accessories 3. to be announced * * * abbrev To be advised (or announced) * * * TBA abbreviation to be announced: used for saying that you will be told something at a later time… … Useful english dictionary

Источник

Форма для содержания: как меняется упаковка продуктов и почему

Упаковка тва что это

Содержание

Эксперты:

Как менялась упаковка

Супермаркеты и магазины торговых центров заполнены товарами на любой вкус и цвет. Дефицита больше нет, а упоминание о нем осталось лишь в рассказах наших родителей и книгах по истории. В условиях такой острой конкуренции упаковка призвана не только сохранить качество продукции, но и привлечь внимание покупателей. Но так было не всегда.

Первая упаковка появилась еще в древности. В основном использовались природные предметы хранения: от листьев и глины до шкур зверей. Позже в Древнем Риме появились бочки, в которых продукцию перевозили на дальние расстояния. Но настоящий прорыв произошел в начале XIX века. Тогда французский изобретатель Николя Аппер предложил миру консервировать продукты в стеклянной таре.

С 1930 по 1940 год власти США решили инвестировать в развитие промышленной инфраструктуры. Именно этот период считается ключевым при разработке новых синтетических материалов: ПВХ, нейлона, полистирола, полиэтилена, тефлона. Полиэтилен сначала использовался для экранирования кабелей. Но он «перерос» свое первоначальное назначение и трансформировался в пакеты для мусора, контейнеры для молока и упаковочные пленки.

В 1960-е годы удалось создать алюминиевую банку из одного куска металла. Это подтолкнуло производителей начать разработку отрывных крышек. В 1977 году появился полиэтилентерефталат. В упаковку именно из этого материала чаще всего разливались напитки.

Появление полипропилена, полиэфиров и винилового спирта «переформатировало» рынок. С металлической и стеклянной тары производители стали массово переходить на пластик. Сейчас компании используют и другие способы упаковывания продукции. Одной из таких технологий считается Tetra Pak. Ей пользуются более чем в 170 странах.

На этом разработчики не останавливаются. Ведутся исследования по созданию еще более эффективных и экологичных видов упаковки.

Упаковка тва что это

Основные мифы о каждом материале

Сегодня в России принято демонизировать пластиковую упаковку. Но мифами окутан не только пластик. Сейчас разложим всё по полочкам.

«Пластиковая упаковка — однозначное зло»

Несмотря на сложность переработки, одноразовые и стретч-пленки повышают производительность логистических комплексов и торговых сетей на 25–30%. Одноразовые многослойные пленки в упаковке сохраняют продукты на 20% дольше без добавления консервантов, так как пленка имеет свойства молекулярного барьера, препятствующего воде и кислороду.

«Полимерная упаковка, особенно многослойная и функциональная, сохраняет миллионы тонн сельскохозяйственной продукции и продовольствия в магазинах и холодильниках. Если ее запретить, то голод, конечно, не наступит, но придется производить на 20–25% больше еды, а негодные продукты будут выбрасывать на 10–15% чаще. Это, в свою очередь, спровоцирует дополнительные проблемы утилизации теперь уже пищевых отходов», — объяснил Кацевман из НПП «Полипластик».

Упаковка тва что это

«Натуральные» бумажные пакеты лучше пластиковых»

Производство бумажных пакетов требует в четыре раза больше энергии и в три раза больше расхода воды, создает на 70% больше загрязнений воздуха и на 50% больше загрязнений воды, чем производство пластиковых. А при вторичной переработке одноразовый бумажный пакет требует на 91% больше энергии, чем пластиковый.

«Стекло наносит меньший вред природе»

На самом деле, если не отправлять стекло на переработку, то оно будет разлагаться от 1 тыс. до 1 млн лет. Когда оно попадает в почву, подвергается коррозии. Выделяя большое количество щелочи, стекло меняет химический баланс грунтовых вод и почвы. Также приводит к гибели растений.

«Экологичность упаковки равняется объему собранных отходов упаковки»

Это не так. В этом отношении важно рассматривать все этапы и элементы жизненного цикла упаковки (от производства до переработки), включая и ее углеродный след. Это тот объем выбросов СО2, который происходит при производстве упаковки, розливе в нее продукта и транспортировке. Кроме того, если говорить о воздействии на климат конечных продуктов, то, например, у производства молока на упаковку придется менее 5% от всего объема углеродного следа.

Упаковка тва что это

Особенности переработки тетрапака, стекла, бумаги, алюминия и полимерных отходов

Любой материал по-своему уникален, и у каждого свой способ утилизации.

К примеру, многослойная упаковка тетрапак тоже полностью перерабатываемая. Производством такого вида упаковки занимаются семь компаний. Вместе они создают 200 тыс. т продукции в год. На переработку из общего числа отправляется около 15 тыс. т.

Основной способ переработки — это разволокнение на бумажной фабрике, производящей бумагу и гофропродукцию. В результате получают ценное вторсырье: целлюлозу и полиалюминий.

Сегодня упаковку Tetra Pak перерабатывают на предприятиях в Липецке, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Перми и Тамбове. Более того, переработчики сообщают о недогруженных мощностях. Главная причина этого в низком уровне развития раздельного сбора для всех видов упаковки.

Упаковка тва что это

Если говорить о полимерных отходах, то в стране их ежегодно накапливается, по оценкам «Технониколь», до 1 млн т. Рециклинг 1 т полимеров требует в среднем 10% энергии и воды от затрат на первичное производство.

Вторичный пластик — это экономия до 90% для многих предприятий. Добавим практически неограниченное количество циклов переработки. В итоге полимеры оказываются не только безопасным, но и выгодным материалом.

«В 2020 году мы запустили в Хабаровске завод по рециклингу полимеров стоимостью в 171 млн руб. Одна линия способна обеспечивать переработку до 10 тыс. т вторичных полимеров ежегодно, — объясняет Колесников из «Технониколь». — В их числе полистирол и пенопласт, из которых, например, состоит упаковка большинства продуктов питания. Полученные полимерные гранулы будут применяться в изготовлении новой продукции. Планируется, что на полную мощность завод выйдет в 2024 году».

Что касается ПЭТ-бутылок (пластиковых бутылок с напитками), то их можно полностью переработать и сделать из использованных новые бутылки для напитков. Технология называется bottle-to-bottle («бутылка в бутылку»), ее особенностью является полная идентичность характеристик качества получаемой продукции и первичного ПЭТ-сырья пищевого назначения. В мире эта технология достаточно широко используется, в России производством восстановленного гранулята пищевого назначения занимается завод по переработке пластмасс «Пларус». Пока это единственный завод в стране, но и он часто испытывает проблемы с сырьем — пустыми ПЭТ-бутылками.

Емкость рынка вторичной гранулы из пластика российского производства составляет примерно 35–40 млрд руб.

С упаковкой из бумаги и картона дела обстоят совершенно иначе. В Европе уровень переработки этих материалов достиг 85,8%. В России переработчики макулатуры столкнулись с дефицитом сырья. Население страны отличается небольшим потреблением целлюлозно-бумажной продукции. Например, среднедушевое потребление целлюлозно-бумажной продукции за 2019 год в России — 50 кг, в США — 211 кг, в Германии — 241 кг.

Упаковка из стекла тоже подлежит стопроцентной переработке. В России производители ежегодно создают 15–20 млн т стекла разных видов. На повторную переплавку попадает не всё, а 5–7 млн т.

С переработкой алюминия проблем тоже не возникает. Жизненный цикл алюминиевой банки (от момента продажи до следующего появления на прилавке) составляет 60 дней. Ежегодно в России собирают и перерабатывают более 600 тыс. т алюминиевого лома. Около 35% упаковки перерабатывается повторно. Евросоюз пока достиг максимального уровня вторичной переработки этого вида металла. По данным Алюминиевой ассоциации, в автопроме и строительстве он составляет 90–95%, в производстве алюминиевых банок — 74%, а в целом в упаковке — 60%.

Упаковка тва что это

Как компании меняют производство

Компания PepsiCo к 2025 году сократит использование доли первичного пластика при производстве упаковки для напитков. Кроме того, производитель меняет упаковку и в других категориях. Например, в 2020 году бренд «Имунеле» отказался от использования пластиковых крышек в упаковке основной линейки, что позволит сократить объем пластика на 150 т в год. А бренд «Агуша» отказался от использования пластиковых трубочек при производстве соков, морсов и компотов в упаковках по 500 мл. Отказ от трубочек позволит использовать на 12,5 т меньше пластика ежегодно. Трансформация пачек чипсов Lay’s позволила сократить количество фольги при производстве упаковки.

Упаковка тва что это

McDonald’s объединил свои силы с компанией Starbucks. Два крупных американских бренда решили создать компостируемые и полностью перерабатываемые кофейные стаканы. Похожими планами поделились Heinz, Danone, Lego и Nestlé. Автомобильные корпорации уже давно используют вторичное сырье для создания транспортных средств. Например, капот и двери нового кроссовера Nissan Rogue созданы из переработанного алюминия. Это позволило снизить вес машины и расход топлива.

Особых успехов достигла компания Lush. Она первой начала путь к экологически чистой упаковке. Она не просто упаковывает продукцию в post-consumer пластик, но и предлагает возвращать пустые баночки в магазин и получать за это подарки. Баночки используют пять раз, после чего «превращают» в корзины для покупок.

Не отстают от крупных корпораций и производители упаковки. Компания Tetra Pak постоянно ведет работу по улучшению своих решений как на линиях розлива, так и по составу и форме упаковки.

Например, повышается эффективность использования ресурсов на всех этапах жизненного цикла (экономия воды, электроэнергии, топлива), что в результате сокращает климатический след упаковки.

«Яркий пример — упаковочное решение Tetra Brik Edge со скошенным верхом: такая модификация позволяет увеличить полезное пространство при транспортировке продуктов за счет снижения пространства, используемого крышкой. Кроме того, уже сейчас в составе упаковки Tetra Pak более 70% возобновляемых ресурсов — сырьем для картона служат сертифицированные FSC (Лесной попечительный совет) леса», — объяснили в компании Tetra Pak.

Дизайнеры тоже подключились к этому вопросу. Своими инновационными решениями удивляет шведская дизайнерская студия Tomorrow Machine. Совместно с компанией Innventia удалось разработать саморасширяющийся пакет из полностью биоразлагаемого материала. Во время транспортировки он сжат и таким образом экономит место. А при заливке горячей воды механо-активный материал реагирует на тепло и трансформируется из сжатого пакета в сервировочную чашу.

Как воспринимают упаковку покупатели

В современном мире упаковка не просто защищает продукт, пока он не окажется у покупателя. Это еще и один из ключевых инструментов маркетингового воздействия, противостоять которому сложно, считает Гребенник из DoECO.

Покупатель стал внимательнее изучать упаковку

При этом время принятия решения у полки сократилось до 5 секунд. Самая эффектная упаковка первой оказывается в руках покупателя.

Заметный дизайн помогает выделяться и отстраиваться от конкурентов. Правильная упаковка формирует у клиента определенные ощущения, ассоциативный ряд, восприятие бренда, то есть ту эмоцию, которую хочет вызвать производитель у своего покупателя.

Для покупателя стал важен сторителлинг

Производители продуктов всё чаще стали брендировать крафтовую упаковку и размещать важную и полезную информацию для покупателя: рассказывать о сильных сторонах своего продукта, истории бренда, фермерских сезонных продуктах, шеф-поваре, социальных и экологических инициативах компании, устойчивом развитии и использовании экоупаковки.

Чаще обращают внимание на надежность упаковки

Правильно подобранная упаковка сохраняет и продукт, и репутацию бренда. Особенно это заметно в кулинарии крупных сетевых ретейлеров, которые в пандемию запустили доставку готовых блюд из своих магазинов. Современная упаковка сохраняет даже авторскую кухню почти как на тарелке в ресторане.

Упаковка тва что это

Как потребители могут повлиять на ситуацию

Бороться нужно не с упаковкой, а с теми проблемами, которые вызывает ее неразумное использование. В этом мнении сходятся все опрошенные эксперты. Один из методов улучшения ситуации — переработка, но пока все упирается в отсутствие возможностей для грамотного сбора отходов. Согласно опросам общественного мнения, до 66% россиян готовы сортировать мусор у себя дома, чтобы в дальнейшем отправить его на переработку, а 16% уже делают это.

Те, у кого пока есть сложности с раздельным сбором мусора, могут голосовать рублем. В супермаркете можно выбирать товары в более экологичной упаковке или приходить со своими мешочками для покупки развесных овощей и фруктов.

Такими маленькими шагами можно прийти к чистому и экологичному будущему.

Источник

Что такое тетрапак и как правильно его использовать

Упаковка тва что это

Что такое тетрапак?

В России тетрапаком называют не только упаковку компании Tetra Pak, но и похожую тару других производителей — SIG, Elopak, Tralin Pak и т.д. Привычные «картонные» коробочки от сока, молока, вина и других продуктов нельзя сдавать в макулатуру вместе с газетами и журналами. Тетрапак относится к «сложным» видам упаковки и состоит из нескольких слоев разных материалов — бумаги, полиэтилена и алюминия. Большую часть (75%) составляет картон, поэтому упаковку маркируют буквами C/PAP (композитная тара на основе бумаги) и цифрами 84, 82 или 81. Еще 20-22% — полимеры и 3-5% алюминиевая фольга. Как правило, тетрапак состоит из шести-девяти слоев, но их количество, а также расположение компонентов между собой, разнится в зависимости от производителя и модели упаковки.

Переработка таких многослойных фракций — процесс трудоемкий и дорогой. Чтобы получить качественное вторсырье, компоненты нужно разделить и переработать порознь. Обычно с бумагой эти операции проделывают в одном месте, а смесь металла и пластика — полиалюминий — направляют на другое предприятие. Поэтому адепты экологичного образа жизни относятся к тетрапаку и прочим «сложным» упаковкам («бумажным» стаканчикам, фольгированным пакетам от чипсов) скептически. Защитникам природы советуют отказаться от покупки продуктов в многослойной таре, но вопрос экологичности той или иной упаковки не так прост, как кажется на первый взгляд.

Преимущества тетрапака

Главное изобретение компании Tetra Pak — асептическая технология: заполнение тары и запечатывание происходит в стерильных условиях, когда от микроорганизмов полностью очищены и упаковка, и пища. Ультрапастеризованные продукты могут храниться в асептической таре до года. Это важнейшее свойство — долго сохранять свежесть без охлаждения и консервантов — отличает тетрапак от других моно-материалов: стекла, металла и пластиковых ПЭТ-бутылок.

Помимо этого «картонные» коробки выигрывают в весе — ведь стекло и металл значительно тяжелее. А прямоугольная форма упаковки более эффективна при транспортировке и хранении. По сравнению с жестяной банкой, тетрапак занимает на 33% меньше места.

Некоторые производители комбинированной картонной упаковки, в частности компания Tetra Pak, придерживаются стратегии устойчивого развития. «Мы понимаем, что современная упаковка должна не только сохранять полезные свойства продукта, но и оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, — объясняет Екатерина Волкова, директор по коммуникациям Tetra Pak в России. — И хотим создать полностью перерабатываемую упаковку, которая будет иметь нейтральный климатический след и состоять из возобновляемых или вторичных компонентов».

Компания позаботилась о том, чтобы используемый для производства картон имел сертификат Лесного Попечительского Совета (FSC). Эта маркировка означает, что древесина взята из ответственных источников — вырубленные участки засаживают заново, экосистема успевает восстановиться, а флора и фауна не страдают от лесозаготовительных работ. Часто на упаковках Tetra Pak встречается сертификат FSC MIX — это значит, что в картоне, помимо сертифицированного первичного сырья, содержится часть вторичной целлюлозы.

Недавно компания объявила, что будет использовать в составе упаковки переработанные полимеры. Постепенный отказ от новых ископаемых ресурсов и использование вторсырья стимулируют отрасль переработки материалов — а это важный шаг для развития циклической экономики.

Оценка жизненного цикла тетрапака

Еще один плюс «в карму» тетрапака — низкий углеродный след на протяжении всего жизненного цикла (от добычи сырья для производства упаковки до ее утилизации). Об этом говорят результаты разных LCA (Life-cycle assessment) исследований. LCA-анализ широко применяется за рубежом и помогает комплексно оценить потенциальное экологическое воздействие от услуги или продукта (в данном случае — упаковки) на окружающую среду.

В британском исследовании упаковок для напитков было выявлено, что «картонная» коробка имеет самый низкий углеродный след по сравнению со стеклянными и пластиковыми бутылками, алюминиевыми и стальными банками — 90-111 кг CO2-эквивалента на 1 000 л. Оказалось, что больше всего выбросов производит стекло — от 150 до 761 кг CO2-эквивалента на 1 000 л.

В другом исследовании оценивались упаковки для молока с длительным сроком хранения. Выяснилось: негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду пластиковыми ПЭТ-бутылками с термоусадочной пленкой и ПНД-емкостями, на 34% и 12% соответственно больше, чем от их «картонных» собратьев.

Компания Tetra Pak регулярно заказывает независимые LCA-анализы, чтобы оценить собственное воздействие на окружающую среду. Разные исследования пришли к единому выводу: тетрапак «бьет» по климату значительно слабее, чем другие одноразовые упаковки. Это обусловлено сравнительно небольшими выбросами парниковых газов при производстве упаковки и добыче сырья — большую часть тетрапака составляет бумага. В отличие от ископаемых источников, этот ресурс (деревья) возобновляем. А вес и форма позволяют «сэкономить» выбросы на логистике и сделать транспортировку продуктов более эффективной.

«Надо обращать внимание не только на эмиссии парниковых газов при производстве упаковки, но и на то, что произойдет с ней в конце жизненного цикла. Выводы LCA-исследований во всех странах будут разными — везде свои условия сбора, переработки и утилизации отходов. В отличие от Европы, где достаточно высокие показатели по переработке, в России в качестве основного метода обращения с отходами по-прежнему используется полигонное захоронение. Углеродный след от тетрапака в нашей стране может быть выше — раздельный сбор внедрен не во всех регионах, специальных пунктов приема многослойной тары мало, поэтому тетрапак в основном отправляется на свалки. Воздействие на изменение климата от наших полигонов больше, чем в Европе, поскольку системы сбора свалочного газа на них практически не установлены. Без сбора реальных данных и проведения LCA в российских реалиях сложно утверждать, что тетрапак лучше других одноразовых упаковок», — предостерегает от поспешных выводов научный сотрудник кафедры устойчивого развития финского университета LUT, специалист по LCA-оценке Наталья Виницкая.

Тонкости переработки тетрапака

Сейчас в России вторую жизнь получают лишь 5-6% всех «картонных» упаковок. В то же время в Европе средний уровень переработки тетрапака составляет 48%, а в Германии, Франции и Бельгии — превышает 50%. По словам представителя компании Tetra Pak Екатерины Волковой, таких результатов удалось достичь за счет ответственного поведения населения и законодательной поддержки. «На наш взгляд, основная проблема России — отсутствие повсеместно налаженной системы раздельного сбора отходов на уровне государства. В период с 2012 по 2019 год Tetra Pak вложила €23 млн в развитие системы переработки «картонных» упаковок для напитков. Мы смогли увеличить количество рециклинговых предприятий по всему миру с 40 в 2002 году до 170 в 2021-м», — подытоживает она.

В нашей стране упаковку такого типа способны переработать пять предприятий. Самое крупное — липецкий завод «Л-ПАК» — отделяет фракции друг от друга и перерабатывает макулатуру в гофрокартон и новое бумажное волокно. «Боровичская картонно-бумажная фабрика» под Великим Новгородом тоже занимается рециклингом макулатурной части тетрапака, а полиалюминий отправляется на завод «Инвестал» в Тамбове. Из смеси пластика и металла получают гранулы, используемые при изготовлении кровельных материалов, канцтоваров, скамеек, труб, ящиков и композитных панелей. Нижегородское предприятие «Реттенмайер Рус» перерабатывает тетрапак без разделения на фракции и делает из него добавку для асфальтобетона. Также переработкой тетрапака недавно занялся пермский завод НПО «Парматех».

Заводы часто недозагружены — материалов для переработки мало. Эффективная система сбора тетрапака и другого вторичного сырья в стране пока не налажена. Даже там, где придомовой раздельный сбор уже внедрен (Москва, Подмосковье и другие передовые регионы), сдать многослойную упаковку удастся не в каждом дворе.

Как правило, тетрапак принимают в экоцентрах и на акциях по раздельному сбору отходов, а в Москве его можно сдать в контейнеры, обслуживаемые операторами «ЭкоЛайн», «МКМ-Логистика» и «Хартия». Найти ближайшие к вам пункты приема тетрапака можно с помощью карты Recyclemap, телеграм-бота ecopoints_bot или zero waste гида от организации «РазДельный Сбор».

Помимо сложностей с массовым сбором упаковки и переработкой, у тетрапака есть еще несколько «темных» сторон. Превратить его в новую пищевую упаковку не удастся. У стекла и ПЭТ-бутылок шанс повторно стать продуктовой тарой выше — поэтому принципам циклической экономики эти материалы соответствуют больше, чем тетрапак. А низкий процент переработки «съедает» все преимущества, полученные на стадии добычи сырья и производства упаковки.

В Китае исследовали поведение асептических композитных коробок в конце жизненного цикла при разных сценариях — захоронении на полигоны, сжигании и переработке отдельных компонентов.

Моделирование ситуаций показало, что наибольший ущерб окружающей среде причиняет именно размещение подобных упаковок на свалках.

Учитывая, что перерабатывающие заводы расположены лишь в средней полосе России, а раздельный сбор и культура правильного обращения с отходами находятся в зачаточном состоянии, большая часть отечественных тетрапаков доживает свой век по самому неприоритетному сценарию.

Какие есть альтернативы упаковке тетрапак?

Альтернативой тетрапаку чаще всего служат традиционные материалы: стекло, металл и пластик. И хотя их углеродный след на этапе добычи сырья и производства достаточно велик, сдать эти фракции на переработку проще, чем многослойную асептическую тару. Вероятность того, что вторую жизнь получат мономатериалы (ПЭТ-бутылки, ПНД емкости, тара из стекла или алюминия), гораздо выше. Найти для них пункты приема проще, а в регионах, где придомовой раздельный сбор уже работает, сортировочные станции охотнее отбирают именно эти, наиболее ликвидные, фракции.

Асептическая тара хороша для хранения продуктов «про запас», но, выбирая пищу на ближайшие дни, лучше отдать предпочтение другим упаковкам, более популярным у заводов-переработчиков. Производители скоропортящихся молочных продуктов часто разливают их в тетрапаки «попроще» — без алюминиевой прослойки (код переработки 81). Но молоку, которое выпивается за три-четыре дня, «сложная» упаковка не нужна. Отсутствие фольги в составе не делает процесс переработки легче. Тетрапак все равно остается «собой» — многокомпонентной коробкой — сдать и переработать которую трудно. Но порой отойти от его использования все равно не получится. Некоторые продукты в стекле или пластике встречаются редко, например, растительное молоко. Отказывать себе в покупке необходимой еды не стоит, однако лучше выбирать тетрапак лишь в том случае, если вы сможете позаботиться о его правильной утилизации.

На мировом рынке появляются новые упаковочные решения — но до России они добираются медленно. На смену тетрапакам приходят асептические ПЭТ-бутылки и ПНД контейнеры. Китайская компания Yili — крупнейший производитель жидких молочных продуктов — постепенно отказывается от тетрапака и переходит на асептический розлив в ПЭТ-упаковку. По этому же пути идут производители скоропортящихся продуктов в Индии, Бразилии, Испании и других странах, считая асептические бутылки выгоднее и в экономическом, и в экологическом смысле. Однако в глобальном масштабе, такой вариант фасовки пока распространен слабо.

Еще одна альтернатива — plant-based упаковка. Отказ от невозобновляемых ресурсов — один из главных принципов циклической экономики. Традиционное углеводородное сырье постепенно уходит в прошлое, появляется все больше технологий, позволяющих синтезировать необходимые компоненты из растений. Так, компания Tetra Pak модифицировала свою обычную «картонную» коробку, добавив в нее биополимеры. Появилась Tetra Rex — модель, полностью состоящая из возобновляемых материалов. Большую часть упаковки по-прежнему составляет бумага, а полиэтиленовый слой изготовлен из сахарного тростника. Благодаря такому решению углеродный след упаковки стал еще меньше.

«Говоря о растительных полимерах в составе, мы не имеем в виду биоразлагаемые пластики с оксо-добавкой, из которых делают распадающиеся на микрочастицы пакеты, — подчеркивает Волкова из Tetra Pak. — Изменился сам источник сырья. Раньше для изготовления полиэтилена использовалась нефть, а сейчас — отходы сахарного тростника».

В России продвигать новые технологии в массы стал бренд Valio. С конца 2020 года концерн начал применять plant-based упаковку компании Tetra Pak для некоторых своих напитков и теперь постепенно переводит на нее всю продукцию.

«Структурно биополимер ничем не отличается от обычного полиэтилена — переработке он не помеха. Сдавать упаковку от продуктов Valio можно вместе с традиционными коробками Tetra Pak или их аналогами. Растительный компонент не является засором и не помешает рециклингу партии», — добавляет представитель компании.

Биополимеры изготавливают в Бразилии. Сахарный тростник берут из ответственных источников, сертифицированных по стандартам международной некоммерческой организации Bonsucro. Из сока растений производят биоэтанол, который используют в качестве сырья для производства полимеров нового поколения.

Но всем ли товарам нужен тетрапак? На российском рынке появились производители, помещающие в эту «сложную» тару обычную воду. Однако вода — не тот продукт, которому необходимо длительное хранение без охлаждения. Срок ее годности не сильно зависит от упаковки. Кроме того, в большинстве LCA-исследований тетрапак рассматривают в качестве тары лишь для скоропортящихся напитков и пищи. Выводов, что «картонная» коробка хороша для воды с точки зрения углеродного следа, нет. А перекладывать результаты LCA с одних продуктов на другие — не корректно. Поэтому продавать воду в тетрапаках — новация не выигрышная во всех отношениях.

Стоит отметить, что проблема пластикового загрязнения в последние годы звучит все громче. «Зеленая» повестка меняет поведение и отдельных граждан, и крупных бизнесов. Компании хотят быть eco-friendly — хотя подчас, как в случае с водой в тетрапаке, это стремление приводит лишь к увеличению нагрузки на окружающую среду. На первый взгляд, отказ от ПЭТ-бутылок — одного из самых распространенных видов пластикового мусора — кажется разумным. Но при детальном изучении российской системы обращения с отходами становится ясно — альтернатива не всегда уместна. Заменяя более рентабельные для переработчиков бутылки на тетрапаки, бренды создают дополнительные сложности для предприятий-рециклеров.

Выбор за нами

Стекло, металл, пластик, многослойная тара — у всех есть свои плюсы и минусы. Необходимо понять, что идеальных одноразовых упаковок не существует, каждый вновь производимый материал так или иначе воздействуют на природу. Более того, нельзя категорично называть одни решения экологичными, а другие — нет, все зависит от контекста. Выбирая упаковку, производитель должен учитывать целый комплекс факторов: от типа продукта и логистики до системы сбора и переработки отходов в конкретной местности.

Золотое правило экологичного образа жизни — 3R (reduce, reuse, recycle) — гласит: в первую очередь нужно отказаться от лишнего. Эта мысль применима и к упаковке. Покупайте продукты и напитки в свою тару, берите с собой воду из дома — или выбирайте в магазинах такую упаковку, которой потом проще дать вторую жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *