Упаковка тетра пак что это

Что такое тетрапак и как правильно его использовать

Упаковка тетра пак что это

Что такое тетрапак?

В России тетрапаком называют не только упаковку компании Tetra Pak, но и похожую тару других производителей — SIG, Elopak, Tralin Pak и т.д. Привычные «картонные» коробочки от сока, молока, вина и других продуктов нельзя сдавать в макулатуру вместе с газетами и журналами. Тетрапак относится к «сложным» видам упаковки и состоит из нескольких слоев разных материалов — бумаги, полиэтилена и алюминия. Большую часть (75%) составляет картон, поэтому упаковку маркируют буквами C/PAP (композитная тара на основе бумаги) и цифрами 84, 82 или 81. Еще 20-22% — полимеры и 3-5% алюминиевая фольга. Как правило, тетрапак состоит из шести-девяти слоев, но их количество, а также расположение компонентов между собой, разнится в зависимости от производителя и модели упаковки.

Переработка таких многослойных фракций — процесс трудоемкий и дорогой. Чтобы получить качественное вторсырье, компоненты нужно разделить и переработать порознь. Обычно с бумагой эти операции проделывают в одном месте, а смесь металла и пластика — полиалюминий — направляют на другое предприятие. Поэтому адепты экологичного образа жизни относятся к тетрапаку и прочим «сложным» упаковкам («бумажным» стаканчикам, фольгированным пакетам от чипсов) скептически. Защитникам природы советуют отказаться от покупки продуктов в многослойной таре, но вопрос экологичности той или иной упаковки не так прост, как кажется на первый взгляд.

Преимущества тетрапака

Главное изобретение компании Tetra Pak — асептическая технология: заполнение тары и запечатывание происходит в стерильных условиях, когда от микроорганизмов полностью очищены и упаковка, и пища. Ультрапастеризованные продукты могут храниться в асептической таре до года. Это важнейшее свойство — долго сохранять свежесть без охлаждения и консервантов — отличает тетрапак от других моно-материалов: стекла, металла и пластиковых ПЭТ-бутылок.

Помимо этого «картонные» коробки выигрывают в весе — ведь стекло и металл значительно тяжелее. А прямоугольная форма упаковки более эффективна при транспортировке и хранении. По сравнению с жестяной банкой, тетрапак занимает на 33% меньше места.

Некоторые производители комбинированной картонной упаковки, в частности компания Tetra Pak, придерживаются стратегии устойчивого развития. «Мы понимаем, что современная упаковка должна не только сохранять полезные свойства продукта, но и оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, — объясняет Екатерина Волкова, директор по коммуникациям Tetra Pak в России. — И хотим создать полностью перерабатываемую упаковку, которая будет иметь нейтральный климатический след и состоять из возобновляемых или вторичных компонентов».

Компания позаботилась о том, чтобы используемый для производства картон имел сертификат Лесного Попечительского Совета (FSC). Эта маркировка означает, что древесина взята из ответственных источников — вырубленные участки засаживают заново, экосистема успевает восстановиться, а флора и фауна не страдают от лесозаготовительных работ. Часто на упаковках Tetra Pak встречается сертификат FSC MIX — это значит, что в картоне, помимо сертифицированного первичного сырья, содержится часть вторичной целлюлозы.

Недавно компания объявила, что будет использовать в составе упаковки переработанные полимеры. Постепенный отказ от новых ископаемых ресурсов и использование вторсырья стимулируют отрасль переработки материалов — а это важный шаг для развития циклической экономики.

Оценка жизненного цикла тетрапака

Еще один плюс «в карму» тетрапака — низкий углеродный след на протяжении всего жизненного цикла (от добычи сырья для производства упаковки до ее утилизации). Об этом говорят результаты разных LCA (Life-cycle assessment) исследований. LCA-анализ широко применяется за рубежом и помогает комплексно оценить потенциальное экологическое воздействие от услуги или продукта (в данном случае — упаковки) на окружающую среду.

В британском исследовании упаковок для напитков было выявлено, что «картонная» коробка имеет самый низкий углеродный след по сравнению со стеклянными и пластиковыми бутылками, алюминиевыми и стальными банками — 90-111 кг CO2-эквивалента на 1 000 л. Оказалось, что больше всего выбросов производит стекло — от 150 до 761 кг CO2-эквивалента на 1 000 л.

В другом исследовании оценивались упаковки для молока с длительным сроком хранения. Выяснилось: негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду пластиковыми ПЭТ-бутылками с термоусадочной пленкой и ПНД-емкостями, на 34% и 12% соответственно больше, чем от их «картонных» собратьев.

Компания Tetra Pak регулярно заказывает независимые LCA-анализы, чтобы оценить собственное воздействие на окружающую среду. Разные исследования пришли к единому выводу: тетрапак «бьет» по климату значительно слабее, чем другие одноразовые упаковки. Это обусловлено сравнительно небольшими выбросами парниковых газов при производстве упаковки и добыче сырья — большую часть тетрапака составляет бумага. В отличие от ископаемых источников, этот ресурс (деревья) возобновляем. А вес и форма позволяют «сэкономить» выбросы на логистике и сделать транспортировку продуктов более эффективной.

«Надо обращать внимание не только на эмиссии парниковых газов при производстве упаковки, но и на то, что произойдет с ней в конце жизненного цикла. Выводы LCA-исследований во всех странах будут разными — везде свои условия сбора, переработки и утилизации отходов. В отличие от Европы, где достаточно высокие показатели по переработке, в России в качестве основного метода обращения с отходами по-прежнему используется полигонное захоронение. Углеродный след от тетрапака в нашей стране может быть выше — раздельный сбор внедрен не во всех регионах, специальных пунктов приема многослойной тары мало, поэтому тетрапак в основном отправляется на свалки. Воздействие на изменение климата от наших полигонов больше, чем в Европе, поскольку системы сбора свалочного газа на них практически не установлены. Без сбора реальных данных и проведения LCA в российских реалиях сложно утверждать, что тетрапак лучше других одноразовых упаковок», — предостерегает от поспешных выводов научный сотрудник кафедры устойчивого развития финского университета LUT, специалист по LCA-оценке Наталья Виницкая.

Тонкости переработки тетрапака

Сейчас в России вторую жизнь получают лишь 5-6% всех «картонных» упаковок. В то же время в Европе средний уровень переработки тетрапака составляет 48%, а в Германии, Франции и Бельгии — превышает 50%. По словам представителя компании Tetra Pak Екатерины Волковой, таких результатов удалось достичь за счет ответственного поведения населения и законодательной поддержки. «На наш взгляд, основная проблема России — отсутствие повсеместно налаженной системы раздельного сбора отходов на уровне государства. В период с 2012 по 2019 год Tetra Pak вложила €23 млн в развитие системы переработки «картонных» упаковок для напитков. Мы смогли увеличить количество рециклинговых предприятий по всему миру с 40 в 2002 году до 170 в 2021-м», — подытоживает она.

В нашей стране упаковку такого типа способны переработать пять предприятий. Самое крупное — липецкий завод «Л-ПАК» — отделяет фракции друг от друга и перерабатывает макулатуру в гофрокартон и новое бумажное волокно. «Боровичская картонно-бумажная фабрика» под Великим Новгородом тоже занимается рециклингом макулатурной части тетрапака, а полиалюминий отправляется на завод «Инвестал» в Тамбове. Из смеси пластика и металла получают гранулы, используемые при изготовлении кровельных материалов, канцтоваров, скамеек, труб, ящиков и композитных панелей. Нижегородское предприятие «Реттенмайер Рус» перерабатывает тетрапак без разделения на фракции и делает из него добавку для асфальтобетона. Также переработкой тетрапака недавно занялся пермский завод НПО «Парматех».

Заводы часто недозагружены — материалов для переработки мало. Эффективная система сбора тетрапака и другого вторичного сырья в стране пока не налажена. Даже там, где придомовой раздельный сбор уже внедрен (Москва, Подмосковье и другие передовые регионы), сдать многослойную упаковку удастся не в каждом дворе.

Как правило, тетрапак принимают в экоцентрах и на акциях по раздельному сбору отходов, а в Москве его можно сдать в контейнеры, обслуживаемые операторами «ЭкоЛайн», «МКМ-Логистика» и «Хартия». Найти ближайшие к вам пункты приема тетрапака можно с помощью карты Recyclemap, телеграм-бота ecopoints_bot или zero waste гида от организации «РазДельный Сбор».

Помимо сложностей с массовым сбором упаковки и переработкой, у тетрапака есть еще несколько «темных» сторон. Превратить его в новую пищевую упаковку не удастся. У стекла и ПЭТ-бутылок шанс повторно стать продуктовой тарой выше — поэтому принципам циклической экономики эти материалы соответствуют больше, чем тетрапак. А низкий процент переработки «съедает» все преимущества, полученные на стадии добычи сырья и производства упаковки.

В Китае исследовали поведение асептических композитных коробок в конце жизненного цикла при разных сценариях — захоронении на полигоны, сжигании и переработке отдельных компонентов.

Моделирование ситуаций показало, что наибольший ущерб окружающей среде причиняет именно размещение подобных упаковок на свалках.

Учитывая, что перерабатывающие заводы расположены лишь в средней полосе России, а раздельный сбор и культура правильного обращения с отходами находятся в зачаточном состоянии, большая часть отечественных тетрапаков доживает свой век по самому неприоритетному сценарию.

Какие есть альтернативы упаковке тетрапак?

Альтернативой тетрапаку чаще всего служат традиционные материалы: стекло, металл и пластик. И хотя их углеродный след на этапе добычи сырья и производства достаточно велик, сдать эти фракции на переработку проще, чем многослойную асептическую тару. Вероятность того, что вторую жизнь получат мономатериалы (ПЭТ-бутылки, ПНД емкости, тара из стекла или алюминия), гораздо выше. Найти для них пункты приема проще, а в регионах, где придомовой раздельный сбор уже работает, сортировочные станции охотнее отбирают именно эти, наиболее ликвидные, фракции.

Асептическая тара хороша для хранения продуктов «про запас», но, выбирая пищу на ближайшие дни, лучше отдать предпочтение другим упаковкам, более популярным у заводов-переработчиков. Производители скоропортящихся молочных продуктов часто разливают их в тетрапаки «попроще» — без алюминиевой прослойки (код переработки 81). Но молоку, которое выпивается за три-четыре дня, «сложная» упаковка не нужна. Отсутствие фольги в составе не делает процесс переработки легче. Тетрапак все равно остается «собой» — многокомпонентной коробкой — сдать и переработать которую трудно. Но порой отойти от его использования все равно не получится. Некоторые продукты в стекле или пластике встречаются редко, например, растительное молоко. Отказывать себе в покупке необходимой еды не стоит, однако лучше выбирать тетрапак лишь в том случае, если вы сможете позаботиться о его правильной утилизации.

На мировом рынке появляются новые упаковочные решения — но до России они добираются медленно. На смену тетрапакам приходят асептические ПЭТ-бутылки и ПНД контейнеры. Китайская компания Yili — крупнейший производитель жидких молочных продуктов — постепенно отказывается от тетрапака и переходит на асептический розлив в ПЭТ-упаковку. По этому же пути идут производители скоропортящихся продуктов в Индии, Бразилии, Испании и других странах, считая асептические бутылки выгоднее и в экономическом, и в экологическом смысле. Однако в глобальном масштабе, такой вариант фасовки пока распространен слабо.

Еще одна альтернатива — plant-based упаковка. Отказ от невозобновляемых ресурсов — один из главных принципов циклической экономики. Традиционное углеводородное сырье постепенно уходит в прошлое, появляется все больше технологий, позволяющих синтезировать необходимые компоненты из растений. Так, компания Tetra Pak модифицировала свою обычную «картонную» коробку, добавив в нее биополимеры. Появилась Tetra Rex — модель, полностью состоящая из возобновляемых материалов. Большую часть упаковки по-прежнему составляет бумага, а полиэтиленовый слой изготовлен из сахарного тростника. Благодаря такому решению углеродный след упаковки стал еще меньше.

«Говоря о растительных полимерах в составе, мы не имеем в виду биоразлагаемые пластики с оксо-добавкой, из которых делают распадающиеся на микрочастицы пакеты, — подчеркивает Волкова из Tetra Pak. — Изменился сам источник сырья. Раньше для изготовления полиэтилена использовалась нефть, а сейчас — отходы сахарного тростника».

В России продвигать новые технологии в массы стал бренд Valio. С конца 2020 года концерн начал применять plant-based упаковку компании Tetra Pak для некоторых своих напитков и теперь постепенно переводит на нее всю продукцию.

«Структурно биополимер ничем не отличается от обычного полиэтилена — переработке он не помеха. Сдавать упаковку от продуктов Valio можно вместе с традиционными коробками Tetra Pak или их аналогами. Растительный компонент не является засором и не помешает рециклингу партии», — добавляет представитель компании.

Биополимеры изготавливают в Бразилии. Сахарный тростник берут из ответственных источников, сертифицированных по стандартам международной некоммерческой организации Bonsucro. Из сока растений производят биоэтанол, который используют в качестве сырья для производства полимеров нового поколения.

Но всем ли товарам нужен тетрапак? На российском рынке появились производители, помещающие в эту «сложную» тару обычную воду. Однако вода — не тот продукт, которому необходимо длительное хранение без охлаждения. Срок ее годности не сильно зависит от упаковки. Кроме того, в большинстве LCA-исследований тетрапак рассматривают в качестве тары лишь для скоропортящихся напитков и пищи. Выводов, что «картонная» коробка хороша для воды с точки зрения углеродного следа, нет. А перекладывать результаты LCA с одних продуктов на другие — не корректно. Поэтому продавать воду в тетрапаках — новация не выигрышная во всех отношениях.

Стоит отметить, что проблема пластикового загрязнения в последние годы звучит все громче. «Зеленая» повестка меняет поведение и отдельных граждан, и крупных бизнесов. Компании хотят быть eco-friendly — хотя подчас, как в случае с водой в тетрапаке, это стремление приводит лишь к увеличению нагрузки на окружающую среду. На первый взгляд, отказ от ПЭТ-бутылок — одного из самых распространенных видов пластикового мусора — кажется разумным. Но при детальном изучении российской системы обращения с отходами становится ясно — альтернатива не всегда уместна. Заменяя более рентабельные для переработчиков бутылки на тетрапаки, бренды создают дополнительные сложности для предприятий-рециклеров.

Выбор за нами

Стекло, металл, пластик, многослойная тара — у всех есть свои плюсы и минусы. Необходимо понять, что идеальных одноразовых упаковок не существует, каждый вновь производимый материал так или иначе воздействуют на природу. Более того, нельзя категорично называть одни решения экологичными, а другие — нет, все зависит от контекста. Выбирая упаковку, производитель должен учитывать целый комплекс факторов: от типа продукта и логистики до системы сбора и переработки отходов в конкретной местности.

Золотое правило экологичного образа жизни — 3R (reduce, reuse, recycle) — гласит: в первую очередь нужно отказаться от лишнего. Эта мысль применима и к упаковке. Покупайте продукты и напитки в свою тару, берите с собой воду из дома — или выбирайте в магазинах такую упаковку, которой потом проще дать вторую жизнь.

Источник

Упаковка тетра пак что это

Основал Tetra Pak человек по имени Рубен Раусинг. Настоящая фамилия предпринимателя была Андерссон, он родился в 1895 году в небольшой шведской деревне в районе Раус. Отец Рубена вполне успешно вел свой небольшой бизнес, так что детство Андерссона не было тяжелым, хотя и богатством семья не отличалась. Рубен получил хорошее образование, сперва окончив гимназию, а позже Стокгольмскую школу экономики. После выпуска из гимназии и до поступления в школу молодой человек служил в армии, где получил прозвище Раусингер — по названию родного региона. Позже Рубен сменит фамилию на Раусинг: Андерссонов в Швеции много, а новая фамилия позволяла ему выделиться.

В 1918 году, после окончания экономической школы, Раусинг отправился в США, чтобы закончить образование. В 1920 году он получил степень магистра в Колумбийском университете. В Америке Раусинг впервые увидел магазин с самообслуживанием и понял, что изменившаяся пищевая индустрия, в которой начали появляться полуфабрикаты, нуждается в новой упаковке — более экономичной и удобной при перевозке.

Упаковка тетра пак что это

Вернувшись на родину, Раусинг получил должность помощника менеджера в типографической компании Sveriges Litografiska Tryckerier. Есть версия, что он устроился сюда еще до отъезда в США и попросту вернулся на свое рабочее место. Наемный труд не мешал Раусингу планировать создание собственной компании. Главной его проблемой было отсутствие денег.

В поиске финансовой поддержки юноша отправился к крупным шведским бизнесменам. В числе тех, к кому он обращался, называют целую плеяду предпринимателей, в числе которых и Аксель Грен из Electrolux. Денег ему не дали, а оригинальную идею не оценили, что неудивительно: магазины с самообслуживанием набирали популярность в США, а в Европе они только начали появляться, и выгода от создания упаковки выглядела туманной.

Не получив инвестиций, Раусинг решил все делать самостоятельно. Вместе со своим другом Эриком Окерлундом он в 1929 году создал компанию Åkerlund & Rausing, которая производила разные виды бумажной упаковки для сухих продуктов — в первую очередь это были сахар и мука. Раусинг планировал разработать упаковку и для жидкостей, но преуспел в этом не сразу.

Åkerlund & Rausing поначалу не добилась особого успеха, и в 1933 году Окерлунд ушел из бизнеса, продав свою долю Раусингу. С этого момента Рубен сам контролировал развитие своего дела. Хотя изначально компания была посредственной, ее создателю удалось заполучить несколько талантливых изобретателей, среди которых был Эрик Валленберг.

Именно Валленберг в 1944 году создал первую бумажную упаковку для молока. По легенде, она ему попросту приснилась. Упаковка была новаторской: жидкая продукция тогда продавалась в стеклянных бутылках. Некоторые источники говорят, что на исследования ушло десять лет, — другие утверждают, что разработка началась в 1943 году.

Упаковка должна была быть герметичной и соответствовать гигиеническим нормам, причем на ее производство нужно было затратить минимум материалов. Разработанная Валленбергом упаковка соответствовала этим требованиям и имела уникальную форму тетраэдра, которая достаточно надежно защищала содержимое при минимальных затратах материала. В историю она вошла под названием Tetra Classic.

После нескольких лет неудачных разработок это был настоящий триумф. До этого Раусинг находился в смешанных чувствах. Он верил в свою идею, но начинал размышлять и о других возможностях, поэтому компания Åkerlund & Rausing тогда работала еще в нескольких отраслях.

Прорыв в 1944 году был его победой, и Рубен, недолго думая, запатентовал упаковку на свое имя. Валленберг почти 50 лет оставался непризнанным автором одного из известнейших мировых изобретений. Только в 1991 году он получил за этот успех достойную награду — Большую золотую медаль от Шведской научно-инженерной академии. Впрочем, споры о создателе разработки продолжаются до сих пор.

Сразу запустить технологию в производство не удалось. Некоторые источники ссылаются на шведскую экономику, но одной из главных причин задержки стало отсутствие специального фасовочного автомата и способа разливать молоко и сливки в подобные упаковки. Разработкой занялась все та же компания.

Раусинг продолжал вкладывать большую часть прибыли в исследования. В это время был изобретен новый способ герметизации упаковки и проводились опыты по подбору подходящего для нее материала — им стал покрытый полиэтиленом картон. Сведения о времени изобретения технологии разнятся: некоторые источники указывают 1946 год, другие — 1953 год.

В конце 1940-х годов была решена проблема наполнения и герметичного закрытия упаковки. Есть версии, что идею подала жена Раусинга, но скептики считают изобретателем технологии Эрика Торудта. В любом случае работало это так: машина один за другим формировала из покрытой полиэтиленом бумаги цилиндры, которые заполнялись молоком и сразу же с двух сторон запечатывались, превращаясь в тетраэдры.

В 1951 году исследовательская лаборатория, разработавшая упаковку, была отделена в дочернюю компанию Tetra Pak, которая расположилась в городе Лунд. В этом же году компания наконец представила упаковочную систему публично, а через год на местном молокозаводе был установлен автомат, который разливал молоко в тетраэдры. Доставляли молоко к заводу на лошадях. Обычно исследователи сходятся на том, что Раусинг был чрезвычайно экономным человеком и просто выбрал транспорт подешевле.

Следующим этапом стали промышленные испытания, после которых упаковки Tetra Pak начали широко использовать. Производителям напитков новая экономичная разработка показалась гениальной идеей, а вот с потребителями было сложнее. Первые покупатели открывали упаковку неправильно, и много жидкости проливалось. В итоге люди постепенно возвращались к привычным емкостям. Чтобы спасти ситуацию, Раусинг запустил широкую рекламную кампанию, в которой объяснялось, как открывать эти тетраэдры.

Впрочем, успех предпринятых действий обычно ставится под сомнение. Исследователи сообщают, что компанию спасло появление в стране супермаркетов, для которых эта разработка и создавалась. Новая упаковка отлично подходила для размещения в таких магазинах, а супермаркеты постепенно превращались в сети, так что тетраэдры широко распространились, и люди к ним привыкли.

В число клиентов компании вошли крупнейшие молокозаводы, производители безалкогольной продукции и другие промышленники. В 1954 году компания начала международную интеграцию: производители из Германии, Франции и других европейских стран стали делать заказы на упаковочные машины.

Несмотря на бурный рост, у Раусинга были проблемы с финансированием предприятия. Чем они были вызваны, неясно, но, скорее всего, постоянной необходимостью быстро расширять производство. В 1956 году Раусинг возвел возле штаб-квартиры в Лунде фабрику с исследовательской лабораторией. За 1959 год компания произвела миллиард упаковок. При этом продолжались исследования, которые вскоре позволят производить асептические упаковки.

Первая такая упаковка была выпущена в 1961 году и получила название Tetra Classic Aseptic. При высокой температуре на упаковку наносили слой алюминия и стерилизовали — это позволяло хранить молоко и другие жидкие продукты без охлаждения несколько месяцев. Встречается версия, что асептическая упаковка может сохранять продукт без холодильников и консервантов чуть ли не год.

Уже через год асептическую машину компании приобрел производитель из Ливана, что лучше всего свидетельствует об успехе новой разработки. Упаковка Tetra Classic Aseptic до сих пор входит в список самых значительных инноваций в истории пищевой промышленности.

В 1963 году появилась новая версия упаковки — Tetra Brik. Прямоугольная форма привлекла к Tetra Brik внимание многих компаний, в особенности за рубежом. Такие брикеты можно было плотнее укладывать в ящиках при перевозке, а после открытия из них не выливалась жидкость — это было важное преимущество, которое уменьшило популярность тетраэдров.

В 1959 году упаковка в виде тетраэдра пришла и в нашу страну: компания продала СССР несколько своих линий для упаковки. Дальнейшее развитие сотрудничества не произошло: Советский Союз в целях экономии попытался скопировать полученную технологию и упаковку, вместо того чтобы заключать соглашения.

С копированием не очень получилось, а потому уже в 1970-е годы Tetra Pak заработала на территории Советского Союза. В этот период 20 упаковочных линий было поставлено на Чертановский комбинат.

В 1980-е годы Tetra Pak начала продвигать свою асептическую упаковку в СССР. Асептические машины ее производства были установлены на фабрике детского питания в Москве и на нескольких других предприятиях страны. Кроме того, было открыто несколько совместных предприятий.

Впрочем, сотрудничество нельзя назвать успешным: представители компании жаловались, что в дела слишком вмешивались чиновники, и тесного сотрудничества не получилось. Масштабную интеграцию на рынок СНГ компания запустила уже в начале 1990-х годов, хотя и она прошла небезоблачно из-за упадка производства в странах.

Но вернемся в 1960-е. Компания в то время сконцентрировалась на глобальной экспансии. Речь шла не только о продукции, которая в мире была известна и так, но и о производстве. В 1960 году появился первый завод в Мексике, затем добавился еще один в США.

В 1962 году Tetra Pak вышла на рынок Японии. Получать прибыль здесь она станет лишь в 1967 году, хотя сейчас это одно из самых успешных ответвлений компании. В 1971 году здесь было запущено производство упаковочного материала.

Продажа Åkerlund & Rausing. Сыновья Раусинга во главе Tetra Pak
В 1965 году финансовое положение компании окончательно упрочилось. Раусинг, оценив потенциал и успехи Tetra Pak, решил продать остальные активы. Все, что входило в Åkerlund & Rausing (кроме всего прочего, это было производство очистителей воды) было продано, а деньги пошли на расширение компании и исследования.

Продажей занимались сыновья Раусинга — Ханс и Гэд. Первый из них занял пост генерального директора, второй стал его заместителем и принялся за исследования, а их отец стал председателем совета директоров. В этом году компания произвела 4,3 млрд упаковок.

Средний сын Рубена, Ханс Раусинг, заслуживает особого упоминания. Ханс не сразу заинтересовался семейным делом: с детства он увлекался литературой и даже получил соответствующее образование. Кроме того, он отлично знал несколько языков, в том числе и русский.

В семейный бизнес Ханс Раусинг пришел в 1954 году, став директором тогда еще бывшей дочерней компании Tetra Pak. Именно под его руководством Tetra Pak начала активную международную интеграцию, и его идеей было наладить сотрудничество с Советским Союзом.

Возглавив семейное предприятие, Ханс Раусинг продолжил работать в том же направлении — глобальная экспансия производства и продукции компании. Предприниматель стремился к тому, чтобы продукция компании производилась и использовалась по всему миру. Ему это в полной мере удалось. Уже к началу 1970-х годов компания запустила заводы в Италии, Швейцарии, Германии и других странах.

В середине 1960-х появилась упаковка Tetra Rex, которая считается удобной при транспортировке, — это прямоугольный пакет с гребешком. Tetra Rex — одна из самых популярных в мире упаковок: с момента выхода их было произведено уже более 200 млрд.

Tetra Rex
Кроме того, была выпущена серия автоматов Tetra Classic Aseptic, в том числе и версия для работы с литровыми упаковками. В это же время были представлены автоматы и упаковка Tetra Brik Aseptic, которая считается одной из самых продаваемых в истории компании и имеет около тысячи версий.

В подобном ключе проходили и 1970-е годы. Этот период истории компании слабо освещен. По имеющимся сведениям, Ханс Раусинг продолжал наращивать темп международной экспансии. В это время компания открыла производство в Испании, Великобритании, Бразилии, а также новые заводы в Швейцарии и Нидерландах.

Продолжилась интеграция в Азию: к концу десятилетия компания стала работать на рынке КНР, куда поставлялись всем известные автоматы Tetra Classic Aseptic. Кроме этого, Tetra Pak представила несколько инноваций. Стоит упомянуть о новом виде упаковки, получившем название Tetra King. Она проходила тестирование в 1976 году в магазинах города Лунд.

В 1970-е годы у компании выросло производство: в 1970 году Tetra Pak производила около 10 млрд упаковок в год, а к концу десятилетия этот показатель вырос до 22 млрд. Рост производства был вызван как раз агрессивной экспансией. К концу 1970-х годов компания имела около 22 заводов и работала в 83 странах, а количество сотрудников выросло до 7000 человек. Два предприятия производили специальные упаковочные линии и системы.

В 1981 году в связи ужесточением шведского налогового законодательства компания переехала в Лозанну, но исследовательская лаборатория и часть активов остались в Швеции. Кстати, так же поступил создатель IKEA Ингвар Кампрад.

В 1980-е годы компания продолжала наращивать присутствие на различных рынках, выпускать новую продукцию и расширять производство. Благодаря сотрудничеству с американскими компаниями Borden и Ocean Spray компания в этот период смогла увеличить количество продукции в упаковках Tetra Brik Aseptic в США. Обе эти компании специализируются на производстве сока и других напитков.

Чтобы внедрить Tetra Brik Aseptic на американский рынок, компании пришлось получить необходимое разрешение от Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (Food and Drug Administration, FDA). Это было сделано в 1981 году. В 1980 году была выпущена новая версия автоматов Tetra Brik Aseptic, которые отличались от своих предшественников интегрированной системой пастеризации и высокой скоростью работы — 5000 упаковок в час.

В 1986 году на рынок была выпущена упаковка Tetra Top с пластиковой крышкой сверху, которую стали активно использовать производители вина. Кроме того, ее используют для пастеризованных продуктов. Несмотря на дату выхода и часто встречающиеся данные о продаже 400 млн упаковок в первый же год, иногда попадается версия, что внедрение Tetra Top было начато лишь в 1991 году.

По поводу дат выхода продукции Tetra Pak вообще часто встречаются разночтения. Вызваны они, скорее всего, тем, что большая часть упаковки и оборудования проходит тестирование и не сразу внедряется повсеместно.

В 1980-е годы компания продолжила возводить новые заводы по всему миру: они появились в США, Венесуэле, Канаде, Индии, КНР и других странах. В 1983 году на первом заводе компании в Лунде был создан специальный обучающий центр, где сотрудники предприятия учатся и повышают квалификацию.

1980-е для компании заканчивались внушительным ростом производства: в год выпускалось более 50 млрд упаковок. Неуклонно растущие объемы производства рано или поздно стали бы негативно сказываться на состоянии окружающей среды. Продукцию компании нельзя было использовать повторно после обработки, как вытесненные ей стеклянные бутылки.

Во избежание неприятностей руководство компании в 1990 году в Канаде представило программу утилизации своей упаковки. Бережное отношение компании к окружающей среде проявилось еще в 1960-е годы. Сейчас компания широко пропагандирует бережное отношение к природе, активно работает в этой сфере и вводит инновации.

Слияние Tetra Pak и Alfa-Laval было завершено в 1993 году, тогда же конгломерат сменил название на Tetra Laval. Конгломерат и сейчас принадлежит семье Раусингов, но каждой его частью управляет собственный генеральный директор и совет директоров. Раусинги вместе с другими членами наблюдательного совета курируют и контролируют их деятельность, определяют политику и стратегию компаний, входящих в конгломерат, но оперативным управлением не занимаются. В наблюдательный совет входят дети Гэда: Финн, Кирстен и Йорн.

В 2003 году за 1,5 млрд евро была куплена французская компания Sidel, которая разрабатывает оборудование для производства упаковки для напитков, причем концентрируется на пластиковых и стеклянных бутылках, а также на алюминиевых банках. Sidel претендует на звание компании, создавшей первую пластиковую бутылку, что, впрочем, часто опровергается. Зато точно известно, что это один из первых создателей станков для выдува пластиковых бутылок. Sidel стала третьей крупной группой в Tetra Laval.

Каждая из этих групп — лидер в своей отрасли и заслуживает отдельного внимания. Среди входящих в Tetra Laval компаний Tetra Pak остается крупнейшей как по количеству сотрудников, так и по доходности. Нельзя не упомянуть, что часть активов Laval, направленных на производство оборудования для переработки продукции, были переданы Tetra Pak.

Децентрализация внутри конгломерата позволяет продолжить историю Tetra Pak как фактически отдельной компании. В 1992 году было принято решение создать три региональных офиса, чтобы упростить управление. Первый офис, расположившийся в Швейцарии, курировал деятельность компании в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Другие два открылись в Сингапуре и Джорджии для управления подразделениями в Азии и Америке соответственно.

В 1993 году Ханс Раусинг оставил компанию. Есть разные версии событий, но, судя по всему, пост гендиректора Tetra Pak он покинул еще в 1985 году. Вместо него эту должность занимал Бертил Хагман. За время руководства Tetra Pak Ханс Раусинг превратил небольшую компанию во всемирно известного гиганта. Конгломерат остался на попечении его брата Гэда, который все это время был правой рукой Ханса и занимался исследованиями.

Ханс Раусинг до 2001 года будет оставаться не у дел, пока не решится приобрести компанию, также занимающуюся упаковкой, — EcoClean. Обычно известие об этой покупке дополняется домыслами о том, что Гэд Раусинг негативно воспринял известие о приобретении, а в клане Раусингов все не так гладко. Все бы ничего, но Гэд Раусинг в 2000 году умер, так что не мог испытать каких-то эмоций по поводу действий брата.

В 1990-е годы было выпущено несколько новых версий упаковок. Одна из них — Tetra Prisma Aseptic, кроме асептического покрытия получившая оригинальную форму с восемью боковыми панелями. Tetra Prisma Aseptic стала одной из самых популярных упаковок компании и получила широкое распространение в 33 странах мира.

В 1997 году появилась упаковка Tetra Fino Asseptic, основанная на принципах экономичности и простоты. Благодаря многослойной конструкции она отлично приспособлена для транспортировки.

В 1997 году была создана версия упаковки Tetra Wedge Aseptic, при создании которой использовалась идея рационального использования материала. При этом сохранилась структура упаковки, а продукция, как и прежде, оставалась защищена. Одна из главных особенностей этой упаковки — форма неустойчивой трапеции. Ее внешний вид считается привлекательным для молодых людей, мам и детей. Создатели Tetra Wedge Aseptic считают, что она может помочь расширить клиентскую базу за счет новых категорий потребителей.

В 1998 году компания открыла два завода в Саудовской Аравии. Один из них специализируется на выпуске упаковки, а на другом налажено производство PET-бутылок. Бутылки разработала не Tetra Pak, но из-за роста их популярности компания зашла и на этот рынок. Клиентам были предложены решения в сфере упаковки и производства пластиковых бутылок.

Судя по всему, компания владела достаточно крупными активами в сфере PET-бутылок, так как в 2002 году была вынуждена продать это направление, когда Tetra Laval пыталась добиться у европейской комиссии разрешения на приобретение Sidel. Также у компании были достаточно прочные позиции в отрасли PE-бутылок. В 2004 году Tetra Pak владела 13 заводами в девяти странах. При этом она стремилась избавиться от этого бизнеса и сконцентрироваться на более важных направлениях.

В 1999 году конгломерат приобрел французскую компанию Novembal — одного из ведущих производителей пластмассовых крышек для упаковок и бутылок.

Tetra Pak в 2000-е годы
В 2000-е годы компания оставалась лидером рынка, но претерпела изменения. Продажи в Западной Европе значительно уменьшились, в то время как в Азии и Восточной Европе наблюдался рост. Особенно позиции компании упрочились в Китае. Дело в том, что в 1999 году правительство КНР запустило программу для увеличения детского потребления молока — поэтому производство и продажи упаковки выросли. В 2002 году рынок КНР не входил в число ключевых для Tetra Pak, а в 2007 году вышел на первое место среди них.

Доля компании на рынке Западной Европы уменьшилась из-за появления новых конкурентов — в частности, Pure-Pak и Elopak. Последняя имеет преимущество в виде инициатив по защите окружающей среды. В отличие от некоторых конкурентов, Tetra-Pak не только признает проблему, но и предпринимает активные шаги по ее решению.

В 2006 году компанию возглавил Деннис Йоннсон. Он пришел в Tetra Pak еще в 1982 году и успел поработать как в Швеции, так и в филиалах компании в Панаме и Мексике. Кроме того, он был президентом направления в США, а позже возглавлял Carton Ambient, крупнейшее подразделение Tetra Pak. Часто общаясь с клиентами, он привык к их жалобам и требованиям, а потому лучше многих понимал особенности работы.

При Йоннсоне компания сконцентрировалась на асептической упаковке для соков и молочной продукции. Сам глава Tetra Pak в 2007 году отмечал, что 80% продаж приходится именно на это направление, а остальные 20% — это оборудование для пищевой промышленности и упаковки для пастеризованных продуктов.

Возглавив компанию, Йоннсон принялся наращивать свое присутствие на перспективных рынках. Естественно, продолжились инвестиции в Китай. В 2008 году компания получала около 10% дохода именно в КНР, но меламиновый скандал в этом же году уменьшил продажи молока на 50%.

Последовала цепная реакция в ряде стран, которые импортировали эту продукцию из Китая. Впрочем, китайский рынок стабилизировался всего спустя девять месяцев. Tetra Pak в это время продолжала расширять производство, в том числе и в Китае: в 2009 году компания открыла завод в городе Хух-Хото. Три года спустя здесь была открыта вторая производственная линия, которая увеличила выпуск продукции до 20 млрд упаковок в год.

КНР все еще остается для Tetra Pak ключевым рынком, хотя и здесь бывают проблемы. Кроме меламинового скандала, к ним следует отнести антимонопольное расследование о деятельности компании в КНР, начатое в 2013 году.

Еще одним важным направлением стал ближневосточный рынок: в конце 2000-х годов на него приходилось 7% продаж компании. В 2010 году Tetra Pak активно работала в 25 странах региона и продолжила планировать дальнейшее расширение. В 2011 году была открыта фабрика компании в Пакистане.

В число важных для компании рынков входят страны Латинской Америки и Восточной Европы, в частности Россия. Крупнейший в Восточной Европе завод компании находится в подмосковной Лобне. Деннис Йонссон подчеркивает значение России в планах компании и перспективы этого рынка.

Также компания активно наращивает свое присутствие на рынках стран Южной и Юго-Восточной Азии: инвестирует и открывает новые заводы. Например, в 2013 году в индийском городе Чакан появилась фабрика компании с исследовательским центром.

Этот период не обошелся и без поглощений. Большая часть приобретенных компанией занимается переработкой продукции. Так, в 2006 году Tetra Pak приобрела Carlisle — производителя оборудования для производства сыра. В 2012 году к ней добавилась американская компания US Filtration — лидер американского рынка в сфере оборудования систем мембранной фильтрации.

В 2015 Tetra Pak купила польскую компанию Obram, специализирующаяся на оборудовании и решениях для сырной промышленности. В 2016 году был приобретен производитель форм для сыров Laude. Все это позволило Tetra Pak упрочить позиции лидера в переработке пищевых продуктов.

В 2005 году появился аппарат для пастеризации Tetra Pak C3/Flex, который смог легко переключаться на различные виды упаковок и продукции. Получила широкое распространение Tetra Pak A1, которая считалась одной из самых экономичных в мире. В 2007 году появилась первая рулонная асептическая упаковка Tetra Gemina Aseptic, которая позиционируется как чрезвычайно удобная для наливания благодаря скошенному верху. Все три версии, входящие в линейку, производятся на одном автомате. В 2011 году была представлена Tetra Evero Aseptic — первая картонная асептическая бутылка для молока.

Упаковка тетра пак что это

Говоря об истории Tetra Pak, нельзя не упомянуть о ее глобальной стратегии, рассчитанной до 2020 года. Она направлена на удвоение показателей вторичной переработки, cоздание экологичной упаковки, полностью состоящей из возобновляемых материалов, использование в производстве только картона, сертифицированного FSC (в 2014 году уже 99% картона компания закупила на предприятиях, получивших сертификацию FSC), а также сокращение выбросов в окружающую среду на 40%. Tetra Pak каждый год публично подводит промежуточные итоги стратегии.

История Tetra Pak — пример того, как обыденная на первый взгляд идея может стать началом многомиллиардного бизнеса. Рубен Раусинг для потенциальных инвесторов выглядел как человек, пытающийся получить деньги на то, что никому не будет нужно. Их отказы не переубедили Раусинга, и в итоге он доказал, что был прав. Tetra Pak работает на рынках 170 стран мира, ее выручка в 2015 году составила €10,1 млрд. Наследники Рубена продолжают принимать участие в руководстве компании и входят в число богатейших людей мира.

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *