Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Такое определение белорусскому государству дано в статье 1. Конституции Республики Беларусь.

Все государства по своему территориальному строительству, по форме государственного устройства, территориально-организационнной структуре, характеру взаимоотношений центральных и местных единиц и соответствующих властей делятся на унитарные, федерации, и конфедерации. Республика Беларусь конституционно определена как унитарноегосударство, имеющее единую Конституцию, единую власть.

В составе государства – 6 областей, 117 районов, 20 городов областного и 11 городов районного подчинения, 77 поселков, 1440 сельских советов. Город Минск, являясь столицей государства, пользуется правами области и города республиканского подчинения.

Требования Конституции в равной степени распространяются на все административно-территориальные единицы. Действуют равномерно нормативные акты центральных органов власти. Строго выстроена и действует система иерархического подчинения внутри вертикали исполнительной и судебной власти. Что касается взаимоотношений Парламента и различных уровней представительных органов власти, то в их системе вышестоящие оказывают только организационно-методическую помощь нижестоящим, не вмешиваются в их работу, не принимают решений обязывающего характера. Исключение составляет право Совета Республики Парламента в определенных Конституцией случаях распустить местный Совет депутатов или отменить его решение, если оно не соотвествует законодательству.

Основными принципами управления в условиях унитарного государства являются:

· взаимообусловленность объекта и субъекта, единство их управления и иерархического подчинения;

· единая государственная законность;

· общая внутренняя правовая регламентация;

· единый порядок формирования органов государственной власти;

· специализация и унификация;

· многовариатность решений в рамках единых Конституции и законов;

· мобильность управления, в том числе и с использованием единой системы автоматизации и информации;

· наличие вертикальной иерархии учреждений и коммуникации.

Отличительными особенностями,основными принципами функционирования и деятельности Республики Беларусь как демократического государстваявляются:

· юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти нароода;

· равноправие всех перед законом;

· единство прав и обязанностей;

· реализация международного признания прав граждан;

· выборность государственных органов и подконтрольность их народу;

· наличие политического плюрализма, многопартийность;

· веротерпимость, свобода вероопределения;

· обязательность для всех принятых решений;

· уважительное отношение к взглядам и позиции меньшинства;

· свобода средств массовой информации (в рамках закона);

· гласность в работе государственных органов.

Республика Беларусь как социальное государство стремится к обеспечению достойного уровня жизни всех своих граждан, удовлетворению их материальных, культурных, духовных потребностей, социальной защищенности. Конституционно и на практике гарантируется право собственности и свободы предпринимательства; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на отдых. В соответствии с мировыми требованиями, внутренними условиями государства в Республике Беларусь Конституция предоставляет гражданам такие социальные права как:

· право на достаточный уровень жизни людей;

· право на свободу от голода;

· право на охрану здоровья;

· право на здоровое внешее окружение, среду обитания;

· права лиц, которым необходима особая социальная защита;

· права на защиту материнства и детства;

· право на социальное обеспечение.

Особое внимание со стороны государства уделяется проблеме обеспечения культурных прав:

· права на образование;

· права на участие в культурной жизни и доступа к культурным ценностям;

· права на использование результатов научного прогресса;

· права на сохранение национальной принадлежности или неопрделение ее;

Вопросы дальнейшего развития социальной направленности государства находят свое воплощение в ежегодных посланиях Главы Республики Беларусь белорусскому Парламенту, материалах Всебелорусских народных собраний, законах и иных правовых актах государственной власти.

Высшей целью Республики Беларусь является построение правового государства, обеспечивающего конституционные права и свободы своих граждан. Принято, что правовым государством является государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выраженной в конституции, и призванной обеспечить основоплагающие права и свободы личности. В таком государстве функционирует режим конституционного правления с развитой, непротиворечивой правовой системой, при которой обеспечивается эффективный контроль власти и политики, деятельность органов власти и должностных лиц подчинена законам, отсутствует вмешательство государства в дела гражданского общества. Основными отличительными особенностями правового государстваРеспублики Беларусь являются:

· обеспечение суверенитета (единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. – Статья 3 Конституции);

· признание и обеспечение на деле верховенства закона (в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Правовые акты или отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. – Статья 7 Конституции);

· всеобщность права, ответственность государства за его выполнение (обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. – Статья 21 Конституции);

· обеспечение взаимной ответственности государства и личности(государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. – Статья 2 Конституции);

· разделение властей(государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. – Статья 6 Конституции);

· гарантия и устойчивость прав и свобод личности. Конституцией государства гарантируются права граждан на жизнь (статья 24), на защиту его прав в судебном порядке (статья 60), на гражданство (статья 10), на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (статья 28), на неприкосновенность жилья (статья 29), на свободное пермещение и выбор места жительства (статья 30), на защиту семьи, материнства, равенство в семье мужчин и женщин (статья 32), на гарантию прав собственности (статья 44), на свободу взглядов и убеждений (статья 33), свободу религии и вероисповедания (статья 16), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. (статья 47), право на труд (статья 41), на отдых (статья 43), на образование (статья 49), на участие в культурной жизни (статья 51). Основным законом установлено, что никто не может быть принужден к отказу от своих прав (статья 58);

· обеспечение эффективного контроля за соблюдением прав и свобод граждан. Конституцией предусмотрена ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (статья 60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, противодействие оказанию которой в Республике Беларусь запрещается (статья 62).

Белорусское общество в нынешних условиях осваивает новые формы и методы демократической правовой государственности. Понятно, что многое здесь требует комплексоного осмысления в рамках конституционности, а также перспектив дальнейшего развития белорусской государственности. Главными принципами поступательного развития государства есть и еще долгое время будут оставаться: свобода личности, отраженная в гражданских и политических правах; равенство форм собственности, экономической свободы; верховенство закона; защита прав человека; разделение властей; самоуправление.

Практика убеждает в том, что права собственности, демократия и права человека – ключевые понятия, знаменующие успешное развитие государства. Собственность – основа всех свобод, главная предпосылка суверенитета личности. Только в условиях четкого соотношения собственности и собственника государство начинает успешно решать ту функцию, которая ему определена Конституцией.

Вопросы семинара

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства.

2. Идеология государства и национальная система права.

3. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Источник

Правовое государство. Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное

Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Источник

Статья 1: Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Комментарий к статье 1

Унитарное демократическое социальное правовое государство что значит

С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, т.е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.

Унитарное государство имеет административно-территориальное деление (см. комментарий к ст. 9).

Определение белорусского государства как социального государства впервые появилось в пятой Конституции, принятой Парламентом 15 марта 1994 г. Напомним, что при обсуждении проектов Конституции это понятие не сразу было всеми позитивно оценено и поддержано. Более того, со стороны некоторых лиц, в том числе и руководства Верховного Совета, оно было воспринято настороженно, давались отрицательные характеристики, суть которых состояла в отождествлении понятий «социальное» и «социалистическое» и что якобы авторы проекта пытаются закрепить в Конституции социалистический характер белорусского государства.

Бесплатная юридическая консультация

Телефон: 8 (800) 555-67-55 доб. 782

Не затрагивая в рамках данного комментария вопрос о соотношении социального и социалистического государства, подчеркнем, что основное различие состоит в политическом плюрализме, многообразии форм собственности, значительной свободе личности в условиях социального государства.

К сожалению, ученые и практики уделяют мало внимания характеристике социального государства, принципиально отличающегося от государства социалистического. Более разработанными являются проблемы развития демократического правового государства. В нынешних условиях принципиально важной задачей ученых выступает внесение предложений о направлениях развития социального государства. При этом необходимо развивать теорию и практику таким образом, чтобы не допустить перерастания государства социального в государство, в котором превалирует иждивенчество, нет свободной инициативы, за всех все решают властные структуры, а политическая и экономическая системы упраздняют ответственность человека за собственное благоденствие.

Понятие «социальное государство» закреплено в ряде конституций других стран, например Германии. Однако это понятие в Конституции ФРГ не раскрыто и его суть может быть определена лишь посредством анализа конституционных норм в их совокупности.

В литературе отмечаются следующие признаки социального государства:

1) оно ответственно за существование общества;

2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (см. часть вторую ст. 23).

Законом от 6 января 1999 г. «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» предусмотрена правовая основа для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения Республики Беларусь. Во исполнение этого Закона Правительством приняты постановления, которыми утвержден бюджет прожиточного минимума и определены некоторые меры по социальной защите малообеспеченных граждан.

Постановление Совета Министров от 11 августа 1999 г. «О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан» совершенно справедливо критерием определения нуждаемости граждан в оказании первоочередной социальной помощи определило невозможность именно по объективным причинам получения среднедушевого дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума малообеспеченными гражданами (семьями) из числа: инвалидов I и II групп; одиноко проживающих пенсионеров; многодетных и неполных семей; трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет; безработных граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости. Этим постановлением были даны соответствующие поручения местным исполнительным и распорядительным органам, а также министерствам Республики Беларусь.

Достойное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для их преодоления должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращения загрязнения окружающей среды и т.д.

Право на здоровые условия должно быть обеспечено всем: и законопослушным гражданам, и тем, кто в силу различных причин совершил правонарушение (преступление), и лишен поэтому личной свободы.

Основным источником к существованию является труд. В ст. 41 Конституции Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека. Подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции означает и право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной или иной). По существу, мы можем говорить о свободе труда.

Конституционное право на труд включает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Подобная формулировка означает, что, во-первых, человек может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путем заключения трудового договора), но и в качестве предпринимателя, фермера и т.п., во-вторых, эти способности можно реализовать с учетом общественных потребностей, отсутствие их может привести к тому, что в том или ином регионе, а возможно, что и в целом в рамках государства будут лица незанятые (безработные) в силу того, что рынок труда удовлетворен, обеспечен соответствующими специалистами.

Исходя из принципа личной свободы, каждый человек может выбирать свой образ жизни, в том числе и не трудиться. Важно, чтобы при этом не нарушалось законодательство, выполнялись возложенные обязанности. Это не только уплата налогов, но и, например, конституционная обязанность родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, что является побудительным мотивом для активного поведения любого взрослого человека, получения честного заработка на жизнь себе и своей семье.

Социальное государство обязано создавать все условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна. Например, мало предпринимать меры по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, необходимо, чтобы им была в полной мере обеспечена свобода развития, ощущение разумной безопасности. Жизнь под постоянной угрозой стать объектом преступников, например террористов, не может считаться полноценной. И это тоже аспекты деятельности институтов социального государства.

Безопасное развитие личности возможно в условиях национального согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, социальной или иной почве. Сохранение мира в обществе, разрешение противоречий только посредством правовых средств зависит от разумности власти и тех, кто находится к ней в оппозиции.

Наряду с трудом другим источником к существованию является собственность. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях: 1) по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества; 2) согласно постановлению суда. В качестве примера первого случая можно привести снос домов, находящихся в собственности граждан, для строительства объектов общего пользования (дорог и т.п.). По приговору суда имущество гражданина может быть конфисковано (т.е. изъято безвозмездно) в связи с совершением им уголовно наказуемого деяния. Конфискация имущества как вид уголовного наказания может быть назначена в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счет которых она формируется.

Затрагивая различные грани проявления государством своих качеств как государства социального, конечно же нам следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой экономики. Уровень развития социального государства зависит от объема тех средств, которые государство может перераспределить (за счет полученных налогов и иных средств) в пользу категорий граждан, которые в силу возрастных, половых, физических, семейных и иных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с «преуспевающими» гражданами.

В отличие от требований международного сообщества в области гарантированности неотъемлемых прав и свобод человека оно более «снисходительно» к обеспечению социально-экономических прав.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

В то же время, согласно ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждое участвующее в этом Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер. Таким образом, государство может распорядиться только имеющимися ресурсами. Их размер зависит от многих факторов, например от собираемости налогов, системы налогообложения, насколько она эффективна и стимулирует рост производства, совершенствование экономических отношений.

На определенном этапе перехода к рыночным отношениям их развитие иногда воспринималось как отрешенность государства от забот людей, безразличие к их нуждам. Это привело к тому, что отказ от тоталитарной идеологии как явления позитивного сопровождался утратой (ослаблением) государством своей функции по социальной защите граждан. Анализируя нынешнее состояние социальной защиты граждан в ряде новых государств, можно говорить об определенной слабости законодательного регулирования процессов приватизации, отсутствии экономических расчетов при разработке ряда законодательных актов, которые регулировали экономические реформы, что привело к их декларативности и оторванности от реальной жизни общества. Не были разработаны механизмы экономической и правовой защиты граждан от социальных потрясений, резкого снижения уровня доходов и возможностей реального приобретения многих серьезно подорожавших товаров. Широкое распространение в некоторых государствах получила чрезмерная концентрация собственности у узкого круга людей, коррупция, неосновательное обогащение одних за счет других. Это означает широкомасштабные нарушения социально-экономических прав граждан. В связи с этим Республика Беларусь, в которой проводится активная социальная политика, может спокойно и основательно учитывать опыт других стран.

Практика многих стран свидетельствует о том, что государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелает делать само государство и его институты, их заставят сами граждане, общественные объединения. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, снижение планки духовных ценностей.

Выполнение государством функции социальной защиты не должно носить стихийный, вспомогательный хаотичный характер. Велика в этом роль права.

Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами.

В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

В современном правовом государстве основой правовой системы является конституция, в которой закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать Конституции.

В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обстоятельств.

Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.

Реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики означает наличие государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства и условия правосубъектности на международной арене.

Верховенство власти означает, что в государстве никто не может стоять над ней, т.е. неограниченность власти ничем, кроме необходимости соблюдать законы, права и свободы человека. Для полноты власти государства характерно отсутствие другой конкурирующей власти. Двоевластие, как показывает история, часто ведет к трагическим последствиям.

Конституционным строем следует называть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а само государство действует в рамках демократической конституции.

Из приведенного определения видно, что конституционный строй не сводится лишь к одному факту принятия Конституции. Одного этого формального аспекта недостаточно. Необходимо, чтобы конституция по своему содержанию была направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина.

Чем меньше расхождений между конституционной нормой и практикой ее применения, тем более эффективно действуют правовые предписания Конституции, эффективно само государство, больше уважения к нормам Конституции.

Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 57 и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *