Унд что это такое в бухгалтерии
Унд что это такое в бухгалтерии
В статье 81 НК РФ прописаны основные моменты процедуры подачи уточнений к налоговой декларации.
Важное правило, которое нужно помнить всем бухгалтерам – сначала доплачиваем выведенную сумму и только потом предоставляем отчёт в налоговую.
Однако, существует масса вопросов о самой процедуре сдачи уточнённой налоговой декларации (УНД), а также о том, какие последствия могут наступить для предприятия в случае нарушения общеустановленного порядка.
Обстоятельства, обуславливающие корректировку сведений по налогам
Уточнённая декларация подаётся в случаях, когда во время формирования первичной налоговой отчётности была отображена недостоверная информация.
Исходя из действующего законодательства, к недостоверным данным относятся:
некорректно выведенная сумма расходов;
неправильно отображённая доходная часть;
неверная сумма финансово-хозяйственного результата;
суммы, которые не соответствуют данным первички или лицевых счетов.
Так, УНД необходимо предоставить в ИФНС в случае, когда:
обнаружено неверное указание кодов ОКТМО, ИНН/КПП, КБК в первичных документах;
в сданной налоговой декларации обнаружены арифметические ошибки, а также неправильно указан налоговый период или дата отчёта;
во время заполнения налоговой отчётности бухгалтер нарушил установленный законом порядок.
Основные тонкости, которые нужно учитывать при подаче УНД
Следует со всей ответственностью подходить к оформлению налоговой декларации, так как арифметические просчёты или опечатки по тексту могут привести к административной ответственности налогоплательщика.
Приведём пример: Бухгалтер ООО «Любимов» во время подачи декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2016 года ошибочно указала отчётным периодом – I квартал текущего года. Налоговики, в свою очередь, не обнаружили налоговую декларацию предприятия за II квартал 2016 года. Поэтому, на основании ст. 15.5 КоАП, за непредставление отчёта, с ООО взыскали административный штраф в размере пятисот рублей.
Также обращаем внимание на процедуру уточнения налоговых данных для индивидуальных предпринимателей, прекративших хозяйственную деятельность. Так, ИП, предоставивший в предыдущем отчётном периоде НД с недостоверной информацией (например, умышленно занизил сумму налога), обязан подать уточнённую НД и перечислить в бюджет рассчитанную недоимку.
Сроки предоставления уточнений по декларации
Существуют два варианта сроков подачи УНД:
1) период сдачи отчётности по определённому налогу ещё продолжается – в таком случае плательщик налогов не претерпит никаких налоговых последствий;
2) сроки предоставления отчётности закончились – в данной ситуации нужно учитывать обстоятельства, при которых были обнаружены те или иные ошибки в бухучёте (самостоятельно ответственными лицами предприятия или же во время аудита налоговой инспекции).
Ответственность за подачу УНД
Примечательно, что за подачу уточняющих сведений по налоговым декларациям (причём вне зависимости от количества раз) юридическая ответственность не предусматривается.
В случае обнаружения недостоверной информации в первичной НД, порядок действий субъекта хозяйствования предельно прост: сперва необходимо уплатить выведенную сумму недоимки, и только потом предоставить в налоговую инспекцию уточняющую декларацию.
Если налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки в расчётах или описки при оформлении налоговой декларации, наказания от налоговой ждать не стоит. Более того, админ. наказания не будет, если по результатам отчётного периода у налогоплательщика была проведена выездная проверка и налоговый орган не обнаружил такую ошибку в бухучёте.
Также, в соответствии со ст. 81 НК РФ, штраф не взымается с налогоплательщика, который самостоятельно перечислил сумму недоимки в бюджет, при условии соблюдения указанного алгоритма действий: проплата – уточнённый отчёт.
Как подавать уточнённые декларации по определённым видам налогов?
1) НДС
УНД по налогу на добавленную стоимость можно подавать как за текущий, так и за прошлые налоговые периоды. В случае, когда в уточнённой налоговой декларации занижается сумма НДС, подлежащая уплате, налогоплательщику придётся ждать выездную проверку налоговиков. Причём, в процессе такого аудита налоговые инспекторы производят проверку не только переплаченного в бюджет НДС, но и всех других налоговых платежей, перечисляемых предприятием. Что касается камеральной проверки, она проводится каждый раз после предоставления отчётности по налогу на добавленную стоимость.
Форма бланка УНД по НДС может меняться, поэтому следует заполнять только актуальную на момент выявления недостоверной информации форму отчётности. Как и в остальных случаях, доплату недоимки и рассчитанной пени необходимо производить до предоставления уточнёнки в налоговую.
Если же в УНД указана уменьшенная сумма НДС, переплату по нему можно засчитать в счёт следующих платежей, для чего налогоплательщиком подаётся отдельное заявление.
В случае, когда сроки уплаты налога в бюджет не истекли, нет необходимости производить расчёт пени.
2) Подоходный налог
Нередки случаи, когда необходимо скорректировать квартальный отчёт 6-НДФЛ. Допущенная неточность в отчёте может быть обнаружена как непосредственно бухгалтерией предприятия, так и налоговой инспекцией, проводящей камеральную проверку. Так, чтобы скорректировать данные по подоходному налогу, необходимо подать уточнённую декларацию по форме 6-НДФЛ.
Например, ООО «Полис» во время оформления отчёта указала ОКТМО другого района. Данная описка исправляется подачей новой декларации по корректному ОКТМО, а также предоставлением нулевой отчётности по неверно указанному коду. Параллельно с этим, необходимо предоставить в налоговую инспекцию объяснительную, в которой указать причины аннулирования первичной НД.
Порядок заполнения уточнёнки по подоходному доходному налогу прописан в Приказе ФНС № ММВ-7-11/450 от 14 октября 2015 года. Один из основных нюансов – в уточнённой форме декларации нужно проставить специальный номер корректировки «001».
Так, если предприятие/ИП самостоятельно предоставит в налоговую уточняющий отчёт 6-НДФЛ, административный штраф в размере пятисот рублей взыскиваться с него не будет.
3) Налог на прибыль
УНД по налогу на прибыль необходимо подавать только в той ситуации, когда можно по документам определить период искажения информации. Если невозможно установить точный период образования недостоверных данных, уточнять налоговую декларацию не нужно – налоговую базу и величину налога можно скорректировать в текущей налоговой отчётности.
В случае, когда налог на прибыль уплачивается в казну в большем размере, чем это необходимо, предприятие может:
подать УНД (является не обязательством, а правом бизнес-субъекта);
откорректировать обнаруженные неточности в налоговом учете и указать правильные данные в текущей декларации;
не совершать никаких действий, если искажённые сведения играют в отчётности незначительную роль.
УПД: расшифровка в бухгалтерии
УПД расшифровка в бухгалтерии
Похожие публикации
ФНС предложила плательщикам новую форму – УПД. Расшифровка в бухгалтерии этой аббревиатуры – универсальный передаточный документ. Совмещающий функциональность счета-фактуры с учетными первичными документами он позволяет значительно сократить документооборот фирмы и оформлять сделки по поставкам товаров/оказанию услуг и передаче прав. Узнаем, что представляет собой УПД на практике.
Что такое УПД в бухгалтерии
Созданию документа предшествовало стремление ФНС объединить в одной форме данные налогового и бухгалтерского учета. Как правило, реквизиты, указанные в счете-фактуре и первичной форме, которыми традиционно подтверждаются хозяйственные операции коммерческого характера, повторяются, а каждый из них в отдельности служит основанием для разных учетных систем. Объединение двух форм в одну делает применение УПД более эффективным, поскольку позволяет заметно уменьшить издержки на обработку учетной информации.
Из названия документа следует, что он не является внутрифирменной формой, а подтверждает передачу МЦ или услуг от одного контрагента другому, т.е. оформляет сделку по заключенному соглашению. Использование УПД в учете фирмы стало возможным с октября 2013, когда этот единый документ был предложен письмом ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.
Универсальный передаточный документ разработан на базе счета-фактуры, внедренного в новый бланк и очерченного жирной линией. Остальная часть документа содержит элементы формы товарной накладной и раздел с реквизитами (слева), которые обычно указывают при составлении деклараций.
В УПД можно выделить титульный, основной и заключительный разделы. В титуле отражаются сведения о продавце, грузоотправителе, покупателе, валюте. Основная часть представлена графами счета-фактуры, в которых указывают название товаров и услуг, объем, цену и стоимость, суммы налога, информацию о руководстве, главном бухгалтере компании или уполномоченных на подписание счетов-фактур лиц. В заключительной части документа фиксируются основание для передачи ценностей/прав/услуг, а также информацию о сдаче/приеме груза и т.п.
УПД образец
Особенности применения УПД
УПД многофункционален и может использоваться как объединяющий счет-фактуру с первичкой, либо исключительно как первичный документ.
Статус документа, проставляемый в соответствующем поле левого верхнего угла, указывает на его характер:
Передаточный документ со статусом 1, заменяющий пакет «С-Ф + ПФ» соединяет оформление счета-фактуры для расчета НДС и отгрузочного документа, а значит, требует обязательного заполнения всех реквизитов формы.
При статусе «2» УПД применяется только как ПФ. В этом случае УПД могут применять фирмы-упрощенцы, поскольку его выставление не образует обязанности по уплате НДС. Если документ используется со статусом «2», то поля, предназначенные для счета-фактуры, не заполняются.
Универсальный передаточный документ: когда можно применять
УПД – универсальный передаточный документ служит основанием для ведения бухучета, подтверждения затрат для расчета налога на прибыль, а также заявления налогового вычета по НДС. Форма УПД лишь рекомендуется к применению, т. е. налогоплательщику дано право выбора – будет он использовать в учете УПД или счета-фактуры и разработанные собственные документы.
В процессе создания УПД предполагалось, что применяться он будет лишь для оформления операций по отгрузке товаров и движимого имущества. Однако оказалось, что УПД может использоваться и для подтверждения операций по:
Бумажный и электронный УПД: с какого числа действует
Законодатели разработали два варианта УПД – в бумажном и электронном виде. Отметим, что бумажный документ (рекомендованный письмом ФНС ММВ – 20-3/96@) менее функционален и может выступать как:
Электронная версия УПД, вошедшая в обиход с 07.05.2016 согласно Приказу ФНС ММВ-7-12/155@, заменяет:
Если УПД заменяет пакет С-Ф + ПФ или ПФ (например, акт выполненных работ), то документ представляет собой два связанных файла: с данными продавца и покупателя (п. 2.10 Приказа МФ № 174н). Заменяющий счет-фактуру УПД не требует подписи получателя, поэтому оформляется одним файлом обмена с информацией продавца.
Требования к электронному передаточному документу
С 1.07.2017 ФНС в электронную форму документа введены новые поля, обязательные к заполнению:
Налоговая ответственность при уточнении обязательств
Возможна ли ответственность при подаче УНД компаниями?
Комментарий финансового аналитика Александра Распопина.
Материал подготовили
При обнаружении ошибок в поданной в налоговый орган декларации, налогоплательщик обязан внести в неё необходимые изменения – предоставить уточненную налоговую декларацию (УНД).
Условно мероприятия по уточнению обязательств можно разделить на два вида:
Возможна ли ответственность при подаче УНД?
У налогоплательщика может возникнуть ответственность в виде штрафа по ст. 122 НК (20% от неоплаченной суммы налога) только в том случае, когда УНД подана к доплате и только в отношении не исчисленной ранее суммы налога.
Есть ли исключения из этого правила?
Налоговое законодательство предусмотривает основания, когда налогоплательщик уточняет свои обязательства, указывая в декларации суммы к доплате, но к налоговой ответственности не привлекается.
Основным условием в данном случае является оплата недоимки налога, а также пени ДО подачи УНД. Кроме этого, существуют и другие критерии.
Условно, ситуации по уточнению обязательств можно разделить следующим образом:
1. УНД представлена после того, когда налоговый орган вынес решение о проведении выездной налоговой проверки.
Такие действия налогоплательщика образуют состав, предусмотренный нормой ст. 122 НК, независимо от того, когда он произвел оплату налога и пени (до подачи УНД или после).
2. УНД представлена в период, когда не проводится никакое мероприятие налогового контроля, такие как камеральная или выездная налоговая проверка.
Такие действия не образуют состав, предусмотренный нормой ст. 122 НК, в случае, если ДО подачи УНД налогоплательщик уплатит налог и пени.
При этом направление в адрес налогоплательщика какого-либо требования, которое заключается в представлении документов\пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации не свидетельствует об обнаружении контролирующим органом ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
3. УНД представлена в период, когда в отношении налогоплательщика идет камеральная налоговая проверка.
Такие действия налогоплательщика не образуют состав, предусмотренный нормой ст. 122 НК, в случае, если :
При этом требования в адрес налогоплательщика о представлении документов\пояснений по выявленным ошибкам в декларации до составления акта налоговой проверки не свидетельствуют об обнаружении Инспекцией нарушений со стороны налогоплательщика.
Если же УНД представлена в период, когда в отношении налогоплательщика вынесен акт камеральной налоговой проверки, то такие действия налогоплательщика образуют состав, предусмотренный нормой ст. 122 НК, независимо от того, когда налогоплательщик произвел оплату налога и пени (до подачи УНД или после).
Финансовый аналитик Александр Распопин:
Важное правило, которое нужно помнить всем руководителям и бухгалтерам при подаче уточненной налоговой декларации – сначала доплачиваем сумму неуплаченного налога с пени и только потом предоставляем УНД в налоговую.
Кроме того, помним, что обнаружение нарушения налоговым органом не равно выставлению требования о предоставлении пояснений (даже в рамках начавшейся камеральной проверки).
Будьте бдительны, не подвергайте компанию налоговой ответственности, которой можно было избежать, совершив простые действия.
Центр правовой поддержки «ЮрИнвест» регулярно занимает лидирующие позиции в рейтинге лучших региональных юридических фирм страны по версии ПРАВО300.ру в номинациях «Налоговое право и налоговые споры» и «Разрешение споров в судах общей юрисдикции».
Доверьте нам решение сложных юридических задач, и мы будем рады Вам помочь!
Самостоятельное («невынужденное») уточнение налоговой декларации как условие для освобождения от ответственности
Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Регламентируя в ст. 81 НК РФ внесение изменений в налоговую декларацию (расчеты), законодатель предусмотрел, в том числе, условия, когда добросовестный налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов, страховых взносов) при таком изменении освобождается от ответственности.
В некоторых случаях одним из таких условий является «незнание» налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) на момент внесения изменений в налоговую декларацию (расчеты) об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации (расчете), а также ошибок, приводящих к занижению подлежащих уплате платежей, либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП).
В то же время это условие для освобождения от ответственности, по нашему мнению, допускает различные подходы в правоприменении.
Рассмотрим некоторые связанные с этим спорные аспекты.
Итак, п. 1 ст. 81 НК РФ предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (УНД). Таким образом, в данном случае (если интересы бюджета не затронуты) действует диспозитивная норма, позволяющая налогоплательщику самому решать – представлять УНД или нет.
Напротив, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган УНД. Как видим, здесь норма сформулирована императивно – налогоплательщик обязан представить УНД.
Если УНД представляется после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если УНД была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП (п. 3 ст. 81 НК РФ).
Если же УНД представляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
— представления УНД до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП по данному налогу за данный период, при условии, что до представления УНД он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
— представления УНД после проведения ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
С последней ситуацией представления УНД (после проведенной ВНП) все более-менее понятно: налогоплательщик уже проверен и, соответственно, последующее представление им УНД по невыявленным ошибкам (искажениям) – это своего рода «жест доброй воли», за который наказывать налогоплательщика нелогично и несправедливо.
В других перечисленных ситуациях представления УНД, как видим, одним из обязательных условий для освобождения налогоплательщика от ответственности является «незнание» налогоплательщика об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП.
В данном случае условно можно говорить о субъективной стороне представления УНД: при выполнении названного условия предполагается, что налогоплательщик действует полностью свободно и самостоятельно (не вынужденно); на налогоплательщика не «давят» факт или риски обнаружения налоговым органом ошибки (искажения). Иными словами, налогоплательщик действует добросовестно, в связи с чем по смыслу п.п. 3, 4 ст. 81 НК РФ применение к нему мер ответственности является излишним.
Но когда имеет место такое добросовестное «незнание»? Или, наоборот, когда следует говорить о том, что налогоплательщик, представляя УНД, уже знал об обнаружении налоговым органом ошибки (неотражения или неполноты отражения сведений), либо о назначении ВНП (и, соответственно, предусмотренное условие для освобождения от ответственности не выполнено)?
Когда налогоплательщик считается «узнавшим» о назначении ВНП (для целей п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)?
В данном случае, по нашему мнению, должно учитываться именно фактическое получение налогоплательщиком информации о назначенной либо проводимой ВНП, в т.ч., например:
фактическое получение решения о проведении ВНП;
фактическое получение какого-либо требования (иного сообщения) в рамках уже проводимой ВНП;
фактическое получение любой иной информации о назначенной либо проводимой ВНП.
Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.04.2012 № 09АП-7522/2012-АК по делу № А40-127791/11-99-541 для указанных целей учел, что сотрудники налогового органа связались с представителем налогоплательщика по имеющемуся в базе налогового органа телефону с целью вызова налогоплательщика в налоговый орган для вручения решения о проведении ВНП. Но в назначенное время представители налогоплательщика для получения решения о проведении ВНП не явились. Однако в соответствии с представленной доверенностью, выданной представителю налогоплательщика, последний наделялся полномочиями именно для получения решения о проведении ВНП. Исходя из этого, суд сделал вывод, что налогоплательщик был осведомлен о назначении ВНП еще до получения решения. Таким образом, указал суд, налогоплательщику на момент представления УНД было известно о назначении в отношении него ВНП.
Похожий подход был применен Девятым арбитражным апелляционным судом и в Постановлении от 05.10.2009 по делу № А40-81722/08-90-417 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 11.12.2009 № КА-А40/13735-09-2 по делу № А40-81722/08-90-417).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.04.2014 № 15АП-1555/2014 по делу № А53-6552/2013 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2014 по делу № А53-6552/2013) признал налогоплательщика «узнавшим» о назначении ВНП в момент, когда представители налогоплательщика – главный бухгалтер и коммерческий директор (в период отпуска руководителя налогоплательщика) отказались получить решение о проведении ВНП, сославшись на отсутствие у них таких полномочий.
Напротив, по нашему мнению, если, например, налогоплательщик фактически не получил документ, свидетельствующий о назначении и (или) проведении ВНП, но такой документ считается полученным по правилам п. 4 ст. 31 НК РФ, он (налогоплательщик) на этом только основании не может рассматриваться как «узнавший» о ВНП (для целей п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
В п. 4 ст. 31 НК РФ законодатель применил особый прием юридической техники – правовую фикцию. Характерный признак фикции здесь заключается в том, что налогоплательщик «считается» получившим документ, независимо от фактического его получения.
Но в п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, как мы рассмотрели выше, заложена некая субъективная сторона представления УНД, определяющая, насколько налогоплательщик действует свободно, самостоятельно (не вынужденно) и в целом добросовестно при представлении УНД. А для этих целей, считаем, значение должно иметь именно фактическое (а не «вмененное») «знание» налогоплательщика о назначении и (или) проведении ВНП.
Когда налогоплательщик считается «узнавшим» об обнаружении налоговым органом ошибки (неотражения или неполноты отражения сведений) (для целей п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)?
Понятно, что налогоплательщик однозначно узнает об обнаружении налоговым органом ошибок, искажений при фактическом получении акта налоговой проверки с соответствующими выводами проверяющих (см. п.п. 1-3.1 ст. 100 НК РФ).
А вот следует ли констатировать такое «знание» при получении налогоплательщиком требования о представлении пояснений в рамках камеральной налоговой проверки (КНП)?2
Здесь уместно вспомнить высказанную Конституционным Судом РФ в Определении от 12.07.2006 № 267-О правовую позицию, согласно которой полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
ФНС России в Письме от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ сообщила, что само по себе такое требование о представлении пояснений до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. Иными словами, по мнению ФНС России, получив требование о представлении пояснений, налогоплательщик еще может представить УНД, рассчитывая на освобождение от ответственности согласно п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ (конечно, при соблюдении иных перечисленных в п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ условий).
В то же время, суды преимущественно исходят из того, что представление УНД и уплата недоимки по налогу после получения налогоплательщиком требования о представлении пояснений по выявленным расхождениям не являются основанием для освобождения от налоговой ответственности, поскольку в данном случае действия налогоплательщика уже не могут быть расценены как самостоятельное выявление и исправление ошибок (см., например: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 № Ф05-20262/2016 и Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782 по делу № А40-130185/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2016 № Ф05-7777/2016 и Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560 по делу № А40-184778/2015, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 и Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.04.2014 № ВАС-3399/14 по делу № А27-3428/2013, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.05.2016 № Ф05-4971/2016 и Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 305-КГ16-9736 по делу № А40-178273/2015, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 № 09АП-7827/2018 по делу № А40-204098/17).
Нам представляется, что приведенный подход судов в большей степени соответствует «духу и букве» п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, хотя, конечно, он менее выгоден для налогоплательщиков.
Да, действительно, само по себе требование о представлении пояснений не фиксирует и не подтверждает (в качестве итогового документа) обнаружение налоговым органом ошибки (неотражения или неполноты отражения сведений). Но, тем не менее, при получении такого требования налогоплательщику зачастую становится ясно, что налоговый орган «поймал» его на ошибке, искажении. Соответственно, представление УНД в этом случае будет уже не вполне свободным и добровольным. Исключение, пожалуй, составляют случаи, когда требование о представлении пояснений составлено налоговым органом абстрактно и из него абсолютно невозможно понять, что же насторожило налоговый орган (на практике такой формат требований – не редкость).
В связи с изложенным, рекомендуем налогоплательщикам с осторожностью использовать высказанную ФНС России в Письме от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ позицию. Следует учитывать, что при представлении налогоплательщиком УНД после получения требования о представлении пояснений по выявленным расхождениям суды, как правило, отказывают в применении освобождения от ответственности по п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ. Соответственно, если в такой ситуации дело дойдет до суда (а такая вероятность всегда существует), то шансы налогоплательщика по рассматриваемому вопросу будут невысоки.
1. Аналогичные условия действуют при представлении уточненных расчетов налоговыми агентами, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов (п.п. 6, 7 ст. 81 НК РФ). Но далее для оптимизации изложения материала будем рассматривать заявленную тему именно на примере представления УНД налогоплательщиками. Отметим, что предусмотренные в ст. 81 НК РФ освобождающие от ответственности условия применяются также для освобождения от административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Примечание 2 к ст. 15.11 КоАП РФ).
2. Здесь обратим внимание, что ВНП уже сама по себе исключает наличие условия для освобождения от ответственности согласно п. 3, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, поэтому требования в рамках ВНП мы далее в рассматриваемом аспекте не анализируем.