Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го языка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, например:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Образуем с помо­щью суф­фик­са -ик- сло­во «клю­чик». Что ста­ло с его зна­че­ни­ем? Это по-прежнему тот же пред­мет, но неболь­шой и к тому же обла­да­ю­щий лас­ка­тель­ным значением.

Имеем в виду, что без­удар­ный суф­фикс -ик- пишет­ся в сло­ве, если при изме­не­нии падеж­ной фор­мы глас­ный не исче­за­ет, и напро­тив, в сло­ве пишет­ся уменьшительно-ласкательный суф­фикс -ек-, если глас­ный «е» явля­ет­ся беглым:

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние . Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Не пута­ем с мор­фем­ным соста­вом слов, у кото­рых фраг­мент -оч- с бег­лым глас­ным «о» явля­ет­ся частью корня:

Суффикс -оньк- име­ют суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый соглас­ный, -еньк— — с осно­вой на мяг­кий соглас­ный, на зву­ки «г», «к», «х» или шипящий:

Источник

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы имен существительных, которые служат для образования форм слова с целью придания ему эмоциональной окраски и в зависимости от нее различных оттенков значения.

Они бывают разных видов, но слова и предложения, которые образуются с их помощью, играют огромную роль в русском языке и выполняют самые разнообразные функции — от придания словам уменьшения («карандашик», «мячик») до увеличения («силища», «лапища»), выражают пренебрежение («книжонка», «городишко», «умишко») и ласку («Васенька», «деточка», «паровозик») и пр.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Само название этого грамматического явления уже указывает нам на цель их использования – оно дает говорящему возможность показать свое отношение к предмету, о котором он рассказывает. В литературе и в художественных произведениях это средство оценки автором своего героя, акцентирования на особенно ярких чертах его характера. Какое это может быть отношение?

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Прежде всего оно всегда носит субъективную оценку, т. е. это личное мнение автора о своем герое. При этом значение слов, в которых использован уменьшительно-ласкательный суффикс, имеет добавочные смысловые оттенки ласкательности или уничижения, пренебрежения, сочувствия или иронии, уменьшительности или увеличительности.

Это явление грамматики хорошо изучено. Существует ряд ученых, которые его исследовали, среди них труды Н. А. Петровского, А. В. Суперанской, Д. И. Ермоловича, А. Вежбицкой и др.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Суффикс –ик- тоже не всегда указывает на небольшой размер предмета. А если мы говорим о человеке, то с помощью этого суффикса мы хотим передать его принадлежность к какой-либо деятельности, а также указать на его возраст или физическое состояние: «электрик», «старик», «диабетик».

Как правильно пишется?

Если мы просклоняем существительное по падежам, то в случае, когда «е» выпадет, ставим суффикс –ек-: «замочек – замочка».

Если «е» при склонении не выпадает, то в слове будет суффикс –ик-: «ключик – ключика».

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Правило написания суффикса –ок- довольно простое. Он пишется в словах, когда на него падает ударение: «пушОк», «снежОК», «стожОк».

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Примеры: «братец», «зубец», «пришелец».

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Суффикс –ышк- употребляется в существительных среднего рода: «солн-ышк(о)», «стекл-ышк(о)».

Суффикс –ишк- образует неодушевлённые существительные мужского и среднего рода – «городишко», «домишко», «барахлишко», «золотишко».

Слова-исключения: «заинька», «паинька».

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Если существительное как одушевленное, так и неодушевленное, относится к женскому роду, то пишется –ушк-/-юшк-, например: «старушка», «дубинушка», «нянюшка», «Катюшка».

В существительных, относящихся к мужскому роду и являющихся одушевленными, пишется –ушк/-юшк-: «заюшка», «зятюшка», «Никитушка», «дедушка».

Заключение

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы личной оценки, вносящие в основной смысл слова дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки. Обозначают личное отношение автора к описанию в тексте, выражают собственную оценку.

Правописание данных суффиксов изучается в классах начальной и средней школы, тема не сложная, но для запоминания необходимо иметь таблицу перед глазами или в рабочей тетради. Это поможет быстро находить нужный суффикс, проверять слово и не делать ошибок при разборах.

Источник

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (50 примеров)

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го язы­ка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

ОпределениеСуффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые сло­ва:

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, напри­мер:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Образуем с помо­щью суф­фик­са -ик- сло­во «клю­чик». Что ста­ло с его зна­че­ни­ем? Это по-прежнему тот же пред­мет, но неболь­шой и к тому же обла­да­ю­щий лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем.

ОпределениеУменьшительно-ласкательный суф­фикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, при­да­ю­щая осо­бый отте­нок его исход­но­му зна­че­нию.

Имеем в виду, что без­удар­ный суф­фикс -ик- пишет­ся в сло­ве, если при изме­не­нии падеж­ной фор­мы глас­ный не исче­за­ет, и напро­тив, в сло­ве пишет­ся уменьшительно-ласкательный суф­фикс -ек-, если глас­ный «е» явля­ет­ся бег­лым:

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

После шипя­щих «ж», «ш», «ч», «щ» под уда­ре­ни­ем пишет­ся суф­фикс -ок-.

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние . Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Не пута­ем с мор­фем­ным соста­вом слов, у кото­рых фраг­мент -оч- с бег­лым глас­ным «о» явля­ет­ся частью кор­ня:

Суффикс -оньк- име­ют суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый соглас­ный, -еньк— — с осно­вой на мяг­кий соглас­ный, на зву­ки «г», «к», «х» или шипя­щий:

Источник

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке – правило и примеры

Выполняя разбор слова по составу, мы часто встречаем различные суффиксы. Они стоят после корня, их может быть один или больше (а может вообще ни одного). Эти морфемы участвуют в образовании новых слов с различными дополнительными значениями, и видное место среди суффиксов занимают уменьшительно-ласкательные.

Уменьшительно ласкательные суффиксы для чего нужны

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

В русском языке огромное разнообразие суффиксов. Запомнить их очень трудно, да и не надо тратить на это время. Запоминать стоит лишь те из них, в написании которых возможны ошибки.

Суффиксы придают новому слову значение лица (вр-ун), профессии (воспита-тель), увеличения (руч-ищ-а), уменьшения (дом-ик), пренебрежения (книж-онк-а) и т.д. Есть среди них и те, которые придают значение уменьшения, одновременно придавая экспрессивную окраску – положительную оценку, выражение симпатии. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке выполняют именно эту функцию.

Приведем примеры таких суффиксов:

Все эти аффиксы, прибавляясь к производящей основе, образуют слово той же части речи, но с дополнительной окраской: карандаш-ик, пальт-ец-о, сем-ечк-о, глаз-оньк-и, печ-урк-а и т.д.

прежде чем принимать решение о правописании суффикса, надо убедиться, что он правильно найден; сравним: горош-ин-к-а и снеж-инк-а (бывает горош-ин-а, но не бывает снеж-ин-ы).

Правописание суффиксов –ик-/-ек-

Правописание суффиксов –очк-/-ечк-

Приведем примеры:

Это не суффикс –ичк-, а разные морфемы.

Правописание суффиксов –ец-/-иц-

Уменьшительно-ласкательные суффиксы пишутся по такому правилу:

Правописание суффиксов –еньк-/-оньк-

Приведем примеры:

Из правила есть исключения: заинька, паинька и баиньки.

Что мы узнали?

В русском языке есть немало уменьшительно-ласкательных суффиксов; их правописание подчиняется различным правилам, которые надо запоминать: но начинать в любом случае надо с того, что правильно найти суффикс.

Источник

Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов в детских произведениях. Козлова Екатерина

автор: Козлова Екатерина Денисовна 3 Б класс

Руководитель: Мерзлякова Вера Ивановна

учитель начальных классов МБОУ «Лингвистическая гимназия №20» г. Сарапул УР

Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов в детских произведениях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая гимназия № 20 им. Верховцевой Л.Л.»

XXIII гимназическая научно-практическая конференция старшеклассников

Направление исследования: языкознание

Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов в детских произведениях

исследовательская работа

Выполнил: учащаяся 2 «Б» класса

Козлова Екатерина Денисовна

Руководитель: учитель начальных классов МБОУ «Лингвистическая гимназия №20»

Мерзлякова В. И.

Сарапул

2020

Глава 1.1. Происхождение уменьшительно-ласкательных суффиксов………………………5

Глава 1.2. Разнообразие уменьшительно-ласкательных суффиксов…………………………6

Глава 2. Функции уменьшительно-ласкательных суффиксов…………………………………8

Актуальность. На уроках русского языка особое место отводится урокам по словообразованию. Этот раздел очень сложный, но интересный. Благодаря разным способам словообразования наш язык считается одним из ярких, могучих и великих языков мира. Мне очень понравилось изучать суффиксы, особенно уменьшительно-ласкательные.

Проблема. На уроках литературного чтения мы читаем произведения разных детских писателей. Я стала узнавать уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных. Судя по названию, уменьшительно-ласкательные суффиксы делают предметы маленькими или ласково их называют. Однако, читая сказки и детские рассказы, мне показалось, что это не всегда так. Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут выполнять и другие функции.

Таким образом, целью моего исследования является определение функций уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных в литературных проведениях для детей.

Для достижения цели мы определили следующие задачи :

Предмет исследования – уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных.

Объект исследования – литературные произведения для детей из учебника «Литературное чтение. 2 класс», авторы учебника Л. Ф. Климанова и др.

Новизна исследования заключается в том, что мы считаем процентное соотношение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами ко всем использованным словам и анализируем функцию употребления каждого имени существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

ГЛАВА 1.1. ИСТОРИЯ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ

Русский язык — очень богатый язык. Одной из причин многообразия языка является использование суффиксов для образования новых слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы играют особую роль в языке.

История уменьшительно-ласкательных суффиксов восходит к древнему славянскому языку и их культуре. Славяне всегда искали в мире, прежде всего, красоту, добро, радуясь им, стойко перенося жизненные невзгоды. Рационально волевые факторы менее важны для формирования нашего мировоззрения, чем чувственные. Следовательно, одним из ярких признаков самобытности украинского и русского языков, сравнительно с другими языками, например, с английским, являются уменьшительно-ласкательные суффиксы, поскольку они обнаружили себя чрезвычайно производительными.

Первоначально уменьшительно-ласкательные суффиксы связывались с общей идеей «детскости», «молодости», поэтому мы видим чрезвычайное его употребление в детской речи, в речи, обращенной к детям.А к детям нельзя не относится ласково, с любовью.

Язык, как известно, является отражением истории народа. Так, на определенном этапе развития России уменьшительно-ласкательные суффиксы использовались писателями для выполнения психотерапевтической, компенсаторной функции в российском обществе.Эти суффиксы называют уменьшительно-ласкательными, потому что они выражают отношение к обозначаемому как к маленькому, достойному ласки, снисхождения, покровительства, умиления, жалости.

В этом же ряду – и такая важная функция уменьшительных слов, как преодоление страха и отчуждения.Уменьшительные суффиксы – это своего рода магические заклинания, которыми мы приручаем хищные вещи мира сего, задабриваем их, осваиваем, укрощаем, делаем послушнее и податливее.

Русский язык тяготеет к неофициальности, к созданию своей «теневой», «неформальной» лексической системы. Уменьшительные суффиксы и приспособились к этой стилеразличительной роли. Образования с суффиксами субъективной оценки характерны для разговорной, экспрессивно окрашенной речи.

Парадоксально, уменьшительно-ласкательные суффиксы тесно связаны с эмоциями и активно используются как для выражения любви, так и презрения к объектам, основывая свою положительную или отрицательную оценку на субъективном отношении, основанном на незначительности объекта речи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных присутствуют еще в древнем славянском языке. Первоначальные значения небольшого размера и ласкового обращения к собеседнику, особенно к детям, постепенно дополняются значениями пренебрежительности, преодоления страха, психотерапевтической функцией. Слова с данными суффиксами эмоционально окрашены, характерны для разговорной речи. Многих ученых привлекал вопрос уменьшительно-ласкательных суффиксов.

ГЛАВА 1.2. РАЗНООБРАЗИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ

Согласно учебнику русского языка «Уменьшительно-ласкательный суффикс — это значимая часть слова, придающая особый оттенок его исходному значению»[].

Существует огромное разнообразие уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

Суффикс –к-: рыба — рыб к а; птица — птич к а; башня — башен к а; вишня — вишен к а.

Суффикс -ышк-/-ишк-: перо — пёр ышк о; солнце — солн ышк о; гнездо — гнёзд ышк о; сын — сын ишк а; муравей — муравь ишк а; пальто — пальт ишк о; ружьё — ружь ишк о.

Суффиксы -ушк-/юшк-: мать — мат ушк а; зима — зим ушк а; воля — вол юшк а; доля — дол юшк а.

Таким образом, согласно учебнику мы нашли восемь разновидностей уменьшительно-ласкательных суффиксов.

ГЛАВА 2. УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Бесспорно, детские литературные произведения отличаются от произведений для взрослых. Детская литература очень эмоциональна, направлена на формирование положительного представления о мире у детей. В связи с этим язык детской литературы имеет свои особенности, например, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Для проверки своей гипотезы, мы выбрали семь понравившихся произведений из учебника «Литературное чтение. 2 класс», авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.:

— русская народная сказка «Гуси-лебеди»;

— стихотворение «Веревочка» Агнии Барто;

— «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;

— «Филлипок» Л. Н. Толстого;

— «Щенок» С. М. Михалкова;

— «Затейники» Н. Носова;

— «Федорино горе» К. Я. Чуковского.

Из каждого произведения мы выписали имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. После этого мы подсчитали процентное соотношение данных слов ко всему словарному объему произведения. Мы учитывали все случаи употребления данных слов.

В результате мы получили, что чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются (в порядке убывания):

— «Сказка о рыбаке и рыбке» — 4%;

Однако, если смотреть на разнообразие слов, то мы видим, что:

«Гуси-лебеди» — 25 слов;

«Федорино горе» — 17 слов;

«Веревочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Филипок» – 7 слов;

«Затейники» и «Мой щенок» — 2 слова.

Высокий процент мы можем объяснить частой повторяемостью данных слов. Мы знаем, что для сказок характерны повторы («Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке»). В «Филипке» часто повторяется имя главного, практически единственного, героя.

Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы являются неотъемлемой частью детских произведений.Если данные суффиксы используются, значит они выполняют определенную функцию. Чем меньше возраст ребенка, тем больше слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами используют авторы.

Самыми продуктивными оказались суффиксы (в порядке убывания):

Также мы попытались понять, с какой целью авторы используют имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Результаты нашего анализа представлены в таблице 1.

Большие и злые собаки называются Жучка и Волчок. Пренебрежительное отношение явно чувствуется во фразе «Ну, теперь, твоя душенька довольна?». Группа слов (5 слов) перешла в разговорный язык и явно не имеет ни уменьшительного, ни ласкательного значения.

Мы открыли для себя следующие функции наших суффиксов: для выражения аккуратности, чистоты, усиления качеств предмета и просто для рифмы.

Нам встретилось одно устаревшее слово (на цыпочках). Проверив этимологию слова, мы нашли слово «цыпки» — кончики пальцев, поэтому также отнесли это слово к словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Однако, мы не встретили ни одного слова, выполняющего психотерапевтическую функцию. Из этого следует, что героев с заниженной самооценкой в детской литературе нет.

Делая вывод, можно отметить, что детская литература не зря содержит достаточное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Авторы развивают эмоциональный интеллект детей, учат их вежливости, развивают умение проявлять свою любовь, преодолевать страх, видеть красоту и доброту мира.

Русский язык богат и красив благодаря разнообразным способам словообразования. Особую роль в передаче субъективного отношения к миру играют уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных.

Целью нашей работы было определение функций слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в детской литературе.

Мы выяснили, что уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных присутствуют еще в древнем славянском языке. Первоначальные значения небольшого размера и ласкового обращения к собеседнику, особенно к детям, постепенно дополняются значениями пренебрежительности, преодоления страха, психотерапевтической функцией. Слова с данными суффиксами эмоционально окрашены, характерны для разговорной речи. Многих ученых привлекал вопрос уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Проанализировав понравившиеся детские произведения из учебника литературного чтения, мы пришли к выводам, что авторы намеренно используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Чаще всего уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в сказках и произведениях для самых маленьких.

Функция уменьшения размера объекта или его значимости является ведущей. Кроме выражения любви и других теплых чувств, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в просьбах и вежливом обращении к собеседнику, пренебрежительное отношение к собеседнику, преодоление страха. Некоторые слова перешли в разговорный стиль.

Детская литература не зря содержит достаточное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Авторы развивают эмоциональный интеллект детей, учат их вежливости, развивают умение проявлять свою любовь, преодолевать страх, видеть красоту и доброту мира.

В целом, наша гипотеза подтвердилась. Мы расширили свои знания об уменьшительно-ласкательных суффиксах русского языка, их разнообразии и функциях в речи.

В перспективе нам хотелось бы сравнить использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в русском и других языках, например, английском и французском. Читая сказки на уроках английского языка, я не встречала таких суффиксов. Будет интересно узнать, есть ли они.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *