Улыбка сфинкса что это такое

Улыбка сфинкса что это такое

Улыбка сфинкса что это такое

Улыбка сфинкса что это такое

Воля, Любовь, Жертва. Ими совершается всякое благо.

Улыбка сфинкса что это такое Улыбка сфинкса что это такое Улыбка сфинкса что это такое

Практики

Медитативная практика «Улыбка Сфинкса» выполняется в конце ежевечерней паузы безмолвия. Вначале делаются процедуры «Свеча», комплексное расслабление, затем – медитативное дыхание. После этого вы переходите к паузе безмолвия: глаза широко открыты, подобно двум окнам, одновременно принимающим и выпускающим свет.

Никакой драматической новизны в том, что Человек служит источником света, нет. Человек является светильником. Теперь просто снимите с него колпак, позвольте этому свету пролиться в окна. Естественно, что в первую очередь свет льется в предназначенные для этого отверстия. Отверстия, предназначенные для его излияния, – это ваши глаза. Вы впускаете два потока света снаружи и встречаете их своим внутренним светом.

Глаза широко открыты. Недаром это состояние называют «состоянием Будды Ченрезига» – «Будды, видящего уголками глаз». Но вы не пытаетесь раздвигать уголки глаз в стороны. А уголки губ вы останавливаете в самом начале их подрагивания: когда улыбка только-только начинает появляться, но она еще не возникла. Если сравнить состояние восхода солнца и состояние перед восходом, то это будет состояние перед восходом, – когда горизонт окрасился и заалел. И в этот момент вы его сдержали, вы не дали ему пролиться дальше, вы оставили его литься сдержанной и плавной струей. В этом контроле над состоянием – вся изюминка практики.

Смех, слезы, бурные эмоции, слова или музыка, которые вы слышите, или движения, которые вдруг внезапно стали выполнять ваши руки, – все это может возникнуть в этот момент. Дайте этому возможность проявиться и стихнуть естественным образом. И после – вернитесь к практике. Пусть какая-то часть вашего ума, которая осталась контролирующей, не потеряла бдительность, плавно, не зажимая, уведет эти проявления в сторону, как будто вы задуваете огонек свечи еле слышным дыханием.

А потом останьтесь в самой улыбке: глаза широко открыты, и лишь одними уголками губ вы улыбаетесь… Это та улыбка, которая уподобляет нас Сфинксу. Какие бы знания и какую бы информацию вы ни получили раньше, в этой улыбке будет состояние намного более щедрое и намного более всеведущее. Все должно происходить так, как происходит: само по себе.

Эта улыбка не похожа на наши обычные эмоции. Она – из другого мира, она несет совершенно другое состояние. Но, вместе с этим, она настолько щедра, что не чужда абсолютно ничему. В ней есть абсолютное приятие. Мы просто наблюдаем окружающее пространство через эту зародившуюся и тут же замершую вечность. Она зародилась и замерла, – но без ощущения каменности. Глаза открыты широко, без напряжения, подобные двум распахнутым окнам. Это состояние в египетской традиции называется «Хетеп», а в тибетской – «Взгляд». И именно в состоянии «Взгляда», согласно тибетскому учению, проявляется ригпа – первоначальное сияние ума. Пребывайте в состоянии улыбки и взгляда до 20 минут или пока не ощутите, что пришло время закончить практику.

Выходя из этой практики, старайтесь удерживать состояние улыбки и взгляда как можно дольше. То есть, заканчивая практику, не прекращайте практиковать.

Источник

Улыбка сфинкса что это такое

«Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую — раньше других, и искусство вышло из нее, и учение вышло из нее, чтобы дойти до места, где я пребываю». Так говорил правитель финикийского города Библ более трех тысяч лет назад, в конце XII в. до н. э. Папирус с этим первым из дошедших до нас свидетельств иностранцев о стране фараонов был найден и прочитан в конце прошлого века основоположником русской школы египтологии В. С. Голенищевым.

С тех пор о Египте писали Геродот и Плиний, Страбон и Плутарх, французские крестоносцы и греческие монахи, немецкие египтологи и английские дипломаты, итальянские купцы и русские паломники. Много пишут о нем и до сих пор. На витринах каирских книжных магазинов соперничают друг с другом красочными глянцевыми обложками немецкие, французские, английские, американские издания, посвященные культуре и политике древнего и современного Египта.

В чем секрет поистине неувядающего интереса к этой стране? Может быть, в том, что Египет никого не оставляет равнодушным: он будто бы создан для того, чтобы будить мысль и воображение. В самом деле, много ли на свете стран, чью историю мы можем проследить на протяжении нескольких тысяч лет? А скольким из них было суждено стать перекрестком цивилизаций? Где еще, кроме Египта, самой историей собраны воедино памятники пятитысячелетней культуры, шедевры эллинского гения, сокровища раннехристианского искусства, мечети первых лет арабского завоевания? И не просто памятники, а памятники уникальные.

Египет — громадный музей под открытым небом. В мире много знаменитых музеев: Лувр, Прадо, Британский музей, Эрмитаж; есть города-музеи: Рим, Венеция, Ленинград, Суздаль. Египет — страна-музей, притом запасники его до сих пор поражают нас все новыми и новыми находками.

Однако не только любителей старины притягивает страна на берегах Нила. Сложна и интересна и мозаика политических будней сегодняшнего Египта. Нелегко в ней разобраться. Общие закономерности социально-политической жизни, характерные для развивающихся стран, нередко проявляются в Египте в специфической форме, обусловленной устоявшимися в веках традициями.

Символом Египта — древней страны, многое в которой казалось европейским путешественникам, впервые ступившим на ее землю, загадочным, с незапамятных времен стал Большой сфинкс, лежащий у подножия пирамиды Хефрена. Ореол таинственных мифов, окружавший страну фараонов, рассеивался медленно, нехотя отступал перед усилиями египтологов, тщательно собиравших крупицы фактов о жизни и культуре древнего Египта.

Мифы окутывают не только далекое прошлое, но и современную историю Египта. Все, что касается колониального закабаления и грабежа Египта, освещается в буржуазной исторической литературе настолько тенденциозно, что добраться до истины в вопросе, например, об экспедиции Бонапарта в Египте, о строительстве и эксплуатации Суэцкого канала или тройственной агрессии 1956 г. против Египта бывает не легче, чем прочесть папирус времен Хатшепсут. Однако эти мифы рождаются уже не отсутствием знаний, а, скорее, нежеланием признавать процессы, происходящие в современном мире, спекуляцией на подлинной или мнимой специфике проблем, встающих перед Египтом.

Предлагаемая вниманию читателя книга была задумана как сборник очерков о сегодняшнем дне Египта. Большая ее часть написана в Каире. Однако начавшаяся в Москве работа над источниками показала, что понять и почувствовать существо и своеобразие этой страны невозможно, не спроецировав сегодняшнюю действительность в прошлое.

И хотя исторические параллели — дело опасное, тем не менее полезно иногда обращаться к опыту минувших веков, особенно имея такой материал, как записки и воспоминания русских ученых, дипломатов, журналистов, туристов, побывавших в Египте на различных этапах его бурной истории.

У подножия «рукотворных гор»

Недалече от Египта, обон пол реки Нила, суть рукотворние гори, а от греков нарицаемие пирамиди иже суть четверограничный.

Пирамиды возникли из ночной мглы неожиданно. Дорога резко взмыла вверх, оставив справа мягко подсвеченные стрельчатые арки самого дорогого каирского отеля «Мена-хаус», и наша машина, круто свернув на обочину шоссе, останавливается у подножия каменной громады, края которой сливаются с тьмой ночного каирского неба. Выходим из машины и медленно идем к пирамиде Хеопса — самой большой из трех знаменитых пирамид Гизе. Мало-помалу глаза привыкают к темноте. Осторожно ступая, поднимаемся по отшлифованным миллионами ног ступенькам, высеченным в гранитных глыбах. Вот и вход в пирамиду, наглухо закрытый на ночь тяжелой металлической дверью.

Усаживаемся на еще хранящий тепло щедрого египетского солнца гранит и осматриваемся. Мы забрались всего на десятую или одиннадцатую ступень, но высота кажется довольно внушительной. Направо, налево и вверх уходят ряды каменных глыб. Впереди и внизу, в гигантской ложбине переливается огнями ночной Каир. Долго сидим, вдыхая живительно прохладный воздух пустыни. Молчим, не хочется разменивать на слова глубокое чувство, которое испытываешь рядом с этими каменными колоссами — безмолвными свидетелями расцвета и гибели великой цивилизации древнего Египта. Перед ними проходили чужеземные завоеватели: гиксосы, персы, греки, римляне, спаги[2] султана Селима I и гренадеры Наполеона, к ним совершали паломничество великие философы древности. Мы словно соприкоснулись с окаменевшим временем.

Плато Кафр ас-Самман, на котором высятся пирамиды Гизе, давно уже стало излюбленным местом отдыха каирцев, приезжающих побродить в тени пирамид Хеопса и Хефрена. Окрестности пирамид Гизе давно объявлены заповедной зоной, но тем не менее в 70-е годы здесь выросли целые поселки загородных вилл египетской элиты, протянувшиеся от пирамиды Микерина до туристического комплекса «Сахара-сити». Заповедный облик Гизехского некрополя был восстановлен лишь в конце 1981 г., когда президент Мубарак приказал снести все без исключения виллы, построенные вблизи пирамид. Бульдозеры, сровнявшие их с землей, не пощадили и загородную резиденцию Садата.

Нескончаемый поток местных и иностранных туристов создает немало забот египетской Службе древностей, которая явно не справляется с функциями поддержания порядка и чистоты в районе пирамид Гизе. Ответственные лица ссылаются на нехватку денежных средств и людей не только для этих целей, но и для обслуживания всех туристов. Как всегда в таких случаях, в дело вмешивается частный сектор. На каждого иностранца, появляющегося в районе Большой пирамиды, со всех сторон набрасываются погонщики ослов, верблюдов, лошадей и просто гиды и наперебой предлагают свои услуги.

Источник

Улыбка сфинкса

У подножия «рукотворных гор»

Недалече от Египта, обон пол реки Нила, суть рукотворние гори, а от греков нарицаемие пирамиди иже суть четверограничный.

В. Григорович-Барский (1727 г.) *

* ( Здесь и далее в скобках приводится год пребывания автора эпиграфа в Египте.)

Улыбка сфинкса что это такое
Американские сектанты у подножия пирамид

* ( А. С. Норов. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-35 гг. СПб., 1840, с. 204.)

Плато Кафр ас-Самман, на котором высятся пирамиды Гизе, давно уже стало излюбленным местом отдыха каирцев, приезжающих побродить в тени пирамид Хеопса и Хефрена. Окрестности пирамид Гизе давно объявлены заповедной зоной, но тем не менее в 70-е годы здесь выросли целые поселки загородных вилл египетской элиты, протянувшиеся от пирамиды Микерина до туристического комплекса «Сахара-сити». Заповедный облик Гизехского некрополя был восстановлен лишь в конце 1981 г., когда президент Мубарак приказал снести все без исключения виллы, построенные вблизи пирамид. Бульдозеры, сровнявшие их с землей, не пощадили и загородную резиденцию Садата.

Улыбка сфинкса что это такое
Авраам Сергеевич Норов

Нескончаемый поток местных и иностранных туристов создает немало забот египетской Службе древностей, которая явно не справляется с функциями поддержания порядка и чистоты в районе пирамид Гизе. Ответственные лица ссылаются на нехватку денежных средств и людей не только для этих целей, но и для обслуживания всех туристов. Как всегда в таких случаях, в дело вмешивается частный сектор. На каждого иностранца, появляющегося в районе Большой пирамиды, со всех сторон набрасываются погонщики ослов, верблюдов, лошадей и просто гиды и наперебой предлагают свои услуги.

* ( И. Клинген. Среди патриархов земледелия. СПб., 1898, с. 126-129.)

Знакомство с пирамидами Гизе стоит начать с представления «Звук и свет». Оно проходит на смотровой площадке вблизи полуразрушенных пилонов погребального храма Хефрена. Это наилучший способ для туриста хотя бы бегло ознакомиться с историей древнего Египта. Представления даются каждый вечер после захода солнца. Рассказ на английском, французском, немецком или арабском языках, многократно усиленный мощной аппаратурой, ведется от имени Большого сфинкса, который «вспоминает» о том, как строились пирамиды, как жили и умирали фараоны и простые люди в древнем Египте. Рассказ сфинкса сопровождается очень красивыми световыми эффектами. Подсвеченные прожекторами, каменные громады пирамид медленно окрашиваются в мерцающий голубоватый свет, а их вершины вспыхивают пурпуром, как бы отражая первые лучи восходящего солнца. Затем неожиданно прожекторы выхватывают из темноты загадочную фигуру сфинкса, охраняющего покой этих исполинских памятников древности.

Колоссальные размеры Большой пирамиды неизменно производили большое впечатление на всех, кто ее посещал. Наполеон, оказавшись у ее подножия, мгновенно подсчитал, что из блоков пирамиды Хеопса можно было бы построить стену вдоль границ Франции высотой более 3 м и толщиной 30 см. А согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии пошло меньше камня, чем на одну Большую пирамиду.

Особенно красива пирамида Хеопса в косых лучах раннего утреннего или заходящего солнца. Ее грани приобретают ровный и глубокий оттенок светлой охры и прекрасно гармонируют с окружающим песчаным пейзажем. Еще большее впечатление Большая пирамида производила во времена фараона Хеопса, когда ее идеально отполированный облицовочный камень, отражая солнечные лучи, отбрасывал светящийся отблеск на окружавший ее гранитный постамент. Вершина Большой пирамиды, как и вершины ее младших сестер, была тогда покрыта тонкими пластинами золота. Ранним утром, когда пустыня была еще погружена во мглу, первые лучи солнца, коснувшиеся ее вершины, создавали вокруг нее как бы золотой ореол.

Пирамида Хефрена представляла в свое время единый комплекс с гранитным храмом, руины которого находятся около Большого сфинкса. Во времена Хефрена от храма к пирамиде вела дорога процессий, по которой жрецы несли в последний путь мумифицированное тело фараона. От храма мало что осталось, но сохранившиеся части входных пилонов и остатки вестибюля поражают глаз строгостью и соразмерностью пропорций. Они были раскопаны французским археологом Огюстом Мариетом в конце прошлого века. Мариет нашел прекрасную диоритовую статую самого Хефрена. Археологи обнаружили также остатки погребального храма Хеопса, сделанного из базальта и гранита, однако полностью раскопать его оказалось невозможно, так как над ним находится арабская деревня Назлат ас-Самман.

Улыбка сфинкса что это такое
Открытие входа в пирамиду Хефрена (рис. Дж. Бельцони)

Комплекс Гизехского некрополя даже в своем нынешнем, пострадавшем от времени виде представляет собой величественную картину. Можно только предполагать, как прекрасен он был во времена фараонов IV династии. Греческий историк Геродот, побывавший у пирамид Гизе в середине V в. до н. э., оставил нам свидетельство о некоторых не дошедших до нас элементах этого грандиозного комплекса. В частности, по его словам, дорога, которая вела от погребального храма Хеопса к Большой пирамиде, по мастерству исполнения украшавших ее барельефов производила не меньшее впечатление, чем сама пирамида Хеопса.

Археологи до сих пор не могут дать исчерпывающих ответов на многие вопросы, связанные с Большим сфинксом. Ряд из них еще сравнительно недавно отстаивал мнение о том, что сфинкс гораздо древнее пирамид в Гизе и сходство его лица с лицом Хефрена не более чем случайность.

*** ( «Путешествие по Египту и в монастыри Святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 г. архимандрита Порфирия Успенского». СПб., 1856, с. 43.)

* ( А. С. Норов. Путешествие по Египту и Нубии в 1834- 1835 гг., с. 188.)

Уязвимость рассуждений Норова с точки зрения современной египтологии очевидна: он оперирует опосредствованными (через античных греческих историков) представлениями о древнем Египте. Он не располагал, да и не мог располагать научно достоверными данными о жизни и религиозных верованиях древних египтян: египтология как наука только еще делала свои первые шаги.

Но пришло время вернуться к пирамидам. Давайте сойдем с лошадей, возвратим их в целости и сохранности ожидающему нас шейху Мухаммеду и поднимемся по шоссе к северной стороне пирамиды Хеопса.

Первоначальный вход в Большую пирамиду находился на уровне примерно тринадцатого ряда гранитных плит. Однако ныне он закрыт. Проникнуть внутрь можно, воспользовавшись лазом, проделанным грабителями еще в древние времена. Вступаем внутрь пирамиды. Перед нами узкий, почти горизонтально идущий коридор. Застоялый жаркий воздух насыщен пылью. Метров через тридцать упираемся в новый коридор. Такой же тесный, как и первый, он ведет вверх. Его пол устлан деревянным настилом с поперечно набитыми планками. Путь освещается лишь тусклым светом свисающих с потолка электрических лампочек. В конце коридор разветвляется. Проходим метров тридцать и попадаем в так называемую камеру жены фараона. Она расположена точно в середине пирамиды, приблизительно в 120 м от ее вершины. Это довольно просторная, совершенно пустая комната с гранитными стенами. Археологи установили, что, несмотря на свое название, эта камера не имеет никакого отношения к супруге Хеопса. Дело в том, что пирамида Хеопса трижды перестраивалась. На первом этапе строители, очевидно, намеревались разместить погребальную камеру Хеопса в скале, служившей естественным фундаментом пирамиды. Однако затем по неизвестным причинам они изменили первоначальный план и соорудили погребальную камеру, приписанную впоследствии первыми исследователями пирамиды Хеопса его жене. Находясь внутри пирамиды, все время как бы ощущаешь над головой многотонную тяжесть каменной громады. Людям, подверженным клаустрофобии, не рекомендуют находиться здесь длительное время. Известны случаи, когда туристам становилось плохо в лабиринтах пирамиды. Это довольно естественное явление породило немало мистических домыслов о некоей магической силе Большой пирамиды и ее таинственном воздействии на психику людей.

Наполеон, в частности, почувствовал себя плохо, попав в погребальную камеру Хеопса, и впоследствии не любил вспоминать об этом.

Сравнительно недавно англичанин Пол Брайтон, человек, по всей вероятности, склонный к острым ощущениям, решил проверить, насколько правдивы слухи о магической силе Большой пирамиды. С большим трудом он добился от египетской Службы древностей разрешения провести ночь в погребальной камере Хеопса. Первые часы он находился в большой восходящей галерее, а затем уселся в углу камеры. Неожиданно он почувствовал, что его мысли начали путаться. Он закрыл глаза и через некоторое время якобы потерял сознание от охватившего его безотчетного ужаса. Утром его, как бурсака Хому Брута из гоголевского «Вия», извлекли из пирамиды в полубессознательном состоянии. По сообщениям печати, он не мог связно рассказать о видениях, которые проходили перед его глазами. Однако, по мнению специалистов, происшедшее с ним скорее всего имеет отношение не к свойствам Большой пирамиды, а к особенностям человеческой психики.

Выйдя наружу, испытываем невольное облегчение: можно снова распрямиться, вдохнуть полной грудью свежий воздух. Нет, все же царство бога солнца Амона-Ра привлекательней подземных владений Осириса.

Источник

Улыбка сфинкса,
или Внутренняя радость пенсионера

Улыбка сфинкса что это такоеВ июне, собираясь в командировку, я разглядывала стопки своих книг, размышляя, что бы такое взять с собой почитать — небольшое по весу и объему. Остановилась на тонкой книжечке в мягкой обложке «Йога для лица», решив, что в спокойной лесной обстановке наконец-то попробую заняться своим лицом, найду для этого время.

Вторую книгу «Радость изнутри. Источник счастья, доступный каждому» я купила совсем недавно и сразу захотела прочитать. Взяла с собой и ее, несмотря на внушительные размеры. Обе книги случайно попали в поле моего внимания одновременно, но оказалось, что они прекрасно дополняют друг друга, а я в очередной раз убедилась, что ничего случайного не бывает. И мне показалось, что то полезное, что я в них нашла для себя, может пригодиться еще кому-нибудь.

Автор «Йоги для лица» Эннлайз Хаген — стройная светловолосая американка без определенного возраста: можно и тридцать ей дать, а можно и все пятьдесят. Преподает она давно, а в 2007 году стала вести специальные курсы йоги для лица.

Несколько упражнений из этой книги я теперь делаю каждое утро. О результатах говорить рано, да и особого энтузиазма я не испытала по причинам, о которых напишу ниже.

Больше всего мне понравилось упражнение «Улыбка сфинкса». Я стараюсь делать его как можно чаще и где угодно. Вот это упражнение: «Улыбнитесь, подняв уголки рта, но удерживая глаза в нейтральном положении. Улыбаясь, сохраняйте мышцы лица расслабленными. Представьте, что вы обладаете таинственным секретом — возможно, ответом на сложную загадку, известную лишь вам. Повторите три-четыре раза, чтобы эта улыбка закрепилась в вашей мышечной памяти».

Эннлайз комментирует упражнение так: «Улыбки и смех неизбежно создают углубления в коже, но если вы наблюдаете за своей улыбкой в зеркале, то сможете научиться улыбаться так, чтобы избежать формирования морщин».

Фотография Эннлайз, показывающей, как улыбаться подобно сфинксу, мне показалась не очень убедительной. По-моему, «улыбка сфинкса» — это улыбка Джоконды на картине Леонардо да Винчи: еле заметная, чуть отстраненная, адресованная скорее самой себе, чем окружающим. И да, морщин в уголках глаз у Джоконды не заметно.

Признаюсь, что не люблю смотреться в зеркало. Утром, перед выходом на работу, быстро взгляну на себя — всё ли нормально с одеждой и прической, и ухожу из дома. А если начну разглядывать лицо пристально, да еще в очках, то можно расстроиться, увидев на нем многое из того, чего не хотелось бы.

Поэтому я осваивала «улыбку сфинкса», не глядя в зеркало. Но мне понравилось внутреннее ощущение во время выполнения этого упражнения. Оно даже показалось хорошо знакомым. И я вспомнила: это то самое состояние «внутренней улыбки», о котором неоднократно писали разные авторы в «ФиС», да и не только. И я тоже на эту тему отписалась несколько лет назад (№ 5 «ФиС» за 2005 год).

Вот это состояние, когда улыбка внутри тебя, в душе, мне кажется более важным, чем то, образуются у тебя морщины или не образуются. Улыбку на лице можно изобразить, потренировавшись, и всё будет в порядке с морщинами, точнее, с их отсутствием. А состояние «внутренней улыбки» изобразить невозможно, его надо испытывать, пребывать в нем!

Поэтому про йогу для лица я больше пока писать не буду и перейду ко второй книге — про радость изнутри. Ведь это, по-моему, то же самое, что состояние «внутренней улыбки».

Автор книги «Радость изнутри. Источник счастья, доступный каждому» — Чед-Менг Тан, 48-летний уроженец Сингапура. Сам себя он называет Менгом, поэтому я тоже буду так его называть для краткости.

Менг пишет, что раньше Сингапур был бедной страной без природных ресурсов, и его родители тоже были очень бедны. Отец был вынужден пойти в армию накануне рождения сына, чтобы выбраться из нищеты, а мать не всякий день могла поесть два раза, отдавая пищу детям.

Постепенно, благодаря знаменитому «сингапурскому чуду», жизнь налаживалась, уровень благосостояния страны и ее жителей стал расти, что отразилось и на семье Менга. Отец его вышел в отставку в высоком офицерском звании и стал преуспевающим бизнесменом.

Уже в 12 лет Менг писал компьютерные программы, в 15 лет выиграл первую из своих многочисленных наград по программированию, обучался в самом престижном университете Сингапура, стал инженером в компании Google, тогда только-только набиравшей обороты, и с тех пор живет в США.

Работая в Google, Менг сделал много такого, что выходило далеко за рамки его должностных обязанностей. Организовал для коллег курс по развитию эмоционального интеллекта «Ищи внутри себя», написал книгу с таким же названием, переведенную на множество языков, выступал с докладами на тему развития доброты, вел в ООН дискуссию о сострадании, участвовал в телешоу, рассказывая о созданном им «алгоритме обретения счастья».

Всему перечисленному выше предшествовал долгий путь Менга к внутренней радости: «Я был не очень счастливым до 21 года, но именно в этом возрасте обнаружил, что СЧАСТЬЕ В СЕБЕ МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ. В долгой борьбе с ощущением своего несчастья я совершенно случайно открыл для себя «умственный эквивалент» физических упражнений. Обнаружил, что можно изменить все стороны своей жизни простыми тренировками ума — образно говоря, накачивая бицепсы мозга. Развивать в себе навык получения радости «по запросу» и благодаря этому улучшать собственную жизнь в целом. И этим ментальным, или умственным эквивалентом физических упражнений служит медитация».

Толчком к столь резкому изменению мироощущения Менга оказалась лекция буддийской монахини, которую он услышал в 1991 году, начав учиться в университете. Менг пишет, что был поражен этой лекцией до глубины души. И когда услышал фразу: «Всё зависит от того, как мы развиваем свой ум», в тот же миг принял два судьбоносных решения: стать буддистом и научиться медитировать.

Менг подробно описывает этапы своего обучения, называет многочисленных учителей, которым по сей день благодарен за полученные от них знания. Среди них есть и ученые — психологи, нейробиологи, востоковеды, и священнослужители разных конфессий — буддисты, мусульмане, католики, протестанты.

Менг упомянул о научном исследовании группы психологов, пришедших к выводу, что для каждого из нас характерен свой, относительно постоянный, «уровень счастья», к которому мы неизменно возвращаемся независимо от того, насколько счастливые или горестные события случились в нашей жизни. Было установлено, что и люди, выигравшие в лотерею целое состояние, и те, кто оказался парализованным после аварии, рано или поздно возвращаются к своему среднему «уровню счастья».

Авторы исследования пришли к выводу, что ни один из множества учитываемых факторов — социально-экономический статус, образование, доходы семьи, семейное положение или религия — не повлиял на «уровень счастья» более чем на 3%. Иными словами, все мы родились с заданным «уровнем счастья», заложенным в генах.

Менг понял, что, если верить исследователям, у него от природы чрезвычайно низкий «уровень счастья», и, казалось бы, ничего с этим сделать нельзя — остается смириться. Но ему удалось опровергнуть такое заключение: «Но я всё же нашел решение. Точно так же, как мы можем тренировать и улучшать свои физические свойства — силу и выносливость, мы можем тренировать и качества нашего ума — радость и спокойствие».

Чем больше Менг учился, тем сильнее становилась его уверенность в том, что счастье поддается тренировке в каждый момент нашей жизни. И еще он пришел к выводу, что для повышения своего «уровня счастья» совсем не обязательно, во-первых, становиться буддистом, во-вторых, тратить множество часов и даже лет на упорные тренировки. Результаты учеников Менга — коллег в Google, посещавших его занятия, это не раз подтверждали.

Менг, как и многие другие занимающиеся восточными практиками, придает большое значение дыханию. Свои занятия с учениками он начинает с самого малого — сделать один-единственный вдох. Казалось бы, что тут такого? Мы все дышим, пока живы. Но это не совсем простой вдох, а так называемый один внимательный вдох: «Вы можете закрыть глаза или оставить их открытыми. Сделайте один медленный глубокий вдох. Чтобы растянуть этот вдох, полностью сосредоточьте на нем внимание самым ненавязчивым образом. Полное ненавязчивое сосредоточение на вдохе — и только. Обратите внимание на ощущения в носу или в животе, возникающие во время вдоха».

Менг поясняет: «После этого вдоха вы почти наверняка стали немного спокойнее и расслабленнее, чем до него. А значит, получили некоторую пользу. На то, что даже один внимательный вдох приносит вам спокойствие и умиротворение, есть две причины: физиологическая и психологическая.

Физиологическая причина заключается в том, что вы дышите внимательно, то есть глубоко и медленно, а глубокое и медленное дыхание стимулирует блуждающий нерв, в свою очередь стимулирующий работу парасимпатической нервной системы. Это помогает организму снизить стресс, уменьшить частоту сердечных сокращений, нормализовать артериальное давление и в целом успокоиться.

Психологическая причина кроется в том, что при полной концентрации на дыхании ваше сознание вынуждено целиком присутствовать в настоящем, чтобы сосредоточиться на длительном вдохе. Для чувства сожаления вам требуется оказаться в прошлом, а для тревоги — переместиться в будущее. Таким образом, пока вы полностью находитесь в настоящем, вы временно освобождены и от сожалений, и от страха».

На этом остановлюсь, чтобы в следующем номере журнала продолжить рассказ о Чед-Менг Тане и его методике достижения внутренней радости.

А в заключение скажу немного о другом — почему в заголовок статьи я добавила слово «пенсионер». Так получилось, что обе книги я читала в июне, когда было объявлено о пенсионной реформе, выражающейся в первую очередь в резком, особенно для женщин, повышении пенсионного возраста. А в июле я то и дело слышала или читала о резко негативном отношении народа к этой реформе — митингах, акциях протеста, сборах подписей против готовящихся изменений.

О грядущем повышении возраста выхода на пенсию я слышала давно и удивлялась, почему за это взялись только сейчас. Думаю, что оно рано или поздно произойдет. И нам — нынешним и особенно будущим пенсионерам — придется с этим смириться. Честно говоря, я никогда не возлагала особых надежд на государство, полагая, что надо рассчитывать только на свои силы. Теперь это стало особенно очевидно.

Вот и приходится самостоятельно искать способы обретения внутренней радости, ведь порой извне ждать ее бывает неоткуда. Поэтому вооружаемся легкой, почти незаметной «улыбкой сфинкса» и время от времени делаем глубокие медленные вдохи, чтобы, сосредотачиваясь на них, хотя бы на несколько мгновений отключиться от проблем.

Ирина УТКИНА, кандидат биологических наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *