Укрупнение дидактических единиц по предмету что это значит
Использование приемов технологии Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка
Автор: Власенко Татьяна Васильевна
Использование приемов технологии
Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка.
Продуктивность методики УДЕ доказана практически преподавателями разных учебных предметов. Преподаватели русского языка, отдавая предпочтение различным приемам УДЕ, почувствовали практическую ценность этой методики.
Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.
В современных учебниках по разным главам разведены понятия, которые легче усваиваются при одновременном изучении. При переходе к укрупненным темам, объединяющим группы родственных понятий, в сознании школьника возникают качественно новые знания, ибо благодаря методике УДЕ постигается особая информация, доступная постижению лишь в пределах крупной единицы усвоения.
Понимание принципов УДЕ позволит учителю конструировать собственные уроки и процесс обучения на базе укрупненных знаний.
В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:
1. совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;
2. взаимообратные задания (прямые и обратные задания),
3. матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;
4. представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);
5. блочная подача материала;
6. работа на уроке по единому тексту;
7. интегрированные знания (интегрированные уроки);
8. восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток) и т.д.
Укрупненный подход в изучении русского языка выражается в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде матриц, граф-схем, блок-схем.
Подобные матрицы можно построить и на уроках русского языка, и они могут быть использованы как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения, повторения изученного материала.
Матрица на уроке при объяснении материала может быть дана полностью или частично заполненная, и недостающая информация должна быть восстановлена учащимися. Матрица позволит зрительно воспринять новую тему, потому что наибольшая прочность усвоения достигается при подаче учебной информации на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном, так как зрительные каналы переработки информации в сто раз мощнее слуховых.
Матрица «Члены предложения»
—>
Доклад «Технология укрупнения дидактических единиц в контексте ФГОС второго поколения»
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Хаглышевой Е.К.»
Районный семинар учителей начальных классов
«Основные образовательные технологии»
«Технология укрупнения дидактических единиц
в контексте ФГОС второго поколения»
Сабирова Светлана Антоновна
учитель начальных классов
Содержание современного образования требует существенной модернизации средств и методов обучения.
(слайд №3) Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.
Поставлена целевая ориентация:
— достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся;
— создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
(слайд №4) Таким образом, общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с технологией укрупнения дидактических единиц (УДЕ), сформулированной более полувека назад как достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Отсюда следует, ФГОС + УДЕ.
(слайд №5) Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через определённую систему правил:
1. всё, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно;
2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки;
3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные;
4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся.
. Стандарт и система технологии УДЕ имеют общее психолого-педагогическое основание. Иными словами, благодаря укрупнённым дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. В теоретическом плане эта технология представляет открытие качественно нового явления в психологии обучающегося, а именно: при последовательном обучении в мышлении учащихся возникает особый алгоритм самонаращивания знаний.
Также следует отметить, что эта технология как раз приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения, и в последующем, приобретает и эмоциональную окраску, подъём, особенно тогда, когда ученик убеждается в своей правоте. Процесс первооткрывателя, эмоциональная окраска радости способствуют желанию учиться, запоминать учебный материал, сравнивать.
Учитель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Результаты подобной умственной деятельности благотворно влияют на пытливость, ум, воображение.
(слайд №6) Система работы по технологии П.М. Эрдниева позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.
П.М. Эрдниев выделяет четыре основных способа укрупнения дидактических единиц:
совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций;
применение деформированных упражнений;
широкое использование метода обратной задачи;
усиление удельного веса творческих заданий.
Каждый из приведенных способов укрупнения дидактических единиц способствует актуализации резервов мышления. Ребенок приучается к самостоятельному продолжению мысли, к перестройке суждения (предложения), что имеет решающее значение в последующем для составления активного, творческого ума человека, столь ценного в своем проявлении в любой сфере трудовой деятельности.
(слайд №7) Глубоко убеждена в том, что сам процесс обучения по технологии УДЕ имеет развивающий характер, содержит в себе проблемные ситуации, строится на основе методики сотрудничества, сотворчества, совместного поиска. Ученик не должен бояться ошибок, он должен быть готов ее найти и исправить.
В такой сфере воспитания и обучения должна постоянно присутствовать «мысленная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил» (В. Сухомлинский).
На мой взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева.
(слайд №8) Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие методику УДЕ и ФГОС НОО: развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
Список литературы:
1.Гузеев Б.В. Лекции по педагогическим технологиям. М: «Знание», 1992г.
2.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М; «Сфера»2010г.
3.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.
4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М: «Педагогика», 1979 г.
5.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М: «Педагогика», 1987 г.
6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология о6учения.(часть 1,2). М: «Просвещение», 1992 г.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.
Одна из основных целей технологии – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:
Традиционно учитель-словесник прибегает на уроках к помощи таблиц. Удачной таблицей, позволяющей наглядно изобразить материал, является матрица.
Матрица
Матрица – это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Подобные матрицы можно построить и на уроках русского языка, и они могут быть использованы как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения, повторения изученного материала.
При закреплении темы различные клетки матрицы могут оставаться пустыми, и перед учащимися ставится задача восстановления систематизировано полученной информации.
Подобную матрицу можно построить при изучении морфологии, видов сложных предложений, видов односоставных предложений:
А такая матрица послужит основой для вопроса: о какой части речи идет речь? Что вы можете рассказать об этой части речи? Восстановите информацию:
Матрица вносит не только системность в знания, но и помогает добыть недостающую информацию (свертывание информации и ее развертывание. Анализ и синтез).
Блоки
При блочной структуре материала ученик имеет возможность сравнивать, анализировать, находить общее и различное. Опыт такой работы показывает, что при такой подаче учащиеся легче воспринимают и лучше усваивают материал, более прочно он закрепляется в памяти.
Блок-схема
Подобную блок-схему можно использовать и при изучении тем “Фонетика”, “Деепричастие”, “Разряды местоимений”, “Лексика” и др.
Граф-схема
Граф-схема – это ориентированный связный граф, задающий последовательность выполнения операций данного алгоритма и содержащий ряд операторных и условных вершин, а также одну начальную и одну конечную вершины.
Деформированные упражнения
После знакомства с темой проводятся уроки закрепления, обобщения знаний, повторение изученного при помощи выполнения различных заданий и упражнений.
Но упражнение обретает системное качество тогда, когда оно содержит в своем составе четыре компонента:
Б) обратное задание,
В) самостоятельно составленное аналогичное задание,
Г) обобщенное задание.
Например, при изучении темы “Морфемика” могут быть даны следующие задания
Творческое задание на восстановление текста. Вместо пропусков вставить образованные причастия, согласовав их с определяемым словом.
Эффективность технологии УДЕ, доказанная практически, объясняется и тем, что запоминание крупного блока знаний совершается в пределах фазы оперативной памяти (двадцать – тридцать минут), т.е. в течение урока. Результатом Применения УДЕ становится также саморазвитие знаний, связанное с актуализацией резервов подсознания и согласованной деятельностью логического и образного механизмов мышления.
Использование УДЕ (укрупнение дидактических единиц) на уроках математики и русского языка
Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен.
Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно, овладевать знанием, развивать мышление.
Это одна из важнейших проблем, которую должна решить школа И сегодня задачей учителя является развитие самостоятельности мышления, максимум знаний за минимальное время, повышение качества преподавания и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета.
Эти задачи требуют от учителя пересмотра форм и методов преподавания, определения самых эффективных и наиболее приемлемых для обучения школьников. Цель каждого учителя – довести навыки обучаемых до автоматизма. Автоматизации навыка предшествует усвоение учащимися различных мыслительных операций и стремиться, чтобы основная нагрузка приходилось не на память, а на мышление.
Всё это реализует система УДЕ (укрупнение дидактических единиц). Успешное и полное выполнение программы с экономией времени, при повышении глубины и прочности знаний.
Исследуя ряд психолого-педагогической, методической литературы, курса математики под редакцией П.М. Эрдниева, опираясь на опыт учителей и свой личный, могу сделать следующие выводы:
1. Значимость идеи УДЕ как новой дидактической закономерности обеспечивает: оптимальную работу мозга; саморазвитие знаний школьника (благодаря трехфазным укрупненным упражнениям учащиеся обретают приращение знаний и алгоритмов).
Трехфазная целостность: частное – общее – частное; образное – логическое – образное; словесное – символическое – словесное; числовое – буквенное – числовое.
2. При обучении посредством УДЕ увеличивается число понятий, вошедших в данную смысловую единицу и число связей между понятиями.
3. Обучение на основе укрупнения знаний посредством преобразования задачи в обратную, обобщения задачи, построения матриц или граф-схем, упражнений имеет ту особенность, что к исходной информации добавляется новая, которая благоприятствует самовозрастанию информации в голове школьника.
4. При последовательном применении методической системы УДЕ усвоение программных знаний достигается с экономией учебного времени до 14% против годовых норм и уровень знаний в среднем возрастает на 1 балл.
5. УДЕ помогает разрешить противоречие между увеличением объема, информации и ограниченным количеством учебного времени: на уроках создается единый, общий темп учебной работы заданный самими учащимися; дети быстрее думают, быстрее пишут (и меньше), свободнее рассуждают, доказывают; в целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.
6. Введение УДЕ значительно оживляет урок, активизирует учащихся. УДЕ следует использовать в системе, начиная с 1 класса. Я ясно осознала, что в крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделяются ведущие мысли.
Учитель получает возможность ставить перед учащимися сложную и потому интересную задачу, справиться с материалом нескольких уроков за один урок. Например – математика, 1 класс, знакомство с задачей. Решаются задачи прямые и обратные, но понятие «обратные» не используются. Только на 21 уроке вводится понятие обратной задачи. Я же ввожу это понятие уже при решении примеров (3 + 2 = 5; 5 – 3 = 2; 5 – 2 = 3).Это тройка примеров или два обратных примера. Считаю, уже нужно эти понятия дать и использовать в речи при изучении чисел 2 и 3.
2 класс. Математика
Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток. В учебнике дается 1 урок на сложение и вычитание, 1 урок на запись столбиком. Опыт показывает, что лучше сразу на первом уроке дать устное объяснение и запись столбиком. Значит, закрепление идет два урока. Числа в пределах 1000. На протяжении 20 уроков идет подготовка к умножению и делению, а таблица умножения только в 3 классе. Мои учащиеся уже с первых уроков этого раздела учат таблицу умножения и деления, название компонентов. Ежедневные арифметические диктанты помогают усвоению. При нахождении периметра начинают использовать таблицу умножения. Находят площадь фигур.
3 класс.
Случаи умножения и деления изучаем 19 часов с устным объяснением, а только потом учим записывать столбиком. Результаты лучше, меньше ошибок, автоматизация вычислительных навыков высока, если сразу с первых уроков дать письменное умножение и деление (т.е. запись столбиком). Учащиеся упражняются не 23 часа, а 34. По табличному умножению и делению работаем 6 часов, потом дается таблица умножения и деления на 2, а на 7 уроке раздела умножения и деления вводится название компонентов. Благодаря использованию УДЕ учащиеся этот материал усвоили уже в конце второго класса.
Прием использования граф-схем особенно удобен при работе со слабыми учащимися, а также при устном выполнении решения, для составления обратной задачи.
Пример. Миша купил 5 тетрадей по 3 тенге и линейку за 9 тенге. Сколько стоит вся покупка?
Семья купила 30 кг картофеля по 20 тенге за кг и 5 кг капусты по 40 тенге. Сколько денег уплатили за покупку?
Построение граф-схем решения задач раскрывает скрытые структурные особенности задач (в логическом строении задач)
Граф-схема помогает в освоении не только решения задач, но и составление задач, как основного приема развития творческого мышления. Основной знак граф-схемы – стрелки (направленный отрезок), почти не используется в школьных учебниках математики, учит учащегося применению одной из важнейших операций математической логики – импликации (следования).
На уроках русского языка в 1 классе использую УДЕ при знакомстве со звуками (гласные и согласные) те же 2 часа, но эффекта больше. Звуки, слоги, слова, предложения – дается по этапам, а лучше дать с обратной стороны, т.е. с общего. Результат лучше и осознанней.
2 класс. Состав слова.
На изучение окончания – 1 час, корень – 4 часа, согласные и гласные в корне – 11 часов, приставка – 5 часов, суффиксы – 5 часов, разбор слова по составу – 3 часа. Всего – 29 часов.
Целесообразно начать с конца, т.е. каждую часть и с правилами сразу дать. Экономия в 5 часов и знания более прочнее.
2–3 классы. Части речи.
Надо дать сразу все изменения каждой части речи на первом уроке, и на последующих закреплять. Имя существительное – дать лучше все 3 склонения с падежами.
Применяя укрупнение знаний, встретилась с таким явлением: на составление и решение обратных примеров и задач времени тратится в несколько раз меньше, чем на решение одной исходной задачи по традиционному учебнику.
Таким образом, программный материал курса математики в 1 классе можно изучить за 100 часов вместо 136 по традиционной программе. Годовая экономия учебного времени составила 36 часов. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход при устранении пробелов по отдельным темам, так как дети в детском доме имеют разный уровень подготовленности.
И позволяет развивать творческие способности учащихся.
Документ «Технология укрупненных дидактических единиц к
Технология укрупненных дидактических единиц как средство систематизации и обобщения знаний.
«Укрепление дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций». /Эрдниев П.М./
В современном российском образовании существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы обучающийся мог в жизни решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. Среди таких технологий есть технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Этот метод находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого преподавателем материала. Технология обучения, основанная на УДЕ, раскрывает и приводит в действие психофизиологические резервы мозга, так как совместное и одновременное изучение родственных разделов, представление информации в образно-наглядной форме, самостоятельное составление упражнений на основе сравнения и обобщения и т.п. открывает доступ к этим резервам, заставляя действовать все механизмы мышления. Являясь интегральной технологией, УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.
Особенности технологии УДЕ на уроках математики: в качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения-обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача, её обращение, обобщение. В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление математического упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, более сложному упражнению. Эти упражнения называются укрупненными упражнениями. Основной формой упражнения становится многокомпонентное задание. Которое образовано из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей: а) решение «готовой» задачи; б) составление обратной и её решение; г) составление аналогичной задачи; д) составление задачи по неким элементам, общим с исходной задачей; е) составление более сложной обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи. Дидактической единицей может выступать совокупность вопросов или группы задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа УДЕ:
— Совместное изучение связанных вопросов программы
— Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов
— Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные
— Усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров.
Первый способ УДЕ – совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, я применяю данный способ при изучении следующих тем: логарифмическая и показательная функция, производная и первообразная, тригонометрические функции. Такое совместное изучение тем дает экономию времени на изучение материала, освобождает тем самым время на отработку навыков применения знаний, а также учащиеся учатся сравнивать и анализировать.
Второй способ УДЕ – метод деформированных упражнений является необходимым атрибутом уроков математики, которые основываются на логических операциях, переборе возможных решений, сравнение чисел, прикидки и контроля ответа.
Школьная программа предусматривает большой объём знаний, умений и навыков, современный школьник испытывает огромные перегрузки. Возникает проблема неуспеваемости, снижение мотивации учения. Перед учителем встаёт проблема: как уменьшить время обучения, не уменьшая количества информации? Найти ответ непросто, несмотря на то, что существуют десятки методик и технологий.
Проблема технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний недостаточно изучена. В традиционном подходе не уделяется достаточное внимание организации учебной деятельности школьников с установкой на их собственную активность, направленную на усвоение, обобщение и систематизацию знаний.
Единые основы УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний предложены в задачках, остаются для обучающихся необдуманными
и бессознательными.У них не вырабатываются критерии и правила, которыми в дальнейшем можно руководствоваться при самоопределении
стратегии и тактики решения новых задач, не формируютсянавыки
самоконтроля и самоанализа учебной деятельности.
Таким образ o м, актуальность темы исследования обусловлена пониманием потребности уменьшения нагрузки на обучающихся в условиях все растущего информативного потока и малой разработанностью способов преподавания
Необходимостью развития, слабой разработки педагогических средств является УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников.
Практикой использования технологии УДЕ и не разработанностью педагогических условий, способствующих реализации возможностей этой технологии в процессе обучения с целью систематизации и обобщения знаний школьников.
Цель исследования: обосновать использование возможностей технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний.
Объект исследования: процесс реализацииУДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников.
Предмет исследования: педагогические условия реализации возможностей технологии УДЕ с целью систематизировать и обобщить знания школьников.
Гипотеза исследования: систематизация обобщение знаний учащихся с использованием технологии УДЕ в процессе обучения будет эффективно, если:
— систематизация и обобщение знаний учащихся рассматривается в качестве одной из целей обучения;
— применение технологии УДЕ базируется на принципах:
— генерализации информации, определяющем общие способы, подходы решения задач;
— принципе перехода педагогического управления в самостоятельности
обучающихся, ориентирующем создавать процесс деятельности
с проблемой, применять возможность самоорганизации обучающихся, основываясь на ресурсы непрямого и многообещающего управления учебной деятельностью;
— принципе системности знаний, определяющем укрупненную единицу усвоения благодаря многообразным связям между составляющими ее элементами;
— принципе обращения структуры упражнений, позволяющем осуществлять процесс преобразования одной задачи, а в другую, включать деформированные, обращенные задания и выбора оптимальных средств систематизации и обобщения знаний;
— технология УДЕ реализуется через систему последовательных операций, обеспечивающих систематизацию и обобщение знаний учащихся как основной показателей обучаемости.
— результативность расценивается согласно динамике ключевых и факторных характеристик обучаемости, каждый из которых представляет значительную значимость в умственной деятельности, сосредоточенной в усвоение познаний.
1. Уточнить сущность технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний школьников в структурно-содержательном аспекте обучения.
3. Разработать и обосновать педагогические условия реализации возможностей технологии УДЕ в процессе систематизации и обобщения знаний с целью развития обучаемости школьников.
4. Экспериментально проверить влияние педагогических условий реализации возможностей технологии УДЕ в процессе систематизации и обобщения знаний на уровень развития обучаемости школьников.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На втором, диагн o стическом этапе,продолжался анализ литературы, выявлялись возможности технологии УДЕ в в процессе систематизации и обобщения знаний, исследовался ур o вень развитии учащихся средних класс o в, проводился педагогический эксперимент.
На третьем, прогностическом этапе систематизировались и обобщались данные теоретического и эмпирического исслед o ваний, осуществлялось литературное оф o рмление диссертации.
Базой исследования были средние классы школы № 3 г. Истра Московской области (7 классы, 76 учащихся).
Положения, выносимые на защиту:
На систематизацию и обобщение знаний обучающихся влияют специальные приемы, применяемые в технологии УДЕ:
сближение во времени и пространстве;
совместное изучение противоположных и сходных понятий, действий, операций, взаимосвязанных тем и разделов учебной программы;
обеспечение единства пр o цессов решения и составления задач; применение деформированных упражнений (требуется восстановить некоторые части или элементы правильно решенных задач);
достижение системности знаний;
переключение хода мысли с прямого на обратный, подачу информации одновременно на нескольких к o дах (рисуночном, числовом, символическом, словесном и др.)
Научная новизна исследования заключается в том, что: ‘
1) Уточнена сущн o сть технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знанийшкольника (эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и сам o контроля) в структурно-содержательном аспекте как совокупности основных (обобщённость, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность ) и факторных (индивидуально-личностный, социальный, возрастной, индивидуально-типологический) показателей, обусловливающих ее актуальное и потенциальное качество;
3) O боснованы дидактические принципы систематизации и обобщения знаний обучающихся с использованием технологии УДЕ: принцип генерализации информации предполагает процесс восхождения от абстрактного к конкретн o му и воссоздания связей исходной единицы с общей структурой знания, что достигается при решении взаимо o братных учебных тем, проблем и задач; принцип перехода педагогического управления в сам o управление учащихся в учебной деятельности реализуется в самостоятельном составлении, формулировании и решении взаимообратных учебных проблем и задач как средства косвенного (управление через подбор системы творческих заданий ) и перспективного (средство, условие управляющего воздействия проявляется через определенный промежуток времени) управления учебной деятельностью; принцип системности знаний реализуется в ходе учебного взаимодействия, направленного на изучение взаимосвязанных учебных тем, проблем, блока задач на основе одной заданной ситуации; повторение через преобраз o вание знания, через его укрупнение;
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
-охарактеризована технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний как цель процесса обучения,
высокоструктурированная с помощью совокупности ключевых и факторных характеристик;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработана система диагн o стик и технологии УДЕ как средство систематизации и обобщения знаний в процессе преподавания предмета математики для средних классов обще o бразовательной школы;
— конкретно для учителей с обще дидактической позиций разработаны принципы, система правил, структура построения урока по технологии УДЕ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
1.Ахметшина А. 3. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / научно-теоретический журнал: Школьные технологии. — 2002.-N 6.-С. 158-162.
2. Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике // Математика в школе, 1990, №6. С. 15-18.
3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике Текст.: кн. для учителя. / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986.-255с.
4. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений. Текст.: / А.В.Усова М: Знание, 1987-80с. ил. 17 см.