Украли деньги с карты тинькофф что делать
Можно ли оспорить выдачу кредитки, если ее оформили мошенники через украденный телефон?
В торговом центре у меня похитили сумку. В сумке был мобильный телефон и две карты — Тинькофф и Сбербанк. Я сразу заблокировала карту Тинькофф, а так как на Сбербанке денег не было, эту карту заблокировала с задержкой в полчаса после того, как обратилась к охране торгового центра и позвонила в полицию.
Ни на одном из этапов мошенничества Сбербанк не запросил никаких дополнительных данных. Для авторизации в приложении достаточно номера карты и смс, банк не запрашивает ни пароль, ни контрольный вопрос, ни кодовое слово. Вход с нового устройства (а я никогда не заходила с устройств на базе Андроид, а они зашли именно с такого устройства, банк это сообщил) у банка также не вызвал никаких подозрений и поводов для дополнительной проверки.
Я никогда не обращалась в Сбер за кредитными картами или потребительскими кредитами и картой вообще практически не пользовалась, но банк не посчитал такое поведение нестандартным и не предпринял попыток проверить мою личность при выдаче виртуальной кредитной карты. Смена пин-кода к дебетовой карте в мобильном приложении тоже происходит без каких-либо проверок.
То есть Сбербанк обеспечил все условия, чтобы мошенники запросто могли совершить обман, завладев только сим-картой и банковской карточкой. Причем, деньги украдены не мои, это деньги банка, которые он выдал на свой страх и риск, не проведя никаких проверок личности, кому вообще эти деньги выдает.
Также сомнительной показалась реакция операторов колл-центра, когда я позвонила на горячую линию. С момента моего звонка до блокировки карты прошло 11 минут, и в это время как раз происходили снятия в банкомате — банк мне предоставил отчет по времени операций. Дозвонившись до оператора, я объяснила, что похищен телефон и карта, просила все заблокировать, услышала про кредитку, сразу сказала, что никаких кредиток у меня нет и блокируйте скорее.
В итоге меня переключали с линии на линию, от одного оператора к другому, и почему-то до блокировки карты прошло 11 минут. Правильно ли это?
Есть ли возможность оспорить выдачу на меня этой кредитной карты? Заявление в полицию подала, с описанием всех событий.
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Что делать, если мою карту заблокировали?
Что значит блокировка карты?
Блокировка — это запрет на все платежи по карте. Вы не заплатите в кафе или магазине, не снимете наличные. Банкоматы могут оставить такую карту себе.
Блокировка помогает защитить деньги, если карту потеряли или украли. Заблокированная карта — это просто кусок пластика: ее нигде не принимают, по ней не проходят операции.
Блокировка — это лишение денег?
Нет, блокировка — это не лишение денег. Деньги у вас на счете, банк только ограничил к ним доступ по этой конкретной карте. Если у вас есть другие карты, привязанные к этому счету, то они остаются в рабочем состоянии.
Вы сохраняете контроль над деньгами на счете: можете перевести их на другую карту через мобильное приложение, заплатить за квартиру банковским переводом или, если у вас телефон с чипом бесконтактной оплаты, платить прямо с телефона. Если у вас дебетовая карта Тинькофф-банка, то в конце месяца банк по-прежнему зачислит проценты на остаток, даже если карта в какой-то момент заблокировалась. Блокировка самой карты не влияет на деньги на счете.
Почему банк блокирует карту?
Причина блокировки одна: банк думает, что у вас пытаются украсть деньги, и защищает их. Банк понимает это с подачи платежной системы или по собственным наблюдениям.
млрд рублей защитили банки за 2014 год
Платежные системы «Виза» и «Мастеркард» собирают информацию о подозрительных банкоматах, магазинах и кафе, где копируют карты. Если вы оплатили покупку через опасный терминал, то с какой-то вероятностью карта скомпрометирована. Платежная система сообщает банку об опасности, карту блокируют, вы получаете смс.
Банк тоже присматривает за клиентами и анализирует их покупки: когда, в каком городе, на какую сумму. Если банк видит странную операцию, он блокирует карту и отправляет смс.
Катя в Москве позавтракала в кафе круассаном и кофе. Спустя два часа ей звонит сотрудник банка: «Кто-то в Милане снимает 200 евро по вашей карте. Это вы?» Оказалось, что данные карты были украдены несколько недель назад и сейчас мошенники пытаются снять деньги по карте-дубликату.
Банк видит опасную операцию и защищает Катины деньги. Если Катя действительно оказалась в Италии, сотрудник разблокирует карту и пожелает хорошего отдыха.
Если вы снимаете наличные и три раза неправильно ввели пин, банк тоже заподозрит неладное. Есть риск, что мошенники его подбирают, поэтому банк блокирует карту.
Как вернуть доступ к деньгам?
Если карту блокирует банк, то для разблокировки достаточно позвонить по официальному телефону банка на сайте. Оператор спросит ваши личные данные, попросит подтвердить последние покупки, и, если ваши показания совпадут, карту тут же разблокируют. Пользоваться ей можно будет сразу.
Если карту блокирует не банк, а платежная система, то разблокировать ее не получится: она заблокирована насовсем. Как правило, банк сразу начинает выпускать вам новую карту. Пока вы ждете новую карту, переведите деньги на дополнительную карту или карту другого банка через интернет-банк или мобильное приложение.
Снятие наличных под контролем банка
Бывает так: вы один в командировке и других карт нет. Вам поможет банк. Позвоните и объясните сотруднику ситуацию. Скорее всего, вам предложат снять наличные под контролем банка:
Неудобно. Но без денег в командировке еще неудобней.
Мне пришло сообщение, что мою карту заблокировали и нужно куда-то звонить. Что это?
С равной вероятностью это может быть банк или мошенник. Проверьте, чтобы имя отправителя было настоящим, без ошибок. Посмотрите, с какого номера пришло уведомление. Проверьте орфографию. Если чувствуете неладное — вам пишут мошенники.
Не звоните по номеру, который указан в сообщении, и не переходите по ссылке, которую вам прислали. Найдите номер банка на заблокированной карте или зайдите на сайт банка и найдите номер там. Звоните только по официальному номеру банка.
Сотрудник банка видит, какая из ваших карт заблокирована и почему. Если вас просят продиктовать полный номер карты или код из СМС — это мошенники. Максимум, что может попросить настоящий сотрудник банка, — назвать ваше имя, дату рождения и последние четыре цифры карты.
Будьте начеку: мошенники пользуются сообщением о блокировке, чтобы запугать вас и заставить принимать необдуманные решения. Они специально будут нагонять страху и пытаться вывести вас из равновесия. Нормальный банковский сотрудник всегда спокоен и никуда не спешит — он же на работе.
Как предотвратить блокировку?
Скомпрометируют мошенники вашу карту или нет — никто не знает: ни банки, ни платежные системы, ни сами мошенники. Но вероятность блокировки можно уменьшить.
Будьте на связи. Сообщите банку актуальный номер телефона. Если в отпуске купили местную симку, предупредите банк по почте или в чате клиент-банка. Сотрудник позвонит, чтобы подтвердить номер. Не забудьте вернуть российский номер, когда вернетесь.
Летите за границу — предупредите банк. Банку нужно знать, куда и на какой срок вы собираетесь поехать. Предупредите его через интернет-банк, почту, чат или по телефону. Если банк в курсе путешествия, оплата аренды машины или снятие денег в иностранном банкомате не вызовут подозрений и вы избежите блокировки в начале отпуска.
Если магазин или кафе не вызывают доверия — платите наличными. Опытный продавец или официант-мошенник скопирует карту за две секунды. Посмотрите, как умело кассир «Макдональдса» копирует карты.
Снимайте наличные в отделениях банков. Не подходите к банкоматам на улице, в небольших магазинчиках или на рынке. Даже логотип известного банка не защитит вашу карту от скиммера и скрытой видеокамеры. Снимайте деньги в отделениях, под наблюдением и охраной.
Что еще можно сделать для защиты денег?
Зайдите в интернет-банк и закажите дополнительную карту. Она будет привязана к тому же счету, но со своим номером и пином. Когда вы платите такой картой, деньги списываются с основного счета.
Как защитить свои деньги
Установите лимиты на снятие наличных. Если надо снять больше, в интернет-банке или через мобильное приложение увеличиваете сумму лимита, потом возвращаете ограничение. Например, обычно вы снимаете не больше 3000 рублей за раз и не чаще раза в день — тогда поставьте дневной лимит на 3000 рублей:
Если уезжаете надолго — летите в трехмесячную командировку в Штаты или решили перезимовать в Гоа — возьмите несколько дополнительных карт. Например, в Тинькофф-банке можно бесплатно оформить пять карт для себя и близких. Одна или две блокировки не сорвут поездку. А банк бесплатно заменит и доставит новую карту Почтой России. Даже за границу.
Что делать, если воры украли карту и потратили деньги?
На Бали воры украли мой кошелек с банковской картой. Пока я связывалась с банком и блокировала карту, мошенники уже успели где-то рассчитаться на 70 тысяч рублей. Что правильно сделать в такой ситуации? Можно ли как-то отменить эту оплату и вернуть деньги?
Екатерина, вы можете написать претензию и попытаться оспорить операции по карте. Вот план действий.
Свяжитесь с банком. Напишите или позвоните в банк и скажите, что воры украли карту и потратили с нее деньги. Сотрудник банка уточнит, какие платежи сделали мошенники, и оформит заявку на оспаривание операций по карте.
Оспаривание операций — долгий и сложный процесс. В нем задействованы банк-эмитент, банк-эквайер и платежная система. В ходе претензионной работы банку могут понадобиться дополнительные данные, поэтому сотрудники могут с вами связываться.
Идите в полицию. Если кража произошла за рубежом, надо идти в ближайший к месту происшествия полицейский участок и писать заявление о краже. В заявлении укажите номер украденной карты и адрес, где мошенники ей расплачивались. Если не помните номер, запросите в банке официальный документ для полиции с информацией о платежах по карте. Если у вас карта Тинькофф-банка, место можно посмотреть в ленте операций в мобильном приложении банка.
Если кража произошла в России, возьмите в полиции талон-уведомление. Сфотографируйте этот талон и отправьте в банк по электронной почте или в чате.
Оформите заявление на отказ от операций. Скачайте на сайте банка или попросите сотрудника прислать заявление об отказе от операций по карте. В заявлении перечислите спорные платежи и укажите причину отказа. Приложите любые документы, которые докажут, что в определенный момент вы не могли совершить эти операции. Каждое дело рассматривают живые люди, единых требований к документам нет.
Собирайте документы о краже и пишите заявление в банк. Гарантий нет, но надо пробовать
Дождитесь решения банка. Обычно банк разбирается в ситуации до 20 дней, но, поскольку в решении вопроса участвуют еще банк-эквайер и платежная система, срок может быть увеличен. Каждое обращение сотрудники рассматривают индивидуально, поэтому нельзя точно сказать, сколько времени это займет. Когда банк примет решение, вы узнаете о результатах по смс или в мобильном приложении, в разделе «Обращения».
В следующий раз заранее защитите деньги на карте перед поездкой.
Как защитить карту в поездке
Установите лимиты на платежи и снятие наличных. Если с картой что-то случится, преступники не заберут все деньги с карты.
Перед следующей поездкой защитите карту заранее
Откройте накопительный счет и переведите на него основные деньги. На карте держите столько, сколько может понадобиться в течение дня. Лучше по вечерам закидывать на карту небольшую сумму, чем рисковать большой.
Отключите возможность проведения операций без физического присутствия карты и подключайте ее только при необходимости. Дополнительно можно установить пин, однако иногда терминал оплаты может его игнорировать.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
У кого чаще всего воруют деньги с карт
Портрет типичной жертвы мошенников
В 2019 году только 15% денег, похищенных со счетов россиян, удалось вернуть владельцам.
Это каждый седьмой украденный рубль. Мы уже писали о том, какими способами жулики обманывают россиян. В этой статье расскажем, как выглядит типичная жертва мошенников, если ориентироваться на статистику таких преступлений.
Сколько денег украли
В 2019 году Центробанк насчитал 577 тысяч банковских операций, которые произошли без согласия клиентов. Общая сумма таких переводов и платежей — 5,7 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году без ведома россиян злоумышленники совершили 417 тысяч транзакций на 1,4 млрд рублей.
Обзор операций, совершенных без согласия клиентов банков за 2019 год, Банк РоссииPDF, 778 КБ
По этим данным кажется, что количество преступлений выросло всего на треть, а количество украденных денег — в четыре раза. Но дело в том, что во второй половине 2018 года изменились формы отчетности. Раньше Центробанк учитывал только кражи с карт и со счетов, которые к ним привязаны. Теперь учитывают и случаи, когда мошенники получали доступ, например, к онлайн-банку и воровали деньги с депозитов. А на вкладе денег обычно больше, чем на карте.
Параллельно с этим Центробанк ужесточил ответственность банков за непредставление информации о несанкционированном доступе к счетам клиентов.
Заполучив чужую карту, ее данные или доступ к счету, преступники чаще всего тратят деньги в интернет-магазинах, а не обналичивают. Банк России подсчитал, что две трети всех банковских операций, которые производят без ведома клиентов, — это оплата товаров и услуг в интернете. Но и возвращать деньги в этом случае удается чаще: клиенты получают назад каждый пятый рубль. Для сравнения: когда преступники получают доступ к онлайн-банку или личному кабинету в интернете, украденное возвращают в три раза реже.
Как воруют
Самый распространенный способ — социальная инженерия. Это когда мошенники уговаривают жертву либо выдать данные карты или пароль из смс, либо просто перевести деньги. Такие случаи составляют 70% от всех преступлений.
На втором месте — так называемый френдли-фрод : когда деньги с карты или банковского приложения на смартфоне тратит друг или родственник человека. Это 12% всех преступлений.
На третьем — операции без присутствия карты. Речь идет о взломах личных кабинетов сервисов, где надо привязывать карту: такси, доставки еды и тому подобных. Потом мошенники делают несколько крупных заказов, например заказывают водителя с Майбахом на день. На такие случаи приходится 11% мошенничеств.
Самый непопулярный способ — скимминг. Речь о случаях, когда мошенники воруют данные карты с помощью специальных считывающих устройств, которые устанавливают на банкоматы и магазинные терминалы. На скимминг приходится 1% всех мошенничеств. Скимминг постепенно становится редкостью: большинство карт имеют чипы бесконтактной оплаты, а считывающие устройства мошенников позволяют подделывать только магнитную полосу карты. Поэтому если мошенники делают копию карты и платят потом ей в другом месте, то платят не бесконтактно, а магнитной полосой. В этих случаях деньги почти всегда возвращают клиенту.
Среднестатистическая жертва
По данным исследования Тинькофф, мужчины чаще попадаются на удочку мошенников, чем женщины: 57 и 43% случаев соответственно. Однако женщин пытаются обмануть на большие суммы: 12,7 тысячи рублей против 11,6 тысячи у мужчин.
Аналитики Тинькофф-банка выявили закономерность: чем моложе человек, тем больше шансов, что преступникам удастся уговорить его добровольно перевести деньги на чужой счет. Клиенты в возрасте 18—22 лет в четыре раза чаще становятся жертвами такого типа мошенничеств, чем шестидесятилетние.
В то же время пожилые люди подвержены другому виду преступлений: пенсионеры в шесть раз чаще сообщают посторонним данные своей карты или пароль из смс. Молодежь эти данные старается никому не сообщать.
Еще одна закономерность: люди с двумя высшими образованиями становятся жертвами мошенников на 30% чаще тех, у кого за плечами только школа или один вуз. А если у клиента банка есть ученая степень, то вероятность того, что он поверит жулику, в полтора раза выше, чем у вчерашнего одиннадцатиклассника.
Люди, которые состоят в официальном браке, реже лишаются денег, чем живущие в гражданском браке. У семейных пар, как правило, общий бюджет, и они советуются по финансовым вопросам с партнерами. Одинокие люди чаще поддаются на уговоры мошенников перевести деньги на чужой счет, но при этом стараются не делиться данными карты или кодами из смс.
Перезвоните в банк
Многие схемы мошенничества основаны на том, что человеку звонят под видом службы безопасности банка. Приемы манипуляций отработаны настолько, что у преступников получается практически зомбировать человека.
Таких случаев много. Например, мошенник звонит и представляется сотрудником службы безопасности. Якобы в банке произошла утечка данных и некие «сотрудники-мошенники» сейчас пытаются украсть деньги со счета. Поэтому надо срочно снять всю сумму. Извиняется за неудобства и даже обещает повышенный кэшбэк.
Чтобы жертва не успела опомниться и быстрее добралась до банкомата, ей даже вызывают такси. Все это время мошенники находятся на связи с клиентом. Он снимает деньги в банкомате, и после этого его просят положить их на некий страховочный счет: потом они якобы к нему вернутся. Но на самом деле клиент кладет деньги на счет подставного лица.
В этот момент настоящая служба безопасности фиксирует подозрительные действия — сразу после первого пополнения. Клиенту перезванивают из банка и интересуются, что происходит, уточняют, сам он вносит деньги или его кто-то попросил об этом. Предупреждают, что их потом будет уже не вернуть. Человек думает, что на этот раз ему звонят мошенники, и вводит в заблуждение настоящих сотрудников: «Вношу деньги на счет знакомого, возвращаю долг».
Его пытаются убедить, что он вносит деньги на счет мошенника и может их потерять. Человек не верит и кладет трубку. Как только деньги уходят на чужой счет, их сразу оттуда снимают — и человек остается без денег.
Мы принимаем меры при таких операциях, но не можем запретить клиенту снимать свои деньги.
В таких случаях важно помнить: не раскрывайте данные карты и коды из смс, не выполняйте никаких действий под чью-то диктовку. Даже если вас убеждают, что звонят из службы безопасности. Лучший выход — положить трубку и перезвонить в банк самому. Телефон горячей линии указан на карте.
Как я перевела мошенникам «из банка» 85 000 ₽
Хотя чувствовала, что меня обманывают
Я всегда поражалась, как люди попадаются на уловки мошенников. А потом сама повелась на самый известный развод.
25 января 2021 года около 20:00 мне позвонили с незнакомого московского номера. Я живу в Ленинградской области, и из Москвы мне звонят только с рекламой, поэтому обычно я не отвечаю. Но в тот вечер почему-то взяла трубку.
Мужчина представился сотрудником службы безопасности Сбера и сказал, что по моей карте замечена подозрительная активность — деньги нужно срочно спасать. В следующие два часа я общалась с ним, его «коллегой из Тинькофф-банка» и даже со лжеполицейским. В их словах было много нестыковок, но я все равно дошла до банкомата, сняла с карты 85 000 Р и перевела аферистам.
Мои деньги уже не вернуть, но я не хочу, чтобы кто-то повторил мою ошибку. Рассказываю, что именно мне говорили мошенники, как я пыталась им не верить и почему все равно поверила.
Курс о больших делах
Какая легенда была у мошенников
Звонивший сказал, что его коллега из Сбера совершал махинации с картами клиентов, в том числе с моей. И что он хотел снять с нее деньги, но система заблокировала операцию.
Я ответила, что на карте Сбера у меня почти нет денег: на нее приходит только детское пособие, а пользуюсь я картой Тинькофф. Тогда аферист сказал, что мои карты в разных банках привязаны к одному счету и все сбережения по факту лежат на нем. Что у «преступника из Сбера» есть к ним доступ и скоро он опять попробует их снять. Но не факт, что система снова заблокирует списание.
Тогда мужчина попросил меня медленно назвать номер карты Сбера, чтобы система распознала мой голос и признала клиентом банка. Я объяснила, что когда оформляла карту в отделении, то отказалась подключать голосовую верификацию. То есть моего голоса вообще нет в базе. Аферист замешкался: он явно не понял слово «верификация». Но потом он несколько раз повторил, что идентифицировать голос очень важно. Говорил так настойчиво и уверенно, что я засомневалась: вдруг это и правда нужно? И назвала ему номер карты так, как он просил.
После этого он со мной попрощался и велел ждать звонка из полиции. С ним я в тот вечер больше не разговаривала.
Что меня насторожило
Не думайте, что я тогда полностью поверила собеседнику, — я сильно нервничала, чувствовала подвох и раздражалась. Я даже гуглила номера, с которых он звонил, но ни один из них поиск не находил.
Этих номеров была два. В какой-то момент аферист понес что-то несуразное, и я бросила трубку. Тогда он перезвонил с другого номера и строгим голосом спросил: «Почему вы это сделали? Неужели вы не понимаете всю серьезность ситуации?» Как ни странно, это на меня подействовало, и больше я звонки не сбрасывала.
Слова звонившего часто противоречили тому, что я знала, но я все равно продолжала разговор. Рассказываю, какие факты были очевидны, но мне не помогли. Надеюсь, они помогут хотя бы вам.
У каждого банка — свои счета, и никакого «единого счета» не существует. Я подумала об этом, но не возразила мошеннику, когда он убеждал меня в обратном.
Банк всегда сообщает про отмену списаний. Например, Тинькофф присылает уведомление в мобильное приложение, а отмененное списание можно найти в истории операций.
В Сбере не так: пока мы разговаривали, я зашла в мобильное приложение и не увидела там заблокированной операции. Мошенник сказал, что ее и не должно быть: она же не завершилась. Я поверила и только потом узнала, что вместо уведомлений в приложении Сбер присылает смс о том, что операция отклонена как подозрительная, а карта заблокирована. Мне таких смс не приходило.
Это скриншот из приложения Тинькофф. Если операция заблокирована, ее все равно можно увидеть в истории
Сотрудник банка никогда не спросит у клиента номер карты, в том числе для голосовой верификации. Если это настоящий сотрудник, он и так видит во внутренней системе номера всех карт, которые вы открыли в этом банке. Но ситуация вообще не логична: банк не будет звонить клиенту и просить доказать, что он и правда клиент.
Заявление в полицию не пишут по телефону и через банк. Его можно написать только в отделении полиции, в присутствии сотрудника дежурной части. Либо вызвать домой участкового и оформить заявление с ним.
Все это я отмечала в голове во время разговора с мошенником. Но потом почему-то ответила на все звонки его сообщников.
Почему я поверила
Через минуту после разговора с «сотрудником банка» мне позвонила женщина — опять с нового номера. Она представилась Демеевой Викторией Сергеевной — начальницей службы безопасности Тинькофф-банка. Сказала, что банк в курсе ситуации и я должна ждать звонка из полиции.
Женщина говорила и что-то еще, но остальное я не разобрала. Казалось, она звонит из подвала — связь была очень плохой.
Сразу после этого мне позвонили с петербургского номера. Некий мужчина представился сотрудником полиции и сказал, что работает в УМВД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга. Чтобы я поверила, он попросил погуглить номер, с которого он звонит, и убедиться, что он и правда полицейский. Я проверила — это был номер приемной начальника отделения. Скорее всего, это был подменный номер.
Тогда я не знала, что номера можно подделать, к тому же меня подвела вера в полицию. Ведь с детства нам внушали, что полицейский олицетворяет закон, борется с преступностью, к нему всегда можно обратиться за помощью. В общем, я полностью доверилась звонившему, и мои сомнения испарились.
«Полицейский» заново пересказал мне легенду о коварном сотруднике Сбера и убедил, что вся эта история реальна. Еще он заверил, что Виктории Сергеевне можно полностью доверять и она поможет мне с заявлением.
Как меня убедили молчать
Он назвал какую-то статью УК, где якобы расписано, что бывает за разглашение тайны следствия. Я не запомнила ее номер и потом не смогла проверить, о чем она на самом деле. Но полицейский говорил так уверенно, убедительно и логично, что я испугалась и обещала ничего не рассказывать мужу. Он в тот момент был дома, но слег с высокой температурой и спал.
И тут «полицейский» провернул очень важный трюк! Он сказал, что включил диктофон, и попросил повторить за ним фразу вроде этой: «Я — фамилия, имя, отчество — обязуюсь не посвящать в дело третьих лиц и понимаю возможную ответственность за разглашение тайны следствия. И обещаю выполнять инструкции Виктории Сергеевны Демеевой, которая помогает в расследовании».
Я послушно повторила за ним эту фразу. Мне тут же стало не по себе. Я захотела разбудить мужа и все ему рассказать, но испугалась: вдруг в полиции про это узнают, а диктофонная запись докажет мою вину? В итоге решила промолчать.
Затем мы с «полицейским» попрощались, и я стала ждать второго звонка Виктории Сергеевны — она и довела этот развод до конца.
Как я шла к банкомату
Виктория Сергеевна позвонила мне сразу после «полицейского». Теперь связь была лучше, и я не напрягалась, чтобы ее расслышать. Она объяснила, что аферист из Сбера в любой момент может списать деньги с моей карты Тинькофф. Поэтому мне нужно скорее снять их в банкомате и положить в банковскую ячейку, которую уже создала для меня Виктория.
Я ответила, что лучше переведу деньги на карту мужа. Но она стала меня отговаривать: якобы так мошенник получит и его данные. Тут я вспомнила, что «полицейский» просил доверять Виктории, и согласилась пойти к банкомату.
Виктория сказала, что с этого момента мы должны с ней непрерывно оставаться на связи — в целях безопасности. Не обязательно держать телефон у уха, можно положить его в карман, но не сбрасывать звонок. С этим мне тоже пришлось согласиться.
Ближайший банкомат Тинькофф был в 40 минутах пешком. Мне ужасно не хотелось идти так далеко, но я верила, что это необходимо. Я быстро оделась и наконец растолкала мужа: дома был наш 11-месячный сын, и я не могла оставить его без присмотра. Я сказала мужу, что мне нужно срочно уйти и что это очень важно. Он пытался меня расспрашивать, но я уже вылетела из квартиры: магазин, где находился банкомат, мог закрыться в любой момент.
Всю дорогу Виктория действительно была на связи. Если звонок случайно сбрасывался, она тут же перезванивала с нового московского номера. Мы почти не разговаривали, только иногда она спрашивала, все ли нормально и далеко ли еще идти. Уже потом я поняла, зачем это было нужно: по дороге мне звонил муж, а я не могла ему ответить. И Виктория не давала мне остаться наедине с собой, собраться с мыслями и проанализировать ситуацию.
Но сделать это мешал еще и страх за сына. Я все время боялась, что из-за температуры муж уснет и с ребенком что-то случится. А то, что происходило со мной, отошло на второй план.
Как перевела деньги в «банковскую ячейку»
Что только Виктория мне не говорила! Даже то, что эти деньги принадлежат не мне, а банку и даже самому Олегу Тинькову. И что если я оставлю их, то присвою чужое и меня осудят за кражу. Почему деньги теперь не мои, она тоже как-то объяснила, но я не помню эти подробности.
В итоге она надавила на жалость: сказала, что, как и я, действует по инструкции ОВД. И если я не переведу деньги, то накажут нас обеих. А заодно напомнила, что я под запись обещала выполнять ее инструкции. Тогда я сдалась.
Напоследок я только спросила, отобразится ли в моем личном кабинете, что я положу деньги в ячейку. Виктория ответила, что перевод отобразится только через сутки, но обещала сразу прислать в «Вотсап» подтверждающий документ.
Я выбрала в банкомате опцию «Отправить перевод» и ввела 16-значный номер «ячейки», который продиктовала Виктория. На экране отобразилось, что это номер обычной банковской карты «Виза», но меня это почему-то не смутило. А в уголке был значок банка «Уралсиб» — Виктория сказала, это партнер Тинькофф. Я поверила, вложила в банкомат наличные и нажала кнопку «Отправить». После этого Виктория дежурно меня поблагодарила, пожелала хорошего вечера и отключилась.
Не понимаю, как я сразу не осознала, что перевожу деньги не в защищенную ячейку, которую создала полиция, а на обычную банковскую карту физического лица
Что мне сказали в службах поддержки банков
Когда я вышла из магазина, то дала волю панике. Меня всю трясло, и я не верила, что только что перевела мошенникам такую большую сумму.
Я стала писать и звонить в службы поддержки банков: Сбера, Тинькофф и «Уралсиба» — чтобы убедиться, что меня не обманули. Но везде говорили, что это был развод и нужно идти уже в настоящую полицию.
В Сбере подтвердили, что никто не пытался снять деньги с моей карты. И что их сотрудник не стал бы спрашивать ее номер. На всякий случай эту карту заблокировали, чтобы аферисты не воспользовались ею позже.
В Тинькофф зарегистрировали мое обращение, но не могли отменить перевод: я же сняла деньги с карты банка и внесла на счет мошенницы наличные.
Банк «Уралсиб» тоже не мог просто так списать деньги с карты своего клиента и отправить мне, даже если бы я переводила их со счета. Для этого нужен был официальный запрос из полиции, но и потом не факт, что банк вернул бы мне деньги.
Как я общалась с оперуполномоченным и следователем
Дома я рассказала все мужу, и он позвонил в районное отделение полиции. Оперуполномоченный сразу сказал, что про деньги можно забыть: вернуть их нереально, потому что мошенники переводят их за рубеж или на криптокошельки. Но обещал приехать к нам на следующий и записать показания.
На следующий день в восемь утра он был у нас. Посмеялся над моей историей и сказал, что в полицию поступают десятки таких обращений. И открытым текстом заявил, что преступников вряд ли найдут.
Полицейский без особого интереса расспросил меня о том, что случилось, записал мой рассказ и номера, с которых мне звонили. Я сказала, что ночью пыталась набирать их, но оказалось, их уже не существует. Работал только один — мобильный, с которого мне в «Вотсапе» прислали «документ». После этого оперуполномоченный попрощался со мной и ушел.
Через два с половиной месяца мне позвонили из полиции и пригласили повторно дать показания. Оказалось, недавно мошенники так же выманили у пенсионера 1,5 млн рублей, и полиция решила, что эти эпизоды связаны.
Я пришла и на этот раз разговаривала со следователем. Он вел себя более профессионально: внимательно слушал, что-то записывал, уточнял детали и не смеялся. В конце следователь сказал, что есть небольшой шанс найти преступников и вернуть деньги пострадавшим. Но с тех пор прошло полгода, и никаких новостей я не получала.
Что я потом узнала от мошенника
Ночью, после того как я отправила деньги, я списалась с мошенниками в «Вотсапе» по номеру, с которого пришел «документ». Он действует до сих пор. Мошенник представился Сергеем, оказался общительным, попереписывался со мной и явно был уверен, что полиция ничего ему не сделает.
Сначала он издевался: говорил, чтобы в следующий раз я быстрее шла к банкомату. И чтобы я заходила к нему на чай в главный офис Сбера. Потом признался, что ему 20 лет и на таких разводах он очень много зарабатывает. И что никакая официальная и законная работа не дала бы ему такой доход.
Мошенник сказал, что на развод ведутся многие, но в основном пенсионеры. И у них всегда самые большие сбережения. Что иногда ему их жалко, но он все равно не собирается «увольняться» с такой прибыльной работы. После этого мы больше не переписывались.
Какие выводы я сделала
Деньги, которые я перевела мошенникам, были отложены на мебель. Мы внесли за нее аванс, и он бы сгорел, откажись мы от заказа. Так что нам пришлось взять кредит. Сейчас мы его выплатили, я наконец успокоилась и уже не жду, что мне что-то вернут.
Но я много вынесла из этой истории и делюсь с вами своими выводами.
Мошенники — рядом. Раньше, когда я слышала об аферах, то думала, что мошенники где-то далеко и вряд ли позвонят именно мне. И что они охотятся в основном на пенсионеров, а молодых обходят стороной.
Но это оказалось не так: преступники могут добраться до любого и застать врасплох. Вот мне позвонили, когда муж спал, а я была одна с маленьким сыном. Я отвлекалась на него, и мое внимание рассредоточилось. К тому же за два года в декрете я расслабилась и отвыкла быть начеку. Я общалась только с близкими и забыла, что не все люди на свете желают мне добра.
Мы сами выбалтываем информацию о себе. Аферисты не знали, где я живу, сколько у меня денег и картой какого банка я пользуюсь — все это я рассказала сама. Я даже не помню, как они сначала ко мне обращались: по имени, имени и отчеству или просто «вы». Но в «документе» потом появились мои полные данные — потому что я их назвала. Специалисты по переговорам называют это «рассыпать бобы», то есть случайно выболтать важную информацию.
Нужно доверять близким. Мошенники были очень профессиональны: подменили номер телефона и сумели надавить на совесть. Ведь в итоге я перевела деньги, когда побоялась подставить «Викторию Сергеевну». Для меня был только один способ не поддаться — рассказать все мужу, но я этого не сделала. Зато теперь знаю, как важно доверять близким и спрашивать у них совета.
В общем, не повторяйте моих ошибок и будьте бдительны. А главное, расскажите мою историю своим пожилым родственникам и попросите сразу класть трубку, если «сотрудник банка» просит назвать номер карты. Как признался мне мошенник, пенсионеры — самые уязвимые жертвы.