Украли деньги с карты сбербанк что делать как
Суд, полиция или банк? Куда обращаться, если похитили деньги с карты
В России участились случаи воровства денег с банковских карт. Мошенники использую для этого популярные сервисы – «Авито», «Юла», «Бла-бла-кар» и другие. Bankiros.ru узнал у экспертов, как не лишиться кровно заработанных, и что делать, если такая ситуация все-таки произошла.
Вице-президент QBF Максим Федоров объяснил, что данные банковской карты – это доступ к банковскому счету клиента. При совершении покупок или операций онлайн, то есть без посещения банковского офиса, идентификация клиента происходит через ввод личных данных (номера, срока действия защитного кода, имени владельца карты), а подпись в доказательство сделки производится через указание кода – это цифровая электронная подпись клиента.
Эксперт уточнил, что списание денег со счета помимо воли клиента может произойти несколькими путями:
Как действовать, если деньги пропали?
По словам Федорова, дальнейшие действия, и во многом результат, зависят как раз от того, каким образом произошло списание.
«В первую очередь во всех случаях следует обратиться в банк с заявлением, который проведет проверку и установит степень вины владельца карты. Если выяснится, что клиент виноват (а это первые два случая из вышеуказанных), то в таком случае у финансово-кредитного учреждения отсутствует обязанность вернуть средства клиенту», – сказал собеседник Bankiros.ru.
Он пояснил, винить банк не стоит, ведь он выполнил свои функции надлежащим образом, провел платежи, получив корректные и верные данные клиента, которые он сам предоставил, либо способствовал этому.
Если деньги клиент перевел третьему лицу по ошибке, то шанс на их возврат есть, считает Федоров. Он советует потребовать у получателя возврата, а в случае отказа, можно обратиться в суд с заявлением о возврате неосновательного обогащения, указав ответчиком получателя средств.
«Если клиент докажет банку, что никаких действий не совершал, а деньги списаны несанкционированно, то банк вернет деньги», – сказал эксперт.
В какой срок вернут похищенные деньги?
По словам Федорова, каждый банк устанавливает свои сроки на рассмотрение подобных заявлений и на возврат – как правило, они не превышают месяца. Если же будут признаки преступления (мошенничества), то вопросом займутся правоохранительные органы. Вернет ли в данном случае деньги банк, зависит от обстоятельств перевода.
Нужно ли обращаться в полицию?
Директор центра противодействия мошенничеству АО НИП «Информзащита» Игорь Шульга отвечает на этот вопрос положительно.
Он предупредил о важном нюансе: заявление нужно подавать через дежурное окошко и получить в ответ квитанцию-талон КУСП (Книга учета сообщений о происшествиях).
По его словам, банк, скорее всего, откажет в заявлении, что будет верно, так как это будет соответствовать договору и правилам пользования картой, которые клиент подписал и принял. В этом случае нужно написать еще одно заявление в банк с приложением КУСП. Параллельно необходимо обратиться в Центральный банк России и сообщить о том, что согласно 161-ФЗ банк обязан был, но не предпринял действий по выявлению и блокированию подозрительной операции по его карте, так как никаких уведомлений или звонков от банка на их подтверждение клиент не получал.
Если от ЦБ придет ответ с регистрационным номером, то его нужно указать в повторном заявлении в банк.
«Если отказ, то подаем заявление в суд на нарушение банком 161-фз и сопутствующих ФЗ», – сказал Шульга.
Может ли помочь прокуратура?
Шульга предупредил, что в прокуратуру можно подать только на бездействие следователя. В любом случае потерпевшему нужно приготовиться к тому, что сроки таких разборок могут затянуться значительно, если включается суд.
«Возможно банк, увидев обращение в ЦБ и полицию, как-то и смягчит свою позицию и пойдет на встречу. Однако если банк крупный, то шансов мало, так как сотрудники претензионного отдела свой хлеб не зря едят, им незачем свои KPI занижать и расходы банка увеличивать», – отметил Шульга.
Как не стать жертвой мошенников?
Чтобы подобных ситуаций не случалось, следует знать и четко соблюдать правила безопасного использования карт, которые есть на всех официальных сайтах банков, советует Федоров. Также, по его словам, не лишним будет установить дополнительные факторы защиты от мошенников: ежедневные лимиты на списание денег, например, или воспользоваться страхованием денежных средств на банковских картах.
«Такую услугу предлагает большинство финансово-кредитных учреждений. Но в случае нарушения правил пользования картой клиентом и его вины, даже при наличии страховки, в выплате возмещения будет отказано», – предупредил собеседник Bankiros.ru.
В качестве защиты от мошенников Шульга посоветовал пользоваться специальными виртуальными картами или просто отдельной картой, на которые переводить только необходимую сумму на одну покупку.
Ранее Bankiros.ru рассказывал, как житель Нижнего Новгорода лишился более 70 тысяч рублей, оплатив поездку на ресурсе «Бла-бла-кар».
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Полиция информирует: что делать, если с банковской карты украли деньги
МВД России и Банк России подготовили памятку для граждан.
Пришло СМС, что с карты списали деньги, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали. Вероятно, ваша карта или ее данные попали к мошенникам. Что делать и можно ли вернуть похищенное?
Если коротко, то нужно: немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали.
Если вы соблюдали правила использования карты, в частности не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велик шанс вернуть украденные деньги.
А теперь разберем по шагам, что нужно будет сделать.
1. Заблокировать карту
Чтобы отрезать мошенникам доступ к оставшимся деньгам на карте, ее нужно немедленно заблокировать. Сделать это можно разными способами:
Через мобильное приложение банка. Если оно у вас установлено и там есть опция блокировки карты, найдите в приложении нужную карту и выберите команду «Заблокировать».
По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка. Лучше заранее сохранить этот номер в телефоне, чтобы не тратить время на поиски. Оператор службы техподдержки попросит назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, которое он вам вышлет. После этого сотрудник банка заблокирует карту.
В онлайн-банке. Зайдите в личный кабинет на сайте банка, найдите опцию «Заблокировать карту» и подтвердите свое действие кодом из СМС.
По СМС. Некоторые банки позволяют блокировать карты по СМС. Обычно для этого надо отправить на короткий номер банка кодовое слово (например, «блокировка») и через пробел последние четыре цифры номера карты. Если у вас только одна карта, то цифры можно не вводить — банк и так поймет, о какой карте речь. Вы получите код, который надо снова отправить на номер банка для подтверждения блокировки.
2. Сообщить о краже и оформить возврат денег
По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия:
Сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Не успеете — банк имеет право вам отказать.
Не нарушали правила безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Если банк докажет обратное, то не вернет вам украденные деньги.
Как именно вы должны сообщить о краже — по телефону или лично в отделении — прописано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора.
Но в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то по закону служебное расследование может длиться максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней.
По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
Но возможны и другие варианты развития событий:
Банк согласился вернуть деньги, но затягивает перечисление средств
Часто банки указывают срок возврата денег в договоре. Например, это может быть 30 или 60 дней. Если за это время банк не пополнил ваш счет, можно обращаться в суд.
Если же в договоре с банком сроки не установлены, то банк должен выполнять требования Гражданского кодекса. Статья 314 предписывает всем (в том числе банкам) выполнять свои обязательства «в разумный срок». Этот «разумный срок» вы и банк можете понимать по-разному. Но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования.
Другими словами, вы можете подождать пару недель, если за это время деньги не вернут, то идите в банк писать заявление. В нем со ссылкой на Гражданский кодекс нужно потребовать перечислить украденную сумму в срок до семи дней.
Банк отказался возвращать деньги
В этом случае первым делом нужно потребовать от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. Если банк такой отказ не выдаст или выдаст, но обоснование вам покажется неубедительным, стоит обратиться в суд. Если вы не нарушали договор с банком и вовремя сообщили о незаконной операции, скорее всего, суд примет решение в вашу пользу и деньги вам все-таки вернут.
Что делать, если банк не уведомил меня о незаконной операции? Можно ли в таком случае вернуть деньги?
По закону банк обязан уведомлять вас обо всех операциях по карте. Каким именно способом он это делает, прописано в вашем договоре. Это могут быть СМС-оповещения, письма по электронной почте или другие способы.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через месяц или год после того, как она произошла.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Как защитить деньги на карте от мошенников?
Всегда следуйте нескольким главным правилам владельца карты:
Контролируйте операции по счету. Например, подключите услугу СМС-информирования по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу получать уведомления о каждой операции по карте. Вместо СМС-сообщений можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка. Они всегда бесплатны и не засоряют память телефона. Но в этом случае важно следить, чтобы у вас всегда был подключен мобильный интернет. Иначе push-уведомление можно получить с серьезным опозданием и не успеть вовремя сообщить банку о краже денег.
Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Например, если вам звонят «из службы техподдержки банка» или «менеджер банка» говорит о том, что ваша карта якобы заблокирована, не стоит сообщать им данные своей карты. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию, такую как ПИН-код или CVC-/CVV-код.
«Однажды мне пришло сообщение от банка, в котором я получаю зарплату. Текст типа такого: «Карта заблокирована из-за сомнительных операций». Там были почти все мои деньги на тот момент, я сразу перезвонил по номеру, который был в конце сообщения. »
Будьте бдительны, не наступайте на чужие грабли!
Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль. Стоит также следить за тем, чтобы с камер наблюдения не было видно, как вы набираете ПИН-код.
Заходите только на проверенные сайты и никогда не кликайте по ссылкам из писем неизвестных «доброжелателей».
Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других проблемах с картой. Для этого звоните на горячую линию банка — и только на нее. Телефон для экстренной связи всегда указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка.
С сентября 2018 года банки могут приостанавливать денежные переводы и платежи с карт, если они выглядят подозрительными. Такие правила безопасности прописаны в новом законе.
Сомнения у банка может вызвать платеж в другой стране, особенно если раньше клиент за границу не ездил. Или если вдруг с карты пытаются списать необычно большую сумму. А если с одной и той же карты вдруг одновременно идет «веерный» перевод сразу на несколько других карт, это точно повод для банка остановить транзакции и временно заблокировать карту.
Основные признаки подозрительных операций определил Банк России, а банки имеют право дополнить их собственными критериями — по итогам мониторинга поведения своих клиентов.
Если операция попала в число подозрительных, банк обязан немедленно связаться с клиентом, чтобы выяснить, действительно ли он давал согласие на этот платеж или перевод.
Если банк не получит ответ в течение двух дней, то разблокирует карту и проведет транзакцию. Если же клиент подтвердит операцию, то и платеж, и карту разблокируют немедленно. Ну, а если владелец карты сообщит, что не делал этот платеж, банк отменит операцию и предложит перевыпустить карту.
Что делать, если сняли деньги с карты Сбербанка
Мошенники становятся все изобретательнее, и находят все новые и новые способы украсть деньги у клиентов Сбербанка. Но кроме них возникают и другие ситуации, при которых со счета списываются средства без уведомления или с ним. Рассмотрим все ситуации, а также действия клиента для того, чтобы минимизировать потенциальные потери.
Причины пропажи денег без уведомления
Существует несколько основных ситуаций-причин, из-за которых со счета клиента Сбербанка могут списываться деньги. Первым и наиболее распространенным вариантом являются банковские махинации. Но кроме них есть и другие причины.
Банковские махинации
Если списали деньги с карты Сбербанка без всяких на то причин и клиент действительно никому не передавал данные своего платежного средства сознательно, то возможны только 2 основных варианта: фишинг и скимминг.
Фишинг
Это один из современных терминов, связанных с мошенничеством. Суть в том, что злоумышленники для того, чтобы получить данные клиента Сбербанка (например, для входа в личный кабинет) подменяют официальные страницы банка на поддельные. Выглядят они точно так же, как и оригиналы, но связаны не с серверами официального банка, а с серверами мошенников. На них и поступают данные, необходимые для входа в личный кабинет. Например:
Единственный способ защититься от такой проблемы – всегда проверять электронный адрес. Также крайне рекомендуется переходить в Сбербанк Онлайн исключительно с официальной страницы банка.
Скимминг
Этот термин определяет копирование данных карты при помощи специального устройства. Например:
В данном случае проблема заключается в том, что сверху официального банкомата установлено специальное устройство, которое подменяет собой сигналы банкомата и передает данные мошенникам. Иногда операция проходит успешно, и клиент ни о чем не подозревает, ведь скимминговое устройство находится просто в состоянии сбора информации. Мошенники могут ею воспользоваться в любой момент. Защититься от такой проблемы достаточно сложно, так как неспециалист вряд ли сможет обнаружить невооруженным взглядом отличия от оригинального банкомата. С другой стороны, за этим должен следить сам Сбербанк. Таким образом, если подобная проблема возникла, нужно немедленно связываться со службой поддержки.
Просрочки и задолженности
Еще одной причиной списания средств со счета клиента являются существующие задолженности. Если человек взял кредит или имеет какой-то другой долг (например, неоплаченный штраф, алименты и так далее) и на его другом счету есть деньги, в конечном итоге Сбербанк спишет эти деньги в счет погашения задолженности. На такую операцию согласие клиента не требуется, так как производится погашение долга, появление которого клиент сам и допустил.
Например, человек взял кредит в Сбербанке и не выполняет свои обязательства. Но на его карточном счету есть определенная сумма. Сначала Сбербанк будет просить (а потом и требовать) произвести погашение добровольно. Если это не поможет, то в конечном итоге банк обратиться в суд и получит право списывать средства с других счетов клиента для погашения долга (а иногда и обращение в банк не требуется, если такая возможность предусмотрена условиями договора на обслуживание счета, который клиент сам же и подписывал).
Деньги украдены с карты Сбербанка
Если деньги действительно украдены с карты Сбербанка, а не были направлены на другой счет для погашения долга, то есть определенные инструкции и действия для того, чтобы решить проблему.
Если средства были переведены
Если деньги были переведены со счета клиента на другой счет, нужно:
Чем быстрее будет составлено заявление, тем выше вероятность того, что средства вернут в полном объеме. У Сбербанка есть определенный срок, пока деньги еще можно вернуть после перевода. Следует учитывать тот факт, что мошенники обычно предпочитают сразу же после перевода снимать все со своего счета, чтобы никто не мог забрать у них украденное. В такой ситуации Сбербанк будет обязан возвращать всю сумму из своих средств, так как именно он отвечает за все проблемные ситуации такого плана.
Если деньги сняли с карты в банкомате
Если банкомат оснащен скимминговым устройством, то это тоже вина банка. Как следствие, средства должны вернуть точно так же, как и в ситуации, описанной выше. Инструкция идентична представленной ранее.
Отдельно нужно учитывать те варианты, когда банкомат просто перестал работать в ответственный момент (например, произошел системный сбой). Это бывает крайне редко, но такая вероятность все равно остается. Получается, что клиент заказывает выдачу наличных в устройстве, забирает карту, но деньги не получает. Необходимо немедленно связываться со службой поддержки и точно так же описывать ситуацию. Такие проблемы решаются намного быстрее, чем в случае с мошенниками, ведь средства на самом деле никуда не делись, они остались в банкомате и Сбербанк может их вернуть на счет клиента.
Действия судебных приставов
Если средства были списаны судебными приставами (об этом может быть сообщено в уведомлении о списании или лично оповестит менеджер банка), то первым делом нужно убедиться, что для этого нет никакой причины. Например, если человек действительно должен платить алименты, но не делает этого, то списание будет абсолютно правомерным, и никто ничего возвращать не будет. Если же произошла ошибка, то необходимо:
Средства списаны банком
Если деньги по непонятной причине списал сам Сбербанк, то нужно:
Как доказывает практика, лишь в единичных, очень редких случаях Сбербанк ошибочно списывает деньги с неправильного счета. Почти всегда есть вполне реальная и обоснованная причина (чаще всего – долг по кредиту).
Как обезопасить свои средства
Самый простой способ обезопасить свои средства – снимать их в наличном виде полностью. Но в современных реалиях это не всегда возможно и крайне редко удобно для клиента. Таким образом, необходимо предпринять все возможные меры для защиты данных пользователя: никому, никогда и ни при каких условиях не предоставлять данные счета, карты, логин, пароль и так далее. Даже сотрудники банка не должны знать эту информацию. Кроме того, у Сбербанка есть еще одна удобная система, которая также поможет в любой ситуации: страхование от мошеннических операций. Это платный сервис, но он стоит своих денег. Если такая функция у клиента подключена, то при возникновении спорной ситуации с перечислением средств без разрешения клиента, банк моментально возвращает на счет всю утерянную сумму. С мошенниками и своими расходами он будет разбираться уже самостоятельно, владельца счета это волновать не должно.
Финансовая грамотность. Что делать, если пропали (украли) деньги с банковской карты?
В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе» операторы по переводу денежных средств (организации, которые в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств; в данной статье под такими организациями понимаются банки) обязаны информировать клиентов о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (банковской карты) путем направления клиентам соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентами. Следует помнить, что уведомление в ненадлежащей форме чревато освобождением банка от обязанности возмещать потери.
Прямого указания о немедленной отправке банками бесплатных смс-сообщений в Законе не содержится, поэтому банки сохранили возможность оставить услугу смс-оповещения платной. Более того, смс-информирование с помощью услуги «мобильный банк» предоставляет более широкий круг возможностей, чем простое информирование об операциях (например, услуга «автоплатеж»).
Как следует из п.11 статьи 9 Закона в случае утраты банковской карты и (или) её использовании без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление банку в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты банковской карты и (или) её использовании без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции. Иными словами, следует немедленно заблокировать банковскую карту, уведомив банк о незаконном снятии денежных средств в максимально короткие сроки. При этом обязательно сохранять доказательства уведомления банка.
П.12 статьи 9 Закона говорит о том, что банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента, после получения указанного уведомления.
В силу положений п.14 статьи 9 Закона если банк исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с п. 4 статьи 9 и клиент не направил банку уведомление в соответствии с п. 11 статьи 9, банк не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
Итак, потребитель вправе рассчитывать на компенсацию денежных средств только в случае своевременного уведомления банка об утрате банковской карты либо её использовании без своего согласия.
В соответствии с п. 15 статьи 9 если банк исполняет обязанность по уведомлению потребителя о совершенной операции в соответствии с п.4 статьи 9 и потребитель направил банку уведомление в соответствии с п.11 статьи 9, банк должен возместить потребителю сумму указанной операции, совершенной без согласия потребителя до момента направления потребителем уведомления. В указанном случае банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования банковской карты, что повлекло совершение операции без согласия потребителя. Таким образом, бремя доказывания Законом возложено на банк, что существенно облегчает положение потребителей по сравнению с прежними нормами, когда именно пострадавшему нужно было доказывать отсутствие факта нарушения со своей стороны.
Если банк не исполняет своей обязанности по информированию клиента о совершенной операции, он обязан возместить клиенту сумму такой операции (п. 13 статьи 9 Закона). Такое положение основано на нормах законодательства о защите прав потребителей.
В этом случае можно воспользоваться статьей 314 гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой обязательство, срок исполнения которого не определен, должно быть исполнено в разумный срок. А если этого не произошло, то в течение 7 дней с момента предъявления требования о его исполнении.
Таким образом, если списанные (украденные) деньги не вернулись на банковскую карту, например, в течение десяти дней, нужно передать банку письменное требование перечислить средства в течение 7 дней со ссылкой на статью 314 ГК РФ.
Необходимо отметить, что в ситуации, когда владелец банковской карты утерял карту, а пин-код карты был, к примеру, написан на ней самой и кто-то снял деньги, то, скорее всего, это будет рассматриваться как снятие денег с ведома владельца (по операциям, совершенным до подачи им уведомления в банк об утере), поскольку именно клиент должен обеспечить сохранность кода от посторонних. Напротив, если денежные средства сняли с помощью мошеннических действий, следует обратиться с заявлением в полицию, обязательно уведомив банк письменно. В полиции обязаны возбудить уголовное дело, признать владельца банковской карты потерпевшим в установленном порядке, выдав на руки копии постановлений о возбуждении уголовного дела и о признании потерпевшим.
Действующим законодательством закреплено право граждан на судебную защиту законных прав и нарушенных интересов. Так, если обращение в банк с письменной претензией, направленной заказным письмом с уведомлением о вручении (с сохранением почтовых документов и ксерокопии претензии) о добровольном возмещении соответствующей денежной суммы, снятой с карты, не дало результатов, следует обращаться в суд в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-Ι «О защите прав потребителей».
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89