Украинцы что за нация
Украинцы — самобытный славянский народ
Украинцами называют восточнославянский этнос, составляющий основное население Украины. Это государство, расположенное в Восточной Европе. Украинцы имеют богатый этнический состав, включающий полесский этнос, народности западных украинских территорий. Родственными народами являются русские, белорусы. Все эти этногруппы имеют общие корни, традиции, обычаи.
Численность
Украинский народ относится к одним из самых многочисленных общностей среди славянских. Он находится на третьем месте по количеству населения (1 — русские, 2 — поляки). Всего в мире украинцев насчитывается 45 000 000.
Где живут
Многие представители украинского этноса проживают у себя на родине — около 37 000 000 человек. Остальные расселены по разным странам мира. Самые большие группы находятся в таких странах:
Немногочисленные диаспоры есть в различных европейских странах (от 120 000 до 30 000).
Украинцы разговаривают на украинском языке, также подавляющее большинство хорошо знает русский и общается на нем. В украинском выделяют три наречия по территориальному признаку:
Название
Долгое время предков современных украинцев, равно как и других восточных славян, называли словом «русины». Первое упоминание об этом восходит к 10 веку. Средневековые летописцы Польши, Литвы, других государств под термином «руськи люди» объединяли славянские племена, среди которых были древляне, поляне, хорваты, уличи, тиверцы. Также называли сами себя и жители украинских территорий. Этот термин перестал существовать только к середине прошлого века. Название «Украина», по которому народ стали называть украинцами, произошло от древнерусского «оукраина». Это слово означало пограничные земли (лежащие на окраине) с другими регионами. Термин применялся к разным областям Руси. Например: псковская, сибирская украина. При этом людей, живших на приграничных территориях, именовали украинниками. Ряд историков предполагает, что этноним произошел от слова «край», в значении «регион, заселенный людьми». Здесь имеется в виду отдельный территориальный субъект. Применительно к современному украинскому этносу термин «украинцы» стал использоваться сравнительно недавно, только в 20 веке.
История
Многие историки считают, что украинцы происходят от единой древнеславянской народности, наряду с другими славянскими народами, которая затем распалась на отдельные этногруппы. Украинская нация складывалась между 12 и 15 веком на основе народов, живших на территории Киевской Руси. Люди, заселявшие эти земли, периодически подвергались нападениям тюрков и монголов, которые вытесняли их оттуда. Затем эти регионы населялись вновь. После распада Киевской Руси эти территории входили в состав Литовского княжества, Речи Посполитой, потом их поделили Российское и Австрийское государства. Часть земель некоторое время принадлежала татаро-монголам. Все эти народы оказали влияние на культуру, антропологию украинцев.
Внешность
Антропологически украинцы принадлежат к европеоидной адриатической расе. Некоторые ученые находят расовые отличия внутри этногруппы и разделяют ее на 3 вида:
Различия определяются разницей в росте, оттенках глаз и волос. Другие ученые четко разделяют украинский народ на 2 основных типа: адриатический (преобладающий на юге страны) и альпийский. Большинство этнографов существенных различий не находит и говорит об однообразии черт у населения. Основное население Украины, наряду с белорусами, русскими, поляками, обладает характерной для славянских народов внешностью. Их отличает высокий рост, хорошее телосложение.
Украинские мужчины всегда славились крепкими и статными фигурами, а женщины — пышностью форм. Преобладает русоволосый тип со светлыми глазами, но в некоторых областях встречаются черноволосые и кареглазые люди. Украинские девушки известны своей привлекательностью во всем мире. Это большеглазые светловолосые красавицы с жизнерадостными улыбками.
Жизнь
Семейный уклад
В средневековый период на Украине были распространены большие семьи, члены которых жили под одной крышей. Обычно в семье имелось несколько детей, которые помогали взрослым во всех работах. Слово отца было беспрекословным. Он распределял обязанности, каждому давал какое-нибудь дело. Летом родители работали в поле до вечера, там же обедали. Вечером ухаживали за скотом, ремонтировали инструменты. Зимой женщины шили одежду, ткали, вышивали. Тяжелую работу выполняли мужчины, женское население помогало во всем. Кроме того, на женщинах лежали заботы по хозяйству. За женскую работу (приготовление еды, стирка, уборка) мужчины никогда не брались. Часто родителям было некогда смотреть за маленькими детьми, поэтому о них заботились старшие. Мать и отца очень уважали, было распространено обращение к ним на «Вы».
Брак обычно заключался по выбору родителей, но с согласия жениха. Важным этапом свадьбы было сватовство. Сватов выбирали из пожилых людей, которые обладали способностью уговаривать. Если девушка была согласна, устраивали смотрины. Родственники невесты шли в дом жениха, посмотреть, где она будет жить. Родители жениха ставили угощение, затем обговаривали условия свадьбы. После помолвки устраивался девичник, чтобы невеста простилась с девичьей жизнью. Замужние женщины пекли каравай для молодых, который символизировал богатство в семье. Также существовал обряд расплетания косы. При этом пели песни, мать невесты оплакивала уход дочери из дома. По дороге к дому невесты гости требовали у жениха выкуп. Его могли просить несколько раз до самого дома. После первого танца начиналось застолье. На следующий день свадьба продолжалась. Родственники жениха приносили подарки, невеста раздавала угощение.
Жилище
Наряду со срубными избами по типу русских, на Украине были распространены мазанки. Такие жилища делали в южных, степных регионах, где наблюдался недостаток леса. Стены дома собирали из плетенок, сделанных из веток, иногда материалом служил необожженный кирпич. Затем делали состав на основе глины, смешанной с соломой. Его густо наносили на плетенку или кирпичные стены. Затем стены белили, причем делали это и внутри, и снаружи. Четырехскатную крышу покрывали пучками соломы или камыша. Наружные стены домов расписывали растительными узорами. Часто их наносили и на внутренние стены хаты.
У украинцев было особое отношение к печи. Ей приписывали чудодейственные силы, считалось, что она защищает от нечисти. В печи не только готовили еду, на ней спали, сушили одежду, зерно, лечили от болезней. Возле нее нельзя было ссориться, произносить бранные слова, запрещалось плевать в огонь. Печь белили, украшали узорами. Ее покрывали изразцами, бумажными раскрасками. Интерьер украинской хаты отличается красотой. Цветы, растительный орнамент присутствовали повсюду. Ими расшивали рушники, наволочки, скатерти. Вышитые полотенца, салфетки развешивали по всему дому. На полочках расставляли расписную керамическую посуду.
Одежда
Народный костюм украинцев похож на русскую национальную одежду. У мужчин он состоит из рубахи и штанов. Их шили из льна или конопляных волокон и сукна (зимой). Рубашки кроили просторными, с разрезом спереди. Он дополнялся стоячим или небольшим отложным воротником. По краям разрез отделывали цветной тесьмой, вышивкой. Также декором украшали манжеты, воротник, низ рубахи. В отдельных областях рубашку заправляли в штаны, переняв эту традицию у азиатов. Штаны свободного кроя подпоясывали ремнем. Украинские казаки носили объемные широкие штаны, в которые снизу вставлялась мотня — ластовица, обеспечивающая свободу движений. В холодное время надевали суконные кафтаны, овечьи кожухи.
Женская национальная одежда имеет больше деталей. Блуза кроилась длинной, имела 2 части, нижнюю делали из холста. На праздники надевали другие блузки, цельного покроя. Их украшали вышивкой спереди, по рукавам, воротнику. Нарядные блузы шили из тонких материалов (поплина, шелка). В качестве декора применяли ленты, тесьму, цветную вышивку. Была распространена черно-красная гамма, яркие узоры с применением желтых, зеленых, красных оттенков. Юбки имели разную форму: узкие, с запахом и расклешенные. Под широкие часто надевали подъюбник. Сверху надевался расшитый передник, яркий широкий пояс с длинными концами.
В разных регионах носили длинные свободные безрукавки или укороченные, в талию. Для защиты от холода служил суконный кафтан — свитка и кожух из овчины. Замужние женщины накрывали волосы платком, незамужние заплетали волосы в косы и надевали венки, которые украшали цветами, лентами. На ногах носили лапти, кожаные постолы, сапоги из сыромятной кожи. Девушки дополняли нарядный костюм множеством длинных и коротких бус. Популярным украшением было монисто, ожерелья из стекла, драгоценных камней.
Традиции
Украинцы отмечают все славянские языческие праздники, присутствующие у родственных им народов, а также христианские. За год набегает внушительное число праздничных дат. Самые значительные из них:
Важное значение имели рушники — домотканые полотенца с определенным орнаментом. На них вышивали узоры, являющиеся сакральными символами. Популярный символ — дерево жизни, означающий мировое древо, основу всего живого. Существовали отдельные рушники для свадьбы, похорон, купания новорожденного, встреч важных гостей. Этот предмет интерьера имел обрядовое значение. С рушником начинали полевые работы, ими обменивались в знак закрепления договора.
Хорошие климатические условия, сложившиеся на территории Украины, способствовали богатству и разнообразии ее кухни. В Средние века уже было известно множество вкусных блюд, которыми славились местные повара. Еда состояла из мясной и растительной пищи, рыбы, мучных изделий, молочных продуктов. Для приготовления мясных блюд использовались: свинина, говядина, баранина, мясо дикого кабана, кролика, кур, уток. Была популярна дичь: куропатки, рябчики, тетерева. Одним из самых популярных продуктов является сало. Его готовят во всех возможных видах: сыровяленое, копченое, вареное, жареное, маринованное. На сале жарят картошку, мясо, добавляют его в разнообразные блюда.
В украинской кухне огромное множество растительных ингредиентов. Для приготовления вторых и первых блюд широко используются корнеплоды, овощи, бахчевые культуры. Популярны каши, гарниры на основе зерновых и бобовых культур. На основе фруктов и ягод делают пироги, варенья, джемы, компоты, кисели. Мучные изделия пользуются почетом. Издавна украинцы пекли ржаной, пшеничный хлеб, делали галушки, блины, вареники. Разнообразной была не только праздничная еда, но и повседневная. В будни готовили сиченики — лепешки с мясным, рыбным фаршем, крученики — мясные рулеты с добавлением грибов; капусты, биточки, капустники. Не последнюю роль играли рыбные блюда: фаршированная щука, запеченный с гречкой карп, караси в сметане, уха — наваристая рыбная похлебка.
Интересные блюда украинской кухни:
Украинцы славятся приготовлением различных алкогольных напитков: пива, кваса, медовухи, домашних наливок, настоек. Это и всем известная горилка — национальный украинский самогон. В южных регионах делают домашние вина, водку на фруктах, ягодах. Радушные хозяева предлагают гостям массу разных напитков и угощений. Украинский народ известен своим гостеприимством и щедростью.
Откуда взялись украинцы? Кто они? Где их корни и какова их роль?
Украинские националисты не сразу взялись за бомбы. Этому предшествовали долгие исторические, культурные и философские споры. И, как это часто бывает, начались они с терминологии. Ведь еще сто лет назад у нации не было даже единого и общеупотребимого названия. В Российской империи теперешних украинцев называли малороссами.
Термин «малоросс» восходит к греческой традиции. «Малой» в те далекие времена называли саму Грецию, а «Великой Грецией» — все греческие земли вместе с присоединенными территориями Италии. Традиция говорить об Украине как о «Малой Руси» появилась в XIV веке для обозначения территории Галицкой православной епархии, которая в представлении церковных иерархов была главной на Руси. Со временем это название трансформировалось до Малороссии, утратило свой церковный смысл и распространилось для обозначения всего Поднепровья. Соответственно, жителей этих территорий стали называть малороссами.
Интересно, что многие выходцы из Малороссии обосновывали именно это самоназвание. Например, киевлянин, глава Синода и сподвижник Петра I Феофан Прокопович. Как объясняет один из крупнейших современных историков Алексей Миллер, продвигая этот термин и придавая ему значение малой родины, Прокопович пытался сблизить территории в рамках единой империи. Хотя бы на уровне топонимики.
Хотя первые ростки украинской национальной идеологии появились в конце XIX века, малороссийская идентичность начала формироваться раньше — в XVII-XVIII веках. Во многом тому способствовала Жалованная грамота дворянству Екатерины II, которая фактически уравняла казацкую старшину, правящий класс тогдашней Украины, с русским дворянством, чем вывела ее на верхушку социальной пирамиды империи.
Примеров успешных малороссов более чем достаточно: Александр Безбородко был министром иностранных дел России, Кирилл Разумовский возглавлял Академию наук, а фельдмаршал Иван Паскевич командовал Русской армией в войнах с поляками и турками. Роль малороссов была столь значительной, что Евгений Гребинка, автор романса «Очи черные», полушутя называл Петербург «колонией образованных малороссиян».
Вся вторая половина XIX и начало ХХ веков прошли в постоянных спорах и идеологических конфликтах между представителями политического украинства, ориентированного на отделение от России, и малороссийства, выступавшего за лояльность империи. Главным рупором украинцев в лице «Общества украинских прогрессистов» была газета «Рада». В Обществе состояли видные в будущем деятели украинского национального движения Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Владимир Винниченко и другие. Члены Общества отстаивали именно «украинское» самоназвание и идентичность.
Оппонентом «Рады» стал «Киевлянин», печатный орган Киевского клуба русских националистов, чьим патроном был премьер-министр Петр Столыпин. Русские националисты Киева отстаивали термин «малоросс» для обозначения будущих украинцев и выступали за их единство с великороссами. На страницах «Рады» они представлялись как черносотенцы, реакционеры и предатели собственной нации. Для «Киевлянина» украинские прогрессисты были мазепинцами, раскольниками, русофобами и агентами внешних сил. Под внешними силами подразумевались не только и не столько поляки, сколько Австрия и Германия.
В XIX веке деятели украинского национального движения спорили не только о названии, но и об истории, которую, впрочем, тоже нужно было правильно понимать. Первым государством на территории современной Украины была Русь — сначала Новгородская, затем Киевская. С этим никто не спорил, но дальше начинались разночтения.
В рамках российской исторической школы принято считать, что после снижения роли Киева в XII веке и начала междоусобиц, государственная традиция Руси переходит на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество, а впоследствии — к Москве, которая начинает собирать русские земли. Такую схему полностью отвергал профессор истории Львовского университета Михаил Грушевский. Он родился и вырос в Российской империи, однако в 28 лет переехал в Австро-Венгрию.
Там на рубеже XIX и XX веков он разработал собственную оригинальную концепцию историю Украины — Руси, которая в современной Украине стала официальной. Якобы Русь была исконным государством этнических украинцев. А после снижения роли Киева государственная традиция Руси перешла на земли Западной Украины, в Галицко-Волынское княжество.
Когда Галицко-Волынское княжество ослабло и его завоевали Литва и Польша, украинцы, по версии Грушевского, играли большую роль в управлении этими государствами. Правда, украинская знать со временем ополячилась и перешла в католичество, что заставило украинцев переориентироваться на православную Москву. Итогом такой смены ориентации стало подписание гетманом Богданом Хмельницким Переяславского договора о вхождении подконтрольных ему территорий (Гетманщины) в состав Русского царства в 1654 году.
Но затем, по мнению Грушевского, московские цари обманули и предали украинцев. Россия якобы постоянно ограничивала их свободу. Он утверждал, что и в Польше, и в России украинцы являлись или бесправными рабами, или же находились в оппозиции к правящему режиму. В работах Грушевского украинцы выступают отдельным от русских народом, имеющим собственные историю, традиции и культуру.
Западенцы
Грушевский и близкие ему украинские политики считали, что национально-освободительное движение на Украине начнется с Галиции (в ту пору часть Австро-Венгрии — прим. «Ленты.ру»), или Галичины, как они сами и большинство малороссов называли этот регион. Грушевский даже предложил именовать ее «украинским Пьемонтом». Пьемонт — регион на северо-западе Италии. Правящая там Савойская династия в XIX веке смогла изгнать иностранных правителей и объединить страну под своей властью. С тех пор Пьемонт стал нарицательным именем региона, с которого начинается культурное возрождение и объединение государства.
В начале ХХ века Михаил Грушевский даже издал несколько статей, обосновывающих право Галичины на первенство в украинском вопросе. По его мнению, в последнее десятилетие XIX века Галичина становится центром украинского движения, и в отношении украинских земель России играет роль культурного арсенала, где создавались и совершенствовались средства национального, культурного и политико-общественного возрождения украинского народа.
Но тут профессор Грушевский несколько преувеличивает. Дело в том, что тогдашняя Галичина являлась одним из беднейших регионов Европы, где украинцы занимали подчиненное положение. Знать была немецкой и польской, буржуазию формировали представители этих же народов, а также евреи. На социальной лестнице Галичины украинцам была уготована роль крестьян, слуг и подмастерьев. В отличии от Российской империи, в Австро-Венгрии украинцы не становились канцлерами, академиками и фельдмаршалами.
Иными словами, в Галичине не было условий для национального или культурного возрождения украинского народа, о котором писал Грушевский. В регионе не было украинских денег, которые могли бы поддерживать и защищать это возрождение. Однако там были другие деньги. Галичина еще с XIV века находилась под влиянием Польши.
После трех разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII века, этот регион перешел под контроль Австрии, однако поляки сохранили в нем привилегированное положение. Их не устраивала утрата независимости, ради восстановления которой они активно воевали в Наполеоновские войны, а также поднимали два крупных антироссийских восстания в XIX веке. Со временем, однако, польская сила стала мягче.
В частности, польский иезуит, историк Валерин Калинка в середине XIХ века организовал во Львове, столице подавстрийской Украины, интернат для лояльной украинской молодежи, воспитанной в греко-католичестве и подготовленной для борьбы с русофилами и православными. «Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский, — писал он. — Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Пускай Русь [Малороссия] останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической — тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы — и при Днепре, Доне и Черном море будет что-то иное».
Версию о польском влиянии на украинское национальное движение поддерживал и член Киевского клуба русских националистов и депутат Государственной Думы Василий Шульгин. В статье «Украинствующие и мы» он приводит высказывание еще ряда видных деятелей польского движения XIX — начала XX веков, которые выступали за развитие украинства для ослабления России. Зная отношение Шульгина к украинским прогрессистам, его можно было бы заподозрить в предвзятости, однако последующие события, в том числе и высказывания самих украинских национальных лидеров подтверждают его подозрения.
Первый из радикалов
«Николай Михновский (организатор харьковских взрывов — прим. «Ленты.ру») принадлежал к той когорте мыслителей, кого невозможно назвать «человеком своего времени». Он его опережал. В то время, когда его современники робко подавали голос за автономию Украины, он громко и твердо отстаивал украинскую независимость и конкретными делами приближал ее», — считает доктор исторических наук и автор школьных учебников по истории Украины Федор Турченко.
Михновский
Именно жесткий национализм, перешедший со временем в радикализм, сделал Михновского знаковой личностью украинского национального движения. В 1900 году он сблизился с Революционной украинской партией (РУП). Это была социалистическая партия с национальным уклоном, имевшая тактический союз с аналогичными польскими и еврейскими партиями, а также РСДРП. Михновский был близко знаком с руководством РУП и его попросили составить программу партии.
Брошюра «Самостоятельная Украина» произвела эффект разорвавшейся бомбы среди тогдашних украинских политиков. В ней Михновский декларирует полный разрыв с Россией. По его мнению, Украина имеет свою собственную историю государственности, с Россией никак не связанную. Он выстраивает логическую цепочку истории, в целом тождественную идеям Грушевского, однако с нюансами.
Михновский считал, что в середине XVII века тогдашняя Украина не вошла добровольно в состав Русского царства, а создала конфедерацию с Россией. Все последующие годы цари коварно поглощали Украину и в итоге совсем уничтожили ее самостоятельность. За этим следует традиционное перечисление украинских претензий к России: лишение свободы, угнетение языка, «царизм держал трудящихся во тьме» и прочее.
Михновский полагал, что свободу Украине сможет дать лишь третье поколение интеллигенции (первые два последовательно продались Польше и России соответственно). Он стал, пожалуй, первым, кто допустил вооруженное восстание против российской власти для обретения независимости. «Все, кто на Украине не за нас, тот против нас. Украина для украинцев, и пока хоть один враг-чужак останется на нашей территории, мы не имеем права сложить оружие», — писал он. Он же первым выдвинул лозунг «Одна, единая, нераздельная, свободная, самостоятельная Украина от Карпат и до Кавказа». Какого-либо обоснования претензий Украины на обладание всеми этими землями Михновский не давал, однако оно, видимо, и не требовалось.
Идеи, изложенные в брошюре, формально представляли одинаковую опасность и для России, и для Австро-Венгрии, поскольку пределы будущей единой Украины Михновский определил в рамках владений этих двух империй. При этом «Самостоятельную Украину» спокойно напечатали во Львове и нелегально переправили и распространили в России. Удивительно, но обвиняя последнюю во всех бедах Украины, Михновский не критикует Австрию и вообще о ней не вспоминает.
В Российской империи брошюра была официально запрещена, но это не остановило борца с «российским угнетением». Протестуя против этого запрета, Михновский оставил послание министру внутренних дел Дмитрию Сипягину, начертав его на памятнике украинскому поэту Ивану Котляревскому в Полтаве: «Украинская нация должна сбросить господства иноплеменников, которые оскверняют душу нации. Должна добыть себе освобождение от рабства национального и политического, хоть бы пролились реки крови!»
Со временем его взгляды и идеи становились все более радикальными. В 1902 году из РУП выдвинулось националистическое крыло, которое создало Украинскую народную партию (УНП). Спустя год Михновский сформулировал ее политическое кредо, которое вошло в историю как «10 заповедей Михновского»: «Украина — для украинцев!»; «Все люди — твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи — это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас»; «Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей» и т.д.
Родившись в уездном городе на юге Украины, он смог успешно закончить юридический факультет Санкт-Петербургского университета. После учебы состоял в Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), скитался по тюрьмам, чуть было не оказался на каторге и, в итоге, переехал в Галицию. В идеологическом смысле он начинал как марксист. Так, например, в 1910 году он писал, что в «борьбе за национальное освобождение украинский пролетариат выступит не под сине-желтым флагом украинства, а под красным флагом социал-демократии».
Но за время жизни в Австро-Венгрии идеология Донцова поменялась. В предвоенные годы он успел поучиться в Вене и поработать журналистом во Львове. Чем ближе была Первая мировая война, тем отчетливее у него прослеживались антироссийские и прогерманские идеи. Выступив в 1913 году с докладом «Современное положение нации и наши задачи», Донцов заявил о неизбежности войны России с Австро-Венгрией и Германией. Он утверждал, что все прогрессивное украинство должно занять антироссийские позиции. Первую мировую войну он считал идеальным временем для политической сепарации от России.
Ориентация на австро-германский блок проявилась в полной мере в 1914 году. Через несколько дней после начала Первой мировой войны, 4 августа, он вместе с другими украинскими социалистами из подроссийской части страны основал во Львове Союз освобождения Украины (СОУ). При этом борьбу за освобождения Украины курировало и финансировало австрийское министерство иностранных дел.
Вильгельм Франц фон Габсбург
Ключевой его работой в это время стала брошюра «Украинская государственная идея и война против России». В ней он пишет, что единственный способ остановить имперские устремления России, это разделить ее. При этом по границам должны быть созданы буферные государства, способные сдерживать Россию. Украина, по мнению Донцова, идеально подходит на эту роль.
Но не только публицистическая деятельность занимала Союз освобождения Украины. Шла Первая мировая и воюющие державы остро нуждались во все новых и новых бойцах. СОУ пришел на помощь. Сразу после начала войны украинские политические партии Западной Украины объединились и создали Главный украинский совет. Помимо этого украинские скаутские организации «Сокол» и «Пласт» создали Украинскую боевую управу.
Совместно эти три организации приступили к формированию Легиона украинских сечевых стрельцов. Скаутские и другие полувоенные объединения действовали на Западной Украине задолго до начала войны, поэтому австрийскому правительству потребовался всего месяц, чтобы сформировать Легион и привести легионеров к присяге. Из 28 тысяч добровольцев сначала отобрали 2500 человек, а впоследствии состав подразделения расширился до семи тысяч.
И украинские политики, и австрийское правительство позиционировало Легион как основу для будущего войска украинского государства, находившегося под протекторатом Австро-Венгрии. С этой целью Австрия даже отправила служить в Легион одного из членов правящей династии, 19-летнего эрцгерцога Вильгельма Франца фон Габсбурга. Этот молодой человек вырос в Галичине и рассматривался в качестве претендента на украинский трон. Чтобы сблизиться с народом, он носил вышиванку, за что его называли Василием Вышиваным.
Интересно, что к деятельности Союза освобождения Украины оказался причастен и Михаил Грушевский. К моменту начала Первой мировой войны он проживал на Западной Украине, откуда выехал в Вену, где провел совещание с украинскими политиками по поводу координации работы украинских подпольных групп на территории подроссийской Украины. Они должны были вести антироссийскую пропаганду и спровоцировать восстание.
С этой миссией Грушевский выехал в Киев, где в ноябре 1914 года его арестовала полиция. После нескольких месяцев тюрьмы его выслали в Симбирск, однако вскоре он получил разрешение переехать в Казань. Там он расположил к себе местную либеральную интеллигенцию. За него ходатайствовали члены Академии наук, и в результате его местом «ссылки» стала Москва, где он и жил до февраля 1917 года.
По иронии судьбы, боевым крещением легионеров стала оборона горы Маковка от кубанских казаков, которых националисты записывают в украинцев. Бои длились неделю и хотя закончились взятием австрийских позиций, в целом, учитывая потери и общую диспозицию, завершились неудачно для Русской армии. Что интересно, в ходе сражения в российский плен попал будущий основатель ОУН Евгений Коновалец.
Впоследствии, в сентябре 1916 года во время боев за холм Лысоня и в июле 1917 года под Конюхами Русская армия дважды разгромила Легион. По итогам обоих боев в строю оставалось лишь немногим более 400 человек, поэтому Легион отвели в тыл для переформирования.
Параллельно украинские политики развернули пропагандистскую работу с пленными украинцами из российской армии, захваченными немецкой и австро-венгерской армией. Их собрали в отдельных лагерях общим числом до 80 тысяч человек. Для них организовывали школы, библиотеки, курсы украинской истории и литературы, театры и многое другое. Пропаганда оказалась в целом эффективной.
В Австро-Венгрии из пленных украинцев сформировали одну стрелковую дивизию, в Германии — еще две, по пять тысяч человек каждая. Впоследствии они даже успели поучаствовать в Гражданской войне, составив основу армии Украинского государства гетмана Павла Скоропадского.
В итоге, к 1917 году украинские национальные идеологи добились существенных успехов. Термины «Украина» и «украинцы» хоть и не принимались большинством населения, все же смогли стать частью мейнстрима. У Украины появилась оригинальная концепция истории, которая могла доступно обосновать и древность этноса и, самое главное, право на независимость государства. Украинцы даже получили свое национальное войско, пусть и в составе иностранных армий. Казалось, оставалось всего ничего до создания собственного государства. Но Первая мировая война плавно перетекла в революцию и Гражданскую войну, а с ними начался новый этап борьбы украинцев за национальное самоопределение и независимость.