Уклон в строительстве в чем измеряется
Калькулятор уклонов
Онлайн калькулятор
Посчитать уклон
Расстояние L =
Превышение h =
Посчитать превышение
Уклон α =
Расстояние L =
Посчитать расстояние
Уклон α =
Превышение h =
Теория
Как посчитать уклон
Для того чтобы посчитать уклон вам, для начала, необходимо знать расстояние (L) и превышение (h). Далее следуйте формулам:
В процентах:
Уклон в % = h / L ⋅ 100
В промилле:
Уклон в ‰ = h / L ⋅ 1000
В градусах:
Уклон в ° = arctg ( h /L)
Пример
Для примера рассчитаем уклон дороги в процентах: на дистанции в L = 500 м дорога поднимается на h = 30 м:
Уклон дороги = 30/500 ⋅ 100 = 6%
Как посчитать превышение
Чтобы вычислить превышение (h), надо знать расстояние (L) и уклон (в процентах, в промилле или в градусах).
Если уклон в процентах (%):
h = L ⋅ Уклон в % /100
Если уклон в промилле (‰):
h = L ⋅ Уклон в ‰ /1000
Если уклон в градусах (°):
Пример
Для примера найдём превышение h, если расстояние L= 5м, а угол уклона α=45°:
h = 5 ⋅ tg(45) = 5 ⋅ 1 = 5 м
Как посчитать расстояние
Для того чтобы посчитать расстояние (L) необходимо знать превышение (h) и уклон (в процентах, в промилле или в градусах).
Если уклон в процентах (%):
L = h / Уклон в % ⋅ 100
Если уклон в промилле (‰):
L = h / Уклон в ‰ ⋅ 1000
Если уклон в градусах (°):
Пример
Для примера посчитаем расстояние (L), которое потребуется железной дороге, чтобы подняться на (h =) 6 м при угле подъёма 30‰:
Уклон в строительстве в чем измеряется
Угловые размеры указывают на чертежах в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения (ГОСТ 2.307-2011 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Нанесение размеров и предельных отклонений«).
В соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации», на планах направление уклона плоскостей указывают стрелкой, над которой при необходимости проставляют числовое значение уклона в процентах или в виде отношения единицы высоты плоскости к соответствующей горизонтальной проекции. Допускается числовое значение уклона указывать в промилле или в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака.
На разрезах, сечениях и схемах перед размерным числом, определяющим числовое значение уклона, наносят знак,
острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона (кроме крутизны откосов насыпей и выемок). Обозначение уклона наносят непосредственно над линией контура или на полке линии-выноски.
Также вместо знака угла, на чертежах встречается и буквенное обозначение уклона ( i ).
В процентах обычно обозначают углы уклонов крыш, пандусов, лестничных маршей и т.п.
Для определение угла уклона в процентах (%) (см. чертеж 1) необходимо: 0,2 м / 4 м х 100 = 5 %.
Для определение угла уклона в промилле (‰) необходимо: 0,2 м / 4 м х 1000 = 50 ‰.
Ту же величину уклона можно обозначить и как соотношение высоты к длине горизонтального участка — 1:20 (4 / 0,2 = 20).
Аналогичным образом вычисляются размеры для угла уклона выраженного в промилле, только вместо деления на 100, выполняется деление на 1000.
Примечание: для того чтобы ввести на компьютере символ промилле (‰), необходимо включить NumLock, нажать клавишу Alt и удерживая ее набрать на цифровом блоке клавиатуры 0137, отпустить клавишу Alt после чего появится символ ‰.
Как рассчитать поперечный и продольный уклоны?
Нормативные требования по уклонам
При проектировании улиц населенных пунктов необходимо соблюдать требования по минимальным и максимальным показателям продольных и поперечных уклонов. Значения уклонов приводятся в промилле.
Поперечный уклон проезжей части улиц и площадей принимается в зависимости от типа дорожного покрытия:
— асфальтобетонные и цементобетонные – 15 ‰ — 25 ‰;
— сборные из бетонных и железобетонных плит, брусчатые мостовые — 20 ‰ — 25 ‰;
— щебеночные и гравийные — 20 ‰ — 30 ‰;
— булыжные мостовые — 20 ‰ — 35 ‰.
При возведении и реконструкции в стесненных условиях можно увеличить поперечные уклоны на 5 ‰.
Поперечные и продольные уклоны машино-места на площадках автостоянок и парковок принимается в пределах от 5 ‰ до 40 ‰.
Поперечный уклон машино-места на парковках, прилегающих непосредственно к проезжей части улиц, допускается увеличивать до 60 ‰.
Минимальный продольный уклон на улицах со стоком поверхностных вод, осуществляемым
по лоткам вдоль проезжей части, следует принимать:
— для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий — 4 ‰;
— для остальных типов покрытий — 5 ‰.
Если водоотводные лотки вдоль проезжей части не предусматриваются, то значение минимального продольного уклона не нормируется, и он обеспечивается за счет поперечных уклонов.
Продольные уклоны на участках улиц с движением автобусов, троллейбусов и трамваев не должны превышать:
— 60 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане 250 м и более;
— 40 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане от 100 до 250 м;
— 40 ‰ — без остановочных пунктов с радиусами кривых в плане менее 100 м.
Перевод промилле в градусы
При переводе промилле в градусы можно пользоваться таблицей Брадиса. Для этого нужно поделить количество промилле на 1000 – это тангенс угла, и посмотреть в таблице значение угла в градусах.
Но куда проще и быстрее воспользоваться онлайн конвертером величин (откроется в новой вкладке).
При помощи таблицы Брадиса можно выполнить и обратную задачу – перевести градусы в промилле. Например, значение 5 0 по таблице = 0,08749. Если умножим это значение на 100, то получим проценты (8,749%), а умножим на 1000 – получим промилле (87,49‰).
Расчет продольного уклона
Чтобы проверить, соответствует ли запроектированное значение продольного уклона нормативным показателям, можно выполнить небольшой расчет:
Разницу проектных отметок поделить на расстояние между этими отметками и умножить на 1000. Получите значение уклона в промилле.
179.04 — 178.93 = 0,11; 0,11/15,2м*1000 = 7,2 ‰.
Расчет поперечного уклона
Запроектированное значение поперечного уклона проверим с помощью двух выбранных горизонталей. С середины одной из выбранных горизонталей проводим перпендикуляр. Продлеваем другую горизонталь до перпендикуляра.Длина получившейся линии (от начала перпендикуляра до точки пересечения) равна 16м. как на рисунке. Зная превышение и расстояние просчитываем поперечный уклон – ( 0,1м : 16м) * 1000= 6,3 ‰.
Каким должен быть уклон кровли, как его замерить и рассчитать?
Уклон кровли — один из важных параметров, влияющих на выбор стропильной конструкции, укрывного материала. Правильно рассчитанный наклон крыши обеспечивает надежное функционирование сооружения.
При малых показателях этого значения возникает риск протечек, порчи либо застаивания воды в покрытии.
При больших уклонах есть вероятность опрокидывания конструкции от стихийных воздействий (сильного ветра). Какими приняты оптимальные показатели наклона скатов — попытаемся разобраться в данной публикации.
О чем гласит СНиП?
Требования, которые касаются уклона кровли, указаны в СНиП-II-26-76. В случае минимизации параметров угла следует учитывать дополнительные мероприятия, обеспечивающие водонепроницаемость кровли.
Требуемый показатель обеспечивает наклон несущих конструкций:
Также он влияет на наклон поверхности стяжки (выравнивающего слоя), монолитной либо выполненной из минеральных плит теплоизоляции, всевозможной подсыпки (песок, иной мелкофракционный материал), сделанной под нее.
Зависимость от нагрузок и прочих факторов
Строители угол ската крыши относительно горизонта измеряют в процентах либо в градусах. Для точного измерения требуется использование геодезического инструмента. Примерно 0 градусов — показатель абсолютно плоской крыши, увеличение параметра наклона делает кровлю остроугольной.
Скатные кровли имеют значение от 11 до 45 градусов. В ходе строительных работ следует вычислять необходимый угол. Обязательно требуется обратить внимание на некоторые нюансы.
Ветра
В местности с сильными порывами ветра не следует пользоваться проектом со слишком острой крышей. Высокая парусность кровли, имеющей большой угол наклона, приведет к ее разрушению.
В этом случае предпочтительнее более пологая конструкция с меньшим показателем наклона ската, с прочными стропилами усиленного образца. Подобный вариант по себестоимости обойдется дороже, однако кровля будет лучше защищена от стихии.
Во время сооружения кровли важен еще один показатель — направление ветра. Выбирая металлочерепицу в качестве укрывного материала, нужно чтобы ветер был направлен прямо в плоскость выложенных листов. При воздействии порывов с торцов возникает риск отрыва и загиба листов. С учетом этих нюансов (силы и направления ветра) нужно выбирать правильный поворот скатов кровельной конструкции.
Количества осадков
Проживая в климатической зоне с большими снежными осадками, крышу следует делать под уклоном в 45 градусов.
Этот уровень обеспечит лучшее соскальзывание снежного покрова вниз, что позволит исключить его задержку на кровле и продавливание укрывного материала.
Когда кровля имеет угол приблизительно 45 градусов, то усиление стропил не придется выполнять. Однако есть вероятность для такой модели усиления ветровых нагрузок.
С учетом всех климатических условий важно правильно выбрать конструкцию.
При расчете уклона также следует учитывать иные стихийные явления — град, дождь и палящее солнечное воздействие, которые также влияют на прочность кровли. В местности, где преобладает много солнечных дней, с дефицитом дождей, можно использовать плоскую модель с минимальным уклоном.
Важно! Плоская кровля должна все же иметь минимальный наклон (1 градус либо 1,7 %).
Материала кровельного покрытия
Существует два вида материалов кровли. Они имеют шершавую либо гладкую структуру. В первом варианте стекание воды с кровли хуже. Здесь больше будет задерживаться жидкости и снега. Гладкое покрытие обеспечит моментальный сток влаги. Существуют и иные конструкционные показатели, влияющие на минимальные и максимальные параметры уклона.
Виды кровли с учетом уклона
Кровли жилых и нежилых объектов классифицируются на 2 категории: скатные и плоские. В зонах, где присутствует умеренный либо континентальный климат, плоские модели используют в многоэтажных строениях, а в частном домовладении предпочтение отдается образцам с разными углами уклона.
С учетом величины наклона скатная кровля встречается трех групп:
Когда скат кровли имеет наклон меньше 10°, его также относят к плоской конструкции. Значение наклона перекрытия крыши важно заранее рассчитать на этапе проектирования стропильной системы. В этот момент осуществляется подбор типа крыши с учетом количества скатов. Эти показатели формируют следующие характеристики:
Углы наклона скатов на одной кровле могут отличаться.
На заметку. Следует учитывать при проектировании стропильной системы особенности эксплуатационных характеристик материалов и контролировать, чтобы реальная величина любого из уклонов не вышла меньше, нежели предусмотренный по ГОСТу минимум.
В чем измеряется?
Многие столетия назад ученые мира приняли решение измерять угол наклона в промилле или в градусах. Строители в последнее время еще придумали новую величину измерения — проценты, аргументируя это тем, что подобный показатель позволяет проще производить расчеты. И тем не менее, все запилы стропильных ног производятся в градусах.
Во время сборки стропильной системы никто % не пользуется. Да и измерительных инструментов, измеряющих углы в %, не существует. Зато есть таблицы перевода процентов в углы:
Замер
Измерения уклона осуществляется посредством математического расчета либо уклономера. Последний вариант представляет собой рейку с рамкой, между ее планками имеется шкала деления, ось и закрепленный маятник. Рейка расположена по горизонтали, она показывает на шкале ноль градусов.
Для осуществления замера уклона ската кровельной конструкции рейку уклономера следует держать перпендикулярно коньку (в вертикальном положении). Маятник по шкале прибора покажет имеющийся уклон данного ската кровли в градусах.
Подобная техника замера является уже менее востребованной, поскольку сегодня имеются современные геодезические приборы. С помощью них определение уклона стало намного доступнее.
Справка. Существуют еще электронные и капельные уровни с уклономерами.
Математический расчет
Расчет уклона кровельной конструкции можно выполнить без привлечения геодезических и иных инструментов. Для этого потребуются базовые геометрические формулы.
Любую кровлю можно представить в виде комбинации прямоугольных треугольников, где:
Чтобы рассчитать уклон, нужно рулеткой замерить высоту кровли h до верхней точки конька и расстояние от конька до карнизного свеса l. Уклон ската α считается по простой формуле:
Так вы получите угол наклона ската в процентах.
Для получения уклона в градусах нет простой формулы. Зато есть простая схема. Для определения найдите нужное значение в % на вертикальной шкале и посмотрите, какому углу на транспортире оно соответствует.
Оптимальные значения
Оптимальные значения зависят от парусности, снеговой нагрузки, вида кровельного материала, а также назначения подкровельного пространства.
С материальной точки зрения наиболее бюджетным вариантом является плоская или пологая кровельная конструкция. Однако есть риск возникновения проблем в процессе ее использования.
Чтобы избежать этого, следует использовать такой параметр:
Совет. Определить показатели можно самостоятельно, но имеются разные нюансы, аспекты, которые знакомы лишь опытным специалистам. Проектирование, расчеты и работы по укладке кровли желательно доверять лишь профессиональным кровельщикам.
Формирование разуклонки дома
Разуклонку нужно делать на кровлях с углом наклона ≤10°. Полностью горизонтальными скаты быть не могут, т.к. для стока воды нужны уклоны. Для скатных крыш это не критично, а для плоских отсутствие разуклонки может стать причиной застоя воды и появления протечек, нарушения герметичности, преждевременному выходу из строя несущих узлов и т.д.
Разуклонка таких крыш может делаться несколькими методами, рассмотрим наиболее простой способ.
Важно! Когда стоит теплая и ветреная погода, то готовые зоны после заливки бетонной смесью обязательно нужно закрыть полиэтиленовым материалом, чтобы избежать быстрого испарения влаги.
Такое явление не даст полноценно пройти всем необходимым химическим реакциям из-за отсутствия жидкости. Следствием этого процесса станет снижение прочности стяжки.
Последствия несоблюдения нормативов
Крыши, имеющие незначительный угол наклона, требуют сооружения наиболее сложной стропильной системы, способной выдерживать большие нагрузки снега. Чем меньше будет наклон кровли, тем больше требуется дополнительно устанавливать элементов-подпорок.
Если на этапе проектирования кровли были нарушены положения СНиП, которые касаются допустимого минимального наклона конструкции для профлиста, владельцев здания ожидают серьезные испытания: протечки на фоне обильных атмосферных осадков. Они могут проникать под саморезы через отверстия.
Заключение
Определить уклон кровли можно самостоятельно, изучив СНиП и рекомендации производителей кровельных материалов. Но целесообразнее поручить эту работу профессиональным проектировщикам – это гарантирует надежность крыши и устойчивость к любым капризам природы.
Уклон в строительстве в чем измеряется
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Уклоны. Теория
Дорожные знаки. Интересное
Как было сказано ранее, по одному из определений уклон это тангенс угла. С большим интересом узнал, что он равен коэффициенту сцепления. Вот тут и начинает прояснятся тайный смысл предупреждающих дорожных знаков 1.13 и 1.14 (крутой спуск / подъём).
Коэффициентом сцепления называется отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге. Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1.
Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой). Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. [2]
И в чём практическая ценность этой информации? Вот в чём: если на дворе гололёд, то на дороге с уклоном в 10% и более остановившаяся машина не удержится, будет скатываться.
К тому же, «при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.» [2]
Вот о чём предупреждают знаки.
Причины: почему проценты?
При рассмотрении темы уклонов всегда возникает вопрос, а почему уклон измеряют в процентах, а не в привычных градусах? По этому поводу слышал несколько версий:
б) Погрешность
Построить угол, заданный в градусах, так сказать «в натуре» на строительной площадке, задача не из простых, а построить точно и вовсе запредельная. Небольшие величины уклона в градусах имеют вид десятичных дробей, а ведь погрешность даже в 1° на 10 метров длины даст ошибочные 17 сантиметров высоты. Так же, проценты величина относительная, и потому уклон, выраженный в процентах, можно построить имея в распоряжении только рулетку (или иной инструмент для измерения длинны) и уровень.
в) Неравномерность
Дорога, на протяжении всего спуска (подъёма), имеет неравномерный уклон. В каждый отдельный момент угол разный, и поэтому проще посчитать сколько составляет горизонтальная длинна участка спуска (подъёма), и на сколько изменилась высота относительно начала спуска (подъёма).
Все эти версии вполне имеют право на жизнь. Общим для них является то, что для нахождения величины уклона используются меры длинны, которые всегда есть под рукой, а это практично. Что касается дорожных знаков, то более правдоподобной выглядит третья версия (неравномерность уклона), а для строительства дорог вторая (погрешность построений).
Есть ещё Международная Конвенция о дорожных знаках и сигналах за 1968 год, и Европейское соглашение 1971 года, дополняющее эту Конвенцию, по которой на предупреждающих знаках крутизна уклонов и подъемов указывается в процентах. [3]
Что стоит за цифрами, например 1/12 или 10%, много это или мало, как это выглядит и где применяется, рассмотрим в следующий раз на примерах из жизни.
1. Словари и энциклопедии на Академике © Академик
2. Материалы сайта «Школа жизни» © Shkolazhizni.ru
3. Википедия © Wikipedia
—
1/4 0,25 25% 14°
1/2 0,50 50% 26,6°
1/6 0,17 17% 9,5°
1/8 0,13 13% 7,1°
1/10 0,10 10% 5,7°
1/12 0,08 8% 4,8°
1/14 0,07 7% 4,1°
1/16 0,06 6% 3,6°
1/18 0,06 6% 3,2°
1/20 0,05 5% 2,9°
Вертикальная планировка
1. При уклонах местности до 1% здания можно располагать независимо от направления горизонталей.
2. При уклонах от 1 до 3% поперек горизонталей можно располагать здания длиной не более 50 м. Более длинные здания следует размещать вдоль горизонталей.
3. При уклоне от 3 до 5% (слабо пересеченный рельеф) поперек горизонталей можно располагать здания длиной до 30м.
4. При уклоне от 5 до 8% (пересеченный рельеф) все здания располагают параллельно горизонталям или применяют ступенчатые здания, понижая отметку 1-го этажа каждой секции или блока.
5. При уклоне более 8% (сильно пересеченный рельеф) применяют только террасную застройку.
Б.Ф. Перевозников А.А. Ильина «СООРУЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОДООТВОДА С ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»; Обзорная информация; Выпуск 2; Москва 2002
http://www.gosthelp.ru/text/ObzornayainformaciyaAvtom10.html
Часть вторая — техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)
Часть третья — практическая, примеры из жизни