Укажите в чем заключались социальные последствия информационной революции
Информационная революция и ее последствия для общества
Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.
В настоящее время выделяют шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.
Первая информационная революция связывается с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.
Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением как хранители и распространители древних знаний.
Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.
Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.
Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.
Высшей точкой развития третьей информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различного рода электронных носителей информации.
Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.
Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.
Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.
Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом началеXXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.
Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.
Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.
Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.
Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.
2. Социологические и политологические идеи Ибн-Халдуна.(неполное)
Ибн Халдун относится к числу тех великих мыслителей, с именами которых связано не только развитие общественно-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока, но и всего мира. Его имя и творчество широко известны не только в странах мусульманского Востока, но и на Западе, где его произведения переведены на многие европейские языки. Личность Ибн Халдуна и его произведения стали предметом всестороннего исследования и анализа как ориенталистов различных стран на Запада, так и исследователей большинства стран Востока.
№ 19. Социальные последствия информационной революции
№ 19. Социальные последствия информационной революции
Данное задание рекомендуется выполнять в продолжение работы над эссе по проблемному направлению «Изменение социальной структуры западного общества на рубеже ХХ – XXI вв.». Кроме того, для подготовки кейса необходимо повторить материал лекционных занятий по разделу III «Мировое экономическое развитие в конце ХХ – начале XXI вв.».
Метод кейсов (case-study) – это технология исследования или обучения, основанная на реконструкции и анализе конкретных ситуаций («случаев»). Ситуации могут быть реальными или вымышленными, но в любом случае воспринимаются как проблемные, требующие не только установления всех обстоятельств и участников, но и выявления сути проблемы, поиска путей ее решения, формулирования собственной позиции по этому поводу. Как следствие, при анализе сложных и неоднозначных проблем кейс становится своеобразным исследовательским «микроскопом»: в контексте конкретной ситуации изучаемые процессы и явления выглядят более очевидными и наглядными. В качестве образовательной технологии метод кейсов напоминает деловую игру – он опирается на имитацию управленческого или экспертного решения определенной комплексной задачи. Достоинства этого метода – перенос акцента с овладения готовым знанием на его творческую выработку, формирование разнообразных аналитических умений и навыков по работе с информацией, комплексный и зачастую междисциплинарный характер решаемых познавательный задач.
В ходе выполнения данного задания необходимо разработать учебный кейс по проблемному направлению «Социальные последствия информационной революции». Создание кейса – это особая задача, требующая с одной стороны освоения определенной области знаний на уровне, достаточном для постановки актуальной проблемы и ее аргументированного раскрытия, а с другой, применения навыков поиска, обработки и синтеза информации, комплексного моделирования сценария работы с кейсом, в том числе формулирования познавательных вопросов и заданий, построения алгоритма работы с информационным массивом. Задание выполняется поэтапно, с оформлением результатов каждого этапа.
Первый этап – это выбор проблемы, постановке и раскрытию которой будет посвящен кейс. Следует учесть, что любое сложное общественное явление сопряжено с целым комплексом проблем, отражающих противоречия между определенными процессами и явлениями, позициями и мнениями их участников, необходимостью неких действий и недостаточными условиями для их реализации и т. п. Для составления кейса необходимо сформулировать проблему, имеющую общественный резонанс или практическую значимость, провоцирующую разнонаправленные трактовки и полемику, неоднозначную по перспективам (пример: если кейс создается в рамках проблемного направления «Развитие межконфессиональных отношений в многонациональной России», то в качестве проблемы может быть рассмотрен выбор стратегии государственной политики в отношении Церкви). В отчете о первом этапе работы фиксируется формулировка проблемы и приводится краткое объяснение причин, по которым эту проблему можно считать важной при изучении социальных последствий информационной революции
Вторым этапом является разработка общей концепции кейса. С помощью учебных материалов, дополнительной литературы, ресурсов СМИ и сети Интернет собирается информация о причинах возникновения и сущности поставленной проблемы, субъектах, которые непосредственно связаны с нею, заинтересованных сторонах, а также выявляются существующие мнения о методах и стратегии ее решения. Все эти сведения пока могут носить неупорядоченный характер, но они должны помочь выявить практические аспекты поставленной проблемы и сформировать общее представление о ней. Это позволит перейти от постановки общей проблемы к моделированию конкретной проблемной ситуации (
продолжая приведенный выше пример: если при изучении межконфессиональных отношений в многонациональной России формулируется проблема выбора стратегии государственной политики в отношении Церкви, то в качестве кейса может быть предложена конкретная ситуация ввода в школе учебного курса по основам конфессиональной культуры). В отчете о второй этапе необходимо коротко описать суть предлагаемой проблемной ситуации, очертить круг ее участников и заинтересованных сторон, оказывающие воздействие на их позицию и действия, хронологическую и пространственную локализацию проблемной ситуации и т. п. (примерно 0,7–1 стр.). Кроме того, приводится список источников, использованных для сбора первичной информации.
В ходе третьего этапа кейс оформляется как комплексное учебное задание с приложением необходимых материалов. Исходя из характеристики проблемной ситуации, составленной на предыдущем этапе, необходимо сформулировать «пошаговые» учебные задания, имеющие как аналитический, так и практический характер (продолжая приведенный выше пример: если кейс посвящен вводу в школе курса по основам конфессиональной культуры, то задания кейса могут быть направлены на уточнение предмета изучения в рамках такого курса, определение его дидактической специфики, решение вопросов о наборе вариативных модулей курса, его инвариантной части, о том, в каком классе возможно его введение, какова трудоемкость, какая дополнительная подготовка учителей может понадобиться, каким образом необходимо выстроить диалог с общественностью по этой проблеме и т. п.). Параллельно с формулированием учебных заданий необходимо отобрать информацию, с которой студенты будут работать в ходе аудиторного занятия. В состав такого раздаточного материала могут войти фрагменты из материалов СМИ, документы, статистические данные, иллюстрации и т. п. Определяя количество заданий и вспомогательных материалов необходимо ориентироваться на 4 ч. (сдвоенное занятие со студенческой группой). Задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Описание кейса не должно содержать каких-либо подсказок относительно путей решения поставленной проблемы.
Таким образом, в состав отчета должны войти формулировка проблемы, краткое объяснение причин, по которым эту
проблему можно считать важной при анализе социальных последствий информационной революции, характеристика проблемной ситуации, список источников, использованных для сбора первичной информации об изучаемой проблеме и избранной ситуации, формулировка учебных заданий с приложением раздаточных материалов. Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые.
Уровни рейтинговой оценки
От 1 до 2 баллов: в отчете не представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает лишь поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы; автору удалось сформулировать проблему, но выбор ситуации (кейса) не удачен с точки зрения ее раскрытия; описание проблемной ситуации не обеспечивает достаточный уровень представления о ней; формулировка учебных заданий и отбор раздаточных материалов не позволяют эффективно организовать занятие по методике case-study; оформление отчета не полностью соответствует требованиям.
От 3 до 6 баллов: в отчете представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает хорошее знакомство автора с научным содержанием темы; автор предложил эффективное сочетание проставленной проблемы и изучаемой проблемной ситуации; описание проблемной ситуации обеспечивает достаточный уровень представления о ней; формулировка некоторых учебных заданий и отбор раздаточных материалов не оптимальны для организации аудиторной работы по методике case-study; при оформлении отчета допущены незначительные погрешности.
От 7 до 8 баллов: в отчете представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает углубленное знание автором научного содержания темы; автор предложил эффективное сочетание проставленной проблемы и изучаемой проблемной ситуации; описание проблемной ситуации носит развернутый, системный характер; формулировка учебных заданий и отбор раздаточных материалов оптимальны для организации аудиторной работы по методике case-study; оформление отчета соответствует всем требованиям.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий
§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий
ГЛАВА 1 ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
ГЛАВА 1 ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Что бы ни писали патриотические русские историки, когда Господь сотворял род людской, Он поместил россиян отнюдь не в том месте, где они пребывают ныне. В самые ранние времена, по которым у нас имеются какие-либо
Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями Как мы показали в предыдущей главе, платой за успешную агрессию становится проникновение в культуру победившей цивилизации экзотической культуры ее жертв. Внутренний пролетариат
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Хотя в случае Второй мировой войны речь шла о глобальном и многонациональном противоборстве, при подведении ее итогов историками чаще всего избирается национально-исторический взгляд, обращенный, как
Социальные последствия более широкого применения монеты
Социальные последствия более широкого применения монеты Другой источник обращения денег в городе был связан с потреблением. Повторю старое определение великого немецкого историка Зомбарта: «Город — любое поселение людей, существование которых зависит от продуктов
РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Социальные последствия экономических изменений
ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Помимо частных, конкретных изобретений и открытий, пусть даже менявших жизнь человека и его представления об окружающем мире, Научная революция имела и гораздо более глубокие последствия.Прежде всего, от науки начинают ожидать
49. Социальные последствия заморской экспансии
49. Социальные последствия заморской экспансии Ни один автор не описал социальные последствия экспансии с такой проницательностью, как Жил Висенти. Если это утверждение может еще и сегодня вызывать недоумение, то причиной служит тот факт, что португальцев учили видеть в
Неожиданные результаты взаимозависимости и информационной революции
Неожиданные результаты взаимозависимости и информационной революции Даже если саморегулирующийся мировой рынок сохраняет стабильность, а предыдущие рассуждения об экономических разграничительных линиях — не более чем неоправданные тревоги, мы все-таки должны
Причины поражения революции и ее последствия
Причины поражения революции и ее последствия Главной причиной поражения революции можно считать лояльность армии правительству. Большинство солдат и офицеров оставались верны монарху и присяге. Несмотря на отдельные антигосударственные выступления в военной среде,
Закономерные последствия «Оранжевой революции»
Закономерные последствия «Оранжевой революции» Надо заметить, что за время премьерства Виктора Андреевича, под неустанным руководством заокеанских друзей, Украина не увидела горячо обещанных им молочных рек и кисельных берегов. Более того, то, что сейчас происходит с
1.3. Экономические проблемы и социальные последствия
1.3. Экономические проблемы и социальные последствия Весь межвоенный период политическая жизнь в республике проходила под знаком неблагоприятной экономической ситуации. Кроме цикличных колебаний конъюнктуры, которые характерны для кризисных лет 1921—1923 и 1930—1934,
14. Социальные последствия промышленной революции
14. Социальные последствия промышленной революции Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата. Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1848)[309] Движущей силой промышленной революции было увеличение объема знаний. Тем не менее
Причины и последствия информационных революций
2.4. Причины и последствия информационных революций
Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.
Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.
В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.
В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.
Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.
Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.
Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.
Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).
Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации.
В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.
2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.
Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.
Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.
Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.
Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:
Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.
Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.
На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная революция связана с созданием
а) волоконно-оптических технологий;
б) спутниковых технологий.
Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.
Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.
Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.
Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.
США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.
Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.