Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Тест с ответами: “Информационное общество”

1. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
а) понятной +
б) достоверной
в) полной

2. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
а) понятной
б) актуальной +
в) полезной

3. Наибольший объем информации человек получает при помощи органов:
а) обоняния
б) слуха
в) зрения +

4. Измерение температуры представляет собой:
а) процесс получения информации +
б) процесс передачи информации
в) процесс использования информации

5. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
а) процесс получения информации
б) процесс хранения информации
в) процесс обработки информации +

6. За минимальную единицу количества информации принимается:
а) бот
б) бит +
в) байт

7. В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания:
а) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт
б) гигабайт, килобайт, мегабайт, байт
в) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт +

8. Какое устройство не является периферийным:
а) жесткий диск +
б) сканер
в) принтер

9. Глобальная компьютерная сеть:
а) множество компьютеров, связанных каналами передачи
б) система обмена информацией на определенную тему
в) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему +

10. Как называется второй этап развития информационных технологий:
а) Стадия завышенных ожиданий
б) Пик завышенных ожиданий +
в) Пик завышенных надежд

11. Что такое троллинг:
а) злонамеренное вмешательство в сетевую коммуникацию, выражающееся в нагнетании участником общения гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника +
б) рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать
в) бессмысленные сообщения в интернет-форумах и чатах, зачастую занимающие большие объёмы

12. Как называется наука, которая изучает комплекс проблем, связанных с информационными процессами в социуме:
а) глобалистика
б) социальная информатика +
в) социология

13. Что называется информационным обществом:
а) историческая фаза развития общества, главными продуктами производства которого являются знания и информация +
б) историческая фаза развития общества, главными продуктами производства которого являются компьютерные технологии и робототехника
в) историческая фаза развития общества, в котором 90% численности населения планеты используют в повседневной жизни информационные технологии

14. На смену какой стадии развития человеческой цивилизации пришло информационное общество:
а) на смену аграрному обществу
б) на смену индустриальному обществу
в) на смену пост-индустриальному обществу +

15. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Россия +
б) Хорватия
в) Киргизия

16. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Тунис
б) США +
в) Сербия

17. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Мексика
б) Перу
в) Германия +

18. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Колумбия
б) Франция +
в) Беларусь

19. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Украина
б) Гватемала
в) Великобритания +

20. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Норвегия
б) Япония +
в) Дания

21. Что из перечисленного не характерно для информационного общества:
а) более половины населения общества занято в сфере промышленного производства +
б) повышение роли информации и знаний в жизни общества
в) развитие информационной экономики

22. Как называется совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, образования, культуры:
а) информационные знания
б) информационные ресурсы +
в) информационные технологии

23. Как называют информацию всех видов, программные продукты, базы данных, которые представлены в виде товаров:
а) информационные знания
б) информационные услуги
в) информационные продукты +

24. Какой термин означает действия, которые направлены на удовлетворение информационных потребностей пользователей, с помощью предоставления информационных продуктов:
а) информационные системы
б) информационные услуги +
в) информационные технологии

25. Какая информационная система является одним из наиболее значимых результатов реализации программы «Электронная Россия»:
а) создание личных кабинетов пользователей на сайте Пенсионного фонда России
б) внедрение системы электронных очередей
в) создание единого портала Госуслуг +

26. Что характерно для информационного общества:
а) развитие сельского хозяйства
б) рост доли информационных продуктов и услуг в ВВП страны +
в) более 50% численности населения занято в сфере услуг

27. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Канада +
б) Китай
в) Монголия

28. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Босния
б) Малайзия
в) Италия +

29. В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети таких центров:
а) информационно-маркетинговых +
б) только информационных
в) только маркетинговых

30. Японская версия термина «информационное общество» появилась в этом году:
а) 1971
б) 1961 +
в) 1969

Источник

Тест по теме «Информационное общество»

1. Новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания — это…

а) индустриальное общество;

б) аграрное общество;

в) информационное общество

2. В каком году приняли Хартию глобального информационного общества ?

3. Что из перечисленного не относится к чертам информационного общества ?

а) Возрастания числа людей, занятых в сфере промышленности;

б) Увеличение роли информации в жизни общества;

в) Широкое использование ИКТ во всех сферах жизни общества

4. Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры и образования — это…

б) Информационные ресурсы;

5. На смену какой стадии развития общества пришло информационное:

6. Какие страны подписали Хартию глобального информационного общества ?

а) Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Япония и Канада;

б) Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Китай, Япония и Чехия;

в) Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Венгрия, Япония, Чехия

7. Как называют информацию всех типов, программные продукты, которые предоставлены в виде товаров ?

а) Информационные услуги;

б) Информационные продукты;

в) Информационные ресурсы

8. Наиболее значимый результат реализации программы «Электронная Россия «?

а) Создание электронных очередей;

б) Создание личных кабинетов на сайте «Пенсионный Фонд России»;

в) Создание портала «Гос услуги»

9. Сроки программы «Информационное общество»:

10. Выберите верное утверждение. Направление программы «Информационное общество»:

1) Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;

2) Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса

а) Верно только первое высказывание;

б) Верно только второе высказывание;

в) Верны оба высказывания;

г) Оба высказывания неверны

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок-игра_7 класс_«Регата по островам океана ИНФОРМАТИКИ»

Научный проект «3D-графическая реконструкция и визуализация памятников историко-культурного наследия республики Хакасия на примере Большого Салбыкского кургана»

Программа «Недели информатики» с мероприятиями и ПО для проверки кодовых фраз из QR кодов

Конспект на тему «ТРИЗ-технологии»

Презентация на тему «ТРИЗ-технологии»

Практическая работа «Основы алгоритмизации» для учащихся 8 класса

Методическая разработка «Применение образовательных технологий LearningApps на уроках в школе»

Урок-викторина «Основные понятия курса информатики 8 класс»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5401135 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Информационное общество: расшифровка понятия, характеристика

Содержание:

Информационное общество — это наше с вами современное общество, когда информация и знания обретают высочайшую ценность и становятся продуктом обмена, купли-продажи, воровства, фальсификации, а хранение, анализ, обработка и передача информации являются очень важной сферой человеческой деятельности.

Наше с вами нынешнее общество прямо сейчас переживает глобальную информационную революцию, когда возможность пользоваться качественной информацией на высокой скорости становится нормой, а отсутствие доступа к ней считается критерием бедности и слабого развития. Вы совершенно правы, мы сейчас имеем в виду банальный доступ в интернет. Именно интернет стал двигателем информационной революции и создал вокруг себя информационное общество.

Что такое информационное общество

Термин «информационное общество» получил широкое распространение к середине, даже ближе к концу 90-х — это как раз то время, когда интернет стал более или менее просачиваться в массы простых людей. Впервые этот термин был предложен еще в 1961-м году японскими учеными, когда они создавали правительственную программу развития японского общества к 2000 году. Но именно с 90-х термин «информационное общество» активно стал применяться американскими и европейскими учеными, которые стали изучать влияние интернета на жизнь людей.

В процессе популяризации интернета по всему миру, этот термин стали подхватывать не только ученые, но и другие специалисты (учителя, политики, бизнесмены) и даже простые граждане. На сегодняшний день многие понимают, что живут именно в информационном обществе, поэтому сам термин очень спокойно и довольно часто используется в лексиконе многих людей.

Признаки информационного общества

Признаки информационного общества можно перечислять еще очень долго. И то, что общество изменилось, отлично замечают люди старшего поколения. Современная молодежь в минутку свободного времени заходит в ВК или Инстаграм, чтобы ленту полистать, а вечерами не прочь «зависнуть» в соцсетях или с кем-нибудь «початиться». На что их родители ругаются, что они в свое время читали книги и при любой возможности убегали на улицу к друзьям, чтобы вместе «почудить».

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Информационное общество — это ряд новых проблем

Невозможно сравнивать два вида общества по преимуществам и недостаткам. Например, нельзя сравнивать информационное общество и общество, когда была придумана электроэнергия. Это совсем разные люди с совершенно разным жизненным укладом. То же самое касается проблемы недопонимания «отцов и детей». Это совсем разные поколения и то, что они отличаются — это естественно и означает, что общество развивается и не стоит на месте. Поэтому важно сохранять обоюдное понимание разницы поколений и адаптироваться к тому, что есть. А есть у нас информационное общество со своими достоинствами и со своими проблемами.

Информационное общество вместе со своим развитием принесло в жизненный уклад ряд новых проблем и понятий:

Информационное общество: перспективы

Информационное общество — это то, что нас окружает сейчас. Поэтому людям остается только констатировать уже произошедшее и смотреть немного в будущее. Признаки информационного общества — это всего лишь наблюдение со стороны над происходящим. Именно так сейчас живут люди в информационном пространстве — пользуются и наблюдают.

Цифровой мир очень сильно откорректировал человеческую жизнь — с этим никак не поспоришь. Можно просто «взглянуть» на 30 лет назад и сравнить как жили люди тогда и как люди живут сейчас — в результате такого сравнения можно найти тысячи отличий.

На сегодняшний день просто невозможно представить жизнь людей без современных информационных технологий. Если представить на секунду крах интернета по всему миру, то на время рухнет все: промышленность, производство, человеческий уклад и т. д. и понадобятся годы, чтобы восстановить все и начать жить без интернета и информационных технологий. Люди делают все, чтобы этого не произошло, поэтому пока живем и наблюдаем как развивается наше информационное общество.

Говорить о каких-то перспективах очень трудно. На ближайший год-два еще можно что-то предугадать, но на ближайшие 10 лет уже практически нереально — настолько быстро развивается цифровой и информационный мир. Информационному развитию часто сулят много негативного, например, многие утверждают, что оно приведет к унификации людей и к полной потери индивидуальности и духовности. Возможно это и будет так, но, по-нашему мнению, многое зависит от каждого отдельного человека. Как человек будет воспринимать информационный прогресс — такова будет и его жизнь, либо он будет брать о такого прогресса только хорошее и не забывать, что в первую очередь он живет в обществе живых людей, либо все наоборот.

Заключение

Информационное общество — это каждый окружающий вас человек. Хотим мы или нет, но мы живем уже в информационном веке, от которого никуда не денешься. Прогресс был, есть и будет, а людям остается только направлять его в правильное русло, чтобы он приносил только благо обществу.

Что было до информационного общества — мы знаем, как оно развивается — мы видим, а что будет после него — нам остается только догадываться и надеяться, что будет только хорошее.

Источник

Тест по информатике на тему «Информационное общество»

а) общество, в котором большая часть населения имеет дома персональный компьютер и умеет работать на нем;

б) общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации;

в) общество, в котором большая часть населения умеет получать информацию из любых информационных источников.

2.Сколько всего в истории человечества случилось информационных революций?

3.С чем связана первая информационная революция?

а) с изобретением колеса;

б) с развитием торговли;

в) с изобретением письменности.

4.С чем связана вторая информационная революция?

а) с изобретением микропроцессоров;

б) с изобретением книгопечатания;

в) с изобретением электричества.

5.Какая информационная революция позволила оперативно передавать и накапливать информацию?

6.На какие группы делятся программы по их правовому статусу?

а) Бесплатные, условно бесплатные и лицензионные;

б) Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы;

в) Платные, лицензионные и бесплатные.

7.Что гарантируют разработчики лицензионной программы потребителям?

а) Нормальное функционирование программы и несут за это ответственность;

б) Версии программы с ограниченным сроком действия;

в) Дополнения к ранее выпущенным программам.

8.С какой целью предлагают разработчики условно бесплатные программы?

а) С целью доработки этих программ;

б) С целью предложения принципиально новых технологий;

в) С целью рекламы и продвижения программ на рынок.

а) Удаление программы с компьютера;

б) Установка программы на компьютер;

в) Копирование программы

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Номер материала: ДБ-683947

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понятие и характеристики информационного общества

Укажите то что не является характеристикой информационного общества Укажите то что не является характеристикой информационного общества Укажите то что не является характеристикой информационного общества Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли своё место в лексиконе не только специалистов в области информации, но и политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.

В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Для информационного общества характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

o эффективное информационное взаимодействие людей;

o их доступ к мировым информационным ресурсам;

o удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

· достижение большинством граждан и должностных лиц высокого уровня информационной культуры, т.е. освоение норм, правил и стандартов должного социального поведения в условиях широкого использования современных информационных технологий;

· высокоразвитая информационная инфраструктура (компьютеры, цифровые системы передачи данных и средства связи, системы доступа к средствам связи, высокие информационные технологии и другое), способная обеспечить реализацию предыдущих пунктов;

· формирование высокоразвитого рынка информационных технологий и продуктов, который является относительно самостоятельным информационным сектором экономики.

Поэтому по своим ведущим характеристикам информационное общество – это такое общество, которое характеризуется высокоразвитой информационной культурой, инфраструктурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики.

В настоящий период информационное общество следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. В целом информационная модель общества ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Укажите то что не является характеристикой информационного общества

Среди этих изменений можно выделить следующие:

· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

· широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

· развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций;

· широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.

В свете этих изменений информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предложил Дэниелл Белл. По его мнению, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считал Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (The Coming of Post-Industrial Society, 1973), которую сам Д. Белл назвал «попыткой социального предсказания», он приводил обоснования того, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений. Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета – университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

Следовательно, Д. Белл связывал развитие информационного общества с развитием постиндустриального, в котором индустрия, т.е. крупное машинное производство товаров теряет свою значимость для развития экономики и финансов. Формируется постиндустриальное общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом всё больше становятся информация и знания, они всё больше определяют решения в сферах финансов, использования объектов материальной собственности и производства товаров. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами работников и специалистов становятся их уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП (валового внутреннего продукта). Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80% ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4% ВВП, 2004 год), Австралия (69% ВВП, 2003 год), Япония (67,7% ВВП, 2001 год), Канада (70% ВВП, 2004 год), Россия (58% ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена, поэтому в нашей стране ещё не достигнут уровень постиндустриализма, характерный для развитых стран мира.

В информационном обществе качественно новой становится возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т.д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество, представлен в работе Дона Тэпскотта «Электронно-цифровое общество»:

1. Ориентация на знания. Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.

2. Цифровая форма представления объектов. Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).

3. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы «виртуальная реальность» с воздействием на все органы чувств.

4. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа «конструктора «Лего», предполагающие многократное и многофункциональное использование.

7. Конвергенция. Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.

9. Трансформация отношений «изготовитель-потребитель». Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем, программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.

10. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.

11. Глобальные масштабы. Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.

12. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *