Укажите о чем не сообщается в словарной статье этимологического словаря
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов.
Этимологический словарь – это лингвистический словарь, который содержит информацию по истории слова или морфемы, а также об их фонетических и смысловых изменениях в процессе развития языков.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 100-102.
1. Трубачев О.Н. Этимология // Труды по этимологии. Слово. История. Культура. Т. 1. М., 2004, с. 61–63.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Очень часто мы не задумываемся, откуда взялось слово в нашем языке. Мы употребляем его, даже можем создавать новые слова с этим корнем. Но ведь кто-то же должен заниматься изучением истории слов. И должна существовать для этого отдельная наука. Давайте разберёмся.
В русском языке для обозначения знания или науки о каком-либо предмете или явлении используют греческий корень λόγος, например мифология, геология, археология и др.. Но как же назвать науку, в которой изучают значение слова? Для этого у нас есть заимствованное из греческого слово étymon, которое обозначает истинный, верный. Так у нас получилось слово этимология, обозначающее раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов.
Что мы с вами проделали, когда составляли слово этимология? Во-первых, искали корни λόγος и étymon – значит, искали морфемы для будущего слова, а так как работали ещё и со значением, то занимались этимологическим анализом. Во-вторых, когда образовывали слово из 2 корней, то делали словообразовательный анализ. При работе с этимологией важно помнить, что значение слова можно найти, опираясь на его строение.
Посмотрим на статью из словаря.
альманах — альмана́х др.-русск. алнамахъ, Домостр. К., стр. 22, из нем. Almanach, которое через франц. almanach (с XIV в.) восходит к греч. ἀλμενιχιακόν – то же; [Ср. еще др.-русск. олманакъ, 1656 г.] Этимологический словарь Макса Фасмера.
Т. е. слово альманах пришло к нам из немецкого, туда – из французского, а восходит вообще к греческому.
Люди, которые занимаются изучением происхождения слова, называются этимологами. Существует несколько этимологических словарей, например Макса Фасмера или Крылова.
Рассмотрим несколько примеров, когда нам может помочь этимологический словарь. Например слово ошеломить. В словаре Ожегова мы видим значение «крайне удивить, внезапно озадачить», а в словаре Фасмера читаем, что образовалось оно от слова шелом, т. е. шлем, изначально обозначавший обух на топоре, так историческое значение ошеломить – «ударить обухом по голове». Т. е. слово приобрело некое метафоричное значение. В этом случае словарь помог понять, с помощью каких морфем образовано слово, от какого слово произошло.
А ещё есть белиберда, которая по толковому словарю обозначает бессмыслицу. В словаре говорится, что образовано оно как подражание непонятной татарской речи.
Варежка – вязаная рукавица с одним большим пальцем, в отличие от перчатки. Как образовалась она? По предположению Крылова, раньше слово имело вид «варега», что связывалось с «варягом» – выходцами из Скандинавии. Первоначально обозначало «варяжскую рукавицу». В других источниках говорится, что слово произошло от слова «вар», т.е. «защита».
Гоголь-моголь в словаре Ожегова имеет такое значение: кушанье из сырых взбитых яиц с добавлением сахара. К нам это слово попало из польского как калька kogel-mogel, а восходит к немецкому Kuddel-muddel – «мешанина».
Казалось бы, слово копейка образовалось от слова копить. На самом же деле образовалось от слова копьё, ведь на них изображался всадник с копьём, они так и назывались – «копейные деньги».
Иногда мы можем сомневаться в том, как пишется то или иное слово. Но при детальном и внимательном рассмотрении, при изучении его морфемного состава можем с лёгкостью найти слово, которое поможет нам правильно написать то, которое вызвало затруднение. Для этого и нужен этимологический анализ слова.
Теоретический материал для углубленного изучения
Этимология некоторых слов
Слово «работа» имеет корень общеславянский и обозначает «неволю, рабство».
Слово «апельсин» заимствовано из голландского калькированием, в котором дословно обозначает «китайское яблоко».
Слово «заяц» образовалось уменьшительным суффиксом от заи. Буквальное значение – «прыгун».
Слово «щёголь» обозначает нарядного человека, возможно, образовалось от щегла – птицы, имеющей пестрое оперение.
Слово «юбка» образовалось от польского, куда пришло из немецкого Juppe – «куртка». Немецкое же восходит к арабскому Jubba, обозначающее безрукавку, к которому, в свою очередь, восходят современные шуба и зипун. Так куртка превратилась в юбку.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Как называется учёный, занимающийся изучением истории слова?
а) лингвист б) этимолог
Разбор задания: лингвист – это широкое название для учёных, занимающихся изучением разных аспектов языка. Этимолог – тот, кто занимается значением и происхождением слова.
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильное утверждение.
Слова колесо, кольцо являются:
а) неродственными, потому что относятся к разным словам;
б) родственными, но относятся к разным словам;
в) родственными, восходят к коло – круг.
Разбор задания: коло с польского языка обозначает круг, поэтому слова колесо и кольцо являются родственными, хотя корни у них разные. Ответ: в.
Школьный этимологический словарь
Словарь дает подробное объяснение значения и происхождения слов, встречающихся в различных школьных предметах. Книга будет интересна не только ученикам, но и всем, кто интересуется русским языком.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьный этимологический словарь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Как работать со словарем
Слова расположены по темам. Темы идут в алфавитном порядке, слова внутри тем — также в алфавитном порядке. Некоторые темы объединены в блоки, например, «Быт» объединяет разделы «Дом и хозяйство», «Кулинария», «Одежда и обувь».
Словарная статья описывает происхождение слова в обратном порядке: от самой новой формы до первоначальных составляющих, которые могут относиться к древнейшим корням. Например:
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьный этимологический словарь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Откуда пришли слова
Словарь крылатых выражений
Марина Владимировна Петрова, 2011
Москва, 70-е. Неадаптированные рассказы для перевода на английский язык и пересказа. Уровни В2—С2. Книга 1
Татьяна Олива Моралес
Грамотный ребенок. Как научить ребенка писать без ошибок
Глазарий языка. Энциклопедия русского языка, меняющая представление о справочной литературе
Сергей Монахов, 2018
Древнегреческо-русский словарь. 9.500 слов
От Адамова яблока до Яблока раздора
Экономический англо-русский словарь для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2000 слов)
Чешский язык 2020. Глаголы уровней А1 и А2
Vladimir Lâsac, 2020
Словарные истории. Языкознание для детей
7 английских глаголов. Основные времена глаголов в примерах
English lessons for kids. Уроки английского языка для детей
Ирина Александровна Мурзинова
О странах, людях и языках. Для детей и родителей
Сказки о животных. Давайте читать по-английски!
My First EFU Dictionary. WITH PROFESSOR FROGGIE
27. Этимология слов
В русском языке есть немало слов, происхождение которых нельзя определить одними фактами его современной системы, например, слов дом, портной, двенадцать, врач, сено, брать и др. Происхождением таких слов, т. е. выявлением их древнего значения и первоначального строения, занимается особая наука этимология.
Различают три вида разбора слов по структуре (строению): морфемный, словообразовательный и этимологический. Для проведения этимологического разбора слов необходима работа с этимологическим словарём.
Этимология — греч. etymologia от etymon — истинное значение слова |
Наиболее доступным для школьников является «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой. Приводим словарные статьи из этого словаря.
Джем. Заимств. из англ. яз. в XX в. Англ. jam «варенье» является производным от jam «смешивать, давить».
Ошеломить. Искон. Суф.-преф. производное от шелом «шлем». См. шлем. Ошеломить буквально — «сбить с врага шлем».
130. Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить, а в правый — слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.
Завязывать, дворняжка, кольцо, пасынок, настольный, горница, опилки, девятнадцать, подберёзовик, ловить, корова.
131. Пользуясь этимологическим словарём, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: «История слова джинсы», «История слова работа», «История слова привередливый», «История слова обворожить».
132. Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Есть ли в стихотворении слова, для определения состава и способа образования которых не требуется этимологический словарь?
Этимологические словари
Полезное
Смотреть что такое «Этимологические словари» в других словарях:
Словари русского языка — Крупнейшими словарями русского языка по составу словника можно считать следующие словари: Толковый словарь живого великорусского языка (Даль) ок. 200 000 слов. Сводный словарь современной русской лексики ок. 170 000 слов. Русский орфографический… … Википедия
СЛОВАРИ — СЛОВАРИ, сборники слов (иногда других языковых единиц), являющиеся справочными пособиями. Современная развитая система разнообразных типов С. восходит к глубокой древности, к т. н. глоссариям (сборникам глосс, т. е. объяснениям… … Литературный энциклопедический словарь
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ — ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ. Словари, описывающие единицы языка, приводящие их значения, употребление, происхождение, грамматическую характеристику и произношение. Существуют разные типы Л. с. По количеству описываемых языков Л. с. делятся на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Этимологический словарь — Этимологический словарь это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать… … Википедия
Типология словарей — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. «Типология … Википедия
Советское языкознание — Советское языкознание. По многим вопросам изучения языка советское языкознание продолжает традиции отечественного языкознания (см. Языкознание в России). После Октябрьской революции 1917 языкознание превратилось в многоотраслевую дисциплину,… … Лингвистический энциклопедический словарь
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Этимологический словарь русского языка М. Фасмера — Этимологический словарь русского языка нем. Russisches etymologisches Wörterbuch Жанр: этимологический словарь Автор: Макс Фасмер Год написания … Википедия
Сравнительно-историческое языкознание — Сравнительно историческое языкознание область языкознания, объектом которой являются родственные, т. е. генетически связанные, языки. Конкретно в С.‑и. я. речь идёт об установлении соотношения между родственными языками и описании их эволюции во … Лингвистический энциклопедический словарь
Этимология — (греч. ἐτυμολογία, от ἔτυμον истина и λόγος слово, учение) 1) раздел языкознания, изучающий происхождение слов; 2) совокупность исследовательских приёмов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;… … Лингвистический энциклопедический словарь
Урок русского языка 6 класс. Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»
Урок русского языка в 6 классе.
Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»
с углубленным изучением
Форма урока: объяснения нового материала
образовательная: познакомить учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; формировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;
развивающая: развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;
воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов; воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
1. Оргмомент. Приветствие
2. Мотивация деятельности.
Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. На уроке мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно.
Оформление записей в тетради: число, классная работа; тема урока сообщается после выполнения первого задания.
3. Актуализация знаний и умений
-Какую тему рассматривали на прошлом уроке? (Способы словообразования)
— Какие способы словообразования знаете?( Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение слов, переход из одной части речи в другую)
Задание1 Записать слова и определить способ образования.
Ледокол- сложение основ
Самоварчик-суффиксальный
Столовая- переход
Бесполезный-приставочный
-Какие морфемы служат для образования новых слов?( суффикс и приставка)
— Как называется наука, которая изучает морфемный состав слова?(Морфология)
Что изучает биология? этимология?
Давайте сформулируем тему и цели урока
Тема урока «Этимология»
Цель: познакомиться с еще одним разделом науки о языке
Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимОлогов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.
4.Чтение материала учебника на с.110, пар 37.(правило)
Пересказать материал соседу по парте. Оцените свой ответ. Нарисуйте смайлик.
6. Работа с учебникм. Упр 222 ( чтение по ролям)
— Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.
— Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения?
— К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?
(К этимологическому словарю).
— Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.
Подбирают и записывают проверочные слова:
— Удалось ли вам справиться с заданием? Нарисуйте на полях смайлики.
Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так.Все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?
7. Индивидуальное сообщение об этимологических словарях.
Давайте познакомимся с этимологическими словарями, рассмотрим как строится статья, чем она отличается от толкового словаря.
8. Работа в группах. Каждая группа получает слово.
Задание 2 Найти это слово в словарях, сделать сообщение о происхождении и толковании слова. Сделать в тетрадях краткую запись
Школьный этимологический словарь
Толковый словарь Ожегова.
МЕДВЕДЬ, я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (посл.). Делить шкуру неубитого медведя (погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых ещё нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). м. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишён музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). | прил. медвежий, ья, ье. Семейство медвежьих (сущ.). • Медвежий угол захолустье. Медвежья болезнь (разг.) расстройство кишечника при волнении, испуге. Медвежьи объятия (разг. шутл.) тяжёлые и неловкие. Медвежья услуга неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.
Медведь. Слово произошло из славянского языка. Однокоренное со словом мед.
Медведь повадился ходить на пасеку.
БЕЛИБЕРДА. Показательно совмещение значений в областном употреблении слова белиберда: «1) Разные мелкие дрянные вещи, вместе собранные, напр. лоскутья, обрывки. Волог. 2) Вздорные речи, пустяки. 3) Беспорядок. Кур.» (Опыт обл. влкр. сл., с. 9); ср. у Даля: « Белиберда ж. кур. влгд. твр. подраж. татарск. вздор, пустяки, чушь, чепуха, дичь; // шарабара, хлам, дрянь; // алабалык, сумбур, беспорядок, бестолочь. У него белиберда в голове, в дому» (1880, 1, с. 82).
В русский литературный язык слово белиберда входит со значением `чепуха’, `чушь’ в 40-е годы едва ли не под влиянием употребления его Гоголем в «Мертвых душах»: «Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» (т. 1, гл. 9). Ср. у Дружинина в «Новых заметках петербургского туриста»: «Слушая речь, говоришь сам себе: “ведь имеются же на свете чудачищи, способные говорить такую белиберду!”» (Дружинин 1867, 8, с. 683). У И. Тургенева в «Отцах и детях»: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью. ». У Салтыкова-Щедрина в «Пестрых письмах»: «Он. преднамеренно утопил свою мысль в целом море
Ошеломить Искон. Суф.-преф. Производное от шелом «шлем». См. Шлем. Ошеломить буквально — «сбить с врага шлем».Школьный этимологический словарь русского языка.
го́голь-мо́голь «средство против хрипоты из яиц и сахара», также го́гель-мо́гель (петерб.), го́галь-мо́галь, смол. (Добровольский). Согласно Мирза-Джафару (Сб. Вс. Миллеру 313), заимств. из англ. hug-mug, hugger-mugger, о котором см. Чемберс, Et. Dict. 237. •• [Славский (II, стр. 327) объясняет близкое польск. kogel-mogel – то же из нем. Kuddelmuddel «мешанина». – Т.]
Апельсин Заимств. в XVIII в. из голл. яз., где appelsien — словообразовательная калька франц. pomme de Chine (pomme «яблоко» передает в голл. слово appel — тж., Chine «Китай» — Sien) (франц. de «из»). Апельсин буквально — «китайское яблоко».
-Вот вы немного почувствовали себя учеными. Как же они называются?
-Изучают биологию- биологи, а этимологию- (Этимологи)
8. Подведение итогов
— Что изучает этимология?
— Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»?
— Для чего может пригодиться этимологический словарь?
— Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить?
— Приведите примеры таких слов.
— А теперь подумайте и ответьте на вопросы
· Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
· Доволен ты своим результатом или нет и почему?
· Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
· Что для меня самым полезным было на уроке?
· Что на уроке для меня было трудным?
· На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Подчеркните верное утверждение.
Этимологией нужно заниматься тогда, когда хочется узнать значение слова.
В обыденной жизни знания по этимологии не нужны, так как новые слова не образуются.
Этимологический анализ нужен всегда, так как через него мы узнаем истинное значение и происхождение слова.
Данные этимологических словарей ограничиваются только значением, но не дают историческую справку по происхождению слова.
Вставьте нужные термины на местах пропусков в тексте.
Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень:
1. абрикос и апрель,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.