Укажите на что необходимо обратить внимание работникам школы при обучении вашего ребенка

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Укажите на что необходимо обратить внимание работникам школы при обучении вашего ребенка

Ваш браузер давно устарел. Пожалуйста обновите браузер или установите Google Chrome для комфортной работы с этим сайтом.

Коронавирус: официальная информация

Памятка для педагогов и руководителей образовательных учреждений по профилактике COVID-19 в учебное время

В образовательных организация должны обеспечиваться условия по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Пребывание ребенка с симптомами острого респираторного вирусного заболевания (ОРВИ), в том числе COVID-19 в организованном коллективе (группа детского сада, класс, секция дополнительного образования) является риском распространения инфекции среди большого количества детей.

Для исключения заболевания всего детского коллектива руководителям образовательных организаций необходимо следовать следующим правилам:

· осуществлять ежедневный мониторинг причин отсутствия детей и сотрудников в образовательном учреждении,

· при получении информации о том, что ребенок является контактным по COVID-19 по члену семьи, с изоляцией на дому, обеспечить организацию его полноценного дистанционного обучения,

· при получении информации о ребенке, имеющим положительный результат по новой коронавирусной инфекции COVID-19 необходимо любым удобным способом информировать Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю о следующем:

– наименование образовательной организации, корпуса, адреса, в котором осуществляется непосредственный образовательный процесс заболевшего ребенка,

– ФИО, возраст заболевшего ребенка,

– наименование класса, в котором выявлен ребенок с COVID-19,

– дата последнего пребывания ребенка с COVID-19 в образовательной организации,

– дата поступления информации о заболевании ребенка,

– список контактных лиц с заболевшим ребенком (ФИО, дата рождения, адрес фактического места проживания, контактный телефон законного представителя, дата последнего контакта с заболевшим ребенком).

На основании полученной информации о заболевшем ребенке Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес образовательной организации выносит Предписание о соблюдении комплекса дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Весь класс переводят на карантин и организуют дистанционное обучение.

Основные мероприятия по профилактике ОРВИ, в том числе COVID-19, в образовательном учреждении:

– лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях,

– лица, посещающие образовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше с помощью бесконтактных термометров,

– необходимо осуществить генеральную уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток непосредственно перед началом функционирования, далее – не реже одного раза в неделю,

– необходимо обеспечить условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты,

– необходимо проводить ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей,

– необходимо обеспечить постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук,

– регулярно осуществлять обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного процесса,

– обеспечить организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток,

– осуществлять мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При осуществлении мытья посуды и столовых приборов ручным способом – с использованием дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по их применению,

– за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет,

– образовательный процесс должен осуществляться по специально разработанному расписанию с целью минимизации контактов обучающихся,

– осуществлять проветривание помещений общеобразовательной организации согласно графика.

Источник

Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников

Укажите на что необходимо обратить внимание работникам школы при обучении вашего ребенка
Smile19 / Depositphotos.com

По данным, озвученным Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым на брифинге о готовности системы образования к началу учебного года, в этом году в 39 тыс. школ пойдут 17 млн учащихся, что примерно на 300 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Из них около 2 млн – это первоклассники. Для последних начнется новый период в жизни – им не только предстоит привыкать к новым формам организации учебного процесса, но и придерживаться четкого расписания, соблюдать дисциплину, налаживать социальные связи с педагогами и одноклассниками.

Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.

Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в законодательных нормах и санитарных правилах, а также в рекомендациях заинтересованных ведомств.

Несмотря на то что в каждой школе – своя специфика, свои уставы и правила, есть ряд общих, обязательных для всех школ, требований, которые должны соблюдаться всеми общеобразовательными организациями, в том числе теми, которые реализуют программы начального общего образования. Это касается вопросов, связанных с:

Об этих требованиях мы рассказывали ранее. Здесь практически нет исключений для обучающихся первых классов, разве что в части:

К первоклассникам частично применимы и общие требования к организации образовательного процесса – например, относительно начала первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.

Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).

Не менее важным является общее положение о запрете включения расходов на реализацию образовательной программы, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (например, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон об образовании, Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»).

Остальные требования применяются с некоторыми особенностями в отношении обучающихся 1-х классов.

К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:

Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Еще в 2000 году Минобразования России совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования РАО выпустило Письмо от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 с рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. В нем, в частности, содержатся советы по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Речь идет о наиболее напряженном для всех детей периоде адаптации – в течение первого месяца, когда не рекомендуется повышать нагрузку и темп работы, а учителю предлагается быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. «Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей», – говорится в письме.

Специалисты ведомства призывают учителей в период адаптации детей в школе не делать им резких замечаний, не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях. Они полагают, что в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в привычном для него темпе и без замечаний типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п.

Что касается стиля общения учителя с первоклассниками, то здесь тоже следует учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п.», – подчеркивается в документе.

Требования к выполнению школьных норм поведения рекомендуется вводить постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий, используя при этом игровые и творческие задания, применяя моделирующую деятельность со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п.

В дополнение к указанному письму было выпущено Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13, в котором помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, акцентировано внимание на специфике организации уроков по отдельным предметам – математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду.

Отметим, задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Несмотря на то что указанные письма были разработаны давно и носят не нормативно-правовой, а рекомендательный характер, они не противоречат действующим СанПиН и вполне могут быть применены на практике и сейчас. Ведь эксперты утверждают, что если педагог не будет учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

В соответствии со ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Первоклассникам предстоит освоить азы чтения, письма, счета, получить основные навыки учебной деятельности, познать элементы теоретического мышления, научиться простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни (ст. 66 Закона об образовании). Эти навыки и умения будут закрепляться и в последующих классах начальной школы.

Программа начального общего образования включает три раздела:

Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80% (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При ее реализации допускается применение различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, модульного принципа представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. ФГОС допускает также дифференциацию обучения при реализации программы начального общего образования. Речь идет о делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов (п. 20 ФГОС). При этом проведение сдвоенных уроков в 1-х классах запрещено, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

В целом общий объем учебной нагрузки для первоклассников при 5-дневной учебной неделе не должен превышать 21 часа, а недельный объем внеурочной деятельности – 10 часов. Сама структура урока в первом классе должна быть «дробной», то есть включать несколько, желательно связанных единой темой, видов деятельности. Их количество может варьироваться в пределах 3-7, при этом чередовать их надо каждые 5-7 минут (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Регламентирована также плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, – 60-80%. Обязателен минимум двухминутный перерыв во время занятий для гимнастики (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения (п. 21 ФГОС).

К использованию при реализации образовательных программ начального общего образования допускаются только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. Этот перечень включает в себя только те учебники, которые прошли экспертизу, проводимую ведомством при участии уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5-6 ст. 18 Закона об образовании). Стоит отметить, что он предоставляет достаточно широкий выбор учебников, выпущенных разными издательствами и подготовленных разными группами авторов.

Перечень учебников для начальной школы был обновлен в 2020 году Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766. Его актуализированная редакция применяется с 13 марта 2021 года.

В части учебников следует также обратить внимание на положения п. 36 ФГОС, который определяет учебно-методические условия реализации программы начального общего образования. В нем закреплена обязанность образовательной организации предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, допускаемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю. Это относится не только к тем учебникам, которые входят в обязательную часть указанной программы, но и к тем, которые необходимы для реализации программы, формируемой самими участниками образовательных отношений (п. 36.1 ФГОС).

Дополнительно разрешено предоставлять учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему в обязательную и дополнительную части программы. Кроме того, обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Наконец, необходимыми комплектами учебников и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана должна быть укомплектована и школьная библиотека (п. 36.2 ФГОС). Также в ней нужно сформировать фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования.

Что касается веса учебного издания, то для первоклассников он не должен быть больше 300 г, (превышение этого параметра более чем на 10% недопустимо), но учебники, предназначенные для работы только в классе, могут быть и тяжелее – до 500 г, однако на их титульном листе обязательно должно быть указание на специфику использования (п. 197-198 СанПиН 1.2.3685-21). Специфические требования к учебникам для 1-х классов касаются и размера шрифта – при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, шрифты – из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания, а также междусловного пробела – не менее кегля шрифта текста (п. 205 и 208 СанПиН 1.2.3685-21).

Остальные предписания, касающиеся учебных изданий, не отличаются от общих.

Оценки и домашние задания

В части оценки знаний первоклассников имеется существенное отличие от всех остальных школьников – в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Кроме того, по мнению специалистов Минобразования России, выраженному в Письме от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, смайлики и т. п.).

Допускается только словесная объяснительная оценка – «молодец», «правильно» и т. п. А вот употреблять формулировки «не думал», «не старался», «неверно» при неправильном ответе ученика нельзя, лучше заменять их фразами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Кроме того, недопустимо оценивать темп работы ученика, его личностные качества, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Также обучающихся 1-х классов не могут оставить на второй год.

Что касается домашних заданий, то здесь не все так однозначно. Ранее заинтересованные ведомства придерживались позиции, согласно которой в первом классе школы домашние задания не задаются. Такая позиция содержится, например, в Письме Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13. Это же положение прописано в п. 24 вступившего в силу с 1 сентября 2021 года Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.

Сам же Закон об образовании прямо не регламентирует этот вопрос, хотя он предусматривает, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Закона об образовании), а также дает педагогическим работникам академические права свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины или модуля (п. 2-3 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). На основании этих норм можно сделать вывод о том, что вопросы обязательности или необязательности домашнего задания относятся к компетенции самой образовательной организации и ее педагогических работников.

В пользу того, что домашние задания в 1-х классах все-таки возможны, говорит и факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительности выполнения домашних заданий и для 1-х классов. На это отводится максимум 1 час.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического или психического насилия по отношению к обучающимся не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона об образовании). Хотя закон разрешает применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к первоклассникам они не имеют никакого отношения. Однако ч. 4 ст. 43 Закона об образовании прямо запрещает применять такие меры к обучающимся по образовательным программам начального общего образования.

Это касается не только замечаний и выговоров, но и отчисления из школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков – его применение допускается только в отношении учеников, достигших возраста 15 лет (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).

Статья 38 Закона об образовании допускает установление организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правил ее ношения. Такие требования должны быть утверждены соответствующим локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников или обучающихся (при его наличии). Требования к одежде обучающихся устанавливаются в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами госвласти субъектов РФ. Также в регионе могут быть определены особенности обеспечения отдельных категорий обучающихся одеждой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Отмечается, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. А локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять конкретную фирму (организацию, хозяйствующего субъекта), в которой родители обязаны приобрести для ребенка школьную форму (ФАС России «Об установлении требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях»).

Никаких особенностей в отношении первоклассников нет – так же, как и у других обучающихся, их школьная форма должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза в части биологических и химических требований – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами (Информация Роспотребнадзора от 15 августа 2019 г. «О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году»).

Отметим, согласно Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, сформированному Минобрнауки России и направленному для использования Письмом от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08, введение единых требований к школьной одежде преследует цели: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Как правило, требования к школьной форме касаются 3-х видов одежды: повседневной; парадной, используемой в дни проведения праздников и торжественных линеек (обычно это повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или блузкой или праздничным аксессуаром); спортивной одежды для занятий физической культурой и спортом. Не исключены и отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели) – эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д. При этом не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой.

В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. Для компенсации этих затрат региональным бюджетам могут предоставляться целевые субсидии из федерального бюджета (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании). Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании, абз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

При этом стоит учитывать, что в школах может быть организовано обеспечение обучающихся начальной школы горячим питанием более одного раза в день, предусматривающим наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда, организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Напомним, СанПиН определяет количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях в зависимости от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи (либо завтрак и обед для детей, обучающихся в первую смену, либо обед и полдник для детей, обучающихся во вторую смену) – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).

Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юрлиц или ИП, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.

Обеспечение питанием несколько раз в день организуется в соответствии с региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, в том числе родительской платы. Специалисты Минпросвещения России подчеркивают, что бесплатное двухразовое питание может быть организовано для школьников льготных категорий, установленных региональными или муниципальными актами по усмотрению регионов или муниципалитетов (Письмо Минпросвещения России от 9 сентября 2020 г. № ГД-1425/09 «О направлении информации»).

Вместе с тем, в Письме от 5 ноября 2020 г. № АН-1889/09 «О направлении разъяснений» Минпросвещения России разъяснило, что нормы об организации бесплатного горячего питания предполагают его обеспечение общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся, которые находятся в школе. Это означает, что в расчет субсидии на горячее питание не входят ни периоды выходных и праздничных дней, ни каникулярные периоды, ни периоды действия ограничительных мер, в связи с которыми обучающиеся временно переводятся на карантин или дистанционный формат обучения. «Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств субсидии, то есть гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1-4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН», – подчеркивается в письме.

Однако содержится оговорка о том, что указанные ограничения использования средств субсидии не исключают возможностей реализации регионами или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т. п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся начальных классов. Но такие мероприятия должны финансироваться не за счет субсидии, а за счет средств консолидированных региональных бюджетов.

Еще одним возможным вариантом обеспечения младших школьников питанием в период дистанционного обучения может быть включение в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить учеников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания. Положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяют учреждению-заказчику при описании объекта закупки и составлении проекта контракта включить в него такое условие. И исполнитель будет обязан обеспечить предоставление продуктовых наборов в случае перевода детей на дистанционное обучение по санэпидпоказаниям. Однако здесь опять возникает вопрос о целевом характере использования средств субсидии, расчет которой основан исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся с учетом учебной недели без периодов каникул, выходных и праздничных дней (п. 3-4 Письма Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. №№ 24-05-06/40032, АН-942/09).

Татьяна Голикова на состоявшемся 30 августа оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами отметила, что в результате реализации мероприятий по обеспечению горячим питанием учащихся 1-4-х классов с 1 сентября такое питание будут получать 7,4 млн учащихся начальных классов в 38,8 тыс. школ страны. На указанные цели в федеральном бюджете на 2021-2023 годы зарезервировано более 183 млрд руб. При этом с начала учебного года увеличен объем субсидий на цели предоставления горячего питания бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.

Начальное общее образование является одним из уровней образования, который наряду с основным общим и средним общим образованием должны пройти все дети. Этот важный период просто необходим, поскольку согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании без освоения школьной программы ребенка не допустят к обучению на следующих уровнях образования – в ссузах и вузах.

Несмотря на то что первый класс является лишь маленькой ступенькой на большом пути к знаниям, именно он способен заложить у ребенка стремление к обучению, выработать интерес к получению новых знаний, сформировать такие качества, как старательность, усидчивость, ответственное отношение к учебе, а также наладить социальные связи с педагогами и одноклассниками. В этой связи выполнение законодательных предписаний, сформированных экспертами с учетом психологических и физиологических особенностей и возможностей первоклассников, приобретает особую значимость. И это – не только ответственность руководителей общеобразовательных организаций и педагогического состава, но и родителей, которые не просто вправе, а и обязаны следить за тем, чтобы их дети получали качественное образование, соответствующее нормам федеральных законов, ФГОС и актуальным положениям СанПиН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *