Укажите что является условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе
Психологическая адаптация молодого солдата (матроса) к условиям военной службы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО СОЛДАТА (МАТРОСА) К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Исключительно важную роль в службе каждого воина играет этап психологической адаптации к войсковому ритму — начальный период службы. Прежде чем повести речь о том, как успешно пройти его, остановимся на характеристике воинского коллектива. Понимание его специфики и психологии позволит юноше правильно строить взаимоотношения с сослуживцами и адекватно вести себя – в различных ситуациях.
Сущность и особенности воинского коллектива
Воинский коллектив – это форма объединения военнослужащих для совместного решения служебных и боевых задач. Основной воинский коллектив – это коллектив воинской части, учебного заведения и т. п. Под метаколлективами подразумеваются войсковые объединения и соединения. Нас же интересует в первую очередь первичный воинский коллектив. Он формируется в масштабе взвода, роты и им равных воинских подразделений. В данном коллективе военнослужащие постоянно взаимодействуют, проводят большую часть времени вместе, хорошо знают друг друга. Именно в таких коллективах предстоит юношам нести службу.
Специфика жизнедеятельности воинского коллектива выражается в следующем:
–он решает особо ответственные, общественно-значимые задачи;
–характерна жесткая регламентация всей жизнедеятельности;
–четкая субординация во взаимоотношениях, обязательность выполнения уставных требований;
–относительная длительность и непрерывность пребывания в нем личности при регулярной обновляемости личного состава подразделений;
–многонациональность – во многих подразделениях плечом к плечу несут службу представители многочисленных наций и народностей России;
–разнородность личного состава – он состоит из достаточно четко выраженных социальных групп: офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и рядового состава (солдат, матросов), военнослужащих проходящих службу по призыву и по контракту.
Все эти особенности налагают существенный отпечаток на психологию воинского коллектива, под которой понимают совокупность социально-психологических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива. К этим явлениям принято относить: коллективные ценности, интересы, взгляды, убеждения, устремления; взаимоотношения в коллективе; коллективные настроения; коллективное мнение; традиции. С каждым из данных элементов приходится сталкиваться призывнику. Чтобы правильно понять конкретный воинский коллектив, надо осмыслить эти психологические явления. Остановимся на наиболее важных.
Общественное (коллективное) мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства (или всех) членов коллектива к тем или иным событиям. Оно свидетельствует о степени зрелости данного коллектива и бывает официальным и неофициальным.
Общественное мнение коллектива систематично, оперативно и конкретно воздействует на своих членов (убеждение, внушение, психологическое принуждение). Поэтому каждый молодой солдат (матрос) должен учитывать этот фактор.
Коллективные настроения — более или менее однородная реакция на значимые события; чувства овладевшие коллективом в данное время. Несомненно, что подъем, энтузиазм, активность, апатия, депрессия, отчаяние и т. п., существенно влияют на каждого отдельного воина, взаимоотношения и общую деятельность коллектива.
Коллективные традиции — установившиеся в воинском коллективе строго определенные действия и отношения, навыки и привычки, соблюдение которых стало коллективной потребностью.
Многие традиции выполняют роль стимулятора внутри коллективного общения, в частности механизма, связывающего личность с коллективом.
Внутриколлективные взаимоотношения — различные формы и виды взаимосвязи и общения личностей в воинском коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности. Взаимоотношения выступают важнейшим регулятором поведения воинов, их взаимодействия и общения.
Эти отношения могут быть:
1. Служебными (официальными, формальными):
а) по горизонтали – между равными по служебному
положению, но связанными функционально воинами;
б) по вертикали – между начальниками и подчиненными.
2. Внеслужебными (неофициальными, личными).
Они основываются на общности либо различии интересов, вкусов, потребностей и проявляются в таких психологических зависимостях, как симпатия, безразличие, антипатия, неприязнь и т. д.
В реальной жизни коллектива обе эти линии переплетаются, оказывают друг на друга огромное влияние.
На взаимоотношения воинов срочной службы влияет целый ряд факторов. Это прежде всего: воинская деятельность; условия службы и быта; удовлетворение материальных и духовных потребностей; личные качества; микрогруппы в коллективе; организаторская и воспитательная работа командования и т. д.
Общественное мнение, настроение, взаимоотношения и традиции конкретного воинского коллектива в который приходит молодой солдат (матроса), существенно влияют на его адаптацию. Однако это всего лишь условия в которых действует воин. Все решают качества его личности
Пути адаптации к военной службе
С призывом на военную службу молодой человек сталкивается со следующими факторами:
– уставной порядок и дисциплина;
– физические и психические нагрузки;
– особенности географического положения;
– непривычные климатические условия;
– необходимость приобретения новых знаний и навыков;
– освоение нового круга обязанностей;
– изменение характера и режима питания;
– изменение ролевых функций и др.
Высокие адаптационные способности личности воина (адаптивность) находятся в зависимости от: настроя личности; степени нервно-психической устойчивости; развитости таких черт характера, как сердечность, доброта, открытость, социальная смелость, покладистость, терпимость, уверенность в себе и т. п.
Как показывают психологические исследования, призывники с высокой и нормальной степенью адаптации быстро приспосабливаются к новым условиям деятельности и входят в новый коллектив; достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации; быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Они, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Чтобы процесс адаптации прошел наименее болезненно, необходимо следовать приведенным ниже рекомендациям. Они проверены жизненным опытом многих поколений призывников.
Будь наблюдателен. Осмысливай увиденное и услышанное. Отделяй главные явления от второстепенных. Делай правильные выводы. Не замыкайся. Будь общителен. Умей общаться. Установи с сослуживцами добрые отношения. Помни, что установлению хороших взаимоотношений способствуют: культура речи, умение слушать и слышать собеседника, выдержка, тактичность, терпимость к мнению других, умение управлять своим психическим состоянием.
Не нагнетай напряженность. Все злое и агрессивное, даже и не направленное непосредственно на другого, создает неприятное ощущение у говорящего с вами. Задавай в разговоре корректный и уважительный тон. Береги, щади неприкосновенность и ранимость другого человека.
Поинтересуйся судьбами тех, с кем свела служба. Проявляй как можно больше доброжелательности, внимания, уважения к товарищам. Уважай себя.
Избегай крайних, жестких, категоричных и безапелляционных оценок поведения и деятельности товарищей и командиров. Категоричность и безоговорочность не способствуют решению проблемы, а лишь осложняют отношения. Умей спокойно отстоять свою точку зрения. Аргументы в споре должны быть весомыми, а не увесистыми. Когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются.
Не открывай душу всем подряд. Разбирайся в людях. Правильно выбирай друзей. Не будь наивен и излишне доверчив.
«Живи по уставу — завоюешь честь и славу»
Сразу же постарайся хорошо изучить уставы ВС РФ, Уголовный кодекс РФ, свои функциональные обязанности. Их глубокое знание высоко оценивается командованием и товарищами. Помни старинную мудрость – «Живи по уставу – завоюешь честь и славу». Знай свои права, льготы и социальные гарантии.
Будь дисциплинирован сам и удерживай от дурных поступков других. В соблюдении дисциплины нет мелочей. Будь дисциплинирован, даже если этого никто не видит в данный момент. Умей отказаться от «соблазнов», идущих вразрез с требованиями законов, Военной присяги и уставов. Научись говорить себе (и если потребуется, то и сослуживцам) «нет».
Если нарушение совершено, то умей отвечать за свои действия. Знай, что правонарушения, грубые нарушения воинской дисциплины (особенно – притеснение воинов младших призывов, «самоволки», употребление спиртного, наркотических и токсических средств, хищения, и т. д.) могут испортить не только службу, но и всю дальнейшую жизнь. Эмоциональные переживания, нервно-психические напряжения снимай физическими упражнениями, специальными комплексами упражнений, музыкой.
Приказ командира — закон
В каждом воинском коллективе есть командиры и начальники: сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры. Они поставлены во главе подразделений, частей. Очень важно, чтобы с ними у тебя с самого начала службы сложились правильные отношения.
Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение. Приказ командира имеет силу закона. Подчиненные обязаны беспрекословно подчиняться начальникам. На этом держится армия и флот.
Не забывай, что отношения между старшими и младшими, начальниками и подчиненными регулируются уставными положениями.
Стань профессионалом в своей воинской специальности
В воинском коллективе ты всегда будешь окружен своими товарищами – и днем и ночью. Без помощи товарищей, без их поддержки служить особенно нелегко. Известная суворовская заповедь гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Не бросай сослуживцев и друзей в беде.
В каждом воинском коллективе люди разные. Одни прибыли из города, другие из сельской местности. У всех разный уровень образования, воспитания, физической подготовки, характеры и вкусы тоже заметно разнятся. Рядом с тобой будут служить воины различных национальностей. Не забывай, что ты в солдатском строю равный среди равных.
Прибыв в коллектив, постарайся сразу же правильно оценить характер взаимоотношений, учесть особенности общественного мнения, настроений и традиций. Любое подразделение, любой воинский коллектив – это не только совокупность военнослужащих, разделенных на группы согласно организационно-штатной структуре. В нем существует множество микрогрупп, сложившихся на основе симпатий и антипатий, общих взглядов, взаимных интересов, психологической совместимости, землячества, по национальному признаку и т. д.
Выясни наличие микрогрупп, характер их направленности и лидеров. Лидеры задают тон в коллективе. Это поможет тебе самоутвердиться, определить свое место в коллективе. Считайся с общественным мнением, но не всегда иди у него «на поводу» (оно может быть и ошибочным). Всегда имей свое собственное, обоснованное мнение. Будь способен, при необходимости, противостоять коллективному психологическому давлению или принуждению (словесные оскорбления, унизительные клички, насмешки, унижение, бойкот, запугивание и т. п.). Будь сильной личностью, способной не «сломаться».
Твои личные отношения с кем-либо не должны отрицательно влиять на служебные дела. Умей правильно строить отношения с воинами других национальностей. Умей дружить. Помни – настоящий друг не будет льстить. Он искренен, принципиален и всегда укажет тебе на ошибки.
Если в коллективе не одобряют твой поступок или решение, не спеши обижаться, подумай: может, ты в чем-то не прав. Общественное мнение редко ошибается: коллективу виднее, какой ты есть. Критически взгляни на себя и свое поведение и, если надо, измени его. Не реагируй болезненно на клички и подколки (за исключением унижающих) – старайся быть адекватным в своих реакциях. Понимай юмор. Умей сказать слова поддержки, благодарности и извиниться за свои неправильные действия. В первое время у тебя многое будет не получаться. Не опускай рук при неудачах. Будь настойчив и трудолюбив.
Будь опрятен и подтянут. Следи за своей формой, соблюдай гигиену. Многие приходят в армию не умея пришить даже пуговицу, не зная как заворачивать ногу в портянку, не приученные мыть ноги на ночь и т. д. Вот и появляются замечания от командиров, ухмылки сослуживцев, грибковые заболевания.
Будь организован и дисциплинирован. Помни: неряхи и неумехи, «рохли» и «тряпки», «хлюпики» и «нытики», «маменькины сынки» и «заторможенные», обидчивые и «психованные», хвастливые и высокомерные, жадные и лживые, ленивые и трусливые и т. д., в коллективе подвергаются осуждению и неприязненному отношению. В коллективе не прощается и жестоко наказывается воровство.
Не уклоняйся от выполнения любых поставленных задач, даже если их выполнение тебе кажется глупым и неправильным. Не пытайся перекладывать свои обязанности на плечи другого, искать легкие пути. Не «сачкуй» и от общей работы. Это особенно отрицательно будет воспринято сослуживцами.
Правильно веди себя в конфликтных ситуациях
Исследования военных психологов показывают: в подразделениях, насчитывающих 50 – 70 военнослужащих, ежедневно происходит до 10 конфликтов. Они возникают по различным причинам и протекают по-разному. Из них более 38 % кратковременные, около 40 % продолжаются несколько недель. Каждый четвертый может длиться месяц и более.
Для разрешения конфликта может быть рекомендована технология открытого разговора с оппонентом:
–сделай искреннее заявление о том, что этот конфликт тебе не выгоден, как не выгоден он и второй стороне;
–предложи оппоненту этот конфликт прекратить;
–признай допущенные ошибки или упущения в поведении;
–объясни, что с твоей стороны примирительные шаги будут сделаны обязательно;
–уступи оппоненту в чем-то важном для него;
–выскажи пожелания относительно уступок, которые мог бы сделать твой оппонент;
–побуждай оппонента к обмену уступками и предложениями;
–обсуди уступки и предложения и при необходимости откорректируй их;
–прими взаимопреемлемое решение проблемы.
Помни народную мудрость: «Слабые мстят, сильные – прощают».
Умей постоять за себя
Встретившись с «дедовшиной», а как показывают опросы, этого явления боятся около 70 % призывников, умей правильно повести себя. При невозможности самому справиться с ситуацией принимающей острый характер, обратись за советом и помощью к товарищам и командирам. Помни, что правонарушители больше всего боятся открытой огласки и грамотных с правовой точки зрения действий. На многих «дедов» отрезвляюще действует предупреждение открыто (это особо важно, т. к. даже законное обращение к командиру порой расценивается как «стукачество») написать рапорт, обо всем сообщить командиру, в прокуратуру, и т. п.
Уясни, что никто не имеет права применять к тебе физическую силу. В случае угрозы жизни и здоровью ты имеешь законное право на необходимую оборону. Причем, это не просто право, но и твой моральный долг. Умей постоять за себя. Не забывай, что насилию чаще всего подвергаются слабые — им вменяется роль «козлов отпущения». Если несколько раз дашь слабину, сядут на шею. При противодействии «дедовщине», сила твоего духа важнее физической силы.
Успех — в самосовершенствовании
Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать. С первых дней пребывания в подразделении займись самосовершенствованием. Познай самого себя. Оцени себя, положа руку на сердце. Нужно, как учил Николай Островский, чаще производить суровый, беспристрастный суд над собой. Важно научиться систематически, тщательно анализировать свои поступки, поведение и действия сослуживцев. Перед тем как заснуть, осмысли: как прошел день, сделай выводы, обдумай завтрашние задачи. Самооценка должна быть не завышенная и не заниженная, а объективная.
Развивай себя физически и духовно. Самообразование и самовоспитание – это основные факторы твоего жизненного успеха. Имей позитивные цели в жизни и службе. Настойчиво их добивайся.
Методический материал к уроку по ОБЖ на тему: «ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ» (11 класс)
ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Реализация программы ОЖ (раздела «Основы военной службы») в нашей школе направлена, прежде всего, на морально-психологическую и правовую подготовку юношей к военной службе.
Актуальность вопроса обусловлена тем, что абсолютное большинство молодых солдат в первые дни службы находится в состоянии, близком к стрессовому.
Главными причинами этого являются:
резкое изменение условий жизни;
слабое знание той обстановки, в которой они оказались:
отсутствие навыков в выполнении требований, предъявленных к ним.
Опыт убеждает, что наиболее сложно, тяжело и долго привыкают к условиям воинских коллективов люди:
не осознавшие необходимость строгой дисциплины;
считающие любое распоряжение командира ущемлением их прав и свобод;
слабо подготовленные физически;
не имеющих первичных навыков в выполнении строевых приёмов.
Процесс адаптации молодых солдат усложняется страхом, боязнью выглядеть хуже других, что может стать причиной насмешек со стороны сослуживцев. При ответе на вопрос: «Что больше всего вас пугает в армии?» учащиеся на первое место поставили строгость дисциплины, на второе- физическую нагрузку, далее – «дедовщину» и плохое питание.
Практика показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются :
знание особенностей воинских коллективов, реальной жизни казармы, не приукрашенной, но и не показанной только с негативной стороны;
хорошая физическая подготовка;
наличие навыков в выполнении строевых приемов;
осознание необходимости соблюдения воинской дисциплины и четкого выполнения приказов и распоряжений командиров.
На занятиях по некоторым темам учащиеся решают ситуационные задачи, которые могут возникнуть в воинских коллективах. Такой урок-игра позволяет ребятам получить представление о наиболее приемлемых в каждой обстановке действиях в рамках законности.
Важнейшим элементом морально-психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения единоначалия в Вооруженных силах. Важно разъяснить учащимся, что единоначалие в ВС РФ заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой власти по отношению к подчиненным и возложением на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражено в праве командира (начальника) отдавать приказы и добиваться их выполнения. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или неисполнение приказа – воинское преступление.
Объясняя требования воинской дисциплины и обязанности солдата, преподаватель проводит их сравнительный анализ с требованиями дисциплины и обязанностями учащихся, подводит к выводу о том, что существенной разницы между ними нет.
Очень важно довести до сознания учащихся, что солдаты, совершившие нарушение установленного порядка и дисциплины, несут ответственность в зависимости от характера и тяжести проступка.
Говоря об обязанностях военнослужащих и требованиях воинской дисциплины, преподаватель разъясняет правовое положение солдата как гражданина, чьи права и личное достоинство находятся под защитой законов РФ, и то, как он должен поступить в случае противоправных действий сослуживцев по отношению к нему.
Для проверки эффективности используемых форм и методов работы по морально-психологической подготовке юношей к военной службе ежегодно проводится анкетирование учащихся
11-х классов в начале учебного года, то есть по завершении программы ОБЖ (ОВС). Также проводится входной контроль десятиклассников на предмет определения их осведомленности о военной службе, об их отношении к ней.
Кроме того, используются встречи с нашими выпускниками, отслужившими в армии. В результате анализа итогов анкетирования и бесед с нашими юношами в практику проведения занятий были введены решение ситуационных задач и уроки-игры.
Укажите что является условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе
Подготовка граждан к военной службе.
Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-получение начальных знаний в области обороны;
-подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
-медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор;
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Получение гражданами начальных знаний в области обороны Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях, общественно-государственных организациях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, в которых такая подготовка является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.
2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и общественно-государственных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Добровольная подготовка гражданина к военной службе.
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-занятие военно-прикладными видами спорта;
-обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;
-обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военной образовательной организации высшего образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Особенности выполнения гражданами, подлежащими призыву на военную службу, нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.
Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
2. Спортивная подготовка граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах.
1. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляется также в военных оркестрах в порядке, установленном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
3. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.
Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.
1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
2. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы и присваивает ему воинское звание офицера.
3. Гражданин, обучающийся по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, отчисленный из военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательной организации либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.
4. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.
Договор, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.
5. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, не может обучаться в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.
6. Прием граждан для обучения в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Обучение граждан в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.
8. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.
9. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования осуществляет подбор и направление военнослужащих для назначения не на воинские должности педагогических работников военного учебного центра при этой образовательной организации.
Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования.
1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, при которой отсутствует военный учебный центр, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.
Договор, предусмотренный настоящим пунктом, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться в военной образовательной организации высшего образования.
3. Обучение граждан в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.
4. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.
Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе.
1. Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых Федеральным законодательством предусмотрена военная служба:
-участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;
-разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;
-участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в части подготовки граждан к военной службе;
-участвуют в создании, финансовом и материально-техническом обеспечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.
2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.