Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Цели создания и функции информационной системы

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Комплекс программно-аппаратных средств, регламентов их функционирования, а также персонала, реализующего все бизнес-процессы и информационные потоки предприятия, направленный на адекватное информационное обеспечение и повышение эффективности процесса управления называется информационной системой.

Выделим основные цели создания информационной системы:

· обеспечить выживаемость и дееспособность предприятия;

· обеспечение работникам нормального трудового процесса;

· устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;

· расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Потребителей информационной системы можно классифицировать:

Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Логистическая информационная система отличается от любой другой информационной системы функциональной наполненностью и уровнем интеграции информационного пространства.

Главной ее особенностью является интеграция в едином информационном пространстве трех основных составляющих потока товародвижения: поставки, производства и потребления.

На рисунке 5.1 представлены перечисленные функции логистической информационной системы.

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Благодаря функционированию системы управления предприятием достигается выполнение целей определенного уровня. Обычно принято выделять 4 уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация).

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем Укажите что является целью создания и функционирования информационных системУкажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Главный принцип создания информационной системы состоит в том, что, во-первых, данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, они должны быть сопоставимы.

Информационная логистическая система действует в следующих режимах:

· режим сортировки и группировки;

· аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки 2-х более характеристик разной принадлежности;

· расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям);

· советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов);

Выбор того или иного способа организации системы информационного обеспечения зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств.

Источник

Цели создания и внедрения ИС.

Раздел 1. Информационные системы

Тема 1. Структура и типы информационных систем

Назначение и структура информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. К изучению и управлению сложными объектами применяют системный подход, который требует рассмотреть систему с различных точек зрения или в различных аспектах. Чаще всего в системном анализе учитываются следующие аспекты:

– элементный, который раскрывает состав системы или отвечает на вопрос, из каких элементов состоит система;

– функциональный, который показывает, какие функции выполняет система в целом и образующие её элементы;

– структурный, вскрывающий внутреннюю организацию системы через способы взаимодействия функциональных элементов системы;

– коммуникационный, отражающий связи данной системы с внешней средой и другими системами;

– динамический, отвечающий на вопрос, каким образом возникли системы данного вида, какие этапы они прошли и каковы их перспективы.

В результате такого системного (поаспектного) рассмотрения достигается исчерпывающее познание сущности любой системы, закономерностей её развития.

Рассмотрим примеры систем (таблица 1).

Таблица 1. Цели и элементы разных систем.

СистемаЭлементы системыГлавная цель системы
ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др.Производство товаров
КомпьютерЭлектронные и электромеханические элементы, линии связи и др.Обработка данных
Телекоммуникационная системаКомпьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.Передача информации
Информационная системаКомпьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечениеПроизводство профессиональной информации

Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Так, системой называется аппаратная часть компьютера. Компьютерная сеть также рассматривается как телекоммуникационная система. В управлении (менеджменте) организация (фирма) также рассматривается как система.

Понятие «информационная система» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. То есть они предназначены для создания новых информационных продуктов, которые помогают анализировать проблемы и принимать решения. С помощью таблицы 1 проанализируем (сопоставим) цели и элементы информационной системы с системами из приведенных выше примеров. Из таблицы видно, что ИС является совокупностью некоторых средств (компьютеры и компьютерные сети), методов выполнения информационных процессов (в информационном и программном обеспечении) и персонала.

Это позволяет сделать следующее определение информационной системы (ИС).

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Для понимания сущности ИС, кроме элементного аспекта важнейшее значение имеют функциональный и структурный аспекты.

Структура информационной системы

Элементы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, перечисляются в определении. Одни из них – средства, методы и персонал – обеспечивают работу ИС, а другие – хранение, обработка и выдача информации – указывают функциональные признаки, т.е. определяют, из каких информационных процессов складывается функционирование ИС. Поэтому структуру ИС рассматривают в двух разных планах: функциональная структура и структура ИС как совокупность обеспечивающих подсистем.

В соответствии с определением функциональными элементами ИС являются следующие группы (блоки) процессов:

– ввод информации из внешних или внутренних источников;

– обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

– вывод информации для представления потребителям или передачи в другую ИС;

– обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Функциональную структуру информационной системы представляют в виде блок-схемы (рис.1), на которой каждый элемент системы представляется в виде блока (на рис. – прямоугольник), а связи и их направления указывают стрелками.

Отдельные части (блоки системы) называют подсистемами.

В каждом конкретном случае набор и взаимосвязи функциональных подсистем зависят предметной области и специфики деятельности предприятия, деятельность которого обеспечивается информационной системой.

Укажите что является целью создания и функционирования информационных системРис.1. Обобщенная функциональная блок-схема ИС.

Однако для АИС, различающихся характером и видами обработки информации, функциональная схема отличается набором подсистем обработки. Например, АИПС (библиотечные, музейные, справочные правовые и т.п.) производят ввод, систематизацию, хранение, поиск и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы: АСОД, АСУ, СППР – осуществляют переработку информации БД по определенному алгоритму, однако и они отличаются по составу подсистем обработки информации. Специализированная на автоматизации проектирования САПР имеет в структуре специальные подсистемы: технической документации, формирования заданий, имитационного моделирования, расчетный, а в некоторых может быть и экспертная система (см. блок-схему на рис. 2).

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Рис.2. Блок-схема САПР

Рассмотрим другой тип структуры ИС: как комплекса обеспечивающих подсистем (рис.3).

Структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.

Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Укажите что является целью создания и функционирования информационных систем

Рис.3. Структура ИС по типу обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение – совокупность информационных массивов данных, единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

– к унифицированным системам документации;

– к унифицированным формам документов различных уровней управления;

– к составу и структуре реквизитов и показателей;

– к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций выявляется целый комплекс типичных недостатков:

– чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

– одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

– работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

– имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации, ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение и детальный анализ схем информационных потоков, позволяющих выявить маршруты и объемы информации, дублирование показателей и процессов их обработки, обеспечивает:

– исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

– классификацию и рациональное представление информации.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Основные концепции методологии:

– ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

– выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

– совершенствование системы документооборота;

– наличие и использование системы классификации и кодирования;

– владение методологией создания концептуальных информационно–логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

– создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Эта концепция практически реализуется в два этапа.

1–й этап – обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:

– понять специфику и структуру ее деятельности;

– построить схему информационных потоков;

– проанализировать существующую систему документооборота;

– определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2–й этап – построение концептуальной информационно–логической модели данных на основе результатов обследования 1–го этапа. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Комплекс технических средств составляют:

– компьютеры любых моделей;

– устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

– устройства передачи данных и линий связи;

– оргтехника и устройства автоматического съема информации;

– эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

– общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

– специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

– нормативно–справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров. Такая форма организации облегчает управление и внедрение стандартизации, но понижает ответственность и инициативу персонала.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. В этом случае от персонала требуется больше персональной ответственности, руководству труднее внедрять стандартизацию.

В настоящее время более распространен частично децентрализованный подход – организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

– средства моделирования процессов управления;

– типовые задачи управления;

– методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико–математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

– анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

– подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико–экономическое обоснование ее эффективности;

– разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1–м этапе построения БД.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

– статус информационной системы;

– права, обязанности и ответственность персонала;

– порядок создания и использования информации и др.

Этот набор подсистем носит общий характер практически для всех типов АИС. Однако структура и сложность обеспечивающих подсистем зависит от типа АИС, области применения и других факторов. Так, подсистема математического обеспечения имеет место в АИС оригинальной разработки ПО – в АИС с типовым ПО, она отсутствует. Подсистема правового обеспечения может отсутствовать в АИС внутрифирменного назначения – в этом случае можно ограничиться подсистемой организационного обеспечения, в которой в том числе решаются вопросы правового обеспечения; АИС самостоятельного назначения, например, системы информационного обслуживания, могут иметь подсистему правового обеспечения. АИС, имеющие БД фактографического характера, имеют только подсистему информационного обеспечения, в которой может возникать необходимость решения отдельных лингвистических вопросов. Документальные АИПС имеют развитую подсистему лингвистического обеспечения, так как в этих системах решаются сложные задачи обеспечения смысловой релевантности запросов пользователей содержанию выданных документов. А это, как правило, не только программные модули морфологического анализа, но и совокупность словарей и правил их ведения.

Цели создания и внедрения ИС.

Чего можно ожидать от внедрения информационных систем?

Внедрение информационных систем может способствовать:

1. освобождению работников от рутинной работы и её ускорению за счет автоматизации;

2. замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к снижению объемов документов на бумаге, а следовательно возможности более рациональной организации переработки информации на компьютере;

3. совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме за счёт эффекта системности: однократный ввод данных – многократное и многоцелевое их использование»;

4. получению более рациональных вариантов решения управленческих задач (за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.):

a. отысканию новых рыночных ниш;

b. оптимизация затрат на производство продуктов и/или услуг;

c. оптимизация взаимоотношений с покупателями и поставщиками.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 2026 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема 5. Понятие информационных систем.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

¾ простота внедрения уже существующих решений;

¾ просты для понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;

¾ не требуются технические навыки;

¾ гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.

В автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей.

Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определённой форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации – абоненты, читальные залы и т.п.).

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Аппаратная и программная части информационной системы

Персонал организации или другая информационная система

Рис. 1.1. Процессы в информационной системе

Схема состоит из следующих блоков:

¾ ввод информации из внешних или внутренних источников;

¾ обработка входной информации и представление её в удобном виде;

¾ вывод информации для представления потребителям внутри организации или передачи в другую систему;

¾ обратная связь – это информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.

Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Организационно-технологическая подсистема сбора информации

представления и обработки информации

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации

Рис. 1.2. Состав информационной системы

Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей инф. системы в целом.

Подсистема представления и обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке инф. системы.

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф. системы.

2. Цели, задачи, свойства и функции информационных систем.

Цель ИС – обеспечение специалистов информацией для решения стоящих перед ними задач.

Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции. Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.

В соответствии с целью основными универсальными задачами ИС являются:

¾ выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном для восприятия виде;

¾ получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;

¾ производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной информации;

¾ освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;

¾ совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.

Специальные задачи определяются характером производства и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели. Они включают:

¾ обеспечение необходимого объёма производства продукции;

¾ обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;

¾ поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции;

¾ обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.

В системе управления специальные задачи для статуса ИС приоритетны.

Информационная система определяется следующими свойствами:

¾ любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

¾ информационная система является динамичной и развивающейся;

¾ выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

¾ информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации;

¾ структура информационной системы, её функциональное предназначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой фирме – эффективному бизнесу, в государственном предприятии – решению социальных и экономических задач;

¾ информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.

Функция ИС – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.

Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.

ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:

a) планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

b) нормирование производственной деятельности;

c) учёт и отчётность;

d) контроль производства;

e) анализ производственной деятельности.

Выделяются следующие информационно-технологические функции информационной системы:

a) сбор сведений об управляемом объекте;

b) регистрация данных;

d) ввод данных в ЭВМ;

e) обработка данных.

Рассматриваются два типа обработки:

¾ анализ данных (сравнение с нормами, критериями).

Операционная обработка данных ведется в системах, ориентированных на преобразование данных. Анализ данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная система помогает принимать решения.

b) ведение баз данных;

Существуют два способа хранения информации:

¾ централизованный (информация хранится в одном месте),

¾ распределенный (информация хранится в нескольких местах).

d) актуализация информации;

e) копирование и тиражирование информации;

f) предоставление информации (выдача производственных документов пользователю);

Эта функция обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации.

3. Понятие АИС. Этапы развития АИС.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и других современных технических и программных средств в различных информационных системах. Такие информационные системы называются автоматизированными.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.

Этапы развития информационных систем можно свести в следующую таблицу.

Изменение подхода к использованию информационных систем

Вид информационных систем

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выборка наиболее рационального решения

Стратегические информационные системы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Данное поколение информационных систем строилось на базе центральной ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки».

В 70-х годах – начале 80-х информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. Были сделаны первые шаги к децентрализации инф. систем, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа D В2 и пакетов коммерческих прикладных программ.

К концу 80-х годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и многое другое. Наблюдается бум распределённой сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры. Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую инф. систему – появились вычислительные сети и распределённая обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати, телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. При развитии инф. систем третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределённой обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Отличительной чертой современных инф. систем, инф. систем четвёртого поколения, является прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами инф. системы на верхнем уровне сочетается с распределённой обработкой на нижнем. Инф. системы четвёртого поколения характеризуются следующими основными особенностями:

¾ полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределённой обработки;

¾ модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

¾ экономия ресурсов системы за счёт централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

¾ наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;

Вопросы к теме

1. Дайте определение информационной системы.

2. Какова разница между компьютерами и информационными системами?

3. На какие виды делятся ИС-мы по степени автоматизации?

4. Преимущества неавтоматизированных систем.

5. Назовите исторически первые виды ИС-м. Почему?

6. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС-мы?

7. Каков состав ИС-мы? (Каковы основные элементы ИС?)

9. Каковы основные универсальные задачи ИС?

10. Каковы специальные задачи ИС?

11. Какие задачи (универсальные или специальные) являются приоритетными в системе управления?

12. Перечислите основные свойства ИС.

13. На какие виды делятся функции ИС? Назвать основные функции каждой группы.

15. Какие основные этапы прошли в своём развитии АИС?

16. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?

17. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?

18. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *