Укажите что является основной фонетической единицей

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Методы фонетики

Кинорентгеносъемка органов артикуляции позволяет изучать артикуляторные уклады органов речи в их развивающейся и изменяющейся во времени деятельности, а не в статическом состоянии, к тому же при довольно искусственной задержке нормальной деятельности речевого аппарата. Полученную рентгенограмму соответствующим образом обрабатывают, в результате чего получается схематический чертеж.

Пневматическая кимограмма.Искажения эти настолько значительны, что возникает сомнение в правильности передачи даже основного тона звучания. Обертоны по существу вовсе отсутствуют. То, что иногда кажется обертонами, это в значительной степени продукт искажений передающей системы, а не деятельности голосового аппарата. Подлинная интенсивность (точнее говоря, амплитуда колебаний) может быть вычислена только путем чрезвычайно сложных операций, которые учитывали бы различную силу сопротивления резины в различные моменты ее натяжения, начиная с момента покоя

в) Электроакустические.Катодный осциллограф является физическим прибором, предназначенным для исследования быстро протекающих электрических или преобразованных в электрические процессов посредством электроннолучевой трубки. В экспериментальной фонетике катодный осциллографслужит для разложения сложного звукового явления на образующие его гармонические колебания. [6]Наиболее существенной его частью служит электронно-лучевая трубка, осуществляющая процесс преобразования звуковых особенностей речи в электрические явления. Она же позволяет наблюдать этот процесс визуально. Засняв на пленку киноаппарата или на пластинку фотоаппарата излучения трубки, мы получим осциллографическую кривую речи.

Источник

Основные фонетические единицы и средства

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

· Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук — минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность — время звучания сегмента речи.

Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).

Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция — позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] — [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] — звук, средний между [и] и [э], например: [м’иэста], [ч’иэсы], [п’иэт’брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л — ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз — [п’ьриэв’6с], садовод — [съдавот], водовоз — [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться — диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться — значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии — морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова — корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.

1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.

Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка — это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором — глухие.

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч’], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [j’], [ч’], [т’].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт’]; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [прбз’ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз’н’ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас’т’].

Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Источник

Основные единицы фонетики

Укажите что является основной фонетической единицей

Все единицы языка разделяются на сегментные, к которым относятся звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст (в настоящее время ведутся споры: стоит ли относить текст к отдельной сегментной единице или нет?). К просодическим единицам относятся: ударение, интонация, такт, проклитика, энклитика.
Для более детального рассмотрения применения лингвистических способов в области моделей языков дадим определение каждому термину:

Фонема – минимальная единица в звуковой системе языка, согласно традиционной фонетической теории.

Звук – минимальная, далее неразложимая фонетическая единица, которые могут быть описаны в трех аспектах: акустики, артикуляции и смыслоразличения.

Слог – единица произношения обычно большая, чем одиночный слог, и меньшая, чем слово. Когда мы произносим слово, мы можем произнести несколько слогов одновременно. Хороший словарь всегда показывает, где делятся слоги между собой.

Слово – наиболее конкретная единица языка, которое имеет всеобщее, интуитивно понятное, значение для носителей языка.

Предложение – самая большая структурная единица языка, при помощи которой образуется любая единица грамматики.

Текст – пре-теоретический термин, использующийся в лингвистике и фонетике, относящийся периоду времени, когда происходила запись текста, с целью анализа и дескрипции.

Такт – специфическая форма и единица музыкального метра. В лингвистике, а именно в фонетике, понятие тона также очень важно, т.к. речь любого народа имеет собственную мелодику, а следовательно и такт, поэтому, при спектральном анализе любого языка, необходимо учитывать его такт.

Просодия – сверхсегментные свойства речи: произношение долгих и коротких слогов речи – но просодия не выражает смысла, в отличии от интонации.

Проклитика – безударное слово, тесно примыкающее к следующему за ним слову, имеющему ударение. Обычно в качестве проклитики выступают предлоги, союзы, артикли и пр.

Энклитика – безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному, противопоставляется проклитике.

Ударение – выделение единицы речи (слова, слога, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха, изменение высоты голосового тона, продление звука и пр.

Интонация — совокупность просодических элементов речи, служащих для выражения смысла.
Определив основные термины, необходимые для дальнейшего рассмотрения работы перейдем к более подробному рассмотрению фонем и звуков.

Источник

Фонетика. Основные единицы фонетики

Фонетика — наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее —

это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // — Молвил он царю,// — Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между пау­зами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются пау­зами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое слово — часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 — 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения.

Слог в традиционной теории — это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последо­вательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) слова, напри­мер, весна (24134):

Укажите что является основной фонетической единицей

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна’. 34 — 134.

4) тональная (слоги — это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

1. Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­

дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам.

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

— неприкрытый — начинающийся с гласного: a, at;

— прикрытый — начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

— открытый — заканчивающийся гласным: a, ta;

— закрытый — заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] — безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] — ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] — безударный, прикрытый, открытый.

Звук — наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение — выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

— экспираторное ударение — силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

— тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

— количественное (квантитативное) ударение — удлине­ние артикуляции гласного.

— качественное ударение — четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение — выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное

место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударение — выделение голосом от­дельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством ор­ганизации смысла сообщения.

Интонация — ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза — перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

Источник

Укажите что является основной фонетической единицей

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *