Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Формирование и использование денежных накоплений предприятий. Содержание и функции финансов предприятий

Оглавление

Цель — освоение особенностей содержания и функций финансов предприятий (организаций) и их значимости для решения основных задач, стоящих перед предприятием. Определение места финансовой службы в структуре управления предприятием и принципов организации финансов предприятия.

Задачи

1. Содержание и функции финансов предприятий

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях получения максимальной прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, которые сопутствуют практически всем аспектам деятельности предприятия. Эти отношения возникают между:

Все подобные денежные отношения реализуются в рамках финансовой системы предприятия. В настоящее время сфера экономических отношений, выражаемых финансами предприятий, существенно расширяется. Финансовые взаимоотношения предприятий схематически представлены на рис. 1.

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 1. Финансовые взаимоотношения предприятия с различными контрагентами:

1 — целевые бюджетные кредиты, субсидии, страховые возмещения. Уплата налогов, страховые взносы; 2 — банковские кредиты, расчетно-кассовое обслуживание, факторинговые, лизинговые, трастовые и другие операции. Покупка ценных бумаг банков, погашение кредитов, оплата банковских услуг; 3 — коммерческое кредитование, оплата услуг по управлению собственностью, уплата дивидендов по ценным бумагам; 4 — коммерческое кредитование, участие в прибылях, инвестиции, совместные операции на фондовом и товарном рынках.

Поэтому финансы предприятий — это совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятий, т. е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической системы проявляется через их функции. Выделяют следующие основные функции финансов:

Распределительная функция финансов предприятий — это проявление их внутренних средств в процессе распределения общественного продукта и национального богатства посредством образования фондов денежных средств и использования их по целевому назначению.

Благодаря распределительной функции финансов возмещается стоимость потребленных средств производства, образуются разные виды доходов предприятий, средства созданных на предприятии фондов используются в соответствии со своим назначением, обеспечиваются стоимостные пропорции в общегосударственном масштабе через участие финансов предприятий в образовании бюджетных и внебюджетный фондов.

Из сущности финансов как распределительной категории вытекает и вторая их функция — контрольная.

Под контрольной функцией финансов предприятий понимается проявление внутренне присущего финансам свойства контроля за распределением общественного продукта по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению.

Экономическое содержание контрольной функции заключается в создании условий для осуществления финансового контроля за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Контроль позволяет:

Контрольная функция охватывает различные стороны деятельности предприятий как внутри них, так и в хозяйственно-финансовых взаимоотношениях с другими предприятиями, финансово-кредитной системой.

Функции финансов предприятий тесно взаимосвязаны. Распределительная функция создает условия, при которых предприятие, строго соблюдавшее разумные стоимостные пропорции и финансовую дисциплину, может бесперебойно осуществлять свою хозяйственную деятельность и выполнять финансовые обязательства. Контрольная функция дает возможность своевременно выявлять нарушения в деятельности предприятия и принимать меры к их устранению.

2. Принципы организации финансов предприятий

Наиболее полно принципы организации финансов предприятий отражены в учебном пособии под редакцией профессора М. В. Романовского. Он предлагает предприятиям при организации финансов использовать следующие принципы:

1. Принцип плановости — этот принцип обеспечивает соответствие объема продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка. Обеспечивает учет конъюнктуры рынка, платежеспособный спрос, т. е. дает возможность осуществлять нормальные расчеты. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

2. Принцип финансового соотношения сроков — создает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т. п.).

3. Принцип взаимозависимости финансовых показателей — обеспечивает учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность.

4. Принцип гибкости (маневрирования) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

5. Минимизация финансовых издержек — финансирование любых инвестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» способом.

6. Принцип рациональности — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

7. Принцип финансовой устойчивости — обеспечивает финансовую независимость, т. е. соблюдение критической точки (0,5) удельного веса собственного капитала в общей его величине и платежеспособность предприятия, т. е. его способность к погашению своих краткосрочных обязательств.

Реализация перечисленных принципов осуществляется при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом учитывается:

3. Система управления финансами предприятия

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Ее деятельность подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности предприятия, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Основное содержание финансовой работы заключается в:

Таким образом, сущность финансовой работы состоит в обеспечении кругооборота основного капитала и поддержании финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности. Кроме того, финансовая служба должна обеспечивать организацию эффективного управления финансовыми ресурсами с учетом методов, адекватных рыночной экономике. Это возможно реализовать лишь в рамках финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения поставленной цели.

Любая система управления состоит из двух ключевых элементов — субъекта управления и объекта управления; субъект управления действует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

При управлении финансами предприятия субъект управления или управляющая подсистема может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: организационной структуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта и его кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и его деятельности. Для крупных компаний характерно обособление специальной финансовой службы, руководимой финансовым директором и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Примерная структура финансовой службы может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 2. Примерная структура финансовой службы

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, условно можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

В системе управления финансами используются следующие модели: дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др.

Финансовые инструменты — это любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера — у другого. Они подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне. Она весьма обширна и включает в себя обычно любые сведения финансового характера; в частности, к ней относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

Технические средства управления финансами — это самостоятельный и важный элемент финансового менеджмента, так как многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ (например, такая распространенная программа, как 1С:Бухгалтерия).

Объектом системы управления финансами предприятия является совокупность трех взаимосвязанных элементов:

Финансовые отношения представляют собой отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Такие отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Финансовые ресурсы — это ресурсы, представленные в активе баланса, т. е. они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Задача финансового менеджмента — обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление источниками финансовых ресурсов (обязательствами) — одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в пассиве баланса предприятия. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Деятельность любой коммерческой организации начинается с формирования финансовых ресурсов в виде фондов основного назначения. Существуют первичные и вторичные фонды основного назначения. Первые образуются при создании организации, вторые — в результате ее функционирования. Фонды основного назначения могут создаваться за счет собственных и заемных средств. Состав источников финансовых ресурсов коммерческой организации представлен на рисунке 3 и отражается в пассиве баланса предприятия.

Собственный капитал организации состоит из:

1) взносов собственников (уставный или складочный капитал);

2) накопленных организацией собственных средств (в том числе резервного фонда);

3) средств целевого финансирования, поступивших в виде ассигнований, дотаций, взносов, пожертвований.

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов собственников организации. Вклады могут быть в виде:

Минимальный размер уставного капитала предприятий различных организационно-правовых форм устанавливает государство.

Дополнительный доход, образующийся при первичном размещении акций по ценам, превышающим номинал, называется эмиссионным.

Накапливаемый фирмой собственный капитал имеет три источника:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 3. Состав финансового капитала предприятия

Резервный фонд создается фирмой за счет прибыли для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций и выкупа собственных акций при отсутствии других средств.

Прибыль, амортизационные отчисления, поступления средств от реализации основных фондов образуют фонд накопления.

Добавочный капитал формируется при переоценках основных фондов, заемный — за счет кредитов банков и эмиссии облигаций.

Финансовые ресурсы инвестируются в производственные активы для формирования и взаимодействия факторов производства: средств и предметов труда и технологии. В зависимости от характера и времени обращения активы организаций подразделяются на внеоборотные и оборотные, суммы которых отражаются в активе баланса предприятия.

Внеоборотные активы — это активы организации, которые функционируют более года и переносят свою стоимость на создаваемый продукт по частям. В их состав входят:

Важнейшая часть внеоборотных активов — основные средства. Они авансируются на приобретение земельных участков, зданий, сооружений, машин и оборудования, измерительных приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств и т. д. Особенность функционирования средств труда состоит в том, что они, не меняя натуральной формы, обслуживают процесс производства многократно, в течение нескольких циклов, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям, по мере износа. Возмещение стоимости основных средств происходит по определенным нормативам согласно утрате экономической полезности.

Амортизация — это процесс перенесения стоимости средств труда по мере их износа на производимую продукцию и превращения в денежную форму. Перенесенная и реализованная стоимость основных средств образует амортизационной фонд. Величина годового амортизационного фонда зависит от двух факторов: среднегодовой стоимости основных средств и норм амортизации.

В России используются следующие способы начисления амортизации:

Линейный метод ориентирован на равномерный физический и моральный износ основных средств. Недостатки этого метода следующие: заранее фиксируется неизменная величина амортизационного периода; недостаточное стимулирующее воздействие на повышение эффективности использования основных средств; возможность недоамортизации в связи с недостаточным учетом воздействия морального износа и т. д.

Способ уменьшаемого остатка. Амортизация начисляется не по первоначальной или восстановительной стоимости, а по остаточной стоимости. Вследствие этого величина амортизационных отчислений, переносимых на стоимость продукции, будет ежегодно уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости основных средств, и амортизационный срок службы будет многократно увеличиваться.

Способ списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования. Амортизация начисляется по линейному способу, однако амортизационный срок службы увеличивается на период, в течение которого конкретные виды основных средств находились на консервации, в ремонте или проходили модернизацию. В течение этого времени начисление амортизации не производится.

С точки зрения финансового планирования такой способ предпочтителен, так как позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных фондов. Далее темп списания замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции.

Способ начисления амортизации пропорционально объему производимой продукции или работ. Полный перенос стоимости оборудования и других видов основных средств производится на определенный объем продукции, а амортизация по временным периодам начисляется исходя из доли продукции, произведенной в этом периоде, по отношению к заранее определенному объему продукции.

Этот способ начисления амортизации позволяет учитывать физический износ, режим использования объекта.

Такой способ используется также в случае сезонного характера эксплуатации оборудования, если в технической документации предусмотрена зависимость срока службы оборудования от количества единиц продукции.

Выбор метода расчета амортизации зависит от выбора оптимального амортизационного срока службы различных категорий основных средств.

Восстановление основных средств происходит в форме капитальных вложений, источниками которых служат собственные средства организаций (первоначальные взносы учредителей, амортизационные отчисления, прибыль); средства иностранных инвесторов; кредиты банков.

К заемным средствам относятся ссуды коммерческих банков, финансовый лизинг, инвестиционный налоговый кредит.

Нематериальные активы организаций включают организационные расходы и затраты на приобретение патентов, лицензий, товарных знаков и иных прав и активов. Их воспроизводство осуществляется аналогично основным средствам.

Долгосрочные финансовые активы представляют собой инвестиции в финансовые инструменты на срок более года. Они призваны приносить доходы в виде дивидендов (процентов) на капитал, а также улучшать производственные результаты организации. Совокупность ценных бумаг других предприятий, которыми владеет инвестор, составляет портфель ценных бумаг.

Оборотные активы — это активы организации, функционирующие в течение года и полностью переносящие свою стоимость на создаваемый продукт. По функциональному назначению оборотные активы организации подразделяется на оборотные производственные активы и активы обращения.

Производственные активы обслуживают сферу производства. Они представляют собой предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.) и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, полуфабрикатах собственного изготовления.

Активы обращения непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение — обеспечить ресурсами кругооборот фондов организации.

Потребленные в процессе производства оборотные активы вступают в сферу обращения в товарной форме, которая затем, по мере реализации готовой продукции, переходит в денежную.

Товарная и денежная формы ресурсов, находящиеся в сфере обращения, относятся к фондам обращения (т. е. фонды обращения состоят из готовой продукции и денежных средств).

Использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, охватывающего производство продукции и реализацию продукции. Авансированный капитал возмещается из выручки от реализации. Оборотные активы включают:

Источниками формирования оборотных активов служат собственные ресурсы, заемные (привлеченные) средства и устойчивые пассивы.

Собственные оборотные средства обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность организации, его финансовую устойчивость на рынке. Из них формируется большая часть оборотных активов.

Первоначально (на этапе создания организации) для формирования запасов товарно-материальных ценностей (запасов для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг) используются средства уставного капитала. Затем на прирост оборотных средств в целях расширения производства направляется часть получаемой прибыли, размер которой зависит от дивидендной политики организации, увеличения норматива оборотных средств (оптимальный размер оборотных средств, необходимых для организации и осуществления хозяйственной деятельности организации), а также привлечения иных источников.

К собственным средствам, которые могут быть направлены на прирост оборотных активов, условно относят устойчивые пассивы, не принадлежащие организации, но постоянно находящиеся в ее обороте. К устойчивым пассивам относятся: минимальная переходящая задолженность по оплате труда, по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей, по поставкам и расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; заказчикам по авансам и предоплате продукции; бюджету по некоторым видам налогов. Этим источником средств является планируемая кредиторская задолженность.

В обороте организации могут находиться и прочие собственные средства — это временно не используемые остатки резервного фонда, фондов специального назначения, фонда потребления, социального развития, а также премиального, благотворительного, ремонтного и т. д. Эти средства, имеющие целевое назначение, в настоящее время в нарушение принципа целевого назначения вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат.

Данный принцип нарушает также привлечение к формированию оборотных средств амортизационного фонда, который должен использоваться на обновление основных фондов организации, финансирование долгосрочных инвестиций.

Специфическим источником собственных оборотных средств являются краткосрочные финансовые вложения временно свободных финансовых ресурсов.

В практике финансовой деятельности коммерческих организаций зарубежных стран основными источниками заемных средств являются банковские кредиты и кредиторская задолженность. Последняя представляет собой внеплановый ресурс формирования оборотных средств и возникает, как правило, вследствие несоблюдения платежно-расчетной дисциплины.

5. Доходы и расходы: понятие, сущность, виды

Согласно ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

К доходам организации не относятся следующие поступления:

Доходы предприятия подразделяются на:

Доходы от обычных видов деятельности — это выручка, которую предприятие получает от реализации своей продукции или товаров и поступлений, связанных с выполнением работ или оказанием услуг. Под выручкой от реализации понимают денежную оценку дебиторской задолженности покупателя, которая возникает у предприятия в результате отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данная дебиторская задолженность может быть погашена (оплачена) покупателем следующими способами:

Операционные доходы — это доходы, которые непосредственно возникают в результате использования активов предприятия способами, отличными от основного вида деятельности. К ним относятся:

К внереализационным доходам относят доходы, не связанные непосредственно с использованием активов предприятия:

Помимо перечисленных выше групп доходов выделяют также чрезвычайные доходы — поступления, связанные с последствиями чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварий, национализации и т. п.) при осуществлении хозяйственной деятельности. К ним относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, ос тающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшем у использованию активов, и др.

Расходами организации, согласно ПБУ 10/99, признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации следующее выбытие активов:

Это происходит, поскольку в результате этих операций собственный капитал не из меняется, а изменяется только его структура.

Расходы предприятия также подразделяют на:

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ и оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности считают также возмещения стоимости основных средств, нематериальных и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Данные расходы формируются из затрат, связанных с материально-производственными запасами и возникающих непосредственно в процессе переработки последних для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их реализации, а также для продажи (перепродажи) товаров (затраты по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, коммерческие и управленческие расходы и др.).

Расходы по обычным видам деятельности состоят из следующих элементов:

Финансовый учет предприятия обязаны вести в поэлементном разрез е (ПБУ 10/99). Кроме того, для управления и анализа предприятия, как правило, осуществляют учет расходов по статьям затрат, перечень которых каждая организация формирует сама для себя, исходя из специфики ее деятельности.

Затраты подразделяются на:

В затраты, входящие в себестоимость продукции, включаются такие, которые относятся на товары, купленные или произведенные для перепродажи. На промышленном предприятии под ними понимают себестоимость единицы продукции, которую учитывают при определении себестоимости готовой продукции или незавершенного производства до момента реализации. После реализации продукции эти затраты сравнивают с выручкой от продажи для подсчета прибыли.

Затратами отчетного периода считают затраты, не учитываемые при оценке запасов, поэтому их рассматривают как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.

Описанное подразделение затрат соответствует правилам бухгалтерского учета и учетной политике, которую избрало предприятие. Так, коммерческие и управленческие расходы могут относиться к себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном периоде.

К операционным расходам относят:

К внереализационным расходами относят:

Чрезвычайными расходами считают расходы, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.) при осуществлении хозяйственной деятельности.

6. Финансовый результат деятельности предприятия

Под финансовым результатом деятельности предприятия понимается система показателей по конечной денежной оценке различных сторон деятельности предприятия. Он отражается в «Отчете о прибылях и убытках» (форма № 2 бухгалтерской отчетности) и включает в себя результат от реализации продукции, от прочей реализации, от внереализационых операций. Конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой балансовую прибыль или убыток.

Основной финансовый результат предпринимательской деятельности организации — выручка от реализации продукции (услуг). Ее объем определяется двумя факторами: количеством выпускаемой продукции и ценами — и рассчитывается по формуле:

Q — объем реализованной продукции;

P — цена единицы реализованной продукции.

Однако денежная выручка сама по себе не означает эффективной предпринимательской деятельности. Результатом эффективности предпринимательской деятельности является прибыль или убыток. Для определения прибыли или убытка от предпринимательской деятельности необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, т. е. с себестоимостью (издержками) продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых на производство и реализацию продукции работ, услуг, природных ресурсов и других затрат.

По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяют:

Постоянные (накладные, условно-постоянные) затраты, которые не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. К ним относятся административно-управленческие расходы, повременная заработная плата инженерно-технического и обслуживающего персонала, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и т. д.

Переменные затраты, которые прямо пропорциональны объему производства. К ним относятся затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, заработная плата рабочих и др.

Организация получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; при равенстве выручки и себестоимости прибыли нет. Если затраты превышают выручку, то образуется убыток.

Главным финансовым результатом и источником предпринимательской деятельности является прибыль. Она служит критерием и показателем эффективности деятельности организации, источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции, а также источником формирования доходов бюджетов различных уровней.

Выделяют следующие виды прибыли:

Чистая прибыль предприятия формируется по схеме, которая представлена на рис. 4, и распределяется в соответствии со схемой, приведенной на рис. 5.

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 4. Формирование чистой прибыли предприятия

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 5. Основные направления распределения прибыли предприятия

Планирование оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для планирования максимально возможной прибыли целесообразно применять метод безубыточности, который основан на модели «затраты — объем — прибыль». Анализ этой модели, которую часто называют также моделью безубыточности, позволяет ответить на следующие вопросы:

Планирование безубыточности проводят в алгебраической или графической форме. Представим график взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли предприятия (рис. 6).

Зависимость выручки, переменных, постоянных затрат и прибыли от объема выпуска и реализации продукции определяется с применением следующей модели:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Р — цена за единицу продукции;

Q объем продаж, натуральных единиц;

V переменные затраты на весь объем выпуска;

F суммарные постоянные затраты.

На основе вышеприведенной модели рассчитывается ряд аналитических показателей, помогающих руководителю предприятия в принятии решений: маржинальная прибыль (валовая маржа), коэффициент маржинальной прибыли (валовой маржи), точка безубыточности, сила производственного рычага, запас финансовой прочности.

Маржинальная прибыль (валовая маржа) — разность между выручкой и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли). Маржинальная прибыль (МП) рассчитывается по формуле:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Маржинальную прибыль можно определить не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида. Удельная маржинальная прибыль. Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Рис. 6. График безубыточности, где:

1 — постоянные затраты; 2 — переменные затраты; 3 — суммарные затраты; 4 — выручка; Тз — точка закрытия; Тбу — точка безубыточности (критический объем)

Коэффициент маржинальной прибыли (валовой маржи) (Kм.п.) показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, т. е. процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в долях:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Коэффициент маржинальной прибыли показывает прирост прибыли предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 руб.:

П — изменение прибыли, руб.;

Вр — изменение выручки, руб.

Чем больше коэффициент маржинальной прибыли, тем сильнее меняется прибыль в результате колебаний выручки. Большой коэффициент выручки выгоден в случае, если спрос на продукцию предприятия стабильно высок; даже небольшой прирост выручки приведет к довольно существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая выручка окажется меньше запланированной, то высокий коэффициент свидетельствует об увеличении риска убытка. Следовательно, в случае увеличения коэффициента маржинальной прибыли необходимо задуматься о создании резервов, сохранении запаса ликвидности и др. Коэффициент маржинальной прибыли можно снизить, если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.

Точка безубыточности (порог рентабельности, критическая точка, «мертвая точка», точка самоокупаемости и т. д.) — объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т. е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. На графике точка безубыточности соответствует точке пересечения линий суммарных затрат и выручки. Точка безубыточности (объем продукции в натуральном выражении) определяется по формуле

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Тбу — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении);

P — цена единицы продукции;

v переменные затраты на единицу продукции.

Критический объем производства и реализации продукции можно вычислить не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя таков: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток. Формула расчета точки безубыточности в стоимостном выражении:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Тбу.вр — критический объем производства и реализации продукции.

Чем меньше критический объем, тем при прочих равных условиях выше прибыль и меньше операционный риск.

Однако если объем меньше критического, то это еще не значит, что выпуск следует прекращать: может быть, в краткосрочном периоде, когда у предприятия нет возможности изменить свои постоянные затраты, производство и реализация продукции помогают уменьшить убытки. На первых этапах освоения новой продукции убытки также могут быть временным явлением. Производство становится экономически неэффективным только тогда, когда выручка не покрывает постоянные затраты. В этом случае предприятие выгоднее закрыть, чем оплачивать постоянные издержки.

Точка закрытия предприятия — объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т. е. при котором выручка равна постоянным затратам:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Тз — точка закрытия.

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Тз, то предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше, то предприятию следует продолжать свою деятельность, даже если оно несет убытки.

Запас финансовой прочности — разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

или в стоимостном выражении:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

ЗФПа — запас финансовой прочности в абсолютном выражении;

Qф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Целесообразно рассчитать отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему (в процентах). Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Можно также рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручке от реализации (какое снижение выручки может выдержать предприятие без серьезной угрозы для своего финансового положения).

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

ЗПФ% — процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему.

Запас финансовой прочности характеризует риск предприятия: чем меньше запас финансовой прочности, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q и предприятие окажется в зоне убытков.

Экономический смысл запаса финансовой прочности всего предприятия таков: это стоимостное выражение предела безопасности. Предел безопасности показывает, насколько фактический объем выручки близок к критическому, а запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько рублей может снизиться выручка, чтобы предприятие не несло убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия.

Если предприятие на графике безубыточности находится справа от критической точки Тбу, то его прибыль (П) равна сумме удельной маржинальной прибыли от всех единиц продукции, произведенных сверх критического объема:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом производственного рычага.

Сила воздействия операционного рычагаор) — отношение маржинальной прибыли (МП) к собственно прибыли (П):

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

т. е. если прибыль близка к нулю, то сила воздействия операционного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.

Зная силу воздействия операционного рычага, можно определить, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на определенный процент:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует операционный рычаг. Мощный операционный рычаг — это высокий производственный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос нестабилен, рекомендуется снижать постоянные затраты: даже небольшое снижение выручки вызывает резкое падение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать долю переменных затрат и наращивать долю постоянных затрат, так как это приведет к большему росту прибыли.

Планирование безубыточности позволяет оценить результаты деятельности предприятия (находится оно в зоне прибыли или в зоне убытков), а также помогает выработать рекомендации по увеличению прибыльности текущей деятельности предприятия.

Однако целью предпринимательской деятельности является не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Абсолютная величина прибыли без сравнения с обеспечивавшими ее затратами мало что объясняет. Поэтому используются показатели рентабельности, характеризующие уровень доходности организации.

Различают следующие виды рентабельности:

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Укажите что входит в состав организационной подсистемы финансово хозяйственного механизма

Повышение показателей рентабельности — важный параметр успешного развития предпринимательской деятельности и экономического роста общества.

Выводы

Таким образом, в рассмотренной теме была раскрыта сущность финансов предприятия, проявляющаяся через две основные функции: распределительную и контрольную. Были выявлены основные принципы, на которых базируется организационная структура управления финансами предприятия, приведена и сама структура управления с указанием функций ее основных элементов. Также в теме определен состав доходов и расходов предприятия, их виды. Рассмотрен порядок определения финансового результата деятельности предприятия и условия его безубыточной работы. Раскрыто содержание показателя рентабельности и его значения в определении финансового результата деятельности предприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *