Укажите что такое принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

Источник

Основные принципы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – основные требования к организации учебного процесса, которыми руководствуется педагог

Понятие и сущность принципов обучения

Проблема организации и реализации эффективного учебного процесса является актуальной во все времена. На протяжении всего исторического периода формирования и развития образовательной системы, ученые-педагоги пытались решить данную проблему, разрабатывая различные подходы к процессу обучения. Одним, из наиболее эффективных механизмов организации эффективного учебного процесса, является опора на принципы обучения, выделенные и описанные Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика».

Принципы обучения – это система методов и средств, используемых педагогом при организации учебного процесса для достижения поставленной педагогической цели.

В процессе развития дидактики, принципы обучения так же развивались и совершенствовались, но ряд из них остается неизменным, это основные (ведущие) принципы обучения.

Принципы обучения, несмотря на то, что каждый из них имеет конкретную цель и решает ряд поставленных перед обучением задач, взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. В процессе организации учебного процесса педагог использует одновременно ряд принципов, так как не возможно полноценное применение одного принципа без другого (или других), это обусловлено их взаимосвязью.

Таким образом, система принципов обучения направлена на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Характеристика основных принципов обучения

На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы обучения:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Во время обучения, согласно данному принципу, педагог должен обращать внимание на личность каждого ученика и стараться развивать её, а также учить детей саморазвитию. Большое значение уделяется так же и обучению ребенка мыслить причинно-следственно.

Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок не должен быть просто безмолвным «приемником» информации, воспринимать и запоминать учебный материал механически, он должен быть активным участников педагогического процесса. Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети были мотивированы на получение знаний, понимали для чего им необходимо учиться и где они смогут применять полученные знания в реальной жизни. Для достижения указанного, педагог должен использовать различные формы и виды обучения, чтобы процесс обучения был не скучным и монотонным, а увлекательным, интересным, заставляющим проявлять активность, размышлять, проявлять навыки самостоятельности т.д.

Принцип наглядность. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями. Наглядности могут быть двух видов:

Наглядности должны сопровождать словесный рассказ педагога, то есть быть вспомогательным средством, а не основой обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы (учебные планы, расписания и т.п.), которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего.

Принцип научности. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта. Педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемым дисциплинам (опирается на последние открытия, мнения ведущих ученых и т.п.). Так же принцип научности, поощряет осуществление учащимися различного рода исследовательских работ.

Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося. Педагог в процессе организации учебного процесса, должен представлять учебный материал с постепенным нарастанием его сложности. Подача учебного материала предполагает его оптимальность для учеников, то есть он не должен быть слишком сложным или слишком легким для них.

Принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения. А так же основан на использовании логики в процессе подачи нового учебного материала, который не должен быть перенасыщен не нужной ученику информацией и тем самым занимать память ребенка, создавать путаницу. Еще одной важной чертой принципа прочности является применение в процессе обучения различных видов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Данный принцип предполагает, что в процессе обучения педагог не просто передает детям теоретические знания, а показывает их значимость в реальной жизни, связывает с жизненным опытом каждого ребенка и учит использовать полученные знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо проведение проверок знаний по итогам изучения крупных тем. Кроме того, данный принцип предполагает использование таких методов обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Источник

Теория обучения: конспект лекций.

5. Принципы обучения.

Как правило, законы и закономерности обучения реализуются через его принципы.

Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс. Коменский сформулировал ряд правил в обучении, которыми пользуются педагоги по сей день: от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному и т. д.

Помимо него обоснованием дидактических принципов занимались Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Руссо, например, считал, что принципиальной основой обучения является контакт ребенка с природой. Такой принцип получил название «принцип природосообразности обучения».

Песталоцци рассматривал наглядность как основу педагогической деятельности. Он считал, что наглядность подводит базу к логическому мышлению.

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике.

1. Систематичность, доступность и посильность обучения.

2. Сознательность и активность обучения.

3. Прочность знаний.

4. Наглядность обучения.

5. Народность обучения.

6. Воспитывающий характер обучения.

7. Научность обучения.

Рассмотрим их в отдельности.

Принцип научности. Познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания.

Принцип научности обучения сосредоточивает внимание учителя на поиске педагогически обоснованных путей формирования научных знаний. Он предъявляет к организации познавательной деятельности учащихся следующие требования.

1. Приступая к научному обучению, нужно хорошо понимать, какую сторону опыта человечества усваивает ученик и как правильно организовать переход мысли от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

2. Понимать влияние на развитие школьников научных видов знаний.

3. Видеть в программном учебном материале возможности более или менее глубокого объяснения действительности. Это дает основание для творческого поиска, индивидуального подхода.

4. Знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.

Большую роль в обогащении учащихся патриотическими знаниями, в формировании культуры, межнациональных отношений играет ознакомление их с межгосударственными связями народа в прошлом и настоящем. Богатый материал для этого содержат уроки географии, на которых идет речь об экономических связях между государствами и народами, раскрываются вопросы оказания помощи разных народов друг другу, взаимовлияния культур.

Обучение и разнообразные формы внеклассной работы позволяют учителям проводить с учащимися многообразную воспитательную работу по формированию их интеллектуально-чувственной сферы, развитию их сознания, связанного с патриотизмом и культурой межнациональных отношений.

Устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается тогда, когда знания учащихся в области патриотизма и культуры межнациональных отношений будут эмоционально пережиты и приобретут форму глубоких личных взглядов и убеждений.

Усваиваемые человеком знания по вопросам патриотизма и культуры не всегда определяют соответствующие этим качествам умонастроение и поведение.

В личностном плане эти принципы, или мотивы деятельности и поведения, формирование которых составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, приобретают форму взглядов и убеждений. Этот процесс представляет большую методическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями.

Чтобы придать воспитательной работе эмоциональный характер с целью глубокого влияния ее на сознание и чувства учащихся в сфере патриотизма и культуры межнациональных отношений и выработки у них соответствующих взглядов и убеждений, учителя используют для этого яркий фактический материал.

Систематическое усвоение научных знаний начинается со школы. Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об окружающем мире.

Успех обучения зависит от того, как будет учителем организована мыслительная деятельность школьников в процессе усвоения первоначальных научных знаний. Нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу первоначального понятия. Затем необходимо обобщить, систематизировать представления, для того чтобы ученик мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее учитель выделяет доступные научные признаки формируемого понятия.

Принцип систематичности. От педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Необходимо также приучать школьников к регулярной работе с книгой, к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся. Учет и оценка знаний проводятся с целью контроля за работой учащихся и выявления качества их успеваемости. Вместе с тем они приучают школьников к систематическому усвоению изучаемого материала, способствуют предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

Исторический опыт школ в любые периоды общественного развития убедительно показывает, что вне системы выполнить задачи обучения невозможно.

Система объяснения зависит от тех идей, которые объективно представлены в учебном материале, от того, какие из них учитель предполагает объяснить, как учитель понимает возрастные возможности усвоения знаний, от особенностей мыслительной деятельности, характерной для детей данного возраста и развития, от сложившегося традиционного понимания процесса усвоения знаний на уроке. В настоящее время в свете новых идей совершенствования начального обучения подходы к содержанию и системе объяснения материала на уроке меняются.

Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательных воздействий.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. На практике, к сожалению, иногда бывает так, что семья не только не поддерживает требований школы, но и оказывает противодействующее влияние. Не всегда обеспечивается единство требований и в учительской среде.

Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников, «зону ближайшего развития».

Принцип доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню развития. Существенный признак доступности – связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании ученика. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны. Доступно все то, что основано на имеющихся в сознании ребенка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Знания становятся доступными тогда, когда они основаны на личном опыте ребенка, входят «звеном в состав его личного опыта».

Доступность объяснения и возможность понимания учебного материала зависят от того, насколько развиты у учащихся те формально-логические формы мышления и мыслительные операции, на основе которых дается объяснение.

Педагогическое обоснование доступности обучения состоит в том, чтобы объединить возможные подходы и пути связи учебного материала с тем, что ребенок знает. Тогда полнее раскроются возможности умственного развития учащихся, и педагогические положения и рекомендации относительно доступности обучения будут более обоснованными и убедительными.

По объему и глубине доступная система знаний должна способствовать повышению общего уровня развития, достигнутого учеником. Степень влияния знаний на общеобразовательное развитие определяется теми компонентами жизненного опыта ребенка, с которыми связывается новый учебный материал. Сообщаемые знания могут быть доступны, поняты и усвоены учеником. Но они могут быть недостаточны, чтобы оказывать заметное влияние на общий уровень развития ученика.

Принцип доступности обучения включает три стороны.

1. Сообщаемые новые знания должны быть основаны на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте.

2. Изучаемая система знаний должна способствовать переходу на более глубокий уровень общего развития или создать заметные тенденции для такого перехода.

3. В конкретных условиях обучения должна быть очевидна необходимость данного учебного материала для выполнения задач развития учащихся.

Ученик в процессе обучения сосредоточивает внимание преимущественно на учебном материале. Реальные впечатления об окружающем мире как бы отодвигаются на второй план. Ученик может более или менее полно представлять изучаемые предметы, явления в их реальных связях и отношениях или вовсе формально заучивать положения, правила и формулы, не отражая в них чувственно воспринимаемого окружающего мира. Чем сильнее тенденция в познавательной деятельности к представлению реальных предметов, явлений, свойств, событий, тем понятнее для ребенка учебный материал.

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Высокий уровень развития достигается на пределе возможностей, поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.

Название принципа происходит от слов «взгляд», «осмотр», «мнение», и это концентрирует внимание на роли мышления в процессе обучения, тогда как познание носит полисенсорный характер.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств, или «каналов связи», человека с окружающим миром различна. Отмечают наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, тем самым ставят принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Все органы человека взаимосвязаны.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды.

Теория познания диалектического материализма дает возможность глубоко понять место чувственного образа в познавательной деятельности человека, раскрыть диалектику перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному. Обоснование необходимости наглядности обучения на основе марксистско-ленинской теории познания – принципиально новая сторона, которая разрабатывается с возникновением советской педагогики.

Конкретно-образное познание в развитии учащихся может быть самостоятельным процессом и средством формирования абстрактных мыслей. Термин наглядность обучения не заменяет собой всего богатства и значения чувственного познания в развитии ученика. Наглядные пособия являются одной из сторон организации чувственного познания ученика. Они – лишь момент сложной диалектической, противоречивой связи чувственного и рационального в познавательной деятельности ученика. Гармоническое развитие личности, сложные задачи умственного развития учащихся требуют от учителя умелой организации всего чувственного познания ребенка.

Наглядные пособия являются одним из средств достижения цели обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. К наглядным пособиям относятся натуральные или реальные предметы, их изображения в виде муляжей, картин, рисунков, схем.

Все большее распространение в обучении получают кинофильмы, телевидение и другие технические средства обучения.

На основе одного и того же наглядного пособия у детей может возникать различный характер отражения действительности в чувственных образах.

Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы достигнуть адекватного письменного выражения своих впечатлений, ученик начинает искать слова, подходящие предложения, удовлетворяющие его чувства. В сочинениях появляется стремление к художественному описанию, поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений. Учителю важно видеть движение мысли ученика к отражению оригинала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.

Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.

Принцип заключается в том, что целенаправленное творческое саморазвитие учителей создает благоприятные условия и для творческого саморазвития учащихся. Одной из приоритетных целей и педагогических технологий может и должна стать технология обучения, ориентированная на творческое саморазвитие учащихся. Вся система учебно-воспитательной работы в школе и сама жизнедеятельность школы должны рассматриваться как система жизнедеятельности, ориентированная на целенаправленное творческое саморазвитие всех элементов учебно-воспитательного процесса.

Принцип сознательности и активности обучения как исходное положение в познавательной деятельности учащихся и преподавании включает три основные стороны: сознательное понимание учащимися учебного материала, сознательное отношение к учебным занятиям, формирование познавательной активности.

1. С постановки познавательных задач и проблемных ситуаций начинается осознанное понимание учебного материала школьниками. Иногда учащиеся не могут сознательно усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать.

2. Однако порой умный, смышленый ученик посредственно усваивает новый материал, потому что ему неинтересно учиться. Он не имеет развитого интереса к обучению. Отношение к учебным занятиям во многом зависит от мотивов учения школьников. Есть ученики, которые хотят получать пятерки, быть отличниками. Отсюда их старание и трудолюбие. Для других потребность в знаниях, желание узнать новое являются определяющими мотивами. Для некоторых интересен сам процесс пребывания в школе, встречи с товарищами, учителями. Они привыкли к школе, их тянет в школьную среду.

3. Третьей стороной принципа является формирование познавательной активности учащихся.

Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов и активном психическом состоянии. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности.

Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах. Учитель стремится направить активность познания ребенка на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала может быть различной и неадекватной требованиям учителя.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя – создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.

Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположены, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.

Важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников.

Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений.

На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных. Можно выделить следующие важные положения, которые составляют основное содержание принципа прочности изучаемых знаний, формируемых умений и навыков.

Выделение главного в данном учебном материале. Сообщаемые на уроке знания не слагаются из суммы отдельных равноценных элементов, а представляют собой взаимообусловленную совокупность составляющих частей и звеньев.

1. В сознании ученика возникает логическая система взаимозависимых составных частей знаний, в которых ученик отражает существенные, второстепенные и случайные связи.

Одно и то же содержание урока может более или менее успешно содействовать умственному развитию в зависимости от того, насколько выделяет ученик главные положения, которые придают определенную логическую структуру изучаемым знаниям.

2. Связь главной мысли с имеющимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что ученик знает по изучаемому вопросу. В противном случае лавное положение становится изолированным и теряет субъективную значимость в мыслительной деятельности ученика. Для того чтобы в содержании урока выделить главную мысль, нужно придать определенный логический порядок тем знаниям, которые имеются у детей по данной теме.

3. Формирование материалистических взглядов и убеждений. Знания должны быть включены в систему взглядов и убеждений ученика, тогда знания становятся внутренним достоянием ребенка, и он их не забывает.

4. Включение изучаемых знаний в практическую деятельность учащихся. Значительно повышает прочность сохранения знаний у учащихся начальных классов возможная связь учебного материала с практическими действиями и упражнениями. Если знания могут быть включены в практическую повседневную деятельность ребенка, они систематически воспроизводятся и потому прочнее закрепляются.

Каким же образом обеспечивается прочность обучения? Учащиеся должны совершать в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, определенная работа по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.

Большое влияние на индивидуальные различия в поведении и умственной деятельности младших школьников оказывают особенности высшей нервной деятельности и темперамента.

Запас знаний у детей, поступающих в школу, становится неодинаков как по объему, так и по глубине.

Современная жизнь предоставляет все больше возможностей для индивидуальных отклонений от среднего в развитии учащихся.

Для интеллектуального развития она все более повышается. Чтобы понять уровень развития, который выделяется как средний, необходимо индивидуальное изучение учащихся.

Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.

Знания в реальном процессе обучения усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс индивидуального усвоения знаний в обучении может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии каждого ребенка. Возникает категория общего в развитии и воспитании детей в процессе обучения.

Индивидуальные особенности школьников проявляются в мыслительной деятельности в отношении к учителю, в чертах характера, определяющих работоспособность, дисциплинированность, общительность и положение в группе сверстников. Большое влияние на формирование индивидуальных свойств личности ребенка оказывают семейное воспитание и окружающая обстановка вне школы.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные, систематические наблюдения за учеником; индивидуальные и групповые беседы по заранее намеченному плану; дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика; специальные задания, связанные с положением ребенка в коллективе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.

Индивидуальные особенности могут оказать положительное влияние на процесс обучения, быть нейтральными к учению ребенка или влиять отрицательно на его учебную деятельность. Степень влияния индивидуальных особенностей на процесс обучения определяет необходимость индивидуального подхода.

Глубокое понимание общих психических и возрастных особенностей школьников позволяет глубже видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении.

Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.

Кроме принципов, сформулированных Ушинским и другими педагогами, в наши дни используются следующие идеи.

1. Принцип гуманизации – формирует у учащегося общечеловеческие воззрения. Развивает в нем чувства гражданственности, социальной ответственности.

2. Принцип целостности – подразумевает достижение сплоченности всех элементов процесса обучения.

3. Принцип культуросообразности – имеет в виду использование культуры страны, региона в воспитании ученика.

4. Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося – обучение не должно проходить в отрыве от каждодневного опыта учащегося.

5. Принцип профориентации – обучение должно быть направлено на формирование профессиональных навыков ученика, развитии его конкурентоспособности.

Несмотря на то, что все вышерассмотренные принципы неотрывно связаны друг с другом, педагог должен четко понимать, что каждый из них индивидуален. Например, принцип гуманизации хотя и бесспорно важен на занятиях профессионального обучения, но не должен довлеть над принципом профориентации.

Кроме того, учителю необходимо максимально индивидуализировать обучение, для этого он должен постоянно изучать индивидуальные особенности каждого ученика.

Разумно и комплексно использованные принципы обучения помогают учителю лучше ориентироваться в образовательном процессе.

Доступность обучения определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в «зоне их ближайшего умственного развития», когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим. Доступность для учащихся достигается с помощью оптимизации обучения. Судить об оптимальности учебного процесса можно в том случае, когда мы достаточно объективно можем оценить результаты следующих этапов учебно-воспитательной работы:

1) обучаемые услышали все, что объяснили преподаватели;

2) обучаемые поняли то, что им объяснили;

3) они согласились (или поспорили) с тем, что услышали;

4) обучаемые усвоили основное содержание изучаемого, услышанного, прочитанного;

5) они успешно применили полученное знание на практике.

Чтобы получить высокие результаты на каждом из этих этапов, важно заранее побеспокоиться о методическом обеспечении учебного процесса. Это значит, что надо определить, какие именно действия необходимо формировать у обучаемых, более того, заранее обозначить, какими качествами должны обладать эти действия, особенно по показателям обобщенности, разумности, сознательности, критичности и т. д. В дальнейшем же следует спланировать планомерное поэтапное формирование намеченных действий с четким контролем их качества со стороны преподавателя.

В целом для оптимизации учебно-воспитательного процесса важно ориентироваться, во-первых, на исходный уровень знаний, навыков и умений обучаемых, во-вторых, на необходимость учить их тому, что действительно требуется, в-третьих, правильно и грамотно выбирать формы и методы обучения.

Наличие этих качеств у учителя позволяет действовать ему не только как грамотному педагогу, но и как чуткому воспитателю.

Воспитательное воздействие преподавателя на личность обучаемого выражается, в конечном счете, в его нравственных качествах. Хотя на учащегося влияет и внешняя среда (внешние факторы), однако влияние педагога, учителя не сравнить ни с чем, если только педагог сам является яркой личностью (духовно и нравственно богатой).

Способ его общения с обучаемыми, умение четко и продуктивно организовать учебный процесс оказывают подчас более сильное воздействие на психику обучаемых, чем многочасовые нравоучения.

Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых. Большое значение при этом имеют такие качества слушателей, как активность и самостоятельность. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие качества. Он создает благоприятные условия для их формирования, руководствуясь своими «словесными формулами»:

1) я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;

2) тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не «загорелся» идеей, мы ее найдем;

3) тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *