Устный рассказ о чем то необычном фантастическом что это
1.Сказка-это…
А) повествовательное стихотворение, в основе которого чаще всего
лежит историческое событие, предание с острым, напряженным
сюжетом;
Б) произведение устного народного творчества, занимательный рассказ
о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
В) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека.
2.Стихотворение А.С. Пушкина:
А) «Бородино»
Б) «Весенняя гроза»
В) «Зимний вечер»
А) баллада
Б) рассказ
В) басня
4.О ком слова в «Сказке о мертвой царевне…»: «Но зато горда,
ломлива, своенравна и ревнива»
А) чернавка
Б) царевна
В) мачеха
5.Какую ошибку допустили Настя и Митраша в «Кладовой
солнца»?
А) ушли одни за клюквой на болото
Б) пошли разными тропами
В) не взяли компас
6.Какое изобразительное средство в строке из стихотворения
«Бородино»
Французы двинулись, как тучи
7.Соотнесите произведение и автора:
С.Я. Маршак а) «Бурый волк»
Л.Н. Толстой б) «Двенадцать месяцев»
Дж. Лондон в) «Кавказский пленник»
8.О чем сказка Ю. Олеши «Три Толстяка»?
А) О жизни трех толстяков
Б) О борьбе простого народа за свободу и справедливость
В) О кукле наследника Тутти
«…Тоненькая, худенькая, лет 13 и лицом на черного похожа…Тоже-
глаза черные, светлые и лицом красивая»
10.Какое из прочитанных произведений в 5 классе вам
понравилось и почему?
Что такое сказка: особенности жанра
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.
Сказка как литературный жанр
Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.
Что такое сказка?
Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.
Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.
«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:
Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.
«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Как появился жанр сказка?
Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.
В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.
Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.
Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.
Сказка как литературный жанр: Unsplash
Какие есть виды сказок в литературе?
Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.
Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:
В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.
Что такое волшебная сказка?
Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.
Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.
В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:
«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов
У такой сказки есть и стилистические особенности:
В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.
Что такое сказка о животных?
В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.
В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.
В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:
Есть и казахские сказки:
Сказка о животных: Unsplash
Что такое бытовая сказка?
Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.
В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.
В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:
На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.
Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Маленькие рассказы о фантастических событиях
Фото из открытых источников
Наш мир – настоящий кладезь загадок и тайн, однако среднестатистический обыватель сталкивается с ними настолько редко и чаще всего лишь «по касательной», что обычно не обращает на такие казусы серьезного внимания, закрываясь от подобных чудес, как броней, своим рационалистическим мышлением: это не может быть, показалось, лучше выкинуть из головы, а то сочтут сумасшедшим, ну и так далее. Однако некоторые случаи настолько выбивают людей из привычной им колеи жизни, что их фантастические рассказы об этих странных событиях становтся достоянием широкой гласности.
Фантастический рассказ первый
Это случилось в 1974 году в Вашингтоне. В тот летний день Мартин Дж. покинул свой офис, чтобы отправиться домой. Он вышел из здания, поискал глазами свою машину, чуть удивившись, что она стоит не на своем месте. К тому же и внешний вид «железной ласточки» показался американцу несколько странным, вернее сказать, он отчего-то свою родную машину воспринял как чужую: что-то в ней было не так.
Мужчина открыл авто, сел за руль и уже хотел завести мотор, однако… его ключ зажигания не подошел. Вот тут американец даже несколько растерялся, пока не понял, что в его автомобиле, видимо, кто-то побывал до него, пытаясь угнать машину. Мартин тут же отправился обратно в офис, чтобы позвонить в полицию о случившемся. Но и здесь его ждала настоящая шокотерапия: в вестибюле не оказалось привычного телефонного автомата, более того, само убранство холла было совсем иным. В панике мужчина вбежал на свой этаж, однако не нашел на нем своего кабинета, все выглядело совсем иным, чужим, словно мужчина находился в чужом здании.
Фото из открытых источников
Буквально ошарашенный происходящим, Мартин Дж. снова вышел на улицу и… вдруг увидел: привычный для него мир, наконец-то, вернулся. Его машина стояла на месте, она казалась уже родной, а когда американец забрался в ее салон, то и ключ зажигания легко подошел, а авто, как говорится, завелось с полуоборота. Американцу осталось облегченно вздохнуть и отправиться домой…
Фантастический рассказ второй
Шел 1978 год. В швейцарскую клинику для душевнобольных поступила беременная Бригитта Х. Она с ужасом рассказывала совершенно невероятные вещи.
По мнению женщины, ее муж недавно погиб в автокатастрофе, она, будучи уже на сносях, чуть не сошла с ума от этой трагедии. Похороны проходили для нее как кошмарный сон, свое будущее она представляла очень смутно и уже ничего не хотела, постоянно моля Бога, чтобы он хоть как-то помог ей или забрал ее вместе с ребенком к себе. И так тянулись ее кошмарные день за днем…
Фото из открытых источников
Но однажды вернувшись с работы, она увидела супруга, который спокойно сидел на кухне и ужинал. После некоторых минут замешательства, а со стороны Бригитты почти чистого помешательства, она поняла, что ее муж жив и здоров. Мужчина признался, что он действительно попал в ДТП, однако отделался легким испугом.
Узнав о своих похоронах, муж крайне удивился этому, попытавшись разубедить жену в ее легком помешательстве. Не убедили Бригитту в том, что все это ей, очевидно, приснилось, ни родственники, ни соседи. Беременная женщина отправилась на кладбище и там, понятное дело, не нашла могилу «похороненного супруга».
Вот почему родственники, опасаясь за состояние ребенка, которого шведка носила под своим сердцем, поместили Бригитту в психбольницу. Однако врачи определили, что женщина вполне здорова, а потому уже на следующий день выписали ее из клиники, заявив, что это не их забота разбирать какие-то фантазии и сны…
Фантастический рассказ третий
Елена Хазарян из Ростова-на Дону в 1996 году рассказала журналистам, что с ней постоянно происходят загадочные вещи. Однажды на работе она вдруг явно увидела (как на экране), что ее мать лежит в беспамятстве на полу. Благо ее работа была рядом с квартирой, Елена тут же бросилась домой, где застала матушку действительно лежащей на полу: с ней случился инсульт.
Фото из открытых источников
Когда сын вернулся домой и услышал рассказ матери обо всем этом, он признался, что в самом деле кое-что забыл и даже было вернулся, но около подъезда постоял-постоял и… передумал подниматься в квартиру. Получается, что Елена Хазарян сумела увидеть (или даже несколько материализовать) намерение своего сына. Чем-то иначе просто невозможно объяснить такое видение…
Фантастический рассказ четвертый
Вот что писали журналисты газеты «Труд» в 2000 году. Некая Ольга Г. рассказала им, что с ее младшей сестрой произошел весьма курьезный случай. Девушка пошла гулять да забыла ключ. Через некоторое время вернулась с подругой и начала звонить в квартиру, но мать, которая обещала, что будет весь день дома, так дверь им и не открыла. Пришлось девчатам опять идти гулять.
Через два часа, нагулявшись, они снова вернулись к закрытой двери, но в этот раз никаких проблем уже не оказалось. На первый же звонок им дверь открыли. И мать очень удивилась рассказу дочери, поскольку не слышала никаких звонков раньше, хотя никуда не отлучалась из дома и не включала даже телевизор.
Я тогда еще посмеялась, рассказывает Ольга, что сестренка с ее подружкой, мол, попали в параллельное измерение, в котором квартира была пустой – вот им никто и не открывал…
Фото из открытых источников
Посмеялась, как вдруг… через некоторое время со мной происходит нечто подобное. Однажды я пришла домой, положила на свой письменный стол купленный только что журнал мод, наспех пообедала и убежала в институт на занятия. Возвращаюсь вечером домой, а журнала на месте нет. Никто, ни мама, ни сестра, его не видел и не брал. Но не это даже самое удивительное. Оказывается, они весь день были дома и никуда не выходили даже на минутку. Как же я их не заметила в квартире, когда прибегала пообедать? Куда же я залетала в тот момент и где теперь мой журнал мод.
Вот такие маленькие путешествия в параллельные миры, которые, судя по всему, совершили эти сестренки. Бывает же такое.
Как написать фантастический рассказ
В этой статье я расскажу о главных приёмах, которыми я пользуюсь, когда пишу фантастику, на примере одного рассказа. Проведу, скажем так, реверс-инжиниринг художественного текста. Прочитав статью, вы сможете написать свой рассказ и начнёте лучше понимать, как устроены другие тексты и фильмы.
Как найти идею
Постоянно задавайте себе вопрос «А не могу ли я из этого сделать рассказ? А из этого? А из этого?». Если задавать себе его достаточно часто, то рано или поздно у вас появится любопытная идея. По опыту — нельзя взять в руки хорошую научпоп книгу и положить её обратно на полку, не вычитав хотя бы две-три идеи.
Конкретно с этим рассказом получилось так: я смотрел ютуб-ролик психолога Евгении Стрелецкой и услышал такую мысль: когда люди только начинают встречаться, они любят не столько партнёра, сколько выдуманный образ. Со временем отношения развиваются, и образ уступает место более близким к реальности представлениям о другом человеке.
«А нельзя ли об этом написать рассказ?» — подумал я на автомате. И решил, что можно.
Я решил столкнуть выдуманный образ человека с самим человеком. Это драматичная ситуация. Как говорится «заставляет задуматься». Текст не будет пустышкой.
2. Как думать
Bed, bath, bus. Если вы сядете за стол, откроете ноут и будете задавать себе вопросы уровня «Какое прошлое должно быть у персонажа X, чтобы он сделал Y?», то вы ничего не придумаете. Отправляйтесь мыть посуду, садитесь на метро. В полусосредоточенном состоянии ваше бессознательное выдаст то, что нужно. Подробнее — в книге Даниэля Канемана Thinking fast and slow.
3. Какой нужен персонаж
Не получится придумать хороший сюжет без подходящего персонажа. Поступки совершают персонажи. И если в книге или фильме мы видим поступок, который случился потому что так захотел автор, а не потому что так захотел персонаж, то это плохая книга или фильм.
Замените доктора Хауса на обычного врача, и у нас будет набор вялых медицинских случаев, а не трагикомедия. Замените в «Полёте над гнездом кукушки» бунтаря Макмёрфи на обычного больного, и у нас вообще ничего не будет.
Итак, для этого текста нам нужен человек и его образ, сложившийся у партнёра в начале отношений. Образ, хранящийся у кого-то в голове, — это скучно, поэтому возьмём робота. (Быть фантастом очень удобно: всегда можно привлечь к делу робота, машину времени, нейроинтерфейс и т. п.)
Я придумал такую ситуацию: молодой человек влюблён в одноклассницу — увы, не взаимно. В наше время он скачал бы себе её селфи, а в будущем он может создать робота, похожего на неё как две капли воды. Проходит время, они встречаются — он, она и её робот.
Теперь вопрос: какой должна быть девушка? Если это будет обычный человек, то реакция на встречу будет в рамках восклицания «Ух, какой робот! Это ж я. Офигеть». Это скучно. Я подумал, что если героиня (назовём её Анной) будет переживать клиническую депрессию, то встреча станет для неё эмоциональной встряской.
Дело в том, что страдающий депрессией человек испытывает то, что называется «когнитивными искажениями». В частности он или она постоянно думает: «Я ничтожество», «Я ничего не умею», «Я ничего не достоин» и т. п… Это во-первых, не правда, а во-вторых, портит настроение и лишает сил.
Обычно встреча с реальностью приводит такого человека в чувство. Поэтому когда Анна столкнётся нос к носу с копией себя, сделанной десять лет назад, это как минимум даст отпор навязчивым мыслям «Я ничего не добилась» и «Я прожила жить впустую».
Примечание: конечно, когнитивным искажениям подвержен любой человек, в том числе условно психически здоровый. Но при клинической депрессии когнитивные искажения перегружают мозг так, что он становится похож на CPU компа, на котором вирус майнит биткоины. Подробнее о таком взгляде на болезнь в книге David D., M.D. Burns, Feeling Good: The New Mood Therapy.
Если заранее погрузить читателя в образ мыслей депрессивного человека, то смысл конфликта станет понятен без занудных лекций.
Встреча, кстати, замкнёт ту самую «дугу персонажа». Считается, что персонаж по ходу действия должен измениться. В Голливуде сценарии начинают писать с вопроса «Как изменится персонаж?».
4. Как спроектировать сюжет
Это тема для пары толстых книг. Остановимся на паре главных моментов:
Спрячем робота от Анны и от читателя. Ситуация: молодой человек хранит у себя робота-копию Анны. Спустя десять лет после окончания школы Анна и молодой человек начинают встречаться. Они съезжаются, но он не может просто так взять и отнести робота на помойку (привык, жалко). Он прячет робота в чулане. Робот живёт в доме, иногда шумит по ночам. Шум наводит Анну на нехорошие мысли. Соседи случайными репликами возбуждают подозрения.
Путь Анны от подозрений к раскрытию правды, те поступки, которые она совершает на этом пути, и есть сюжет. По сути мы получили детективную линию.
Завязка истории должна быть событием. Анна переживает развод, заболевает депрессией (сама этого до конца не понимая) и теряет работу. Это завязка. Нет работы — нет средств. Анна вынуждена переехать к молодому человеку. Таким образом мы загнали персонажей (включая робота) в одно место. Осталось сделать так, чтобы они узнали друг о друге всю правду.
5. Как обмануть читателя
Раз у нас детективный сюжет, грех не воспользоваться любимым приёмом детективщиков, который называется «красная селёдка» (red herring). А именно: мы можем подкинуть информацию, уводящую от правильной разгадки. Попробуем внушить читателю, что у нового молодого человека Анны скелет в шкафу и/или он спит с роботом (а это порицается общественностью).
Также подумаем о развязке: допустим, молодой человек таки наберётся решимости утилизировать робота. Как это произойдёт? Придёт мужик-утилизатор. Когда этот мужик зайдёт в дом, то он может встретить Анну (путаница — это интересно!), но решит, что она и есть робот, подлежащий утилизации. Он даст роботу голосовую команду, похожую на то, что мы пишем в командной строке, когда хотим прибить процесс.
Чтобы сделать этот момент интереснее, мы можем заложить в начале рассказа «красную селёдку». Для нетехнаря голосовая команда прозвучит как чёрт знает что. Или как магическое заклинание на древнем языке. Отлично, пусть у Анна у нас на протяжении рассказа мечтает о том, что в её жизни появится человек, который произнесёт заклинание, и тем самым изменит её жизнь и/или прошлое (это прекрасно укладывается в образ мыслей человека, который постоянно грустит и винит себя в ошибках).
Поэтому когда в тексте появится мужик и прозвучит голосовая команда, то Анна (и читатель) решит, что происходит нечто удивительное, возможно и мистическое.
6. Profit!
Рассказ готов. Осталось изложить события в обратном порядке: от завязки к развязке. Если бы я писал сценарий для сериала или фильма, я бы начал с перемены в жизни героини: с развода или с увольнения. Поскольку я всё же равняюсь на классику НФ (Рэй Брэдбери, братья Стругацкие), и моего читателя не испугать думающими персонажами, то я начал с цепочки переплетающихся диалогов.
Как правило рассказ придумать сложнее, чем описано в этой статье. Нужно придумать и отбросить десятки вариантов, и главное — творчество не сводится к набору приёмов и схем, хотя они сильно помогают.
Но в нём точно нет ничего мистического.
Если вам понравилось, вы можете скачать мои рассказы здесь или нанять меня на работу здесь.
Новое в блогах
Невероятные истории о таинственном и необъяснимом
Дабы эту традицию хоть как-то поддержать, расскажу-ка я вам несколько таких необычных историй. Слышал я их в разные годы от людей, заслуживающих доверия, в силу своего простого и открытого характера не склонных к изощрённому вранью. Кто-то из них столкнулся с жутковатыми проявлениями сверхъестественного самолично, с кем-то поделились своим необычным жизненным опытом родные и близкие. Смею утверждать, что все эти рассказы описывают подлинные события.
А начну с себя. Так получилось, что будучи ещё школьником, случайно попал я на спиритический сеанс, где компания взрослых гадала на блюдце. Таинственная атмосфера: полумрак, чуть рассеиваемый лишь мерцанием нескольких свечей, тарелочка, шустро ползущая по расписанному цифрами и буквами листу бумаги — впечатления я получил сильные. И с той поры принялся усердно собирать разные народные гадания, что-то из этого пробуя на практике. Один случай накрепко врезался в память. Именно тогда я впервые задумался: а не пора ли завязывать со всем этим?
Шаги
Как-то на Новый год по старому стилю, мы, небольшая компания старшеклассников, собрались у одного парня дома — погадать. От кого-то, уже не помню, от кого, мы слышали, что будто бы проведя перед зеркалом определённый ритуал, можно увидеть всякие странные вещи. Конечно, это заинтриговало любознательных пацанов. Укрепив в наполненном водой большом блюде зеркало, к которому мы, в свою очередь, приделали два пластилиновых отростка с тоненькими церковными свечками, мы в полночь начали гадать.
Не помню уже, что там нужно было говорить, и о чём мы спрашивали зеркало, но ничего не происходило, и вскоре мы почувствовали себя довольно глупо и стали подшучивать друг над другом. И тут пламя свечей с невероятно громким треском высоко вытянулось и приобрело зеленоватый оттенок. Хлоп! — словно чья-то ладонь с силой опрокинула зеркало в воду. Свечи погасли. Тут бы и закончить заниматься глупостями, но нет — мы подняли зеркало и снова зажгли свечи. И вскоре началось!
Тяжеленные удары — сначала в потолок, потом в стену — да всё ниже и ниже, словно кто-то с потолка по стене спускался вниз, специально громко стуча тяжёлыми башмаками, чтобы нас напугать. В зеркале никто посторонний не появился, но вот пламя свечей снова вытянулось длинными тонкими зелёными языками. А грузные шаги меж тем тяжко проскрипели по полу и замерли за нашими спинами. Мы затаили дыхание…
Хлоп! — зеркало с силой плюхнулось в воду. Зелёные языки пламени взметнулись над водой и погасли. Наступила зловещая тишина. Наконец один из нас прыгнул к стене и хлопнул рукой по выключателю. Вспыхнул свет. Ошалевшие, мы смотрели друг на друга. Первый раз в жизни я видел, как у людей волосы от ужаса дыбом стоят.
Не гасите свет!
Эту историю мне рассказала одна пожилая эстонка где-то в начале восьмидесятых. После Великой Отечественной войны, молодая русская женщина (назовём её Н.) приехала в Таллин из России в поисках лучшей жизни. Поселилась она на окраине города, сняв комнату в старом доме у тихой эстонской старушки. И вот, хозяйка, ложась спать, забыла погасить свет в гостиной. Квартирантка исправила старушкину оплошность — за что, к своему удивлению, наутро получила неожиданный нагоняй.
— Зачем вы выключили свет! — возмущалась бабулька. — Нельзя этого делать!
— Но почему?
— Когда темно, приходят Они.
— Кто — «Они»?
Немного помявшись, старушка поведала вот что. Если в гостиной на ночь выключить свет, то за столом откуда ни возьмись, появляются чёрные человеческие силуэты. В гробовом молчании сидят они вокруг стола, а потом идут мучить бедную бабульку. Квартирантка, атеистка до мозга костей, решила доказать, что вся эта чертовщина — не более, чем нездоровые фантазии пожилой одинокой женщины. Тихонько пробравшись ночью в гостиную, она погасила свет, уселась на придвинутый к стене стул и стала ждать. Да и заснула.
Очнулась она от странного ощущения, спросонья не сразу поняв, что кто-то, ухватив её за большой палец ноги, поднимает эту самую ногу вверх. Неожиданно хватка ослабла, и нога упала вниз, сильно ударившись пяткой об пол. В этот момент окончательно проснувшись, женщина похолодела от нахлынувшего ужаса, не решаясь открыть глаза. А невидимый шутник зашёлся в диком хохоте. До самого рассвета квартирантка неподвижно просидела на стуле, отчаянно молясь Богу.
— Опять вы выключили свет! — хныкала старушка. — Они меня всю ночь так мучили!
И показала синяки на руках.
Свора
Обычные одичавшие голодные кошки, скажете вы. Наверняка так оно и было. Но попробуйте поставить себя на место этих детей. Кстати, один из них — мой отец.
Незваные гости
Две следующие истории произошли с одним таллинским младшеклассником в советское время. Он жил вдвоём со своей матерью в старом деревянном доме в районе Нымме. Сохраним и здесь анонимность, назвав мальчика… Ну, пусть будет Петей. Как-то утром Петя просыпается — а рядом, повернувшись к нему спиной, спит какая-то чужая тётя. Парнишка отчётливо видел голое плечо, рассыпавшиеся по подушке рыжие волосы, часть щеки. Кто же это? Тут незнакомка пошевелилась, застонала во сне… и исчезла!
В другой раз (это случилось спустя несколько лет после первого случая) приболевший Петя не пошёл в школу, оставшись в постели. Мать при нём собралась на работу и вышла. Мальчик начал подрёмывать, но тут услышал, как защелкал ключ во входной двери и мать вошла в комнату.
— Мама, ты что-то забыла?— спросил Петя, приподняв голову над подушкой. Мать в ответ пробурчала что-то неразборчивое. Некое странное ощущение вдруг овладело парнишкой. Он пригляделся повнимательней. Мать в этот момент встала напротив окна — и через неё просвечивала улица, идущие мимо окна (а жили они на первом этаже) прохожие, проезжающий транспорт. Она заметила замешательство мальчика и улыбнулась — улыбка получилась какой-то гнусной. С этой мерзкой гримасой псевдо-мама вышла из комнаты. Щёлкнул замок наружной двери, в квартиру ворвались звуки улицы. Дверь захлопнулась. И всё. Тишина…
Следующие три удивительные истории — из воспоминаний деревенского жителя Курской области, ветерана двух войн — Финской и Великой Отечественной. Дабы не оставить его безымянным, пусть будет Григорий. И первый случай — из его молодости.
Звезда
Вышел раз Гриша в сумерках во двор по малой нужде. И привлекла его внимание пронзительно-яркая точка на темнеющем небосклоне. Парень застыл на месте, неотрывно глядя на далёкую звезду — которая меж тем отнюдь не висела неподвижно, а неуклонно приближалась, увеличиваясь в размерах. Вот светящийся объект стал снижаться, чем ближе, тем всё яснее приобретая… человеческие очертания!
А вскоре у Григория и вовсе дыханье перехватило: во двор мягко опустилась женщина невероятно высокого роста! Едва касаясь ногами земли, она словно бы подплыла к остолбеневшему парню. Одета она была как обычная деревенская баба: шаль на голове, сарафан. Запомнилось необычно бледное лицо. Сняв шаль, великанша несколько раз провела ею над головой парня плавными круговыми движениями. А после стала удаляться, словно пятясь спиной, опять взмыла в воздух, улетая всё выше, всё дальше, пока снова не сжалась до размеров светящейся точки и не исчезла. И только тогда Гришу отпустило непонятное оцепенение.
Вещий сон
Второй случай имел место незадолго до Великой Отечественной Войны. Проснулся Григорий как-то утром смурной, задумчивый. — Скоро будет большая страшная война! — объявил он домочадцам. И поведал свой сон, показавшийся ему вещим.
Сначала он увидел солдат в чужой форме и касках, и речь тех солдат была отрывиста словно собачий лай. Потом увидел себя на поле боя. Лежал он подле горящего танка, а вокруг взвизгивали пули, земля дрожала от тяжких взрывов и комьями сыпалась сверху, а рядом распластались убитые танкисты.
Тут над Григорием склонилась мать.
— Не бойся, сынок, я уберегу тебя, — сказала она, растягивая над сыном нечто вроде покрывала. — Ты только сожмись посильнее.
Как ни старался Григорий, а всё же одна нога высунулась за край покрывала — и ногу эту пронзила острая боль, от которой мужик и проснулся.
— Какая война, какая армия! — всплеснула руками жена. — Ты ж контуженный на Финской! Белобилетник!
— Попомни мои слова, — нахмурился Григорий. — Всё так и будет.
И вот грянула-таки война, и ушёл Григорий на фронт фашистов бить. Сражался он на «самоходке» заряжающим, в одном бою их подбили и в живых из всего экипажа один Григорий и остался — лишь ногу осколками посекло. Так, в самых мельчайших подробностях сбылся тот предвоенный сон.
Хруст из оврага
Приключилось это в один из тёмных зимних вечеров, уже после войны. Работал Григорий в райцентре электриком на электростанции. Добираться на работу и с работы домой приходилось пешком. По хорошей ровной дороге — семь километров, по дикой местности, через овраги — километра четыре. И хоть тяжеловато было хромому мужику лазить по оврагам, однако же зачастую выбирал он именно этот путь, покороче.
И вот тёмным зимним вечером возвращался Григорий с работы домой, и решил и на сей раз топать неудобным, но коротким путём. Небо было усыпано звёздами, ярко светила луна, с присвистом мела позёмка. На подходе к оврагу услышал Григорий громкий смачный хруст: словно табун лошадей дружно жуёт что-то крепкое и сочное. Уже много позже мужик поразился этому факту, на тот момент почему-то его совсем не удивившему: из-за последствий фронтовой контузии был он сильно туговат на ухо, и значит, никак не должен был слышать то, что отчётливо расслышал тогда.
Миновав это косматое страшилище, Григорий пошёл дальше — а за спиной его раздался дикий жуткий хохот. Лишь перевалив через край оврага, Григорий сбросил с себя непонятный, словно гипнотический морок, и дрожа от нахлынувшего тёмного ужаса, изо всех сил заспешил домой. Всю дорогу ему пришлось придерживать руками шапку, а как вбежал в избу да глянул в зеркало, то понял, что шапка слетала с макушки из-за вставших дыбом волос.