Укажите что относится к элементам правового регулирования

Тема 1. Трудовое право как регулятор процесса труда и социальных связей, возникающих при его организации и применении

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

1.1. Понятие предмета, метода, источников и принципов трудового права

Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, связанную с реализацией его физических и умственных способностей, для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда. Нормы трудового права регламентируют труд только в общественной кооперации, которая имеет две стороны: техническую (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин) и социальную (общественные отношения по труду на производстве).

Цели трудового законодательства

Задачи трудового законодательства

установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношении и интересов государства

создание благоприятных условий труда для субъектов трудовых правоотношений

правовое регулирование трудовых отношений

защита прав и интересов работников и работодателей.

правовое регулирование иных непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

Система трудового права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп, институтов и норм, имеющих отраслевое и структурное единство по предмету правового регулирования, и состоит из следующих элементов:

Общая часть включает нормы, связанные с:

Особенная часть регулирует общественные отношения по:

предметом трудового права;

источниками трудового права;

системой трудовых правоотношений

рабочему времени и времени отдыха;

материальной ответственности нормированию труда и заработной платы;

охране труда и трудовым спорам;

надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде

Таким образом, ПРЕДМЕТ трудового права – отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а МЕТОД – как и какими способами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных.

К методам трудового права относятся: сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования; участие работников и их представителей в установлении условий труда и контроль за их соблюдением; единство, дифференциация правового регулирования труда; договорный характер труда, установление его условий; сочетание отношений равенства сторон и обязанность подчиняться законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка; специфические способы защиты трудовых прав.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признаются:

Содержание права на труд гражданина включает в себя единство следующих его возможностей: право на получение работы, подходящей по специальности, квалификации и оплате труда, право свободного выбора рода занятий, заключения трудового договора, а при безработице получение от службы занятости определенной материальной и моральной помощи в виде пособий, стипендий, а в случае нарушения его трудовых прав через соответствующий орган, включая суд, требовать их восстановления.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Особое место среди принципов трудового права имеет установленный ст. 4 ТК РФ запрет на применение принудительного труда.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

Однако, следует иметь ввиду, что принудительный труд не включает в себя :

В новой редакции ТК РФ не считается принудительным трудом работа при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты не полном размере. Однако, данное невыполнение условий трудового договора со стороны работодателя, будет считаться принудительным трудом, если при этом работник вынужден будет продолжать работу вследствие угрозы применения к нему наказания (насильственного воздействия). Но если работник продолжает работать добровольно, не используя свое право прекратить работу. – то его труд не будет считаться принудительным

Источник трудового права служит основой для правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. В нем содержатся нормы данной отрасли права.

Источник трудового права служит основой для правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. В нем содержатся нормы данной отрасли права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, (ст. 15, 37,72), федеральными конституционными законами осуществляется:

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ (введенному в действие 01.02.02), иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Действие во времени законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определено в ст. 12 ТК РФ. Общее правило состоит в том, что они не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Например, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных, конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», определяет даты принятия, вступления в силу конституционных федеральных законов, федеральных законов, порядок их официального опубликования. Указанные акты должны быть опубликованы не позднее 7 дней после подписания их Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания РФ публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации и вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней, если не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием является первая публикация нормативного акта в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Прекращение действия указанных законов и нормативных актов возможно в связи истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта, равной или высшей юридической силы, отменой данного акта – атом равной или высшей юридической силой.

Действие законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц:

Распространяется на:

Не распространяется на:

Действие законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в пространстве, зависит от их юридической силы и органа, принявшего их (ст. 13 ТК РФ):

Наименование нормативного акта

Действия законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в пространстве

Федеральные законы РФ и иные нормативные правовые акты

Распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное

Акты субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов

Действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации

Акты органов местного с амоуправления

Действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования

Локальные нормативные акты

Действуют в пределах этой организации, то есть, принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

1.2. Правоотношения в сфере трудового права

Правоотношения в сфере трудового права делятся на две группы отношений:

Трудовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу применения труда, урегулированные нормами трудового права.

Основанием для возникновения трудовых отношений являются:

Элементы трудового правоотношения.

Укажите что относится к элементам правового регулирования

Работники – физические лица

Работодатели – юридические или физические лица

Федеральная инспекция труда

Федеральные органы надзора и контроля

Комиссия по трудовым спорам (КТС)

Иные правоотношения непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями и регулируемые трудовым законодательством по:

организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров.

Укажите что относится к элементам правового регулирования

1.3. Правовой статус работника и работодателя в трудовых отношениях

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – это всегда физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работники – это дееспособные граждане, достигшие 16 лет, в исключительных случаях с 15 лет, учащиеся с 14 лет. Работник вправе самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и реализовывать их. Трудовые обязанности невозможно осуществлять через представителей, т. к. их необходимо выполнять лично. Физическая и психическая способность к труду является трудоспособностью. Полная трудовая праводееспособность возникает с 18 лет, а ограниченная с 14 лет, иностранные граждане на территории России реализуют свои способности к труду с учетом ограничений, установленных федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 18), а также в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941.

Правовой статус работника

Основные статутные трудовые права граждан закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.:

Труд свободен, принудительный труд запрещен

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Каждый имеет право на оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера

Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов, включая право на забастовку

Работающему по трудовому договору гарантирована продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, ежегодный отпуск

Гарантии права на объединение, в том числе права создавать профсоюзы для защиты своих интересов

Каждый имеет равный доступ к государственной службе

Гарантируется социальное обеспечение по достижении установленного законом возраста, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей

Гарантируется судебная защита прав и свобод (в том числе трудовых) человека и гражданина

Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 21 ТК РФ содержит основные права и обязанности.

Работник имеет право на:

Правовой статус работодателя

Вторым субъектом большинства трудовых отношений является работодатель. Это физическое лицо, юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствующих статьях (ст. 22, 23, гл. 48 ТК РФ), содержит основные права и обязанности.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 23, 48, 51 ГК РФ).

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

Работодатель имеет право:

Работодатель обязан:

Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем – ученического договора.

Виды ученического договора в зависимости от сторон договора представлены в табл. 8.

Стороны

Работодатель и лицо, ищущее работу

Работодатель и работник данной организации

Цели

Ученический договор на профессиональное обучение

Ученический договор на переобучение без отрыва от работы

Содержание ученического договора и форма договора:

условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

Обязательные условия ученического договора:

Факультативные условия ученического договора – иные условия, определенные соглашением сторон:

Время ученичества

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством

Оплата ученичества

В период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам

Права и обязанности учеников по окончании ученичества

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством

Источник

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Статья на тему:

«Особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования»

Первоначально, для того, чтобы выделить особенности выявления недостатков нормативно-правового регулирования рассмотрим само понятие «нормативно-правового регулирования».

В основах гражданского права определено понятие нормативно-правового регулирования как целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулирование может быть направлено на внешние правоотношение (регламентация общественных отношений, правила поведения и т.д.), так и на внутренние (саморегулирование).

Обратимся к особенностям выявления недостатков нормативно-правового регулирования и из чего они состоят.

Изучение правовых явлений, подчиненное практически выполняемым задачам, является целью определения и понимания регулятивной роли нормативно-правовых актов и способов выявления несоответствия в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения прохождения службы в органах внутренних дел принят Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ. Воздействие норм указанного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, и есть нормативно-правовое регулирование.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.

Также, не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.

При определении правовых предписаний различаются императивный и диапозитивный методы правового регулирования.

В теории права принято выделять такие способы правового регулирования, как управомочивание (предоставление участнику правовых отношений субъективных прав), обязывание совершить какие-то действия и запрещение (категорическое ограничение определенных действий).

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Так, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права.

Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью представляет собой эффективность правового регулирования.

Исходя из статистических данных о совершаемых правонарушениях, в сфере правового регулирования имеется немало пробелов и недостатков, связанных именно с его эффективностью.

Добиться повышения эффективности правового регулирования, возможно реализуя направления совершенствования процесса нормотворчества (максимальное соответствие норм права объективно складывающимся обстановке и общественным отношениям) и совершенствования правоприменения (соблюдение норм права и закона является более выгодным по соотношению к их нарушению или игнорированию).

Не стоит забывать о повышении уровня правосознания и правовой культуры, которые в свою очередь имеют определенное внимание на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

В этой связи стоит обратиться к системе проведения мониторинга правоприменения, которая за годы существования доказала свою эффективность.

На федеральном уровне проведение мониторинга правоприменения нормативно было закреплено с 2011 года. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» эта процедура ежегодно осуществляется по Плану, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности реализации законодательства Российской Федерации, обеспечения единства правоприменительной практики, улучшения качества нормотворческой деятельности и совершенствования информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом организационного, методического и информационного сопровождения автоматизированных информационных систем правового назначения на основе использования перспективных программно-технических средств и информационных технологий Приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 утверждено Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России.

Отмечено, что одной из главных задач мониторинга является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Дело в том, что не всегда проблема заключается в норме права, порой вопрос касается неверного его толкования либо правоприменения.

Механизм мониторинга правоприменения представляет собой формирование актуальных проблем, анализирование законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов, а также поступающих предложений в том числе граждан, СМИ, институтов гражданского сообщества, формирование и направление в федеральный и территориальный сегменты модуля «Мониторинг» предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.

Непосредственно сталкиваясь с проблемными вопросами законодательства при осуществлении оперативно-служебной деятельности каждый рядовой сотрудник органов внутренних дел может реализовать право на изменение сложившейся ситуации путем внесения предложений. Ведь одной из задач мониторинга как раз и является выявление случаев неправильного применения на практике законодательства. Но зачастую при анализе и сборе предложений встречаются типичные недостатки: неактуальность предложений (вопрос уже рассматривался ранее, уже подготовлен законопроект на решение указанной проблемы, есть разъяснения или устоявшаяся судебная практика и т.п.), вопрос не отнесен к сфере деятельности органов внутренних дел; автор предложения не может донести основную мысль своего предложения и определить механизм его действия.

Подводя итоги к вышесказанному, хотелось добавить следующее. Договорно-правовой департамент МВД России отмечает, что «работу облегчает «мониторинг»». Начиная с 2011 года предложения по совершенствованию законодательства в автоматизированном режиме поступают в АИС «Мониторинг». Операторами предложений, ответственными за внесение информации в территориальный сегмент модуля «Мониторинг», как правило являются юрисконсульты. При этом в каждом отдельном подразделении, где есть правовой отдел (отделение, группа, направление) установлен свой порядок представления и внесения таких предложений.

Стоит обратить внимание на решение такой важной задачи, тем более что она закреплена законодательно и носит императивный, то есть обязательный к исполнению – характер. Процесс подачи предложений по совершенствованию законодательства очень прост: сотрудники обращаются к юристу своего подразделения. Актуальные предложения выносятся его на рассмотрение и в конечном итоге оно попадает в Договорно-правовой департамент МВД России. А затем рассматривается на предмет актуальности и целесообразности экспертами указанного департамента и профильных подразделений центрального аппарата МВД России. Предложения, признанные целесообразными, реализуются.

Юрисконсульт правового направления
ОМВД России по Киришскому району ЛО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *