Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Укажите что общего у философии и науки

Философия и наука: сходства и отличия

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву: наука предоставляет методы, передает резуль­таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль­таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой:

1. Картина мира. Главный вопрос. В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю­чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследо­вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире [2, с.14].

Каково соотношение между философией и наукой?

Литература

Источник

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Укажите что общего у философии и науки

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Укажите что общего у философии и науки

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

Укажите что общего у философии и науки

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

Укажите что общего у философии и науки

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Укажите что общего у философии и науки

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

Укажите что общего у философии и науки

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

Укажите что общего у философии и науки

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

Единицы времени в науке

Некоторые концепции времени

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник

Сходства и различия философии и науки

Философия как наука

Известно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости).

Метафизический смысл философии в том, что это есть учение о началах бытия и познания. Значение этого термина в следующем: физика и естествознание исследует природу, чувственно наблюдаемую реальность. Философия же не ограничивается познанием только природы, ее интересует человек, человеческое общество культура, то есть вся реальность. Она как бы выходит за пределы чувственно воспринимаемой реальности природы. Этим термином называли не только философию, но и специальный метод философского познания. Отличительной чертой этого метода является выход за пределы чувственно данной реальности.

В современной философии проблема научности философии вновь приобрела актуальность. Позитивизм, утверждая конец прежней философии, стремился доказать, что право на существование имеет только «положительная философия», являющаяся обобщения научного знания. Близкой этим взглядам является позиция марксисткой философии, согласно которой подлинная философия должна основываться на достижениях наук. Результаты частно научного познания подтверждают, обосновывают философские положения, а философия дает научному познанию всеобщий универсальный метод. Однако ни та ни другая философия так и не привели к выработке всеобщего, универсального метода, который мог бы эффективно использоваться в современной науки.

В начале XX века основатель философской феноменологии Гуссерль вновь выступил с программой построения «философии как строгой науки». Исследования его учеников и последователей также не привели к удовлетворительным результатам. Возникшее учение экзистенциализм (философия существования) прямо подчеркивали ненаучность философии.

Сходства и различия философии и науки

Общим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве.

Частные науки исследуют сущее во всем его многообразии. При этом каждая из них изучает определенный срез сущего. Бесконечность всего сущего означает и бесконечность такого рода срезов, что приводит к дифференциации научных дисциплин. Это связано с все большей специализацией, разделением труда в науке. На стыке различных дисциплин появляются новые дисциплины, стремящиеся объединить исследования различных сфер реальности. В этом состоит тенденция к интеграции научного знания. Однако в целом ученый всегда заинтересован лишь в своей узкой области и мало заботиться о целостности всего научного знания.

В философии также происходят процессы дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда философов. Создание всеобъемлющих философских учений знаменует собой интеграцию философского знания. Все величайшие философские учения прошлого, будь то философия Аристотеля, Канта, Гегеля, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия всеединства и д. р) представляют собой грандиозные синтезы философского знания.

При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. В философии, берущей начало в Древней Индии, Китае небытие является одним из важнейших и существенных проблем. Важной проблемой оно является и в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что она стремиться найти последние основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремиться к знанию всеобъемлющему, абсолютному. Отсюда устойчивая тенденция поиска Абсолюта как последнего основания всего сущего в классической философии. Отказ от этих поисков в современной неклассической философии привел к концу века к модификации представлений об Абсолюте, но сама тенденция сохранилась.

В философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные.

Последнее касается не только охвата той сферы реальности, которую они объединяют, но и способа выражения. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании.

Источник

Что общего у философии и науки?

а) построение знания в теоретической форме;

б) осмысление предельных оснований бытия и мышления;

в) логическая доказательность выводов;

г) критическое отношение к необоснованным суждениям;

д) способность быть производительной силой общества;

е) получение нового объективного знания является глав­
ной и непосредственной целью;

ж) ориентация на критерии разума;

з) рефлексия над универсалиями культуры с целью созда­
ния обобщенной модели человеческого мира.

6.4. Выделите основные характеристики научного знания:

а) новизна; г)предметность;

б) объективность; д)алогичность;

в) ценностно-символический характер; е) системность.

6.5. Укажите область философского знания, направлен­
ную на постижение сущего как такового:

а) гносеология; в) метафизика; д) антропология;

б) аксиология; г) физика; е) теософия.

6.6. В чем заключается специфика классической натур­
философии? Укажите правильные варианты ответа:

а) изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее
общие сущности и категории сущего;

б) для нее характерна созерцательная установка познания
и умозрительное толкование природы исходя из ее целостности и
внутреннего единства;

в) исследует проблему сущности и природы человека, его
положение в космосе, специфику и смысл человеческого бытия;

г) ориентирована на поиск начал мироздания, единого ис­
точника и глубинного основания всего существующего.

6.7. Какая философская дисциплина исследует источни­
ки и структуру познания, его всеобщие предпосылки?

а) антропология; в) гносеология; д) метафизика;

б) онтология; г) диалектика; е) логика.

6.8. Как определяли предмет политики представители
классической философии? Укажите правильные варианты
ответа:

а) как философское исследование проблемы блага и спра­
ведливости применительно к общественной, гражданской жизни
человека;

б) как созерцание первого блага, которое можно опреде­
лить как бога и первый ум;

в) как учение о наилучшем виде государственного устрой­
ства и разумном управлении им;

г) как изучение деятельности индивидов, которые рас­
сматриваются в определенных условиях места и времени.

6.9. Укажите те части философского знания, которые
традиционно относились к области теоретической филосо­
фии:

а) этика; г) диалектика; ж) теология;

б) метафизика; д) гносеология; з) медицина;

в) политика; е) математика; и) физика.

6.10. К основным функциям философии относятся:

а) селективная; д) мировоззренческая;

б) социально-критическая; е) методологическая;

в) дидактическая; ж) политико-идеологическая;

г) управленческая; з) рекреационная.

6.11. Методологический потенциал философии по отно­
шению к науке заключается в выполнении следующих фун­
кций (укажите правильные варианты ответа):

а) логическая; г) герменевтическая;

б) критическая; д)нормативная;

в) регулятивно-эвристическая; е) кумулятивная.

6.12. Какая философская дисциплина исследует всеоб­
щие предпосылки познания и условия его достоверности?

а) онтология; в) теология; д) эвристика;

б) гносеология; г) риторика; е) герменевтика.

6.13. Какие характеристики были присущи классичес­
кой философской традиции?

а) антропоцентризм; в) объективизм; д) психологизм;

б) созерцательность; г) субъективизм; е) субстанциализм.

6.14. Как характеризует предмет философии И. А. Иль­
ин в своей статье «Философия и жизнь»? Выберите правиль­
ные варианты ответа:

а) философия имеет дело с единым, общим предметом, ко­торый могут одинаково переживать и понимать люди, разобщен­ные душою, эпохой, культурой и языком;

б) у философии нет и не может быть особого, самостоятель­
ного предмета, поскольку все ее создания порождены игрою ума и
таланта, и поэтому история философии будет поглощена историей
литературы;

в) предметом философии является самая глубокая основа
жизни, жизнь в ее истинном смысле и содержании;

г) религия и философия, обращаясь к жизни и сверхчув­
ственному опыту человека, имеют различный предмет;

д) философия исследует самую сущность бытия и жизни,
вопрошая об их сверхчувственной первооснове.

6.15. Как определяет И. А. Ильин философию в работе
«Философия и жизнь»?

а) философия есть мудрость, рожденная страданием, кото­
рая, соблюдая автономию личного духа, открывает каждому чело­
веку путь к самостоятельному постижению высшего и последнего
жизнеопределения;

б) философия является наукой, основанной на предмет­
ном опыте;

в) философия есть личный миф, в котором закрепилась
личная мечта о себе, о мире и о Боге;

г) философия есть наука о жизни, наука, рожденная ду­
хом, ищущим знания, восходящая к сознательной мысли, с ее яс­
ностью, систематичностью, доказательностью;

д) философия, в отличие от науки, есть «прекраснодуш­
ная мечта», создающая мир химерических отвлеченностей, кото­
рый ограждает себя стеной громких слов, туманных настроений,
утонченных и непонятных выдумок.

6.16. Какие характеристики философии, рассмотрен­
ные И. А. Ильиным в статье «Философия и жизнь», указы­
вают на мировоззренческую природу философского знания?

а) философия состоит в предметном переживании тех цен­
ностей, через которые человеческая жизнь получает свой смысл и
значение;

б) в философии все субъективно и произвольно, ибо каж­
дый говорит про себя и о своем; каждый твердит о своей «химере»;

в) философия исследует сущность самой истины, добра и
красоты;

г) для философии характерна воля к истине, которая име­
ет нечувственную форму и есть всегда истинный смысл, подлежа­
щий закону тождества и закону внутреннего непротиворечия;

д) она вовлекает волю в особое ценностное измерение дей­ствий и состояний и делает предметом ее особое нечувственное ка­чество, именуемое нравственным совершенством.

6.17. Какими качествами, согласно И. А. Ильину, дол­
жен обладать философ (по работе «Философия и жизнь»)?
Как И. А. Ильин характеризует философа? Укажите пра­
вильные варианты ответа:

а) философ — это человек, слабый волею, но сильный во­
ображением и праздный умом;

б) философу не нужен систематический метод, потому что
он никогда не сможет доказать своих утверждений;

в) философ ищет доказательства для каждого своего утверж­
дения, стремится излагать их осознанно, ясно, систематично;

г) философ — это всегда творческая индивидуальность, об­
ладающая глубокой и утонченной душой, позволяющей чувство­
вать различия между бытом и подлинной жизнью;

д) философ создает в своем воображении особый нечувствен­
ный мир, в котором он пытается укрыться от злободневных вопросов
жизни;

е) философский ум сознательно разрешает себе пренебре­
гать опытом и сочетает тягу к дедуктивным выводам с релятивиз­
мом в постановке философских вопросов;

ж)философ пребывает в постоянной внутренней работе, на­правленной на очищение ума и души.

6.18. Внимательно изучив статью В. И. Вернадского
«Научное мировоззрение», дайте правильные ответы на
следующий вопрос: какие особенности развития философ­
ских учений позволяют проводить параллели между фило­
софией и искусством?

а) великие создания философского мышления никогда не
теряют своего значения;

б) то, что в философских учениях признается несомнен­
ным и непротиворечивым, принимается всяким другим человеком,
ибо для них характерна обязательность логического вывода;

в) общие, для всех равно неизбежные основания не могут
быть в них указаны, в их логическом развитии они никогда не мо­
гут быть сведены к единству;

г) они бесконечны, глубоко индивидуальны и вследствие
этого непроницаемы до конца;

д) они не есть «maximum» раскрытия истины данной эпохи,
а представляют собой нечто изменчивое, колеблющееся, непрочное;

е) они состоят из отдельных известных нам истин, из воз­
зрений, выведенных логическим путем исследования материала.

6.19. Какое влияние, с точки зрения В. И. Вернадского,
оказывает наука на развитие философии (по работе «Науч­
ное мировоззрение»)?

а) рост науки вызывает необычайное расширение границ
философского познания, позволяет философии открывать перед че­
ловеческим разумом все новые горизонты;

б) все научные положения, формально совпадающие с дей­
ствительностью, являются безусловно необходимыми для всякого
философского учения, которое должно считаться с ними как с ре­
альными явлениями;

в) наука оттачивает философскую методологию, вырабаты­
вает приемы философского мышления и конкретизирует понятия
философии применительно к формально установленной действи­
тельности научного предмета;

г) наука ведет постоянную борьбу с философскими систе­
мами, пытаясь очистить философское мировоззрение от положе­
ний, которые противоречат научным данным;

д) наука развивается независимо от философии и не нуж­
дается в идеях, проникающих в ее содержание из различных фило­
софских и религиозных систем;

е) развитие науки захватывает традиционные области фи­
лософского познания, изменяя предмет философии и изымая из ее
ведения вопрос за вопросом.

6.20. Какую роль играет философия в развитии науки,
согласно В. И. Вернадскому (по работе «Научное мировоз­
зрение»)? Укажите правильные варианты ответа:

а) философия позволяет науке достичь единообразия выво­
дов и обосновывает ее положения;

б) философия совершенствует аппарат научного мышле­
ния, содействует росту научного знания;

в) философия определяет восприятие логических выводов
науки, ее влияние сказывается на их понимании в обществе.

6.21. Определите специфику философского метода позна­
ния, выбрав из списка соответствующие характеристики:

а) особый способ познания, имеющий отвлеченно-теорети­ческий характер и применяемый к исследованию формальных, ко-

личественных признаков, числовых, временных и пространствен­ных соотношений объектов действительности;

б) такой способ построения и обоснования знания, кото­
рый направлен на исследование содержательных, смысловых ха­
рактеристик реальности и заключается в совокупности приемов
рассуждения и логических операций, позволяющих субъекту по­
знания продвигаться к истине;

в) такой способ познания мира, для которого характерно
опираться на чувственный опыт непосредственного взаимодей­
ствия человека с действительностью в процессе индивидуальной
жизни, трудовой деятельности, общения с другими людьми;

г) особый метод познания, который опирается на теорети­
ческое мышление, рациональную рефлексию, направленную на
проникновение в суть изучаемых явлений, которая не дана чув­
ственному восприятию;

д) особый способ теоретической реконструкции исследуе­
мого предмета, позволяющий представить его в системе категори­
альных связей и наиболее общих сущностных характеристик.

6.22. Выделите специфические особенности диалектиче­
ского метода философского познания:

а) данный метод исследования ориентирован на фикса­
цию объективной устойчивости и неизменности вещей;

б) строится как методическое обнаружение и разрешение
противоречий в структуре познаваемого объекта и самом познава­
тельном процессе, благодаря чему достигается новое качество зна­
ния;

в) ориентирован на выявление содержательного, а не фор­
мального развития исследуемого объекта;

г) познаваемый объект мысленно разлагается на элемен­
тарные абстракции, каждая из которых затем рассматривается как
относительно изолированный предмет исследования;

д) для данной методологии характерно доминирование
приемов экспериментальной изоляции и классификации исследуе­
мых явлений в познании природы;

е) направлен на исследование переходов от одной системы
знания к другой в условиях, когда предшествующая система ис­
черпала свои объяснительные возможности.

6.23. Выделите характерные черты метафизического
метода познания?

а) доминирование аналитической установки мышления;

б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;

в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон поз­
наваемой действительности;

г) религиозный догматизм;

д) поиск неизменных характеристик познаваемого объекта.

6.24. Выберите из списка методы классического фило­
софского познания, характерные для метафизической мето­
дологической стратегии:

а) «майевтический» метод Сократа;

б) метод «универсального философского исчисления» Г. В. Лейб­
ница;

в) метод «интерпретации» Х. Г. Гадамера;

г) «опытно-индуктивный» метод Ф. Бэкона;

д) «рационалистический» метод Р. Декарта;

е) «диалектико-материалистический» метод К. Маркса;

ж) «гипотетико-дедуктивный» метод Г. Галилея;

з) «террористический способ расчленения сущего и поня­
тия» Ж. Делёза.

6.25. Какие три основные категории выделял в системе
философских категорий Г. В. Ф. Гегель?

а) бытие; г) причинность; ж) идея;

б) становление; д) сущность; з) субстанция;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *