Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Олимпиада по обществознанию 9 класс ( школьный этап )

1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.

1. Политический процесс – это способы и методы воспроизводства политической системы.

2. Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно, называется скептицизмом.

3. Если увеличивается цена на лыжи, то величина спроса на лыжные ботинки снижается.

4. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм является полностью деидеологизированным режимом.

5. Элементами социального контроля выступают социальные статусы, социальные роли и социальные интересы.

6. На рынке совершенной конкуренции продавцы предлагают только однородную продукцию.

7. Понятия «сознание» и «мышление» являются синонимами.

8. Компьютерные игры являются популярной культурной практикой
2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Достижение 18 лет, дееспособность, проживание на территории РФ в течение пяти лет, наличие законного источника средств к существованию, знание русского языка, обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Рецессия, оживление, инфляция, бум, депрессия.
5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:

Мировоззрение, социальные установки, фантазии, убеждения, интересы, влечения.

6. Соотнесите высказывание и мировоззренческую установку. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) «Общепринятые книги – всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, – там обыкновенно воняет».

Б) «Кто пожелает отделаться от всесильных предрассудков обычая, тот обнаружит немало вещей, которые как будто и не вызывают сомнений, но вместе с тем и не имеют иной опоры, как только морщины и седина давно укоренившихся представлений. Сорвав же с подобных вещей эту личину и сопоставив их с истиною и разумом, такой человек почувствует, что, хотя прежние суждения его и полетели кувырком, всё же почва под ногами у него стала твёрже»

В) «Поскольку мораль основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя через свой разум безусловными законами, она, для того чтобы познать свой долг, не нуждается в идее о другом существе над ним, а для того чтобы исполнить этот долг, не нуждается в других мотивах, кроме самого закона. По крайней мере это вина самого человека, если в нём имеется такая потребность, хотя тогда ему уже нельзя помочь ничем другим, так как то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствие у него моральности».

7. Соотнесите элементы и составные части правосознания. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) идеи, взглядыБ) чувства, эмоцииВ) настроение

Д) мотивы деятельности

Е) правовые принципы

1) правовая идеология2) правовая психология

Алексей, молодой человек 25 лет, решил трудоустроиться в магазин «Башмачок» в качестве продавца обуви. Такое решение во многом было связано с тем, что старший брат Алексея уже работал в системе торговли. Заключив трудовой договор 1 февраля, Алексей приступил к работе. Однако в канун 8 марта вместо него на работу пришёл его брат. Брат объяснил, что готов отработать день, так как Алексей сегодня занят. Работодатель уволил Алексея. Насколько правомерны поведение Алексея и действия администрации магазина?
10. Решите логическую задачу. Запишите ход ваших рассуждений.

Философия есть_____(А), достигаемое посредством правильного_____(Б) и объясняющее действия или явления из познанных нами ____(В), или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания ‒ из известных нам действий. Чтобы понять это_____(Г), нужно учесть, вопервых, что хотя ____(Д) и память (____(Е), которыми человек обладает вместе со всеми животными) и доставляют нам знание, но, так как это знание даётся нам непосредственно _____(Ж), а не приобретается при помощи логического рассуждения, оно не есть философия. Во-вторых, следует помнить, что, поскольку опыт целиком основывается на памяти, а _____(З) является не чем иным, как ожиданием вещей, подобных тем, которые уже встречались нам в нашей ____(И), предусмотрительность не должна быть причислена к философии. Гоббс Т. Основы философии. О теле. 1655.

Список терминов : 1. причина 2. восприятие 3. природа 4. познание 5. зрение 6. практика 7. фантазия 8. творчество 9. рассуждение 10. воображение 11. способность 12. интеллект 13. предусмотрительность 14. теория 15.определение

Лица, способствующие правосудию, суд, подозреваемый, сторона обвинения, субъекты уголовного процесса, потерпевший, прокурор, сторона защиты, обвиняемый.

13. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его. Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на фотографии. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.

14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту внесите в бланк работы около соответствующего номера задания.

Е.Я. Варшавская, М.Б. Денисенко МОБИЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Источник: «Социс» №, 4, 2014

1. Международная трудовая миграция стала заметным социальноэкономическим явлением России. В общей сложности за 2000-е гг. иностранным гражданам выдано более 11 млн разрешений на работу. В 2012 г. численность трудовых мигрантов, работающих на законных основаниях, превышала 2 млн человек. Ещё больше иностранцев трудилось и трудится без разрешений на работу, т. е. незаконно. По оценкам ряда экспертов и руководителей ФМС, ежегодно в стране 3–5 млн иностранных граждан работают без официального разрешения. Целью статьи являются два вопроса: «Как встречает российский рынок труда иностранных работников?» и «И как протекает процесс экономической адаптации мигрантов?».
1.1. Дайте определение понятия «миграция».

1.2. Разновидностью какого более широкого социологического понятия является миграция?

1.3. Дайте классификацию этого социального явления, назвав не менее 4 его видов.

1.4. Как вы понимаете процесс «экономической адаптации»? Почему важно знать особенности экономической адаптации мигрантов?
2. Эмпирической основой анализа выступили результаты исследования, проведённого в ноябре 2011 г. «Центром этнополитических и региональных исследований». Всего было опрошено 8499 мигрантов, их распределение по странам прибытия представлено в таблице 1.

Опрос проводился по заказу НИУ Высшая школа экономики в 8 субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, СанктПетербург, Астраханская, Самарская, Свердловская области, Пермский, Приморский края. По данным ФМС, в январе-октябре 2011 г. на выбранные регионы приходилось 54% легально занятых иностранных работников в Российской Федерации. В основу распределения квот выборочной совокупности (квотной выборки) по регионам положена доля региона среди всех отобранных субъектов по суммарному показателю численности работающих, по разрешению на работу и по патентам. Респондентами выступали иностранные граждане независимо от их правового статуса и этнической принадлежности.

2.1. Каким методом проведено социологическое исследование – количественным или качественным?

2.2. По каким признакам в тексте Вы это определили?

2.3. Что такое квотная выборочная совокупность (квотная выборка)?

2.4. Что стало квотами в данном случае? Назовите три квоты.

Справочно: РФ в целом (по данным ФМС)

Азербайджан Армения Киргизия Молдова Таджикистан Узбекистан Украина

Источник

ВОШ муниципальный этап по обществознанию ответы и задания 2018-2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2018–2019 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП в г. МОСКВЕ: 21.10.2018 ( 21 октября)

Ответы и задания для 7 класса:

№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие.

Культурология, экономика, политология, социология

Ответ: Социальные науки (также принимается «общественные науки»).

№3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Светское государство, правовое государство, федеративное государство, социальное государство, социалистическое государство, демократическое государство.

Ответ: Все – основы конституционного строя РФ, кроме социалистического государства.

№4. Решите задачу. Объясните свой ответ, составив логическую цепочку рассуждений

Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Сумма трёх пар боксёрских перчаток равна 30. Из этого следует, что одна пара – это 10, а одна перчатка – это 5. Исходя из этого вычисляем, что пара кроссовок равна 4, а одна кроссовка – 2 (10 + 4 + 4 = 18).

В третьем примере вычисляем, что пара носков равна 2, а один носок соответственно равен 1 (4 – 2 = 2). В четвёртом примере необходимо сначала умножить одну кроссовку на один носок и к произведению прибавить одну боксерскую перчатку (5 + 2 × 1 = 7). Итого получается 7.

Ответы и задания для 8 класса:

№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие. Чек, облигация, вексель, акция.

Чек, облигация, вексель, акция.

Ответ: Виды ценных бумаг

№3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию

Постановление Правительства России, закон Республики Татарстан (Татарстан), указ Президента России, федеральный закон.

Ответ: Нормативные акты федеральных органов власти и органа власти субъекта федерации. Лишнее – закон Республики Татарстан (Татарстан)

№4. Решите задачу. Объясните свой ответ, составив логическую цепочку рассуждений.

Какая птица останется сидеть на дереве, если госпожа из Бразилии, пересчитав птиц, начала махать руками и их распугивать? От каждого взмаха руки с деревьев улетали ровно две птицы. Если улетали две галки, то одна галка всегда возвращалась. Если улетали две сойки, то одна сойка всегда возвращалась. А если улетала одна галка и одна сойка, то возвращалась только галка.

Одна госпожа из Бразилии Бывала немного разинею. Считала птичек на кустах И получила второпях: 16 галок на калине, 15 соек на малине.
Какая птица останется сидеть на дереве, если госпожа из Бразилии, пересчитав птиц, начала махать руками и их распугивать? От каждого взмаха руки с деревьев улетали ровно две птицы. Если улетали две галки, то одна галка всегда возвращалась. Если улетали две сойки, то одна сойка всегда возвращалась. А если улетала одна галка и одна сойка, то возвращалась только галка.

Ответы и задания для 9 класса:

№2 Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие

Акциз, НДС, таможенная пошлина, гербовый сбор.

№3 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию

Гераклид, Платон, Авиценна, Сократ.

№4 Что объединяет все перечисленные понятия? Продолжить ряд, добавив одно понятие.

Президент, король, эмир.

Ответы:

Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Ответы и задания для 10 класса:

№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие.

Шахада, закят, ураза, намаз, хадж

№3. Дайте краткое обоснование ряда ( что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию

Лишение свободы, штраф, обязательные работы, строгий выговор, ограничение свободы.

№4 Что объединяет все перечисленные государства, если в основе объединения — принцип территориально-политического устройства? Продолжите ряд, добавив, одно название.

Великобритания, Испания, Казахстан, …..

Ответы:

Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Ответы и задания для 11 класса:

№2 Предложите обобщающее для данных терминов ( названий) понятие.

Повышение ключевой ставки, повышение нормы обязательных резервов, повышение налогов, уменьшение государственных расходов.

№3 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию

Сансара, нирвана, синто, карма, Махаяна

№4 Что объединяет все перечисленные государства, если в основе объединения- форма правления? Продолжите ряд, добавив одно название.

Источник

Обществознание 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

Задание 1.1

К основным видам экономических отношений относят

Задание 1.2

Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?

Задание 1.3

Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:

Задание 1.4.

Формами рационального познания выступают

Ответ :

1.1.1.2.1.3.1.4.
34624256134

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.

Ответ: участники социального конфликта.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

Ответ:

Общее: формы социальной динамики.

Лишнее: стагнация.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.

Ответ:

Общее: теоретические методы научного познания.

Лишнее: описание.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.

Ответ:

Общее: представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому признаку.

Лишнее: сибиряки.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.

Задание 6.2

В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.

Задание 6.3.

Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.

Задание 6.4

Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.

Задание 6.5

Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.

Задание 6.6

В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.

Ответ :

6.1.6.2.6.3.6.4.6.5.6.6.
данетданетнетнет

Критерии оценивания

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?

Ответ : владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов уменьшится.

Критерии оценивания

Максимум за задание 4 балла.

Задание 8

Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.

В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.

Ответ:

ВОПРОСОТВЕТБАЛЛЫ
1Гражданский кодекс РФ1 или 0
2в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора)2 или 0
3никак не повлияет, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения, право на произведение возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4)1 или 0
41) ответ: да, сможет;

2) пояснение: вне зависимости от наличия завещания она является наследницей первой очереди, которая в данном случае имеет все права на наследство

1 или 0

1 или 0

51) ответ: элитарная культура;

· целью является самовыражение автора, а не получение коммерческой выгоды (гражданин В. продал книги по себестоимости);

· ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась среди членов клуба любителей исторических романов);

· необходимость специальной подготовки для восприятия (вставки на древнегреческом языке)

1 или 0

по 1 баллу за каждый названный признак, по 1 баллу за каждое приведённое пояснение.

Максимум за задание 13 баллов.

Задание 9

Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.

ПРИМЕРВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур

Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных изданий за прошлый год

В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни

Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в 2017‒2025 гг.

Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России

1) материально-производственная

Ответ :

АБВГД
21435

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.

ПРЕДПРИЯТИЕВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси

Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам

В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги

Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний

Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях

1) страховое

5) производственное

Ответ :

АБВГД
53241

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости.

В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций.

Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты.

Список терминов:

Ответ:

АБВГДЕЖЗИК
1417515163111310

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Понятия:

Ответ :

Укажите что объединяет элементы в каждом ряду

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 13

Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов.

Ответ : мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор, участник Крестовых походов.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 14

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины».

В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления.

Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение.

Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее.

Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа»

Б. два отличия между ними, например:

Могут быть приведены другие отличия.

2. Два смысла:

А. 1 балл

Б. По 2 балла за каждое отличие (всего 4 балла)

По 2 балла за раскрытие содержания каждого смысла (всего 4 балла)

3. Характерен для современной массовой культуры.2 балла
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция, консолидация общества.2 балла
Пояснение, например: «Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности».

Может быть приведено другое положение текста, поясняющее интегрирующую функцию мифа.

2 балла
5. Современные мифы могут создаваться с целью разжигания вражды между членами общества, утверждения превосходства одних народов или социальных групп над другими, оправдания антигуманной политики.

Могут быть высказаны иные предположения.

3 балла

Максимум за задание 18 баллов

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВЫСКАЗЫВАНИЯПОНЯТИЯ
1)*** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-Каддафи)конституция
2)*** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель)

*** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка)

банкротство
3)Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен)

*** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг)

Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант)

выборы/ голосование
4)*** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер)

Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский)

*** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков)

мораль

Критерии оценивания

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 125 баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *