самое лучшее стихотворение блока
Лучшие и самые известные стихи Александра Блока
О чем они? О природе? О Родине? Философские? О любви? – У каждого любителя поэзии свои. Стихи обновляют душу, снимают внутреннее напряжение, окрыляют. Лучшие строки истинные ценители прекрасного отмечают закладками, выписывают в заветные тетради. Не обязательно заучивают, а читают, словно боясь пропустить главное. Меняется возраст, жизненная ситуация, «меняется» и интерпретация лучших стихов Блока! Слова те же, но приобретенный опыт позволяет видеть иной смысловой подтекст в знакомых словах.
Лучшие произведения:
Смерть
Прислушайся к земле в родных полях:
Тебя овеет чуждыми страна́ми,
Но вместе родственный обнимет некий страх:
Ты ощутишь шаги, следящие за нами.
О, друг мой, не беги родной своей земли,
Смотри: я жду таинственной пришлицы
И каждый час могу следящую вдали,
Но близкую всегда, принять в мои темницы.
Пусть светит месяц – ночь темна…
Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Январь 1898. С.-Петербург
Она молода и прекрасна была…
Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось.
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось.
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось.
Лето (Я стремлюсь к роскошной воле…)
Там один и был цветок,
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Там цветут и клевер пышный,
И невинный василек,
Вечно шелест легкий слышно:
Колос клонит… Путь далек!
Есть одно лишь в океане,
Клонит лишь одно траву…
Ты не видишь там, в тумане,
Я увидел – и сорву!
Медлительной чредой нисходит день осенний…
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крути́тся желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
Ярким солнцем, синей далью…
Ярким солнцем, синей далью
В летний полдень любоваться –
Непонятною печалью
Дали солнечной терзаться…
Кто поймет, измерит оком,
Что за этой синей далью?
Лишь мечтанье о далеком
С непонятною печалью…
Ветер принес издалёка…
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Белой ночью месяц красный…
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?
Ночью вьюга снежная…
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.
Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.
Я медленно сходил с ума…
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
Весенний день сменяла тьма
И только разжигала жажду.
Я плакал, страстью утомясь,
И стоны заглушал угрюмо.
Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума.
И проникала в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
Весенний день сменяла тьма,
Хладело сердце над могилой.
Я медленно сходил с ума,
Я думал холодно о милой.
Золотистою долиной…
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
О легендах, о сказках, о тайнах…
О легендах, о сказках, о тайнах.
Был один Всепобедный Христос.
На пустынях, на думах случайных
Начертался и вихри пронес.
Мы терзались, стирались веками,
Закаляли железом сердца,
Утомленные, вновь вспоминали
Непостижную тайну Отца.
И пред ним распростертые долу
Замираем на тонкой черте:
Не понять Золотого Глагола
Изнуренной железом мечте.
Свобода смотрит в синеву…
Свобода смотрит в синеву.
Окно открыто. Воздух резок.
За жолто-красную листву
Уходит месяца отрезок.
Он будет ночью – светлый серп,
Сверкающий на жатве ночи.
Его закат, его ущерб
В последний раз ласкает очи.
Как и тогда, звенит окно.
Но голос мой, как воздух свежий,
Пропел давно, замолк давно
Под тростником у прибережий.
Как бледен месяц в синеве,
Как золотится тонкий волос…
Как там качается в листве
Забытый, блеклый, мертвый колос.
Блок Александр Александрович
Лучшие стихи Блока:
Свои стихи Блок начал сочинять в юном возрасте: от стихотворения к стихотворению его талант только становился крепче. Первые стихи были навеяны картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд: Сирина, Алконоста, Гамаюна. А если смотреть более глубоко, то эти стихи были о жизни, о времени, о Родине и России: только говорят они об этом крупно и символически.
После революции в творчестве поэта вырисовывается тема двух Россий: самодержавной и народной. Россия для поэта – это огромное, родное существо, подобное человеку, но более уютное и ласковое. Все произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране: поэтому ему слишком тяжело даются события революции. Голод, нищета и разгром вызывают у Блока неприязнь к лирике: и он начинает творить только сатирические стихи с ядовитой насмешкой.
В пьесах (драмах) которые увидели свет в это время, чувствуется горькое разочарование от несовершенства мира и обманутых надежд.
Писал Александр Блок и произведения исторического характера: самые известные из них — это стихотворения цикла «Куликовская битва». Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод поразмышлять о настоящем и будущем России.
Но самые лучшие его стихотворения посвящены Прекрасной Даме, к которой стремится рыцарь (инок, юноша, поэт). За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, стремление к идеалу, красоте и много других оттенков. Даже описания природы даны не сами по себе. Заря, звезды и солнце – это синонимы Прекрасной Дамы, утро и весна – время надежды на встречу, зима и ночь – разлука и зло. Темой любви пронизано все творчество поэта.
Известный поэт Серебряного века также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из которых вошли в сборники стихов для детей.
Творчество Блока многогранно: он писал об Италии и Петербурге, о и поэзии, о времени и смерти, о музыке и дружбе. Посвящал свои стихи матери, Богу, женщине, Пушкину, Шахматову, Менделеевой. Посмотрите лирические произведения на этой странице – и выберите те, которые разбудят душу и подарят наслаждение Словом.
10 самых известных стихотворений Александра Блока
Произведения Александра Александровича Блока знакомы многим из курса школьной литературы.
Поэт был классиком русской литературы 20 века, ярчайшим представителем символизма (направление в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, намеков, загадочности и таинственности).
Первые стихотворения поэт сочинил в 5-летнем возрасте, а в 10 лет он написал два номера журнала «Корабль». В нашей статье можно ознакомиться с самыми известными стихами Блока.
10. Ночь, улица, фонарь, аптека
Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” написано в 1912 году, в школе его изучают в 10 классе. Литературоведы относят его к философской лирике поэта. Оно представляет собой лаконичное рассуждение о бытие человека с элементами философии.
Особенностью композиции стихотворения считается его зеркальность, она наблюдается в неточном повторе первой строки во втором четверостишии. Для создания образов автор активно использует метафоры, сравнения и эпитеты.
Исследователи считают, что стихотворение создавалось им в переломный момент его жизни. В 1909 году поэт потерял сразу двух близких людей, своего отца и сына. Он тяжело переживал эту трагедию, мысли о ней сильно отразились на его творчестве.
9. На поле Куликовом
Произведение “На поле Куликовом” было создано в 1908 году, является частью одноименного цикла. Литературоведы сошлись во мнении, что в данном стихотворение поэт предается размышлениям о прошлом и настоящем его родины – России. Школьники изучают стих в 9 классе.
Интересный факт: произведение писалось после Первой русской революции, поэт был привержен ее идеям, но потом стал осознавать, какие несчастья может принести переворот в стране.
Стихотворение имеет сюжетную линию, его относят к лиро-эпическому жанру поэзии.
В 1908-1917 гг. поэт пересматривал свое отношение к России, старался переосмыслить прошлое государства, понять ее настоящее и предугадать, что сулят грядущие перемены.
Основной темой стихотворения является борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится одной из первых войн, ведущих страну к освобождению.
8. Как мучительно думать о счастье былом…
Это стихотворение поэт написал в 1898 году, тогда он был еще совсем юным. Известно, что он питал в тот период нежные чувства к Л.Д. Менделеевой. В будущем дочь известного химика станет женой поэта.
Но в стихотворении «Как мучительно думать о счастье былом…» лирический герой страдает от безответной любви, разрушения его надежд и невозможности счастья.
В своем произведении автор использует для создания образов такие художественные средства, как сравнение, инверсия, анафора.
Несмотря на то, что лирическая героиня не отвечает на чувства героя, он говорит о том, что все равно: «Я любил и люблю, не устану любить». Эти строки говорят об искренности и неподдельности его чувств.
7. Девушка пела в церковном хоре
Поэт написал стихотворение “Девушка пела в церковном хоре” в 1905 году, в школе его изучают в 11 классе. В те годы в России жестко подавлялись революционные восстания. Также на автора в эти годы произвела впечатление русско-японская война.
Основную тему стихотворения представляет вера в светлое будущее, которая воплощена в девушке, поющей в церковном хоре. Но тут же читатель понимает, что молитва, возносимая девушкой, обречена. Для создания образов автор использует эпитеты и метафоры.
Интересный факт: стихотворение относится к лирическому жанру, в нем Блок, по мнению литературоведов, выражает собственные переживания и эмоции о бессмысленных войнах, ведущих за собой гибель множества людей.
6. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Произведение “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо” написано в 1901 году и относится к одному из лучших образцов любовной лирики поэта.
Интересный факт: исследователи творчества Блока считают, что в основу большинства произведений, относимых к любовной лирике, легли собственные напряженные отношения с Л.Д. Менделеевой.
В данном стихотворении лирический герой стремится заглянуть в душу к себе, отыскать в ней идеал своей женщины. Он создает ее образ, но тот в реальной жизни не существует. Лирический герой пребывает в страхе и напряжении от того, что образ любимой созданный им, далек от реального.
Также из произведения становится ясно, что существование лирического героя невозможно без его возлюбленной.
5. Мне страшно с тобой встречаться…
Стихотворение “Мне страшно с тобой встречаться…” было создано в 1902 году. Оно несколько отличается от произведений любовной лирики, созданных Блоком ранее.
В данном стихе романтизм и юношеская восторженность, неспособные адекватно оценивать окружающий мир, отходят на задний план. Лирический герой становится мужественнее, он замечает обыденность мира.
Вокруг образа возлюбленной по-прежнему замечаются фантазии и мечты, но они представлены в виде легкой дымки. Лирическая героиня осязаема и близка, судя по стихотворению, но в то же время она далека и недосягаема, как богиня.
4. Женщина
Произведение “Женщина” создано поэтом в 1914 году, в те годы он уже был зрелым автором. Перед стихотворением стоит надпись «Памяти Августа Стриндберга». Значение шведского писателя и публициста в творчестве и жизни русского поэта общепризнанно. Об этом говорил и сам Блок.
Если в раннем периоде своего творчества поэт обращается к идее Вечной Женственности, то в позднем периоде его больше интересует тема Мужественности, к которой он обратился после знакомства с трудами Стриндберга.
Интересный факт: в поздних стихотворениях Блок выражает разочарование от поиска жизненного воплощения идеала «прекрасной дамы».
Встреча лирической героини и героя происходит на кладбище, но даже в таком печальном месте скорбящую женщину посещают мысли о том, что мужчина не просто так смотрит на нее, а, как ей кажется, с симпатией.
Но это не так, лирический герой пришел на могилу своего сына, до женщины ему нет никакого дела, поэтому вслед ей он глядит со снисходительной улыбкой.
По-видимому, поэт хотел показать данным произведением, что женщина всегда остается женщиной, не важно в какую ситуацию она попала.
3. Скифы
Стихотворение “Скифы” написано в 1918 году. В этот период поэт пребывал под впечатлением от обстановки, которую принесла стране Октябрьская революция.
Для создания образов автор использует такие художественные средства, как метафоры, олицетворения, эпитеты и сравнения.
Интересный факт: произведение было создано всего за два дня, 1918 год был для поэта весьма плодотворным, буквально за месяц он смог создать еще несколько стихотворений.
Во всех сферах общества после Октябрьской революции возникли проблемы, в стране чувствовалось нарастающее напряжение. Блок остро реагировал на возникшую ситуацию, поэтому стих стал результатом его переживаний за судьбу России.
2. Незнакомка
Стихотворение создано в 1906 году, его изучают на уроках литературы в 11 классе. В основу произведения легли личные переживания поэта. Супруга Блока в тот период увлеклась Андреем Белым, который был другом их семьи.
Автор «Незнакомки» очень страдал, проводил вечера в маленьком петербургском ресторане, где и написал эти строки.
Стих делится на две части, в одной поэт описывает пьяниц из ресторана, а в другой говорит о встрече с прекрасной незнакомкой, которая посещает это место, в то же время он не уверен, не является ли она плодом винных грез.
1. Двенадцать (поэма)
Знаменитое произведение было написано в 1918 году. Поэма “Двенадцать” вызвала неоднозначное отношение у современников Блока.
Кто-то считал, что она является одой событиям, происходящим в России после Октябрьской революции, другие думали, что произведение является своеобразным реквиемом по судьбе родины.
Некоторые литературоведы говорили о том, что у поэта ни в момент написания поэмы, ни после него не было четко сформированного отношения к ситуации в стране. Автор не смог трезво оценить свой интуитивный порыв, он просто описал свои впечатления.
7 лучших стихотворений Александра Блока
Дарья Щербакова
Александр Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье интеллигентов, юриста Александра Львовича и писательницы Александры Андреевны. Многие из предков Блока были профессиональными литераторами и учеными, и в семейном кругу Александра, где он провел раннее детство, часто велись разговоры о классической литературе, поэзии. Склонность к творчеству мальчик проявил еще в пятилетнем возрасте, когда написал свои первые стихи.
После гимназии молодой человек «довольно бессознательно» поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, никогда не увлеченный этой наукой, быстро потерял интерес. Через три года после начала учебы в университете Александр перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. В 1903 году он взял в жены Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь российского ученого, и в этом же году юноша дебютировал как поэт в петербургском журнале «Новый путь» и московском «Северные цветы» с циклом стихотворений «Из посвящений».
Александр сам позиционировал себя как поэта-символиста и быстро нашел друзей среди представителей этого литературного течения. В следующем году вышла первая книга Александра Блока «Стихи о прекрасной Даме», посвященная его жене и музе и полная романтического мистицизма. Но революция 1905 года полностью изменила стиль поэта, заставила его следить за политическими событиями в стране и обратиться к идеалам социализма. В 1906 году, после получения Александром диплома, наступает зрелый период его творчества.
«Вечерка» представляет подборку семи лучших стихотворений одного из самых талантливых поэтов Серебряного века:
1. «Ночь, улица, фонарь, аптека», 10 октября 1912 года, из цикла «Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
2. «Незнакомка», 24 апреля 1906 года, из цикла «Город»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
3. «Скифы», 30 января 1918 года, не включено в цикл
Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно.
Владимир Соловьев
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых.
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить.
4. «Девушка пела в церковном хоре», август 1905 года, не включено в цикл
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
5. Подцикл «На поле Куликовом», июнь-декабрь 1908 года, из цикла «Родина» (отрывок)
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
6. «На железной дороге», 14 июня 1910 года, из цикла «Родина»
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая.
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая.
7. «Как тяжко мертвецу среди людей…», 19 февраля 1912 года, из цикла «Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
7 лучших стихотворений Александра Блока
7 лучших стихотворений Александра Блока
7 августа 1921 года не стало классика русской поэзии начала XX века Александра Александровича Блока. Александр Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье интеллигентов, юриста Александра Львовича и писательницы Александры Андреевны. Многие из предков Блока были профессиональными литераторами и учеными, и в семейном кругу Александра, где он провел раннее детство, часто велись разговоры о классической литературе, поэзии. Склонность к творчеству мальчик проявил еще в пятилетнем возрасте, когда написал свои первые стихи. |
С юношеских лет Александр начал заниматься «серьезным писанием», а также театром. Какое-то время он даже подумывал об актерской карьере и играл в Петербургском драматическом кружке, но литературное призвание перевесило его склонность к драматическому искусству.
После гимназии молодой человек «довольно бессознательно» поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, никогда не увлеченный этой наукой, быстро потерял интерес. Через три года после начала учебы в университете Александр перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
В 1903 году он взял в жены Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь российского ученого, и в этом же году юноша дебютировал как поэт в петербургском журнале «Новый путь» и московском «Северные цветы» с циклом стихотворений «Из посвящений».
Александр сам позиционировал себя как поэта-символиста и быстро нашел друзей среди представителей этого литературного течения. В следующем году вышла первая книга Александра Блока «Стихи о прекрасной Даме», посвященная его жене и музе и полная романтического мистицизма.
Но революция 1905 года полностью изменила стиль поэта, заставила его следить за политическими событиями в стране и обратиться к идеалам социализма. В 1906 году, после получения Александром диплома, наступает зрелый период его творчества.
«Вечерка» представляет подборку семи лучших стихотворений одного из самых талантливых поэтов Серебряного века:
1. «Ночь, улица, фонарь, аптека», 10 октября 1912 года, из цикла «Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
2. «Незнакомка», 24 апреля 1906 года, из цикла «Город»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
3. «Скифы», 30 января 1918 года, не включено в цикл
Панмонголизм! Хоть имя дико, Но мне ласкает слух оно. Владимир Соловьев
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых.
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить.
4. «Девушка пела в церковном хоре», август 1905 года, не включено в цикл
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905
5. Подцикл «На поле Куликовом», июнь-декабрь 1908 года, из цикла «Родина» (отрывок)
1.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи. Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь. Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
6. «На железной дороге», 14 июня 1910 года, из цикла «Родина»
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая.
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая.
7. «Как тяжко мертвецу среди людей…», 19 февраля 1912 года, из цикла «Страшный мир», подцикла «Пляска смерти»
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова.