Укажите что не входит в компоненты детского труда как деятельности

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Контрольная работа с парктическим заданием

1) Сущность понятий «труд», «трудовая деятельность» применительно к детям дошкольного возраста

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный т руд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе в последствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа. При наблюдении труда детей в каждой возрастной группе важно установить: созданы ли условия для трудовой деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.

2) Особенности каждого компонента трудовой деятельности дошкольников

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка. Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада. Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка.

Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:

1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;

2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;

3) становление разных видов труда.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата. Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат — снова к игре. Эти тенденции особенно ярко проявляются в подготовительной к школе группе при условии овладения детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры. Это обособление можно рассматривать как следствие становления компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами. Трудовая деятельность — широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности,— в структуре которого отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью — это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребенка еще в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Однако целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие ее идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) — к отдаленным во времени (например, вырастить цветы и т. п.). Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.
При более далекой цели необходимо выделение промежуточных: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей. Результат — главный компонент трудовой деятельности. Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку.

Результат выступает как овеществленная цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого. Осознаванию детьми результата труда способствуют:

а) установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознается как завершение труда, как его главнейший компонент. Например, необходимость в ходе игры накормить мишку определяет цель — сделать для мишки чашку. Сделанная чашка — ожидаемый результат труда, который позволяет связать его с целью и осознать этот результат как достигнутую цель;

б) использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности: выстирать платье для куклы и нарядить ее к празднику; сделать фонарики и украсить ими елку для кукол; накрыть стол к завтраку, чтоб всем детям было удобно и приятно, и т. п. Необходимость же достичь определенный результат побуждает ребенка к овладению трудовыми умениями.

Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. Однако овладение отдельными приемами, отдельными трудовыми действиями еще не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Отсюда важно, чтобы ребенок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.

Становление умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и диффе-ренцированны у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребенку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и, наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребенок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата. Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т. е. то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу. Для младших дошкольников характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:

1) знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей;

2) общественного использования в детском саду и семье (например, в коллективной игре) результатов труда, достигнутых детьми;

3) организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям;

4) оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей (помощь няне в смене полотенец, поделка для малышей игрушек или ремонт книг и т. п.).

Дети уже младшего и среднего дошкольного возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть» или «помочь няне сменить полотенца, чтоб у всех детей были чистые полотенца, чтоб им было руки вытирать приятно» и т. п. Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам.

Дети часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им: «велели» взрослые, желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей.

Старшие дети все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребенка.

Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности.

Источник

Трудовая деятельность дошкольников (реферат)

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т. Шацкого и др.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В дошкольном образовании выделяют следующие виды труда: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

1. Сущность понятий: «трудовая деятельность», «трудовое воспитание»

Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом — не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения является поэтому никак не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.

Обычно труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность, которая направляется на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Направленный по своей основной установке на создание определенного результата труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. То обстоятельство, что в трудовой деятельности все ее звенья подчинены конечному звену, ее итоговому результату, уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. В силу общественного разделения труда положение становится еще более специфичным. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности человека становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности.

В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

2. Особенности трудовой деятельности дошкольников. Компоненты трудовой деятельности

Отличительной особенностью труда детей является его узость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру: играют водой во время умывания и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, овладевая трудовыми действиями, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся собственный облик ребенка, так как в труде развиваются жизненно важные качества личности, в том числе и волевые качества.

Трудовая деятельность включает в себя следующие компоненты: мотив (причина, побуждающая к трудовой деятельности, заинтересовывающий момент), цель (то, к чему надо стремиться), средства (то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат: навыки и умения, умение планировать работу, самоконтроль), результат (показатель завершения работы).

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентой деятельности, они пока еще находятся в стадии развитии и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. Как и младших дошкольников, старших дошкольников увлекает сам процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда носит особый элемент привлекательности.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.

3. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

Задачи трудового воспитания:

-воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

-формирование знаний, представлений о трудовой деятельности — ее цели, планировании — общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

-воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

-формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;

-совершенствование имеющихся трудовых навыков и
формирование новых;

-воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;

-формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;

-воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);

-обучение организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как, чем закончить дело; какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать);

-воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей для достижения поставленной, цели (цель может определяться самим ребенком или воспитателем);

-развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими.

-воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи);

-формирование потребности к оказанию помощи родным, соседям (особенно престарелым, младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.

Важное условие трудового воспитания — не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач:

-помочь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков умений);

-развитие личности ребенка в труде (развитии свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

Эти задачи решает педагог-практик.

Рассмотрим основные задачи трудового воспитания с позиций разных исследователей (Таблица 1).

Задачи трудового воспитания дошкольников

В.И.Логинова прррппппппллллллвЛогинова Логинова

Воспитание отношения к труду;

воспитание отношения к людям труда;

подготовка к выбору профессии

воспитание потребности трудиться;

усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда

Формирование трудовых навыков и умений;

к труду, заложение основ

воспитание нравственно-волевых качеств личности;

воспитание отношения к

Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.

4. Виды трудовой деятельности дошкольников

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.). Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.

Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

4.1. Содержание самообслуживания как вида трудовой деятельности

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим. С 3—4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки.

Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.
Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, — чисто и аккуратно», — говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Однако ни в коем случае не следует эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.
Воспитатель, наблюдая работу детей, старается научить их проверять самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняет, кто из детей способен выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.
Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников — включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь в этом виде деятельности.

Воспитатель обращает внимание на то, кто первый из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.

У детей средней группы и тем более старшей действия достаточно самостоятельны, и самообслуживание становится постоянной обязанностью. Дети не только в состоянии элементарно обслужить себя, но и проявляют инициативу в помощи взрослым. Они гордятся, если им дают постоянные поручения, с удовольствием шефствуют над малышами, заботливо относятся к пожилым людям.

Итак, самообслуживание является основным видом труда дошкольников.

4.2. Содержание хозяйственно-бытового труда

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

В средней группе дети моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают петли к полотенцем, стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки чистые наволочки.

Хозяйственно-бытовое воспитание предусматривает постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда. Расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

Таким образом, хозяйственно-бытовой труд в детском саду имеет целью приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки и т.д.

4.3. Содержание ручного труда

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

У старших дошкольников возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становится более содержательной, усложняются взаимоотношение детей друг с другом, со взрослыми. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовывать, т. е. образуются простейшие элементы учебной деятельности. В данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Это выражается в возрастании интереса к конструктивной деятельности, когда ребенок стремится научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует, запоминает.

В старшем дошкольном возрасте воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами. Например, дают представление о том, что пластины бывают не только толстые, но и тонкие, плоские, не только прямоугольные длинные и короткие, но и самой различной конфигурации: круглые, овальные треугольные, квадратные, многоугольные, что бруски,, цилиндры и другие детали тоже бывают разной формы: длинные, короткие, высокие, низкие и т.д. От этого зависит их конструктивное свойство.

Детей учат конструировать по более сложным условиям («Построй такую же машину, но используй для этого другие детали»), начинают учить строить по рисункам, фотографиям. Дети учатся не только объединять свои постройки единым замыслом в процессе их обыгрывания, но и сооружать коллективные постройки, когда необходимо договориться, спланировать свою деятельность.

Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном (лист сгибать не только пополам, но и в разных направлениях; фигуры создаются не только плоские, но и объемные; вводится работа с готовой выкройкой). Начинается целенаправленное обучение (на занятиях) работе с природным материалом по изготовлению поделок из различных использованных материалов (катушек проволоки в оболочке, пустых коробок, поролона, пенопласта).

Воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используются фотографии, рисунки; предлагают преобразовать образец по условиям, по теме, по замыслу

4.4. Содержание труда в природе как вида трудовой деятельности дошкольников

Задачи по ознакомлению детей с природой и обучение трудовым действиям могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном способе обучения.

Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к обследованию (покажи стебелек, проведи — какой длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар, — покажи цветок, понюхай его и т. д.), воспитатель помогает лучше понять особенности этого растения.

Во время наблюдений за животными детям дают простейшие поручения по уходу за ними (насыпать крошек, зерен для птиц на участке, покормить рыбок). Например, воспитатель может сказать ребёнку: «Ты мне поможешь кормить рыб. Это корм для них. Положим его в кормушку».

Для воспитания осознанного отношения к трудовым процессам очень важно сочетать работу по уходу за растениями с посадкой или посевом самих растений, игрой с природным материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность разнообразно действовать с ним.

Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5—7 минут.

Дошкольники средней группы уже имеют некоторый опыт выполнения трудовых заданий в уголке природы. Задача педагога – воспитывать у детей настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, рыхлить землю в цветочных горшках. Дети приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают воспитателю убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки). Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

В уголке природы можно организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть листья растений, полить, порыхлить землю в горшках.

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер.

Продолжительность труда в средней группе — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда.

Старшая и подготовительная к школе группа.

У старших дошкольников (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение договариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы. При этом нужно расширять круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливая связь между правильным уходом за ними и их развитием.

Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе детского сада вводится новая форма систематической работы — дежурства.

Методика руководства трудом всей группы заключается в следующем: сначала воспитатель ставит перед группой общую цель (надо убрать участок и т. д.), разъясняет значимость предстоящей работы. Затем он определяет содержание труда каждой из 3—4 подгрупп (звеньев) детей, напоминает о необходимости распределения обязанностей между ними, предлагает удобно расположить заранее подготовленное оборудование и начать работу.

В старшей и подготовительной группе по итогам работ можно ставить оценку — индивидуальную и коллективную.

Продолжительность труда в старших группах — 15—25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

5. Методы и приемы руководства разными видами детского труда

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:

-определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с
ним для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

-учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

— показывать и объяснять (или напоминать) как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

-пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

-выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

-вспоминать вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);

-поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

-систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

-подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

-пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);

-поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеешь приготовить подарок к завтрашнему дню);

-читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).

Взрослый должен учитывать: разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например, при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно), систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития, а также для развития личностных качеств.

Оценка труда должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу. Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *