Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях

«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов

Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.

«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).

Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ

«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.

Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.

«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.

Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта

«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)

Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Источник

Что такое конфликт интересов

И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Конфликт интересов с точки зрения закона

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Курс о больших делах

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

Примеры конфликта интересов

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

Источник

Вопрос 4. Основные принципы и фазы урегулирования конфликта

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

Урегулирование конфликта в большинстве случаев предполагает постепенность. Принцип постепенности является важным условием этого процесса. Попытки сразу перейти от острого вооруженного конфликта к совместным действиям часто ведут к тому, что переговоры «проваливаются». Стороны оказываются не готовы к совместным решениям. В результате формируется недоверие к переговорам как таковым и на уровне политических лидеров, и на уровне масс. В этом случае начать новый раунд переговоров оказывается довольно трудно. Постепенность же позволяет подготовить участников: выявить точки зрения, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения. Кроме того, постепенное решение проблемы позволяет сформировать взаимное доверие сторон друг к другу. Убедившись в выполнении одних договоренностей, они переходят к формулированию новых, затрагивающих более существенные стороны в их отношениях.

Принцип постепенности урегулирования имеет, однако, ограничения и не всегда применим в кризисной ситуации. Если события развиваются слишком быстро, то затягивание в выборе мирного пути урегулирования может обернуться резким разрастанием конфликта, переходом его в вооруженную фазу. В кризисной ситуации снижение напряженности в отношениях может происходить быстро, иногда в течение нескольких дней, как, например, при Карибском кризисе. Очевидно, что быстрота снятия напряженности в условиях кризиса не означает легкости принятия решения, она отражает лишь динамизм развития событий. Кроме того, в период кризиса, когда пропагандистская машина еще не запущена и не появились первые жертвы, требующие «отмщения», общественное мнение обычно не настроено на победу любым, в том числе военным, путем. Вот почему в условиях кризиса нередко предпринимаются резкие шаги с тем, чтобы остановить его развитие.

На основе принципа постепенности строится метод, предложенный американским исследователем Ч. Осгудом и получивший название «Постепенные и взаимные инициативы по сокращению напряженности» (Graduate and Reciprocaded Initiatives in Tension Reduction – GRIT). Суть его сводится к тому, что один из участников конфликта в одностороннем порядке выдвигает и реализует инициативы, направленные на снижение напряженности, ожидая, что другой участник ответит тем же.

Основная проблема в применении данного метода заключается в том, что инициатор рискует оказаться в ситуации, когда противоположная сторона не ответит взаимностью. Для того чтобы этого не произошло, порой прибегают к различного рода гарантиям (например, обращаются за помощью к третьей стороне, которая выступает таким гарантом).

В ходе дальнейшего развития метода «постепенных и взаимных инициатив по сокращению напряженности» было предложено реализовывать следующую стратегию поведения: при эскалации конфликта одна из сторон должна просто выждать некоторое время (не допускать развития конфликта по модели «нападение-защита»); при нападении защита должна осуществляться на уровне, не превосходящем существующую степень напряженности отношений. Очевидно, что подобное поведение не гарантирует того, что конфликт не будет усиливаться, однако позволяет избежать чисто эмоционального реагирования.

В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности означает прохождение ряда фаз, различающихся по своим задачам. Эти фазы следующие:

• прекращение насильственных действий;

• установление диалога, подготовка к проведению переговоров;

• начало переговорного процесса;

• выполнение достигнутых договоренностей.

Первые две фазы еще не предполагают совместных действий сторон по урегулированию конфликта. Тем не менее их значение очень велико, и они требуют много времени и усилий. Как отмечает бывший помощник государственного секретаря США по проблемам Ближнего Востока Г. Сандерс, в большинстве случаев современные международные конфликты заставляют их участников основную часть времени тратить на то, чтобы сделать ситуацию возможной для проведения переговоров, т.е. создать переговорную ситуацию.

Укажите что не относится к принципам урегулирования конфликтов

Основная задача первой фазыснижение уровня противостояния – заключается в предотвращении дальнейшего развития конфликта, стабилизации ситуации с тем, чтобы потом можно было перейти к урегулированию отношений. В этом смысле данная фаза может быть названа стабилизационной. Ее значение состоит еще и в том, что впервые появляется возможность контролировать дальнейшее развитие ситуации. Конфликт перестает «подчиняться» только своей внутренней логике, хотя это еще не означает, что он непременно будет урегулирован мирными средствами.

При вооруженном конфликте первые шаги на этой фазе предполагают прежде всего приостановление боев, хотя бы временно, с тем чтобы можно было оценить ситуацию. По аналогии с медициной, где применяются болеутоляющие средства, при урегулировании вооруженных конфликтов на этой фазе должны быть использованы средства для «снятия» насильственных действий. Отказ от вооруженных действий в условиях конфликта представляет собой односторонние действия. Само по себе прекращение огня не означает, что стороны автоматически перейдут к совместному поиску решений по спорным вопросам.

Стабилизация ситуации может произойти достаточно быстро, но может растянуться на несколько месяцев, а то и лет. Примерами последнего варианта служат вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, в Югославии и многие другие.

На второй фазе, смысл которой – установление диалога и подготовка к проведению переговоров, основная задача заключается в том, чтобы стимулировать начало обсуждения проблемы между участниками вооруженного конфликта. Стороны должны перейти от попыток реализации односторонних решений к выработке и принятию совместных решений, а для этого необходимо прежде всего установить каналы двусторонней связи, позволяющие участникам обмениваться информацией, точками зрения. Поэтому вторая фаза может быть определена как коммуникационная.

В условиях конфликта или кризиса все или почти все каналы, по которым может поступать информация от одной стороны к другой, как правило оказываются прерванными. В результате участники не имеют возможности даже обсудить проблему. То, насколько важна роль каналов коммуникации, ярко демонстрируют события Карибского кризиса 1962 г. Исследователи, а также непосредственные участники принятия решения и с советской, и с американской стороны сходятся в том, что очень существенную, если не основную, роль в предотвращении вооруженных действий сыграли консультации и обмен мнениями между высшим руководством СССР и США, которые осуществлялись по разным каналам. Не случайно результатом практических выводов, сделанных обеими сторонами из событий тех лет, стало установление прямой телефонной связи («горячей линии») между руководителями двух государств.

Необходимо иметь в виду, что само по себе наличие каналов коммуникации не означает, что они будут служить обеспечению обмена информацией. Примером такой ситуации, когда канал коммуникации существовал, но не способствовал обмену информацией участников конфликта, может служить встреча президента Дж. Кеннеди с министром иностранных дел А.А. Громыко, приехавшего в Вашингтон из Нью-Йорка, с сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 18 октября 1962 г., т.е. накануне разворачивавшегося Карибского кризиса. Как вспоминает А.Ф. Добрынин, бывший в то время послом СССР в США, в ходе этой встречи не был затронут вопрос о размещении советской стороной ракет с ядерными боеголовками на Кубе, хотя этот вопрос крайне тревожил американцев.

Установление действенных каналов коммуникации, реально обеспечивающих обмен информацией, позволяет участникам:

• разъяснить свои действия;

• получить информацию о действиях противоположной стороны;

• обсудить перспективы урегулирования.

Однако, даже установив каналы коммуникации, стороны не могут исключить того, что на каком-то этапе они не превратятся в псевдоинформационные каналы, по которым противоположная сторона будет давать дезинформацию. Само по себе наличие такой возможности сдерживает установление каналов коммуникации и развитие диалога.

Принято различать прямые каналы коммуникации (непосредственный обмен информацией между конфликтующими сторонами) и непрямые каналы коммуникации (через посредника). В свою очередь, прямые и непрямые каналы коммуникации подразделяются на официальные и неофициальные в зависимости от того, на каком уровне они устанавливаются. Примером установления непрямых официальных каналов коммуникации может служить «челночная дипломатия» (попеременное согласование вопросов то с одним, то с другим участником конфликта) государственного секретаря США Г. Киссинджера при завязывании диалога между президентом Египта А. Садатом и премьер-министром Израиля М. Бегином. Одновременно тогда были задействованы и неофициальные каналы коммуникации, активная роль в установлении которых принадлежала академическим кругам США.

Наличие прямых официальных каналов коммуникации позволяет в условиях кризиса быстро связаться с партнером. Особенно это оказывается эффективным в условиях конфликта, вызванного случайными факторами (например, аварийный запуск ракеты с ядерной боеголовкой). Однако прямые каналы коммуникации имеют ряд недостатков. Как показали исследования американских авторов P.M. Kpayca и М. Дойча, установление прямых каналов коммуникации может использоваться участниками для взаимных обвинений и угроз, часто сопровождающихся сильными эмоциональными реакциями. Все это способствует лишь усилению конфликта или кризиса. Кроме того, именно прямые каналы коммуникации могут породить ситуацию, когда даваемая противоположной стороной информация будет недостоверна и неточна. Поэтому в ряде случаев более эффективными оказываются непрямые каналы коммуникации.

Установив каналы коммуникации или только приступив к этому, стороны тем самым формируют рабочие отношения, которые позволят им в дальнейшем совместно решить проблему. Важность формирования рабочих отношений побудила американских исследователей Р. Фишера и С. Брауна специально обратиться к анализу этого вопроса в одной из своих работ «Идя вместе: установление отношений, которые приводят к согласию». Они выделили шесть основных элементов, из которых складываются рабочие отношения между сторонами: рациональность, понимание, общение, достоверность, отсутствие поучительного тона, открытость для восприятия другой точки зрения.

На второй фазе параллельно установлению каналов коммуникации и формированию рабочих отношений идет поиск переговорного пространства. Это обеспечивает переход к собственно обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт, т.е. к переговорам. Такова третья фаза процесса урегулирования, которая называется переговорной.

Последняя фаза заключается в выполнении соглашений (имплиментации), поэтому она может быть названа имплиментационной. В конфликте процесс урегулирования нередко срывается именно в силу того, что стороны оказываются неспособными или не желают выполнять принятые на себя обязательства, в результате чего возникает особая проблема, которая может быть обозначена довольно точным выражением, принадлежащим американскому автору Г. Райффе «урегулирование после урегулирования».

Выделяя фазы урегулирования конфликта, следует иметь в виду, что границы между ними могут быть проведены лишь условно, в зависимости от того, на каких задачах делается основной акцент.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *