Укажите что не относится к методическим принципам физического воспитания
Методические принципы и методы физического воспитания
К методическим принципам физического воспитания относятся:
· принцип сознательности и активности;
· доступности и индивидуализации;
· динамичности (постепенного повышения требований).
Принцип сознательности и активности
Принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается наличием определенной мотивации: желание укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, получить хорошую оценку по физической культуре и т.д. Необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу, требуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.
Для реализации этого принципа на практике применяются:
· показ двигательного действия преподавателем;
· демонстрация наглядных пособий;
· звуковая и световая сигнализация.
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип предполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.
Принцип предполагает регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. При проведении учебно-тренировочных занятий данный принцип во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок. При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок.
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфического, так и неспецифического характера.
К специфическим методам (характерные для физического воспитания) относятся:
· метод строго регламентированного упражнения;
К неспецифическим методам относятся общепедагогические методы словесного и сенсорного воздействия, используемые в единстве со специфическими методами.
Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Использование данного метода позволяет:
· избирательно воздействовать на различные части тела;
· строго дозировать нагрузку;
· осуществлять индивидуальный подход;
· избирательно развивать отдельные физические качества;
· использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом;
Условно методы строго регламентированного упражнения можно разделить на две группы:
· методы обучения двигательным действиям;
· методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения. Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком. Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.
К методам, направленным преимущественно на развитие физических качеств, относятся: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой и т.д. Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью. При использовании переменного метода производится непрерывная работа меняющейся интенсивности. Повторный метод характеризуется выполнением одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности. Интервальный метод отличается от повторного тем, что одна и та же нагрузка выполняется с жестко заданными интервалами для отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются. Круговой метод позволяет использовать как отдельные движения, так и их комплексы, объединяющие разнородные физические качества. Для каждого вида упражнений устанавливается место, которое называется станцией. На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений.
Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность.
Признаками игрового метода являются: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений; высокие требования к творческой инициативе в движениях; отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нарушение; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.
Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата. Данный метод, как правило, связан с большими, а не редко предельными физическими нагрузками, что обусловливает осторожное его использование в процессе физического воспитания. Обязательным условием его применения – подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Методы словесного и сенсорного воздействия основаны на использовании слова и чувственной информации.
Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий занимающихся. К методам словесного воздействия относятся:
· рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний);
· распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся);
· оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся).
Посредством сенсорных ощущений (зрительные, слуховые, мышечные) обеспечивается наглядность в восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик и условий выполнения.
Основными методами сенсорного воздействия являются:
· непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии);
· демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.);
Принципы физического воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Одним из основных направлений обучения выступает физическое воспитание, направленное на развитие гармонично развитой, здоровой, социально активной личности.
Принципы физического воспитания представляют собой базовые положения, которые регламентируют построение, содержание, организацию педагогического процесса. Все это определяет деятельность педагога, направленную на всестороннюю физическую подготовку обучающихся.
Все принципы физического воспитания подразделяют на:
Общие принципы
Общие принципы физического воспитания отображают всю методику педагогического процесса в целом.
К основным принципам физического воспитания относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Методические принципы
Методические принципы характеризуют общие условия процесса обучения во время занятий физкультурой. Данные принципы определяют методы и способы обучения двигательным навыкам, системе специальных знаний, оптимизируют целевую направленность физических качеств.
Принцип сознательности и активности указывает, что максимального эффекта на занятиях физической культурой можно достичь только при постоянном интересе обучающихся. На занятиях необходимо выдвигать реальные цели, детализируя каждую из них. У обучающихся важно развивать самостоятельность и инициативность.
Принцип наглядности позволяет установить взаимосвязь между чувственным восприятием и мышлением учеников, результатом чего является комплексное воздействие на все сенсорные органы и системы, принимающие участие в двигательном акте. На занятиях физического воспитания используется непосредственная (личная демонстрация педагогом разучиваемых движений) и опосредованная (демонстрация фильмов, фотографий, методических пособий). Для обучающихся старшего школьного возраста и для студентов чаще всего используют опосредованную наглядность.
Для детей дошкольного возраста и для младших школьников на заключительном этапе разучивания новых упражнений рекомендуется использовать различные звуковые сигналы, которые позволят уточнять временные и ритмические характеристики двигательных актов.
Принцип доступности и индивидуализации. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель должен учитывать готовность обучающихся к выполнению тренировочных нагрузок. Задачи физического воспитания должны ставиться в соответствии с индивидуальными возможностями учеников. При постановке чрезмерных требований и сложных заданий возможны негативные последствия для организма ребенка. В рамках данного принципа для определения доступности необходимо руководствоваться следующими критериями: состояние здоровья обучающегося; уровень натренированности (предельное потребление кислорода, жизненная емкость легких, изменение спортивных результатов); присутствие силы воли и целеустремленности.
Специфические принципы
Специфические принципы отображают специфические закономерности процесса физического воспитания:
В системе физического воспитания существует определенная иерархия принципов воспитания. Вся практическая деятельность педагога базируется на идейных основах общих принципов. В методических принципах изложен универсальный регламент методики занятий. Правила системного построения обучающего процесса лежат в основе специфических принципов.
Принципы физического воспитания
Одним из главных направлений обучения является физическое воспитание, ориентированное на развитие здоровой, гармонично развитой, социально активной личности. Указанные задачи воплощаются при помощи системы педагогических принципов.
Классификация принципов физического воспитания такова:
Понятие общих принципов
В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:
1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи трудового, эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.
Для полноценного развития физических качеств и двигательных навыков необходимо обеспечивать неразрывность общей и специальной физподготовки.
2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.
Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.
В любой форме физической деятельности внимание акцентируют на создании у занимающихся активной жизненной позиции на основе воспитания нравственных качеств, патриотизма, трудолюбия.
3. Оздоровительная направленность физвоспитания.
Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.
За занимающимися обязательно устанавливается врачебный контроль, в рамках которого медработник определяет влияние упражнений на организм учащихся.
Характеристика методических принципов
Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.
В перечень дидактических принципов входят:
1. Принцип сознательности и активности.
Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.
Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.
2. Принцип наглядности.
С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.
На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.
На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.
Чрезмерные требования и слишком сложные задания приведут к негативным последствиям для детского организма.
При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:
Особенности специфических принципов
В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:
1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).
Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:
Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.
2. Принцип систематичности.
Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.
Выполнение упражнений приводит к утомлению, поэтому физическую активность детей нужно чередовать с отдыхом.
Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.
3. Цикличное построение занятий.
Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:
4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся. К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств.
Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.
Тесты: Понятие «Физическая культура»
Название | Тесты: Понятие «Физическая культура» |
страница | 2/3 |
Дата публикации | 21.04.2013 |
Размер | 397.71 Kb. |
Тип | Тесты |
userdocs.ru > Культура > Тесты
1. Процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков называется: +а) физической подготовкой; б) физическим воспитанием; в) физической подготовленностью; г) физической культурой. движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется: а) двигательным умением; б) техническим мастерством; в) двигательной одаренностью; +г) двигательным навыком. а) нестабильность в выполнении двигательного действия; б) постоянная сосредоточенность внимания на технике выполнения двигательного действия; +в) автоматичность управления двигательными действиями; г) неустойчивость к действию сбивающих факторов (встречный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале, на стадионе и т.п.). а) сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах; +б) добиться целостного, технически грамотного выполнения движения; в) достижение высокой степени координации и автоматизации движений; г) достижение стабильного выполнения движения в непривычных условиях. +а) функциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности человека; б) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности; в) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности; г) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах. а) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»; +б) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время; в) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений); г) способность человека длительно выполнять работу с большой интенсивностью. а) максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела; +б) способность человека преодолевать внешнее сопротивление; в) проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц; г) сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека. +а) сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса; б) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим в) сила, приходящаяся на 1 см2 физического поперечника мышцы; г) сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением. +а) простой двигательной реакцией; б) скоростью одиночного движения; в) скоростными способностями; г) быстротой движения. в) разминкой. а) функциональной устойчивостью; б) биохимической экономизацией; +г) выносливостью. а) физической работоспособностью; б) физической подготовленностью; г) тренированностью. а) аэробной выносливостью; б) анаэробной выносливостью; в) анаэробно-аэробной выносливостью; +г) специальной выносливостью. б) специальной гибкостью; в) подвижностью в суставах; г) динамической гибкостью. а) гибкость, проявляемую в статических позах; +б) способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.); в) способность человека достигать большой амплитуды движений во всех суставах; г) гибкость, проявляемую под влиянием утомлен. г) координационные способности. г) вис на перекладине. б) артериальное давление и ЧСС; в) время задержки дыхания; г) сила, выносливость, скорость. +г) быстроту. +б) сила воли и смелость; в) сознательность и активность; г) доступность и индивидуализация. +а) методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств; б) методы общей и специальной физической подготовки; в) игровой и соревновательный методы; г) повторный и интервальный методы. г) пять этапов. +а) укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие; б) достижение высоких спортивных результатов. а) воспитание морально-волевых качеств; б) овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы; +в) развитие двигательных качеств и овладение техникой движений. а) бег с соревновательной скоростью; г) прыжки через скакалку. а) способности выполнять движения без излишней мышечной напряженности; б) способности владеть техникой различных двигательных действий при минимальном контроле сознания; +в) способности быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать свою деятельность в зависимости от обстановки; г) способности противостоять физическому утомлению в видах деятельности, связанных с выполнением точных движений. 1. Врачебный контроль это – … +а) раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на б) наблюдения занимающихся физическими упражнениями за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовкой и оценка субъективных и объектив- ных показателей состояния своего организма с помощью простых и общедоступных методов. в) исследования, проводимые врачом и тренером для того, чтобы определить как воздействуют на организм занимающегося физическими упражнениями и спортом физические нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие заболеваний. а) контроль за тренировочными нагрузками; б) контроль за техникой выполнения упражнений; +в) определение и оценка функциональных возможностей. а) врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта; +б) комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности; в) санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом. а) для определения состояние здоровья и тренированности на данный момент и установить наиболее целесообразный режим тренировок; б) для того, чтобы установить изменения, произошедшие в организме занимающегося под воздействием физической нагрузки, судить о правильности и эффективности тренировочного процесса; +в) для решения вопроса о допуске к занятиям и о возможных ограничениях в выборе той или иной системы физических упражнений в связи с состоянием здоровья. +б) уровень физической подготовки; в) наследственность. в) специальной. в) специальной. нагрузок, но допущенного к выполнению учебной работы. +в) специальной. +а) после дополнительного обследования; б) при плохом самочувствии; в) при слабой физической подготовленности. +б) участники в марафонском беге, спортивной ходьбе и лыжном беге на 50 км; в) спортсмены пловцы. +а) к участию в массовых физкультурных мероприятиях, проводимых внутри вуза; +б) к соревнованиям по шахматам, городкам, стрельбе; в) к соревнованиям по легкой атлетике; г) к соревнованиям по спортивным играм. +а) медицинский осмотр проводится на голодный желудок; +б) медицинское обследование проводится не раньше чем через 1,5 часа после еды и через 2 часа после физической нагрузки; в) медицинское обследование проводится в одни и те же часы суток. а) определение физической подготовленности; б) описание внешних признаков физического развития; +в) измерение морфологических и функциональных признаков, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. а) кожно-сосудистая реакция; в) форма грудной клетки. 15. С какой целью проводят антропометрическое обследование? +а) для оценки уровня физического развития; б) для оценки применяемых методик физического воспитания; в) для определения уровня здоровья. а) физическое упражнение, выполняемое под наблюдением врача; +б) способ определения степени влияния на организм, какого-либо возмущающего воздействия или физической нагрузки; в) упражнение, выполняемое, для определения максимального результата, показанного конкретным спортсменом. +а) функционального состояния и тренированности организма; б) техники выполнения упражнений; в) типа дыхания. +а) ортостатической пробы, в) одномоментной пробы. а) раздел медицины, направленный на изучение состояния здоровья, физического развития, функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями и +б) наблюдения занимающихся физическими упражнениями за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовкой и оценка субъективных и объективных показателей состояния своего организма с помощью простых и общедоступных методов. +в) наблюдения за массой тела. +а) утром после сна не вставая с постели; б) в положении сидя после небольшой паузы отдыха; в) после выполнения физических упражнений. +а) к замедлению при общем хорошем самочувствии; в) 150-180 уд/мин. а) о плохом самочувствии; +б) о хорошем восстановлении организма, в) недостаточной тренированности организма. в) через час. а) о хорошем восстановлении организма и росте тренированности; +б) о недостаточном восстановлении организма после занятий, в) о правильно подобранной нагрузке. а) с поступлением крови в желудочки сердца; б) с уменьшением просвета капилляров и вен нижних конечностей; +в) с прекращением действия «мышечного насоса». б) женщины менее мотивированы к преодолению сложных условий соревнований.
|