Указ о кухаркиных детях о чем

Циркуляр «О кухаркиных детях»

Циркуляр о кухаркиных детях (Доклад о сокращении гимназического образования) был издан 18 июня 1887 года министром просвещения Деляновым. Документ являлся продолжением контрреформ Александра 3. Циркуляр не был официальным законодательным актом. Это была инструкция, предназначенная исключительно для руководителей учебных заведений, и которая исключительно благодаря случайности стала известна широким массам. По традиции того времени любое решение министерств адаптировалось под губернию и публиковалось в газете. Касалось это исключительно общедоступных распоряжений. Одесский генерал-губернатор по неизвестной причине опубликовал в «Одесских ведомостях» текст Доклада и дал его комментарии.

Руководители гимназий и прогимназий должны понимать, что принимать на учебу можно исключительно тех, кто обладает необходимыми характеристиками в попечительстве домашнем. В результате кратчайшие сроки гимназии избавятся от таких студентов как дети кучеров, лакеев, лавочников и других им равных. Исключение могут составлять только гениальные люди. Остальным нужно объяснять, что высшее образование для них не является необходимым, и что они должны поступать в не такие престижные учебные заведения ведь образование для них не важно.

Выдержка из циркуляра о кухаркиных детях

Указ о кухаркиных детях о чем

Суть циркуляра

Выше приведен фрагмент циркуляра, который вызывал наибольшие противоречия в народе. Как видно из фрагмента, в самом документе нет ни слова именно детях кухарок., но подобные формулировки использовались Сокольским при публикации в «Одесском вестнике».

Доклад был продолжением теории официальной народности и строился на принципах самодержавия, православия и народа. Обучение сводилось прежде всего к поддержке самодержавия, когда главное учебных заведений было не столько дать знания, сколько привить студентам патриотизм.

Реакция населения

Циркуляр о кухаркиных детях 1887 года после публикации его в Одесских ведомостях был негативно воспринят обществом и всеми его кругами. Однако, критика циркуляра у либералов и консерваторов значительно отличалась:

Несмотря на то что циркуляр действовал всего 13 лет и не был полностью реализован из-за гласности, этот доклад активно обсуждаются и сегодня. Во многом это связано с трактовкой этого исторического документа в эпоху СССР. Циркуляр активно использовался советскими историками для демонстрации факта, что в Российской Империи существовал четкий классовый принцип, когда низшие слои не обладали никакими привилегиями. В результате даже в эпоху СССР возникла такая поговорка, что страной должна уметь управлять даже кухарка. Это был прямой отсылка циркуляру 1887 года.

Указ о кухаркиных детях о чем

Основная причина критики доклада в эпоху правления Александра 3 заключалась в том, что циркуляр противоречил положению закона от 30 июля 1871 года, согласно которому в России не существовало сословного принципа комплектования учебных заведений. Поэтому теоретически высшее образование мог получить любой человек.

Историческое значение

Очень важно отметить, что историческое значение рассматриваемого циркуляра не является таким однозначным, как об этом принято говорить. Правительство, безусловно, стремилось изменить сословный состав ВУЗов, однако из-за возникшей огласки добиться этого не удалось. В итоге циркуляр о кухаркиных детях свелся к следующим последствиям и изменениям в системе образования России конца 19 века:

Удивительно, что циркуляр, который никогда не был официальным законом Российской Империи, и просуществовавший всего 13 лет (отменен в 1900 году), обсуждается уже более столетия. Как говорилось выше, во многом это связано с интерпретацией этого доклада в эпоху СССР. Мы не будем рассматривать правильность этой трапеции, а приведем только одну статистическую выкладку. В 1897 году в гимназиях была проведена перепись, согласно которой доля дворян среди всех студентов составляла всего 22,8%.

Источник

«Циркуляр о кухаркиных детях» и крушение империи

Указ о кухаркиных детях о чем

«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как « Циркуляр о кухаркиных детях».

Указ о кухаркиных детях о чем

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Указ о кухаркиных детях о чем

Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.

Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.

Указ о кухаркиных детях о чем

Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.

Указ о кухаркиных детях о чем

Указ о кухаркиных детях о чем

Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.

Указ о кухаркиных детях о чем

Указ о кухаркиных детях о чем
Устный счет в школе в 1895 г.

Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.

Указ о кухаркиных детях о чем

На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: « Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.

Источник

Кухаркины дети как угроза самодержавию

133 года назад был принят дискриминационный циркуляр о фактическом запрете на образование детям «низкого сословия», получивший неофициальное название циркуляра о «кухаркиных детях»

Автором этого циркуляра стал министр просвещения И. Д. Делянов, хотя он был не столько автором, сколько проводником идей известного царского реакционера, мракобеса и эталонного держиморды К.П. Победоносцева. Того самого непотопляемого и неприкасаемого «серого кардинала», который умудрился занимать видные государственные посты при Александре II, Александре III и Николае II.

Во многом благодаря этому реакционеру и душителю свобод и прогресса Россия провела в «замороженном» состоянии почти четверть века, деградировала и в конце концов докатилась до рокового 1917 года.

Именно о Победоносцеве поэт Александр Блок написал такие строки:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла.

Именно Победоносцев был автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, провозгласившего незыблемость самодержавия и моментально похоронившего надежды немалого количества граждан на императора Александра III, от которого ожидали если и не изменения, то хотя бы корректировки курса внутренней политики. Но составленный Победоносцевым Высочайший манифест сразу же дал понять, что всё будет как раньше. Вернее, ещё хуже.

Самодержавие решило попросту законсервировать страну, а со всякими проявлениями свободомыслия бороться решительно и беспощадно. Так, с подачи все того же Победоносцева было создано Особое совещание при министре внутренних дел, которое могло применять ко всем подозрительным лицам такую репрессивную меру, как ссылку или арест сроком до пяти лет без судебного решения. Это противоречило многим законам империи, но самодержавию всегда было плевать на законы, даже им же и утвержденные.

Не стал исключением и циркуляр Делянова, гласивший, что «гимназии и прогимназии освобождаются от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Также обязывалось не допускать «в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий».

Циркуляр Делянова грубо нарушал закон от 30 июля 1871 года, отменивший сословный и вероисповедный ценз на обучение, но самодержавию было плевать на какие-то там нарушения. Наоборот, царские «эффективные менеджеры» считали Россию времен Александра III весьма передовой страной, ведь всего четверть века назад крепостных людишек можно было менять на борзых щенков или лошадей, а теперь казна оплачивала обучение вчерашних крепостных. Не всех, правда, но всё же оплачивала. Это ли не отеческая забота государя о подданных?

Указ о кухаркиных детях о чем
Циркуляр Делянова

Так чем же было вызвано введение запрета на обучение «кухаркиных детей»?

Циркуляр Делянова преследовал одну цель, которую Победоносцев и не думал скрывать – нечего низкородному подлому народцу получать образование, чтобы потом набираться ума-разума, почитывая всякие революционные гнусности, направленные против обожаемого государя. Образованный народец – это угроза самодержавной власти, и с этим надо было решительно бороться.

В конце концов, не зря три императора осыпали Победоносцева орденами, коих он получил аж одиннадцать штук и при полном параде сверкал алмазами, как экспонат ювелирной лавки. Защищать престол он был готов с не меньшим рвением, чем пресловутый Цербер, с необычайной легкостью переступая через все юридические нормы, хотя не упускал случая продемонстрировать своё знание законов.

Ну ещё бы ему не знать законов, ведь он, как сказали бы сейчас, был заслуженным юристом царской России. О котором не забывают и в современной России, выпуская памятные марки, посвященные выдающемуся юристу Победоносцеву.

Но есть законы, а есть взгляд на ту или иную ситуацию царя. И в данном случае царь поддержал как доводы о вреде образования для «кухаркиных детей» Победоносцева, так и циркуляр Делянова. Даже несмотря на то, что этот циркуляр не вызвал понимая в правительстве, предсказуемо вызвал возмущение в России и дал ещё один повод революционерам всех мастей заклеймить самодержавную Россию как страну кнута и каторги. А теперь ещё и духовной каторги, где русскому народу «подлого» происхождения запрещено учиться.

В этой связи можно вспомнить историю поэта Корнея Чуковского (Николая Корнейчукова), которого, по его словам, отчислили из 5-й Одесской гимназии после выхода циркуляра о «кухаркиных детях». Дескать, мордой, то есть происхождением, не вышел, поэтому пошел вон.

Стоит ли говорить, что Победоносцев не решил проблему революционного движения, а лишь временно загнал её внутрь. Это как на крышку кипящей кастрюли положить кирпич, надеясь, что содержимое удастся удержать в кастрюле какое-то время. Жалко, что Победоносцев не дожил до 1917 года и не увидел чем всё закончилось.

Впрочем, его идеи о снижении градуса революционной борьбы путем дебилизации населения продолжали жить и после его смерти.

В начале сороковых годов один австрийский художник, переквалифицировавшийся в фюрера немецкого народа, предлагал на оккупированных советских территориях всего лишь обучить население считать до ста да научить различать дорожные знаки. Этого «образования», по мнению Гитлера, должно было хватить рабам «тысячелетнего рейха» для «полноценной» жизни под управлением арийских господ и «освобождающего» труда.

Несмотря на разные эпохи и занимаемые должности, и Победоносцев, и Гитлер преследовали одну и ту же цель – оградить народ от образования, дабы он не стал слишком умным, начитавшись разных крамольных книжек или листовок.

Умными при царе и при нацистах разрешалось быть только определенным категориям граждан. Людям «не подлого» происхождения – в царской России и арийским господам – на оккупированных советских территориях.

И заслуженный юрист Победоносцев, и нацистский лидер Гитлер считали образованный народ одной из главных угроз авторитарных режимов и были обеими руками за принудительную дебилизацию подконтрольного населения.

Разумеется, такой ценный кадр и слуга престола, как Победоносцев, просто не мог не перейти по наследству от Александра III к Николаю II. Правда, со временем последний русский император стал сомневаться в управленческих способностях своего бывшего учителя, особенно после русско-японской войны, когда выяснилась удивительная вещь – Россия была разбита не только лучше вооруженным, но и более грамотным противником.

Оказавшиеся в японском плену русские солдаты и матросы удивлялись, узнавая, что в Японии все дети ходят в школу. Если в 1890 году школы посещало 49% японских детей, то в 1910 уже 98%. В России же царские горе-управленцы, вечно никуда не спешащие, планировали ввести всеобщее образование только в 1922 году.

Технически отсталая, полуграмотная страна – это целиком заслуга самодержавия. И таких непрошибаемо чугунноголовых мракобесов и реакционеров, как Победоносцев, которые готовы были законсервировать страну в Средневековье, лишь бы народ не посмотрел косо на портрет царя-батюшки.

Платой за эту консервацию стала отсталость, косность, неэффективность системы государственного управления и неизбежные военные поражения в двух войнах с последующей революцией.

Хрустобулочные сторонники самодержавия, естественно, так не считают, но факты – вещь упрямая. Как только вся старорежимная паразитическая система была выкинута революцией в выгребную яму истории, началось стремительное развитие страны.

Ещё во время Гражданской войны, 19 июня 1920 года, была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Переживающей революционную перестройку стране требовалась не дебилизация своих граждан и превращение их в неграмотных, тёмных и забитых полулюдей, а создание творцов нового социального строя, немыслимого без всеобщего образования.

Вот почему уже в 1926 году на образование тратилось 12,3% бюджета страны, и за партой сидели 9,4 млн человек против 7,2 млн в 1914 году.

Стоит отметить, что 1926 год был первым годом после завершения иностранной интервенции, и страна могла по-настоящему перейти к мирному строительству на всей своей территории. Также стоит отметить, что население СССР в 1926 году было меньше населения Российской Империи в 1914 году, но все равно за парты село на 2,2 млн человек больше. А в 1940 году за парты сели уже 34,7 млн человек.

Всего с 1923 по 1939 год в СССР получили образование более 90 млн человек, и если при переписи населения в 1926 году грамотными было лишь 56,6% граждан, то при переписи населения в 1939 году грамотных стало уже 87,4% граждан и 100% личного состава Красной Армии и флота.

В царской России с её самодержавными держимордами, издающими циркуляры о «кухаркиных детях», такого показателя не достигли бы и к середине ХХ века, если бы вдруг Российская Империя не прекратила своё существование в 1917 году.

Почему не достигли бы? Да где это видано, чтобы тратить аж 12% бюджета на образование черни? Проще эти деньги «освоить» и пустить на строительство дворцов для любимых балеринок великих князей или бриллианты для них же.

Неудивительно, что над полуобразованной царской Россией смеялись как в Европе, так и на Востоке. И не особо боялись, прекрасно понимая, что проигрыш в войне интеллектуальной, обеспеченный в том числе и циркуляром о «кухаркиных детях», однозначно приведет к проигрышу в войне реальной. Потому что нельзя в ХХ веке победить полуграмотной толпой образованную армию, что и доказала русско-японская и Первая мировая война.

В СССР с позорной безграмотностью было покончено, причем в весьма короткие сроки, и вполне ожидаемо, что победа в интеллектуальной войне привела и к другим победам. Это признали даже те, кого сложно заподозрить в симпатиях к Советскому Союзу. «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой» – кто не помнит эту фразу Джона Кеннеди?

Парадоксально, но факт – в современной России над признанными всем миром достижениями СССР либо смеются, либо их стараются не вспоминать. Зато охотно рисуется образ великой царской России, которую мы потеряли.

Воскрешаются из небытия имена царских «эффективных менеджеров», виновных в историческом разгроме России, которые своим бездарным управлением и безудержным воровством не только довели страну до края пропасти, но ещё и столкнули её туда.

Если всякие победоносцевы-витте-столыпины и прочих царские горе-управленцы современниками характеризовались в основном непечатными фразами, то после 1991 года их начали всячески превозносить и расхваливать. Дескать, какие талантливые были люди, как усердно трудились на благо страны. Стоит напомнить – той самой страны, где половина населения не умела читать и считать и где в приказном порядке запрещено было принимать в подготовительные классы и школы «кухаркиных детей».

Хрустобулочные ненавистники социализма уже которое десятилетие ругают Льва Троцкого за его так называемую концепцию «белых негров», в которых он якобы мечтал превратить русский народ.

Троцкий, конечно, был тот ещё негодяй, но концепцию «белых негров» задолго до него с успехом проводили в жизнь такие господа, как Победоносцев, Делянов и, конечно же, император Александр III.

Кстати, после циркуляра о «кухаркиных детях» в адрес Делянова столько было всего сказано негативного, что его фамилия едва не стала именем нарицательным.

За душевные страдания «именным Высочайшим Указом от 23.11.1888 года Иван Давыдович Делянов, действительный тайный советник, статс-секретарь Его Императорского Величества, министр народного просвещения, член Государственного Совета, сенатор, почетный опекун Санкт-Петербургского присутствия опекунского совета учреждений Императрицы Марии, возведен в графское достоинство Российской Империи».

Уж чего-чего, а самодержавие никогда не жалело наград своим цепным псам и разнокалиберным моськам, преуспевшим в борьбе с народом. То, что через полвека считалось бы тяжким преступлением против народа и повлекло бы вполне заслуженное наказание, в 1887 году оценивалось более чем положительно.

Настолько положительно, что и графского титула было не жалко. Что лишний раз в вполне определенном свете показывает порядки самодержавной России и что лишний раз объясняет, почему не мог не наступить 1917 год.

Источник

«Циркуляр о кухаркиных детях», 1887

В докладе министр Делянов призывал Императорское Высочество ограничить доступ к образованию для детей из «неблагородных» слоев населения.

О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных.

Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из Министров Внутренних Дел, Государственных Имуществ, Управляющего Министерством Финансов и Обер-Прокурора Святейшего Синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет Министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.

Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая, выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.

Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11-го апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.

Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет Министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и

2) о предоставлении Министру Народного Просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов, 23 августа 1884 г. права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50 р. нормой.

На приведение сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.

Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназий, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, в виду выраженного на докладе моем, 29 марта, Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование, за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *