Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Организация центра занимательной математики в группе

«Центр занимательной математики»

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Пигари»

Воспитатель старшей разновозрастной группы:

Казакова Александра Викторовна

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели ».

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Задачами уголка математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Математический уголок в старшей разновозрастной группе «Звёздочки» я назвала «Сказочная математика». Это специально отведенное место, которое оснащено математическими пособиями, играми, тематически подобранными книгами и материалами. Целью уголка является способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: развить у детей математические способности; заинтересовывать предметом математики.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Уголок занимательной математики в нашей группе – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место. Организовали мы его, используя обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

птички, матрёшки, наборы мелких животных для счёта
Природный материал
для счёта и развития мелкой моторики.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

палочки, индивидуальные комплекты геометрических фигур, наглядный набор геометрических фигур, дидактические игры (найди пару)

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

набор цифр для демонстрации, набор «Найди цифру», Набор «Учимся считать», индивидуальные карточки цифр, магнитная доска с комплектом цифр.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Наличие в группе занимательного математического материала:

картотека задач в стихах, картотека математических загадок, картотека математических пословиц и поговорок, головоломка Змейка», кубики Никитина, геометрическая мозаика, игра «Собери фигуру»

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Материал математического уголка используется во время самостоятельной деятельности. У детей закрепляются знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов, развивается зрительное восприятие и память. Игра В.П. Никитина «Сложи узор»
Игра «Геометрическая мозаика

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Набор геометрических фигур по принципу логических блоков Дьеныша.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные геометрические фигуры: машины, дома, ракеты и т.д.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Логико-математические развивающие игры:

настольно-печатные – шашки, нарды.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Реализуя план математической концепции я провела математическую викторину в форме игры «Что? Где? Когда?»

Цель: поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, к желанию выполнять задания с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь. Задачи: закрепить у детей навыки счёта до 10 в прямом и обратном порядке, сравнивать предметы, объединять геометрические фигуры, развивать у детей логическое и творческое мышление.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

В феврале месяце я провела интегрированное занятие по математике «В гостях у сказки».

Целью которого было: совершенствовать умение считать в пределах 10, закрепление состава числа 5 из единиц, деление целого на две равные части, воспитывать интерес к математике, закрепление название русских народных сказок.

Организуя уголок занимательной математики я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент, старалась помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. В течение года, согласно плана по реализации математической концепции, по мере освоения игр, я заменяла одни игры на другие, расширяя их ассортимент, вносила новые, более сложные игры, расширяя тем самым разнообразие занимательного игрового материала. Художественное оформление уголка отвечает его назначению. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Всю работу в уголке я организую с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру я ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей я вовлекаю в игры, заинтересовываю их, помогаю освоить правила игры. Создание математического уголка способствовало у детей повышенному интересу к математике и самостоятельному изучению и использованию материалов уголка. Работа над созданием уголка принесла не только детям, но и мне моральное и нравственное удовольствие потому, что я вижу результаты своего труда.

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть

Требования организации уголка по ФГОС

Для того чтобы уголок математики полностью соответствовал федеральным государственным образовательным стандартам, нужно помнить сразу о ряде факторов.

Безопасность и охрана жизни ребенка:

Доступность и соответствие возрасту группы. Все материалы должны быть подобраны, исходя из этого критерия. Можно взять дополнительно три-четыре игры для развития на опережение из заданий для более старшего возраста.

Одним из критериев оформления математического уголка по ФГОС является разнообразие его наполнения. Игры, находящиеся в нем, должны охватывать все те направления, которые рассматриваются в рамках программы по ФЭМП.

Связь умственного, практического и экспериментального видов деятельности:

В уголке математики должны быть созданы все условия для творческого самовыражения и развития детей. Там должны находиться и материалы для лепки, и геометрические раскраски, даже счетные палочки, которые так нравятся детям. Все ограничивается только фантазией воспитателя.

Необходимо с первого дня приучать детей убирать за собой, раскладывать все ровно по полочкам, класть на свои места. Это поможет избежать беспорядка в уголке и научит «маленьких математиков» дисциплине и ответственности.

Источник

Оснащение математических уголков в ДОУ

Уголок математики в подготовительной группе по фгос что должно быть Татьяна Спиглазова
Оснащение математических уголков в ДОУ

Актуальность данной тематики состоит в том, что в наше время, кото-рое по праву считается временем технологического прогресса, который идет огромными шагами, каждый человек просто обязан уметь считать, знать числа, думать логически, перерабатывать огромный поток информации, оставляя только нужное. Ведь без математики невозможно представить современное общество. Без нее невозможно развитие техники. Она встречается в гуманитарных науках, например в экономике много цифр и расчетов. Поэтому необходимо знакомить с данным предметом с раннего детства и впоследствии на протяжении всей жизни поддерживать полученные навыки.Ребенку необходимо привить такие качества как: желание учиться, уметь грамотно применять полученные знания на практике и уметь мыслить творчески, нестандартно и т. д. Принимать и обрабатывать информацию, отсеивая ненужное, строить логические цепочки помогают детям логико-математические навыки, которым начинают обучать в дошкольном возрасте с помощью математических уголков в детских садах.

1 Задачи математических уголков в дошкольном образовательном учреждении и требования предъявляемые к ним

1.1 Задачи организации математических уголков

Математические уголки создают для детей с трех лет и старше. Основ-ная цель этих уголков – активизировать познавательную деятельность в об-ласти математики, приобщить к числам, цифрам и по возможности действи-ям, связанными с ними, в соответствии с возрастным психофизиологическими особенностями.

Основные задачи математического уголка в детском саду:

— Предоставление необходимых знаний в области математики каждой группе в соответствии с ее возможностями. По возможности информация должна быть краткой и простой в усвоении. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.

— Разложение материала по определенным критериям, для удобства се-бе и малышам. При этом воспитатель ясно видит, что в математическом уголке необходимо обновить, а что убрать.

— Повышение интереса у детей к области математикиразличными спо-собами: игры, раскраски, яркое оформление уголка и т. д. Также можно завуалировано подходить к изучению математики. Например,сказать детишкам: «А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?» или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Данный способ приносит хорошие результаты.

— Способствование развития одаренных детей и подтягивание слабень-ких в области математике детишек. Всем понятно что все мы разные и у всех разные способности, поэтому для одаренных нужно давать что то посложнее, а для догоняющих полегче.

— Развитие у детей такой способность как мыслить логически, стараться выстраивать логические цепочки.

ФГОС ДО устанавливает определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде как к одному из базовых критериев ос-новной образовательной программы дошкольного образования.

Согласно этим требованиям ребенок должен учится работать как в ко-манде, так и с преподавателем, а также и самостоятельно, но под наблюдением воспитателя.

Вследствие чего в группах ДОУ создаются центры занимательной ма-тематики, которые включают в себя материалы и атрибуты, которые позво-ляют детям усваивать навыки, закреплять уже имеющиеся знания и позна-вать что – то новое для себя в области математикичерез детские способы: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.

1.2 Требования к организации математических уголков

Создавая уголок математики в группе, педагог должен думать, прежде всего, о безопасности. Чтобы в данном уголке ничего не навредило ребенку. Требования, которыми должен обладать уголок:

— Безопасность и охрана здоровья детей. Материалы и оборудование не должны быть слишком мелкими, острыми. Пластиковые или металлические фигуры заменить на бумажные, картонные или мягкие. Уголок должен быть хорошо освещен, мебель подобрана в соответствии с ростом ребенка и полки должны находится на уровне головы ребенка или ниже, чтобы он мог спокойно достать игрушку.

Уголок должен соответствовать каждой группе, то есть для старшей группы содержание должно быть более сложное и информативное, чем для младшей группы.

— Разнообразие. Должна отсутствовать монотонность материала. Например, фигуры должны быть разных цветов, форм и т. д. Это касается и раскрасок, рисунков, конструкторов, альбомов и так далее.

— Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности. Ребенок должен учится мыслить, творить, запоминать полученные знания и применить их на практике.

2 Виды математических уголков для разных групп дошкольного возраста

2.1 Сенсорное восприятие детей ясельного возраста

Актуальность данной тематики в данной группе является активизиро-вать сенсорное восприятие и приобщить к дидактическим играм.

В этом возрасте ребенку просто показывают картинки и смотрят за его реакцией. Иногда дают что – то потрогать, пощупать. Это развивает ощущение и дает зачаток к развитию памяти, мышлению, речи.

Популярностью пользуются игры с игрушками, игры – забавы, словесные игры. Например, выстроить башню из кубиков, что лежит в мешочке, сделаем бусы кукле и т. д.

2.2 Математический уголок для детей младшей группы

Актуальность математического уголка в данной группе является под-нятие активности детей, появление интереса к математическому миру и же-лание узнать что – то новое.

Дети, которым исполнилось 4 года уже стараются осваивать и позна-вать мир с помощью всех органов чувств, благодаря практическим занятиям, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому в математический уголокв данной группе включают такие предметы как:

— Пирамидки, имеющие разные габариты, с кольцами. На их верх могут быть одеты фигурки зверят, сказочных персонажей. Ребятишки не только складывают их, но и сравнивают по высоте, обыгрывают, рассматривают и сравнивают отдельные кольца пирамидок, пытаются надеть по порядку, радуются положительному результату.

— Матрёшки. Наверное, у каждого в детстве была такая игрушка. Их дети учатся собирать и разбирать сначала под присмотром воспитателя, а потом и самостоятельно. Они их сравнивают по размеру, выставляют в ряды в порядке убывания и возрастания по размеру.

— Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). В наше время такие игры распространены, и они пользуются большим спросом. Данные игры встречаются и с математическим уклоном, когда втулки изготовлены в виде геометрических фигур имеющие разный цвет или размер. Эти игры приходятся по душе детям,а также они несут в себе много полезного: развивают цветовосприятие, знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику. Существуют также игры с втулками в виде мягких ковриков из вспененной резины, ими можно играть и за столом, и на полу. Втулки, вкладыши можно применять и отдельно от основы, делая узоры, картины как того желает ребенок.

— Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Данный вид направлен не на создание логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а он используется в качестве ишрушки для создания несложных конструкций, картин. При рассмотрении и изучении блоков Дьенеша, дети получают знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый). Палочки Кюизенера в свою очередь познакомят их с другими цветами (розовый, фиолетовый, оранжевый, что по своей сути уже начинает опережать их развитие, а также дают возможность выстраивать палочки по длине.

— Конструкторы, которые бывают пластиковые и деревянные с кубика-ми, конусами, цилиндрами, шарами, но зачастую используются мягкие, что-бы не травмировать ребенка. Сначала сам педагог показывает детям, что может получиться из этих фигурок, а затем малыши самостоятельно их исследуют. Например, какие из них стоят устойчиво, какие катятся и т. д.

— Мозаики и пазлы. Они должны быть крупными. При складывании из них картинок, детишки осваивают не только цвета, но и изучают такие понятия как «много», «мало», «один», практикуют размещать элементы на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика же в свою очередь развивает творческое воображение, способность оценивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.

— Печатное наполнение уголка. Это могут быть обучающие плакаты, на которых изображены числа, фигуры, интересные картины и т. д.

Также большое внимание уделяют играм, где нужно сравнивать пред-меты по величине, форме,составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».Также пользуются популярностью дидактические игры: «Лото», парные картинки, наборы из порезанных на кубики картинок картинки,представляющие из себя трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.

2.3 Особенности подбора материала для средней группы[/b]

Актуальность математического уголка в данной группе является по-держание активности детей, поддержание интереса к математическому миру и желание узнать что – то новое.

Дети пятого года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математическойзоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом.

В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятель-ности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные пред-меты, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схе-мы, пиктограммы.

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».

Интересны детям и такие игры и пособия:

«Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффек-тивного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.

— Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки расклады-вают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).

— Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.

— Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).

— Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. Повысит интерес детей к такому виду деятельности использование игрушек-зверят, белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом.

— Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.

— Детские музыкальные инструменты, например, ксилофон, металлофон, треугольник. С их помощью можно не только развивать детский слух, но и обучать счету (по количеству ударов палочкой или нажатий клавиши).

К вышеперечисленному еще можно добавить дидактические игры:

игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой», модели, связанные с числовой лесенкой, рядом величин, спиралевидными моделями на познание временных отношений, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор», игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.

Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, воз-вращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.

2.4 Математический уголок в старшей группе ДОУ

Актуальность математического уголка в данной группе является по-держание активности детей, поддержание интереса к математическому миру и желание узнать что – то новое.

У детей 6 лет уже начинает формироваться абстрактное вербальное мышление,дети приобретают такие качества как: организованность, собран-ность, стремление к результату. Поэтому в данном случае используются игры и пособия посложнее. Например,игры на смекалку:

«Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?». Игры на сопоставление размеров приобретают иной харак-тер. Например, если в средней группе дети могут сопоставить по росту 5–6 домашних животных, то в старшей группе они уже могут построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).

Игры с блоками Дьенеша также претерпевают изменения. Они стано-вятся сложнее и разнообразнее.

В старшей группе математический уголок начинает пополняться по-знавательной литературой. Это могут быть как обычные книги, в которых дети ищут ответы на вопросы, которые задал воспитатель, так и головоломки, лабиринты.

2.5 Математический уголок в подготовительной группе ДОУ

Детям в этойгруппе уже дают решать простейшие примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они применяют не только для самостоятельного изучения математических навыков, но и иногда проверяют друг друга, заключают небольшие состязания. Например, кто быстрее решит пример, или соберет фигуру, или ответит на вопрос. Это вырабатывает в детях не только знание, но и быстроту реакции, что тоже пригодится им в жизни.

Дошкольников начинают знакомить с часами и календарем, в которых присутствует не только числа, но и счет времени. Дети учатся определять дату, время, месяц, время года. Это также будет сопровождать его всю жизнь.

Также в математическом уголке в подготовительной группе дошколь-ного возраста могут встречаться трафареты, линейки и другие измерительные эталоны. Дети учатся формировать группы предметов по размеру, цвету, назначению и т. д., умение устанавливать последовательность различных событий.Также имеют место быть дидактические игры: игры, в которых что – то делится на части или из частей собирается в единое целое («Дроби», «Составь круг», игры с цифрами, монетами, игры, направленные на развитие числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери», игры, связанные с алгоритмами («Вычислительные машины»). Необходимо включить и развивающие игры. Например, шах-маты, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.

Подводя итоги, хочется сказать, что размещение математического уголка в дошкольном образовательном учреждении положительно сказыва-ется на воспитании детей. Ведь математика хоть и сложна наука, но она пре-следует нас всю жизни особенно в эпоху технологического прогресса. При освоении математических навыков ребенок получает не только знания, но и способность рационально мыслить, принимать быстро решения, выстраивать логические цепочки, работать самостоятельно, искать ответы в литературе и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *