Уголок экспериментирования в средней группе по фгос что должно быть
Уголок экспериментирования в средней группе
Елена Макарова
Уголок экспериментирования в средней группе
А представляет уголок девочка Знайка!
Это и полезные советы по обустройству опытно-экспериментального уголка или центра в группе. И конкретные рекомендации по проведению разного рода «научно-популярных» исследований, экспериментов, фокусов, которые приведут детей в восторг и надолго им запомнятся.
Картотека опытов и экспериментирования в средней группе Картотека игр – экспериментов/опытов (средняя группа) Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки:.
Конспект познавательного развития с элементами экспериментирования «Юные спасатели» в средней группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района Конспект познавательного.
Конспект экспериментирования в средней группе «Как вода меняет цвет?» Тема. «Как вода меняет цвет?» Цель: Содействовать развитию представлений детей о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней.
Конспект занятия-экспериментирования в средней группе «Свойства песка» Конспект занятия-экспериментирования в средней группе. Тема: «Свойства песка» Цель : создать условия для знакомства детей со свойствами.
Конспект занятия в средней группе «Тело человека» с элементами экспериментирования Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы «Тело человека». Цель: Обобщить представления о частях тела человека.
Лэпбук «Уголок экспериментирования» Дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Исследования и эксперименты очень важны для развития ребенка, формирования.
Уголок экспериментирования «Уголок экспериментирования». Чуваева Дарья В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что.
Уголок экспериментирования в детском саду В целях формирования познавательных процессов дошкольников путем исследовательской деятельности в группе мною был создан уголок экспериментирования.
Методические рекомендация «Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:
«Стекло и пластмасса»,
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
Книги познавательного характера для среднего возраста;
Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
Материалы для игр с мыльной пеной,
Семена бобов, фасоли, гороха
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
«Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Содержание уголков экспериментирования
Ранний и младший возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.
2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.
5. Материалы по сезону, календари, макеты.
6. Картотеки с описанием опытов
1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними
5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)
6. Материалы по сезону, календари, макеты.
7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги
8. Картотеки с описанием опытов
9. Журнал опытов для зарисовки результатов.
10. Дидактические игры по экологии.
11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Книги познавательного характера, атласы;
Мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня».
Половинки мыльниц, формы для льда;
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-487176
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС
Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.
Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования
Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.
Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира
В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.
Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей
Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица
Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:
Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.
Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником
Оформление уголка экспериментирования своими руками
Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория. Оформить зону экспериментирования можно в креативном формате: «Капсула будущего», «Экспериментариум профессора Чудакова», «Школа фиксиков».
Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории
Требования к оформлению уголка
Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)
Паспорт уголка экспериментирования
Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:
Как назвать исследовательский уголок
Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.
Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад
Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории
Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка
Средства оформления уголка
Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.
Плакаты по технике безопасности — фотогалерея
Второй важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).
Схемы и алгоритмы — фотогалерея
Привлекателен воспитанникам уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями стенгазеты.
Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея
Дошкольникам нравится, когда у уголка есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой. Из примеров для экспериментальной лаборатории: Почемучки, Знайка и Незнайка, фиксики и профессор Чудаков, сова и кот учёный, просто маленькие исследователи и взрослые исследователи. Хозяин уголка обозначается игрушкой или изображением на плакате. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.
«Хозяева уголка» — фотогалерея
Наполняемость уголка экспериментирования
Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.
Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица
Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:
На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др
Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста
Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников
Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей
Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея
Работа в уголке экспериментирования
Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.
Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д. Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем.
Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:
Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия
Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены
Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя
В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.
Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат
Досуговая деятельность в рамках работы уголка экспериментирования может быть проведена в форме развлекательного занятия вместе с родителями. Во время досуга «Вторая жизнь старых вещей» детям и родителям предлагается поэкспериментировать с тканью и изготовить поделку: сделать развивающую игрушку (куколку со структурным наполнителем: песком, косточками, крупой) или разрисовать платок узорами. Может быть организован познавательно-развлекательный вечер «Практическая магия»: воспитатель в костюме Профессора демонстрирует детям зрелищные опыты (изменение цвета воды, образование лавы, безопасный фейерверк и др.) и объясняет, что лежит в основе превращения/изменения объектов.
Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей
Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.