Угольные копи что это
Чукотка. Угольные Копи, как призрак былого ядерного величия СССР.
Этому месту стоило бы посвятить отдельную историю в нашем путешествии по Чукотке. Но увы, перемещались мы по этому поселку преимущественно в темное время, за те трое суток, что провели в окрестностях Анадыря.
Угольные Копи — «поселок-спутник» столицы Чукотского Автономного Округа, расположенный на противоположном от Анадыря берегу анадырского лимана.
Поселок трудной судьбы и некогда один из крупнейших населенных пунктов Чукотки.
Вообще, история поселка берет свое начало в конце 1920-х годов, когда здесь были обнаружены залежи угля и началась его разработка.
Позднее, в начале 1950-х годов сюда пришли военные и основу населения поселка стали составлять военнослужащие, был построен аэропорт.
Районы поселка назывались по порядковым номерам военных городков — «первый», «второй», «третий», «четвертый», «пятый»…
В конце 1980-х годов рядом с аэропортом был построен новый микрорайон для шахтеров — Первомайский.
Но даже несмотря на бурную жизнь во времена расцвета, основная жизнь всё — равно была в городе. Там были магазины, клубы, магазины и гражданские…
А потом все развалилось. Внезапно и очень быстро.
В 1987 был подписан договор об ограничении распространения РСМД ( Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ) и с этого момента база стала не нужна…
Военные покидали поселок в режиме эвакуации и многочисленные инженерные сооружения, как и жилые здания оказались идеальным полигоном для съемок очередного эпизода «Сталкера».
Мы же въезжали в Угольные Копи с той стороны, с которой гостей, обычно не ждут — из тундры. Где нет дорог и только одинокий след гусеничного вездехода уходит в сторону Эгвекинота.
И перед нами предстала жалкая картина былого величия и военной мощи несуществующей страны.
Безусловно, за прошедшие четверть века многое уже разрушено, что-то растащили на материалы, но все-равно масштабы поражают.
Но жизнь в Угольных Копях все еще теплится. В отличии от других поселков с похожей судьбой, на этой стороне лимана живут около 3 тысяч человек — шахтеры и персонал аэропорта Анадыря.
Международный аэропорт Анадыря является аэродромом совместного базирования с ВВС РФ.
Уголь городу нужен, разработка шахт продолжается, аэропорт также — основные «ворота» города, поэтому поддержание жизнедеятельности поселка продолжается.
Одну из трех ночей нам пришлось ночевать в Угольных Копях. Такое странное ощущение было наблюдать светящийся город на другой стороне лимана и почти полностью вымерший поселок — спутник на этой.
Это ощущение особенно обостряется, наверное, в период межсезонья, когда добраться из Анадыря в аэропорт можно только на вертолете за 4-5 тысяч рублей. Но если погода нелетная, то дорога из аэропорта в Анадырь может оказаться в разы труднее, чем дорогостоящий многочасовой перелет из Москвы в Анадырь.
Пожалуй самое комфортное время для жителей поселка и города — зима. И только потому, что действует ледовая переправа, а время в пути на автомобиле или автобусе из Анадыря до Копей не более 30 минут.
Границей между двумя мирами Копей, мертвым и живым, является район «Пехота». Крайняя автобусная остановка, магазин и несколько жилых домов.
За остановкой уже оказываешься в «мертвом» — гаражи и кладовки, а за ними объекты военных городков, дом офицеров, жилые дома и торговый центр, памятник.
Оказавшись между этих символов ушедшей эпохи уже даже не по себе, ежишься от холода и быстрее садишься в автомобиль.
Но покидая Угольные Копи по следу вездехода и наблюдая отдаляющиеся силуэты зданий в зеркале заднего вида, уже не возникает никаких вопросов. Потому что ответы на не заданные вопросы и так очевидны.
Мы обязательно сюда вернемся, но в другое время года — Гудым заслуживает отдельного и обстоятельного визита.