Угол вознесенского и садовой что за здание

Как в Питере появилось здание с летучими мышами и совами, и Чем оно знаменито

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Этот знаменитый дом был построен в 1904–1906 годах на месте двух старых зданий. Одно из них (дом 55 на Садовой улице) уже принадлежало городу, а второе (дом 57 на углу Садовой) владельцы, получившие его в наследство от полковника Шабишева, по собственной инициативе продали Городской управе. В итоге городские власти решили построить на территории, объединяющей два участка, большое здание, в котором смогли бы разместиться сразу несколько учреждений.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом был возведён по проекту архитектора Александра Лишневского. Интересная деталь: перед строительством здания был объявлен конкурс на лучший проект, и, по результатам, опубликованным авторитетным журналом «Зодчий», победил проект другого талантливого архитектора – Александра Дмитриева. Однако городские власти все-таки решили реализовать идею Лишневского. Это было связано с тем, что дом, спроектированный Дмитриевым, превышал допустимую для строительства зданий в Петербурге высоту в 11 саженей. Но если бы высоту уменьшили, пришлось бы уменьшать и другие параметры, и задуманное Дмитриевым здание потеряло бы свою масштабность. Впрочем, выбор проекта Лишневского оказался весьма удачным, и уже сразу после постройки дом был отмечен многими экспертами как одна из лучших реализованных в Петербурге архитектурных идей начала XX столетия.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Стиль здания представляет собой симбиоз готики, модерна, эклектики и немецкого ренессанса. Лепные декоративные элементы изготовили мастерские Н.И. Егорова и И.В. Жилкина. Грифоны, химеры, совы и другие интересные животные и мистические существа поражают изысканностью и оригинальностью стилизации.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Невероятно интересны башенки, коринфский портик с колоннами и треугольным фронтоном, щипцы, эркеры и окна, в стиле которых угадывается модерн.

Угол вознесенского и садовой что за здание

По данным на 1913 год, в Доме городских учреждений располагались отделение сатистики Городской управы, Городская комиссия по благотворительности, Комиссия по народному образованию, типография и много других организаций. Здесь же вскоре появился Музей старого Петербурга, инициатором открытия которого было Общество архитекторов-художников. На первом этаже располагалось более двух десятков магазинов. Были здесь и жилые квартиры, в которых заселились чиновники.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

После революции в этом помпезном здании также разместились учреждения. Здесь, например, располагались единая трудовая школа, вечерняя школа и даже райком партии и исполком районного Совета народных депутатов.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Начиная с 1990-х годов здание несколько раз реставрировали, тем не менее, в 2006-2007 годах оно было признано специалистами аварийным, после чего в нем два года шла еще одна серьезная реставрация.

Кстати, при восстановлении великолепных часов на угловой башне выяснилось, что большая часть как наружных, так и внутренних элементов (в том числе, часового механизма) практически разрушена. Поэтому часы пришлось снять, и их отреставрировали отдельно, изготовив некоторые детали с нуля. Старый механизм заменили на электронный. Чтобы определить, каким был первоначальный облик часов (за десятилетия их вид изменился до неузнаваемости), специалисты изучали архивные документы и фото.

Угол вознесенского и садовой что за здание

А в 2009 году восстановили фигуры трех сов, которые можно видеть на щипцах фасадов здания. Их опять же восстанавливали по старой фотографии, причем размер сохранившегося снимка был совсем небольшим – 10 на 15 см. Как отмечают реставраторы, работа была невероятно сложной и скрупулезной.

Угол вознесенского и садовой что за здание

А вот располагавшиеся изначально в нишах здания скульптуры «Труд» и «Свобода» навсегда утеряны.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Сейчас в доме располагаются районное отделение соцзащиты, участки мировых судей, многофункциональный центр госуслуг и другие госучреждения, а также редакция и офис одной из политических партий.

Угол вознесенского и садовой что за здание

В городе на Неве столько архитектурных шедевров, что и не сосчитаешь. Предлагаем взять на заметку ещё 12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя их и нет в путеводителях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Дом городских учреждений. Совы — не то, чем кажутся

Архитектору Лишневскому, создателю печально известного дома с Мефистофелем, удалось невероятное: он построил здание, которые уже больше века сохраняет свою изначальную функцию. Возможно, спасибо за это стоит сказать совам.

Чтобы увидеть орков, гоблинов, вурдалаков и чудовищных сов высотой в человеческий рост, петербуржцу не обязательно находиться в состоянии изменённого сознания. Достаточно просто погулять по Вознесенскому проспекту. Здесь, на углу с Садовой улицей, уже больше века стоит потрясающий Дом городских учреждений, на фасаде и в интерьерах которого обильно представлены сказочные чудовища.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Башни с духом инквизиции

Впрочем, дом этот так красив, что обращал бы на себя внимание и без монстров. Его башня стала доминантой всего Адмиралтейского района, красную крышу и шпиль хорошо видно даже на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полёта.

Дом городских учреждений — главная в числе высотных доминант на линии «Вознесенский проспект — Измайловский проспект». Дом на углу с Садовой был отмечен в числе лучших новостроек столицы уже в 1907-м, наряду с особняком Кшесинской и Домом Зингера.

Облик дома сильно напоминает европейские средневековые ратуши, и не случайно — архитектор Александр Лишневский явно задумал придать городскому правительственному зданию образ его западных архитектурных «братьев», которых немало сохранилось в Англии, Германии, странах Балтии — по всей Европе. Красная крыша намекает на нетипичную для Петербурга черепицу, а усиливает сходство с ратушами их неизменный атрибут — часы на башне (не так давно восстановленные, они сейчас почему-то не ходят).

Современники вспоминают, что автор постоянно наведывался на строящийся объект с проверками и был весьма строг: стоило Лишневскому обнаружить небрежно сделанную кладку, как вспыльчивый архитектор разбивал кирпичи ногой, заставляя строителей работать более качественно.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом строился три года и был окончательно готов в 1907 году. До революции в нём размещались, как нетрудно догадаться по названию, многочисленные госучреждения. Например, «по воинской повинности присутствие» (что-то вроде дореволюционного военкомата), петербургское бюро статистики, несколько комиссий городской Управы: больничная, по водоснабжению, народному образованию, благотворительности.

Братья Мефистофеля с Лахтинской

Несмотря на скучноватое казённое назначение здания, архитектор дал разгуляться своей бурной фантазии: оно прямо-таки напичкано вампирами, троллями, гоблинами и прочей нечистью. Вписанные в затейливый орнамент сооружения, они не сразу бросаются в глаза. Тем более, что здание высокое, и прохожие зачастую даже не замечают дьявольского великолепия, так и не поднимая головы. Но стоит всмотреться – и покажется настоящий бестиарий.

Будете смотреть дом — обязательно зайдите во двор (арка с Садовой обычно открыта). На первый взгляд, это обычный петербургский двор-колодец с грязновато-жёлтыми стенами, хотя и необычной овальной формы (Лишневский очень гордился этой формой — благодаря ей кабинеты в здании стали гораздо светлее и удалось сэкономить на электричестве).

Угол вознесенского и садовой что за здание

Но и тут — летучие мыши с человеческими головами и целый ряд гримасничающих гремлинов, которые поддерживают пилястры.

Небольшой лайфхак: для ближайшего рассмотрения дворовых монстров зайдите внутрь здания. Поскольку в нём по сей день располагаются городские учреждения, оно открыто по будним дням в рабочее время — например, здесь жители Адмиралтейского района получают СНИЛС и ИНН. Поднявшись по лестнице на второй, третий, четвёртый этаж, из окон вы сможете детально рассмотреть всех горгулий Лишневского, жутковато заглядывающих в большие трёхстворчатые окна.

Других гоблинов автор здания разместил внутри: их побелённые морды спрятались под потолком, между высокими стрельчатыми окнами холла, потолок которого тоже очень своеобразной формы и напоминает драконье крыло. В узоре лестничных перил вы тоже обнаружите маленьких дракончиков, словно сошедших со страниц фэнтезийных книг Урсулы Ле Гуин.

Редкий случай — функционал Дома городских учреждений по большому счёту оставался неизменен. И в его первые, дореволюционные годы, и в советский период, и в наши дни изрядную часть помещений здания занимали те или иные правительственные учреждения. На первом же этаже, как сто лет назад, так и сейчас, располагались кафе и магазины.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Злые языки говорят, что всяческой бесовщиной в духе Гоголя и Брэма Стокера Лишневский выразил своё отношение к нерадивым госслужащим. Надо сказать, любой столкнувшийся с отечественной бюрократической машиной охотно в это поверит. Когда по ерундовому поводу стоишь несколько часов в очереди за бумажкой с печатью, гоблины и орки — это ещё самое мягкое, что ты подумаешь о дяденьках и тётеньках в кабинетах, где эти бумажки выдают.

Но на самом деле это, конечно, домыслы. Просто Лишневский любил всякую такую милую и романтическую бесовщину — нечто подобное можно найти на многих его зданиях эпохи северного модерна (а в первые годы ХХ века он спроектировал 20 сооружений только в Петербурге, в основном доходных домов). Так, в 2015 году один из героев архитектора получил посмертную славу — это Мефистофель доходного дома на Лахтинской улице, которого сбил с фасада то ли бомж, то ли православный активист.

Прошло два года — а Мефистофель не восстановлен до сих пор. Грустная история.

«Труда» нет, «Свобода» утрачена, остались только совы

К счастью, Дому городских учреждений повезло гораздо больше — почти все демонические скульптуры на нём благополучно пережили непростой ХХ век и сегодня отмечают свой вот уже 110-летний юбилей. Хотя утраты есть и тут: например, гербы Петербурга с двуглавыми орлами на имперском скипетре в советские годы были сознательно уничтожены. Хорошо хоть догадались не заменять их на большевистскую символику — серпы и молоты в окружении химер и вампиров смотрелись бы, как иллюстрации к демоническим книгам писателя Ильи Масодова.

А вот красный флаг на центральной башне здания развевался постоянно, в прежние времена тут располагались Исполком Октябрьского района и местный райком КПСС. Алое знамя было отлично видно с любой точки Вознесенского и Измайловского проспектов, части Садовой улицы (в те годы все они носили иные названия). Интересно, что российский триколор на опустевшем после снятия советского флага шпиле так ни разу и не появился.

При этом единственные действительно положительные персонажи среди изваяний на доме — скульптуры «Свобода» и «Труд» — в советский период оказались утрачены. Они стояли в двух нишах угловой башни здания, которые теперь пустуют.

Угол вознесенского и садовой что за здание

(Фото 1906 года. Дом ещё даже не сдан комиссии. Статуи «Свобода» и «Труд» здесь ещё видны)

А вот изваяния гигантских сов восстановили в ходе реставрации 2009 года. Три огромные совы (на самом деле филина — с «ушками») из искусственного камня теперь снова грозно смотрят на прохожих с фасадов, с самых коньков сложной ломаной крыши строения. Интересно, что параметры каждой совы соответствуют антропологическим данным довольно рослого мужчины: 180 см — рост, более 80 кг — вес.

Угол вознесенского и садовой что за здание

(Здесь видно, что совы хорошо закреплены)

В Петербурге много изваяний сов: как на скульптурах (например, в Летнем саду), так и в архитектуре. Особенно эти ночные птицы стали популярны в эпоху модерна. И когда культурологи пишут о Доме городских учреждений, они обычно объясняют наличие на нём сов их символизмом: сова — спутница Афины и символ мудрости. Мол, пусть же и госслужащие в здании будут мудры.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Но вполне возможно, что как раз совы Александра Лишневского — не то, чем они кажутся. Дело в том, что с глубокой древности сова остаётся одним из любимых маскотов евреев.

Периодически она фигурирует в священных текстах, причём христианские богословы (прямо скажем, несколько снобистски) пишут, что «сова — символ евреев, которые предпочли тьму свету Евангелия». Сам Лишневский был выкрестом и сменил настоящее имя Хацкель только в 26-летнем возрасте. Но очевидно, архитектор помнил о своих корнях, и иудейская символика периодически присутствует в его творениях. Например, на доме купцов Марголиных на углу Фонтанки и Большой Подьяческой хорошо видна еврейская шестиконечная звезда, магендавид — на щите одного из скульптурных воинов, над входом в парадную.

Потомки Лишневского вспоминают, что он называл дома своими детьми (при том, что и обычных детей у него было шестеро). И в 1917 году, когда родственники заговорили об эмиграции, он заметил: «Я же не могу забрать с собой свои дома!» И остался. И оставил нам всех своих милых троллей, гоблинов, вурдалаков и гигантских сов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Дом городских учреждений

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом городских учреждений модерн

Архитектурно-скульптурная компания «Пантеон»

В 1826 г. Петербургское городское общество купило у вдовы коллежского ассесора Баташова дом, располагавшийся в 3-м квартале 3-й Адмиралтейской части под номером 216 (впоследствии Садовая ул., 55).

До 1815 г. домом владел титулярный советник Иван Петрович Милов. Это было второе от угла здание перед Вознесенским пр. Угловым домом владел титулярный советник Шабишев.

В 1863 г. в доме размещались Общее присутствие и Первый департамент Управы благочиния.

Трехэтажное здание на жилом подвале с парадным входом и двумя прямоугольными боковыми проездами в центральной части было решено в виде четырехколонного коринфского портика, увенчанного треугольным фронтоном. Колонны портика поставлены на уровне второго этажа, там же на всю ширину портика находился балкон с фигурной металлической оградой. Фасад на уровне подвального и первого этажа рустован. К главному корпусу примыкали боковые флигели с гладкими в три оси фасадами, увенчанные ступенчатыми аттиками. Флигели не имели входа с улицы. На фото 1890-х гг. здание примерно соответствует этому описанию, но балкон был ликвидирован, заложен один из проездов, над парадным входом появился железный навес, в боковых флигелях появились расположенные по центру уличные входы.

После упразднения Управы благочиния городские власти долгое время не могли определиться с использованием освободившегося здания. Некоторое время оно частично использовалось для канцелярии градоначальника. Одновременно его поперечный дворовой флигель и часть помещений по Вознесенскому пр. занимали полицейский архив и квартиры архивных чиновников. С конца 1877 г. третий этаж флигеля по Вознесенскому пр. использовался под временную больницу на 50 коек для больных сифилисом. Здесь же, в одном из помещений по Вознесенскому пр. размещался оспопрививательный пункт.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Управа Благочиния.
Садовая 55. (не сохр.)

Угол вознесенского и садовой что за здание

«Зодчий» от 15 июня 1903 г/
(добавил MyDreaM )

Угол вознесенского и садовой что за здание

Конкурсный проект
Дома для городских учреждений.
Фасад по Садовой ул. 1903.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом для городских учреждений.
Поэтажные планы. Проект. 1903.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом для городских
учреждений.
Репродукция из журнала
«Зодчий». 1907. Л. 57

Угол вознесенского и садовой что за здание

Дом для городских
учреждений.
Репродукция из журнала
«Зодчий». 1907. Л. 58
(добавил yurfed1953)

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Примерная планировка
помещений 2-4 этажи.
(добавил yurfed1953)

Угол вознесенского и садовой что за здание

Улица 3 Июля (Садовая) на пересечении
с пр. Майорова (Вознесенским).
1936 г. Фотогораф неизвестен.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Один из соавторов постройки дома.
Реклама из «Ежегодника общества
Архитекторов-Художников». 1906 г.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Еще один участник строительства
(«Ежегодник общества Архитекторов-
Художников») 1906 г.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Учащиеся выпускного класса школы,
размещавшейся в бывшем здании
городских учреждений. 1939г.
Фото из архива Г.Н.Карцевой

Угол вознесенского и садовой что за здание

Худ. Мария Иванова-Очерет.
Дом на Вознесенском.,
холст, масло., 2005г.
(добавил люблюпитер )

Угол вознесенского и садовой что за здание

Архитектурный маркерный скетч
Дом городских учреждений 1
(ArtRi4ik)
(добавил ArtRi4ik)

В 1879 г. Городская дума постановила разместить в доме после капитального ремонта Адресную экспедицию и Сиротский суд. Адресная экспедиция была закрыта 17 марта 1887 г. В 1901 г. здесь размещался Городской родильный приют великой княгини Татьяны Николаевны.

В июне 1900 г. наследники полковника Арсения Шабишева предложили Городской управе купить принадлежащий им угловой дом по Садовой ул.57/42, примыкавший к дому Управы благочиния.

Это было трехэтажное кирпичное здание с высокой крышей со срезанным углом, выдержанное в классическом стиле. Часть главного фасада по Садовой ул. была выполнена в виде незначительно выступающего ризалита, завершенного фронтоном с полуциркульным окном. Боковые фасады, соединяясь на углу, образовывали неширокий, в три оси фасад с главным входом и лестницей.

Городская дума приняла предложение. Здание перешло в собственность города 16 мая 1901 г.

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

На объединенных участках было принято решение построить Дом городских учреждений. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект здания. Программа конкурса и проекты были опубликованы в журнале «Зодчий» № 24 за 1903 г. И хотя первое место занял проект арх. А. И. Дмитриева, строительство было решено начать по проекту арх. А. Л. Лишневского, занявшему второе место. Здание по проекту Дмитриева имело высоту, значительно превышавшую допустимые в Петербурге 11 саженей, а ее уменьшение до установленной нормы привело бы к уменьшению объемов и изменению пропорций здания.

31 мая 1904 г. Городская дума постановила утвердить проект Лишневского. Строительство завершилось в 1906 г.

В 1913 г в здании располагались: Центральное отделение и управление городского ломбарда, Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом, Городская комиссия по благотворительности, шесть камер мировых судей, Больничная комиссия. Комиссия по народному образованию, женское четырехклассное училище, два двуклассных начальных училища, Торговая депутация, Городское по воинской повинности присутствие, Комиссия по водоснабжению столицы, Городская типография, Городской музей, 22 магазина в первом и полуподвальном этажах. Кроме того там же находилась квартира заведующего училищами и квартиры для низшего обслуживающего персонала при учреждениях и по эксплуатации дома.

(по материалам [ 91 ], стр. 131-137 добавил: Наталия )

(добавил: Liz по Государственный музей истории Санкт-Петербурга в фотографиях: Альбом. СПб., 2008. С. 6)

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

Угол вознесенского и садовой что за здание

(инф. журнал «Город (812) №№ 6 <70>февраль 2010 )

17.07.2009: Историческому дому с совами на Садовой улице возвращают былой вид.

(Ленинград» Краткий справочник, 1957, С. 31)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *