Уголь сангина что это

Материалы для рисования — карандаш, уголь, сангина, пастель

Уголь сангина что это

В прошлый раз мы рассмотрели свойства красок, применяемых в рисовании, сейчас давайте остановимся на других материалах, не требующих применения кисти.

Уголь – один из древнейших материалов. Еще первобытные люди, достав из прогоревшего костра кусочек угля, рисовали первые рисунки на стенах пещер. В настоящее время натуральный уголь получают, обжигая при высокой температуре под вакуумом прутья ивы, винограда, вербы. Существует и искусственный уголь – это черный пигмент с наполнителем, например, сажей. Для создания картин с помощью угля необходимо правильно держать руку, техника рисования углем отличается от рисования карандашом. Уголь легче растушевывается, он очень мягкий по составу. Сангина – это карандаш из каолина и окислов железа, красно-коричневых тонов. Как материал для рисования, сангина известна с античных времен, использование ее в рисунке дало возможность получать изображение телесного цвета. Для рисования сангину применяли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Буше, Фрагонар, Ватто и другие. Во время рисования сангину можно смачивать, это позволяет добиваться различной толщины и четкости линии. Всему этому необходимо учиться под руководством опытного мастера. Пастель – разноцветные палочки в виде мелков, карандашей, которые состоят из пигментов и добавок. При рисовании пастелью изображение получается матовым, бархатистым. Но из-за слабого сцепления краски со слоем – основой возможно осыпание пастели с рисунка. Пастель можно наносить как всухую, так и кистью, что носит название «техники мокрого соуса». С пастелью работали Эдгар Дега, И. И. Левитан, В. А. Серов, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и другие.

Источник

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Уголь сангина что это

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

Уголь сангина что это

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Уголь сангина что это

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Уголь сангина что это

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Источник

Что такое сангина и как ею рисовать

Изучаем еще один интересный материал для рисования – сангину. Что это такое, как выглядит и как рисовать картины сангиной начинающим художникам, читайте в моей новой статье!

Старинный материал

Как вы знаете, раньше, во времена великих творцов, все материалы, которыми работали живописцы, имели натуральный состав. Это уже потом появился акрил и прочие химические добавки.

Наравне с мелом и углем, сангина тоже входит в число древнейших материалов, состоящих из натуральных веществ.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, откуда вообще взялась сангина, почему она так называется, кто ей рисовал и как, а также, расскажу, что нужно иметь начинающему художнику, который захочет рисовать сангиной.

Кстати, у меня недавно появился новый онлайн-курс, «Портреты карандашом», где я учу писать портреты соусом, углем, сепией, карандашом, и, конечно же, сангиной!

Итак, давайте начнем с истории – откуда появилась сангина?

Что такое сангина и история ее появления

В переводе с латинского, слово сангина, означает «кровь». Выглядит сангина для рисования как мел, только более мягкий по текстуре и красного цвета, отсюда, видимо, и название.

Но, как и в случае с соусом и другими графическими средствами, цвет художественной сангины имеет несколько оттенков, от коричневого до терракотового.

Уголь сангина что это

В большинстве своем сангину используют на начальном этапе рисования, для создания набросков и эскизов. Так, например, в Древней Греции, сангину использовали чтобы сделать первоначальный эскиз рисунка на вазах, прежде чем нанести на них эмаль.

Кстати, первые упоминания о красном мелке, относятся еще к эпохе Палеолита. Специалисты нашли древние рисунки, сохранившиеся на стенах некоторых пещер. На них были изображены животные, нарисованные красной краской – сангиной.Начиная с конца XV века, и вплоть до конца XVIII века, сангина все больше и больше становилась популярным материалом для творчества, наравне с карандашом и углем.

Как и большинство материалов и произведений в живописи, сангина для рисования получила широкое распространение в Италии – родине великих мастеров эпохи Возрождения. Это объясняется тем, что природа этой солнечной страны, имела все необходимое для создания красных мелков: глина, охра, сиенская земля, все это было в достатке на итальянской земле.

Как и уголь, итальянские мастера обжигали все компоненты и изготавливали сангину для местных художников, которым сильно полюбилась сангина. Если вы посмотрите музейные экспонаты, то заметите, что до нас, сквозь века, дошло множество рисунков – портретов и натюрмортов, выполненных сангиной.

Сегодня сангина входит в учебную программу многих художественных школ. Наша школа тоже не осталась в стороне, и в новом онлайн-курсе «Портрет карандашом для начинающих», я включила в программу урок по работе с сангиной.

Виды и особенности сангины

Что такое сангина? Изначально сангину изготавливали из натуральных компонентов – минеральных материалов. Теперь же сангина – это смесь глины, воска, связующих веществ и пигментов.

Эти два вида – искусственный и натуральный, и по сей день используются художниками в равной степени, для получения максимального изобразительного эффекта.

Изготавливают сангину в виде небольших брусочков, или карандашей, совсем как соус или уголь.

У сангины, как и у любого другого художественного материала, есть свои плюсы и минусы. Так, в число плюсов сангины входит:

Но, несмотря на все плюсы, сангина очень хрупкий материал, и при неправильном хранении рисунков, она может осыпаться и стереться с листа бумаги. Поэтому, многие художники рекомендуют сразу оформлять работу в раму, под стекло, для особой надежности.

Цвет у сангины тоже имеет большое значение – ее широкая цветовая гамма позволяет создавать очень естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Рисунки сангиной, в основном, выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Но иногда, для придания большей выразительности, сангину комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.

Продается сангина в наборах – либо с несколькими брусками разных оттенков, либо, с несколькими брусочками одного оттенка.

Что нужно для рисования сангиной

Карандаш

Уголь сангина что это

Как таковой карандаш вам может понадобиться для прорисовки мелких деталей, или, для создания легких набросков, и чтобы наметить основной рисунок. Для этого вам понадобится простой твердый карандаш.

Для большего эффекта и прорисовки сложных мелких деталей, берите сангину в виде карандаша, а не брусочка.

Сангину же выбирайте по оттенку, в зависимости от того, что хотите нарисовать: портрет по фото, например, будет красиво смотреться в красных оттенках, а создавая пейзажи или натюрморты, возьмите для рисунка сангиной коричневые брусочки.

Какую бумагу взять

Бумага вам понадобится плотная, с шероховатой текстурой. Вы можете использовать как классическую белую бумагу, так и цветную бумагу, как, например, бумага для пастели, а также характерного оттенка крафтовую бумагу.

Фиксатив

Уголь сангина что это

Вообще, такие рисунки можно не закреплять лаком, лучше будет, если их сразу убрать под стекло. Но, понятно, что не у всех есть такая возможность. Поэтому, можно покрыть ваш рисунок, выполненный сангиной, специальным фиксирующим спрей-лаком (жидкий не подойдет).

В художественных магазинах как правило продают специальные лаки, поэтому, я бы не советовала вам использовать обычный лак для волос. Также, помните, что лак всегда немного меняет цвет краски на картинах и рисунках, делает их более темными.

Если вы не хотите пользоваться лаком, а возможности убрать рисунок под стекло у вас пока нет, просто переложите его калькой, это предотвратит воздействие окружающей среды на материал.

Техника: как рисовать сангиной рисунки

Уголь сангина что это

Рисовать сангиной можно по-разному, в том числе, и в разных техниках. Широкими мазками, тонкими линиями, штриховкой или полной заливкой – как рисовать сангиной выбирайте в зависимости от рисунка и задач, которые ставите перед собой.

Чтобы сделать цвет рисунка более насыщенным, рекомендуется также сильнее нажимать на брусок с сангиной, либо, смочить немного водой, как соус.

Наоборот, если вы хотите создать прозрачность, или поработать в технике лессировки, то вам поможет такой прием, как растушевка. Растирайте сангину до нужного вам оттенка пальцем, ватной палочкой, или мягкой сухой кистью. Растушевать рисунок стоит еще и в том случае, если вы работаете сангиной вместе с карандашом.

Уголь сангина что это

В качестве основы, как я уже писала выше, берите текстурную бумагу, картон или холст, если захотите создать картину.

Варьируя толщину штриха, вы можете придать своему рисунку особую выразительность. А для разнообразия линий просто рисуйте брусочком сангины, а не карандашом – у брусков всегда интересно заточены грани, которые позволят вам создать красивый и интересный набросок или рисунок.

Уголь сангина что это

Вообще, создавая работы сангиной, поработайте над штриховкой, потренируйтесь накладывать ее с разных сторон и разной интенсивности. Также, если вы уже освоились с материалом, попробуйте сочетать штриховку вместе с растушевкой – и вы увидите, получится весьма интересный результат.

Известные художники, рисовавшие сангиной

Как вы помните из начала статьи, широкое распространение сангина получила в Италии, в эпоху Возрождения. Конечно же, художники и мастера того времени не могли обойти стороной этот материал.

Неудивительно, что несравненный Леонардо да Винчи делал наброски своих рисунков сангиной. В основном он рисовал обнаженную натуру, но также сангиной был выполнен его «Туринский автопортрет».

Наряду с Леонардо, сангиной пользовались и другие мастера:

Рафаэль Санти, например, использовал сангину не только для набросков, но и для создания самостоятельных произведений.

Питер Рубенс, нидерландский живописец XVII века тоже оставил нам некоторые рисунки сангиной:

Как вы могли заметить, многие художники прошлых эпох отдавали предпочтение рисункам человеческого тела и портретам. Это было еще и потому, что сангина превосходно передавала все изгибы и переливы человеческого тела и кожи.

Но были и художники, которые работали в графике, и создавали другие рисунки сангиной, например, пейзажи. Одним из таких художников был Жан Антуан Ватто, французский график и живописец, живший в XVII-XVIII веках, и творивший в эпоху Рококо. Вот несколько его работ:

Среди русских художников сангина тоже была весьма популярна. В основном, период распространения сангины в творческой среде в России пришелся на середину-конец XIX-XX веков. Сангиной часто делали эскизы для портретов красками.

Самые известные художники, использовавшие сангину, это, пожалуй, Валентин Серов и Карл Брюллов:

Заключение

Сангина – это такой графический материал, красновато-коричневого цвета, который можно использовать для создания эскизов и набросков, а также, самостоятельных картин и рисунков.

Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.

Сангину используют вот уже на больше чем 500 лет, а первые упоминания о ней идут еще со времен эпохи Палеолита. Но, несмотря ни на что, этот материал завоевал любовь художников разных эпох и стран, от Леонардо да Винчи, до Валентина Серова и остается актуальным и по сей день.

Буду очень вам благодарна, если вы поставите 5 звезд в конце статьи. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их мне в комментариях!

Источник

Уголь сангина что это

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично «справляются» с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Уголь сангина что это

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь

Уголь сангина что это

С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.

Уголь сангина что это

И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина

Уголь сангина что это

Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает «кровь».

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.

Уголь сангина что это

А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Источник

Сангина, сепия, соус и художественный уголь

Они только кажутся похожими. На самом деле, несмотря на сходство по внешнему виду и текстурным свойствам, он разительно отличаются. Художественную сепию, например, с давних времён добывали из чернильных мешков моллюсков, и только в XX веке были созданы искусственные заменители этого материала.

Впрочем, у всех этих материалов есть и много общего — например, ими нужно работать на плотной и шероховатой поверхности или холсте. Неплохо гармонирует с ними цветная бумага холодных цветов. В статье мы постарались рассмотреть функционал и особенности каждого.

Уголь сангина что этоУголь сангина что это

Сангина, сепия и соус помогают создавать и наброски и реалистичные портреты

Многие видели знаменитые графические работы Леонардо Да Винчи, исследующие анатомию и изображающие человеческое тело. Они выполнены именно сангиной. Что же она из себя представляет? Это небольшие мелки или карандаши, которые изготавливаются в процессе прожарки и просушки жжёной окиси железа.

Работы сангиной отличаются живостью и явной фактурностью, особенно атмосферно выглядят портреты, в которых детализировано показаны только голова и кисти, а торс лишь обозначен несколькими штрихами. К сожалению, сангина не очень долговечна, поэтому, чтобы рисунок не осыпался, его необходимо помещать под стекло.

Сепия — это старинный вид красящих веществ, который изготавливался из чернильных мешков каракатиц и кальмаров. Эти животные знамениты тем, что способны, маскируясь, окрашивать тысячи литров воды в чёрный цвет. Сегодня создан искуственный аналог сепии, изготавливаемый с применением тех же технологий, что используются в акварельных красках. Стойкость её при этом немного ниже, но зато она доступна гораздо большему кругу художников.

Художественный соус — это мелки серых, землистых оттенков. Чаще всего он применяется в графике — в сухом или жидком варианте. Сухой соус используют аналогично углю — им наносят штрихи, которые при этом выглядят немного жирнее и ярче. Мокрая техника заключается в том, что сначала соус измельчают ножом, а затем, разведённый водой, наносят тоновые пятна. Зачастую, эти две техники совмещаются.

Наскальные рисунки углём дошли на наших дней. Наверное, сложно назвать более древний вид художественных материалов. Уже после изобретения темперных и масляных красок его продолжали использовать для создания эскизов картин.

Несмотря на почтенный возраст, уголь и сегодня очень востребован среди художников. Художественный уголь — это тонкие палочки, которые производятся путём обжига веточек деревьев различных пород в закрытых футлярах. Такой уголь лёгкий и удобный. Картины, выполненные в угольной технике обладают особым шармом, фактурностью и потрясающе передают игру света и тени. Ввиду того, что он не очень хорошо соединяется с поверхностью, ошибки легко исправит ластик-клячка, но при этом законченная работа должна храниться под стеклом.

В магазине Краски Кисти можно купить художественный уголь, соус, сангину, сепию. Делайте заказ на нашем сайте, и мы доставим его в удобное для вас место!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *