Угол косины моста что это
косина
4.1 косина реза: Отклонение от перпендикулярности, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями металлопродукции угол, отличный от 90°.
Смотри также родственные термины:
косина листа бумаги (картона): Отклонение формы листа бумаги (картона) от прямоугольной.
3.7 косина реза: Несоблюдение формы, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями листа или плиты угол менее или более 90°.
3.13 косина реза: Отклонение от перпендикулярности, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями металлопродукции угол, отличный от 90°.
3.15 косина реза: Отклонение от перпендикулярности, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями металлопродукции угол, отличный от 90°.
3.7 косина реза: Несоблюдение формы, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями листа или плиты угол, отличный от 90°.
3.13 косина реза: Отклонение от перпендикулярности, при котором плоскость реза образует с продольными плоскостями металлопродукции угол, отличный от 90°.
97 косина торца рельса
(Ндп. вертикальность реза рельса, перекос реза рельса, перпендикулярность реза рельса, перпендикулярность концов рельса, прямоугольность конца реза рельса): Отклонение плоскости торца рельса в любом направлении от перпендикулярности продольной оси рельса
75. Косина фанеры (фанерной плиты)
F. Voilement (deformation)
Дефект, характеризующийся отклонением от прямоугольной формы листа фанеры (фанерной плиты)
Полезное
Смотреть что такое «косина» в других словарях:
косина́ — косина, ы … Русское словесное ударение
косина — косоглазие, косинка, косоглазость Словарь русских синонимов. косина см. косоглазие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Косина — Косина: Косина (приток Кишкили) река в России, протекает в Кировской области, Нижегородской области, Республике Марий Эл Косина, Ян (Jan Evangelista Kosina; 1827 1899) чешский писатель и педагог … Википедия
Косина — I ж. разг. Расстройство координации движения глаз неодинаковое направление зрачков; косоглазие, косость I. II ж. разг. Изогнутая, искривленная часть чего либо; кривизна 2., перекос, искривление, косость II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
косина — косина, косины, косины, косин, косине, косинам, косину, косины, косиной, косиною, косинами, косине, косинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КОСИНА — полотно парусины, срезанное наискось. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
косина — ы; ж. Разг. Косоглазие. Глаза с небольшой косиной. ◁ Косинка, и; ж. Уменьш. ласк. С косинкой во взгляде … Энциклопедический словарь
косина — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови
Косина Я. — Ян Косина Ян Косина … Википедия
Косина Ян — Ян Косина Ян Косина … Википедия
Угол косины моста что это
Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства (Росавтодор)
ПО ДИАГНОСТИКЕ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Утверждена
Государственной службой
дорожного хозяйства
___ ____________ 2003 г.
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
«Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» разработана Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» и Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ ГТУ).
Внесена Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве, Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
Принята и введена в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта от _______ 2003 г., N ________ «Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах».
Составлена взамен «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах», Федеральный дорожный департамент Минтранса России, «ГП «РОСДОРНИИ», М., 1996 г.
Настоящая инструкция устанавливает порядок проведения диагностики мостового сооружения с составлением паспорта сооружения.
Инструкция предназначена для проведения диагностики мостовых сооружений Федеральных автомобильных дорог.
Информацию паспортов заносят в банк данных с использованием программы «МОНСТР», разработанной МАДИ ГТУ. Автоматизированный банк данных позволяет оперативно решать управленческие задачи по режиму пропуска транспорта, планированию работ по содержанию, ремонту или реконструкции сооружений, а также по пропуску тяжелых и сверхнормативных нагрузок по ним.
Инструкция предназначена для использования органами управления автомобильными дорогами, мостоиспытательными станциями, лабораториями, мостовыми проектными и научно-исследовательскими организациями.
Авторы Временной инструкции:
При разработке Временной инструкции учтены пожелания инженера ГП «РОСДОРНИИ» Мусохранова В.В.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. «Диагностика», как вид обследования, отличается от, собственно, «обследования» тем, что результаты диагностики включают информацию о мостовом сооружении в объеме паспорта и пояснительную записку с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки, но не включают анализ причин возникновения дефектов и рекомендации по их устранению. По результатам диагностики может быть сделан вывод о необходимости проведения внепланового обследования сооружения.
Диагностику выполняют в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию, обследованию, испытанию, надзору и эксплуатации мостовых сооружений, а также настоящей инструкции.
— общие сведения о сооружении (форма 1);
— характеристики пролетных строений (форма 2);
— характеристики опор (форма 3);
— перечень имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной технической документации на сооружение (форма 4);
— ведомость дефектов (форма 5);
— оценку технического состояния мостового сооружения (форма 6);
— дополнительную форму «Д» в вышеуказанном случае;
— чертежи и фотографии.
2.3. В состав паспорта входят чертежи общего вида и поперечных разрезов сооружения с основными размерами. Чертежи мостового сооружения должны соответствовать его состоянию на период обследования. На чертеже обязательно должны быть приведены данные из имеющейся технической документации (геология, размеры фундамента, абсолютные отметки и т.п.). Число поперечных сечений на чертежах определяется количеством типов конструкций пролетных строений и опор. Чертежи составляются в программе «АВТОКАД» на листе бумаги шириной 297 мм, с указанием фамилии составителя и его подписи.
2.5. При оформлении форм паспорта 1-3 следует четко соблюдать последовательность записи и выбирать соответствующие конструкциям мостового сооружения характеристики согласно определениям, приведенным в таблицах приложения 2.
Если на одном километре находятся последовательно несколько мостовых сооружений, то после записи кода мостового сооружения указывают через дефис порядковый номер мостового сооружения, например, 0177/0032-1, 0177/0032-2. Если движение осуществляется по двум раздельным мостовым сооружениям через одно препятствие, после кода следует указать через дефис левый (Л) и правый (П), например, 0177/0102-Л, 0177/0102-П.
Если путепровод «приписан» к рассматриваемой дороге, но расположен над ней, то в форме 1 перед словом “путепровод” должен быть поставлен знак ““ и дано пояснение: «путепровод над дорогой». При этом в код сооружения должен быть включен данный знак, например: 0177/0032. Необходимо, чтобы у всех мостовых сооружений на одной дороге вторая часть кода (километр) содержала одинаковое число цифр. Например: 0177/0002, 0177/0032, 0177/0140 и т.д.
Если код дороги отсутствует, то первая часть кода мостового сооружения может состоять из произвольных символов, условно принятых для данной дороги. Общее число символов кода не должно превышать 11.
2.7. В паспорте приняты основные единицы физических величин, кроме оговоренных в тексте случаев: метры, тонны, промилле, секунды. Основные единицы в тексте паспорта не указывают.
2.8. Нумерация элементов сооружений:
Нумерация элементов мостового сооружения производится следующим образом:
— номера опор: 1, 2, 3. по ходу километража;
— консоли пролетных строений обозначают буквой «К» и номером опоры «n», находящейся под консолью в виде К/n; подвесные пролетные строения обозначают буквой
«П» и номером соответствующего пролета в виде П/n (рис. 1).
— номер панели между главными балками i и i+1 равен номеру левой балки (i). Номер панели между поперечными балками j и j+1 равен j;
— тротуары, перила, ограждения: N 1 (левый) и N 2 (правый);
— номера конусов: 1 (начало мостового сооружения), 2 (конец мостового сооружения),берега обозначают левый и правый, в соответствии с направлением течения реки;
Для путепроводов над автодорогой нумерация элементов аналогична приведенной выше, исходя из условного «хода километража» слева направо.
Соответственно принимают “Начало сооружения” (Н), “Конец сооружения” (К), “левая сторона мостового сооружения” (Л), “правая сторона мостового сооружения” (П).
На чертеже указывают направление течения
2.10. Точность измерений при диагностике должна соответствовать требованиям СНиП 3.06.04-91 “Мосты и трубы” (Приложение 6 [8]) и настоящей инструкции.
2.11. Пояснительная записка к паспорту должна содержать:
— обоснование оценки состояния мостового сооружения и принятых ограничений пропуска транспортных средств с расчетом грузоподъемности сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность сооружения. Оценку состояния и грузоподъемность мостового сооружения принимают и определяют в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
2.12. По мере поступления дополнительной информации о мостовых сооружениях в результате повторной диагностики, обследований, испытаний, реконструкций, ремонтных и других видов работ, банк данных должен пополняться и совершенствоваться.
3. ФОРМЫ ПАСПОРТА, ПОРЯДОК ДИАГНОСТИКИ И ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ. ПОЯСНЕНИЯ К ФОРМАМ ПАСПОРТА
Код сооружения:
_____________________________________
должность, организация,
_____________________________________
подпись, Ф.И.О. руководителя организации
Содержание Число листов
Титульный лист паспорта
Форма 1. «Общие сведения»
Форма 2. «Пролетное строение»
Форма 4. «Список технической документации»
Форма 5. «Ведомость дефектов»
Форма 6. «Состояние сооружения»
Форма «Д». «Дополнительная информация»
Фотографии основных дефектов
Чертежи мостового сооружения
Паспорт составлен: _____________________________________
(должность, Ф.И.О. и подпись руководителя бригады)
Аннотация
Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах разработана в развитие действующих в системе Федерального дорожного департамента следующих нормативных документов:
— Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90 Минавтодора РСФСР.
— Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4.81 Минавтодора РСФСР.
— Указание по оценке прочности и расчету усиления дорожных одежд ВСН 52-89 Минавтодора РСФСР.
— Технические правила ремонта ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР.
В «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» даны рекомендации по выявлению информации, необходимой при диагностическом обследовании мостовых сооружений и занесению этой информации в формы паспорта на мост (путепровод).
Полученная таким образом информация заносится в банк данных ПЭВМ с использованием программы «МОНСТР», разработанной МАДИ. Использование этого банка данных позволяет решать практические вопросы режима эксплуатации отдельных мостовых сооружений и маршрута в целом, а так же прогнозировать ремонт, реконструкцию и перестройку тех или иных мостов, решать вопросы пропуска сверхнормативных нагрузок, введения каких-либо ограничений для транспорта и т.п.
Отзывы и пожелания по дополнению и изменению Инструкции следует присылать
по адресу : 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 1/3, вл. 2 ГП РосдорНИИ, Мусохранову В.В.
Введение
1.1. Данная инструкция устанавливает порядок диагностического обследования мостовых сооружений (далее по тексту «мостов») и составления паспортов на мосты (путепроводы), которые содержат информацию для занесения ее в банк данных ПЭВМ по мостам. Диагностическое обследование представляет собой обследование, как правило маршрутное, выполняемое согласно данной Инструкции.
· общие сведения о сооружении;
· характеристики пролетных строений;
· перечень имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной технической документации на сооружение;
· ведомость дефектов и форму № 6 с оценкой технического состояния моста, а также схемы и фотографии;
Образец форм паспорта дан в приложении 1.
1.3. В состав паспорта входят чертежи (схемы) общего вида и поперечных разрезов сооружения с основными размерами. Схема моста должна соответствовать состоянию сооружения на период данного обследования. Число поперечных сечений на чертежах определяется количеством типов конструкций пролетных строений и опор. Схема оформляется на листе бумаги шириной 300 мм, с указанием фамилии составителя и его подписи.
Пример паспорта дан в приложении 2.
1.6. Если перечень позиций паспорта или величина отведенного поля не позволяют полностью описать сооружение, то в примечаниях к формам записывают дополнительные сведения, раскрывающие данные о сооружении более полно. Основные характеристики сооружения должны быть записаны в основных полях.
1.7. На каждом листе паспорта указывают код моста, имеющий вид (код дороги)/(километр, на котором расположен мост), например, если мост расположен на км. 31 + 540 автодороги, имеющей код 0177, код моста будет 0177/0032.
Если на одном километре находится последовательно несколько мостов, то после приведенной выше записи кода моста указывается, через дефис, порядковый номер моста, например, 0177/0032-1, 0177/0032-2. Если движение осуществляется по двум мостам через одно препятствие, после кода следует указать через дефис левый (Л) и правый (П), например, 0177/0102-Л, 0177/0102-П.
Если путепровод приписан рассматриваемой дороге, но расположен над ней, то в форме 1 перед словом «путепровод» должен быть поставлен знак «&» и дано пояснение: «путепровод над дорогой». Тот же знак должен включать код сооружения, например: 0177&/0032. Необходимо, чтобы у всех мостов на одной дороге вторая часть кода (километр) содержала одинаковое число цифр. Например: 0177/0002, 0177/0032, 0177/0140, 0177/0310.
Если код дороги неизвестен, то первая часть кода моста может состоять из произвольных символов, условно принятых для данной дороги. При этом дорога определяется по форме «Общие сведения» своими конечными пунктами по их ходу километража.
Общее число символов не должно превышать 11.
Основные единицы физических величин в паспорте (кроме оговоренных случаев в тексте инструкции) даются:
В соответствии с этим определяется «Начало моста» (Н), «конец моста» (К), «левая сторона моста» (Л), «Правая сторона моста» (П).
В соответствии с принятыми правилами, нумерация элементов моста.
· консоли и подвесные пролетные строения приписываются соответствующим пролетам. Номера левой и правой консолей пролета записываются в виде п/1, п/2, а подвесных пролетных строений в виде п/П, см. рис. 1;
· тротуары, перила, ограждения 1 (левый), 2 (правый);
· номера берегов, конусов 1 (начало моста), 2 (конец моста).
1.9. Наплавные мосты и паромные переправы описываются в паспорте так же, как и мосты на жестких опорах.
1.10. Точность измерений при диагностике должна соответствовать допускам измеряемого параметра СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы», утвержденных Госстроем СССР. В соответствии с требованиями СНиП 3.06.04-91 должны применяться средства измерений, способные обеспечить требуемую точность измерений. В случаях, когда в СНиП 3.06.04-91 не указаны допуски на контролируемые при диагностике размеры, точность измерений дана в соответствующих пунктах «Инструкции». Запись размеров производится с точностью измерения.
1.11. По мере поступления дополнительной информации на мосты в результате повторных диагностических обследований, испытаний, ремонтных и других видов работ, банк данных ПЭВМ должен пополняться и совершенствоваться.
1.12. Пояснительная записка к паспорту должна содержать:
· обоснование оценки состояния моста;
· обоснование принятых режимов пропуска транспорта с расчетом грузоподъемности и экспертного коэффициента.
Запись характеристик моста
Форма 1 «Общие сведения»
Например: В = 15; Н = 0,7; V = 1, точность измерения ширины и глубины 0,1 м, скорости течения — 0,1 м/с.
Например, габарит моста, изображенного на рис. 2а:
В = 15; Г = 12; Т1 = 1,5; Т2 = 1,5
Ниже даны примеры записи продольной схемы.
Пример 1: 16,0 + (16,0 + 16,0 + 16,0 + К4,0) = 16,0 + (16,0 × 3 + К4,0)
Схема: (К4,0 + 20,0 + К4,0 & П12,0 & К4,0 + 20,0) + <1,0>+ 20,0
При широких (вдоль моста) опорах рекомендуется указать (в фигурных скобках) длины участков между опорными частями смежных пролетных строений.
Схема: К12,6 + 16,0 + К9,5 + П14,0 + К9,5 + 33,0 + К9, 5+ П14,0 + К9,5 + 16,0 + К12,6
· барьерное, высота 0,65;
· парапетное, высота 0,50;
· бордюрное, высота 0,30.
Форма 2 «Пролетные строения»
Для разрезных конструкций указываются номера пролетов, перекрытых одинаковыми пролетными строениями, для неразрезных и других многопролетных систем дают номера перекрываемых пролетов и заключают их в скобки. Подвесные пролетные строения описывают отдельно.
Для каждого пролетного строения или группы одинаковых пролетных строений записывают следующие данные:
· уровень езды (если не оговорен, принимается «по верху»);
· тип конструкции проезжей части указывается тип плиты проезжей части по таблице 5 (приложение 3) без типа одежды ездового полотна.
(2) — Материал главной несущей конструкции, таблица 3 (приложение 3).
Форма 3 «Опоры мостов»
Опоры записывают по группам. В одну группу входят одинаковые по конструкции опоры независимо от их высоты и различия размеров отдельных деталей. Для каждой опоры или группы одинаковых опор требуются следующие данные:
(3) — Высоту опор записывают последовательно в строчку по всем опорам данной группы. Высоту определяют от верха подферменной площадки до естественного уровня грунта или обреза фундамента по оси моста.
(4) — Глубина заложения фундамента устанавливается по технической документации. Если фундамент свайный, указывается глубина забивки свай.
(5) — Номер типового проекта указывают по технической документации, если проект индивидуальный или неизвестен, это также указывают.
Форма 4 «Список технической документации»
Содержит перечень проектной, исполнительной и эксплуатационной документации, хранящейся в Дорожном хозяйстве, а также той, которая была получена в проектной и строительной организации. При отсутствии документации данный факт отмечается в форме 4 и прикладывается справка эксплуатирующего дорожного хозяйства об отсутствии документации.
Форма 5 «Ведомость дефектов»
При составлении дефектной ведомости дефекты следует группировать в следующие разделы:
1. Мостовое полотно;
2. Пролетные строения:
2.1. Железобетон в железобетонных, сталежелезобетонных и стальных пролетных строениях (ПС);
2.2. Сталь в сталежелезобетонных и стальных ПС;
2.3. Деревянные ПС и опоры;
2.4. Бетонные и каменные арочные мосты;
3. Опоры, фундаменты;
4. Регуляционные сооружения, подходы, конуса;
5. Подмостовое пространство.
2. При обследовании моста описание дефектов для паспорта производится в виде словесного выражения (и в кодах) лаконичным текстом в последовательности, указанной в приложении 4. Число дефектов для записи не ограничивается.
3. Форма 5 включает количественную и качественную оценку дефектов. Перечень количественных характеристик каждого дефекта обязательных для заполнения приведен в приложении 4.
Каждому дефекту присваиваются категории неисправностей согласно ВСН 4-81 (90) по долговечности и безопасности, грузоподъемность учитывается, но оценка по ней не ставится.
4. Код дефекта принимается согласно приложению 4.
5. В примечании, кроме прочего, должны быть указаны номера фотографий и рисунков, относящихся к данному дефекту.
Код сооружения H179/0060-2
2. Все размеры даны в метрах
3. На общем виде не показаны перила
Составил: Романюк Р.С.
Проверил: Гончаров-Андреев Н.В.
Форма 6 «Состояние сооружения»
1. Оценка состояния сооружения устанавливается по «Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» ВСН 4-81 и по «Техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог» ВСН 24-88. Согласно этим документам возможны 4 различных оценки технического состояния сооружения: 4 балла, 3 балла, 2 балла и аварийное состояние. Кроме того, в форме 6 требуется указать максимальную, зафиксированную в ведомости дефектов, категорию неисправности по долговечности и безопасности.
2. Аварийным является мост, в котором возникла реальная угроза обрушения конструкций, которое может привести к аварии с материальным ущербом и человеческим жертвам. Например, нулевая грузоподъемность пролетного строения, подмыв опоры, критический наклон валковых опорных частей.
3. При назначении массы транспортных средств в колонне и одиночным порядком следует исходить из проектных нормативных нагрузок для данного моста, результатов, предшествующих обследований и испытаний, а также технического состояния моста во время диагностического обследования. Если известны нормативные нагрузки, на которые рассчитывался мост, следует руководствоваться соответствующей схемой колонной нагрузки с учетом утяжеленной машины для данной схемы нагрузки.
5. Если техническое состояние моста оценено как неудовлетворительное или аварийное, в п. 2 формы 6 должно быть дано пояснение причин, по которым снижена оценка. В этом же пункте дается пояснение причин снижения грузоподъемности.
6. При невозможности зафиксировать точные размеры опасных дефектов и устранить их влияние на несущую способность сооружения, в п. 4 и п. 5 указывают о необходимости повторного обследования с пояснением причин этой рекомендации и вида необходимых работ: испытание, подводное обследование, взятие образцов для испытания и т.п.
Рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах (стр. 9 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Свободные колебания конструкций автодорожных мостовых сооружений при динамических испытаниях возбуждают приложением импульсного воздействия, например с использованием искусственной неровности «порожка» при проезде испытательного автомобиля по сооружению.
Свободные колебания конструкций пешеходных мостов при динамических испытаниях возбуждают приложением импульсного воздействия от падения груза или приложением серии импульсных воздействий группой испытателей.
Измерение колебаний конструкций выполняют методами тензодиагностики с использованием тензометров, либо с помощью электронных акселерометров, либо с помощью специальных механических приборов.
9.6.2 Метод малых воздействий
Метод малых воздействий основан на анализе экспериментального динамического отклика сооружения и сравнении его с расчетными параметрами.
Метод может применяться при мониторинге общего состояния конструкций и локализации дефектов.
Для записи колебаний используют чувствительные вибродатчики – акселерометры, что позволяет использовать и метод «малых воздействий», когда конструкция выводится из состояния покоя в результате приложения малого импульсного воздействия (сбрасывание груза массой 80. 100 кг с высоты до 0,5 м, прыжок человека или группы людей) в различных точках по длине и ширине пролетного строения. При этом возбуждаются колебания по форме, требующей минимальной энергии в направлении воздействия вынуждающей силы. Например, для неразрезных пролетных строений, в первую очередь будут вызываться низшие формы колебаний, характерные для пролета, в котором осуществляется воздействие на конструкцию. Для возбуждения колебаний пролетных строений также могут быть применены другие виды внешнего воздействия: движение транспорта, ветер, сейсмические толчки и т. п.
Частоты низших форм колебаний незначительно уменьшаются при наличии дефектов в сооружении, и поэтому являются малочувствительной характеристикой для поиска дефектов. Однако практическое использование данного метода целесообразно при использовании технологии создания «цифровых портретов» свободных колебаний в виде амплитудно-частотно-временных зависимостей.
Изменение частот собственных колебаний происходит при различном состоянии одежд ездового полотна, что позволяет оперативно диагностировать изменения состояния и осуществлять автоматизированный мониторинг.
Точность получаемых результатов зависит от двух важнейших факторов – от качества аппаратуры измерения и правильного выбора схемы измерений (положения датчиков на конструкции, продолжительности измерений).
Чем продолжительнее время записи виброграмм, тем выше достоверность получаемых результатов. При измерениях на объектах, подверженных «шумовым» помехам (к таким объектам относятся транспортные сооружения, реагирующие на проезд транспортных средств) требуется предварительная обработка виброграмм (фильтрация, чистка, вырезание импульсных помех и т. д.) для исключения влияния шумов на конечный результат обработки данных.
Особенности и преимущества метода малых воздействий состоят в следующем:
· Метод дает возможность использовать для анализа динамические параметры, являющиеся интегральными характеристиками технического состояния объекта.
· Возможность проведения экспресс диагностики сооружения с выявлением скрытых дефектов без остановки движения транспортных средств.
· Мобильность – быстрая установка оборудования за счет малого веса, габаритов и набора сменных датчиков.
· Автономность использования – независимость от внешних источников питания, возможность автономного запуска измерений по программным критериям или сигналам с датчиков.
Метод малых воздействий можно применять для оценки динамических характеристик мостовых сооружений. Метод позволяет определить динамические характеристики, соответствующие фактическому техническому состоянию основных несущих конструкций. По изменению динамических характеристик в период эксплуатации можно фиксировать изменение технического состояния конструкций.
Ограничения применения, использования метода малых воздействий:
· Метод практически неприменим для выявления незначительных неисправностей, не оказывающих существенного влияния на жесткость конструкции.
· При выполнении диагностических работ с использованием данного метода необходимо учитывать климатические условия, поскольку существенное влияние на жесткость автодорожного сооружения в целом оказывает замораживание и оттаивание грунта насыпи и основания, изменение модуля упругости асфальтобетонного покрытия при изменении температуры.
9.6.3 Метод стоячих волн
Метод «стоячих волн» основан на восстановлении полей собственных колебаний объекта и анализе выделенных форм собственных колебаний. Его сущность состоит в проведении измерений пассивных колебаний объекта под воздействием микросейсм, вызванных фоновым воздействием внешних факторов, при отсутствии транспортных средств на сооружении, выделении и анализе частот и форм собственных колебаний объекта. Возможно выполнение измерений и при случайном воздействии возбуждающих сил, например проходящих транспортных средств.
· выявлять в мостовых конструкциях дефекты и ослабленные места;
· изучать влияние друг на друга и взаимодействие отдельных конструкций мостовых сооружений;
· уточнять создаваемые или существующие КЭ–модели мостовых сооружений.
Метод стоячих волн позволяет провести исследования в короткие сроки и без перерыва движения выявить различные формы свободных колебаний конструкции во всех плоскостях, в том числе крутильные формы колебаний и определить их частоты и средние амплитуды.
Метод стоячих волн является экспресс-методом, позволяющим получать информацию о колебаниях в неограниченном числе точек конструкции. Такой контроль можно повторять неоднократно в процессе эксплуатации мостового сооружения в рамках мониторинга. По изменению характеристик колебаний в период эксплуатации можно оперативно фиксировать изменение технического состояния конструкций.
Подробное описание метода дано в приложении В.
9.7 Применение наземного лазерного сканирования при мониторинге длительных деформаций конструкций в процессе эксплуатации и строительства
Сущность наземного лазерного сканирования (НЛС) заключается в измерении с высокой скоростью расстояний от сканера до точек лазерных отражений и регистрации соответствующих направлений. Использование НЛС дает возможность решения инженерно-геодезических задач по контролю геометрических параметров сооружения, включая линейные и угловые величины, характеризующие деформационное состояние конструкций (осадки и смещения, отклонения от вертикали, прямолинейность, прогибы и т. д.). При этом за счет высокой степени автоматизации обеспечивается значительное снижение влияния человеческого фактора на результаты измерений.
Метод НЛС применим при изучении и мониторинге деформационного состояния конструкций в процессе строительства и эксплуатации.
Применение лазерных сканеров позволяет с высокой точностью измерять и контролировать изменение положения конструкций в пространстве как при строительстве мостовых сооружений, так и в период эксплуатации, что дает возможность объективно оценивать деформации конструкций в течение длительного времени.
Особенности и преимущества метода по сравнению с другими:
· Значительное повышение качества геодезических работ за счет реализации принципа непрерывной съемки, высокой скорости и автоматизации измерений.
· Высокая достоверность за счет большого объема и полноты получаемой информации.
Ограничения применения, использования метода:
· Отсутствие регламентирующей документации и методических рекомендаций по применению.
· Высокая стоимость оборудования.
10 Техника безопасности при проведении приборных и инструментальных измерений
Перед проведением приборных и инструментальных измерений намечается план безопасного ведения работ, как с временным прекращением эксплуатации, так и без прекращения эксплуатации сооружения. План должен предусматривать мероприятия, исключающие возможность обрушения конструкций, поражения людей током, наезда транспорта и пр.
Для обеспечения непосредственного доступа к конструкциям могут быть использованы имеющиеся на сооружении средства: люльки, смотровые тележки, трапы и т. п. При отсутствии таковых устраивают подмости, леса и площадки, настилы, люльки, приставные лестницы, стремянки.
При производстве полевых работ работники, проводящие измерения, обязаны соблюдать требования СНиП [31] и СНиП [32] по технике безопасности и безопасности труда в строительстве.
Лица, проводящие натурные инструментальные и приборные измерения, должны в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 пройти вводный (общий) инструктаж в отделе охраны труда предприятия, а также инструктаж непосредственно на объекте.
Лица, проводящие натурные инструментальные и приборные измерения, должны использовать необходимые защитные приспособления и спецодежду:
· предохранительные пояса с указанием места закрепления карабина и страховочных канатов (при необходимости);
· спецодежду, которая не должна иметь болтающихся и свисающих частей во избежание зацепления с движущимся автотранспортом и токопроводящими элементами;
· при выполнении работ по вскрытию бетона, отбору проб из конструкций следует применять аппараты и приспособления для защиты глаз и дыхательных путей: маски, очки, респираторы и т. д.
Все работы по приборным и инструментальным измерениям на высоте более трех метров, как правило, проводятся с подмостей. Выполнение этих работ без подмостей допускается только с обязательным применением предохранительных приспособлений и монтажных поясов.
Перед началом работ необходимо проводить проверку состояния лесов, подмостей, ограждений, люлек, лестниц. В случае обнаружения их неисправности следует принять необходимые меры по ремонту.
Инструментальные измерения, выполняемые при оценке технического состояния мостовых сооружений
Измеряемый параметр и его краткое определение
Цели и задачи измерения параметра
Установленная (доста-точная) точность измере-ния параметра