Углеродные единицы что это такое

Для бизнеса вводят еще одну «валюту» — углеродную единицу

Этот показатель снижения вредных выбросов при производстве можно будет продать или зачесть в качестве налоговой льготы при экспорте

Углеродные единицы что это такое

Компании, чьи заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу большой объём парниковых газов, должны будут отчитываться, сколько, например, углекислого газа и метана образовалось при производстве продукции. Также они получат право на реализацию так называемых климатических проектов, предусматривающих определенные преференции. Это может избавить российских промышленников-экспортёров от необходимости платить углеродные налоги, которые планируют ввести в Евросоюзе, считают в Госдуме. Закон, содержащий такие нормы, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении 1 июня.

Атомом по углекислому газу

Следить за объёмами выбросов и регулировать будут с помощью нового закона. С 1 января 2023 компании, в результате работы которых в атмосферу попадают парниковые газы, масса которых эквивалентна как минимум 150 тысячам тонн углекислого газа в год, должны ежегодно отчитываться об объёмах выбросов. С 1 января 2025 года планка понизится до 50 тысяч тонн и менее, то есть под регулирование попадут и более мелкие производства. В Правительстве смогут также установить целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики и поддерживать усилия по борьбе с вредными газами.

Углеродные единицы что это такое

Среди почти 200 стран, подписавших Парижское соглашение, государства, у которых есть климатическое законодательство, можно пересчитать на пальцах обеих рук, отметил глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, общаясь с журналистами перед заседанием палаты. Да и в целом Россия — одна из передовых стран в использовании низкоуглеродных источников энергии, считает он. В том числе, значительная часть электроэнергетики — это «чистые» атомная и гидроэнергетика. «У нас отдельные регионы выходят на эксперимент по углеродной нейтральности, а другие государства ставят такую цель на 40 лет вперёд», — сказал депутат «Парламентской газете».

Важно, чтобы признали за границей

Закон не только позволяет России последовательно выполнять взятые на себя международные обязательства, но и защищать интересы российских промышленников. Дело в том, что в некоторых странах объявили о планах взимать с иностранных предприятий, которые поставляют им свою продукцию, платежи за углеродный след, то есть за количество парниковых газов, выбрасываемых при производстве товара. Так, по данным Минприроды, в Евросоюзе собираются брать от 50 евро за тонну продукции, которую производят с выбросами. Бурматов не исключает, что таким образом в Европе пытаются стимулировать свою промышленность и одновременно дискриминировать экспортёров из России. По оценкам экспертов, отечественные производители потенциально могут терять по несколько миллиардов рублей в год.

Чтобы предприятия могли снизить экономические риски, закон вводит так называемые углеродные единицы. По закону, углеродная единица даётся за выполнение климатических проектов. Она эквивалентна одной тонне углекислого газа. Углеродные единицы будут учитывать в специальном реестре, и их можно будет продать, передать или зачесть, чтобы снизить углеродный след своей продукции, пояснил глава Минэкономразвития Максим Решетников на заседании Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды в апреле.

Запустить климатический проект сможет любая организация, индивидуальный предприниматель или гражданин. Но, прежде чем признать результат проекта углеродной единицей, сначала проверят, действительно ли удалось сократить выбросы или увеличить их поглощение. Порядок такой верификации, как и основания для государственной поддержки таких начинаний, установит Правительство.

«Мы создаём условия, чтобы наши производители реализовали климатические проекты здесь, на территории России, вместо того чтобы платить пошлины на границе. Мы им даём возможность в рамках климатических проектов заниматься лесовосстановлением», — отметил Бурматов.

Но, чтобы избавить промышленников от непомерных налогов при экспорте, нужно, чтобы углеродные единицы признавали не только внутри страны, но и на международном рынке. По словам Решетникова, эти вопросы обсуждают со странами-участницами Парижского соглашения.

Ко второму чтению закон дополнили. В том числе новые правила будут действовать как на территории России, так и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и российском секторе Каспийского моря.

Источник

В РФ запускается цифровая биржа торговли углеродными единицами

Платформа DAO IPCI, созданная при участии Microsoft, намерена упростить и унифицировать торговлю правами на выброс парниковых газов при помощи технологии блокчейн в России. Эта цифровая экосистема основывается на равноправном взаимодействии участников и обеспечивает прозрачность и неизменность данных.

Единый рынок сокращений

Вступление в силу Парижского соглашения по климату создало предпосылки для формирования глобального рынка обращаемых климатических активов и обязательств. Его основой станет единый базовый актив — право на выброс парниковых газов, а универсальной единицей — тонна СО2.

Формированию международного рынка углеродных единиц и стабильному спросу на них мешает отсутствие единых стандартов. На сегодняшний день существуют десятки специализированных углеродных реестров, бирж, служб слежения, аукционных площадок, 17 отдельных схем торговли выбросами, охватывающих 54 юрисдикции, и более 40 обращаемых углеродных единиц. Самым крупным рынком на сегодняшний день является Европейская система торговли выбросами, объединяющая 28 стран. Общенациональный рынок с объемом 3–5 млрд тонн СО2-эквивалента в год создает крупнейший эмитент парниковых газов — Китай. Он объединит действующие рынки восьми городов и провинций страны. Готовится к запуску пилотный проект глобального рынка для международной авиации, чей объем эмиссии достигает 800 млн тонн СО2 в год. Разработкой проекта единой сети углеродных рынков занимается и рабочая группа Всемирного банка. Она ставит своей задачей не привести национальные системы к единому знаменателю, где единицы могут торговаться 1:1, а создать систему оценки ценности каждой. Однако эффективность единой сети будет зависеть от прозрачности процесса и ответственности вовлеченных участников и институтов, отмечают в организации.

В России рынок углеродных активов только начинает формироваться, хотя предпосылки для него были созданы еще в период действия Киотского протокола. «После завершения в 2012 году периода обязательств Киотского протокола в России осталось более сотни ПСО (проектов совместного осуществления.— “Ъ”), которые имеют серьезный потенциал сокращения выбросов. Однако после 2012 года отсутствует практическая возможность реализовать эти сокращения в виде углеродных единиц и привлекать необходимое углеродное финансирование»,— отмечает эксперт группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимир Лукин.

Ожидается, что к 2018 году будет разработан федеральный закон «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», который определит меры, необходимые для реализации Парижского соглашения и концепции низкоуглеродного развития, что, в свою очередь, должно внести ясность в ситуацию на российском рынке. На этом фоне актуальным выглядит появление и развитие рыночных инструментов, которые будут способствовать уменьшению углеродного следа компаний и росту инвестиций в чистую энергетику.

Прозрачность и неизменность

Решением проблемы раздробленности и способом избежать появления мошеннических схем на рынке может стать использование технологии блокчейн. Это распределенная база данных, изначально лежавшая в основе криптовалюты биткоин, в которой с помощью асимметричного шифрования записывается информация о совершенных трансакциях. При этом в каждую трансакцию включены данные о всех предыдущих, а копии базы данных хранятся одновременно на множестве синхронизируемых друг с другом компьютеров — узлов сети. Впоследствии сфера применения блокчейна расширилась, на нее обратили внимание банки и правительственные организации. Оказалось, что прозрачность сети и неизменяемость данных делают ее подходящим инструментом для регистрации прав собственности, отслеживания цепи поставок и передачи любых — не только цифровых, но и физических активов.

«Системы, созданные на основе блокчейн-решений, обладают повышенной отказоустойчивостью и безопасностью, а также эффективностью и прозрачностью. А сама технология блокчейн сейчас считается одной из самых перспективных, ее влияние на различные отрасли экономики сравнивают с эффектом, который в свое время произвел интернет»,— поясняет евангелист по стратегическим технологиям Microsoft Константин Гольдштейн.

В апреле 2016 года компания Australian Sustainable Business Group направила правительству Австралии предложение о создании блокчейн-платформы для оборота Австралийских углеродных кредитных единиц (ACCU), эмитентом которых является государство. Компания подчеркивала, что распределенная сеть снизит административные издержки и риск мошенничества, которое является серьезной проблемой на рынке экологических активов. Однако ответ министра экологии страны Грега Ханта был отрицательным, так как предложенный проект исключает участие национального регулятора в управлении сделками, а также делает возможной внешнюю торговлю сертификатами ACCU, которая не разрешается местным законодательством.

В ноябре 2016 года появились слухи, что IT-корпорация IBM и китайская компания Energy Blockchain Labs тестируют платформу для оборота углеродных активов, и в данном случае речь идет не о криптовалютах, а о Сертификатах о сокращении углеродных выбросов (CCER), которые будут выпускаться китайскими компаниями, вставшими на «зеленый» путь развития. Для Китая этот проект выглядит актуальным, так как на эту страну приходится около четверти мировых выбросов углекислого газа, впрочем, официального подтверждения этой информации так и не появилось.

DAO для России

Несмотря на растущий спрос и преимущества технологии, единая система углеродной экономики на блокчейне до сих пор не сложилась. «Построить цифровую экосистему для экологических активов и обязательств на основе блокчейн-технологии очень непросто,— поясняет Антон Галенович.— Для этого необходимо сочетание высокой компетенции в экологических рынках и в технологии блокчейн».

Попытку решить эту задачу предприняли разработчики российского проекта углеродной биржи на блокчейне. Он был создан в рамках программы климатических инициатив фонда «Русский углерод» при IT-поддержке команды разработчиков Airalab. Пилотные коммерческие сделки по продаже и приобретению углеродных единиц на блокчейн-платформе DAO IPCI должны пройти уже в феврале 2017 года.

DAO IPCI оперирует единицами базового актива — права на выброс углекислого газа. В дальнейшем на ней могут обращаться и другие экологические активы и обязательства, которыми, по замыслу создателей, могут оперировать международные организации и государственные структуры, транснациональные корпорации, частные фирмы, индивидуальные потребители. Приобретенные углеродные единицы покупатели будут использовать для погашения на блокчейн-платформе DAO IPCI углеродного следа своей продукции (товаров и услуг) или своей деятельности.

Преимуществом платформы, по словам разработчиков, является использование так называемых умных контрактов (smart contracts) на основе блоковой цепи. Они исключают участие людей: условия исполняются автоматически в последовательности, заданной алгоритмом, что экономит ресурсы и сводит к минимуму вероятность ошибки. По словам создателей DAO IPCI, применение системы «умных контрактов» позволит гарантировать, что число цифровых углеродных единиц на платформе соответствует фактическим сокращениям выбросов, а манипуляции с ними исключены. «Предыдущим попыткам не хватает глубокого понимания рынков экологических кредитов, они основаны на криптовалютах и не способны подтвердить экологическую целостность цифровых единиц как рыночных инструментов, и устанавливают лишь поверхностную, не вполне убедительную связь криптовалют с действиями экологической направленности»,— утверждает господин Галенович.

Для принятия к зачету платформой DAO IPCI результаты действий по предотвращению изменения климата (интегрированные единицы, эквивалентные тонне СО2) должны соответствовать ряду требований, одним из главных является их независимое заверение. Эффективность мониторинга и раскрытия информации должны быть подтверждены независимой аудиторской организацией. Такая организация должна обладать достаточной компетенцией и высокой репутацией в сфере соответствующих аудиторских услуг, а также быть аккредитованной углеродным реестром фонда «Русский углерод». Система может регистрировать и углеродные единицы, выпущенные в других системах учета, или конвертировать их в интегрированные единицы, но только при условии их соответствия требованиям и исключения из других систем оборота.

Проект DAO IPCI был реализован при технологической поддержке Microsoft Russia с использованием облачной платформы Azure Blockchain as a Service. Тестирование системы завершилось 1 декабря, и цифровое приложение DAO IPCI было размещено в основной сети блокчейн-системы Ethereum. По утверждению разработчиков, пробный выпуск в обращение углеродных единиц подтвердил возможность обеспечения правовой и экологической целостности инструментов и операций. Эмитентом углеродных единиц стала компания Aira Group, юридическая компания Baker & McKenzie выступила в качестве аудитора.

По мнению создателей DAO IPCI, платформа поможет решить основные проблемы углеродного рынка: сегментированность, разрозненность и неконвертируемость рыночных инструментов, следствием которых является разобщенность рыночных сигналов, повышенная волатильность цен, высокий уровень инвестиционных и регуляторных рисков при отсутствии инструментов их хеджирования, искусственное ограничение объемов спроса и предложения.

По словам Антона Галеновича, первые договоренности с эмитентами уже достигнуты, и первыми компаниями-участниками коммерческих сделок станут участники международных добровольных программ (например, программы Verified Carbon Standard). Вслед за ними платформа ожидает российских эмитентов, которые завершат заверение своих проектных единиц по «программе интеграции климатических инициатив». А первая пробная эмиссия уже была успешно проведена в декабре 2016 года с участием французского трейдера.

Что касается потенциальных покупателей, то, по данным создателей платформы, предварительные оценки спроса превышают первичное предложение, и он исходит не только от бизнеса. Например, DAO IPCI заключил договоренность о продаже углеродных единиц тем пассажирам «Аэрофлота», которые намерены добровольно компенсировать экологический вред от сжигания топлива при перелете. Есть и частные инвесторы, заинтересованные в покупке углеродных активов.

На данный момент приоритетом для DAO IPCI является международный рынок, так как в России сегодня нет углеродных единиц как заверенных результатов целенаправленной деятельности и нет рыночных инструментов и механизмов их зачета, не считая программы интеграции климатических инициатив «Русского углерода», запущенной в мае 2016 года. В рамках этой программы создан углеродный реестр, в котором регистрируются результаты действий по предотвращению изменения климата.

По мнению Владимира Лукина из КПМГ, основной трудностью развития инициативы будет обеспечение доверия со стороны ее пользователей. «Эта задача может быть решена только при условии абсолютно прозрачного независимого подтверждения количества углеродных единиц на основе общепризнанных международных стандартов с привлечением авторитетных аудиторских организаций. Ключевым вопросом покупателей углеродных единиц будет их вещественность, то есть реальность проектов, в рамках которых они генерируются. И я предполагаю, что ответ на этот вопрос потребует наибольших усилий со стороны операторов системы»,— отмечает эксперт.

С другой стороны, по словам господина Лукина, тема низкоуглеродного развития становится все более популярной в том числе среди обычных потребителей, которые в перспективе будут осуществлять выбор товаров и услуг с учетом их вклада в изменение климата или «углеродного следа». Это, в свою очередь, создаст потребность в инструментах, позволяющих компенсировать углеродный след, как на уровне производителей товаров, так и потребителей. «Данный проект имеет перспективы, так как существенно расширяет круг участников низкоуглеродного развития»,— считает он, не наблюдая административных барьеров для DAO IPCI с точки зрения госрегулирования.

Руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата РСПП Михаил Юлкин настроен более скептично. «В условиях, когда углеродные квоты есть у всех стран, необходимо иметь процедуру, позволяющую избежать двойного зачета сокращений выбросов. А для этого необходимо взаимодействовать с уполномоченным государственным органом в сфере регулирования выбросов и с государственным реестром углеродных единиц. В отрыве от этого никакая схема торговли сокращениями выбросов работать не сможет»,— убежден он.

Источник

Крупный бизнес заинтересовался продажей углеродных единиц

Европейцев предстоит убедить в эффективности российских лесов

Углеродные единицы что это такоеМаксим Решетников готовит правительство к переговорам о климатических проектах. Фото со страницы Министерства экономического развития в Facebook

Комитет Госдумы по экологии рекомендовал принять в первом чтении законопроект Минэкономразвития (МЭР) об ограничении выбросов парниковых газов. Но у комитета есть вопросы. Предполагается, что снижать углеродный след продукции можно будет за счет как сокращения выбросов, так и их поглощения благодаря климатическим проектам, в том числе по развитию экосистем. Вводится понятие «углеродные единицы», которыми можно будет торговать. Согласится ли с таким подходом Европа? МЭР признает: нужно готовиться к переговорам.

В России создают законодательную базу для государственного контроля над выбросами парниковых газов. Во вторник состоялось заседание комитета ГД по экологии и охране окружающей среды с участием главы МЭР Максима Решетникова, посвященное правительственному законопроекту «Об ограничении выбросов парниковых газов». По итогам заседания рекомендовано принять проект в первом чтении.

Как пояснил Решетников, законопроект вводит принципиально новый механизм углеродного регулирования на основе учета выбросов парниковых газов и создает всю инфраструктуру для появления новых рынков углеродных единиц и привлечения инвестиций в климатические проекты. Прописывается понятийная база. Климатический проект – «комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем». А углеродная единица – «верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа».

Также законопроект предполагает создание системы государственного учета выбросов парниковых газов и отчетности. «Теперь крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и промышленности и другие отрасли будут предоставлять отчетность о выбросах углеродов, – пояснил Решетников. – Внедрить углеродную отчетность предполагается в два этапа». Сначала отчеты будут предоставлять крупные компании, выбрасывающие более 150 тыс. т эквивалента СО₂ в год, после 2024 года – те, кто превышает отметку в 50 тыс. т.

Раскрытие информации поможет оценить реальное положение дел, привлечь инвестиции, тем более что, как отметил Решетников, у бизнеса есть спрос на климатические проекты. «Схема простая: компания может повысить энерго- или ресурсоэффективность либо увеличить поглощение парниковых газов», – отметил он. Все, что «сокращено» или «поглощено», это и есть «углеродные единицы». Информация о них будет внесена в специальный реестр, там же будут проводиться все операции с углеродными единицами. «Их можно будет передать, то есть продать. Или зачесть, то есть снизить углеродный след продукции», – добавил глава МЭР. Пилотным регионом по такому государственному углеродному регулированию ранее была выбрана Сахалинская область.

Правда, экологи назвали законопроект компромиссным. Координатор проектов по климату российского отделения Greenpeace Полина Каркина сказала «НГ», что «отсутствие квот и платы за выбросы парниковых газов в законопроекте удручает». «Введение углеродного налога по принципу «загрязнитель платит» было бы гораздо более эффективным механизмом, который мог бы стимулировать бизнес сокращать выбросы в процессе производства, а потребителей – в процессе потребления путем выбора товаров с более низким углеродным следом, поскольку такие товары были бы более конкурентоспособны в ситуации введения углеродного налога», – говорит эколог. «Что касается «климатических проектов», то в текущем виде существует риск того, что они будут в основном сфокусированы на поглощении выбросов лесами, что вызывает большие вопросы», – полагает Каркина. В частности, по ее словам, посадить лес и вырастить его до состояния, когда он сможет действительно поглощать углерод, – разные вещи.

Решетников, выступая на заседании, пояснил: «Мы стартуем с «мягкого» регулирования без дополнительной налоговой нагрузки на бизнес. Для нашей экономики резкий подход неприемлем, нам нужно двигаться поэтапно». Также министр сообщил, что «модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны со следующего года». По его словам, России необходимо интегрироваться в процессы перестройки глобальной экономики и иметь собственную климатическую повестку.

И на этом этапе возникают определенные опасения. О них сообщил глава думского комитета Владимир Бурматов. Они касаются признания международными партнерами российских углеродных единиц. Причем ситуация с европейским подходом к углеродному регулированию тоже до конца не прояснена. Как сказал Бурматов, это «игра со множеством неизвестных». Однако уже понятно, что внедряемые Евросоюзом правила ударят по российскому экспорту: пострадают базовые отрасли, которые формируют около 40% экспорта. Несоблюдение новых правил приведет, по аккуратным оценкам, к потерям бизнеса в размере примерно 5 млрд евро в год, добавил он.

Так что России предстоит решить, на каком этапе и кому она согласна платить: на этапе пересечения товарами границ или на своей территории, реализуя климатические проекты. Конечно, второй вариант предпочтительнее. Но, как добавил Бурматов, нельзя допускать, чтобы платить приходилось дважды – такой риск возникает, если углеродные единицы не будут признаваться зарубежными партнерами. Решетников признал: «Важно, чтобы российские углеродные единицы, а значит, и снижение углеродного следа признавались на международных рынках. Работаем по этому треку со странами – участницами Парижского соглашения».

Бурматов отметил, что, по его данным, крупный бизнес выступил за принятие такого законопроекта, но есть и вопросы. «Законопроектом правительство наделяется правом применять дополнительные меры по регулированию экономических процессов в случае недостижения целевого показателя. Хотелось понять, что это будут за дополнительные меры. Этот пункт один из немногих вызвал вопросы, в том числе у представителей бизнеса», – сказал глава комитета.

В пресс-службе Минэнерго ответили «НГ, что текст законопроекта МЭР с министерством согласован. Риски какой бы то ни было косвенной нагрузки на бизнес в случае недостижения целевых показателей, по мнению Минэнерго, в текущей редакции законопроекта минимизированы. Разработка требований в отношении «углеродных единиц» проходит в рамках Парижского соглашения по климату. «В настоящее время такие требования только формируются. В связи с этим отсутствуют основания для непризнания российских «углеродных единиц». Российской Федерации как участнику Парижского соглашения… следует принимать участие в переговорах по формированию понимания «углеродных единиц» для его гармонизации с российским законодательством», – добавили в Минэнерго.

«НГ» обратилась к представителям крупного бизнеса с просьбой озвучить их позицию. В частности, в пресс-службе СИБУРа ответили, что «компания поддерживает законопроект и надеется, что в скором времени появятся дополнительные меры, способствующие развитию и ускорению реализации проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов». «СИБУР, как и многие крупные российские компании, ежегодно формирует отчетность по выбросам парниковых газов, включая ее верификацию, поэтому появление закона будет способствовать формированию национальной системы отчетности и ее улучшению», – сообщили в пресс-службе. В комментарии указано, что также важно предоставить возможность компаниям, не участвующим в пилоте на Сахалине, протестировать систему верификации углеродных сокращений и продажу углеродных единиц.

«Пилотный проект на Сахалине является прорывным решением в плане введения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (в ЕС существует с 2005 года). Сахалин представляет собой уникальный регион, и успешность проведения данного эксперимента там позволит распространить подобный проект и на другие субъекты РФ», – сказал также «НГ» председатель координационного комитета «Зеленой инициативы», член правления Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги.

По его словам, климатические проекты – перспективная сфера сотрудничества России и ЕС. «При этом важно, чтобы стороны сумели гармонизировать подход к оценке зеленых проектов, мониторингу выбросов парниковых газов, системе их учета, – признал Ферленги. – Сегодня в России мы видим необходимость создания единого цифрового портала, дающего возможность познакомиться с актуальной информацией по климатическому регулированию, проектам, новым профессиям и волонтерским программам.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *