Уэллс человек невидимка читать о чем

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»: сверхъестественная способность требует сверхъестественной ответственности

Уэллс человек невидимка читать о чем

Дебютные произведения литераторов зачастую определяют их дальнейшую карьеру и успех всего творческого «предприятия». В конце XIX века было особенно важно начать успешно, чтобы собранный капитал с продаж мог обеспечить дальнейшее творчество безмятежной жизнью и отсутствием нужды в условиях городской среды. «Человек-невидимка» для Герберта Уэллса был крайне важным произведением и являлся одним из первых в его послужном списке. Успех «Машины времени» и «Невидимки» во многом помог литератору взобраться на Олимп писателей-фантастов, чтобы, расположившись там поудобнее, начать работу над более глубокими и масштабными проектами, периодически отвлекаясь на общественно-политическую деятельность. И именно в «Человеке-невидимке» Уэллс прекрасно показывает, что может стать с творцом в отсутствии финансовой стабильности. Как отчаяние может свести с ума, обрушив все морально-этические рамки.

Содержание

Уэллс человек невидимка читать о чем

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны собратьев по писательскому ремеслу.

«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление».

«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам».

Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

О чем нам может рассказать Человек-невидимка

Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:

«Невидимка должен захватить какой-нибудь город, хотя бы этот ваш Бэрдок, терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого».

«И кто дерзнет ослушаться, будет убит, так же как и его заступники».

Всю первую половину XX века можно было наблюдать похожие картины. И если это не пророческие слова Уэллса, то, по крайней мере, отражение действительности, взгляд современника на наэлектризованную ситуацию в мире. Но если же писатель все это предчувствовал и внутренне переживал, то вызывает недоумение его книга «Россия во мгле». Уэллс был социалистом и неистовым противником разных форм террора, поэтому заставляет читателя «Человека-невидимки» перестать симпатизировать главному персонажу романа в момент явления истинных деспотичных намерений. И от этого более удивительным кажется его идея о том, что «Красный террор» большевиков может быть оправдан, ведь это лишь поползновение идейных и честных пролетарских масс, которым видимо тогда было дозволено все. Хоть Луну к Земле притяни.

Ладно, в сторону эти рассуждения, не хочется упустить важные моменты при изучении идейного ядра «Человека-невидимки». А ядро это вмещает в себя несколько важных тезисов: молодые талантливые умы должны поддерживаться более опытными коллегами, чтобы не отвадить тех от общения с внешним миром и не закопаться в своих эгоцентричных мыслях; история «Невидимки» – это история выбора, который есть всегда. Ты можешь быть гениальным ученым, открыть что-то невероятное и даже сверхъестественное, но тебе необходимо решить, для чего все это было сделано: потешить самолюбие, филантропии ради или же для достижения неких меркантильных целей.

Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.

Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.

Примечательным кажется отсутствие положительных героев в произведении. Главный персонаж – маньяк, убийца, спятивший научный гений. Хотя нельзя обойти вниманием, что несмотря на свою идею фикс о царстве террора, Гриффин, выйдя на тропу мести, не имел желания причинять вред кому-то кроме Кемпа. Обличитель и фактический победитель «невидимки» Кемп – появляется только в середине романа, поэтому хоть он и сыграл ключевую роль в поимке преступника, его значение во всем произведении преувеличивать не стоит. Тем более что многие промахи Кемпа, стоили весьма дорого – речь не только об убийстве мистера Уикстида, но об опасности, которой он подверг свою служанку, ставшей жертвой нападения Гриффина, а также всех остальных жителей своего селения. Желание поймать невидимого человека превалировало над составлением детального плана.

Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.

В конечном итоге подвисает вопрос – что пытался сделать Гриффин, запираясь в съемных квартирах? Избавиться-таки от невидимости и снова стать частью социума, или же повторить собственный опыт, чтобы одарить кого-то такой же физиологической особенностью. В обоих случаях главенствующее положение начинает приобретать тема одиночества. «Человек-невидимка» не только сумасшедший тиран и маньяк, он крайне одинокий и несчастный мужчина.

Уэллс человек невидимка читать о чем

Влияние на культуру

Так случилось, что фильм Пола Верховена «Невидимка» я посмотрел почти на пару десятков лет раньше, чем прочитал роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», от чего сравнивать их стало значительно проще. Во-первых, из-за большого временного интервала пресловутая фраза «книга лучше фильма» вообще никоим образом не может считаться хоть сколь бы то ни было подходящей. А во-вторых, слишком они отличны, чтобы проводить прямые параллели. Хотя ряд параллелей все-таки есть. Самой главной из них безусловно стоит считать образ гениального и сошедшего с ума ученого, пораженного не только манией величия, но и истинным помрачением ума. Трансформация сознания произошла подстать какому-то вирусу или заболеванию. Или же внутренняя предрасположенность раскрылась на столь позднем этапе формирования личности.

Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.

Образ невидимки, хоть и использовавшийся как в народных фольклорах, так и в более ранних по сравнению с творением Уэллса произведениях, наконец-то обрел небывалую популярность. А еще более пристальное внимание стало уделяться персонажам спятивших гениальных ученых, что отразилось не только на литературных произведениях, но и на кинематографе. Венцом такого образа стал персонажа Ганнибала Лектора, гениального психиатра из романов «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение» Томаса Харриса, чья экранизация Джонатаном Демме стала поистине культовой.

Источник

Краткое содержание Человек-невидимка Уэллса

Научно-фантастическое произведение «Человек-невидимка», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает об экспериментах человека над своим телом.

Английский учёный-медик Гриффин изобрёл механизм, который делал живое существо невидимым. Но он не хотел представить миру своё открытие. Но материальные проблемы вынудили учёного применить свое открытие на себе. Гриффин стал невидимым и решил начать новую жизнь. Для начала он разрушил механизм и спрятал свои записи. Затем стал невидимым и поджог дом, в котором жил.

Вначале учёный торжествовал, чувствуя своё превосходство над другими людьми. Но последующие события показали, что он не до конца продумал свою жизнь. Без своего изобретения мужчина не мог сделать невидимками одежду и пищу. Поэтому всё съеденное просвечивало в его теле. Питался Гриффин очень редко и ходил голым. Вскоре он стал опасаться, что узнав о его изобретении, люди поймают его и посадят в клетку на всеобщее обозрение. Все эти обстоятельства заставляли учёного избегать людей. Он продолжил свои исследования для того, чтобы вернуть себе прежний вид. Но отсутствие денежных средств вынудило его снова бежать от людей.

В своём произведении Герберт Уэллс доказывает читателям, что даже в научных интересах нельзя проводить исследования, которые вредят сущности человека. Творение «злого гения» обязательно приведёт своего создателя к гибели.

Подробный пересказ рассказа Человек-невидимка

Владельцами трактира под названием «Кучер и пони» является пожилая пара – миссис Холл и ее муж, которого она прочно держит у себя под каблуком. Однажды в холодный февральский день к ним зашел таинственный посетитель. Человек был закутан сверху донизу, а голова его была обмотана бинтами. Постояльцы в такое время – явление довольно редкое, и хозяева были рады этому странному гостю, тем более что платил он щедро. Вскоре поведение незнакомца становится еще более странным, его раздражительность обескураживают жильцов. Людей он сторонится. Род его занятий никому неизвестен и совершенно непонятен. При этом весь воздух в доме буквально пропитан запахами химических веществ, слышится звон битого стекла и жуткие ругательства – судя по всему, приезжий занимается какими-то опытами, но у него ничего не получается.

Позже выясняется, что Гриффин (так зовут главного героя) всеми силами пытается вернуть себе видимость, но постоянно сталкивается с неудачами, оттого становится все более раздражительным. Постепенно у героя заканчиваются деньги, и он вынужден заниматься грабежом. Благодаря невидимости, темные дела сходят ему с рук, однако подозрения все же падают на Гриффина. Со временем рассудок главного героя помутился, он практически сошел с ума. Будучи и без того человеком нервным, раздражительным, теперь он и вовсе невыносим. В конце концов, не в силах больше терпеть неудачи, голод и бесконечные терзания, он при всех срывает с себя маскировку, представ перед зрителями без головы, а затем исчезнув целиком.

Пытаясь поймать невидимого грабителя, преследователи терпят фиаско. Тем временем Гриффин встречает нового знакомого – бродягу по имени Марвел, которого все называют «мистер Марвел». На нем всегда надет неизменный цилиндр, а также отличного качества башмаки, пожертвованные добрыми людьми.

В момент встречи с невидимкой, бродяга как раз примеривал новые туфли, как вдруг услышал голос в полнейшей пустоте. Поскольку Марвел был любителем спиртного, то подумал, что таинственный голос ему померещился. Однако видение повторилось, и сомневаться не стоило – это был реальный голос реального человека. Голос рассказывал ему, что отыскал, наконец, себе помощника, такого же отверженного человека, как и он сам. Он полон сочувствия к нему и веры в его поддержку и помощь. Сейчас он так одинок, беспомощен, загнан в угол. Он хочет, чтобы мистер Марвел помог ему достать одежду и деньги.

С этого момента Мистер Марвел начинает выполнять все указания Невидимки, но больше из желания искренне помочь, а из страха перед той опасностью, которую таил в себе загадочный человек. В Айпинге шли активные приготовления к празднику, и перед тем как покинуть местность, Гриффин устраивает там настоящий погром. Все награбленное он поручает нести Марвелу, а сам исчезает с места преступления.

При этом жители городка постоянно становятся свидетелями летающих в воздухе монет и даже целых пачек банкнот. Марвел уже несколько раз пытался убежать от своего мучителя, но в каждом случае был вынужден подчиниться воле непреклонного Голоса. Он прекрасно знает, какая крепкая хватка у Невидимки. Совсем недавно ему почти удалось выложить всю историю одному случайному матросу, но тут же обнаружил присутствие Невидимки и замолчал. Однако долго это продолжаться не могло, и рано или поздно вся правда выльется наружу, да и слишком много добра скопилось в карманах у бродяги.

Как оказалось, Гриффин был ранен в руку после того, как попытался отомстить Марвелу. О загадочном разбойнике уже знала вся округа, и люди хорошо подготовились к возможной встрече с нарушителем спокойствия. У одного из завсегдатаев кабачка оказался самый настоящий револьвер, из которого он принялся решетить деревянную дверь. Одна из пуль угодила прямо в руку Невидимке, хотя рана эта была вовсе не опасна. Тело искали, но результатов это не дало, а Гриффин тем временем уже находился в доме у Кемпа.

Историю жизни главного героя читатель узнает из его рассказа, который он поведал своему университетскому товарищу. Гриффин – человек поистине талантливый, очень умный, разносторонний и даже в некоторой степени гениальный ученый, занимающийся такими науками как медицина, химия, физика. Однако при всем его таланте, карьера у Гриффина так и не сложилась. Понимая, что нравы научного мира оставляют желать лучшего (изобретение или открытие могут присвоить себе самозванцы), молодой энтузиаст, в конце концов, покинул свой колледж и переехал жить в заброшенный лондонский дом, где смог найти покой и уединение для своей научной деятельности.

Из-за нехватки денежных средств, Гриффин встал на путь преступлений. Он грабит собственного отца, после чего тот лишает себя жизни. Сын не чувствует раскаяния, его не мучает совесть. Мысли Гриффина сосредоточены лишь на деле, на его экспериментах. Наконец, труды молодого ученого принесли свои плоды. Но дальнейший путь оказывается невозможным без денег под тяжестью вечно подозрительных взглядов соседей. Слишком странно он себя ведет, занимается непонятными вещами, сторонится людей… Главный герой решает покинуть опостылевший ему дом. Для того чтобы осуществить свой план, Гриффин превращается в невидимку, переживая мучительный процесс перевоплощения. Он в ужасе смотрит в зеркало на себя и видит, как его собственное тело буквально испаряется на глазах.

Хозяин дома врывается в комнату Гриффина, чтобы схватить его, но жильца не обнаруживает. Герой оказывается на улице в полной невидимости для окружающих, и это состояние доставляет ему массу неудобств. Прохожие толкают его, кареты чуть не сшибают с ног, а собаки преследуют грозным лаем. Гриффин решает все-таки одеться и приобрести тем самым утраченную видимость. В попытке ограбить магазин с одеждой, герой терпит неудачу. Затем он натыкается на старую лавку с дешевыми товарами. Хозяина лавки, несчастного горбуна, Гриффин связывает простыней, оставляя совершенно одного без всякой помощи. Облачившись в гримерные принадлежности, Невидимка покидает лавку и отправляется в Айпинг, где и началась вся эта история.

Гриффину необходимо скрыть следы своего нахождения в Лондоне. С этой целью он поджигает дом и отправляется в Южную Англию. Однако для начала ему нужно понять, как стать видимым при желании. Но опять возникает проблема денег, преступления, совершенные Невидимкой, раскрываются, его преследует полиция. СМИ буквально кричат о невероятных событиях и загадочных преступлениях, за которыми кроются жестокие проделки коварного Невидимки.

Невидимку ищут повсюду. Поискам помогает составленный Кемпом план маршрута Гриффина. Полиция приняла все возможные меры для поимки невидимого преступника: дороги засыпали осколками стекла, улицы обыскивает конная полиция, здания и жилые дома крепки заперты, в поездах рыщут собаки.

Тем временем Гриффин пытается отомстить Кемпу. Убегая от невидимого преследователя ученый оказывается среди толпы, где заканчивается жизненный путь главного героя. Гнев разъяренной толпы со всей силой обрушился на Гриффина, а мольбы Кемпа пощадить его были тщетными. И лишь на последнем издыхании герой вновь обретает видимость, и перед людьми предстает израненное тело красивого мужчины.

История заканчивается тем, что автор показывает читателю судьбу мистера Марвела. На украденные у Гриффина деньги он приобрел кабачок и стал пользоваться уважением среди местных. А по вечерам он прячется от людей и в полном одиночестве пытается разгадать секрет невидимости Гриффина.

Основная идея данного произведения заключается в том, что автор показывает читателю обратную сторону научных открытий, обнажающую все человеческие пороки. Ученый должен понимать, какую ответственность он несет за свои изобретения, ведь они способны принести миру, как блага, так и несчастья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Уэллс. Все произведения

Человек-невидимка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В рассказе «Ёлка с сюрпризом» главный герой — мужчина по имени Чероки — находит золото и приглашает друзей приехать и отметить это событие. Люди собираются вместе и решают создать посёлок около месторождения драгоценного металла

Творческая деятельность Джанни Родари началась после войны 1939-1945гг. В газете, где будущий писатель работал журналистом, ему предложили вести детскую колонку. Спустя некоторое время в ней появлялись все новые

Рассказ комедийного американского писателя О. Генри Трест который лопнул, повествует о двух приятелях мошенниках, которые живут в поисках авантюр и лёгкой наживы

В центре внимания этого романа мальчик Джимми, который буквально с рождения видит жизнь в не самых лучших красках. Мама Джимми умерла, папа избивал бедного ребенка, а мачеха вовсе его невзлюбила. Мальчику пришлось самостоятельно воспитывать сестру

Источник

Человек-невидимка

В трактире «Кучер и кони», которым владеют миссис Холл и её подкаблучник муж, в начале февраля появляется закутанный с головы до ног таинственный незнакомец. Заполучить постояльца в зимний день очень не просто, а приезжий щедро платит.

Его поведение кажется все более странным, все больше настораживает окружающих. Он очень раздражителен, избегает людского общества. Когда он ест, то прикрывает рот салфеткой. Голова его вся обмотана бинтами. К тому же айпингским провинциалам (местечко в Южной Англии) никак не понять, чем он занимается. По дому разносятся запахи каких-то химических препаратов, звон разбитой посуды, громкие проклятия, которыми так и сыплет жилец (очевидно, что-то у него не получается).

Гриффин, чьё имя мы узнаем много позже, стремится вернуть себе своё прежнее состояние, стать видимым, но терпит неудачи и все более раздражается. К тому же у него вышли деньги, его перестали кормить, и он идёт, пользуясь своей невидимостью, на грабёж. Конечно же, подозрение первым делом падает на него.

И вот как-то раз доктор Кемп, спокойно сидевший в своём богатом, заполненном слугами доме и занятый научной работой, за которую мечтал быть удостоенным звания члена Королевского общества, увидел стремительно бегущего человека в потрёпанном шёлковом цилиндре. В руках у него были перевязанные бечёвкой книги, карманы, как потом выяснилось, набиты деньгами. Маршрут этого толстяка был проложен на редкость точно. Сперва он спрятался в кабачке «Весёлые крикетисты», а потом попросил поскорее препроводить его в полицию. Ещё минута, и он скрылся в ближайшем полицейском участке, где попросил тотчас же запереть его в самой надёжной камере. А в дверях доктора Кемпа раздался звонок. За дверью никого не оказалось. Должно быть, баловались мальчишки. Но в кабинете появился невидимый посетитель. Кемп обнаружил тёмное пятно на линолеуме. Это была кровь. В спальне простыня оказалась разорвана, постель смята. И тут он услышал голос: «Боже мой, да это Кемп!» Гриффин оказался университетским товарищем Кемпа.

После того как испуганный до полусмерти мистер Марвел спрятался в кабачке «Весёлые крикетисты», одержимый жаждой мести Невидимка попытался туда прорваться, но это кончилось бедой. О Невидимке уже протрубили во всех газетах, люди приняли меры безопасности, а у одного из посетителей «Весёлых крикетистов» — бородатого человека в сером, судя по акценту, американца, оказался шестизарядный револьвер, и он принялся веерообразно палить в дверь. Одна из пуль и попала Гриффину в руку, хотя опасной раны не было. Поиски тела результата не дали, а Гриффин тогда же появился у Кемпа.

Из рассказа, который Гриффин поведал своему однокашнику, мы и узнаем его предысторию.

Но Невидимку уже ищут — по плану, составленному Кемпом. Дороги засыпаны толчёным стеклом, по всей округе скачут конные полицейские, двери и окна домов заперты, в проходящие поезда невозможно проникнуть, всюду рыщут собаки. Гриффин — как затравленный зверь, а затравленный зверь всегда опасен. Но ему ещё надо отомстить Кемпу, который после убийства Эдлая превращается из охотника в преследуемого. За ним гонится страшный невидимый противник. На счастье, уже на последнем издыхании Кемп оказывается в толпе земляков, и тут Гриффина ждёт конец. Кемп хочет его спасти, но окружающие неумолимы. И постепенно у всех на глазах вновь возникает красивый, но весь израненный человек — Гриффин невидим, покуда он жив.

Впрочем, последнее действующее лицо этого романа — не Кемп, не Гриффин, а мистер Марвел. Он приоделся, приобрёл на украденные у Гриффина деньги кабачок «Весёлые крикетисты» и пользуется большим уважением в округе. А каждый вечер он запирается от людей и пытается разгадать тайну Гриффина. Чуть ли не последние его слова: «Вот голова была!»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *