Ударила подростка что делать

Я ударила ребёнка: три истории о том, как научиться справляться с гневом

Когда мы говорим о родителях, которые бьют детей, мы представляем монстров с ремнём. Сорваться может каждый, даже самый гуманный человек, особенно если усталость и гнев накатывают. Мы попросили трёх мам на условиях анонимности рассказать, как получилось, что они били своих детей и как смогли с этим справиться. А психолог Екатерина Маркова посоветовала, что делать в похожих ситуациях.

Агрессия в режиме стресса

Ударила подростка что делать

Когда человек, например, женщина в декрете, находится в стрессе, у него начинает активно работать лимбическая система. Это древняя система в мозге человека, цель которой — обеспечить безопасность и выживание. Режим, который включается в ситуациях повышенного риска, каковой является и стресс. То есть в стрессе лимбическая система входит в активный режим. И начинают превалировать агрессия или страх: человек может видеть везде опасность, всё воспринимать преувеличенно негативно и отвечать агрессивно на все эти выдуманные опасности.

Анна (имя изменено):

«Моей дочери 3,9, она настойчивая, ранимая, чувствительная, точно знает, что хочет. Два месяца назад у нас с мужем появился второй ребёнок. Естественно, терпения стало меньше. Я начала орать на неё и представляю в эти моменты, как избиваю дочь. Иногда я вижу, как сильно тяну её за ухо, выливаю суп на голову или опускаю лицом в тарелку.

Иногда одеваемся на улицу, мне нужно всё сделать быстро и четко, а ей — скакать и убегать после каждой надетой вещи. Сначала говорю, объясняю, потом строго и грозно говорю. Но мысленно представляю, как сильно бью её ногами».

На молодой маме часто лежит сильная нагрузка. Из-за длительного стресса она становится раздражительной и агрессивной. Поэтому в первую очередь ей нужно уделять внимание себе, отдыхать, переключаться. В ситуациях, когда она чувствует, что не выдерживает и начинает представлять, как она бьёт ребёнка ногами, лучше просто выйти из комнаты и найти что-то для себя: выйти на балкон, выпить вина, полежать, включить музыку, посмотреть одну серию сериала, включив детям телевизор. Пускай дети сидят в комнате одни, главное, чтоб у них была безопасная среда.

Очень хороша библиотерапия — читать побольше и что-нибудь интересное, либо слушать в аудиоформате. Спорт очень здорово помогает снизить стресс и градус раздражения: включайте, например, дома видео и занимайтесь йогой, пока дети спят.

Дети часто не воспринимают инструкции

Ударила подростка что делать

Если ребёнок не слушает и не слышит, и нужно много раз повторять, важно создать некий якорь, чтобы эффективно привлекать внимание ребёнка. Иногда дети просто не воспринимают аудиоинформацию. Тогда можно подойти, взять за руки, присесть, посмотреть в глаза и дать инструкцию. Тогда ребёнок возвращается в наш мир и начинает слышать.

Можно спросить ребёнка: «Ты меня слышал? Понял? Повтори, пожалуйста, что я сказала». У детей не все системы восприятия достаточно сформированы, поэтому они часто не воспринимают инструкции. Это никак не связано лично с мамой, с её неэффективностью или ошибками в поведении. Это просто нюансы развития ребёнка и его восприятия.

Лена (имя изменено):

«Мы делаем уроки, как правило, вместе. Шёл второй или третий час… В докладе куча ошибок. Я сказала, что, если он не будет переписывать правильно и стараться, мне придётся порвать лист, и всё начать заново. Он в слёзы, потом начал злиться. Сжал кулаки, начал кричать, что я плохая. Я порвала листок. Он попытался замахнуться, я сорвалась и толкнула его. Он упал и заплакал.

К сожалению, часто скандалы у нас именно из-за уроков, либо когда он отказывается что-то сделать, а я прошу уже 20 минут. В итоге, я не выдерживаю и срываюсь. Иногда ситуация накладывается на проблемы в отношениях с мужем. Я нервничаю, а отказ сына слушаться и делать уроки провоцируют скандал.

Потом я подхожу, извиняюсь, говорю, что я неправа и не имела права его трогать. Он сначала отворачивается. Может заплакать от обиды, а потом мирится».

Мы в России живём во всеобщем родительском неврозе. К сожалению, дети тоже сильно перегружены. Три часа домашнего задания — очень много для ребёнка. Сильная перегруженность интеллектуальной деятельностью может вызвать симптомы депрессии. Нарушаются когнитивные функции в целом — внимание, фокусировка, память, даже моторика. Большинство родителей этого не понимают.

Фраза «Всё порву, что ты сделал!» в корне неправильна, потому что ребёнок старался, а за любое старание нужно не наказывать, а поощрять. Даже если он сделал ошибку, но старался, это нужно отметить. Но происходит по-другому, потому что мама сама очень устала и эмоционально реагирует.

Ударила подростка что делать

4 стадии родительского выгорания. Как пережить и перестать чувствовать себя «ужасной матерью»

В такой ситуации нужно признать неправоту и извиниться. Однако если это происходит часто и родитель постоянно извиняется, ребёнок может скопировать такую модель: неправильно себя вести и считать, что нормально просто потом за это извиниться.

Чувство вины как симптом невроза

Ударила подростка что делать

Признак высокого уровня стресса у родителей — экзальтированное чувство вины за вполне понятные человеческие реакции и при этом неспособность изменить эти реакции. Нужно обязательно прорабатывать это чувство вины, задавать себе вопросы: «Почему я это сделал? Потому что я такой плохой, и я не умею контролировать свои эмоции? Или я умею их контролировать, но не всегда? Я просто человек, иногда я могу сорваться».

Такие вопросы могут помочь оправдать себя и простить свою неидеальность. Это будет полезно и для ребёнка: принимая свои недостатки, мама может придумать новые тактики взаимодействия с ним.

Лариса (имя изменено):

«Я после вторых родов, месяц третий, наверно, всегда раздражённая и уставшая. Дочке 4,5 года. Мы куда-то собирались, и что-то ей не нравилось. То шарф, то ещё что-то. Мне показалось, что слишком это всё долго и неуместно. Тогда я оттолкнула её, девочка ударилась спиной о дверь. Была в куртке, шапке, поэтому физически всё в порядке было. Я тогда даже не сразу поняла, что сделала. И это было началом.

Когда дочка кричала в ответ или говорила грубость, я позволяла себе треснуть ей по губам. Она плакала, я иногда уходила, потом возвращалась и просила прощения. Иногда сразу обнимала и извинялась, говорила, что я очень устала. Потом наступил момент, когда при моём крике она закрывалась руками, пугалась. Это было выходом для меня, я стала с ней проговаривать, почему она боится и почему я так себя веду. Мы стали вместе искать способы доносить чувства и мысли друг другу. Я дала слово не поднимать на неё руку. Спустя полгода я один раз не сдержала слово, шлёпнула по губам за хамство. Я признала ошибку, дочь простила, «потому что ты действительно перестала». К счастью, это прекратилось, больше года — полутора назад и больше не повторялось».

Маме нужно поставить для себя чёткие границы. Очевидно, она испытывает большую вину за телесное наказание, и её смущает, что ребёнок начал её бояться. В перечисленных ситуациях она не хочет напугать ребёнка, но выплескивает свои эмоции.

Если она всё-таки не смогла себя проконтролировать в определённый момент и ударила ребёнка по губам или толкнула, то важно сказать следующее: «Я сожалею! Обижать тебя неправильно. Никто не должен этого делать». И потом нужно объяснить, почему мама это сделала. Например: «Я это сделала, потому что разозлилась. Разозлилась на то, что ты меня не слушаешь. Ещё я разозлилась, потому что очень устала. Когда я злюсь, я плохо контролирую свои эмоции. Иногда мне трудно их сдерживать».

Источник

Ответственность за нанесение побоев несовершеннолетним

В настоящее время, к сожалению, нередки случаи возникновения конфликтных ситуация с применением физического насилия в различных детских коллективах, в том числе и школе. Все преступления, посягающие на жизнь и здоровье малолетних, связанные с избиением, можно условно разделить на 3 вида: побои; причинение вреда здоровью различной степени тяжести; истязание.
Побои — самое легкое преступление из вышеуказанных, характеризуется однократным или неоднократным нанесением ударов, причинивших боль, которые не влекут расстройства здоровья и потери трудоспособности.
С 14 июля 2016 года состав правонарушения «побои» внесен в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Теперь за нанесение побоев граждане несут административную ответственность, но только в том случае, если их действия не повлекли последствий, установленных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как привлечь к ответственности за нанесение побоев несовершеннолетнему? Порядок действий в данном случае зависит от лица, от которого исходит конфликт. Чаще всего это другой несовершеннолетний. Для начала надо попытаться урегулировать подобную ситуацию — провести профилактическую беседу с участием обоих сторон конфликта и их родителей, педагога-психолога. Если несовершеннолетние обучаются в учебных заведениях, то можно подать заявление с просьбой провести профилактическую беседу с ребенком и родителями непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних. Если вы обеспокоены ситуацией, и ребенку причинили значительные телесные повреждения, вы можете подать заявление по этому факту в полицию.
С какого возраста наступает ответственность за нанесение побоев? Статьей 2.3. КоАП РФ установлено, что к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Иными словами, в случае причинения побоев несовершеннолетним ребенком, не достигшим возраста 16 лет, он не может быть привлечен к ответственности в силу возраста. В таком случае сотрудники полиции примут решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, а именно субъекта преступления. Отказ в возбуждении дела направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Ребенка поставят на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего или всю семью в качестве неблагополучной семьи и будут периодически приглашать на комиссии для профилактической беседы, а также обследовать жилищно-бытовые условия. Кроме того, родителей малолетнего могут привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) родительских обязанностей.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и др.

Кроме уголовной ответственности за драки несовершеннолетних детей, есть еще и гражданско-правовая. Поэтому можно обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда.

Источник

«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют

Ударила подростка что делать

— С одной стороны, в обществе снижается терпимость к насилию над детьми, все чаще говорят о том, что их бить нельзя. С другой — мы нередко слышим о вопиющих случаях, когда родители избивают за малейшую провинность. Как эти случаи связаны с терпимостью к насилию и с чем еще они могут быть связаны?

Ударила подростка что делать

Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.

— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?

— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше.

Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок, в отличие от взрослых, не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.

Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.

Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие.

Для полноты картины добавьте сюда чувство стыда, если ребенка раздели.

А кроме того, дети становятся агрессивными. Они смотрят на взрослых: «Ага, если родителям что-то не нравится — они бьют. Ну хорошо, значит, мне тоже можно». И они, скажем, устраивают в школе драку, если вдруг что-то не так. Агрессивному поведению учатся. Но в любом случае у такого ребенка будет хронический стресс.

— Чем объяснить эти процессы?

Еще их лимбическая система — структура, отвечающая за эмоции, — постоянно находится в состоянии повышенной активности. Человек не может ощутить себя в безопасности.

У детей, с которыми жестоко обращались, как правило, выше риск психических расстройств, от депрессии до различных психозов. Меняется физиология в целом, эмоциональные процессы влияют на физиологические: вырабатываются гормоны стресса, катехоламины, сразу учащается сердечный ритм, меняется уровень глюкозы в крови и так далее. Люди становятся более уязвимы, потому что изменяется работа иммунной системы, на этом фоне появляется риск эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?

Ударила подростка что делать

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Ударила подростка что делать

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Родителям стыдно признаться, что они бьют детей

— У родителей наверняка найдется аргумент: «Но если этот балбес по-другому не понимает, я ему миллион раз говорила…»

— Чтобы ребенка научить, важно опираться на его сознание. У родителей часто бывают завышенные ожидания от детей: «Почему он не понимает?» Да потому что у него мозг еще не развит. Мозг заканчивает свое созревание к 20–25 годам. Последней дозревает префронтальная кора, она отвечает за волевые процессы, за принятие решений, за ответственность и так далее. А вот сидит 5-летний ребенок, и от него требуют такого же поведения, как от взрослого.

Когда ко мне приходят родители, они не говорят с порога: «Вы знаете, я бью ребенка ремнем, давайте что-то с этим делать». Все боятся осуждения. Говорить со взрослыми на эти темы — вообще большая проблема.

Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!

Редко когда родители признаются, чаще от них слышишь оправдания: «Вот, я один раз шлепнул, но это в сердцах, я была уставшая». То есть отводят взгляд, говорят общими фразами и стараются этой темы вообще избежать.

Они стыдятся и молчат, как партизаны или переносят ответственность на ребенка. «Нет, этого не было! Один раз шлепнул и все, чтобы успокоился, а так я его не бью. Вы что?! — примерно так выглядит консультация. — Он неблагодарный, не ценит, что я для него делаю. Говорю ему заниматься, он не занимается, говорю убрать за собой посуду, он не убирает…» И поэтому я часто прошу ребенка выйти из кабинета во время таких разговоров, не надо усугублять его чувство вины.

— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?

— Принципы бихевиоризма. Например, метод положительного подкрепления. Ребенок выполняет задание и за это получает «награду». Но часто родители обещают неправильно: «Будешь хорошо учиться полгода, мы тебе купим iPad». А потом они сокрушаются, что даже iPad не помогает.

Ударила подростка что делать

Почему? Это очень долгий срок. Вот он сделал уроки — и ему тут же надо что-то дать, чтобы в голове сформировалась связка: «Делать уроки вовремя — хорошо». Если он не делает уроки, то мы заранее договариваемся о правилах: «Ты делаешь уроки, ты получаешь вот этот бонус. Ты не делаешь уроки, останешься без него». Мы закладываем второй вариант, но, если дети не делают уроки, у них должны быть негативные последствия.

— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…

— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.

Например, если ты не сделаешь уроки, тогда вечером не получишь телефон. Важный момент — мы не угрожаем отобрать телефон, а говорим: «Смотри, надо делать уроки, у тебя есть такие варианты. Ты их сделаешь, я проверю, и ты сможешь поиграть. Второй вариант такой: ты можешь не делать, я не буду звонить и ругаться, но телефона вечером не будет. Делай выбор, мы уважаем любое твое решение».

— Допустим, он не сделал и бегает по дому с криками: «Верните мой телефон!» Что дальше?

— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.

Но как еще часто бывает? Ребенку обещали конфету, игрушку, а потом: «А-а-а-а, я забыла совсем…» А он целый день старался. Ваши труды пойдут насмарку, потому что он не будет вам доверять. Это не дети плохие — это родители непоследовательные.

Еще важно, чтобы в семье все были за одно. Ведь частая история, когда мама запретила, папа запретил, а бабушка пришла и всю систему сломала: «Зачем вы отобрали телефон, пусть ребенок чуток поиграет!»

— Иногда родители говорят: «Вечером придет отец, он-то тебе всыпет». Что вызывает в психике человека отложенное наказание?

— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.

Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.

— Когда ребенка выгоняют на мороз или в подъезд в качестве наказания, что происходит в этот момент у него внутри?

— Он думает: «Я не нужен». Возникает желание исчезнуть, ощущение брошенности, беспомощности, одиночества. Взрослого выгнать на мороз, он веселиться будет? Так же и ребенок. Ты доверяешь близкому человеку, которого ты любишь, а он тебя выгоняет.

— Люди говорят: «Бить, конечно, нельзя, но все же это дело семьи». Почему мы боимся вмешиваться?

Ударила подростка что делать

— К сожалению, бытует такое мнение: «Моя хата с краю, ничего не знаю. Взрослые люди, сами должны разбираться». Или это воспринимается как стукачество. Только в крайнем случает соседи позвонят в службу опеки, а в большинстве случаев сделают вид, что ничего не заметили. И четких законов на этот счет, к сожалению, нет.

— Вы думаете, они возможны? Какому родителю это понравится?

— Думаю, они появятся. Я сужу по своей практике: за последние лет десять многое изменилось. Если раньше вообще эта тема была табуирована, то сейчас люди начали хотя бы говорить, выросло количество обращений детей и подростков — это статистика. Табуированность снимается, люди поняли, что можно и нужно идти за помощью.

Источник

Избиение несовершеннолетнего

Статья за избиение несовершеннолетних

Отдельной статьи за избиение ребенка в уголовном кодексе не существует, однако малолетний возраст потерпевшего по нескольким статьям УК РФ является квалифицирующим признаком и рассматривается как отягчающее вину обстоятельство. А по какой конкретно статье будет возбуждено уголовное дело в отношении виновного в избиении ребенка, зависит от тяжести последствий, наступивших для потерпевшего.

Так, если в результате избиения ребенок потерял зрение, слух, какую-либо из частей тела, получил психическое расстройство или стал инвалидом по другим критериям, уголовное дело возбуждается по п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».

Если избиение вызвало у потерпевшего длительное расстройство здоровья, то такие действия квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».

В случае причинения легкого вреда здоровью несовершеннолетнего, дело может быть возбуждено по ст. 115 УК РФ; если же избиение причиняет потерпевшему только физическую боль, но не приводит к общему расстройству здоровья, то ответственность предусмотрена ст. 116 УК РФ. Однако, если побои носят систематический характер, то такие действия признаются истязанием в соответствии со ст. 117 УК РФ.

Важно также отметить, что если указанные преступления совершаются лицом, чьей обязанностью по закону является воспитание несовершеннолетнего, забота о нем либо оказание ему медицинских или социальных услуг, то в соответствии с п. «п» ч. 1 ст. 63 УК РФ это признается отягчающим вину обстоятельством, что влечет ужесточение наказания. К такой категории лиц относятся родители, а также учителя, воспитатели школьных и дошкольных учреждений, вожатые оздоровительных лагерей, медицинские и социальные работники, сотрудники специализированных учебно-воспитательных учреждений и т.д.

Совершение избиения группой лиц отягчает вину даже в тех случаях, когда в соответствующей статье УК РФ это обстоятельство не указано отдельным квалифицирующим признаком. Для ужесточения наказания за побои даже не обязательно наличие сговора между обвиняемыми. Но поскольку случаи группового избиения чаще всего происходят среди подростков, то независимо от последствий для потерпевшего, наказание для виновных будет как минимум вдвое меньше, чем взрослым.

Сколько дают за избиение несовершеннолетних?

Сам по себе данный вопрос некорректен – все зависит от тяжести наступивших последствий. Так, санкциями ст. 111 УК РФ предусмотрено строгое наказание за избиение ребенка. На практике это означает, что если родитель (учитель, воспитатель и т.п.) причинил вред несовершеннолетнему, в результате чего он получил непоправимый вред здоровью, то обвиняемому грозит до 10 лет лишения свободы. Если в противоправных действиях участвовало двое или более взрослых, то срок наказания возрастает до 12 лет.

Если в результате избиения несовершеннолетний получил, например, сотрясение мозга, то такие последствия считаются вредом здоровью средней тяжести и наказываются в рамках п. «в», «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ лишением свободы до пяти лет.

В случае причинения легкого вреда здоровью ребенка закон предусматривает несколько вариантов ответственности. По ст. 115 УК РФ допустимо наказание в виде штрафа до 40 000 рублей или в размере трехмесячного заработка обвиняемого; в виде обязательных работ сроком до 480 часов; в виде исправительных работ сроком до одного года; в виде ареста на срок до 4 месяцев.

За побои несовершеннолетнего по ст. 116 УК РФ можно получить наказание в виде:

Систематическое избиение несовершеннолетнего или причинение ему страданий в иной форме (истязание) карается законом лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Как видно из сказанного, каждый случай избиения несовершеннолетних уникален, поэтому нельзя заранее утверждать, какая санкция будет применена к виновному. Поэтому вынесению какого-либо обвинения всегда предшествует длительное разбирательство с уточнением всех обстоятельств правонарушения.

Как привлечь к ответственности за избиение несовершеннолетнего?

Чтобы привлечь к ответственности человека, подозреваемого в физическом насилии по отношению к ребенку, следует обратиться в полицию. Сделать это может любой гражданин России, достигший 18 лет. Несовершеннолетние также могут написать заявление самостоятельно, если в их отношении совершается правонарушение, однако в дальнейшем процессе должен участвовать их законный представитель. Кроме того, для них действует «телефон доверия», позвонив по которому можно получить бесплатную квалифицированную помощь и подробные объяснения, как действовать в конкретной ситуации.

Любой человек, ставший свидетелем противоправных действий, может и должен обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Полиция обязана принять такое заявлении и в течение 3 дней вынести решение о возбуждении уголовного дела либо отказе в таковом.

Медицинские работники обязаны по закону сообщать об известных им фактах причинения физического вреда ребенку независимо от желания потерпевшего и его законных представителей.

Нужно учесть, что в случае избиения несовершеннолетнего сверстниками, если такие действия не нанесли вреда здоровью потерпевшего, к подросткам и их представителям будут применены меры воспитательного характера (профилактические беседы, работа с психологом, обследование условий проживания и пр.). В крайнем случае нарушители будут поставлены на учет в ИПДН.

Поэтому, если ребенок подвергся избиению, не принимайте поспешных решений – прежде разберитесь в ситуации. Внимательно и беспристрастно постарайтесь выслушать обе стороны конфликта, а также его свидетелей, если таковые найдутся. Поговорите с учителями и одноклассниками ребенка и, выяснив все обстоятельства, возможно достаточно будет ограничиться профилактической беседой с обоими участниками.

Если же в результате разбирательства вы придете к выводу, что в школе есть дети, которые поступают так и по отношению к другим, делают это систематически либо совершают иные противоправные действия вроде вымогательства, у вас есть все основания писать заявление в полицию.

Приняв от вас заявление в свободной форме, следственные органы направят ребенка на медицинское освидетельствование, в ходе которого будут зафиксированы все нанесенные ему повреждения, оценено психологическое состояние. Если врачебная экспертиза фиксирует только побои или легкий вред здоровью (ст. 115, 116 УК РФ), то уголовное дело возбуждается исключительно по жалобе потерпевшего и рассматривается в мировом суде как дело частного обвинения без участия государственного обвинителя.

В тех случаях, когда здоровью несовершеннолетнего нанесен более значительный ущерб, к расследованию подключается прокурор, и дело не может быть прекращено за примирением сторон. Компенсация ущерба виновной стороной послужит лишь смягчающим обстоятельством.

Порядок обращения в полицию по факту избиения ребенка

В случае побоев рассматриваемый порядок следующий:

Если же вы стали случайным свидетелем избиения несовершеннолетнего и намерены сигнализировать в органы правопорядка о случившемся, то сначала постарайтесь записать происходящее на видео или сделать несколько фотографий, и только потом обращайтесь в полицию с заявлением. Вам понадобятся доказательства выдвигаемого обвинения как в ходе следствия, так и в суде. С этими материалами вы также можете обратиться в органы опеки и попечительства, если противоправные действия в отношении несовершеннолетнего совершают его законные представители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *