Учителем быть хорошо потому что

Быть учителем – плохо это или хорошо?

О том, что учитель – профессия благородная студентам педагогических ВУЗов твердят с самого первого курса. Выпускники, как молодые специалисты, с энтузиазмом приходят в школы вот тут и происходит крушение иллюзий. Является ли профессия учителя благородной в XXI веке? Очевидно, нет. Эта профессия перестала быть уважаемой, а о её престиже и достойной оплате вообще не стоит говорить.

В советской образовательной системе педагогу отводилось первое место, ведь именно от него зависело качество передаваемых знаний. И чем опытнее и лучше педагог, тем сильнее его ученики. В педагогические ВУЗы шли люди не случайные, а те, кто сознательно выбирал себе профессию на всю жизнь, и требовал от себя полной самоотдачи. В советские времена учителя получали не много, но отношение к учителю было трепетное. Ученики уважали учителя и побаивались, а учителя ходили с гордо поднятой головой. Что же мы наблюдаем в настоящее время?

В современной системе образования на первое место ставится ученик, а не учитель. Реформы в системе образования направлены на усиление личностно-ориентированного подхода и модернизацию принципов школьного обучения. В результате получается, что неформально ученик главенствует над учителем. Во всех ситуациях педагога делают виноватым, несмотря на явную нерадивость и безалаберность некоторых учеников.

Если ученик получил двойку – значит это учитель не смог научить; если ребенок сломал ногу – значит, учитель не досмотрел; если у ребенка в семье проблемы – значит, учитель не проконтролировал ситуацию; если ученик начал материться и курить – значит, учитель неправильно воспитывает. А где в этом случае ответственность родителей? Её, к сожалению, переложили на учителей и школу. Получается, что родители только рожают ребенка, а воспитывать должна школа. Конечно, это преувеличение, но доля правды в этом утверждении есть. Какова же ситуация в современной школе и каково отношение к учителям?

Минусы профессии педагога

Практически все минусы современной школы базируются на недоработках образовательной системы, в которой интересы ученика первичны, а интересы учителя вторичны. А ведь желания и тех и других должны учитываться одинаково. На самом деле есть учителя, которые порочат доброе имя учителя, но это, скорее исключение. А учеников, которые заслуживают порицания, гораздо больше. И в случае, если усовершенствования образовательного процесса так и не произойдет, таких учеников будет ещё больше. В профессии педагога минусов достаточно много, и особенно явно они проявляются в сельских школах:

1. Маленькая зарплата

На зарплату учителя трудно прожить, а ведь цены растут, как на дрожжах. Поэтому, чтобы получать большую сумму, приходится брать больше дополнительных часов. Но этого всё равно не достаточно, особенно, если есть семья. А семьи есть практически у всех учителей.

Расчет учительской зарплаты достаточно прост: ставка – 18 часов – равна минимальной заработной плате 4330 рублей. К этой сумме добавляется оплата за дополнительные часы (факультативы, другой предмет, элективные курсы), сельские (если учитель работает в сельской школе), оплата за классное руководство – 1000 рублей, оплата за проверку тетрадей (только для учителей русского языка и математики) и прибавка молодому специалисту – 50% от ставки (выплачивается в течение трех лет работы в школе после получения диплома).

Если раньше зарплата учителя зависела от стажа работы и выслуги, то сейчас финансирование подушевое. Сколько ведется часов – столько и платится денег. В этой системе есть свои достоинства и недостатки. В выигрыше молодые специалисты, не имеющие стажа, но в убытке остаются учителя маленьких школ – им негде брать дополнительные часы.

2. Большая ответственность

Вообще любая работа предполагает ответственность, а особенно работа с детьми. Жизнь ребенка представляет особую ценность, поэтому на плечах учителя лежит забота о здоровье и жизни детей. Учителя контролируют времяпровождение учеников в стенах школы и за её пределами.

Беда, случившаяся с учащимися всегда проецируется на школу, вне зависимости от времени и места. Проверки и комиссии в первую очередь обрушиваются на администрацию школы. Считается, что учитель плохо провел инструктаж по технике безопасности, если ребенок сломал ногу, ушиб руку или стал участником ДТП. А где же в это время были родители?

3. Психологическое давление

Принципиального педагога просто замучают проверками. Такой педагог будет обязан предоставить индивидуальный план работы с отстающими учениками. И это при том, что на учителе нагрузка 20-25 учебных часов, проверка тетрадей, классное руководство и ко всему ещё и собственная семья. В то время как ученик с двойками в журнале по-прежнему будет «плевать в потолок». И всё потому, что каждый ученик расскажет вам без запинки, какими правами он обладает, и как к нему должны относиться учителя, а вот какие перед ним стоят обязанности – такие дети не знают.

«Двоечники» ничего не боятся, поэтому идут на уроки с невыполненными домашними заданиями. Они знают, что в журнал им двойку не поставят, и из школы не выгонят, а ЕГЭ сдать помогут. В таких ситуациях классный руководитель и учитель обращаются за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Отговорки их очень просты: «Ребенок нас не слушает», « Мы не можем заставить его учиться», «Мы не можем ничего сделать». Ну, если родители ничего не могут сделать со своим ребенком, то, что говорить об учителях.

Относительно ЕГЭ многие ученики считают, что сдадут его без проблем. Как ни удивительно, но на самом деле так и будет. Все дело в том, что на педсовете директор в категоричной форме заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И в день экзамена учителя спешат на помощь своим ученикам. Именно так и происходит при сдаче ГИА (ЕГЭ для 9 класса). В 11-ом классе ученики пользуются подсказкой «звонок другу», в то время как наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что между школой и Отделом образования есть негласная договоренность об успешном проведении экзамена – и всем в результате хорошо. Ученики, зная об этом, не сидят за учебниками, чтобы хорошо подготовиться.

А недавно появилась ещё одна «услуга». И совсем не в пользу учителя. Дети имеют возможность позвонить в службу доверия и рассказать о неправомерных действиях учителя. Жалуются в основном те самые «двоечники», которых напрягает учеба. Конечно, такую информацию нельзя назвать достоверной и объективной. Жаль, что не существует подобной службы для учителей, чтобы можно было жаловаться на нерадивых учеников.

Плюсы преподавательской работы

Несмотря на все минусы профессии учителя, положительных моментов тоже немало:

1. Постоянное общение с детьми

Дети все разные. Они могут не только расстраивать, но и радовать своими успехами. Приятно, когда они грамотно пишут, увлекательно и интересно рассказывают, работают над проектами, ведут научную деятельность, увлеченно играют в драматическом кружке или мастерят поделки на уроках труда. Постоянное общение с детьми позволяет лучше понять их внутренний мир, помогает самосовершенствоваться, заставляет быть активным и современным.

2. Постоянная умственная работа

Учитель должен постоянно развиваться в разных сферах: общение, научные познания, освоение новых технологий. Ни дня ни проходит без того, чтобы учитель не узнал что-то новое. Он каждый день готовится к урокам, как и его ученики, чтобы дать им новые полезные знания. И только развитые и прогрессивные педагоги, настоящие профессионалы своего дела, смогут вырастить достойное поколение.

Как государственное учреждение школа дает своим сотрудникам определенные гарантии и стабильность. Любой педагог имеет гарантированное право на оплату больничного и отпуск в 56 календарных дней, стабильный выходной в воскресенье и один методический день в неделю. После десяти лет непрерывного стажа учитель имеет право на год оплачиваемого отпуска.

Так плохо или хорошо – быть учителем? Кто-то считает, что учитель должен радоваться и гордиться своей профессией, кто-то согласен, что работа в школе – это неблагодарный труд. Школа – это не рай и не ад, это место, которое требует решительных перемен. И чтобы и учителям и ученикам было хорошо и комфортно, систему образования нужно ещё сбалансировать и оптимизировать.

Источник

10 причин быть учителем

Учителем быть хорошо потому что

Среди наших блогеров есть учителя, которых эта профессия выбрала сама, а есть те, для кого это было призванием с самого начала. Десятиклассница Варвара Гатауллина не представляет себя в этой роли, но очень ценит труд педагога. Она поговорила с учителями своей школы и выяснила, почему учить детей — это круто.

Уважаю многих учителей, но себя в этой роли представить не могу. Возможно, всё ещё успеет поменяться, но сейчас для меня настоящий учитель — это человек с таким набором качеств, сочетание которых редко встречается в природе.

Сама я не обладаю сразу всеми этими качествами, поэтому вместо выдумывания причин из ниоткуда решила опросить учителей своей школы, чтобы собрать достоверную информацию и не врать читателю («используйте только свой собственный опыт» — одно из главных правил публицистики).

Хочу сказать спасибо учителям, которых тормошила, пытаясь разузнать положительную информацию о том, чем они занимаются (к слову, все эти люди любят свою работу). Для них это было сложно, так что некоторые причины могут показаться несерьёзными. Но каждая из них проверена и правдива.

1. Это дар, которым хочется делиться

Существует мнение, что у каждого человека есть призвание: дело, в котором он профессионал. Даже если вы пока на стадии поиска этого самого призвания — не волнуйтесь: если упорно искать, щупать и пробовать, рано или поздно вы сможете его найти.

У кого-то так происходит с работой учителя — чувствуешь, что нет иного пути как, например, идти преподавать математику. Я за свою недолгую шестнадцатилетнюю жизнь встречала мало таких учителей математики (хотя проучилась три года в лицее с физико-математическим уклоном). Это именно те люди, которые обладают недюжинным терпением и по-настоящему кайфуют от своего дела.

Причём каждый такой человек (необязательно связанный с математикой), рассказывающий или объясняющий что-то, от чего он по-настоящему получает удовольствие, притягивает к себе окружающих. Таких сразу видно. Особенно когда на вопрос «Как дела?» они отвечают: «Ну такое, по синусоиде».

2. Это позволяет делать мир (и людей) лучше

Конечно, существует масса других способов творить добро, но что может быть прекраснее впихивания в нерадивых школьников информации, не желающей усваиваться в их головах (шутка)? А если серьёзно, то действительно бывает, когда обладаешь знанием и хочешь «нести его в массы», чтобы окружающие говорили «красИвее» вместо «красивЕе» или знали, что Столетняя война на самом деле длилась не сто лет (с этим знанием детство заканчивается у всех, я серьёзно).

В конце концов, нынешние дети через какое-то время превратятся во взрослых, и, согласитесь, было бы гораздо приятнее видеть их интеллигентными и образованными людьми. Ведь если кто-то не знает того, что знаешь ты, надо исправлять это досадное упущение. Будет плюс один (или даже не один) более просветлённый человек на планете.

3. Отсутствие рутины

Если вы всё-таки попали в сферу образования учителем, то вам точно гарантированы насыщенные рабочие будни. Даже если все уроки вы будете проводить у одного и того же класса (как происходит в начальной школе), они будут разнообразными. Это и есть один из главных плюсов работы с людьми — никогда нельзя знать наверняка, как всё пройдёт. Будет ли тот мальчик с галёрки сегодня опять кидаться бумажками во время урока? Почему у всего класса одинаковые работы? Но ведь именно это делает жизнь необычной (пусть порой и хочется их всех… или уволиться).

4. Живое общение

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. И это опять же про детей и подростков. Подростки — наиболее неоднозначный, непредсказуемый и сложный тип людей, с которыми, как ни странно, «приятнее всего проводить время» (учительская цитата). От многих учеников заряжаешься энергией, ловишь идеи, и это помогает найти новые силы для того, чтобы придумывать, делать, организовывать.

Учителем быть хорошо потому что

Прогрессивные и толерантные. За что стоит полюбить современных подростков

Это происходит в определённой степени оттого, что именно в период времени, когда человек находится на границе между взрослым и не совсем взрослым миром, ему в голову приходят наиболее необычные идеи, мысли, которыми он может делиться, вдохновляя иногда устающее от жизни старшее поколение. Так что практика знает случаи, когда ученики становятся интересными собеседниками.

Когда проводишь наибольшую часть своей жизни, работая с теми, кто младше и неопытнее тебя, учишься сам (работает принцип «отдаёшь — получаешь»). Тебе постоянно прилетают новые задачи и возможности для развития. В школе чувствуешь себя живым!

5. Коллеги-единомышленники

Круто, когда тебя окружают химики, биологи, физики, но ещё круче иметь возможность поговорить с людьми, интересующимися тем же, чем и ты. Вы мыслите с ними в одном «потоке»: можете делиться опытом, обсуждать наболевшее (постмодернизм и литературные мемы, например). В общем, плюсов здесь много. Только смотрите, чтобы вашу крепкую дружбу не разрушила всего одна просьба коллеги заменить его на уроке.

6. Возможность постоянно говорить

После того, как начался урок, учитель обретает возможность творить всё, что ему вздумается. Желательно, конечно, в разумных пределах. Но если от жизни вы желаете одного — говорить как можно больше о чём-то, что вам нравится — смело ступайте на «тропу войны» (то есть, преподавания). Ведь любимая тема ваших разговоров может оказаться предметом школьной программы.

Представьте: 40 минут рассказывать только о том, в чём вы хороши, что доставляет вам удовольствие. А ещё никто не перебивает. Запомните: когда человек о чём-то увлечённо говорит, его будут слушать.

7. Право сомневаться и совершать ошибки

Когда работаешь с людьми, довольно трудно избегать ошибок. Непонятно, что будет хорошо, а что плохо. Грань между правильным и неправильным здесь настолько нечёткая и размытая, что иногда вообще становится сложно делать выбор и принимать решение: стоит что-то говорить или нет. Ведь воспринять и трактовать все могут по-разному. Иногда вообще сам начинаешь сомневаться в том, что слышишь/говоришь/думаешь. Но это стоит делать. «Сомневаться — значит мыслить, то есть существовать. Нет правильных ответов в профессии учителя. Это прекрасно. Я могу сомневаться. Не всегда, конечно. В чём-то лучше быть уверенным, но сомнение даёт пищу для ума».

8. Открытие себя, других, мира

Учиться в школе можно (и нужно) у всех: в равной степени как у детей, так и у коллег. У первых — всему тому, чего не хватает во взрослой жизни. А у вторых — не только профессиональным навыкам, которые можно перенять, но и чему-то новому из области их предмета. Это как курсы обо всём на свете: под предлогом «работы» можно пойти на чужой урок слушать про Великую французскую революцию или валентность металлов (кто сказал, что эта информация не важна для урока английского?). Таким образом можно расширять границы своего собственного мира. Особенно в том случае, если понимаете, что без этой «учёбы по обмену» найти в себе силы заниматься саморазвитием вы вряд ли сможете.

9. Возможность влиять на чужую жизнь

Всё то, что учитель говорит и делает во время уроков, сказывается на его учениках. Тогда зачем брать на себя такую ответственность и идти преподавать именно в школу? Ведь, по логике, с детьми должно быть сложнее, чем уже со взрослыми, состоявшимися студентами, с которыми можно обсуждать не азы, а глубокие темы? Да, сложнее, зато интереснее.

Студентов уже вряд ли получится перевоспитать, что-то изменить в их сознании. А вот когда ребёнок только начинает познавать мир и его особенности, у учителя море возможностей. Он имеет законное право не только «подсматривать» за развитием его жизни, но и вносить некоторые коррективы, влиять на его мировоззрение и рост. В самом хорошем смысле. Это будет отнимать много сил, времени, энергии, но оно того стоит. Со временем начинаешь это понимать, и отдавать силы, время и энергию становится проще. «Если мой сегодняшний ученик победил себя вчерашнего — это же космос! А я рядом, и я радуюсь».

10. Честность и умение меняться

Детям врать нельзя. Даже если хочешь — просто не получится. «Придут дети и раскусят тебя. Посмотрят прямо в твоё сердце и всё поймут. Патологоанатомы учительской души».

Это повод следить за собой, взвешивать, что говоришь. И тот человек, которым станет учитель после определённого времени преподавания, будет сильно отличаться от того, который начинал свою работу. Меняться он будет вместе с учениками. Когда через тебя проходит большое количество детей, каждый из них как-то действует на тебя, оставляет определённый отпечаток. Надо быть гибким, готовым к этому воздействию. А то тяжко будет всем.

Нельзя не упомянуть оставшиеся причины, которые мне называли учителя, но которые по некоторым соображениям не попали в основной список.

Источник

Благодарная профессия: почему я работаю учителем?

Накануне 1 сентября «Кубань 24» спросили молодых кубанских педагогов, каково сегодня работать в школе, почему они выбрали именно эту профессию и ради чего стоит идти в учителя.

Учителем быть хорошо потому что

«Профессию выбирала по многим причинам. Во первых, она однозначно приносит пользу, Во-вторых, я люблю видеть, как у детей в глазах зажигается светлячок понимания. В-третьих, моя мама — педагог. На ее примере я видела, насколько это здорово — быть учителем!

Каждый раз, заходя в класс, ты сталкиваешься с ситуациями, которые нужно решить моментально. Ты можешь подготовиться к урокам, но к каким-то внештатным ситуациям, внезапным вопросам подготовиться сложно. Кроме того, дети учат тебя отсутствию снобизма по отношению к современной культуре. Мы с ними разбираем тексты современных рэперов, говорим о современных художниках. Это позволяет оставаться в тренде и понимать, чем живет современный ребенок.

Учителем быть хорошо потому что

Тем, кто только начинает свой путь в профессии учителя, я бы посоветовала не отчаиваться, как бы драматично это не звучало. Действительно, будет сложно. Скрывать это бессмысленно. Но то счастье, драйв, вдохновение, которое получаешь от классно проведенного урока, когда дети находятся в эйфории, и ты вместе с ними. Эта радость для настоящего педагога не сравнится, наверное, ни с чем».

Учителем быть хорошо потому что

«На самом деле, я не отношусь к той категории людей, которые мечтали быть учителями с детства. Но о том, что стала учителем, ни капли не жалею.

Я училась на факультете истории, социологии и международных отношений, чтобы, в первую очередь, стать историком. Хотела остаться в науке. Но потом поняла, что мне интересно не только писать статьи, но и нести эти знания в массы. Так я оказалась в школе.

Это произошло не случайным образом. Таким был мой осознанный выбор. Сейчас я довольна своей профессией. Ученики дают мне творческие силы и желание работать. Когда ты видишь отдачу от детей, их интерес, видишь огонь в глазах — это мотивирует.

Тем, кто только начинает работать в школе, я бы посоветовала ни в коем случае не сдаваться, если возникают какие-то сложности. Сейчас в нашей стране активно развивается идея наставничества. Поэтому никогда не нужно стесняться подойти к более опытному педагогу с вопросом, попросить совета. И не нужно опускать руки если что-то не получается. Всегда идите вперед».

Учителем быть хорошо потому что

«Почему я выбрал профессию учителя — один из самых сложных вопросов. Очень долго искал себя в плане профессии и задумывался о работе преподавателем физической культуры в вузе, потому что сам всегда занимался спортом. Но никогда не помышлял о том, чтобы работать именно в школе. Изначально у меня юридическое образование. Однако звезды так сошлись, что я прошел необходимое обучение и стал работать в школе.

Учителем быть хорошо потому что

Самый большой плюс работы в школе — осознание того, что ты действительно приносишь пользу: обществу, стране, а главное детям. Ведь они зачастую обделены, возможно, родительским вниманием, так как мамы и папы работают, заняты. Многие дети предоставлены сами себе, и учитель, насколько может, восполняет эту пустоту.

Начинающим преподавателям не стоит ничего бояться — нужно браться за любую работу, даже непрофильную, участвовать в конкурсах, не отказываться от ответственности без оглядки на деньги. Ведь все это новые знания, совершенно новое понимание образовательного процесса. В любом случае, вернуться на прежнюю должность можно всегда.

А тем, кто учится, не стоит слушать людей, говорящих о «вымирании» учительской профессии, о том, что она «не нужна», «не ценится» — это не так. Каждый человек своей работой может ситуацию направить в такое русло, что его будут ценить, уважать и поддерживать его труд. Все зависит исключительно от специалиста. В профессию идти стоит, люди в образовании требуются, при должном усердии и уровне профессионализма можно достичь действительно высоких результатов».

Учителем быть хорошо потому что

«Профессию учителя выбрала, потому что люблю свой предмет — филологию и люблю работать с детьми. Ничто так не заряжает, как детская энергетика. Дети всегда стремятся к знаниям, готовы прийти на помощь в трудную минуту. Они всегда отзывчивые, добрые, искренние. Это люди, с которыми хочется работать всегда.

Учителем быть хорошо потому что

Работа в школе — это и профессиональный рост. Ты всегда в своей теме, каждый день. Плюс педагогика позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, мастерство управленца. Ведь современный учитель должен обладать навыками не только преподавания, но и менеджмента.

Молодым коллегам советую не бояться предлагать свои идеи, выдвигать какие-то новые концепции. Ведь школа — это место, где тебя всегда ждут, где тебе рады помочь, подсказать. Старшие коллеги всегда готовы поддержать и направить юного специалиста. А еще педагогу нельзя забывать о творчестве. Нужно творить и понимать свою внутреннюю цель — для чего я в профессии и почему это важно не только для окружающих, но и для меня. Тогда удастся не потерять свой жизненный ориентир и остаться в профессии надолго».

Учителем быть хорошо потому что

«Учитель — сейчас актуальная профессия. Лично мне она позволяет быть в центре событий, постоянно совершенствовать свои навыки, как в коммуникации, так и профессиональные.

Школа и в целом школьный коллектив — это живой и постоянно меняющийся организм. И это позволяет быть в тонусе современной жизни. Школа – это постоянные новые профессиональные вызовы. Это участие с учениками в конференциях и конкурсах. Поиск, труд, ошибки, успехи, победы.

Вообще, ребенок и в целом класс — это полное отражение вас как учителя. Какой посыл вы транслируете детям, такой же и ожидайте обратно от них. Они пойдут за вами, будут вдохновляться тем, какие практики вы им даете. И именно поэтому учитель — это очень благодарная профессия».

Источник

12 признаков хорошего учителя

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).

Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

Учителем быть хорошо потому что

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

Учителем быть хорошо потому что

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

Учителем быть хорошо потому что

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

Учителем быть хорошо потому что

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

Учителем быть хорошо потому что

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

Учителем быть хорошо потому что

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

Учителем быть хорошо потому что

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

Учителем быть хорошо потому что

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

Учителем быть хорошо потому что

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

Учителем быть хорошо потому что

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

Учителем быть хорошо потому что

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *